бесплатные рефераты

Инфляция в переходной экономике: сущность, специфика, методы борьбы

В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей и увеличение количества низколиквидных платежных средств в сфере обращения. Сфера обращения принимает безденежный характер. Этот факт позволяет некоторым специалистам говорить о снижении в переходной экономике значения монетарных факторов инфляции. Это представляется не совсем верным. Поскольку кризис неплатежей означает уклонение от уплаты налогов, недопоступления в бюджет и как следствие, появление бюджетного дефицита – первопричины инфляции. Неплатежи придают инфляции скрытый характер, т.к. сопровождаются ростом цен, с которыми заинтересованным сторонам приходится считаться из-за безысходности. Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы. 

Возможен и другой вариант развития инфляции.  При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги не растет, а уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что больше усиливает инфляцию.

Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.

 

§2. Антиинфляционная политика в России

 

Прежде чем обратиться к практическому опыту российских экономических реформ, рассмотрим, как идут дела с реформами в других посткоммунистических странах.

Споры о выборе радикального или эволюционистского пути рыночной трансформации начались в Польше летом 1989 г. С тех пор они охватили весь мир, включая Россию, и приобрели чрезвычайно острый характер. С того времени на путь рыночной трансформации встали почти 30 стран Центральной и Восточной Европы, Балтии и бывшего Советского Союза. Что же у них получается?

Сегодня можно утверждать, что лучших результатов добились страны, вставшие на путь радикальных преобразований (Польша, Чехия, Словения, Прибалтийские государства). Они уже прошли период экономического кризиса и продемонстрировали стабилизацию или даже начало роста производства.

Страны же, осуществляющие медленную, постепенную трансформацию командной экономики в рыночную (Болгария, Венгрия, Македония, Хорватия, Словакия, большинство государств СНГ), добились весьма скромных результатов. Здесь продолжается спад производства, достаточно велика инфляция и мало сделано или ничего не сделано для создания рыночной инфраструктуры и перехода от распределительного мышления к рыночному. Особое место в этой группе занимает Венгрия, которая, хотя и придерживается эволюционистской стратегии, сумело довольно далеко пройти по рыночному пути и обрела вполне благополучную экономику. Объясняется этот исключительный случай, по-видимому, тем, что рыночные преобразования начались в Венгрии еще в 1968 г. и проводились достаточно последовательно.

Страны, проводившие радикальные реформы, добились существенных результатов не только в  либерализации своей экономики, ликвидации бюрократических институтов прежней командно-административной системы, но и в практическом осуществлении макроэкономической стабилизации, создании рыночной инфраструктуры. Бюджетный дефицит сначала был резко уменьшен, а потом практически ликвидирован.

Страны, осуществляющие реформы более медленно, не добившись макроэкономической стабилизации, несли бремя бюджетного дефицита и высокой инфляции.

Сторонники радикальных реформ в странах Центральной и Восточной Европы обращают внимание на провал в прошлом попыток постепенного реформирования социализма в надежде на его переход в “рыночный социализм”. Они справедливо утверждают, что только при серьезном государственном вмешательстве можно наилучшим образом провести  необходимые институциональные и политические изменения и создать хорошо функционирующий рыночный механизм; подчеркивают, что независимо от выбора стратегии переход к рынку неизбежно болезнен для общества, связан с падением производства и снижением уровня доходов. Выбор радикальной системы рыночной трансформации от такой платы не освобождает, но делает ее значительно меньшей, чем при стратегии эволюционистской.

Сторонники постепенных, медленных реформ не менее правы, когда обращают внимание на то, что упор целиком на рыночные силы не может дать должного эффекта, что постсоциалистические страны должны создать институты частной и коллективно-частной собственности, что делать это следует постепенно. С этих позиций радикалов не без основания критикуют за недооценку исторического опыта институциональных преобразований и за склонность к “большевистским” методам проведения реформ.

Что касается опыта Китая, то ни одна из рассматриваемых стран не взяла его на вооружение. И в этом нет ничего удивительного. КНР – уникальная в своей специфичности страна с огромным сельским населением, недостаточно развитая в промышленном отношении, с низким уровнем дохода и огромной диаспорой за границей. Успехи экономических реформ в этой стране неоспоримы, но стратегия, на которой они основываются, для России неприемлема.

Антиинфляционная политика в России

Антиинфляционная политика экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на подавление инфляции. Для этого же сначала необходимо выстроить “дерево целей” для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры

Необходимо завершить начатые реформы предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем в целях формирования цивилизованной рыночной инфраструктуры.

Но реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем невозможно без подъема национального производства. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Россия должна, во что бы то ни стало выбраться из “ловушки ликвидности”, о которой говорил Кейнс. Мировая практика показывает, что возможно добиться максимального привлечения капиталов из частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. “Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России” предусматривала рост доли государственных инвестиций  с 1,5 до 5%. Но жесткий контроль за ее исполнением отсутствовал и за 6 лет не заработала ни одна схема по поддержке инвестиций и НТП.

Важную роль в регулировании инвестиций должны сыграть комиссии по инвестиционным конкурсам, рассматривающие проекты под частичные государственные гарантии (от 40 до 85%)

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация капиталов, переведенных за рубеж по нелегальным и легальным каналам.

Традиционно делается ставка на иностранные инвестиции. Но здесь Россия не может рассчитывать на их большой приток, т.к. во-первых, мало реально свободных капиталов ,во-вторых инвесторы обеспокоены социально-экономической обстановкой в стране и заняли выжидательные позиции, и в-третьих нас интересуют прямые вложения капиталов, а иностранные инвесторы предпочитают портфельные инвестиции.

Сдерживание финансовых факторов инфляции

Ключевое место в антиинфляционном регулировании должно занимать оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм бюджетного кризиса в России. Последний проявляется в неисполнении бюджета, секвестировании расходов незащищенных статей бюджета ради “пожарных” мер по выплате пенсий и заработной платы, нецелевом использовании бюджетных средств (предвыборная “черная касса”), слабом контроле за исполнением бюджета. С 1995г.в Росси преобладала политика по покрытию бюджетного дефицита, но за счет выпуска не денег, а государственных ценных бумаг, которые размещались как среди резидентов, так и среди нерезидентов. Это привело к тому, что Россия кроме внутреннего долга по ГКО приобрела и внешний.

Поскольку чрезмерный внешний и внутренний долг выступают факторами инфляции при отсутствии  возможности для их погашения, то необходимо не  только устанавливать, но и соблюдать его лимит.

После финансового кризиса 1998г. возникла необходимость к возврату к эмиссии денег  в целях покрытия бюджетного дефицита. Поэтому встает необходимость соблюдения лимитов денежной эмиссии и установления возврата кредитов, выдаваемых государству ЦБ.

Неинфляционным источником покрытия бюджетного дефицита должна стать разумная налоговая политика. Последняя должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. В российской же налоговой системе сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющих уклониться от уплаты налогов.

Специфической для России мерой антиинфляционного регулирования является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. В этой связи актуальной задачей является нормализация денежных расчетов путем ликвидации задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем клиринговых многосторонних зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции

В условиях товарного производства все хозяйственные связи опосредуются деньгами, поэтому диспропорции в экономике приобретают денежную форму. Поэтому одним из элементов антиинфляционной политики является регулирование эмиссии денег и скорости их обращения.

Однако в России резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. “Коэффициент монетизации (М2/ВВП) составляет 12-19% (против 80-120% на Западе)”[21]. Для удовлетворения потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные суррогаты.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов сомнительного юридического происхождения и рассчитывать М2 с учетом реальных потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной массы в обращении. В нашей стране велика доля наличных средств в обращении (30-40% против 5-10% на Западе)[22]. Снижению потребностей оборота в наличных деньгах может способствовать развитие различных платежных карточек, совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы через банкоматы.

В антиинфляционных мерах большая роль принадлежит также регулированию скорости обращения денежной единицы, т.к. ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии при прочих равных условиях.

Оздоровление банковской системы

Важным направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. С 1998г. деятельность крупных банков была парализована вследствие “замораживания” 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО. Это в свою очередь привело к кризису неплатежей в банковской системе, вызвало натиск вкладчиков, изымавших свои рублевые и валютные средства. Все средства хлынули на валютный рынок.

Оставшиеся деньги многие банки перевели на Запад, создали новые финансовые структуры, В итоге многие банки  стали оказались банкротами, количество их сократилось в 2 раза.

Для восстановления платежеспособности банков ЦБ принял меры. В их числе проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательных резервов, стабилизационные кредиты, создание Агентства по реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и стабилизации.

Требует особого внимания регулирование и контроль ЦБ  РФ за деятельностью других звеньев банковской системы в целях ее ориентации на обслуживание реального сектора экономики.

Банкирам предстоит провести трудную работу по возвращению доверия вкладчиков особенно валютных. Для этого необходимо ввести реальные гарантии вкладов с учетом мирового опыта.

Регулирование цен и заработной платы

Эта мера – составная часть многофакторной политики по преодолению инфляции. Шоковая либерализация цен в 1992г. раскрутила инфляционную спираль заработной платы и цен.  Предприятия- монополисты предпочитают увеличивать цены, а не расширять производство. Лишь с 1997г. наметился позитивный сдвиг в этом направлении. Под давлением государства произошло добровольно-принудительное снижение тарифов и ограничение роста естественных монополий.

Учитывая зарубежный опыт подобное регулирование необходимо распространять  и на другие сферы хозяйственной деятельности в сочетании с регулированием заработной платы в целях сдерживания инфляции издержек. Практика же России еще раз показала, что в условиях несовершенной конкуренции рыночное регулирование цен недостаточно и должно дополняться их государственным лимитированием.

Состояние фондового рынка

Оно также влияет на инфляционный процесс. На российском фондовом рынке особую опасность представляет пирамида ГКО, которая сравнялась с объемом денежной массы. Бесспорно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для покрытия дефицита госбюджета. Но в 1998г. выплата высоких доходов по ним съедала 1/3 часть бюджетных расходов. Чрезмерный рост сектора государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам, но не было обеспечено применение этих денег для “латания” бюджета. И отсутствие реальных возможностей для погашения этих заимствований еще более усугубили кризис

Только с октября 1998г. росли торговые обороты и ликвидность на этом рынке. Проведены переговоры о реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам. Предстоит преодоление кризиса на фондовом рынке и налаживание контроля за его деятельностью.

Нейтрализация внешних факторов инфляции

Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной монополии, интеграция России в мировую экономику – все это открыло шлюзы для внешних факторов инфляции.

Снижение курса рубля стало активным фактором роста цен, т.к. импортные товары составляют половину потребительского рынка России. “Импортируемая” инфляция проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты.  С  расширение валютных прав граждане и юридические лица активно обменивают рубли на доллары. Практически это означает кредитование экономики США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков.

Долларизация экономики – объективный процесс в условиях, когда национальная валюта поло выполняет свои функции. Поэтому отменить хождение доллара невозможно. Но возможно и целесообразно ограничить его функции, оставив за ним функцию сбережения и накопления. Что касается функций меры стоимости, средства обращения и средства платежа, то их должна выполнять национальная валюта. Поэтому, вместо фиксирования цен в условных единицах необходимо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного рисков.

Для сдерживания “импортируемой” инфляции необходимо регулирование валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Безусловно предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат устоям рыночной экономики. Но в мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Поэтому целесообразно восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее “бегство” от рубля к доллару, но и внешнее “бегство”  российского капитала за рубеж. Таким образом наша страна лишается одного из источников инвестирования.

 Поскольку западные кредиторы угрожают арестовать известные им банковские счета должников, то настало время для разработки программы по сдерживанию бегства капиталов и их частичной репатриации. Программа сдерживания бегства капиталов за рубеж и их частичной репатриации должна включать меры против отмывания “грязных” денег(оставление части экспортной выручки за рубежом, контрабанда, уплата авансов по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и др.), а также меры против бегства капитала по легальным каналам (чрезмерное увеличение зарубежных активов  российских банков, приобретение недвижимости за рубежом).

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, принятие мер против долларизации экономики.

Разработка валютной стратегии страны предполагает установление минимума золотовалютных резервов. В России на конец 1998г. они были ниже международного стандарта их достаточности (размер трехмесячного импорта). Источником пополнения золотовалютных резервов может быть скупка золота государством у производителей.

В ряду мер антиинфляционной политики особое место занимает проблема урегулирования ситуации вокруг кредитов международных финансовых институтов. Установленные этими организациями высокие ограничения и условия для заимствования средств Россией снижает возможность использования этих заимствований для оздоровления денежного обращения. К тому же международные кредиты используются в основном для “латания” бюджетных дыр.

Разработка эффективного законодательства

Принятые в нашей стране законы обеспечивают лишь половину потребностей экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, не противоречиво, вызывать доверие у предпринимателей и населения.

Восстановление доверия к рублю

Прописная истина гласит, сто доверие к правительству, выпускающему деньги во многом определяет и доверие к национальной валюте. Поэтому для восстановления доверия к рублю необходимо преодолеть кризис государственности в стране. И прежде всего необходимо повысить профессионализм управленческих структур, которые в недостаточной степени обладают методами регулирования рыночной экономикой с учетом мирового опыта.

Например, нигде, кроме нашей страны не принято в условиях инфляции реклама повышения цен, курса доллара, изменений в денежной системе, т.к. это ослабляет доверие к национальной валюте.

Сочетание государственного регулирования с рыночными механизмами

Как показал мировой опыт, инфляция может быть регулируемым и контролируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования в сочетании с рыночным. Как известно монетаризм, утверждающий, что рынок лучше осуществит экономическое регулирование, в чистом виде потерпел фиаско и ни в одной стране, кроме России не был возведен в ранг официальной доктрины. Его постулаты сочетаются с кейнсианскими методами регулирования.

 

 

Заключение

 

Россия находится в начале второго десятилетия своего существования как самостоятельного государства. Все эти годы развитие нашей страны сопровождается высокими уровнями инфляции. Инфляция как негативное явление распространяется на все сферы жизни общества, затрагивая не только экономику России, но прежде всего российский социум. Результатом этого влияния оказывается деградация общества. Нарушается его нормальная структура. Огромные темпы роста цен привели к люмпенизации и маргинализации больших слоев населения. Отсюда пораженческие настроения, социальная напряженность, неприятие реформ и снова дальнейшая деградация российского общества. В таком состоянии последнее не может стать опорой для проведения последующих рыночных преобразований.

Исходя из этих соображений, российская экономика еще долго может находиться в  переходном состоянии. Поэтому актуальность детального изучения процессов, протекающих в переходной экономике, представляется довольно ясной несмотря на многочисленность работ, уже посвященных этой проблеме.

Какие выводы можно сделать из данной работы?

Во-первых, это особенность понимания инфляции в переходной экономике. В нашей научной литературе в отличие от западной она трактуется исходя из неравенства спроса и предложения, а также из кредитно-денежной политики государства, проводившейся в начале трансформационного периода. Это обусловлено предшествующим развитием экономики России и других стран нынешнего СНГ.

Во-вторых, можно сделать вывод о многофакторности инфляции как процесса. Инфляция в переходной экономике – слишком сложное явление, которое не может вызываться только одной группой причин. Среди них можно выделить монетарные и немонетарные инфляционные факторы, которые в конечном итоге оказываются взаимосвязанными. Рост денежной массы, обусловленный необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также возросшей потребностью хозяйствующих субъектов в деньгах (вследствие выросших цен), вызывает повышение уровня инфляции и ускорение ее темпов. Быстрое обесценение денег приводит к переориентации на расчет наличными средствами. Рост же удельного веса высоколиквидных активов в денежной массе, как известно из практики, подпитывает инфляцию. В то же время растущие издержки производства в условиях финансового ограничения для предприятий приводят к росту взаимозадолженностей между ними. Возникает кризис неплатежей. Возрастает потребность в деньгах, и если правительство идет навстречу и включает печатный станок, то вновь уровень инфляции увеличивается вследствие роста денежной массы. 

Возможен и другой вариант. При повышающейся внутренней задолженности государства, сохранении высоких процентных ставок, отсутствии доверия к национальной валюте спрос на деньги уменьшается. Но тогда при прочих равных условиях повышается скорость денежного обращения, что опять же усиливает инфляцию.

Таким образом, нельзя говорить о приоритетности тех или иных факторов в развитии инфляционного процесса в экономике России.

Третий вывод, который может быть сделан – это источник появления инфляции в переходной экономике (модель инфляции спроса или инфляции издержек). В этой связи можно сделать вывод о наличии трех составляющих в российской инфляции. Во-первых, рост цен в потребительском секторе под воздействием инфляционных ожиданий, т.е. здесь следует говорить об инфляции спроса. Во-вторых, инфляция издержек в реальном секторе экономики. Она проявляется в несколько необычной форме и представляет собой рост цен под воздействием импульсов из потребительского сектора. В-третьих, наличие скрытой инфляции издержек для сектора экономики, связанного с деятельностью естественных монополий. Эта форма проявляется не в росте цен на конечную продукцию предприятий, а в росте неплатежей.

Четвертый вывод, который следует сделать из данной работы – необходимость сочетания рыночных методов регулирования инфляции с государственными, а именно сочетание монетаристского подхода с кейнсианским. Поскольку недостаточность только лишь рыночного подавления инфляции уже сполна себя проявила в первые годы российских реформ.


Список литературы:

1.        Алексашенко С., Клепач А., Осипова О., Пухов С. Куда “плывет” рубль?//Вопросы экономики, 1999г., №8.

2.        Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования//ЭКО, 1999г.,№7.

3.        Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация//Вопросы экономики, 1995г.,№3.

4.        Белоусов Д., Клепач А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в российской экономике//Вопросы экономики, 1995г.,№3.

5.        Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России//Финансы, 1999г.,№6.

6.        Гайгер Л. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: “Инфра -М”, 1996г.

7.        Гальперин В., Гребенников П., Леусский А. Тарасевич Л. Макроэкономика. С-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.

8.        Гранвиль Б. Инфляция: высокая цена и никакой отдачи//Вопросы экономики, 1995г.,№3.

9.        Домбровски М., Гурски У., Ярочиньски М. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине// Вопросы экономики, 1999г., №8.

10.    Илларионов А. Инфляция и антиинфляционная политика в России//Аналитический банковский журнал, 1998г.,№11-12.

11.    Илларионов А. Инфляция – денежное явление//Вопросы экономики, 1997г.,№12.

12.    Илларионов А. Природа российской инфляции//Вопросы экономики, 1995г.,№3.

13.    Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики, 1996г.,№2

14.    Красавина Л. Инфляция и антиинфляционная политика в России как многофакторный процесс//Аналитический банковский журнал, 1998г.,№11-12.

15.    Курс переходной экономики/Под ред. Абалкина Л. – М.: - Финстатинформ, 1997г.

16.    Курс экономической теории/Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. Киров: 1994г.

17.    Макконелл К., Брю С. Экономикс.Т.1 – М.: Республика, 1995г.

18.    Мирзабалаев С. Анатомия инфляции издержек переходного периода//Вестник МГУ, 1998г.,№2.


[1] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.414

[2] Экономическая теория/Пол ред. Хаустова Ю. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998г.,с. 465

[3] Гальперин В., Гребенников П., Леусский А., Тарасевич Л. Макроэкономика. С.-Пб.: “Экономическая школа”, 1994г.,с. 210.

[4] Экономическая теория/Под ред. Булатова А. М.: “Бек”, 1997г., с. 381.

[5] Дж. Сакс., Ф. Ларрен. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: “Дело”, 1999г., с.364.

[6] Экономическая теория/Под ред. Камаева В. М.: “Владос”, 1999г.,с.415

[7] Мирзабалаев С. Анатомия инфляции издержек переходного периода// Вестник МГУ.,1998.,№2.,с.46

[8] А. Илларионов. Природа российской инфляции//Вопросы экономики. 1995г.,№3,с.6

[9] Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики. 1996г.,№2,с.76

[10] Основные социально-экономические показатели РФ//Вопросы статистики. 2000г., №12,с.35

[11] Домбровски М., Гурски У., Ярочиньски М. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине//Вопросы экономики. 1999г., №8,с.34

[12] Речь идет об исследовании в статье Райской Н., Сергиенко Я., Френкеля Исследование инфляционных процессов в условиях переходной экономики//Вопросы экономики. 1997г.,№10

[13] Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России//Финансы. 1999г.,№6,с.24

[14] Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России//Финансы. 1999г.,№6,с.25

[15] Березина М. О взаимосвязи платежной системы и инфляции в России//Финансы. 1999г.,№6,с.25

[16] Усов В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: “Банки и биржи”, 1999г., с.120

[17] Илларионов А. Природа российской инфляции.//Вопросы экономики. 1995г.,№3, с.9

[18] Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики, 1996г.,№2,с.65,69,71

[19] Илларионов А. Финансовая стабилизация в республиках бывшего СССР//Вопросы экономики, 1996г.,№2,с.65,71

[20] Райская Н., Сергиенко Я., Френкель А. Исследование инфляционных процессов в условиях переходной экономики//Вопросы экономики. 1997г.,№10,с.154

[21] Красавина  Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.17

[22] Красавина  Л. Инфляция и антиинфляционная политика как многофакторный процесс//Аналитический банковский журнал. 1998г.,№11-12,с.18


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ