Финансовые методы повышения прибыльности предприятия
Изменение принципов
начисления зарплаты - не единственный способ изменения "распределения
сил" между переменными и постоянными затратами. Передача отдельных
технологических операций для выполнения на стороне - знаменитый аутсорсинг -
это способ сократить постоянные затраты, связанные с эксплуатацией собственного
оборудования. При росте объемов продаж, напротив, возникает вопрос об
организации производства отдельных комплектующих силами самого предприятия,
отказа от их приобретения на стороне.
Аутсорсинг дает предприятию
следующие преимущества:
На стратегическом уровне
аутсорсинг позволяет:
· сфокусировать внимание на основном бизнесе;
· уменьшить необходимость инвестиций в неосновные фонды;
· гибко реагировать на изменения на рынке (кризисы, дефолты) и внутри
компании (реорганизации, реструктуризации, слияния, поглощения) и др.
Тактические преимущества аутсорсинга:
· отсутствие необходимости в расширении штата компании;
· сокращение накладных расходов, связанных с обучением сотрудников,
информационной поддержкой и др.;
· гарантия профессиональной ответственности, предоставляемая
аутсорсинговой компанией.
Анализ взаимосвязи “затраты – объем - прибыль” в условиях
производства нескольких видов продукции.
В случае производства разнородной
продукции точка безубыточности определяется, как правило, только в денежном
выражении в целом для всего объема продаж. Критический объем продаж в разрезе
отдельных видов продукции можно рассчитать приблизительно, например путем
деления суммы постоянных затрат и расходов, приходящихся на определенный вид
продукции, на норму маржинального дохода по этому виду продукции. Проблема
заключается в выборе базы распределения постоянных затрат и расходов по видам
продукции. Такой базой могут служить следующие показатели: основная заработная
плата производственных рабочих, прямые материальные затраты, доля продаж
отдельных видов продукции в общем объеме продаж, количество отработанных
машино-часов.
Операционный анализ является одним из
инструментов для разработки ассортиментной политики.
Ассортиментная
политика.
Ассортиментная
политика — это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии компании.
Вопрос об изменении ассортимента выпускаемой продукции может иметь различные
решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная
группа, размеры фирмы и прочие конъюнктурные составляющие.
Однако общие правила
и зависимости могут и должны быть определены и сформулированы на основании
анализа состояния и развития существующих сегментов рынка (внешние факторы) и
финансовых изменений, происходящих внутри компании (внутренние факторы)
Выбор той или иной
ассортиментной стратегии должен основываться на оценке изменений денежных
потоков, вызванных изменением ассортимента, а также на прогнозе состояния
денежных потоков в перспективе.
Любое расширение
ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные
финансовые результаты от изменений в ассортименте могут иметь место только в
будущем.
Иногда целью
расширения ассортимента (например, выпуск аксессуаров, сопутствующих товаров
под существующей торговой маркой) может быть реклама. В таком случае расширение
ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы — с
точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты.
В любом случае
главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции (будь-то новый и
независимый вид товара или имиджевый продукт) или о сокращении существующей
товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых
результатов, полученных в связи с такими изменениями.
Оценка эффективности
того или иного подхода к построению ассортиментной стратегии должна
основываться, в первую очередь, на исчислении возможного прироста прибыли (DПр), полученного в
связи с изменением ассортимента реализуемой продукции.
DПр = DД — DР (1),
где DПр — изменение
прибыли, DД
— изменение дохода, DР — изменение расходов, вызванные расширением/сужением ассортимента.
Так как в данном
случае речь идет о будущих событиях то и количественная оценка не может быть
абсолютно точной, поэтому менеджеры должны рассматривать и оценивать возможный
прирост доходов с точки зрения его вероятности, а расчет необходимо проводить
по двум сценариям — min и max.
Окончательное решение
должно приниматься исходя из среднего показателя, с учетом коэффициента
ковариации.
При этом, в случае
равенства полученных средних величин, предпочтение должно отдаваться сценарию с
наименьшей вариацией (разбросом значений).
При условии успешного
продвижения на рынке нескольких товарных групп (стратегия диверсификации
ассортимента), широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения
устойчивости объекта (бизнеса, организации и т. д.).
Решением этих задач
занимается управленческий учет: исчисление рентабельности по видам
деятельности, группам товаров, отдельным единицам продукции (центрам
рентабельности). При этом могут использоваться те же подходы, которые
используются в целях прогнозирования. Сопоставление ожидаемых результатов с
фактическими показателями может послужить не только для оценки правильности
ранее принятых решений, но также и для определения степени адекватности тех допущений,
которые были положены в основу прогноза.
Одним из инструментов,
которым можно воспользоваться для решения данной проблемы, является
операционный анализ, представляющий собой анализ безубыточности. Суть данного
метода была рассмотрена во II главе данной работы. C
начала рассчитывается валовая маржа, как сумма выручки от реализации за вычетом
переменных затрат. Остаются условно-постоянные затраты и прибыль, т. е. те
величины, которыми можно управлять.
Проведение
операционного анализа требует от финансовых менеджеров не только широкого
использования всех необходимых формул, но и умения на основе расчетов делать
правильные выводы, а также разрабатывать возможные сценарии развития
производства и просчитывать результаты, к которым они могут привести.
Рассмотрим
варианты усовершенствования (оптимизации) производственной программы.
Чтобы
провести оценку направлений совершенствования деятельности, финансовому
менеджеру необходимо собрать данные о работе предприятия, приведенные в таблицах
2, 3.
Таблица 2.
Прямые материальные затраты
Прямые затраты на оплату труда
Отчисления на соц. и мед. страхование
Косвенные производственные затраты
В том числе:
переменные
постоянные
|
884 335
438 500
127 165
925 000
225 000
700 000
|
а) Коммерческие
В том числе:
переменные
постоянные
b) Общие и административные
В том числе:
переменные
постоянные
|
350 000
200 000
150 000
350 000
100 000
250 000
|
Таблица 3.
Показатели
|
Туфли
|
Ботинки
|
Сапоги
|
Всего
|
1. Объем
реализации, пар
|
3000
|
2500
|
2500
|
|
2. Цена 1 пары,
леев
|
300,0
|
350,0
|
600,0
|
|
3. Объем продаж,
леев (стр.1 × стр.2)
|
900
000
|
875
000
|
1 500
000
|
3 275
000
|
4. Переменные
затраты и расходы на 1 пару, леев
|
150,0
|
230,0
|
380,0
|
|
5. Маржинальный
доход на 1 пару, леев (стр.2 - стр.4)
|
150,0
|
120,0
|
220,0
|
|
6. Совокупный
маржиналь-ный доход, леев (стр.5×стр.1)
|
450
000
|
300
000
|
550
000
|
1 300
000
|
7. Постоянные
затраты и расходы, леев
|
|
|
|
1 100
000
|
8. Прибыль,
леев (стр.6 - стр.7)
|
|
|
|
200
000
|
В целях
обоснования и выбора оптимальной структуры запланированной производственной
программы необходимо проанализировать рентабельность продаж отдельных видов
продукции.
Рентабельность
продаж – это отношение валовой прибыли к объему продаж.
Валовая
прибыль представляет собой разницу между объемом продаж и себестоимостью
продаж.
Таблица 4.
Прямые затраты.
Показатели
|
Туфли
|
Ботинки
|
Сапоги
|
Прямые материальные затраты
|
50,82
|
139,50
|
153,25
|
Заработная плата
|
42,0
|
50,0
|
75,0
|
Взносы социального и медицинского
страхования
|
12,18
|
14,50
|
21,75
|
Итого прямые затраты
|
105,0
|
204,0
|
250,0
|
Косвенные
затраты распределяем пропорционально прямым материальным затратам.
Таблица 5.
Показатели
|
Туфли
|
Ботинки
|
Сапоги
|
Всего
|
Прямые материальные затраты
|
152
460
|
348
750
|
383
125
|
884
335
|
Косвенные затраты
|
157
250
|
370
000
|
397
750
|
925
000
|
Таблица 6.
Показатели
|
Туфли
|
Ботинки
|
Сапоги
|
Прямые затраты
|
315
000
|
510
000
|
625
000
|
Косвенные затраты
|
157
250
|
370
000
|
397
750
|
Себестоимость
|
472
250
|
880
000
|
1 022
750
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|