Иностранные инвестиции в российской экономике
Иностранные инвестиции в российской экономике
Федеральное агентство по
образованию РФ
Брянский государственный
университет имени академика И.Г. Петровского
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Инвестиции»
на тему: «Иностранные инвестиции в российской
экономике»
Брянск 2006
Содержание
Введение. 3
1. Общие понятия. 4
1.1.
Анализ и виды инвестиций. 4
1.2
Основные правовые аспекты инвестиционной деятельности. 8
2. Иностранные инвестиции в России. 14
2.1
Сложившаяся ситуация в данный момент. 14
2.2
Отраслевая и региональная структура распределения иностранных инвестиций.
Основные инвесторы. 17
2.3
Иностранные инвестиции в Брянскую область. 26
3. Приоритетные направления развития иностранных
инвестиций. 31
3.1
Основные направления поступления иностранных инвестиций в Россию.. 31
3.2
Инвестиционный имидж России и его совершенствование. 33
Заключение. 38
Литература. 40
Введение
Инвестициями
являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие
ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на
товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,
интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов
деятельности в целях получения прибыли и достижения положительного социального
эффекта. Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые
и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах
народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады,
научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а так же
имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Однако, тема
инвестиций в нашей стране настолько злободневна, что разговоры о них не
утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России
можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные
средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых
привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых
непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь
не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои
деньги.
Привлечение в
широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует
долговременные стратегические цели создания цивилизованного, социально
ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни
населения, в основе которого лежит экономика, предполагающая не только
совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и
интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитал. При этом иностранные
инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, который
определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность
вложений в той или иной стране.
1. Общие понятия.
1.1. Анализ и виды инвестиций
Инвестиции – это вложенный
капитал, как денежный, так и реальный. Они осуществляются в виде денежных
средств, банковских вкладов, паев, акций и других ценных бумаг, вложений в
движимое и недвижимое имущество, интеллектуальную собственность, имущественные
права и другие ценности. Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским,
так как оно охватывает вложения во все виды активов (средств) предприятия.
Инвестиции в
воспроизводство основных фондов и связанные с этим изменения оборотного
капитала называются капитальными вложениями. В России в объем капитальных
вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и
техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных,
транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное и
культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на
строительные работы всех видов; затраты по монтажу оборудования, на
приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа, предусмотренного
в сметах на строительство; на приобретение производственного инструмента и
хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство; на приобретение
машин и оборудования, не входящих в смету на строительство; на прочие капитальные
работы и затраты. Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не
включаются [3, c.10].
Капитальные
вложения как часть инвестиций могут быть названы инвестициями в экономическом
смысле, так как связаны с воспроизводством реального капитала.
Рассмотрим формы
иностранных инвестиций, которые связанны с непосредственным привлечением
иностранного капитала (создание совместных предприятий, привлечение капитала
российскими компаниями на рынке ценных бумаг, создание на территории России
предприятий, полностью принадлежащих иностранным владельцам, привлечение
капитала на основе концессий и соглашений о разделе продукции), оставляя в
стороне такие формы, как получение зарубежных кредитов, получение оборудования
на основе лизинга и т.п. Инвестиции тогда можно разделить на три категории:
- прямые, при которых иностранный инвестор получает контроль над
предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;
-
портфельные,
при которых иностранный инвестор в не участвует активно в управлении
предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие
инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду
портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке
государственных и муниципальных ценных бумаг.
-
к прочим
инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Граница между
первыми двумя видами инвестиций довольно условна (обычно предполагается, что
вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала
предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов - портфельными), однако,
так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, несколько
различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение
прочих инвестиций связано со спецификой вложения (не в уставный капитал).
Согласно действующему
законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать
за счет:
Þ собственных
финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль,
амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и
юридических лиц, средства выплачиваемые органами страхования в виде возмещения
потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);
Þ заемных
финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные
займы и др. средства);
Þ привлеченных
финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и
иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);
Þ денежных
средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
Þ инвестиционных
ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных
фондов;
Þ иностранных
инвестиций;
Þ собственные
финансовые ресурсы (самофинансирование) Прибыль главная форма чистого дохода
предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает
как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой
продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим
показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты
налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль.
Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного
характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда
или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии [4, c.10].
Вторым крупным
источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные
отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит
систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не
требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В
результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных
отчислений в издержки производства) которые могут быть направлены для расширения
производства основного капитала предприятий.
Необходимость
обновления основных фондов вызванная конкуренцией товаропроизводителей
заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью
образования накопления для последующего вложения их в инновации. Ускоренная
инновация как экономический стимул инвестирования осуществляется двумя
способами.
Первый заключается в том что,
искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно
увеличиваются нормы амортизации. В нашей стране применяется с 1 января 1991г.,
когда предприятиям разрешили утвержденные нормы амортизационных отчислений по
конкретным инвентарным объектам увеличивать, но не более чем в 2 раза.
Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются
предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники
на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений
понижается размер налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, величина налога.
Для стимулирования обновления оборудования малых предприятий наряду с
применением метода ускоренной амортизации разрешено в первый год его
эксплуатации списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные
отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости активных основных фондов со
сроком службы до 3х лет.
Второй способ ускоренной
амортизации заключается в том, что без сокращения установленных государством
нормативных сроков службы основного капитала отдельным фирмам разрешается в
течение ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах,
но с понижением их в последующие годы.
Субъектами инвестиционной
деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи
объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица
(банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и
другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной
деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные,
а также государства и международные организации [5, c.30].
1.2 Основные правовые аспекты
инвестиционной деятельности.
В период существования жёсткой
централизованной системы управления экономикой вложение средств в новые
основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в
научно-техническую продукцию имело форму планируемых вложений. Это выражалось в
создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики
придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм
собственности, равных условий хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования
и правового регулирования этого процесса.
Для нормального развития экономики, для
обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный
рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной
инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические,
высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их
потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не
может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в
эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный
уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о
проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск
оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных
и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности
состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых
форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к
отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и
условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм
государственного воздействия на инвестиционные процессы [6, c.146].
Инвестиционная
деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам
подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других.
Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного
общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут
осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному
договору, приобретением товарного знака и т.д.
6 июля 1991 года был принят
закон "Об инвестиционной деятельности в РФ" (с изменениями,
внесенными ФЗ от 19 июля 1885 г. и от 25 февраля 1999 г.), а 4 июля 1991 года - закон "Об иностранных инвестициях в РФ" (новая редакция ФЗ
от 9 июля 1999 г.). Согласно этим законам инвестицией считается вложение
средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности, целью
которого является получение прибыли или достижение положительного социального
эффекта [2, c.56].
Инвесторы — субъекты
инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или
привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое
использование.
В качестве
инвесторов могут выступать:
§
органы,
уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или
имущественными правами;
§
граждане,
предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица;
§
иностранные
физические и юридические лица, государства и международные организации.
Допускается объединение средств
инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
Инвесторы могут
выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также
выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.
Заказчиками могут
быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные
инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не
вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других
участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором
(контрактом) между ними.
В случае если заказчик не
является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения
инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным
договором, и в соответствии с действующим на территории России законодательством.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а
также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные
органы, иностранные государства и международные организации, для которых
создается объект инвестиционной деятельности.
Инвестиционный договор
определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в
объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации
инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации
проекта, а также устанавливает право на объект.
Инвестор, как главная фигура инвестиционного
проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и
эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть,
пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев
оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим
организациям.
Объектами
инвестиционной деятельности в РФ являются вновь создаваемые и модернизируемые
основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного
хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция,
другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную
собственность [7, c.772].
Запрещается
инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает
требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм,
установленных законодательством, действующим на территории РФ, или наносит
ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и
государства.
§
Государство
выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности
для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование
инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной
на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается
государственными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции
и осуществляется:
§
в
соответствии с государственными инвестиционными программами;
§
прямым
управлением государственными инвестициями;
§
введением
системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот;
§
предоставлением
финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
развитие отдельных территорий, отраслей, производств;
§
проведением
финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском
в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
§
в
соответствии с установленными законодательством, действующим на территории РФ,
условиями пользования землей и другими природными ресурсами;
§
контролем
за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил
обязательной сертификации (в редакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ);
§
антимонопольными
мерами, приватизацией объектов государственной собственности, в том числе объектов
незавершенного строительства;
§
экспертизой
инвестиционных проектов.
В соответствии со статьёй 12
закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям
принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического
и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил,
научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность
этих инвестиций.
Финансирование
осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных
источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ.
Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.
Предварительный объём
государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и
сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов,
разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и
необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для
проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение
государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные:
стоимость, сроки и т.д.
Государственное регулирование инвестиционной
деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций.
Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при
долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае
стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и
экологических нарушениях.
К сожалению, стоит заметить,
что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный
характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.
В целях управления
инвестиционной политики указом президента была создана Государственная
инвестиционная корпорация для федеральных и региональных программ социального и
экономического развития, а также для привлечения иностранных инвесторов и
стимулировании внутренних инвестиций. Корпорация создана в форме
государственного предприятия, имущество передано ей на праве полного
хозяйственного ведения. Уставный фонд корпорации состоит из имущества,
оцениваемого в 1 млрд. долларов, которые могут использоваться в качестве
гарантий возврата иностранным инвесторам. Корпорация осуществляет экспертизу,
конкурсный отбор и реализацию инвестиционных проектов, используя при этом
средства, выделяемые им для централизованных капитальных вложений, кредиты ЦБ
России, привлечённые и собственные средства.
Важнейшим фактором, влияющим
на объём инвестиций является рыночная процентная ставка. Она зависит от
характера спроса на инвестиционные средства.
Капитал пользуется спросом,
так как он производителен и является неотъемлемым фактором производства. Спрос
на капитал - это прежде всего спрос на инвестиционные средства, необходимые для
приобретения производственных фондов без которых невозможен процесс нормального
воспроизводства. Предложение капитала это отказ от его использования в данный
момент. Таким образом, совпадение спроса ссудного капитала с его предложением
устанавливает категорию процента.
Ставкой или нормой процента
называется отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому
размеру ссужаемого капитала. При определении уровня ставки процента важную роль
играет фактор риска: чем выше риск при предоставлении ссуды, тем выше должна
быть ставка процента.
Рыночная ставка процента
играет важную роль при принятии инвестиционных решений. Предприниматель всегда
сравнивает ожидаемый уровень дохода на капитал с текущей рыночной ставкой
процента. Сами по себе инвестиции нельзя считать рентабельными или
нерентабельными, если не принимать во внимание ставку процента. Различается
номинальная и реальная процентная ставка. Номинальная - это текущая рыночная
ставка без учётов инфляции. Реальная - это номинальная ставка за вычетом
ожидаемых темпов инфляции.
Таким образом, процент
выполняет важную задачу эффективного распределения ресурсов в рыночном хозяйстве,
выбор наиболее доходного из возможных инвестиционных проектов [6, c.153].
2. Иностранные инвестиции в
России.
2.1 Сложившаяся ситуация в
данный момент.
В 2005году в
Россию поступило 53,7млрд. долл. иностранных инвестиций, т.е. на 32,4% больше, чем
в 2004г. Уровень, 2004г. который, до этого был максимальный, в абсолютном
выражении превышен сразу на 13 млрд. долл. При этом в течение 2005г. приток
капитала крайне неравномерный. В 1 полугодие в страну поступило всего 16,5млрд.
долл., а за 3 квартала- 26,8 млрд. долл. Таким образом, за 4 квартал 2005г. в
страну пришло столько же капитала, сколько за девять предыдущих месяцев вместе
взятых. При этом прямые инвестиции были самыми высокими (38,8%). Это привело к
росту их доли в притоке и накоплениях иностранного капитала. Среди видов прямых
инвестиций наиболее значительно выросли объемы лизинга (Таблица 1).
Таблица
1
Динамика
притока основных видов иностранных инвестиций в 2005г. по сравнению с 2004г.
|