бесплатные рефераты

ГЭК -Финансы и кредит (шпора)

ГЭК -Финансы и кредит (шпора)

1. Финансы -совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов ДС у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества: государственные финансы, финансы предприятий.

Ф-ции Ф: распределительная, перераспределительная, регулирующая, контрольная.

2. Фин.система - совокупность финансовых отношений, а также органов регламентирующих эти отношения: гос.финансы (гос.бюджет, внебюдж.фонды, гос.кредит); финансы пр-ий; прочие финансы (соц.страхование, личное, имущетсвенное, предпринимательских рисков).

ФС РФ: гос.финансы; территориальные; Ф хозяйствующего субъекта; Ф граждан.

3. Фин.ресурсы - фонды ДС, т.е. денежные доходы и поступления, в распоряжении пр-ия и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и расширенного воспроизводства

Источники ФР на макроуровне: ВВП; Доходы от внешнеэкон.д-ти; Национальное богатство; Привлеченные (заемные) ресурсы. Это Кредиты МВФ; внутренние кредиты ЦБ; Налоги; Отчисления во внебюджетные фонды и местный бюджет; Проч.

Источники ФР на микроуровне: Источники собственных ФР (выручка; внешняя экон.д-ть; богатство пр-ия (станки)); ЗП и отпускные; Привлеченные средства (заемные средства; продажа акций и облигаций); перераспределение ср-в от вышестоящих инстанций, из бюджета; страховые возмещения. Виды: Прибыль; Амортизация; Кредитные инвестиции; Проч

4. Фин.рынок – сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых ресурсов и инвестиционных ценностей.

Структура Фрынка: Рынок банковских ссуд (д/пополнения оборотных средств); Рынок ссудных капиталов (д/пополнения основного капитала; выпуск и размещением цб); Валютный рынок (фиксируется официальный курс для ведения таможенных платежей).

5. Фин.механизм – совокупность инструментов и методов направленная на повышение эффективности финансовых отношений.

Состав ФМ: финансовые методы (фин.планирование, фин.учет и анализ, фин.регулирование и контроль, выпуск цб, факторинг, налогообложение, лизинг), финансовые инструменты (деб-ая и кредит.задолжен., акции, опционы, фьючерсы и форварды и т.п.).

Структура ФМ: Финансовые методы; Правовое обеспечение (акты; законы; указы; постановления, письма Минфина); Финансовые рычаги (прибыль; цена; доход; арендная плата; амортизационные отчисления; процентная ставка); Нормативное обеспечение (инструкции; методические указания); Информационное обеспечение (комп.программы; бух.отчетность; статистическая и оперативная отчетности).

Виды ФМ: ФМ федерации, республики, местных орагнов (территориальное деление); механиз мобилизации фин.ресурсов; механизм предоставления.

6. Фин.политика – целенаправленная д-ть гос-ва по использованию фин.системы.

Фин.стратегия – долгосрочный курс ФП на перспективу, решение крупномасштабных задач.

Фин.тактика – решение задач на определенном этапе развития страны.

Цели ФП :1) Повышение объема и эффективности использования фин.ресурсов; 2) Оздоровление и перестройка экон-ки; 3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и с/х.

Задачи Ф.П.: 1. обеспечение условий для формирования max возможных фин.ресурсов; 2. рациональное распределение и использования фин.ресурсов; 3. стимулирование и регулирование экон-х и соц.процессов финансовыми методами; 4. выработка фин. мех-ма; 5. создание эффективной системы управления финансами.

Типы финансовой политики:

* классическая (Смит, Рикардо; до конца 20-х гг.): Основное-невмешательство гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного мех-ма как главного регулятора хозяйственных процессов.

* регулирующая (Кейнс, 30-60е) - вмешательство и регулирование гос-вом. Основной механизм регулирования- подоходный налог.

*неоконсервативная политика (70-е) - не отказывались от регулирования, но ограничивалось вмешательство гос-ва.

* планово-директивная политика- обеспечение max концентрации фин.ресурсов у гос-ва для их перераспределения по гос.плану.

Содержание ФП: разработка общей концепции Ф.П., определение основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного фин.мех-ма; управление финансовой деятельностью гос-ва.

7. Управление финансами – совок-ть приемов и методов воздействия на объект для достижения определенных целей.

Функциональные эл-ты управления: Планирование (оценка состояния финансов, возможность увеличения фин.ресурсов); Оперативное управление (комплекс мер д/макс.эффективности при миним.затратах); Контроль (сопоставление факт.результатов с плановыми, резервы д/увеличения).

Финансовые объекты –виды фин.отношений: страховые отношения; гос.финансы и т.д.

Финансовые субъекты – организации, кот.осуществляют управление: фин.службы, отделы и органы на пр-ии; фин.органы гос-ва (Минфин); налоговые инспекции.

Цель управления финансами: Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы; Избежание банкротства; Лидерство в борьбе с конкурентами; Максимизация рыночной стоимости фирмы; Рост объемов производства и реализации; Максимизация прибыли; Обеспечение рентабельной деятельности и др.

8. Финансовый аппарат гос-ва:

1. Министерство финансов.

2. ЦБ РФ - регулирование д-ти каждого коммерческого банка, ключевой агент гос-ой денежно-кредитной политики.

3.Система управления налогообложением в РФ -Руководство и контроль за налогообложением.

4.Казначейство РФ. Главное управление федерального казначейства Министерство финансов РФ и территориальные органы федерального казначейства- организация и контроль за исполнением республ-го бюджета РФ; краткосрочное прогнозирование объемов гос-ых фин.ресурсов; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ гос-го внутреннего и внешнего долга РФ.

Минфин РФ структура: 23 департамента: Д. бюдж.политики; Д налоговой политики; Д управления гос.внутренним долгом; Д отраслевого финансирования; Д межбюджетных отношений; Валютно-экономический департамент; Д оборонного комплекса и правоохранительных органов; Д финансирования гос.аппарата; Юридический департамент; Д макроэкономической политики и банковской деятельности; Д страхового надзора; Д государственного финансового контроля; Д организации аудиторской деятельности; Д валютного контроля; Д социальной сферы и науки и др.

Функции Минфина РФ: государственные финансы в целом (определение потребностей и предложения о распределении ресурсов между фед.бюджетом и внебюджетными фондами; государственный бюджет (составление и обеспечение исполнения фед.бюджета, прогнозирование и составление консолидированного бюджета РФ); внебюджетные государственные федеральные фонды (предложения о создании и использовании целевых внебюджетных фондов); страхование (развитие страховой деятельности); денежное обращение (разработка по сбалансированности денежных доходов и расходов населения, подготовка предложений по основным направлениям денежно-кредитной политики РФ); государственный кредит (выпуск гос.внутренних займов РФ, заключение соглашений с ЦБ РФ о предоставлении кредита); финансовый рынок (регулирование РЦБ, регистрация выпуска цб); валютно-финансовые отношения (участие в разработке валютно-кредитной политики, формирование таможенной политики, обслуживание гос.внешнего долга); финансовый контроль (за исполнением фед.бюджета, за использованием валютных средств, инвестиций, лицензирование аудита); организация учета и отчетности (руководство б/учетом и отчетностью пр-ий и т.п).

9. Финансовый контроль – контроль со стороны государства за формированием и использованием денежных средств (гос-ый, внутрихозяйственный и общественный фин.контроль; независимый (аудиторский) контроль).

Гос.фин.контроль: бюджетно-финансовый контроль, контроль над сбором налогов, таможенный и валютный контроль, ведомственный и внутрехозяйственный.

Формы ФК по срокам: *предварительный (до расходования, как профилактическая мера); *текущий (во время расходования, сверяется с планом); *последующий (после расходов, делаются для предварительного и текущего контроля).

Методы (способ проведения): а) ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам); б) инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на месте); в) обследование (изучение недостатков); г) наблюдение.

Органы ФК: Парламент (ФС, а в нем счетная палата (контроль за источниками поступления бюджетных ресурсов, эффект-остью исп.гос.собственности), контрольное управление при Президенте РФ); Специальные ведомства гос-го ФК; Специальное контрольное ревизионное управление- подчиняется непосредственно Минфину: проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с организованной преступностью; Органы ФК в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль); налоговые инспекции

10. Госуд. кредит — совок-ть эк.отношений между государством и ЮЛ и ФЛ, при кот. Гос-во - заемщик, кредитор и гарант.

Функции ГК: распределительная (формирование ден.фондов), регулирующая (гос-во воздействует на состояние ден.обращения, % ставок, на пр-во и занятость) и контрольная.

Классификация гос.займов: по субъектам заемных отношений; по месту размещение (внешние и внутренние); рыночные (продаются) и нерыночные; кратко- средне- долгосрочные; закладные (обеспечены конкретным залогом) и беззакладные (обеспечены всем имуществом); выигрышные, процетные, с нулевым купоном (продаются со скидко, выкупаются по номиналу); с правом досрочного погашения и без.

Государственный долг – сумма задолженности по выпущенным не погашенным гос.займам, кредитам, включая начисленные проценты.

Управление госдолгом - сов-ть мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам, погашению займов, изм-ю условий и выпуску новых госцб.

Методы управления: 1) погашение задолженности путем выпуска новых займов. 2) конверсия – изменение доходности по займам в сторону снижения. 3) консолидация – увеличение срока действия выпущенных займов. 4) унификация – объединение нескольких займов в один и старые облигации обмениваются на новые. 5) отсрочка погашения. 6) анулирование госдолга. -–гос-во отказывается от своих обязательств по внешнему долгу.

11. Внебюджетные фонды – сов-ть ден.ресурсов, кот. находятся в распоряжении гос.органов и имеют целевое назначение.

Классификация ВБФ. По экон.содержанию: 1) социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд соц.страха, Гос.фонд занятости, ФОМС и др.; 2) экономические фонды: дорожные, НИОКР и др. В зависимости от правового статуса: 1) федеральные фонды - находятся в собственности фед.власти; 2) региональные фонды - создаются по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления.

Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений

Гос.социальные ВБФ:

1. – Фонд соц.страха. К созданию фонда привлекаются все, кто занимается комм.д-тью. Источники: страховые взносы пр-ий (28 % от ЗП); ср-ва гос.бюджета; доход от реализации путевок; проч. Расходование - выплата пособий: по временной нетрудоспособности; беременности и родам; по уходу за ребенком до 3х лет и т.д..

2. – пенсионный фонд. Центр.управление в Мск, а руководящие органы - на местах. Задачи: сбор ср-в для выплаты пенсий и пособий; участие в финансировании регион-ых программ. Источники:: Страховые взносы пр-ий; ЗП; Страховые взносы граждан ИП; Ср-ва из вышестоящих органов; Взносы в добровольном порядке.

3. – государственный фонд занятости. Все предприятия отчисляют ДС  в ГФЗ.

4. – ФОМС. Часть ЕСН (платят работодатели), средства из федр.бюджета, добровольные взносы ЮЛ и ФЛ, штрафы и др. Расходование: финансирование обязательного медицинского страхования; проч.

12. Бюдж.система. Бюджетное устройство организация бюдж.системы и принципы ее построения.

Бюджетная система — совок-ть всех бюджетов, действующих на территории страны.

В унитарных гос-вах БС включ. 2 звена: гос.бюджет и многочисленные местные бюджеты.

В федеративных гос-вах 3 звена: гос.бюджет (федеральный бюджет), бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций — в Канаде) и местные бюджеты.

БС РФ: республиканский бюджет РФ, или федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты.

Принципы БС: единство; разграничения доходов и расходов между уровнями БС; самостоятельность; полнота отражения доходов/расходов; сбалансированность; эффективности и экономности использования ср-в; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой хар-р бюдж.средств.

13. Гос.бюджет – совокупный денежный фонд государства, форма образования и расходования ДС д/обеспечения ф-ций органов гос.власти.

Принципы построения: Единство (единая бюдж-ая классификация); Полноты (каждая статья составляется по доходам и расходам); Реальности; Гласности.

Задачи: перераспределение ВВП; гос.регулирование и стимулирование экономики; контроль за образованием и использованием централизованных фондов ДС.

Порядок формирования: Доходы бюджета - ДС, поступающие в безвозмездном порядке в распоряжение органов гос.власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Источники налоговых доходов -прибыль, ЗП, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.. Неналоговые доходы образуются в результате либо экон-ой д-ти самого гос-ва, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюдж.системы.

Расходы бюджета - ДС, направляемые на финансовое обеспечение задач и ф-ций гос-ва и местного самоуправления (дотации, субвенции, субсидии).

14. Бюджетная система совок-ть всех бюджетов, действующих на территории страны.

БС РФ:  1- федеральный бюджет РФ и бюджеты гос.ВБФ-ов; 2-бюджеты субъектов РФ (республиканские, краевые, областные, городские бюджеты Мск и СПБ) и бюджеты территориальных гос.ВБФ; местные бюджеты (около 29 тыс.городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Консолидированный бюджет субъекта РФ -бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Конс-ый бюджет РФ - это федер.бюджет и консолидир.бюджеты субъектов РФ

Финансово-бюджетный федерализм – разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов РФ и органами местного самоуправления в области финансов, в частности в бюджетной сфере.

15. Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

БК-ия включ.: классификацию доходов; функциональную и экон-ую классификацию расходов; кл.источников финансирования дефицитов; кл.видов гос.внутренних и внешних долгов РФ; ведомственную кл.расходов фед.бюджета. 

Доходы бюджетов: налоговые (налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюдж.фондов. Неналоговые: доходы от использования гос.имущества; от платных услуг бюдж.учреждениями; штрафы, конфискации, компенсации; фин.помощь от бюджетов др.уровней , за искл.бюджетных ссуд  кредитов. В бюджетах 2-го и 3-го уровней выдел. регулирующие доходы - налоги и платежи, по кот.устан-ся %-ые нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты.

Расходы: текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов): содержание бюдж.учреждений; трансферты населению; бюджетные кредиты ЮЛ;  субвенции и субсидии ЮЛ и ФЛ; инвестиции в УК ЮЛ; бюдж.ссуды, дотации, субвенции и субсидии; кредиты иностр.гос-вам; обслуживание и погашение долговых обязательств.

Дотация -средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

16. Доходы гос.бюджета: налоги - принудительное изъятие части НД в пользу гос-ва для выполнения его ф-ций; гос.займы -выпуск цб,  кот.распространяются на внутр.рынке; неналоговые поступления (добровольное изъятие); дополнительная эмиссия денежных знаков (нарушает баланс денежного обращения)

Неналоговые доходы местных бюджетов: арендная плата за земли городов и поселков; адм.штрафы за нарушения правил благоустройства, правил торговли; доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств; проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд (кредитов) внутри страны.

Доходы региональных бюджетов: Собственные: налог на имущество пр-ий; налог на недвижимость; налог на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы. Регулирующие: отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, дотации, субвенции, субсидии и трансферты из средств федер.бюджета.

Местные бюджеты - через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Функции: формирование ден.фондов, явл.финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и  использование фондов; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. Собственные доходы: земельный налог; налог на имущество ФЛ; налог на рекламу; регистрац. сбор с ФЛ, занимающихся предприним. деят–ю. Регулирующие- отчисления от акцизов; от налога на прибыль. Расходы: на соц-культурные мероприятия, выборы, референдумы, жилищно-коммунальное хоз-во, дорожное строительство.

17. Расходы гос.бюджета - использование доходов гос-ва в связи с осуществлением своих функций: охранная (внутри); оборонная; внешнеэкономические отношения; социальная; управленческая. Делятся на текущие и капитальные, федер., регион. и местные; по ведомственному признаку.

Текущие расходы бюджетов - часть обеспечивающая текущее функционирование органов гос.власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос.поддержки др.бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование.

Капитальные - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную д-ть. В составе кап.расходов формируется бюджет развития.

Расходы: ассигнования на содержание бюдж.учреждений; средства на оплату товаров по гос. или муницип.контрактам; трансферты населению (пенсии, стипендии, пособия); бюдж.кредиты ЮЛ; субвенции и субсидии ФЛ и ЮЛ; инвестиции в УК; кредиты иностр.гос-вам; обслуживание долгов.

18. Бюджетный процесс – д-ть органов власти и управления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета.

Методы планирования: 1) метод экономического анализа – опред.степень выполнения бюджета за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя причины отклонения; 2) нормативный метод, в основе лежит норма определенной статьи расхода; 3) экстраполяционный метод - определяет фин.показатели на основе их динамики, исходя из отчетных данных за пред.годы, и распространяет полученные суммы на будущий год.

Бюджетный процесс в РФ: 1. Составление - анализируются основные положения в социально-экон.сфере; определяются осн.направления бюдж.политики, после чего рассчитываются контрольные цифры проекта бюджета (3 месяца); территориальные органы гос.управления ведут проработку и согласование контрольных цифр; подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и в Парламент через Президента (2 месяца).

2. Рассмотрение - проект бюджета выносится на рассмотрение Федер.собрания: ГД (450 чел.) и Совет Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в Государственной думе (до 1 сентября), если она одобряет (256 чел. “за”), то проект передается в СФ. Далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи бюджет - Закон. Вместе с проектом ФЗ "О федер.бюджете" Правительство РФ вносит в ГД проекты ФЗ о бюджетах гос.ВБФ, а также предложения о повышении минимального размера пенсий и МРОТа.

3. Пересмотр - Если бюджет не утвержден в СФ (если не проголосовали “за” как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка, следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию: – Минфин (те, кто сочинил); – ГД (которая проголосовала “за”); – СФ (кот.проголосовал “против”); – Президент.

После утряски происходит переголосовка в СФ. Если этот проект не утверждает Президент, то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в ГД и СФ. Первая может преодолеть своим полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).

Казначейская система исполнения бюджета.  Казначейство  берет  на  себя  осущ-е  и  учет  всех  операций  со  всеми  гос.федеральными  ресурсами,  находящимися  в  ведении  федерального  Правительства.  Новый  порядок  расщепления  регулирующих  налогов,  учета  доходов  в  системе  казначейства  по  разделам,  подразделам,  видам  налогов  бюджетной  классификации  позволяет  получать ежедневную полную и  оперативную  информацию  о  поступивших  в  федер. бюджет  доходах  и  своевременно  регулировать  денеж­ные  потоки  по  территориям.  А  передача  прав  территориальным  управлениям  федер.казначейства  по  перечислению  доходов  на  финансирование  расходов  федер.бюджета  позволяет  обеспечивать  быстрое  и  своевременное  финан­сирование по соответст­вующим  территориям в максимально возможном объеме.

19. Бюдж.пол-ка РФ.В 2005г. общий объем расходов бюджетов составит около 6,6 трдн.руб. Совокупные бюджетные расходы на душу населения превысят 3,5 тыс.руб. в месяц, а к 2008 г. – 5,8тыс.руб. Проект федер.бюджета на 2006г. сформирован по доходам в сумме 4270,1 млрд.руб., по расходам - в сумме 5046,1 млрд.руб. и профиците в сумме 776 млрд.руб.

Бюдж.политика на 2005-2008: Впервые федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года, как это происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами.

Основное требование к бюджетной политике – долгосрочная сбалансированность доходов и расходов, повышение результативности бюджетных расходов, их ориентация на приоритетные направления гос.политики, обеспечение прозрачности и подотчетности бюджетов всех уровней.

В 2006-2008гг. бюджетные расходы будут полностью обеспечены доходами как в целом по бюджетной системе РФ, так и в отдельности, по бюджетам разных уровней. Суммарные бюджетные ресурсы возрастут по сравнению с 2005г в 2006 – в 1,18 раза, в 2008- в 1,46 раза.

На 1м месте расходы соц.направленности, устойчиво высокой будет доля расходов , выделяемых на обеспечение безопасности и на цели долгосрочного развития.

20. Налоги обязательные, регулярные платежи, осущ. ФЛ и ЮЛ на условиях, определенных законодательными актами.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с др., по поводу формирования гос.финансов.

Функции налогов: фискальная - образуются гос.денеж.фонды, создаются материал и условия д/функционирования гос-ва и предпосылки для вмешательства в экономику; регулирующая - налоги участвуют в перераспределении НД и влияют на его воспроиз-во: усиливая или ослабляя накопление капитала; расширяя или уменьшая платежеспособность населения; контрольная - оценивает эффективность налоговой системы, обеспечивает контроль за видами деятельности и фин.потоками;   социальная.

Принципы налогообложения: справедливость и достоверность установления Н. Н не должны по-разному влиять на V потребления различных потребительских групп. Адам Смит считал - всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем добавились принциппы обеспечения достаточности и подвижности налогов (Н мб изменен в соответствии с объективными нуждами го-ва), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

21. Налог.система и принципы построения.Основополагающий принципом построения налог.системы - разделение на налоги прямые и косвенные, что в своей сущности формирует основные структуры налоговой системы.

Налоговая система РФ включает: федер.налоги и сборы (НДС, акцизы, налог на прибыль, гос.пошлина, тамож.пошлины и сборы, экологический, федер.лицензионные сборы); налоги и сборы субъектов РФ – региональные (налог на имущество пр-ия, на недвижимость, на игорный бизнес);  местные налоги и сборы (земельный налог, на имущество ФЛ, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы).

При установлении местного налога или регионального определяют в нормативных правовых актах след.элементы налогообложения: льготы; налоговую ставку в пределах, установленных федер.зако­нодат-ом; порядок и сроки уплаты; форму отчетно­сти по каждому местному налогу.

НК РФ устанавливает: виды налогов и сборов; основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов; формы и методы налог-го контроля; ответственность за совершение налог.правонарушений.

22. Классификация налогов: По уровню бюджета (федеральные; субъектов РФ; местные); По виду дохода бюджета (закрепленные и регулирующие); По способу переложения (косвенные и прямые); По субъекту налога (с ЮЛ и с ФЛ); По источнику уплаты (выручка; себестоимость; финансовый результат); По объекту налогообложения (имущественные; ресурсные; на доход; на действия); По виду ставки (пропорциональные; прогрессивные; регрессивные); По способу налогообложения (по декларации; у источника; кадастровый).

Федеральные налоги: налог на прибыль пр-ий; НДС; налог на внешнеэкономическую деятельность; акцизы

Республиканские налоги:  лесной сбор; налог на имущество пр-ия, на недвижимость, на игорный бизнес

Местные налоги:  земельный налог, на имущество ФЛ, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы

Прямые (налоги, которые изымаются из доходов ЮЛ и ФЛ) -налог на прибыль ЮЛ; налог на прирост капитала; налог на сверхприбыль.

Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы): акцизы; фискальные монопольные налоги; таможенные пошлины.

Отчисления в фонды соц.страхования: пенсионный фонд; фонд соц.страха; фонд занятости; фонд медицинского страхования.

Субъект налога – ЮЛ и ФЛ, кот.обязаны платить налог. Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.

23. Хар-ка НДС. Федеральный; закрепленный; косвенный; с ЮЛ; выручка; на действия, пропорциональный; по декларации - уплачивается с части стоимости, кот.добавляется на каждой стадии пр-ва и реализации товара.

Плательщики – пр-ия; Объект - обороты (то есть выручка) по реализации на территории РФ товаров, ввозимые на территорию РФ товары в соответствии с тамож.закон-вом РФ.

Налоговая база –  ст-ть товаров с учетом акцизов. Срок уплаты налога – ежемесячно за истекший месяц (при ежемесячных в теч-е квартала суммами выручки без учета налога, не превышающими 1 млн рублей, налоговый период - квартал (не позднее 20 числа след.месяца)).

Ставки налога: 0% (экспортируемые товары собственного пр-ва и приобретенные, экспортируемые работы, услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируе­мых товаров и транзиту иностр.грузов через территорию РФ ); 10% (по перечню, указанному в НК РФ); 18% по всем остальным товарам

Дата реализации товаров: 1) учетная политика по отгрузке – наиболее ранняя из дат: день отгрузки или день оплаты; 2) учетная политика по оплате –  день оплаты товаров.

24. Хар-ка Н.на прибыль: Федеральный; регулирующий; прямой; с ЮЛ; валовая прибыль (по источнику уплаты); прибыль (по объекту налогообложения); пропорциональный; по декларации.

Не являются плательщиками: пр-ия от реализации произведенной ими с/х и охотохозяйственной продукции, а также переработанной на данных пр-ях собственной с/х продукции; ЦБ РФ и его учреждения - по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения; организации, применяющие упрощенную систему налогообложения.

Объект - валовая прибыль, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с ФЗ. Валовая прибыль - прибыль от реализации продукции, основных фондов (вкл.земельные участки), др.имущества пр-ия и доходов от внереализационных опера­ций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный и др.аналогичные фонды. Сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли.

Облагаемая прибыль уменьшает­ся на суммы: затрат на со­держание находящихся на балансе пр-ия объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей от­дыха; взносов на благотворительные цели; в избирательные фонды кандидатов.

Ставка 24%: в федер.бюджет – 5%, в субъекты РФ – 17% и 2% – в местный бюджет.

25. Хар-ка ЕСН. Федеральный; регулирующий; прямой; с ЮЛ; расходы(по источнику уплаты); на доход(по объекту налогообложения); регрессивный; по декларации.

Платель-ки ЕСН: 1) лица, производящие выплаты ФЛ: орг-ции; индивид-е предприн-ли; ФЛ, не признаваемые индив-ми предприн-ми; 2) Индив-е предприн-ли и приравненные к ним лица, адвокаты.

Объект обложения: 1. Для ФЛ, не признаваемых ИП - выплаты и иные вознаграждения по трудовым догов-м; 2. Для орган-й и индивид-х предприн-й -выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплат-ми в пользу ФЛ, а т.ж. выплаты по авторским  договорам. 3.Для инд.пр–лей - доходы за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Не подлежат налогообл-ю: Гос.пособия, компенсационные выплаты, единовр.материальная помощь, страховые платежи (взносы).

Ставка опред-ся для орг-й; инд-х пред-лей; ФЛ, не признаваемых инд-ми пред-лями в завис-ти от налоговой базы на каждого отдел-го раб-ка с нарастающим итогом с начала года. Оплата идет в фед. бюджет, фонд соц.страх-я, ФОМС. Начинается с (до 100тыс.-35,6%: ПФ-28%, ФCC-4%, ФОМС федер.-0,2%, ФОМС территориальный – 3,4%) и по нарастающей + опред-й % с суммы превыш-й конечный предел (доход 100-300т.р. - +20% с суммы первышающей, 300-600т.р. - +10%, с 600т.р. - +0,2%).

Налоговые льготы- орг.–ции с сумм выплат не превыш–х 100т.р. на каждого работотника–инвалида; в пользу иностр.граждан не обладающих правом на соц. мед помощь и пенс.обесп.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, год. Авансовые платежи не позднее 15 числа след.месяца.

26. Налог на имущество пр-ий-прямой,региональный налогом.

Плательщики –пр-ия, а также иностр.ЮЛ, осуществл.предпринимат.д-ть на территории РФ и имеющие здесь имущество. Плательщиками не являются ЦБ РФ и его учреждения.

Объект - имущество пр-ия в его стоимостном выражении (основные фонды, НМА, производственные запасы и затраты – принимаются по остаточной ст-ти за вычетом износа).

Налогооблагаемая база: имущество и произведенные затраты (зарплата, оплата услуг и т. п.), которые не отнесены в отчетном периоде на затраты но реализации продукции (работ, услуг) и представляют собой либо остатки незавершенного производства, либо, расходы бу­дущих периодов.

Для min налогообл.базы: сокращают объемы запасов; ускоряют процесс реализации (отгрузки) продукции; сокращают технологический цикл пр-ва и уменьшают V незав.пр-ва.

Ставка: не более 2,2%.

Льготы: не облагается им-во у бюдж.учреждений, органов гос.власти; Пенсионного фонда РФ, Фонда соц.страх-я; религиозных организаций; общественных организаций инвалидов; тюрем; ЦБ РФ; предприятий по производству с/х продукции; им-во для отдыха и оздоровления детей.

Расчет среднегодовой ст-ти им-ва: (1м+2м+3м)/2/4. След.квартал – (4м+5м+6м)/2/7

27. Акцизы и там.сборы.Акцизы -косвенные налоги на товары, включаемые в цену или тариф. Устанавливаются на высокорентабельную продукцию и выполняют 2 функции: пополнение бюджета и регулирующую (спрос и предложение на отдельные товары).

Плательщики А: пр-ия, производящие и реализующие подакцизные товары в т.ч. из давальческого сырья; пр-ия, использующие подакцизные товары для пр-ва;  пр-ия, производящие из давальческого сырья, принадлежащего пр-иям РФ подакц.товары за пределами РФ; орг., осущ-ие первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров; орг-ии, осущ-ие первичную реализацию подакц.товаров, ввезенных в РФ без тамо­женного оформления при наличии соглашений о едином тамо­женном пространстве с др.гос-вами, или использую­щие эти товары при производстве неподакцизных товаров.

Объекты налогообложения.

1. По товарам, производимым на территории РФ:

1) для организаций, производящих и реализующих подак­ц.товары- ст-ть этих товаров без учета А;

2) для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого сырья, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров, а также товаров, кот.ввезены в РФ без таможенного оформления и на кото­рые установлены адвалорные ставки А, - ст-ть этих товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета А;

3) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов и которые производятся за пределами территории РФ из давальческого сырья,- ст-ть товаров, без учета А;

2. По товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, объектом налогообложения является таможенная стоимость, увеличенная на сумму тамож.пошлины и тамож.сборов.

3. При натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, на которые установлены адвалорные ставки акцизов -ст-ть подакциз­ных товаров, определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного про­изводства.

Ставки А: по спирту этиловому из всех видов сырья — 12 руб. за 1 л; винам игристым и шампанским — 7 руб. за 1 л; пиву — 72 коп. за 1 л; табачным изделиям: табаку трубочному, кроме табака трубочного Но ГОСТу, — 168 руб. за 1 кг; табаку трубочному по ГОСТу — 16 руб. 50 коп. за 1 кг.

Порядок исчисления и уплаты акцизов. Сумма А определяется налогоплательщиком. Срок: не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, налоговый расчет — декларация.Моментом реализации, за исключени­ем природного газа, явл.день отгрузки.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары и услуги. Ставки устанавливаются в % к стоимости товара (адвалорная таможенная пошлина) или в твердой сумме с единицы измерения товара (специфическая таможенная пошлина).

Ставки определяются Правительством РФ и зависят от страны происхождения товаров.

Преференции - тарифные льготы (в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины).

От пошлины освобождаются:  ТС, осуществляющие международные перевозки; валюта РФ, иностранная валюта, а также цб;  товары, подлежащие обращению в собственность гос-ва; гуманитарная помощь; товары, перемещаемые через таможенную границу РФ ФЛ и не предназначенные для коммерческой дея­тельности.

28. Хар-ка местных налогов.Местные налоги и сборы – устанавливаемые НК РФ и нормативным правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ норм.-правовыми актами представ.органов и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога определяются: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности по данному местному налогу.

Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местные налоги:  земельный налог, на имущество ФЛ, на рекламу, на наследование и дарение, местные лицензионные сборы

29. Системы налогообложения субъектов мал.предприним.-ва: традиционная, упрощенная и вмененная

Плательщики ЕНВД (Единый налог на вмененный доход) : организации и ИП на территории субъекта РФ, в котором введен налог.

Виды деят–ти: 1) услуги по ремонту, ТО и мойке автотр.ср–в; 2) бытовые услуги; 3) ветеринарные услуги; 4) обществ.питание; 5) розн.торговля;6) транспортные услуги

Объект налогообложения - вмененный доход как потенциально возможный доход налогоплательщика, расчитанный исходя из базовой доходности, величины физических показателей и коректирующих коэф–тов.

Плательщики ЕНВД не освобождаются от уплаты: гос. пошлины, тамож. пошлин, лиценз. и регист. сборов, ЕСН

Налоговый период: Календарный квартал

Ставка налога: 15%

Отчетный период: месяц

Порядок уплаты: по итогам налогового периода не позднее 25 числа месяца следующего квартала.

Порядок расчета: Сумма налога = (ставка)*(базовая доходность)*(физические показатели)*(коэффициенты: К1(особенности деятельности в различных муниц.образованиях), К2(ассортимент товаров, сезонность, время работы), К3(дефлятор))

УСН предусматривает замену уплаты НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой единого налога. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осущ–ся в соотв. с законодательством РФ. Малые пред–я имеют право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, в котором заявляется переход, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей (без учета НДС).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ