Финансы, денежное обращение и кредит (лекции)
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не
затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только
основных правил.
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей
финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей
финансовой системы.
Органы управления финансами
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его
палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
n
- рассмотрение и утверждение федерального бюджета
России и утверждение отчета о его исполнении;
n
- рассмотрение законов о налогах, сборах и
обязательных платежах;
n
- установление предельного размера государственного
внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
n
- разработку и реализацию стратегических
направлений финансовой политики;
n
- составление проекта и исполнение федерального
бюджета;
n
- разработку предложений по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и
развитию рынка ценных бумаг;
n
- осуществляет выпуск государственных внутренних и
внешних займов;
n
- осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
n
- разрабатывает методологическое обеспечение
финансовой отчетности в стране;
n
- финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих
задач:
n
- бюджетный департамент (составляет проект
федерального бюджета);
n
-отраслевые департаменты финансирования
промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и
связи, сельского хозяйства и т.д.;
n
- департамент иностранных кредитов и внешнего
долга;
n
- департамент налоговых реформ;
n
- департамент государственных ценных бумаг и
финансового рынка;
n
- Главное управление федерального казначейства
(отвечает за кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по
совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную
налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.
Предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений,
оперативно - розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового
законодательства, а также обеспечением безопасности деятельности налоговых
инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах
занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами
границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность
несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного
управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится
финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и
службы предприятий.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административными
методами. К экономическим относятся:
n
фискальная политика;
n
финансовое планирование;
n
координация финансовых ресурсов;
n
финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по
изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью
воздействия на экономику для изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение
доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств.
На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное
планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план
предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне
осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и
посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации
использования финансовых ресурсов.
К другим методам следует отнести:
n
- систему амортизационных отчислений;
n
- систему финансовых санкций.
Исключительно важное значение в условиях рынка имеет финансовый
менеджмент.
Его задачами является:
n
планирование и прогнозирование финансовой стороны
деятельности предприятия;
n
принятие обоснованных решений по инвестированию
средств;
n
координация финансовой деятельности всех
подразделений;
n
проведение операций на финансовом рынке с целью
мобилизации финансовых ресурсов.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой
деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах
общественного производства, является многоуровневым и всесторонним,
сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления
финансовых результатов.
1. Классификация видов финансового контроля
1.1. По времени проведения:
n
предварительный (составление бюджетов, финансовых
планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);
n
текущий;
n
последующий.
1.2. По субъектам контроля:
n
президентский;
n
органов представительной власти и местного
самоуправления;
n
органов исполнительной власти;
n
финансово - кредитных органов;
n
ведомственный;
n
внутрихозяйственный;
n
аудиторский.
1.3. По сферам финансовой деятельности:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный,
контроль за денежной массой.
1.4. По форме проведения:
n
обязательный (внешний);
n
инициативный (внутренний).
1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности,
наблюдение (мониторинг), ревизии.
При Представительных органах власти (Совет Федерации и
Государственная Дума) действуют:
n
Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
n
Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме
председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального
собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы
созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за
федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным
внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования
иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия:
n
предписание;
n
предписание, обязательное для исполнения;
n
приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский контроль осуществляется путем
издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ,
представления Государственной Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.
Правительство РФ контролирует процесс
разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в
области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством
разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных
средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и
использования государственных инвестиций, методического руководства
организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию
аудиторской деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно
- ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства
субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и
районов в городах.
На него возложены следующие обязанности:
n
контроль за доходной и расходной частью ФБ в
процессе его исполнения;
n
контроль за состоянием государственных финансов в
целом;
n
контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием
государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
n
контроль за государственными внебюджетными фондами
и отношениями между ними и бюджетом.
В целях усиления контроль за эффективным использованием государственных
инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она
занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов,
осуществляемых за счет государственных ресурсов.
К специализированным органам финансового контроля относятся:
n
Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты
налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба
включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в
субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые
инспекции);
n
Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и
местных органов;
n
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и
кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;
n
Центральный банк России
(ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;
n
ведомственный финансовый контроль осуществляется
структурными подразделениями министерств и ведомств.
Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один
раз в два года в остальных организациях.
Негосударственный финансовый контроль включает:
n
внутрихозяйственный финансовый контроль, который
проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный
контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности
путем визирования документов) и стратегический;
n
аудиторский финансовый контроль. Аудиторская
проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности
все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные
фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного
инвестора.
Основным документом, определяющим организационно-правовые формы
хозяйствования в РФ является Гражданский Кодекс РФ (по сути это конституция
предпринимательской деятельности).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в
собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего
имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели
своей деятельности называются коммерческими.
Организации, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную
прибыль между участниками, называются некоммерческими.
Гражданский Кодекс определяет виды хозяйствующих субъектов:
1) хозяйствующие товарищи, в том числе:
n
полное товарищество;
n
командитное товарищество (на вере);
2) хозяйствующие общества.
Хозяйствующие общества
Акционерные Общества с ограничен-
общества ной ответственностью
АООТ АОЗТ
Сохранены по действующему законодательству производственные кооперативы
(артели). Имущество их подразделяется на делимое и неделимое.
Государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными:
n
унитарные предприятия с правом хозяйствования;
n
унитарные предприятия, основанные на праве
оперативного управления.
Законодательно определены виды и порядок образования различных фондов
(благотворительных, инвестиционных).
Организационно - правовая форма определяет порядок формирования
стартового капитала, ответственность по обязательствам, распределение
полученного дохода:
Товарищества - складочный капитал.
Общества - уставный капитал.
АО - уставный капитал образуется как номинальная стоимость акций
(обычных и привилегированных). В качестве взноса в уставный капитал могут быть
денежные средства, имущество, интеллектуальная собственность, право пользования
природными ресурсами, ноу-хау (новые технологии), ценные бумаги. АО для
привлечения средств могут проводить дополнительные эмиссии акций. Эти средства
образуют добавочный капитал. Если УК АО становится меньше определенного
законом, то АО подлежит ликвидации
ООО - уставный капитал образуется за счет вкладов его участников. Они
не имеют права выпускать акции. Несут ответственность в пределах уставного
капитала.
Государственные и муниципальные предприятия формируют свое имущество на
базе государственного или муниципального имущества.
Инвестиционные паевые фонды формируют свои ресурсы за счет привлеченных
средств: юридических или физических, рассматриваемых как паи. Полученная
прибыль распределяется между пайщиками пропорционально величине пая.
Принципами организации финансов являются:
n
принцип хозяйственной самостоятельности в
определении расходов, источников финансирования, направлений деятельности и
инвестиций с целью получения прибыли;
n
принцип самофинансирования, означающий полную
окупаемость затрат;
n
принцип материальной заинтересованности, в основе
которого достойная оплата труда, оптимальная налоговая политика и пропорции в
распределении прибыли;
n
принцип материальной ответственности, реализуемый
через пени, неустойки, штрафы, объявление банкротом, увольнение с работы;
n
принцип обеспечения финансовых результатов
реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и
резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
Финансовым результатом деятельности коммерческой организации может быть
либо прибыль, либо убыток.
Прибыль - это показатель эффективности работы фирмы. Расчетно она
определяется по формуле:
П = Д - Р
Показателем относительной эффективности работы фирмы является
рентабельность
П
Rоф = *100%
ОФ + ОБС
П
П
RД =
*100% RР =
*100%
Д
Р
R — показывает объем прибыли с 1 рубля соответственно производственных
основных фондов, доходов и расходов.
В классической теории различают: бухгалтерскую прибыль, которая
представляет собой сумму общей выручки производителя за вычетом его внешних
издержек. Под внешними издержками понимается величина денежных расходов,
осуществляемых производителем с поставщиком. Экономическая прибыль - это
бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, то есть
произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов.
С точки зрения бухгалтерского учета прибыль отражает финансовый
результат хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный
период (в случае превышения доходов над расходами). Величина прибыли
определяется как кредитовое сальдо счета 80 “Прибыли и убытки”. Если счет 80
имеет дебетовое сальдо (т.е. превышение расходов над доходами), то оно
представляет собой убыток.
С точки зрения бухгалтерского учета прибыль состоит из трех
компонентов.
Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта
и представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах
(без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами. Этот
показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).
Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией:
определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые
обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе
отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода является
результатом деятельности в финансовой сфере.
Объединив результат от реализации с результатом от финансовой и прочей
деятельности, мы получим прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной
деятельности.
Третий вид доходов - это результат от внереализационных операций,
которые носят нерегулярный характер.
Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации
называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или
убытком отчетного периода (если результат отрицательный).
Еще один показатель - нераспределенная прибыль. По своей природе сумма
нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход, находящийся
в обороте. Она является собственным источником финансирования, т.е. может
рассматриваться как составная часть капитала организации.
Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в
распоряжении организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу
между прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными
платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды
организации, на благотворительные цели и др. По сути - это промежуточный
результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.
С 1993 года в практику организаций введен новый экономический
показатель - предполагаемая прибыль. Она рассчитывается исходя из конкретных
условий деятельности организации, которая самостоятельно решает, на что при
этом ориентироваться: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты,
исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежный спрос
или на курс по отношению к рублю и т.д.
Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних
предприятий.
Финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг
рассчитывается в терминах формы №2 “Отчет о финансовых результатах”. Отчет
составляется ежеквартально нарастающим итогом.
Например,
|