бесплатные рефераты

Финансы и кредит (шпаргалка к гос. экз.)

Финансы и кредит (шпаргалка к гос. экз.)

41. Банковская система РФ: понятия, св-ва, типы, уровни, элементы.

БС – форма орг-ции функц-ния в стране специализ. кред. уч-ий. Понятие БС предполагает определение ее составляющих: банки и система.

Банки - кредитн. орг-ии кот. привлекают свободные д.с. у физ и юр лиц, аккумулируют и размещают их на основе возвратности, срочности, платности. Функции банков: перераспределительная, контрольная, посредническая.

 Система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и др кред учрежд., действующих в рамках единого фин-го–кред механизма.

БС м. б. рассмотрена с ряда позиций, как организационная и институциональная схема. 1) институц.схема включ совокупность опред-х эл-в – учрежд и орг-ций, прямо или косв участвующих в банковской деятельности, их задачи, функции и операции. 2) орг.схема объединяет  виды и формы кредитов:

- коммерческий кредит, предоставляемый за товар одним предприятием другому, что связано с частой нехваткой д.с. для оплаты поставок сырья, товаров. К.к. оформляется векселем кот представляет собой долговое обязательство должника уплатить к установленному сроку обозначенную в нем сумму денег. Целью к.к. явл ускорение реализ продукции

- потребительский кредит  связан с кредитованием конечного потребителя, т.е. население. Кредиторами в п.к. являются предпринимательские структуры, а также ком. банки и неком. организации.

- государственный  кредит (приобретение банками гос. ЦБ

- международного это предоставление валютных и товарных ресурсов на условиях возв-ти, сроч-ти, платности

- корпоративный кредит, перемещающий , распределяющий кред ресурсы.

Основная структура, определяющая институциональную схему б.с. РФ:

1. ЦБ – самостоятельная но подконтрольная государству кред организация в основные задачи которой входят:  обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфл., обеспечение эффективности и стабильности б.с. (отзыв лицензий, банковский аудит, разм. и выпуск ц.б.).

2. агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), осн.  задачи: участие в проведении ликвидации обанкротившихся банков

3. банки, контрол. пакет которых принадлежит гос-ву и ЦБ

4. универсальные ком. банки (отличит. чертой является осущ-ние полного комплекса банковской деят-ти, по привлечению и размещению ден. рес-ов, расчетам и инвестициям, операциям с валютой

5. специализирование КБ (у них много ограничений в проводимых ими опер. и сделках, но высокий уровень кач-ва и проф-ма

6. небанковские кр. Орг. (почтовые сберег-ые орг-ции, кредитные союзы, ПФ, страховые компании

7 филиалы и пред-ва иностранных банков.

Институциональная схема построения б-ой системы России базир-ся на 3 принципах:1).Иерархический выделяет в б-ой системе отд-ые уровни  1. ЦБ и АРКО 2. Все кред уч-я 2) функционально-регулирующий принцип разделяет б-ую систему на отд сегменты – слои на основе ф-ций 3) органиционно-иерархический принцип – полное выделение всех функционирующих эл-ов банк системы в т.ч. центральный аппарат, территориальные отделения и т.д.





















40. Структура кредитной системы РФ.

КС это совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные  денежные. ср-ва и предоставляющих их в ссуду. Современная КС Р. складывается из двух уровней:

1)         Банк России,

2)         Коммерческие банки и др. кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. 

Банковская система - это важнейший элемент кредитной системы. Банк Р. выполняет функцию главного координирующего и регулирующего органа в КС. По закону “О ЦБ” он во взаимодействии с правительством Р.Ф. разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику государства, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. В процессе осуществления кред. политики, банком Р. регулируется денежное обращение, выражаемое в экспансии или кредитной  реструктуризации. Функции банка проявляются в его операциях. Коммерческие банки являются вторым звеном к.с. Роль К.Б существенно отличается от функций ЦБ. К.Б непосредственно связан с хозяйственными субъектами. Роль К.Б. в кредитной системе:

1)кредитование предприятий, гос-ва и населения;

2)эмиссионно-учредительская деятельность;

3)консультирование.

Кред. система включает в себя разнообразные формы кредита: ранняя форма- ростовщичество- имевшее широкое распространение при рабовладельческом строе и федерализме. Ростовщики (купцы, менялы) предоставляли ссуды крестьянам-ремесленникам за опред. плату уровень которой был очень высок,  поэтому они быстро обогащались. Развитие капитализма с его высокими потребностями в денежных средствах вступило в противоречие с условиями ростовщического кредита, что привело к развитию др. форм. Коммерческий кредит- предоставленный за товар одним производителем другому. К.к. оформляется векселем, который представляет собой письменное долговое обязательство должника уплатить установленную в нем сумму в назначенный срок. Цель к.к.- ускорение реализации продукции и получение прибыли. К.к. повлек за собой развитие банковского кредита- это связано с появлением посредников.

Банковский .кредит обладает свойством универсальности, т.к. перераспределенные через банки д.с. находят свое применение во всех сферах экономики. Банк выступает не только как кредитор, но и заемщик собственных ден. ср-в., т.к. в своей деят-ти кредитно-фин-е учреждения используют заемные ср-ва. 

Государственная форма кредита. Если у гос-ва возникает потребность в дополнительных  д.с., то оно берет деньги взаймы. Основная форма привлечения д.с. гос-вом выпуск и размещение ц.б.

Международный кр-т- это предоставление валютных и товарных ресурсов на условиях возв-ти, сроч-ти, платности. В кач-ве кредиторов и заемщиков могут выступать: банки, пред-ия, гос-ва в лице своих правительств, международные и региональные организации.

Функции кр. системы:

1)         перераспределение ден. капитала (временно свобод. д.с. передаются каким-то субъектам)

2)         аккумуляция и мобилизация денежного капитала.

3)         экономия издержек (Издержки производства, Издержки оборота, издержки потребления)

4)         ускоряет концепцию и централизацию капитала.

5)         стимулирующая- кр-т выступает регулятором экономики.

Формы кр-та:

1)         частный(субъекты предприятия, муниципальные учреждения, банки)

2)         государственный (государство: в роли кредитора заемщик или посредник)

3)         международный (одна из сторон кред. сделки- нерезидент)


1. Социально-эк. сущность финансов. Функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике.

Финансы представляют собой эк. отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Ф выражают денежные отношения, возникающие между:

 - предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продуктов и услуг;

- государством и предприятиями при уплате ими налогов.

Ф отличаются от денег. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а Ф – экономический инструмент, распределяющий и перераспределяющий ВВП, НД, а также средство контроля за образованием и использованием денежных средств.

Функции финансов

- распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

- перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

- регулирующая (финансы могут как стимулировать производство. так и угнетать его);

- контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Распределительная функция.

Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата, прибыль).  Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий.  Распределительная функция - объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы.

Контрольная функция. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между  фондами накопления и потребления.

Признаки финансов:

1). Финансы носят денежный характер, однако бывают ситуации, когда в финансовой системе вращаются и натуральные товары.

2). Финансовые отношения носят распределительный характер.

3). Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые принимают форму финансовых ресурсов.

Финансы, являясь инструмент второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

1. Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

2. Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).  Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 4 стадии, где определяющей является стадия производства.

а). Сфера материального производства. Таким образом оказывает влияние на характер и масштабы производства.

б). Сфера обращения. Она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается и предприятие получает выручку (Д'). Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в). Сфера потребления. Где выделяют:

– коммерческие организации;

– бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.
















2. Финансовая система: ее структура и характ. Осн. Звеньев. Финансовая система РФ

Финансовая система — совокупность звеньев и сфер финансовых отношний, в процессе которых образуются и используются фонды ден. Средств.

I сферы – это государственные финансы, ее звенья :

1.Государственный бюджет (в нем концентрируются огромные финансовые ресурсы).

2.Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций)

a) Пенсионный фонд.

b) Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных)

c) Фонд занятости.

d) Фонд обязательного медицинского страхования.

3. Государственный кредит

Звенья II сферы (финансы предприятий):

1) финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2) финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3) финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов);

Звенья III Сферы (прочие финансы, в т. ч. страхование):

1) Социальное страхование (все методы);

2) Личное страхование;

3) Имущественное страхование;

4) Страхование ответственности;

5) Страхование предпринимательских рисков.

 




















57. Структура рынка ценных бумаг, функции его элементов, хар-ка участников.

В зависимости от стадии обращения ц.б.: Первичный р. - обеспечивает выпуск ц. бумаги в обращение, ее первое появление на рынке. Приобретение их первыми владельцами. Вторичный р. - это р., на к-ом обращаются ранее выпущенные ц.б. , это купля-продажа ц.б. и прочие формы перехода прав собственности в течение полного жизненного цикла ц. бумаги. 

В зависимости от уровня регулируемости рынка: организ-ный и неорг-ый. На первом обращение ц.б. происходит по твердо установленным правилам., на втором участники самостоятельно договариваются по всем вопросам.

В зависимости от места торговли. Биржевой рынок - торговля ц.б. ведется на фондовых биржах, однако большинство видов ц.б. обращается вне бирж. Всегда организованный. Внебиржевой (небиржевые системы электронной торговли) - торг. ц.б. минуя фондовую биржу с различной степенью организации.

В зависимости от типа торговли: Традиционный рынок - традиц. форма торговли ц.б. при к-ой покуп. и продавцы ц.б. встречаются в опр. месте и происходит публичный гласный торг (биржевая торговля) или ведутся закрытые торги.  Компьютерный рынок -  разнообразные формы торговли ц.б. на основе использования компьютерных сетей и современных средств связи. Для него хар-но: отсутствие места встреч, торги сводятся в введению заявок на покупку и продажу, непрерывность во времени. В зависимости от сроков на к-ые заключаются сделки с ц.б. Кассовый рынок - (рынок КЭШ и СПОТ) рынок немедленного исполнения заключенных сделок, при этом технически их исполнение может растянуться до 3 дней, если требуется поставка ц.б. в физ. виде.  Срочный рынок - это рынок с отсроченным обычно на неск. месяцев, исполнением сделки. 

Участники РЦБ - это физ. лица или орг-ции, к-ые продают либо покупают ц.б., обслуживают их оборот и расчеты по ним. Сущ-ют след. осн. группы участников: Продавцы (эмитенты и  владельцы ц.б.) - осущ-ют выпуск и размещение ц.б. на первичном рынке и их дальнейшая продажа на вторичном рынке. Эмитенты - это гос-во, ком. п/п и орг-ции. Покупатели: В зависимости от статуса можно выделить: институционального инвестора - это юр. лица осущ-ие вложение ден. ср-в в ц.б.; индивид-го инвестора - это физ. лицо осущ-ие вложение ден. ср-в в ц.б. В зависимости от цели инвестирования: портфельный инвестор - инвестор осущ-ий формир-е и управ-е портфелем ц.б. Стратегический инвестор - инв. осущ-й управ-е долей собственности в виде ц.б. В зависимости от степени риска: робкого инвестора - это инв. осущ-й вложение ден. ср-в в ц.б. с целью их сохранности. Агресивный инв. - это инв. осущ-ий 60-65% спекулятивных сделок с акциями. Умеренный инвестор. Изощренный инвестор. Некомпетентный инвестор - несет убытки. Проф. посредники: Брокеры - это проф. посредник осущ-й сделки за счет клиента на основании договора поручения или договора комиссии. Дилер - это проф. поср. осущ-й сделки за свой счет и от своего имени.   Организации обеспечивающие функционирование РЦБ (биржа, РТС, банки, депозитарии, регистраторы, расчетно-клиринговые орг-ции, рекламно-рейтинговое агнство)  Депозитарии - сущ-ют при биржах. Осущ-ют перевод прав собств-ти на ц.б. в результате сделок а также их хранение. Регистратор осущ-ет перевод прав собств-ти на ц.б. по результатам сделки.


 
 









































12. Фин. контроль: содержание, формы, виды, методы. Органы ФК, их права и обязанности.

ФК – форма гос. контроля за образ-ем, распред-ем и использ. ресурсов всех звеньев фин. системы.

Функции финансового контроля:

1) проверка расходования гос. средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств);

2) проверка своеврем-ти и полноты мобилиз. средств в гос. ресурсы по всем звеньям фин. системы;

3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.

Органы финансового контроля:

I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата, контрольное управление при Президенте РФ).

В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие вопросы, как контроль за: источниками поступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием.

II. Специальные ведомства государственного финансового контроля.

III. Специальное контрольное ревизионное управление.

Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех субъектах РФ, городах и районах. Это единственная система гос. финансового контроля. Она осуществляет:  документирование ревизии на гос. предприятиях, организациях и учреждениях; проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью.

IV. Органы ФК контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль).

Финансовые органы, возглавляемые МИНФИном, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид ФК наз-ся бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработке оптим. Фин. политики, обеспечивающей максим. рост поступлений в гос. бюджет и развитие экономики. Кредитные учреждения, Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и ведомства. Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового контроля. Возглавляет Государственная налоговая служба РФ. Задачами налоговых служб являются: контроль за соблюдением законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей.

Формы государственного контроля.

· предварительный (осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);

· текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);

· последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения):

а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);

б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте);

в). обследование (изучение недостатков);

г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).

Предметом проверок яв-ся прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Сферой ФК яв-я практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).

I. Госуд. финансовый контроль:

а). Общегосуд. ФК (осуществляют органы гос. власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности).

б). ведомственный ФК (производят контрольно - ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений).

II. Внутрихоз. ФК (осущ-ся эк. службами (бухгалтерии, фин. отделы и т.д. Объектом выступает производственная и фин. Деят-ть самого предприятия, а также его структурных подразделений).

III. Общественный ФК (выполняют группы, отдельные физ. лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.

IV. Независимый (аудиторский) контроль

Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.

Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирм. аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешний аудит выполняют спец. аудиторские фирмы по договору с гос. и налоговыми к другими органами, предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Финансовая политика, ее цели и задачи. Финансовая политика РФ

Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения задач стоящих перед экономикой.

Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач, которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.

Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.

Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика неотрывна от реальных финансовых отношений.

Научный подход предполагает:

1. Соответствие финансовой политики объективно закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие достоверной информации.

Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий. Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики. Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности финансовой политики.

Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи свидетельствует о действенности финансовой политики.  При выработке финансовой политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает действенных результатов в каждой конкретной ситуации.

2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого предвидения последствий проводимых мероприятий.

3. Важным требованием является соблюдение комплексного подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической политики, имеет специфические для нее способы и методы решения  поставленных задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование и изучение результатов мероприятий.

Функции финансовой политики:

· фискальная;                                                · экономическая.

С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики выделяют 3 составные части:

1) выработка научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.

2) определение основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.

3) осуществление практических действий для достижения поставленных целей.

Если отсутствует хотя бы один из элементов, то финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

4. Эк. Содержание и принципы орг-ции доходов бюджета. Харак-ка налоговых и неналоговых доходов бюджета.

Госуд. доходы – часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на:

– налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени);

– неналоговые (от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);

Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов.

1 место — налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги – принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения функций последнего.

Признаки налогов:

¨ принудительный характер;

¨ безвозмездный характер;

¨ безэквивалентность.

2 место — государственные займы (2 источник системы госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства,  которые распространяются государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные лица).

3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное)

4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков


 

5. Эк. Содержание расходов бюджета. Состав и структура расходов бюджета.

Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:

– охранная (внутри)

– оборонная

– внешнеэкономические отношения

– социальная

– управленческая

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы:

-народное хозяйство,

-социально-культурные мероприятия,

-оборона, управление.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.  Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга.


 

 

 

 

 

 

 

 






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


45. Пассивные операции КБ

Пассив баланса банка состоит из капитальных и текущих статей. Капитальные статьи пассива - акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль; текущие статьи - прежде всего банковские депозиты (вклады) и некоторые другие.

Пассивными называются операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы (собственные и привлеченные).

Большое значение имеют пассивные операции, в результате которых образуется собственный капитал банка. Наличие этого капитала служит основанием для привлечения чужих средств. Источниками собственного капитала являются: акционерный капитал (уставный фонд), резервный капитал (резервный и другие фонды, образованные за счет прибыли) и нераспределенная прибыль.

Привлеченные средства коммерческих банков формируют преобладающую часть банковских ресурсов и состоят из депозитов (вкладов) и кредитов (займов), полученных банком.

Другими источниками банковских ресурсов служат денежные фонды, которые банк привлекает самостоятельно с целью обеспечения своей ликвидности. Среди них - кредиты, полученные у других банков; ценные бумаги проданные по соглашениям об обратном выкупе; займы на рынке евродолларов. Они получили название управляемых пассивов. Эти пассивы дают банкам возможность восполнять депозитные потери, быть готовыми к непредвиденным обстоятельствам (например, неожиданному оттоку депозитов, неожиданным заявкам на предоставление кредита).

Коммерческие банки могут получать кредиты путем приобретения резервных фондов центральных банков. Такие фонды представляют собой депозитные остатки, хранимые на счетах в центральных резервных банках. В результате неожиданного притока вкладов или сокращения ссуд коммерческих банков могут образоваться избыточные резервы, не приносящие дохода, которые они предоставляют на короткое время в распоряжение других банков. Резервные фонды отличаются от других форм банковского кредита тем, что представляют собой средства, находящиеся на счетах в резервных банках: тратты, выписанные на эти счета, оплачиваются немедленно.

Соглашения об обратном выкупе возникли как новые источники ресурсов коммерческих банков. Такое соглашение может быть заключено между банком и фирмой. Когда некая фирма желает вложить большую сумму денег на очень короткий срок, она вкладывает их в соглашение об обратном выкупе, поскольку оно обладает большой ликвидностью. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Эти соглашения стали важным каналом для размещения временно свободных средств.

Евровалютные займы - это финансовый инструмент управления пассивными операциями, возникающий на основе вкладов, выраженных в иностранной валюте и хранящихся в коммерческих банках данной страны.















































46. Активные операции КБ

К основным активным операциям центральных банков относится: учетно-судные операции; банковские инвестиции; операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:

-ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей (акцептованных солидными банками), казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;

-учетные операции - покупка центральным банком векселей у государства и банков. Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей , которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения , образует доход банка.

Ставка по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрально банка.

Банковские инвестиции - это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком  государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит главной и даже единственно формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции, Нидерландах). Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании и население.

Важной, целью  покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности  банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной политики.

         




























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Понятие ден. Обращения. Структура и организация денежного обращения. Законы денежного обращения.

Денежное обращение - это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающие реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. 

Важным количественным показателем ден. обращения яв-ся денежная масса- это совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуж. хоз. оборот и принадлежащих частным лицам, гос-ву и предприятиям. 

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение - это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых капиталистических странах банковские билеты. выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег (около 10%) приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелко купюрные бумажно-денежные знаки - казначейские билеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ