бесплатные рефераты

Малый бизнес: проблемы и перспиктивы развития ( на примере МО г. Тихорецк)

Малый бизнес: проблемы и перспиктивы развития ( на примере МО г. Тихорецк)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..

1. Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике……………….……

1.1 История возникновения и эволюция теории бизнеса………………

1.2 Малый бизнес: понятие и особенности функционирования………….

1.3 Роль и значение малого предпринимательства в экономике………..

2 Проблемы малого бизнеса (на примере МО г. Тихорецк)………………..

2.1 Современное состояние малого бизнеса МО г. Тихорецк…………….

2.2 Приоритетные виды деятельности малого бизнеса МО г. Тихорецк

2.3 Проблемы, мешающие развитию малого бизнеса в МО г. Тихорецк

3. Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса г. Тихорецк …..………

3.1 Финансовые механизмы регулирования деятельности малого

      предпринимательства……………………………………………………

3.2 Механизмы налогового стимулирования малого 

      предпринимательства……………………………………………………

3.3 Предлагаемая Программа поддержки малого

      предпринимательства……………………………………………………

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………….

Приложение А…………………………………………………………….

 


Введение

 

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное,  без  чего рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса  работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность данного исследования   обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики развития малого предпринимательства на примере МО г. Тихорецк.

Для достижения этой цели  предполагается решить следующие задачи:

а)     проанализировать состояние, условия развития малого предпринимательства и его роли в экономике страны;

б)    оценить возможность нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей;

в)     исследовать проблемы малого предпринимательства;

г)     проанализировать стратегию развития малого предпринимательства в МО г. Тихорецк.

Объектом исследования данного дипломного проекта являются малые предприятия и частные предприниматели  МО г. Тихорецк. Предмет исследования – место и роль малого бизнеса в рыночной экономике.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Архипов А.И.,  Иоффе А.,  Лапуста М.Г.,Орлов А.В., Райзберг Б.А.), а также периодические и электронные источники.


1Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике

 

1.1 История возникновения и эволюция теории бизнеса

 

С точки зрения римских юристов, предпринимательством (бизнесом) считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем (бизнесменом) - арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение слова «предприниматель» появилось во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним понимался человек, берущий «на себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение слова «предприниматель» появилось в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что «предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями». А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.

А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало  негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической старости.

История развития российского предпринимательства печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему нового предпринимательства, соответствующую современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления

До начала XVIII века государственной поддержки предпринимательства в России как таковой почти не было. Однако и тогда можно было встретить интересные моменты.

С XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет.

Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын - Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех пригранич­ных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вы­рученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии» имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Уже тогда предприниматели натыкались на ряд пробле­м: недостаток капиталов для создания предприятий, конкуренция со стороны иностранных товаров. Решить их и многие другие проблемы можно с помощью государства. Петром I был издан ряд указов, в ко­торых определялись привилегии купечеству, такие как освобождение от всякой службы государству; беспроцентная денежная ссуда из казны; освобождение от уплаты торговых пошлин; передача земли, казенных строений, оборудования; передача казенных заводов частным компаниям. По мнению Петра, это должно было привлекать купцов к занятиям промышленными делами. Надо заметить, что такие меры и сейчас были бы действенны.

Основным налогом в то время был промысловый налог, от которого полностью освобождались некоторые категории, такие как, например мелкие кредитные учреждения, товарищества, артели с капиталом меньше 10 тысяч рублей; промыслы, требовавшие покровительства государства, в том числе первичная обработка сельскохозяйственной продукции, крестьянские промыслы и т.д.

Менделеев Д.И.,  всерьез занимавшийся проблемами промышленного развития России считал, что «причиной малого развития у нас промышленности должно считать отсутствие личной предприимчивости, определенной преимущественно тем, что русские люди привыкли все получать готовенькое, так сказать, в виде подарка от кого бы то ни было, сверху или снизу, и если манна небесна само собой не валит с неба, то наша образованность привыкла обвинять кого-либо или сверху, или снизу, а сама ничего не предпринимает, если это сопряжено с необходимостью личного труда, риска и упорства, как это и нужно для дел промышленности».

У прошлого и нынешнего предпринимательства есть два сходства - первое это то, что и раньше и сейчас предпринимательством занимается в основном молодежь, а второе - как «старому», так и «новому» предпринимательству приходилось и приходится преодолевать постоянное, скрытое и явное противодействие государственной бюрократии.

В России предпринимателями создается всего 10% валового национального продукта страны и это неудивительно, если учесть фактический развал нашей экономики.

Сложная внутриэкономическая ситуация вынудила российских ученых-экономистов исследовать теории предпринимательства, в результате чего появилась законодательная основа регулирования данной отрасли экономики.

Долгое время в нашей стране уделялось большое внимание монополизации и укрупнению производства. Создавались предприятия  с низким уровнем технологической и подетальной специализации, обладающие жесткой технологической структурой и во многих случаях являющиеся монопольными производителями определенных видов продукции. Их организационную перестройку и перепрофилирование на выпуск наукоемкой продукции очень трудно осуществить.

Стоило задуматься и отметить недопустимый уровень практически монопольного выпуска многих видов энергетического, металлургического, транспортного  и тому подобного оборудования, а также  почти всего выпуска товаров широкого потребления.

Государственная экономическая политика, направленная на строительство и преимущественное развитие крупных производств, приве­ла  к тому, что значение малых предприятий в экономике страны в течение многих десятилетий недооценивалось.

Такая недооценка малых предпри­ятий обуславливалась сложившимся представлением об их низкой эко­номической эффективности, которое исходило из политэкономического постулата о монополизации и концентрации производства, как о главном направлении экономики страны. 

Начало развития многоукладной экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов - представителей раз­личных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда происходило его отделение в самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное движение, но их развитие, было, технически отстало, и создать инновационный климат как массовое явление они не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промыш­ленности того периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось в 1990 г., с изданием постановление правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерента­бельных и малоэффективных государственных предприятий, перевести их на арендную систему поощрений, кооперативную форму собст­венности либо передать трудовым коллективам на принципах акцио­нирования.

В 1990-1991 гг. государственной статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как они имели право на налоговые льготы. Кроме того, сказалось отрицательное отношение населения к кооперативам.

Тогда же часть малых предприятий была учреждена крупными государственными организациями как дочерние. Доходность таких предприятий достигалась за счет бесплатного или льготного использования площадей, ресурсов, оборудования организаций-учредителей.

Следующий этап развития малого предпринимательства в 1992 г. обозначился расширением процесса приватизации в сфере обслуживания и торговли. Однако не всегда для выкупа трудовы­ми коллективами предприятий сферы услуг у работников хватало де­нежных средств. Отсутствие кредита и высокий риск банкротств, связанный с резким падением спроса населения на услуги (в связи с инфляцией в то время население почти 80% доходов тратило на продукты питания) также сыграли свою роль.

Еще одна примета 1992 г. - кризис, охвативший крупные пред­приятия тяжелой промышленности. Поэтому некоторые негосударственные формы хозяйствования полу­чили развитие в промышленности.

Чаще всего малые предприятия создавались в строительстве и промышленности, а по­среднических предприятий было меньше в 10 раз, чем стро­ительных, и в 8 раз, чем промышленных.

В течение 1992 г. на складывающиеся позитивные процессы в малом предпринимательстве оказали разрушительное воздействие государственная налоговая и ценовая политика. Страну захлестнула волна псевдопредпринимательства.

В 1993 г., не взирая на налоговый пресс, неразвитость правовой базы, просчеты приватизации, акционирования и тяжелейшие экономические условия малое предпринимательство продолжает развиваться.

Таблица 1 представляет процентное распределение предприятий по формам собственности и показывает развитие частной формы собственности в 1993 г.

Эта таблица наглядно показывает, что в 1993 году в  частном секторе малых предприятий было уже гораздо больше, чем в государственном.

 

 

Таблица 1 –Распределение малых предприятий по формам собственности (в %)

Всего предприятий

В том числе по формам собственности

Рмам собственности

Государственная

Частная

общественная

Смешанная

100

12,5

70,1

1,1

16,3

 

Предпринимательству данного периода  присуще стремление уйти в теневую экономику, в те отрасли, которые дают быструю окупаемость затрат, не рискуя инвестировать производства длительного цикла.

Распределение численности работающих в малых предприятиях по секторам экономики и формам собственности показано в таблице 2.

Из таблицы 2 видно, что в 1994 г. сектор малого и среднего предпринимательства переживает определенный спад. Однако этот спад носит не абсолютный, а относительный характер: происходит замедление темпов роста соответствующих показателей. Инвестиционный процесс на существующих предприятиях пока играет небольшую роль.

 

Таблица 2. – Распределение численности работающих на малых предприятиях по формам собственности (в %)

 

 

Всего работаю­щих на предприятиях

В том числе на предприятиях

Гос. Сектор

Частного сектора

Обществ. Формы собств.

Смешанной формы собств.

Всего

100

30,0

53,3

0,9

15,8

В том числе по от­раслям экономики:

Промышленность

100

44,1

39,2

1,0

15,7

Строительство

100

24,7

59,5

0,9

14,9

Торговля и обще­ственное питание

100

24,4

69,8

0,2

5,6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ