Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения
Тем
не менее, повышение регулирующей роли ЦБ - важная предпосылка успеха.
Необходимо предоставить ему самостоятельность в осуществлении денежной
политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по
которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время,
обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой
правительством.
В условиях экономического кризиса, неразвитости
рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный
банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами
регулирования, и только в перспективе - переход к косвенному регулированию, в
том числе через установление целевых ориентиров.
Одним
из антиинфляционных методов является таргетирование - установление ЦБ целевых
ориентиров прироста денежной массы. В одних случаях таргетирование сводится к
чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В
других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста
по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени,
либо применяется так называемая «вилка» - устанавливаются верхний и нижний
допустимый предел.
Использование
«вилки» объясняется рядом объективных причин, в том числе краткосрочным
изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим воздействием, трудностями,
связанными со статистическим измерением денежной массы.
Вместе
с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа
роста денежной массы, ЦБ сознательно создает большие возможности реагирования
на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления
денежным обращением. Нужно отметить, что инфляционные процессы обладают
огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции
значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при
установлении целевых ориентиров не учитывать «неизбежного» темпа инфляции. Это,
однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.
Неустойчивое
общеэкономическое положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование
национальной системы хозяйства в мировую экономику и многое другое - вот те
причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить
полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала,
различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют
заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей.
Значение
таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным
банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за
реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых
регулирующих мероприятиях. Таргетирование выполняет функцию индикатора,
указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений. Кроме того, определение
целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных субъектов, что
само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания
денег и способствует снижению инфляции.
Внешнее
давление на цены можно ограничивать двумя способами. Во-первых, за счет
административных мер, не поощрения расходов бюджета, которые бы не носили
компенсационный характер, как в случае с выплатами пенсионерам. Но нужно очень
жестко понимать техническую сторону компенсаций, чтобы средства шли непосредственно
потребителям товаров и услуг, цены на которые будут расти, и отказываться от
государственного субсидирования и каких-либо льгот для предприятий,
предоставляющих такие услуги. Во-вторых, это непосредственно управление курсом
Банком России - он может сдерживать валютный рынок за счет управления
процентными ставками.
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще
всего проявляется следующая закономерность - чем ситуация ближе к кризису, тем
насущнее прямые методы воздействия правительства и центрального банка на
экономику и денежную массу, как ее составляющую. К прямым методам относятся
установление различных ограничений (лимитов), издание
нормативно-законодательных актов, в том числе и законов о проведении денежных
реформ.
Косвенные методы включают:
1) регулирование общей массы
денег через управление «печатным станком»;
2) регулирование процентных
ставок коммерческих банков через управление ими ЦБ;
Косвенные методы не могут
работать в нашей экономике на полную мощность по причине ее недостаточной
«рыночности». Полноценный рынок ценных бумаг, в том числе рынок государственных
обязательств у нас отсутствует, а соответственно ЦБ не может воздействовать на
денежную массу через куплю-продажу ценных бумаг.
Прямое регулирование
покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
1.
прямое и
непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством;
2.
государственное
регулирование цен, т.е. государство с помощью административных, законодательных
и бюджетно-финансовых мероприятий может воздействовать на цены таким образом,
чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом;
3.
государственное
регулирование пределов заработной платы. Оно включает дифференциацию уровня
заработной платы в зависимости от качества, величины и эффективности трудового
вклада, условий труда, природно-климатических условий и других особенностей
регионов; повышение заработной платы с ростом эффективности производств ее
индексации с инфляционным ростом цен; обеспечение оптимальных
воспроизводственных пропорций в распределении хозрасчетного дохода предприятия
на цели потребления и накопления; сочетание самостоятельности предприятий с
государственным регулированием заработной платы в пределах установленной
законодательством компенсации государства;
4.
государственное
регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом. Это меры,
направленные на сокращение импорта и расширение экспорта с целью ликвидации
дефицита платежного баланса. Регулирование внешней торговли выражается в форме
введения пошлин, экспортных субсидий, импортных квот и т.п.
В целом, надо
отметить, что реально в нашем сегодняшнем положении по-настоящему эффективны
только прямые методы борьбы с инфляцией - регулирование кредитов, цен и
заработной платы, регулирование валютного курса и внешней торговли.
Таким образом,
роль Центрального Банка в регулировании инфляционных процессов велика. Он может
воздействовать на них с помощью прямых и косвенных методов, а также политики
таргетирования, т.е. установление целевых ориентиров.
1.3. Опыт зарубежных стран
по регулированию уровня инфляции
Для
повышения эффективности денежно-кредитного регулирования, т.е. способности
Центрального банка достигать заявленные стратегические цели - снижение уровня
инфляции, весьма значимым представляется исследование опыта антиинфляционного
регулирования западных стран и применение наиболее успешных методов в
отечественной практике. Необходимо отметить, что антиинфляционная политика
всегда играла важную роль среди направлений макроэкономического регулирования.
Но придаваемое этому направлению значение существенно изменялось на протяжении
всей истории антиинфляционного регулирования.
Преодоление
инфляции - как основная цель денежно-кредитного регулирования возникает только
в период расцвета монетаризма. В период господства кейнсианского подхода в
государственном регулировании основной целью регулирования, в том числе
денежно-кредитного, - было достижение полной занятости, преодоление инфляции
приоритетной задачей не являлось. Впервые необходимость борьбы с инфляцией
остро проявилась после Второй Мировой Войны. Разрушенная войной экономика
характеризовалась дезорганизацией денежного обращения, недостатком товарного
предложение, что вело к высоким темпам роста цен. В этот период борьба с
инфляцией осуществлялась в рамках общеэкономического восстановления
разрушенного хозяйства и, в первую очередь, денежного обращения. Между тем уже
в этот период в ряде западноевропейских стран возникли первые элементы политики
доходов; наиболее яркими примерами могут служить Великобритания и Нидерланды.
Политика
экономического роста, проводимая в западных странах в послевоенное время,
основывалась на кейнсианской модели государственного регулирования. Как уже
отмечалось выше, одним из основных элементов кейнсианской модели выступал тезис
об инфляции как побочном явлении расширения эффективного спроса, неизбежной
платы за высокие темпы экономического роста, которые обеспечивались, во многом,
за счет практики дефицитного финансирования.
Конъюнктурный
характер инфляционного процесса того периода требовал и конъюнктурных мер
антиинфляционной политики. В её задачу входила стабилизация цен в период
«перегрева экономики», сохранение умеренной инфляции, не ведущей к нарушению
экономического равновесия и возникновению острых хозяйственных диспропорций и
социальных конфликтов. Основными направлениями борьбы с ростом цен были
дефляционная политика и политика доходов. Оба эти направления базировались на
двух частях кейнсианской теории инфляции: первая - на концепции инфляции
спроса, вторая - на концепции инфляции издержек. В принципе и дефляционная
политика и политика доходов направлены на сокращение платежеспособного спроса,
различен только используемый инструментарий. Такой вид антиинфляционной
политики сводился к ограничению цен на некоторые товарные группы и сдерживанию
или замораживанию роста заработной платы, сокращению государственных расходов,
повышению уровня налогообложения, а также к увеличению процентных ставок и
сокращению кредита путем введения ограничений на отдельные виды кредитов,
кассовые резервы банков.
Несмотря
на единый конечный итог этих двух направлений политики сжатия спроса, их
применение дифференцировалось исходя из целей проводимой конъюнктурной
политики. Стимулирующие меры для обеспечения экономического роста сочетались,
как правило, с политикой доходов, что, с одной стороны, не вступало в
противоречие с накачиванием спроса, а с другой - смягчало инфляционные
последствия проводимой политики. Использование кейнсианского подхода в
организации государственного регулирования, практика дефицитного финансирования
экономики привели к тому, что к семидесятым годам инфляция становится
хронической проблемой экономик большинства стран. Постепенно
преодоление инфляции становится основной целью государственного
регулирования в западных странах. Теоретической базой антиинфляционного
регулирования становится монетаризм. Основными инструментами антиинфляционного
регулирования, по мнению монетаристов, должны стать сокращение дефицита бюджета
путем снижения государственных расходов и увеличения налогов, а также контроль
над кредитами. Смещаются акценты и в приоритетных формах воздействия
государства на экономику. На первый план выходит денежно-кредитное
регулирование как основной рычаг управления инфляционными процессами. Основными
целями денежно-кредитного регулирования того периода становятся динамика
валютного курса, стабильность процентных ставок, уровень определенных денежных
агрегатов.
Как
показал опыт, использование данных целей как конечных оказалось
малоэффективным. Например, из всех стран, использующих монетарное
таргетирование, т.е. установление целевых темпов прироста денежной массы,
только Германии удавалось достигать заявленные ориентиры. Установленных
ориентиров роста денежной массы немецкому Бундесбанку удавалось достигать в
основном за счет дифференциации размеров минимальных обязательных резервов на
различные виды банковских депозитов (нормы обязательных резервов
дифференцируются в зависимости от сроков обязательств и от валюты обязательств
банка). А также Бундесбанком активно использовался кредитный контроль,
включающий изменение стоимости кредита, предоставляемого коммерческим банкам, и
норму переучета векселей.
Денежно-кредитная политика Великобритании с приходом в 1979 г.
администрации М. Тэтчер также исходя из монетаристских позиций.
Основной целью была провозглашена борьба с инфляцией, а основными
инструментами ограничительная денежно-кредитная политика, либерализация
валютного регулирования, снижение государственных расходов, ликвидация дефицита
бюджета и погашение государственного долга. В качестве основной меры
сдерживания роста инфляции было провозглашено монетарное правило: поддерживать
равенство темпов прироста денежной массы и потенциального роста национального
дохода. При этом предлагалось ограничивать темпы прироста денежной массы в
несколько этапов, постепенно сокращая устанавливаемые пределы прироста денежных
агрегатов. Центральным элементом экономической программы выступала
среднесрочная финансовая стратегия, отличительной чертой которой являлась явная
антиинфляционная направленность. Планировалось добиться устойчивого уровня цен
посредством денежно-кредитного таргетирования. Финансовой политике отводилась
подчиненная роль - она должна была способствовать достижению контрольных
ориентиров прироста денежных агрегатов, посредством изменения уровня
государственных расходов и прямого налогообложения.
Наиболее
полно монетаристские принципы были реализованы в практике таргетирования
денежной массы. При этом использовались сначала показатель М2, включающий все
средства на текущих и срочных счетах, которые частный сектор может использовать
как покупательное и платежное средство, а затем агрегат М0. На деле получалось,
что в качестве таргетируемых администрация выбирала те показатели, динамика
которых в прошлом укладывалась в установленные границы. Как только их прирост
начинал превышать ориентиры, правительство изменяло систему контрольных
показателей. Предпринимались и другие попытки «улучшить» показатели
таргетирования. Неоднократно пересматривались и менялись установленные границы
прироста и база их оценки. С 1979 г. при определении временного периода
действия очередных контрольных показателей стал использоваться принцип, когда
каждый контрольный период пересматривались как установленные границы увеличения
денежной массы, так и длительность этого периода. Таким образом, практика
монетарного таргетирования в Великобритании во многом дискредитировала тезис о
возможности ликвидировать инфляцию исключительно путем мероприятий технического
характера, а именно: изменения механизма контроля за денежной массой.
Неудачи
монетарного таргетирования в большинстве стран заставляют национальные банки
пересмотреть используемый монетарный режим. С начала 90-х годов начинается
переход на использования инфляционного таргетирования как основополагающего
монетарного режима денежно-кредитной политики. В 1990 г. на данный режим переходит Новая Зеландия, в 1991 г. - Канада, в 1992 г. - Великобритания, в 1993 г. - Финляндия, Швеция, Австралия, в 1994 г. - Испания, в 1997 г. - Израиль, Чехия, в 1999 г. - страны Еврозоны. С конца 90-х гг.
начинается переход развивающихся стран и стран с переходной экономикой к
использованию режима целевой инфляции: Польша - 1998 г., Чили, Бразилия - 1999 г., ЮАР, Таиланд - 2000 г., Норвегия, Колумбия - 2001 г. Как показал опыт этих стран инфляционное таргетирование позволяет достичь значительных
успехов в борьбе с инфляцией.
В
настоящее время в России развернулись оживленные дискуссии о целесообразности
инфляционного таргетирования, которое уже в какой-то степени используется ЦБ
РФ, однако весьма неэффективно. В этой связи интересен опыт именно
развивающихся стран.
Среди
развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде
чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных
мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили,
вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и
сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута
сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах
были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству
сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные
ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения
инфляции.
В
результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный
ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная
политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции,
второй - в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел
только на втором этапе в 1999 г. Помимо инфляционного ориентира проводился
мониторинг и таргетировалось несколько показателей:
- гэп между фактическим и потенциальным ВВП, который
отражал текущий и проектный деловой цикл;
- гэп в совокупных доходах и расходах (или дефицит текущего
счета платежного баланса);
- темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и
номинальной заработной платы;
- денежное предложение и временная структура рыночных
процентных ставок;
- бюджетный дефицит.
Кроме
того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на
протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных
инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний
внешнеэкономической конъюнктуры.
Что
касается использования инфляционного таргетирования для управления инфляцией в
России, то на наш взгляд, ЦБ РФ пока не может его эффективно использовать ввиду
невыполнения следующих условий: во-первых, независимость ЦБ РФ носит
по-прежнему во многом формальный характер; во-вторых, не достигнуты открытость
и транспарентность денежно-кредитной политики; в-третьих, согласно
исследованиям, до сих пор отсутствует доверие к денежным властям; в-четвертых,
инструментарий денежно-кредитной политики ЦБ РФ не способен обуздать инфляцию,
которая в РФ носит немонетарный характер.
Интересным
для России является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего
производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах.
Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том
числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам
так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной
Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия
мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких
отраслей).
Так,
сразу после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком сосредоточиться
на преодолении тогдашней гиперинфляции, либо первоначально
сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства.
Японское правительство выбрало второй путь. Восстановление производства
проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов
особенно через образованный в 1947 г. Банк по финансированию восстановления
(при угрозе жестких санкций предприятиям в случае не целевого использования
кредитов). В результате к 1949 г., году проведения «шоковой терапии», японское
промышленное производство по различным отраслям было восстановлено на 80-100%,
В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой
инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего
спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором
на приоритетное развитие наукоемких производств.
Во-вторых,
это длительное сохранение жесточайшего государственного контроля за
внешнеэкономической и валютной деятельностью (по сути настоящей монополии
внешней торговли). Только в 1970-е годы, убедившись в конкурентоспособности
своей промышленности и прочности национальной валюты, Япония постепенно отошла
от подобного жесткого контроля. В-третьих, в Японии проводился бескомпромиссный
курс на защиту национального капитала в сфере производства, банковском деле и
других сферах. В связи с этим предпочтение отдавалось не столько импорту
иностранного капитала, сколько импорту передовой иностранной технологии.
Таким
образом, мы можем говорить о формировании в Японии по сути особой модели
экономического развития, получившей название «планово-рыночной экономики». В
стране была создана своя модель государственного регулирования на базе
взаимодействия административного аппарата и хозяйственной системы частного
предпринимательства. С помощью этой системы вырабатываются и успешно
применяются различные методы воздействия на хозяйственные решения частных
предприятий, связанные с инвестициями, научно-технической политикой,
ценообразованием на важнейшие продукты и ресурсы и пр. Эти методы не подменяют
рыночный механизм, а поддерживают, дополняют и корректируют его
функционирование.
На
наш взгляд, учет японского опыта особенно важен для современной России,
основными задачами которой являются сегодня: восстановление производства,
национального сельского хозяйства, развитие банковского сектора, что является,
в свою очередь, необходимыми условиями для преодоления инфляционных процессов.
Наряду с этим при построении антиинфляционной политики чрезвычайно важно
учитывать опыт стран, успешно справившихся с проблемой инфляции.
2. Современное состояние инфляционного процесса и его
результаты
2.1.
Современное состояние уровня инфляции в России
Пожалуй, в экономической
теории нет области, в которой присутствовал бы такой же беспорядок, как в
теории инфляции. Вопросы роста цен и обесценения денег, отождествлявшиеся с
проблемами инфляции, всегда находились в центре внимания исследователей, о них
написаны десятки тысяч книг и статей. Однако ни в отечественной, ни в мировой
науке нет целостных, непротиворечивых и общепринятых представлений об инфляции.
Ее анализ чаще всего осуществляется на интуитивном уровне.
Заимствованное из западных
учебников определение инфляции как устойчивого и длительного повышения общего
уровня цен, не раскрывающее основных признаков этого явления, нуждается в
дальнейшем объяснении и детализации. Не зря говорят, что именно в деталях
«скрывается дьявол». Сразу же возникают вопросы о различиях природы роста цен,
о соотношении и взаимодействии денежных и не денежных, общеэкономических
факторов их повышения и, наконец, о том, какой именно рост цен можно считать
инфляцией.
Предпринимавшиеся в
недалеком прошлом попытки разобраться в самом понятии инфляции чаще всего
назывались схоластическим теоретизированием, «игрой в дефиниции» и
противопоставлялись конкретному анализу. В результате до сравнительно недавнего
времени как в отечественной, так и в зарубежной учебной литературе приводились
различные, порой противоречащие друг другу определения инфляции, а в последние
годы они сблизились, поскольку попросту списываются из «авторитетных»
учебников. Недостаточно изучены вопросы эволюции инфляции как объективного
явления и субъективные представления о ней.
Инфляция как некое
негативное экономическое явление, в ее крайних формах способное
дестабилизировать экономику страны, требует вмешательства государства в виде
осуществление антиинфляционных мер. Антиинфляционные меры могут быть эффективными только
в том случае, когда определены причины и импульсы развития инфляционного
процесса. Это позволяет осуществлять более целенаправленное воздействие и,
таким образом, нивелировать влияние истинных причин инфляции. В связи с этим
представляется целесообразным проанализировать причины, которые обусловливают
достаточно высокий уровень инфляции в России. Данный вопрос является
чрезвычайно дискуссионным, и по сей день экономисты не пришли к единому мнению.
Все многообразие точек зрения о факторах российской инфляции можно подразделить
на три группы.
Ряд
экономистов считает, что инфляция в России обусловлена действием факторов
монетарной природы, прежде всего, избытком денежной массы, высокой скоростью
денежного обращения. Называются также такие причины как политику кредитования
Центральным банком коммерческих банков, динамику золотовалютных резервов
государства. Соответственно, как наилучший возможный вариант антиинфляционной
политики предлагались меры, направленные на сокращение количества денег в
обращении: рестрикционная денежно-кредитная политика, увеличение налоговых
ставок, снижение уровня государственных расходов.
Следующая
группа ученых экономистов считает, что инфляция в России вызвана немонетарными
факторами: диспропорциями в структуре производства, высоким уровнем монополизма
в российской экономике, процессом выравнивания относительных уровней цен после
их либерализации и приближением их к мировому уровню и структуре, процессом
поэтапного повышения цен на энергоносители, неадекватность ценовых реакций
предприятий рыночным условиям, мягкие бюджетные ограничения, отсутствие какой
бы то ни было ответственности предприятий за невыполнение своих обязательств, в
том числе механизма банкротств и др. На основе анализа этих факторов делался
вывод о немонетарном характере российской инфляции и о доминирующей роли
инфляции издержек в развитии инфляционных процессов. Соответственно,
антиинфляционная политика, по их мнению, должна осуществляться преимущественно
путем бюджетно-налоговой и антимонопольной политики, направленных на создание
условий развития производства.
Наконец,
ряд экономистов считают, что инфляция в России обуславливается действием
специфических факторов, характерных только для переходных экономик вообще и для
России в частности:
- специфическая
динамика валютного курса под влиянием сочетания монополизма и технической
отсталости;
- широкое
распространение бартерных операций, что обуславливает специфическую структуру
денежной массы в переходной экономике, особый характер её воздействия на цены;
- невыплаты
заработной платы и неплатежи;
- адаптация
экономики к переменам;
- сегментация
денежного оборота, «вымывание денег из реального и концентрация их в
трансакционном секторе»;
-
суровые климатические условия на значительной территории России;
- разрыв
хозяйственных связей, обусловленных распадом СССР, разрыв этих связей в рамках
России.
По
мнению автора, разные подходы к оценке причин инфляции обусловлены тем, что
отсутствуют экономические индикаторы, которые способны с достаточной точностью
оценить отдельно влияние различных факторов на инфляцию. Например, принято
считать, что проводимая ЦБ РФ денежно-кредитная политика, а соответственно и
монетарные факторы влияют исключительно на базовую инфляцию, которая
представляет собой субиндекс, рассчитанный на основе набора потребительских
товаров и услуг, используемого для расчета сводного индекса потребительских
цен, за исключением товаров и услуг, цены на которые в основной массе
регулируются на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, базовая
инфляция представляет собой ту часть инфляции, которая связана с валютным
курсом, денежной политикой и инфляционными ожиданиями. Исходя из данного
неверного подхода к оценке степени влияния немонетарных и монетарных факторов
на уровень инфляции, можно сделать вывод о том, что рост цен по товарам с нерегулируемыми
ценами не зависит от повышения цен на услуги естественных монополий, однако это
не так.
По мнению автора,
главной причиной инфляции в России является инфляция издержек, вызванная
постоянным повышением тарифов на электро-, водо- и газоснабжение, а так же цен
на другие виды топливно-энергетических ресурсов (см. табл. 1). Постоянный рост
цен на топливно-энергитические ресурсы повышают стоимость практически любой
продукции, так как производитель продукции перекладывает повышение цен на плечи
потребителей данной продукции, способствуя тем самым росту уровня инфляции и
возрастанию инфляционных ожиданий у населения.
Учитывая
динамику изменения цен на топливно-энергитические ресурсы, не вызывает
удивления достаточно высокий темп инфляции в РФ (см. табл. 2). Так, в январе -
сентябре 2008 года сохранялся высокий рост потребительских цен. В сентябре по
отношению к декабрю предыдущего года инфляция на потребительском рынке
составила 10,6% (в аналогичный период 2007 года - 7,5%), базовая инфляция -
10,1% (6,7%). Среди потребительских товаров особенно высокими темпами росли
цены на продукты питания. За январь - сентябрь 2008 года темп удорожания
продовольственных товаров в 1,1 раза превысил общий темп прироста цен на
потребительском рынке. Однако ускоренный рост цен был характерным не только для
продуктов питания, традиционно отличающихся высокой волатильностью ценовой
динамики, но и для других групп товаров и услуг. Заметно возросли темпы
прироста цен на товары непродовольственной группы (до 6,5% по сравнению с 4,0%
в сопоставимый период 2007 года). Платные услуги населению за девять месяцев
стали дороже на 14,1%, что на 2,5 процентного пункта выше аналогичного
показателя 2007 года. Таким образом, рост цен ускорился практически на все
основные виды товаров и услуг и составил по итогам 2008 года 13,3 %.
Разразившийся в 2008 году мировой кризис
породил в экономики РФ ряд факторов, противоположно действующих на инфляционные
процессы. В
среднесрочной перспективе на развитие инфляционных процессов будут влиять:
1.
сокращение кредитных операций (прежде всего, в сфере
кредитования населения);
2.
повышение процентных ставок за пользование кредитами и
по депозитным операциям, что, по мнению ЦБ РФ, должно воспрепятствовать оттоку
капитала за рубеж;
3.
усиление оттока капитала за рубеж в связи с
необходимостью погашения долга по ссудам (в 2009 г. только банки должны погасить около 80 млрд. долл. долга), и в связи с выводом иностранными
инвесторами своего капитала;
4.
снижение темпов роста доходов населения в условиях
кризиса.
Перечисленные
факторы будут влиять на сокращение объема денежной массы. Наряду с этим будут
действовать в противоположном направлении такие факторы как:
1.
выделение крупных сумм из государственных фондов для
укрепления финансового состояния банков и корпораций;
2.
выделение государственных ресурсов на развитие мелкого и
среднего бизнеса, увеличение государственных заказов предприятиям оборонных
отраслей;
3.
расширение операций ЦБ РФ по рефинансированию
коммерческих банков;
4.
увеличение уставного капитала коммерческих банков;
5.
расширение операций по секьюритизации активов банков
(особенно в сфере ипотечного кредитования);
6.
понижение курса рубля;
7.
повышение тарифов на услуги естественных монополий.
Намечается
переориентировать некоторые кредитные организации, придав им целевую
направленность на развитие реального сектора. В частности, предполагается дать
коммерческим банкам, использующим различные формы государственной поддержки,
рекомендации направлять в приоритетном порядке средства на поддержку
предприятий оборонно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, а также
субъектов малого и среднего предпринимательства. Будет способствовать оживлению
экономики и развитие целевого кредитования предприятий под расчеты за
поставленную продукцию (факторинг).
Особое
внимание в среднесрочной перспективе будет уделено развитию
сельскохозяйственных предприятий. В частности, предполагается изменить
Меморандум о финансовой политике Банка развития и предусмотреть возможность
кредитования крупных проектов в агропромышленном комплексе. Намечено
поддерживать необходимый объем кредитования в рамках реализации государственной
программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы. Будет осуществляться
субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым
организациями и предприятиями агропромышленного комплекса.
Для
оценки воздействия этих мер на инфляционные процессы важно оценить их
эффективность, сопоставить затраты с результатами, с увеличением производства
товаров, расширением их предложения. Государственное участие в организации,
финансировании, контроле перечисленных мер позволяет предположить реальность их
выполнения. Перечисленные меры будут способствовать расширению предложения
отечественных товаров, что позволит снизить инфляционное напряжение на товарном
рынке. Снижение цен на энергоносители, прекращение неоправданного в некоторых
отраслях роста заработной платы создают основу для сокращения затрат на
производство отечественных товаров и замедления роста цен.
Самое
непредвиденное воздействие на инфляционные процессы может оказать порядок
ценообразования. Можно выделить три группы товаров, способных повлиять на
процесс ценообразования в экономике России в настоящее время:
1.
снижение мировых цен на энергоносители и сырье. Как
отмечалось, это непосредственно отразится на затратах, создавая условия для
снижения цен на отечественные и импортные товары;
2.
ужесточение государственного контроля за установлением
цен российскими производителями и посредниками. Расширение практики государственных
закупок предусматривает стабилизацию цен. Это относится и к товарам
естественных монополий. Предусматривается установление ценовых преференций при
размещении госзаказов. Будут уточняться ставки ввозных и вывозных пошлин.
Особо
стоит проблема формирования цен на продовольствие. Активная поддержка
российских сельхозпроизводителей в среднесрочной перспективе должна отразиться
на увеличении объема производства и снижении цен на продовольственные товары. В
то же время ООН негативно оценивает перспективы изменения цен на продукты
питания. Леннарт Бейдж, глава Международного фонда сельскохозяйственного
развития (ФФСР) при ООН считает, что в мире происходит структурный сдвиг в
области цен на продукты питания. Этому способствовало использование пахотных
земель для получения биотоплива, увеличение спроса на продовольствие в
развивающихся странах, резкий приток спекулятивного капитала.
По
данным ООН, мировые цены на продовольственные товары за последние пять лет
выросли на 65%. Судя по индексу мировых цен на продовольствие, только в 2007
году молочные продукты подорожали на 80%, а зерно - на 42%. По мнению ООН,
необходимо увеличивать объемы инвестиций в сельское хозяйство. В настоящее
время международная помощь сельскому хозяйству составляет около 3%, в то время как
в начале 80-х годов этот показатель составлял около 20%. Увеличение
производства продовольствия в отдельных странах не решает проблемы его
недостатка в целом, что сказывается на продолжающемся росте мировых цен.
В Кремле неоднократно
различными специалистами обсуждались причины инфляции в России и
антиинфляционные меры. Рассмотрим некоторые из точек зрения специалистов. В
своем докладе председатель совета директоров ОАО «Агрохимбанк» В.А. Гамза показал, что не
монетарные факторы, а, прежде всего, недостаточная монетизация экономики
является во многом причиной инфляции и недостаточно высоких темпов
экономического роста. Так, более двух третей национальной денежной базы России
в настоящее время составляют наличные деньги, не участвующие в депозитно-кредитной
мультипликации, что абсолютно не соответствует современному развитию России (коэффициент мультипликации составляет около 3, в то время как в
развитых странах - 5-10), а база для долгосрочного кредитования составляет
всего одну треть от общих резервов банков. Более того, ресурсы хозяйствующих
субъектов составляли всего 15%, ресурсы кредитных организаций 7%, в то время
как ресурсы государства находились на уровне 35% от ВВП страны.
Ректор Российской
экономической школы С.М. Гуриев
констатировал, что большинство экономистов считают монетарные факторы главной
причиной инфляции в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной
перспективе, которая более всего беспокоит представителей бизнес-сообщества,
монетарные факторы не играют существенную роль. По мнению С.М. Гуриева очень важной причиной инфляции является
увеличение цен на продукцию естественных монополий, которые в
будущем будут расти еще быстрее, чем сейчас (примерно 10% в год в реальном
выражении). Далее, на уровень инфляции влияет реальный обменный курс рубля.
С.М. Гуриев подчеркнул важность достижения макроэкономической стабильности и
низкой инфляции, без которых не может быть низких процентных ставок и
долгосрочных инвестиций
Антиинфляционная политика в
России после 1998 г. строилась с учетом монетаристских концепций, что
справедливо критиковалось независимыми учеными-экономистами. Академик Л.И.
Абалкин отмечал, что финансовую стабилизацию неправомерно отождествлять с
низкими темпами инфляции, существует опасность в попытках сотворения своеобразного
кумира из низких темпов инфляции, придания им целевой функции. Что касается
денежно-кредитной политики, то не существует прямой, линейной
причинно-следственной связи между ростом денежной массы и темпами инфляции, и
это должно предупреждать от сугубо монетарной трактовки инфляции. Поэтому
главная задача денежно-кредитной политики - направить денежные потоки таким
образом, чтобы они максимально способствовали росту производства и
минимизировали влияние на темпы инфляции.
Довольно резко критикует монетаристскую
политику в России профессор Л.Н. Красавина: «Российские экономисты опирались на
прямолинейную монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от
избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса
и преувеличивали эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше
проведет свою работу, чем государство). Но оказалось, что монетаристскими
методами невозможно подавить не денежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере
воспроизводства. Поэтому снижение темпа роста цен не означало достижения
реальной финансовой стабилизации. Но было бы ошибочно отвергать роль денежных
факторов в развитии инфляции». Успех в проведении антиинфляционной и
денежно-кредитной политики достижим, по мнению Л.Н. Красавиной, если применить
системный подход и рассматривать инфляцию как «многофакторный
социально-экономический процесс», связанный «с его объективной основой -
общественным воспроизводством, включая производство, распределение, обмен,
потребление».