бесплатные рефераты

Инфляция в переходной экономике: сущность, специфика, методы борьбы

Инфляция прибылей -  промышленные предприятия и другие субъекты экономики получают сверхприбыли, что ведет к повышению уровня цен, не компенсируемому покупателю ростом качества товара. Этот вид инфляции особенно опасен при условиях либерализации цен, отсутствии конкуренции, высоком уровне монополизма, тотальном дефиците товаров.

Инфляция налогов – ситуация, когда государство начинает интенсивно повышать налоги. С их помощью покрываются расходы на оборону, управление, социальные программы. Это снижает возможности инвестиций, что сокращает производство и, следовательно, предложения, что уже само по себе служит исходной базой для инфляции.

“Товарная” инфляция – это ситуация, когда резко дорожают сырье и материалы.

Тот факт, что деятельность естественных монополий, особенно в России, в значительной степени регулируется государством, позволил      В. Андрианову выделить такой тип инфляции, как административная.

Административная инфляция – воля государственных органов, союзов и объединений. Согласно этой воле взвинчиваются цены на железнодорожные перевозки, плата за почтовые услуги, услуги связи, коммунальные услуги. Эта инфляция стимулирует инфляцию издержек.

 

§3 Современные методы антиинфляционного регулирования. Монетаристский и кейнсианский подходы

 

 

Теоретики современной экономической мысли по-разному подходят к методам борьбы с инфляцией. Рассмотрения заслуживают те методы борьбы, которые наиболее часто используются в практике. Можно выделить несколько таких теоретических подходов.

Кейнсианская теория. Сторонники этого направления признают в качестве методов борьбы с инфляцией параллельное проведение дефляционной политики и политики доходов. Большая роль в проведении антиинфляционной политики отводится государству.

Монетаристская теория признает действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба только с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.

Сторонники теории “экономики предложения” признают только один антиинфляционный путь – стимулирование развития производства и предложения товаров.

Сторонники теории “структурной инфляции” в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структуру экономики.

Не смотря на многообразие факторов, вызывающих инфляцию, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало. Опыт развитых стран позволяет выделить 3-4 варианта. Все методы антиинфляционной политики укладываются в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции, - сферу денежного обращения.

Методы управления агрегатным спросом. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы совокупного спроса, чтобы сформировать новое соотношение спроса и предложения на товары и на деньги.

Для управления агрегатным спросом применяются инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Такими мерами являются: сокращение государственных расходов, например, путем урезания различных социальных программ, изменения условий госзакупок; ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям. К мерам кредитно-денежной политики относят воздействие на спрос и предложение денег с целью их параллельного ограничения при помощи цены кредита.

Органами реализации дефляционной политики после принятия соответствующих программ высшими государственными органами являются прежде всего финансовые органы. Однако недостатком этой политики является ее прямолинейность и отсутствие избирательного воздействия. К тому же применяться она может только на стадии подъема экономики, т.е. эти методы являются краткосрочными.

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и доходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. Их отличие от дефляционной политики состоит в том, что использоваться они могут вне зависимости от фазы циклического развития экономики. Кроме того, их применение может быть дифференцировано и предусматривает отмену для отдельных отраслей и секторов экономики. Однако максимальная эффективность политики доходов, по мнению экспертов, достигается тогда, когда основной причиной инфляции является увеличение издержек.

Суть политики доходов состоит в том, что государство ограничивает рост цен и заработной платы. Это уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов.  В то же время ограничение роста цен на товары и заработной платы определяет динамику доходов лиц наемного труда и в какой-то части предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса. Поэтому, она часто используется в сочетании с дефляционной политикой.

Существуют различные варианты политики доходов по степени жесткости принуждения к соблюдению регулирующих мер. Самый экстремальный вариант – это “замораживание” цен и заработной платы. В современных условиях он не используется, т.к. приводит к появлению скрытых форм инфляции. Предпочтение отдается гибким формам регулирования, таким как политика ограничения зарплаты с помощью налогов. Эта политика предполагает введение дифференцированных ставок налога на прибыль в зависимости от роста цен на производимую продукцию и заработной платы.

Для проведения политики доходов создаются временные органы, например управления Министерства финансов или используются традиционные. Однако считается, что для эффективного проведения этой политики необходимо сотрудничество трех сторон: государства, профсоюзов и предпринимателей. Так же как и дефляционная политика доходов может применяться на ограниченном временном периоде, поскольку для нормального развития рыночной экономики необходима свобода ценообразования.

Вышеперечисленные варианты антиинфляционной политики направлены на ограничение совокупного спроса. И в этом смысле использование политики стимулирования предложения является новым вариантом борьбы с инфляцией. В качестве методов антиинфляционного регулирования предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Налоговая политика позволяет дифференцированно подходить к различным источникам и суммам дохода. Сокращение ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, позволяет ограничить рост бюджетного дефицита. В основе налоговой политики может лежать также политика доходов. Решения о повышении цен на продукцию и заработной платы принимаются предпринимателями. В основе же этих решений лежат налоговые льготы и стимулы, предлагаемые государством.

Наибольшее распространение в мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходной экономике, кейнсианский и монетаристский.

Монетаристская концепция инфляции настаивает на том, что инфляция – сугубо денежное явление, т.е. причиной усиления инфляционного процесса является более быстрый рост номинальной денежной массы по сравнению с объемом производимой продукции.

 

∆P=∆M∙∆V/∆Q

∆P- прирост цен

∆M- темпы прироста денежной массы

∆V- темпы прироста скорости обращения денег

∆Q- темпы прироста объема реального продукта

 

Данное уравнение показывает, что темпы инфляции прямо пропорциональны росту денежной массы и скорости обращения денег и обратно пропорциональны приросту реального продукта.

Денежная масса создается ЦБ.  Сначала ЦБ увеличивает свои активы: он предоставляет кредиты государству, коммерческим банкам, отдельным предприятиям, а также увеличивает свои золото-валютные резервы. На второй стадии ЦБ увеличивает свои пассивы, т.е. создает денежную базу из количества наличных денег в обращении, обязательных и необязательных резервов коммерческих банков.

Соотношение между денежной массой и денежной базой называется денежным мультипликатором, т.е. это отношения денежной массы к общему размеру резервов банковской системы. Мультипликатор показывает, какое количество денег создается в результате “разрастания” денежной базы.

Поскольку основной причиной инфляции в монетаристском подходе является избыток денежной массы, то последователи данной концепции ставят во главу угла жесткий контроль за денежной массой, который должен привести к изменению совокупного спроса.

Например, когда Федеральная Резервная Система США проводит продажу ценных бумаг либо окончательную, либо с правом последующего выкупа, то в банковской системе резервные депозиты уменьшаются на величину произведения мультипликатора на объем продаж. Таким образом, наблюдается уменьшение предложения денег.

Другим инструментом регулирования денежной массы может стать номинальная ставка ссудного процента.

Последовательные монетаристы опираются исключительно на проведение жесткой политики по отношению количества денег в обращении. Часть последователей этой школы считает, что чтобы сделать этот процесс менее болезненным для экономики необходимо сочетать его с политикой доходов. Последовательные монетаристы же отвергают подобную возможность, т.к. верят в свободный рынок и считают, что политика доходов препятствует рациональному распределению ресурсов, и экономика начинает “задыхаться”.

Ключевым пунктом монетаристской стратегии преодоления инфляции является установление ЦБ некоторого определенного темпа прироста денежной массы. Таким образом, банк как бы направляет инфляцию в более спокойное русло, появляется надежда, что резкого скачка цен не будет.

Провозглашая эту концепцию, монетаристы, тем не менее, видели ее недостаток. Размер денежной массы очень сложно установить, т.к. постоянно появляются новые типы платежных средств: платежные и кредитные карточки, новые типы банковских счетов и государственных ценных бумаг. Поэтому, сложно решить какие типы платежных средств следует включать в состав денежной массы и отдавать под косвенный контроль ЦБ.

Кейнсианская теория инфляции исходит из анализа доходов и расходов хозяйствующих субъектов и влияния их на увеличение спроса, что приводит к росту производства и занятости. В то же время увеличение спроса населения как непроизводительного явления приводит к росту инфляции. Избавиться от этого негативного явления можно:

·     стимулированием частных и государственных инвестиций;

·     ограничением заработной платы.

Кейнсианцы видели способ разрешения инфляционных кризисов в активной политике государства. Именно государство призвано было обеспечить такой прирост инвестиций, который обеспечит прирост прибылей. Стимулировать потребление можно только после того, когда достигнута стадия инвестиционного насыщения.

Сам процесс государственного регулирования должен включать четыре основных пункта. Таковыми являются:

1.   Денежно-кредитная политика. Она должна способствовать экономическому подъему такими путями, как обеспечение достаточного количества денег в обращении, предельное снижение процентной ставки.

2.   Расходы государственного бюджета. Кейнсианцы считали, что бюджетная политика является главным инструментом государственного регулирования, в том числе увеличения расходов на государственные капиталовложения.

3.   Перераспределение государственных доходов. Согласно взглядам кейнсианцев национальный доход должен распределяться в пользу классов с наибольшими доходами, а также предпринимателей, осуществляющих производственные капиталовложения. К тому же эта теория ни в коем случае не рекомендует повышать шкалу заработной платы. Эти меры, предпринимаемые государством, способствовали бы  увеличению склонности к потреблению, и следовательно, увеличению эффективного спроса.

4.   Протекционизм.

Таким образом, создавая систему государственного регулирования экономики, основоположник этой теории во главу угла ставил спрос. Он считал, что в экономике всегда существует отложенный спрос в виде сбережений, а также пассивов. По Кейнсу сбережения должны превратиться в элемент эффективного спроса. И управлять этим спросом должно государство, используя инструменты бюджетной и кредитно-денежной политики. Модель этого процесса предельно проста: центральный банк размещает займы, распределяет льготные кредиты. Одновременно проводятся государственные закупки товаров и услуг.

Теория Кейнса создавалась в период тяжелейшей депрессии. К тому же направлена она только на создание дополнительного спроса и не учитывает появления других возможных форм, связанных с развитием производства, инфраструктуры, изменением пропорций экономики. С точки зрения сегодняшнего дня государственное вмешательство в процесс подавления инфляции представляется правильным. Но само государственное вмешательство порождает ряд противоречий, основным из которых является возможное несовпадение интересов государства и собственников капитала в условиях свободы принятия хозяйственных решений.

Основополагающее отличие изложенных выше теоретических подходов к преодолению инфляции состоит в том, что сторонники монетаристской концепции и прежде всего М. Фридман отводят государству в этой области пассивную роль, в то время как кейнсианцы считают необходимым активное вмешательство государства. Однако и кейнсианцы, и монетаристы сходятся в одном – в период инфляции необходимо придерживаться правила сокращения денежной массы в обращении, чтобы достичь умеренной инфляции.

Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены основные методы регулирования инфляции, наиболее часто используемые в практике. Все они в конечном итоге сводятся к управлению элементами совокупного спроса, совокупного предложения или факторами денежного обращения.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Инфляционный процесс в переходной экономике

§1. Специфика инфляции в переходной экономике

 

Исследование особенностей появления и развития инфляционного процесса в переходной экономике и, в частности, в экономике России следует по всей видимости начать с анализа причин, вызвавших этот процесс. Все многообразие интерпретаций причин российской инфляции сводится к двум крайним точкам зрения: инфляции присуща монетарная природа, инфляция имеет немонетарную или не только монетарную природу.

Рассмотрим аргументы обеих сторон и сопоставим их с ситуацией в России и республиках СНГ.

Структурные причины. Утверждается, что специфической особенностью экономики России является микро- и макроэкономическая структура, унаследованная от СССР, которая не соответствует рыночной экономике. К этому аргументу примыкает и аргумент о технологической отсталости России. Эта позиция связана с тем, что в разные периоды накаленная политическая обстановка и идеология, исходящая из необходимости защиты социалистических завоеваний привели к тому, что сформировалась соответствующая структура общественного производства. Удельный вес группы “А” составлял в 1960 г. 72.5%, тогда как удельный вес группы “Б” только 27.5%. В 1970 г. эти показатели составили 73.4 и 26.6% соответственно[7]. Группа “А” продолжала развиваться наиболее интенсивно. А сфера обращения и потребительских услуг явно не соответствовали потребности населения в них. Кроме того, признано, что рост заработной платы стал опережать аналогичный показатель производительности труда Именно с этим периодом следует связывать возникновение предпосылок для инфляции издержек в нашей стране, когда некоторые отрасли производства (в основном тяжелая промышленность) начали устойчиво воспроизводить диспропорции в экономике.

Безусловно, российская экономика, как и любая другая, обладает “своим неповторимым лицом”, и технологический уровень многих производств не соответствует лучшим мировым стандартам. Однако является ли это причиной российской инфляции?

 

 

 

 

 

Инфляция в республиках бывшего СССР в 1991-1995 гг.

 

Источник: А. Илларионов, Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики, 1996г., №2, с. 65

 

После распада СССР многие бывшие республики унаследовали сходную структуру экономики, но темпы инфляции в них оказались весьма различны. Наиболее сходную по структуре  с российской экономику имеет Казахстан, но  в 1991г. рост цен здесь был в 1.4 раза ниже российского, а в 1993г. уже в 2.4 раза выше. Общепризнано, что технологическое развитие Белоруссии существенно выше российского, однако в 1993г. индекс розничных цен здесь превысил российский более чем в 2 раза. (табл. 1)

С помощью экономической структуры нельзя объяснить также месячные колебания инфляции. Никакая экономическая структура не может так радикально меняться за те несколько месяцев, которые потребовались России на переход от сравнительно низких темпов инфляции в 9-10% в июле-августе 1992г. до 25-28%  в октябре 1992 - феврале 1993г., а затем к падению ее до4-5% в июле – августе 1994г.  и вновь к повышению до 17-18% в ноябре 1994 – январе 1995г.[8]

Кроме того, если сравнить институциональные изменения, произошедшие в различных странах СНГ, то не удается уловить закономерность их влияния на темпы инфляции. К 1995г. в Грузии, Латвии, Кыргызстане, Узбекистане 60% ВВП производилось негосударственным сектором экономики[9]. Однако среднемесячные темпы узбекской инфляции вчетверо превышали темпы латвийской, почти вдвое темпы грузинской и втрое темпы инфляции в Кыргызстане.

К структурным причинам объяснения природы российской инфляции примыкает такой аргумент, как высокий уровень милитаризации и гипертрофированный уровень ВПК. Это неоспоримый факт, но насколько он существенен для возникновения и поддержания инфляции. По данным таблицы можно судить о том, что в Эстонии и Латвии после распада СССР рост цен превышал российский уровень  почти в 1,4 раза, а в 1992г. уже инфляция в России была больше почти в 2,5 раза, в 1993г. в 7 раз (табл. 1). При этом следует помнить, что уровень развития ВПК в этих странах был весьма высок, там находились заводы так называемого союзного подчинения. В странах же, где развитие военного комплекса было не столь бурным, таких как Казахстан и Украина рост цен в том же 1993г. превышал российский соответственно в 2,4 и 7 раз (табл. 1). Таким образом, нельзя усмотреть жесткую взаимосвязь между темпами инфляции и развитием ВПК

Высокий уровень монополизма. Современные формы конкуренции действительно могут оказывать большое давление на систему ценообразования. Механизм ценоповышательного фактора очень прост. Благоприятные условия для действия этого фактора создаются несовершенством рынка, при котором либо путем сговора, либо монопольного положения цена поддерживается выше равновесной.

 Этот аргумент наиболее часто используется для объяснения причин инфляции во всех постсоциалистических странах, т.е. в странах с переходной экономикой. Однако он упускает из виду, что с открытием национальной экономики любые самые крупные и могущественные национальные монополисты превращаются в производителей, занимающих самое скромное место, как на мировом, так и на внутреннем рынках. И зачастую главной особенностью их поведения становится не столько склонность к монополизму, сколько борьба за выживание, исключающая установление монопольных цен и стремление к монопольному поведению.

Также можно утверждать, что помесячные колебания темпов инфляции в странах ЦВЕ и бывших республиках СССР не могут быть объяснены с помощью столь быстрого колебания уровней монополизма.

Убогий экспортный сектор, сильная импортная зависимость. Приверженцы монетаризма считают, что такая оценка практически не соответствует действительности. Из всех наследников бывшего СССР России достался самый мощный экспортный сектор и в абсолютных и в относительных величинах. Далее удельный вес экспорта в ВВП несколько сократился, но по-прежнему сохраняется положительное сальдо внешнеторгового баланса. На 1999г. оно составляло +36,2 млрд. дол. США[10]. Это должно приводить к укреплению национальной денежной единицы, притоку иностранной валюты, снижению темпов инфляции. Однако все происходит наоборот. Страны с отрицательным внешнеторговым сальдо (балтийские, Кыргызстан, Молдова) добились больших результатов в борьбе с инфляцией, чем страны с положительным сальдо (Россия, Туркменистан).

Очевидно, объяснением этому служит то, что в потребительской корзине  (по крайней мере, россиянина) преобладают продовольственные товары, поэтому рост цен на них ближе всего к общему индексу инфляции, измеренному по ИПЦ. “Россия сильно зависит от импортируемых товаров. По оценкам  импорт продовольственных товаров составляет около половины их предложения”[11]. Поэтому, следует сделать вывод, что импортозависимость  переходной экономики, в частности России, все-таки является причиной инфляции. Некоторые специалисты называют ее “импортируемой инфляцией”.

Распад хозяйственных связей в результате развала СССР. Если это предположение верно, то темпы инфляции должны быть пропорциональны интенсивности связей между республиками до распада СССР. И потому самые низкие темпы инфляции должны наблюдаться в России – наиболее мощной из бывших советских держав, а самые высокие – в балтийских государствах, которые в наибольшей степени зависели от поставок из остального Союза. Однако, как видно из вышеприведенной таблицы, все произошло наоборот.

Растущие издержки, в частности, повышение цен на энергоносители.

Рассмотрим вначале точку зрения ученых, которые придерживаются мнения, что инфляция в переходной российской экономике вызвана растущими издержками.

Рост цен на энергию и энергоносители в России имеет некоторые особенности. Связаны они в основном с действием естественных монополий. Удерживая сверхмонопольные позиции в своих отраслях последние в состоянии удерживать высокие цены на свои продукцию и услуги.  Цены на вышеуказанную продукцию многократно выросли, что отразилось на росте издержек производства. Многие производители до сих пор не в состоянии покупать необходимое им количество сырьевых и энергетических ресурсов и своевременно их оплачивать. Поэтому применяются неплатежи. Способствует этому и то, что правительство стремится поддержать производство во многих важных, но нерентабельных отраслях. Оно сдерживает цены на стратегическое сырье и энергию и время от времени применяет мягкие бюджетные ограничения. Сдерживание цен привело к тяжелому положению самих предприятий ТЭК и добывающих отраслей. Дело в том, что это связано с так называемым “синдромом” низких цен на энергоресурсы, унаследованным от социалистической экономики: отечественные производители привыкли к использованию дешевого сырья и энергии. Поэтому повышение цен на энергоносители сильно бьет по товаропроизводителям.

Сторонники монетаризма утверждают, что если предположить существование так называемой инфляции издержек, предопределяющей существование любой другой инфляции, то видимо, что единственным случаем, когда подобный вид инфляции имеет место быть – это повышение цен на импортируемые энергоносители в случае, если их доля в потреблении велика. Однако, в силу того, что Россия сама является одним из крупнейших энергоэкспортеров, а не импортером, она в наименьшей мере подпадает под это правило. В странах Балтии, где ощущался самый острый ценовой шок после перехода на импортируемые энергоносители, уровень инфляции оказался гораздо ниже, чем у энергоэкспортеров России, Казахстана, Туркменистана (табл. 1).

При этом один из приверженцев монетарной концепции инфляции          А. Илларионов ссылается на исследование, проведенное Группой макроэкономического и финансового анализа при Министерстве финансов РФ, которое показало, что значимой корреляции между повышением цен на энергоносители и темпами инфляции в России нет. Более того, за повышением цен на эти группы товаров в мае 1992г. последовали месяцы с отчетливо выраженными темпами снижения инфляции, а снижение реальных цен на энергоносители в течение 1994г. не помешало росту темпов инфляции. Однако исследование, проведенное несколько позднее[12], показало, что между повышением цен на продукцию естественных монополий и индексом цен существует взаимокорреляция, которая проявляется в особой форме инфляции издержек, т.е. в росте задолженности предприятий друг другу и росте количества низколиквидных платежных инструментов в обращении.

Отсюда можно выделить еще один фактор инфляции в переходной экономике России – платежная система.

Платежная система. В 90-е гг. основным способом платежа между предприятиями стали проводимые, минуя банки, взаимные расчеты, когда обязательства погашаются путем зачета встречных обязательств равных по величине и совпадающих по времени исполнения. В платежной системе сложилась никем не регулируемая инфраструктура, которая занимается выстраиванием бартерных сделок путем выявления взаимосвязей продавцов и покупателей. Это осуществляется через третьих (четвертых и т.д.) лиц по произвольным ценам с ущемлением интересов экономических субъектов. Без участия “живых” денег к концу 90-х проходило 90% платежей в энергетике, 70% на Западно-Сибирской железной дороге, 90-100% на угольных предприятиях Кузбасса[13]. К началу 1999г. объем неплатежей составил ½ ВВП, т.е. 1,5 трлн. руб., а М2 к 1.01.99 составила 452,5 млрд. руб.[14].  К тому же по подсчетам начала 90-х гг. при возникновении в экономике дополнительной задолженности в 1млрд. руб. в силу наличия межотраслевых перекрестных воздействий полное увеличение взаимной задолженности превышает 4млрд. руб., т.е. мультипликатор равен 4.

Кроме проблемы неплатежей в российской платежной системе переходного периода существует также тенденция к росту наличной денежной массы в обращении. Когда в 1992-1993гг. из-за коренной перестройки время прохождения платежей исчислялось неделями и даже месяцами, появилась необходимость увеличения денежной массы. В сочетании с быстрым обесценением денег это  привело к переориентации предприятий к расчету наличными денежными знаками. Возрос удельный вес М2. На начало 1999г. он составлял 40% против 3-5% за рубежом[15]. Из мировой практики известно, что чем выше доля высоколиквидных активов в денежной массе, тем больше степень ее воздействия на повышение цен.

Рост номинальной и реальной заработной платы. “Практически в любой отрасли оплата труда составляет 20-30% от стоимости товара”[16]: квалификация труда постоянно растет, а природа заработной платы такова, что она постоянно стремится к росту. Эти процессы происходят под давлением крупных профсоюзов, трудовых коллективов. Их действия могут привести к негативным последствиям. Требования повышения оплаты труда нередко вовлекают большие массы рабочих в забастовку.  В результате фирмы несут убытки. Кроме того, если повышение заработной платы не уравновешивается производительностью труда, то растут издержки. Производители ответят на это сокращением объема производства при повышении цен.

Рост заработной платы может быть вызван действиями правительства по повышению благосостояния народа. Но если это не вызвано динамикой национального дохода или перераспределением в пользу потребления, то также усиливает действие инфляционных процессов.

В современной России реальная заработная плата снизилась. Однако номинальная росла в связи с индексацией доходов и требования профсоюзов. Вместе с тем следует учитывать возросшие реальные доходы представителей бизнеса, банков и т.д. Таким образом, сторонники затратной концепции инфляции придерживаются мнения, что рост заработной платы является фактором, способным вызвать к жизни инфляцию издержек.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ