Логистика
Логистика
Содержание.
Введение....................................................................................................................................... 4
1.Логистика и рынок.
Основные понятия и определения................................................. 5
2. Логистический
менеджмент в организации ПЭС/СКК................................................. 12
2.1.Организационная и кваликафиционная структкра организации........................ 12
2.2.Организационная
структура отдела
логистики 15
2.3.Взаимодействие отдела логистики с основными функциональными сферами
бизнеса............................................................................................................................. 16
2.4.Логистическая концепция в бизнес
деятельности организации. ....................... 22
2.5. Постановка задачи оптимизации
логистической схемы...................................... 32
3. Функциональный
логистический менеджмент в оптимизации бизнес процесса
организации ............................................................................................................................... 34
3.1.Оптимизация управления
закупками 34
3.2 Бизнес-план локализации производства импортных
комплектующих
3.2.1 Введение.................................................................................................... 35
3.2.2 Резюме........................................................................................................ 36
3.2.3 История бизнеса........................................................................................ 37
3.2.4 Прогноз коньюктуры рынка................................................................... 39
3.2.5 План маркетинга ..................................................................................... 40
3.2.6 Производственный план......................................................................... 41
3.2.7 Организационный план........................................................................... 43
3.2.8 Финансовый план.................................................................................... 45
3.1.1.9 Анализ риска проекта........................................................................... 50
3.3.Оптимизация управления заказами........................................................................... 51
3.4.Оптимизация
управления финансовыми потоками............................................... 62
3.5.Оптимизация
управления запасами........................................................................... 65
3.6. Дистрибьюция и физическое распределение........................................................... 67
3.7. Информационное обеспечение логистического процесса..................................... 73
4. Оценка
эффективности проведенной работы. ............................................................... 74
Заключение................................................................................................................................. 81
Список используемой
литературы
82
Введение
В последние годы
в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные преобразования. В
хозяйственной практике стали использоваться новые методы и технологии доставки
товаров. Они базируются на концепции логистики.
Интерес к
проблемам развития логистики в промышленно развитых странах связан прежде всего
с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов
производства и расширение внутринациональных и микрохозяйственных связей
привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей
сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения
затрат в данной сфере.
Настоящая
дипломная работа посвящена раскрытию вопросов логистики как науки о планировании,
контроле и управлении движения материальных и информационных потоков в пространстве
и во времени от их первичного источника до конечного потребителя, управления финансовыми
потоками, закупочной деятельностью
организации.
Основной задачей
дипломной работы является разработка оптимизационной логистической схемы организации.
1.Введение в
логистику.Основные понятия и определения.
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять,
рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и
регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и
во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
По
мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу.
Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского
военного специалиста начала XIX в.
Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство
маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но
и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение,
определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д.
Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона.
Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика
стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в
материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных
действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых
снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически
обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов
и продовольствия в необходимых количествах.
Вот
почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности
управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной
математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и
т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу
хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации
управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и
производства.
Таким
образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период
экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных
систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем,
производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные
направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В
предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные
специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики.
Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е.
управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при
доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление
характеризуется более широким подходом: кроме управления
товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и
потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а
также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В
рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок.
Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых
рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили улравленческие,
экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так,
профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным
распределением', определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом
аспекте. Логистика, по их мнению, – это планирование, управление и контроль
поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие
потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие
специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической
стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности
с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в
установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная
потребность в данной продукции».
Некоторые
определения логистики отражают как управленческий, так и экономический
аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная
профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и
контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение
и информационное обеспечение.
В
ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно– финансовый аспект.
В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности,
связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в
хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения
денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется,
в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее
стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект
логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых
конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот
аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению
логистики.
Первыми
практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол
Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний
рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их
точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские
исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые другие, полагают, что
логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое
значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Приверженцами
расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате
и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации
отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса
и выдвигаемого компанией предложения ... способ организации деятельности
предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих
товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых
ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей». Э.
Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце
осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых
действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики
фирмы».
К
сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские
ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование
и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и
оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных
товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Из
приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она
представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных
функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может
служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее
функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, такие английские
исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс, считают, что логистика эффективна не
только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны
принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы
размещения предприятий и складов.
В
современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
Ø
логистика,
связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)
Ø
производственная
логистика
Ø
сбытовая
(маркетинговая, или распределительная, логистика)
Ø
транспортная
логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов
логистики).
Неотъемлемой
частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического
информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их
передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации.
Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистика
является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики
существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве
используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных
запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки
предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие
интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для
основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования,
создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов
производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие
приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные
заказы. В логистиеской цепи, т. е. цепи, по которой проходят
товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются
следующие главные звенья (рис.1):
поставка
материалов, сырья и полуфабрикатов
хранение
продукции и сырья
производство
товаров
распределение
(включая отправку товаров со склада готовой продукции)
Хранение
готовой продук-ции
|
|
Хранение сырья, полуфаб-рикатов
|
|
Хранение
в сфере снабже-ния
|
|
потребление
готовой продукции
Производственная логистика
|
|
Промежуточное
хранение деталей, узлов
|
|
Рисунок1.Логистическая цепь
Каждое
звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует
материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся:
транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и
управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех
работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность
планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов
логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика
решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей,
выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне
обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией
транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов
поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской
схемы доставки товаров.
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики.
Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия
планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские,
погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по
планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения
товаров внутри промышленных предприятий.
Усложнение
производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали
более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации
роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на
рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала
разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало
бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли
и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика,
недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто
приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и
комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без
наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к
выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на
минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь
при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности
основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании
интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и
информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С
этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как:
соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за
материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение
стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов
управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации
полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и
складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и
производства.
В
соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее
функций: оперативные и координационные.
Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных
ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало
чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.
К
функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных
частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к
производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В
фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее
контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии
производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые
склады и розничные рынки сбыта.
Функции
управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков
конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
Рис.2.
Функциональная схема логистики
К
числу функций логистической координации (см. рис.2) относятся: выявление
и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей
производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и
прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных,
касающихся заказов и потребностей клиентуры (см. рис. 2). Перечисленные функции
логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом
смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг
формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое
основание. В известной степени формула применима и к координации
взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается
«состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией
предложения, базирующегося на соответствующей информации.
В
рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений
– оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая
эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в
том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении
реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок
управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет
планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и
комплектующими изделиями.
2. Логистический менеджмент в
организации ПЭС/СКК.
2.1. Организационная и
квалификационная структура организации ПЭС/СКК.
Паккард
Электрик Системс/Самарская Кабельная Компания (сокращенно ПЭС/СКК) является совместным
предприятием фирмы General Motors
Co. и Самарской Кабельной Компании. General Motors Co. владеет 51% акций, Самарская
Кабельная Компания – 49% акций совместного предприятия. ПЭС/СКК входит в
группу предприятий с общим названием Delphi
Packard Electric Systems Europe, основным профилем которых является изготовление жгутов
проводов для автомобилей.
ПЭС/СКК выпускает
жгуты проводов для таких моделей АвтоВАЗа как ВАЗ-2105, ВАЗ-2107, ВАЗ-2108,
ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2115. Кроме того, ПЭС/СКК выпускает для АвтоВАЗа жгуты
проводов для электронной системы управления двигателем отечественного
производства и производства фирм General
Motors Co. и Bosch.
Миссия организации:
Удовлетворение потребностей
заказчиков в продукции высокого качества и увеличение своей доли на рынке путем
поставки электрооборудования автомобилей на уровне мировых стандартов в
Российскую автомобильную промышленность.
Прибыль от продаж должна обеспечивать капитальные нужды производства,
удовлетворять нужды инвесторов, при этом справедливо вознаграждая работников и
поставщиков.
Цели организации:
Стать признанным в России и СНГ лидером рынка автомобильных жгутов
проводов.
Стремится к достижению превосходства в своем бизнесе.
Использовать любую возможность экспорта своей продукции.
Освоить новые технологии производства жгутов проводов отечественных и
совместных проектов в автомобиле строении.
Достигнуть к 2000 году качества продукции, соответствующего Европейскому
стандарту качества QS-9000 и VDA-6.
Уменьшить долю кредитных средств финансово хозяйственной деятельности
предприятия.
Постоянно обучать и совершенствовать уровень профессиональной подготовки
кадров.
Использовать современные технологии и применять современные методы
планирования производства и управления персоналом.
Осуществить к 2001 году программу импортозамещения компонентов.
Ценности организации:
Производственный профиль организации: производство
Годовой оборот (в рублях приблизительно): 62.000.000 рублей
Инвестиции:
2.000.000 $
Внешне экономическая деятельность организации это постоянные зарубежные
партнеры: Германия, Турция.
Предприятие участвует в международных проектах: DAEWOO, FIAT
Стратегия организации:
Увеличить свою
долю на рынке поставщиков электрооборудования автомобилей.
·
Развивать
новые проекты в автомобилестроении.
·
Сбалансировать,
структуру поставок сформировав клиентскую сеть.
·
Стремиться
к расширению и увеличению уставного фонда.
·
Внедрить
систему качества стандарта QS 9000.
Рисунок 3. Организационная
структура ПЭС/СКК
2.2. Организационная и
квалификационная структура отдела логистики.
Рисунок 4. Организационная структура отдела логистики
2.3. Взаимодействие отдела
логистики с основными функциональными отделами организации.
1 Планировани производства
-
анализ
потребностей заказчиков и расчет планов производства исходя из возможностей
производства, илишков или недостатков материалов
-
расчет
планов производства для своевременного изготовления и доставки продукции
заказчику, являющейся остродефицитной
-
обеспечение
информацией подразделений и лиц, производящих отгрузку о требуемой номенклатуре и количестве
отгружаемой продукции
-
выдача в
цех производственных планов
-
контроль
за выполнением производственных планов
2 Материальное обеспечение
-
анализ
потребностей в основных и вспомогательных материалах в соответствии с
производственными планами, наличии
материалов на складах и их нормативными запасами
-
расчет на
основании анализа, отправление и отслеживание
заказов поставщикам в срок, обеспечивающие безостановочную работу предприятия
-
разработка
норм запасов материалов с учетом их потребности , стоимости и времени
доставки. Организация образования этих запасов, осуществление контроля за соблюдением их в установленных размерах
-
работа с
поставщиками и заказчиками по оперативной доставке остродефицитных позиций
-
поиск
новых поставщиков, подготовка контрактов
-
участие в
составлении рекламационных актов. Организация отправки забракованной продукции
-
анализ
поставщиков по надежности поставок, соблюдение контрактных обязательств
3 Организация работы складского
хозяйства
-
организация
работы складов, обеспечение механизации
складских операций
-
обеспечение
контроля за входящими материалами на их количественное соответствие сопроводительным
документам
-
работа и
оперативная связь с прставщиками при ресоответствии количества принятых
материалов количеству, указанному в сопроводительных документах
-
оргпнизация
хранения материалов и готовой продукции в соответствии с определенной системой
идентификации
-
организация
хранения и выдача материалов в соответствии с принципом FIFO
-
обеспечение
ежесменной выдачи в производство основны и вспомогательных материалов в соответствии
с планом производства
-
организация
оперативного учета, составление и предоставдение
установленной отчетности о движении материальных ценностей на предприятии, об
остатках их на складах
-
организация
и проведение инвентаризаций
-
обеспечение
доставки материалов и готовой продукции , проведение
погрузочно-разгрузочных работ
-
оформление
сопроводительных документов на отгруженную продукцию и материалы
4 Экспортно-импортные операции
-
организация
и проведение работ по таможенному оформлению экспортных и импортных грузов
-
координация
работ по оформлению сопроводительных документовдля грузов, требующих таможенного
оформления, с соответствующими службами поставщиков и заказчиков и отделами
внутри предприятия
-
участие в
подготовке контрактов
5 Планирование финансовых потоков
-
разработка
бюджетов на основе информации о потребностях предприятия в материалах, товарах
и услугах, поступающей от отделов потребителей
-
разработка
бизнес-планов, в которых определяются цели по конкретному снижению затрат по каждому
семейству материалов, товаров и услуг и реальные пути достижения этих целей
- Разработка стандартных
цен на основные и вспомогательные материалы
Рассмотрим основные взаимосвязи
отдела логистмки с другими подразделениями предприятия(таблица 1.)
Таблица 1.
|