Финансы, денежное обращение и кредит (лекции)
n
прогнозирование и организация производства,
перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
n
установление правил хранения, перевозки и
инкассации наличных денег для кредитных организаций;
n
определение признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены и уничтожения поврежденных;
n
разработка порядка ведения кассовых операций для
кредитных организаций;
n
определение правил, формы, сроков и стандартов
осуществления безналичных расчетов;
n
лицензирование расчетных систем кредитных
учреждений.
Законом предусмотрен общий срок прохождения безналичных расчетов: не
более двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах РФ.
С целью регулирования экономики ЦБР привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке; осуществляет регламентацию экономических нормативов
для кредитных учреждений.
Для осуществления кассового обслуживания
кредитных учреждений, а также других юридических лиц, на территории РФ создаются
расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях
Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных
денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет.
Резервные фонды представляют собой запасы не
выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение
для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток
наличных денег в оборотной кассе лимитируется и при превышении лимита излишки
денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды. Объективная потребность
в резервных фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения нужд экономики в
наличных деньгах; обновления денежной массы в обращении в связи с приходом в
негодность отдельных банкнот; поддержания обязательного покупюрного состава
денежной массы в целом по стране и регионам; сокращения расходов на перевозки и
хранение денежных знаков. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного
разрешения - документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за
счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается
Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного
размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
Инфляция - кризисное состояние денежной
системы. Термин “инфляция” (от латинского “inflatio” - вздутие)
означает переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вследствие
чрезмерного их выпуска. Инфляция может быть и результатом сокращения товарной
массы в обращении при неизменном количестве выпущенных бумажных денег.
Выражается в обесценивании последних по отношению к золоту (в 1991 г. 1 доллар
США = 0,9 руб., а в сентябре 1997 г. - 5880 руб.), сопровождается ростом цен и
падением реальной заработной платы. Принимает всеобщий затяжной и хронический
характер. В современных условиях проявляется в повышении рыночной цены золота
(в 60-е гг. Тройская унция продавалась за 35 долларов, 1995г. - 350-400
долларов), стоимости жизни, введении “плавающих” курсов валют, росте цен.
Первопричина инфляции - диспропорции в развитии экономики, обусловленные
нарушением закона денежного обращения. Различают внутренние (не денежные
и денежные) и внешние факторы.
Внутренние не денежные - диспропорции
развития экономики, государственно-монополистическое ценообразование, кредитная
экспансия.
Внутренние денежные - кризис
государственных финансов:
дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение
массы кредитных денег (векселей), уменьшение скорости обращения денег.
Внешними факторами являются мировые
кризисы (сырьевой, энергетический, валютный), валютная политика государств,
направленная на экспорт инфляции, нелегальный экспорт золота и валюты.
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен,
который измеряет соотношение между ценой определенного набора потребительских
товаров и услуг (потребительской корзиной) в текущем и базовом периодах.
Например, индекс цен в 1996 г. определяется как
Цена
“потребительской корзины” в 1996 г.
Цена
аналогичной “потребительской корзины” в базовом периоде
В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов:
n
ползучая, рост цен 3-4
% в год
n
галопирующая, рост цен
10-50% и до 100%
n
гиперинфляция, рост цен
более 100 %
Типы инфляции:
В зависимости от причин различают два типа инфляции:
n
инфляция спроса;
n
инфляция предложения.
Инфляция спроса - рост уровня цен
происходит под влиянием роста совокупного спроса, избытка денег. Как следствие,
- рост цен, черный рынок.
Инфляция спроса обусловлена:
1) милитаризацией экономики;
2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Дефицит покрывается
эмиссией денег, государственными займами;
3) кредитной экспансией банков. Выпуск кредитных денег в качестве средства
платежа;
4) притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без увеличения
объема товаров.
Инфляция издержек производства (предложения). Причины:
a) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и
услуг в отсутствие стимулов;
b) появление новых потребностей человека;
c) рост заработной платы;
d) высокие косвенные налоги и рост издержек
e) энергетический кризис
Основные методы
борьбы с инфляцией:
n
денежная реформа;
n
антиинфляционная политика.
Денежная реформа (проводится однократно) -
полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с
целью упорядочения и укрепления денежного обращения.
Методы проведения:
n
Нулификация -
объявление об аннулировании обесценивающейся денежной единицы и введение новой;
n
Реставрация -
восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы (ФРГ 1960-1962
гг.);
n
Девальвация - снижение
золотого содержания денежных единиц или понижение курса национальной валюты к
золоту, серебру и иностранной валюте;
n
Деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной единицы и обмен по установленному соотношению
старых денежных знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены,
тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах, балансы
предприятий.
Антиинфляционная политика - комплекс мер
по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с
инфляцией. Наметились два основных подхода: дефляционная политика и политика
доходов.
Дефляционная политика - это:
n
регулирование денежного спроса через
денежно-кредитный и налоговый механизм;
n
снижение государственных расходов;
n
повышение процентных ставок за кредит;
n
усиление налогового бремени;
n
ограничение денежной массы;
n
конкурентное стимулирование отдельных производств
путем снижения налогового бремени;
n
Политика доходов - это:
n
контроль за ценами;
n
контроль за заработной платой путем ее
замораживания или установления пределов роста;
n
индексация полная или частичная;
n
компенсация расходов
Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия.
Шоковая терапия —
стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от
регулирования цен. Следствие - снижение жизненного уровня населения.
Предметом науки о финансах является определенная система экономических
отношений, связанных с формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,
предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения
функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные
отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего
продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и
использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно
повторяющихся циклов.
Производство®Распределение®Обмен®Потребление ------Производство"
Производственное Личное
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как
вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого
будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения
разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях
воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости
происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из
рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного
владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений,
происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому
назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в
обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым
являются:
1. Реальное движение
денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.
2. Распределительный
характер этих отношений.
3. Место возникновения
- вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы
вторичны.
Примерами финансовых отношений являются:
n
- отношения между предприятиями и работниками
(выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
n
- отношения между предприятиями и его филиалами,
подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов
для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
n
- отношения между предприятиями (оплата счетов,
выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
n
- отношения между предприятием и государством
(платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);
n
- отношения между предприятиями и банками (хранение
собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
n
- отношения между государством и населением (уплата
налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);
n
- отношения между банками и населением (вклады
населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов,
выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
n
- отношения между вышеуказанными и теневой
экономикой.
3.2.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
n
- выполнения финансовых обязательств;
n
- покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
n
- материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость
необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного
- это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У
хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления,
фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства,
аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства
внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые
самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными)
и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
n
- собственные и привлеченные (прибыль, амортизация,
денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
n
- заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты
банков, средства различных финансовых структур;
n
- ресурсы, получаемые в порядке перераспределения
(страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так
называемых основных или первичных доходов путем распределения национального
дохода среди участников материального производства;
2) в создании вторичных
или производных доходов путем перераспределения национального дохода между
производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального
производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами
населения.
Схема
распределения национального дохода
(C+V+M) - совокупный общественный продукт
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заработная пла-
та работников
материального
производства
|
|
|
|
|
и т.д.
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством
регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного
воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного
соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой,
банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и
платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования
, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют
регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через
государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое
и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
n
- на всех уровнях управления экономической системой
(Федеральном, территориальном, местном);
n
- во всех сферах общественной жизни (материальное
производства, сфера обращения, сфера потребления);
n
- на всех уровнях экономической системы
(внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы
комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -
финансы. Если финансы - это экономические отношения по
поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и
учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием
и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом
РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10
октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и
остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение:
социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений
науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой
цели служат :
госзаймы
n
в 1993 г. государственный внутренний долг составил
16,1 трлн руб.;
n
в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные
Централизованные финансы
финансы
(государственные)
Финансы предприятий,
Фонды Бюджетная Специальные
внебюд- Государственные
учреждений,
организаций страхования
система жетные фонды займы
Федера- Бюджеты Местные Специальные Социальные Внутренние
Финансы
То же - Финансы Социальное льный
субъектов бюджеты
предприя- на не-
общест- бюджет
Федерации
Внешние
тий, функ-
коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на
основе заций Имущественное
коммер-
Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници- Бюджеты
ческой
ос- Ответственности
городов респуб- областей, пальные районных
нове
Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты и сельских
Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий населен-
тербурга ных
пунк-
ктов
АО ОО
ЧП
Пенсионный Фонд со- Государствен-
Федеральный
фонд циально- ный фонд за- и территориаль-
го стра- нятости насе- ный фонды обя-
хования ления зательного меди-
цинского
страх.
n
на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,
ценные бумаги
n
государственные краткосрочные облигации (ГКО) со
сроком обращения три месяца;
n
золотые сертификаты МФ со сроком обращения один
год;
n
шестимесячные и годовые государственные облигации;
n
облигации федерального займа (ОФЗ);
n
облигации государственного сберегательного займа
(ОГСЗ).
Методы организации финансов определяются степенью (силой)
государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.
Методы
организации
финансов
Государство непосредственно Государственное
вмешательство
руководит финансами
(незначительное) дозированное
Баланс Баланс
Плановая Рыночная
брутто нетто
экономика экономика
Хозрасчет Бюджетное Коммерчес-
финанси
- кий расчет
рование
непроиз-
водствен-
ной сферы
Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство
финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.
Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль.
В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который
характеризовался:
n
- оперативной самостоятельностью;
n
- централизованным подчинением;
n
- материальной заинтересованностью;
n
- материальной ответственностью за результаты.
Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет
государственного бюджета.
Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных
формах собственности.
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Она включает:
n
- разработку общей концепции, основных направлений,
определение целей и главных задач;
n
- создание адекватного финансового механизма;
n
- управление финансовой деятельностью государства и
его субъектов. Выделяют три основных вида финансовой политики:
n
- классическая;
n
- регулирующая;
n
- планово - директивная.
Классическая -основана на трудах классиков
политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее
направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной
конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных
процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на
косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство
финансов.
Регулирующая - в основу положена экономическая
теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и
регулирования государством циклического развития экономики. Основными
инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых
формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства, ликвидация
безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования
становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный
кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования
экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы,
занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием,
контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом
такая политика обеспечила в 30 - 60 гг. стабильный экономический рост,
эффективную систему финансирования социальных нужд.
В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная
стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование
становится многоцелевым:
n
- экономический рост и занятость;
n
- денежное обращение;
n
- валютный курс;
n
- социальные факторы;
n
- структурная перестройка хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема
перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение
бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций.
Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.
Планово - директивная финансовая политика
применяется в странах с административно - командной системой. Основана на
государственной собственности на средства производства. Целью является
концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами
власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение
в соответствии с основными направлениями государственного плана развития .
Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:
n
- вначале при помощи налога с оборота;
n
- затем при помощи индивидуальных отчислений от
прибыли (взносов свободного остатка прибыли).
При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за
счет чистой прибыли.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось
при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных
государственных займов.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения
ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за
счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя
из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному
принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства
финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления
народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.
Основа современной финансовой политики РФ:
n
- признание свободы предпринимательства;
n
- введение разнообразных форм хозяйствования;
n
- приватизация государственной собственности и
переход к смешанной экономике;
n
- отказ государства от директивного управления;
n
- переход отношений предприятий и государства на
налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила
распространение система государственного кредита для покрытия дефицита
госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется
организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система,
основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.
Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств
со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика
перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется
горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового
рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства.
Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система
управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная
перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной
основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено
проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм,
видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы
организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги,
государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация
бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|