бесплатные рефераты

Финансовые методы повышения прибыльности предприятия

                                                                                                          Постоянные затраты                     

                        Постоянные затраты         

 

 

 

                           Объем  выпуска                                                                                  Объем  выпуска                                                                           

 

 Существует также группа статей затрат, которые изменяются не прямо пропорционально изменению объема производства. Данные затраты принято называть условно-постоянными (или условно-переменными), для простоты расчетов их часто объединяют соответственно с постоянными или переменными расходами.

Анализ безубыточности  сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия, порога рентабельности).

Под точкой безубыточности понимается тот объем продаж, при котором предприятие уже не имеет убытков, но не имеет еще и прибыли. В точке безубыточности суммарные доходы от продаж равны суммарным затратам и расходам, а прибыль равна нулю.

Цель анализа точки безубыточности состоит в нахождении такого объема продаж, который обеспечит предприятию нулевой финансовый результат.

Рассмотрим методы расчета точки безубыточности производства на примере предприятий, производящих и реализующих один или несколько видов продукции.     

Анализ взаимосвязи “затраты – объем - прибыль” в условиях производства одного вида продукции.

Для расчета точки безубыточности применяются три метода:

·        Метод уравнения

·        Метод маржинального дохода

·        Метод графического изображения

I. Метод уравнения.

В основе анализа  взаимосвязи “затраты – объем - прибыль” лежит одно из основных уравнений микроэкономики:

 

 Переменные           Постоянные

Объем продаж =       затраты          +      затраты        +   Прибыль

     и расходы            и расходы

 

 

Поскольку прибыль в точке безубыточности равна нулю, то для этой точки:

 

Переменные           Постоянные

Объем продаж =       затраты          +      затраты       

     и расходы            и расходы

или

 Финансовые методы повышения прибыльности предприятия                                                       

                                                  Переменные                                           Постоянные

Цена за           Количество            затраты  и              Количество              затраты

                  ×                           =                              ×                                 +

единицу             единиц                 расходы на               единиц                и расходы

                                                       единицу  

Исходя из этого уравнения можно определить точку безубыточности в натуральных единицах:

  Точка безубыточности            Постоянные  затраты и расходы

                                             =   ───────────────────────

 (в единицах продукции)         Цена за     ─    Переменные затраты

  единицу          и расходы на единицу

 

II. Метод маржинального дохода

Маржинальный  доход - это превышение дохода от продаж  над всеми переменными затратами и расходами, связанными с данным объемом продаж.

Поэтому метод маржинального дохода основывается на следующей формуле:

               Доход           Переменные

Маржинальный доход  =      от          ─      затраты       

               продаж           и расходы

 

Другими словами, маржинальный доход – это результат от продажи продукции после возмещения всех переменных затрат и расходов и включающий в себя прибыль и постоянные затраты и расходы. Предприятие может получить прибыль в случае, если полученный маржинальный доход превышает постоянные затраты и расходы.

 

               Постоянные

Маржинальный доход   ─     затраты         =    Прибыль 

                  и расходы               

 

Если маржинальный доход в точности покрывает постоянные затраты и расходы, то прибыль равна нулю, то есть достигнута точка безубыточности, и формулу можно преобразовать следующим образом:

 

Маржинальный          Объем продаж         Постоянные 

доход на единицу  ×  (в единицах         =     затраты 

       продукции            продукции)              и расходы 

Отсюда:

Точка безубыточности                    Постоянные  затраты и расходы

                                             =   ────────────────────────────

 (в единицах продукции)         Маржинальный доход на единицу продукции

 

 

где:

  Маржинальный              Продажная                Переменные

доход на единицу  =   цена за единицу  ─  затраты и расходы

       продукции                                                   на единицу

Для расчета точки безубыточности в денежном выражении преобразуем следующую формулу:

Точка безубыточности           Точка безубыточности в денежном выражении        

                                                      =   ────────────────────────────

        (в единицах продукции)                     Продажная цена за единицу

 

Отсюда:

 

Постоянные затраты           Точка безубыточности

         и расходы                   в денежном выражении        

──────────────  = ───────────────

 Маржинальный доход             Продажная цена

на единицу продукции                  за единицу

 

 

Точка безубыточности                       Постоянные затраты и расходы

                                                      =   ─────────────────────────────

        (в денежном выражении)         (Маржинальный доход на единицу продукции/

                                                                       /Продажная цена за единицу)

Знаменатель этой дроби называют нормой маржинального дохода, которая выражается в процентах. Норма маржинального дохода – это отношение маржинального дохода на единицу продукции к ее продажной цене или маржинального дохода в целом к общему объему продаж.

Таким образом:

 Точка безубыточности            Постоянные затраты и расходы

                                                      =   ────────────────────

        (в денежном выражении)           Норма маржинального дохода

 

 

 

III. Метод графического изображения

 

Можно представить расчёт точки безубыточности в графическом виде.

      

 Себестоимость и

доход

                                                                              Выручка

 

                                                                                           Совокупные затраты

 

                                                                                            Переменные затраты 

 

                                                                                                              Постоянные затраты

 

 

                                                                                          

                                                                                           Объем реализации

                                                Точка безубыточности

 

Точка безубыточности на графике определяется пересечением линий - выручка от реализации и совокупные затраты. По горизонтальной оси определяется безубыточный объём производства в количественных единицах (шт., кг и т.д.), а по вертикальной оси - в денежных единицах.

Если разница между выручкой от реализации и совокупными затратами у предприятия отрицательная, но при этом выручка от реализации превышает переменные затраты, то у предприятия есть потенциальная возможность прибыльной продажи продукции при увеличении объёма производства. Если у предприятия отрицательна и разница между выручкой и переменными затратами, то рост объёмов реализации не позволит получать положительную прибыль от основной деятельности.

 

В предпринимательской деятельности анализ точки безубыточности служит основой для планирования желаемой прибыли. Для различных альтернативных планов производства менеджер может рассчитать соответствующий объем продаж, необходимый для получения желаемой величины прибыли. При расчете количества единиц, подлежащих продаже, или целевого дохода от продаж, то есть дохода, который необходим для достижения желаемой прибыли, эта прибыль рассматривается как дополнительные затраты и расходы, и тогда формула расчета объема продаж, обеспечивающего получение желаемой прибыли, имеет вид:

 

         Объем продаж,                        Постоянные затраты          Желаемая

необходимый для получения             и расходы                 +       прибыль  

       желаемой прибыли            =   ───────────────────────────

    (в единицах продукции)             Маржинальный доход единицы продукции       

 

 

          Объем продаж,                        Постоянные затраты          Желаемая

необходимый для получения             и расходы                 +       прибыль  

       желаемой прибыли            =   ───────────────────────────

  (в денежном выражении)                     Норма маржинального дохода

 

Управление производственным рычагом.

Анализ взаимосвязи “объем – затраты - прибыль” используется также для определения влияния изменения переменных, постоянных затрат и расходов, дохода от продаж на величину финансового результата (прибыль/убыток). Решение проблемы максимизации или прироста прибыли зависит от сокращения тех или иных затрат и расходов. При решении этих взаимосвязанных задач выявляется степень чувствительности прибыли к изменению дохода от продаж. Для измерения степени чувствительности прибыли используются показатели производственного (операционного) рычага. Эффект производственного рычага заключается в том, что любое изменение дохода от продаж приводит к более сильному изменению прибыли.

Существуют несколько методов расчета производственного рычага:

·        Удельный вес постоянных затрат и расходов в общей сумме затрат и расходов

·        Отношение постоянных затрат и расходов к переменным

·        Отношение уровня изменения прибыли к уровню изменения объема продаж

·        Отношение маржинальной прибыли к прибыли от основной деятельности

Чаще всего используют последнее соотношение.

Маржинальная прибыль

Производственный рычаг = ───────────────────────

Прибыль от основной деятельности

При таком подходе экономический смысл производственного рычага заключается в том, что он показывает, на сколько изменится прибыль от основной деятельности предприятия при изменении выручки на 1%. Например, значение рычага 15% говорит, что при изменении выручки от реализации на 1% прибыль предприятия изменится на 15%.

Эффект производственного рычага при любом методе расчета зависит от относительной величины постоянных затрат и расходов. Чем выше уровень постоянных затрат и расходов к уровню переменных затрат и расходов, тем выше уровень производственного рычага.

С точки зрения максимизации прибыли более выгодным является:

·        высокий производственный рычаг в случае устойчивого роста объемов реализации;

·        низкий производственный рычаг в случае прогнозируемого снижения объемов реализации, либо трудно прогнозируемого объема реализации.

При увеличении объемов реализации предприятие, имеющее высокий производственный рычаг, имеет возможность более высокими темпами повышать прибыль, чем предприятия с низким производственным рычагом. Однако необходимо помнить, что производственный рычаг, как и любой другой рычаг, может действовать в обратную сторону. При снижении объемов реализации темп снижения прибыли будет более высоким у предприятия, имеющего высокий производственный рычаг.

Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.

Преимуществом высокого уровня производственного рычага считается то, что предприятие с таким уровнем рычага является менее чувствительным к изменению продажной цены единицы продукции, так как переменные затраты и расходы относительно невелики, и при растущей конкуренции менеджер может снизить цену до уровня, едва превышающего величину переменных затрат и расходов на единицу продукции, и при этом покрыть их. Постоянные затраты и расходы не принимаются во внимание, так как они присутствуют даже при нулевых продажах и в данном случае являются нерелевантными. Данное преимущество  высокого уровня производственного рычага часто учитывается менеджерами при решении проблемы: принять или нет специальный заказ на продукцию по цене ниже обычной. Другим преимуществом считается то, что с каждой проданной единицы продукции за порогом рентабельности эффект на прибыль будет возрастать.

Недостатком высокого уровня производственного рычага является то, что предприятие становится более чувствительным к изменению уровня продаж, так как при неправильно прогнозируемых объемах продаж уровень снижения прибыли может значительно превышать уровень снижения продаж.

Преимуществом низкого уровня производственного рычага является то, что предприятие менее чувствительно к изменению уровня продаж и при его снижении эффект на прибыль невелик, а в качестве недостатка  можно отметить то, что предприятие становится более чувствительным к изменению продажной цены.

Величина производственного рычага зависит от структуры текущих затрат - величины переменных и постоянных затрат в себестоимости продукции. Чем больше переменных затрат в составе затрат (себестоимости реализованной продукции), тем ниже производственный рычаг.

Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат - изменении доли переменных и постоянных затрат.

В составе затрат на производство продукции достаточно сложно выделить элементы, которые могут переводиться из разряда постоянных в переменные или наоборот. Пример затрат, которые организация может устанавливать как переменные или постоянные, - заработная плата.

Например, в период кризиса при труднопрогнозируемом объеме сбыта продукции, встречалась практика установления зависимости заработной платы административно-управленческого и производственного персонала от объемов реализуемой продукции (с выделением базовой постоянной величины). При этом заработная плата переходила в разряд переменных затрат, что способствовало минимизации убытков при сокращении объемов реализации.

Для предприятий с высоким уровнем производственного рычага даже незначительное изменение дохода от продаж может привести к существенному изменению прибыли.

Рассмотрим данное положение на примере данных таблицы 1. Производственный рычаг  для предприятия по данным за последний отчетный период составляет 3,5.

(1 300 000 – 600 000)/200 000 = 3,5

Таблица 1.

 

Данные за последний отчетный период

Данные при прогнозном падении продаж на 20%

Данные при начислении з/п АУП в размере 15% дохода от продаж

1. Доход от продаж, леев

1 300 000

1 040 000

1 040 000

2. Переменные затраты и расходы,  леев

600 000

480 000

480 000

3. Маржинальный доход, леев (стр1–стр2)

700 000

560 000

560 000

4. Постоянные затраты и расходы, леев

500 000

500 000

460 000

4.1 В том числе з/п АУП

200 000

200 000

156 000

5. Прибыль, леев (стр3 – стр4)

200 000

60 000

100 000

При падении дохода от продаж на 20% (1 300 000 × 20% = 260 000), прибыль уменьшается на 70% (60 000 × 200 000/100 = 70%). В подобной ситуации необходимы оперативные меры по "замедлению" падения прибыли - по снижению действия производственного рычага.

Снижение производственного рычага - это снижение доли постоянных затрат. В составе постоянных затрат  выделяется элемент, который возможно сделать переменным - это заработная плата административно - управленческого персонала. В последнем отчетном периоде на предприятии заработная плата АУП начислялась по повременному принципу - на основании окладов. Перевод затрат на оплату труда в разряд переменных предполагает установление зависимости зарплаты от объемов реализации как процента от объемов продаж.

По факту, заработная плата АУП составила 15% выручки от реализации продукции – (200 000/1 300 000). Установим на будущее аналогичной соотношение - величина заработной платы как 15% от продаж.

При переводе заработной платы в разряд переменных падение прибыли замедлилось. Пример несколько утрирован: сложно оплату труда сделать полностью зависимой от объемов продаж, определенные оклады будут сохранены. Следовательно, эффект по "замедлению падения" прибыли будет менее заметным. Также следует учесть, что при низкой доле заработной платы в составе затрат манипуляции с ее величиной не приведут к ощутимому росту прибыли, но могут создать напряженную обстановку в коллективе. Стоит заметить, что при росте объемов продаж начисление зарплаты на основании окладов, но не процентом от продаж будет более целесообразным с точки зрения максимизации прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ