|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 3 Источники финансирования малых предприятий.
Существуют два типа финансирования: внутреннее и внешнее. На рис. 3 представлены их разные источники. При выборе источника финансирования главными факторами являются доступность денежных средств и выгодные денежные ставки. Финансовая поддержка сводится, в основном, к трем видам: прямые, смешанные и гарантированные займы, выдаваемые малым предприятиям под более низкие процентные ставки, чем при получении кредита на частном рынке ссудного капитала. Прямые займы предоставляются непосредственно мелким предприятиям из государственных источников под определенный процент, колеблющийся вместе с общей ставкой банковского процента. Смешанные займы имеют своим источником как государственные, так и частные средства. При гарантированных займах кредиторам даются государственные гарантии в размере до 90% заемного капитала, уменьшая их риск. Еще один вид финансирования - участие в акционерном капитале малого предприятия путем скупки части его акций, оно помогает сделать кредит более доступным для малых предпринимателей. Огромную роль в оказании финансовой помощи играют всевозможные кредитные программы, такие как займы на развитие внешней торговли, на реконструкцию предприятий, на поддержку местного предпринимательства, а также предпринимателей-инвалидов. Большое внимание следует уделять развитию венчурного финансирования. Это финансирование мелкого инновационного бизнеса частным капиталом через венчурные фирмы. Венчурное финансирование складывается из личных средств богатых партнеров, входящих в товарищество или пенсионные, благотворительные фонды или организации. Венчурное финансирование – это финансирование предприятий, находящихся на втором и третьем этапах своего развития. [21] В связи с тем, что любое кредитование малого предпринимательства имеет известную степень риска, банки широко используют такие формы финансирования как лизинг и факторинг. Самое широкое распространение получил в последнее время лизинг - сдача в аренду инвестиций или потребительских товаров. Факторинг означает продажу предпринимателем - поставщиком (фактором) долговых обязательств своих клиентов с немедленным получением денег. Банк в полной мере принимает безналичные убытки, предприниматель - получатель факторинга, помимо процентов за кредит, выплачивает фактору комиссионные за риск. Еще одно направление сотрудничества предприятий малого звена и банковских учреждений - предоставление разного рода кредитов с заниженной процентной ставкой и увеличенными сроками погашения. Иногда, в предприятиях с хорошо налаженной работой финансирование осуществляется через привлечение средств сотрудников фирмы. Позитивным моментом такого решения является степень мотивации, резко возрастающий интерес к делам "своей" фирмы. Следующее направление финансовой поддержки – франчайзинг - представляет собой соглашение двух экономических агентов о предоставлении права одному из них (франчизи) действовать на рынке сбыта под именем или покровительством другого (франчизор). Франчизор, предоставляя свою марку франчизи, получает возможность расширить свое производство с наименьшими затратами. А франчизи может открыть дело без подготовительного периода и расходов на рекламу, кроме того, он пользуется правом торговать на льготных условиях. [22] Государственные финансовые органы используются малыми фирмами не только для получения финансовой поддержки, но и для получения через них бесплатно финансовой информации, используемой для составления финансового бизнес-плана. На данный момент многие банки создали сейчас специальные отделы, занимающиеся финансированием малого предпринимательства. Набор инструментов, используемых для оказания помощи малому предпринимательству, постоянно расширяется. Суть налоговых мероприятий для стимулирования развития малого предпринимательства состоит в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия, как указывалось выше, является одним из повсеместно используемых методов налогообложения малого предпринимательства. [23] Согласно закону Краснодарского края «О государственное поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» финансирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства проводится через краевой фонд поддержки малого предпринимательства. [24] Следует признать, что на сегодняшний день реальным единственным внешним источником получения дополнительных средств является банковский кредит. Учитывая риск, связанный с предоставлением кредита малым предприятиям, кредитные сделки чаще всего оформляется под какой-либо залог. Нельзя также забывать о том, что кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в ней в смысле выгодности. Это обстоятельство необходимо учитывать при формировании процентной ставки. В условиях повышенного экономического риска при предоставлении кредита совершенно необходим расчет кредитоспособности предприятия. Здесь используются различные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На основании проведенных проверок коммерческому банку следует разрабатывать свой план финансирования малых предприятий, определяя объем и сроки их кредитования. На рисунке 4. представлен существующий порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление досье клиента. Досье может касаться не только настоящего, но и будущего клиента. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка плана финансирования мелкого предприятия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% расходов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение класса кредитоспособности предприятия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение ставки процента за кредит (ставка может быть постоянной или переменной). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчет срока окупаемости кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Непосредственное решение о сроке кредитования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение регулярности возмещения кредита |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление контракта (договор о возврате). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение рисунка 4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В случае задержки в выполнении или невыполнения условий контракта – организация взаимопомощи в исправлении создавшегося положения. |
Рисунок 4 Порядок предоставления кредита малым предприятиям через коммерческие банки
Обращение к коммерческим банкам как для получения займов для малого предпринимательства имеет ряд преимуществ. Так, в них вносятся местные и сберегательные вклады, коммерческие банки обычно располагают необходимыми внутренними ресурсами, следовательно, лучше, чем какая-либо другая финансовая компания могут отвечать спросу на оборотный капитал и на срочные ссуды для основного капитала.
Однако в настоящее время коммерческие банки рассматривают займы для малого предпринимательства как слишком рискованные и сопряженные с большими административными издержками. В связи с этим банки предпочитают давать ссуды на короткие сроки (овердрафт). [25]
Исходя из того, что деятельность самих малых предприятий направлена в основном на местный рынок, нужно понимать, что решение основных их проблем необходимо решать через органы местного самоуправления, в то время как региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать необходимые материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.
Создание благоприятных условий для развития малого бизнеса – одна из ключевых задач экономической политики администрации МО г. Тихорецк. Финансово-экономическим отделом администрации МО г. Тихорецк совместно с кредитными организациями расположенными на территории города проводится работа, направленная на повышение уровня доступности банковских кредитов.
Вопросы развития кредитования малого бизнеса поднимаются на мероприятиях организуемых администрацией города, в том числе на совещаниях и обучающих семинарах, на которые приглашаются представители малого бизнеса, кредитные организации и представители администрации края.
Сегодня ситуация начинает меняться по многим направлениям – уходит в прошлое так называемая «специализация» небольших и средних банков по кредитованию и обслуживанию малого бизнеса. В последнее время все больше проявляется тенденция выхода на этот сегмент рынка крупных банков.
Постепенно увеличиваются сроки кредитования, снижаются процентные ставки по кредитам. Процентные ставки, еще недавно доходившие до 30%, сегодня составляют 14-16% годовых.
Как следствие, в 2006 году представителям малого бизнеса было выдано кредитов на сумму свыше 198 млн. руб., что в 2 раза больше, чем в 2005г.
Положительная тенденция в развитии кредитования продолжилась и в 2007 году, за 4 месяца было выдано кредитов малому бизнесу на сумму 45 млн. рублей.
Однако этого недостаточно. Несмотря на то, что сектор малого предпринимательства играет существенную роль в экономике города и является важным источником занятости населения, на сегодняшний день остается проблема ограниченного доступа к кредитным ресурсам у большинства малых предприятий и предпринимателей.
Зачастую одной из главных причин отказов от получения кредитов являются действия самих предпринимателей, а именно:
а) непрозрачная и порой недостоверная бухгалтерская отчетность;
б) отсутствие ликвидных активов, которые можно рассматривать в качестве обеспечения кредита;
в) неинформированность и низкая экономическая культура предпринимателей и руководителей малых предприятий в вопросах привлечения кредитов;
г) низкое качество подготовки бизнес-плана.
д) Есть проблемы и в работе банковского сектора:
е) недостаточное информирование банками своих потенциальных клиентов о предлагаемых услугах и предъявляемых требованиях путем оказания консалтинговых услуг, а также неактивное проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ. Банкам необходимо «воспитывать» своих заемщиков, прививать им цивилизованную культуру ведения бизнеса. В противном случае кредитные продукты, разработанные для предпринимателей, останутся неизвестными и недоступными;
ж) у большинства банков отсутствует единая, упрощенная методика анализа кредитоспособности малых предприятий;
з) кредитные организации не ведут активную работу по внедрению новых форм кредитования малых предприятий, в частности, не выдаются «стартовые кредиты»;
и) банки практически не работают с кредитными кооперативами, нет схем микрокредитования субъектов малого бизнеса, в том числе в том числе через сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы. В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» кредитным организациям необходимо оказывать кредитную, информационную и методическую поддержку создаваемым и действующим кредитным кооперативам.
Решение перечисленных проблем позволит сделать банковские кредиты доступными.
Администрация МО г. Тихорецк в этом направлении занимает активную координационную, пропагандистскую, консультативную и стимулирующую позицию.
Таким образом, для обеспечения поддержки малого предпринимательства необходимы следующие финансовые институты: ипотечный банк малого предпринимательства, тендерный цент малого предпринимательства, стразовая компания малого предпринимательства, депозитная компания малого предпринимательства и инвестиционная компания малого предпринимательства.
3.2 Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципу вменённого дохода.
Индивидуальный предприниматель уплачивает с суммы полученной прибыли налог на доходы физических лиц по ставке 13% (ст. 224 НК РФ). Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог с продаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал) индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДС согласно статье №145 НК РФ.
Кроме того, с суммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением, уплачивается единый социальный налог.
С суммы полученной прибыли организация уплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 года налог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% . Конкретная ставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположена организация. [26]
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваются организацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог на пользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки от реализации или при торговой деятельности - разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается от балансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органами власти, но не более 2%.
Участники малого бизнеса могут перейти на применение упрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможность предоставлена только юридическим лицам - субъектам малого предпринимательства. Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода на упрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малого предпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работников малого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от:
1.). Федеральных налогов, к которым относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на операции с ценными бумагами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
- платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
2) Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
3) От местных налогов, к которым, в частности, относятся:
- налог с продаж;
- налог на рекламу;
- земельный налог;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги со следующих видов доходов:
- доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
- доходов по иным ценным бумагам.
Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством. [27]
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции, малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФ установлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетные организации.
Объектом обложения единым налогом является совокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% и более от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода. Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием за отчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации о выручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов и расходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налог исчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощенную систему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальная регистрация.
Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 100 человек и более (организацию лишат патента).
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появился особый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей: установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклонения отдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложить единым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогами налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется от 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса. [28]
Принципиальным отличием режима налогообложения, использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схем налогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности, а на основании определённой расчётным путём доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях.
Объектом налогообложения при применении единого налога является вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены, пожалуй, и не рассчитывали: президент поручил правительству отменить единый социальный налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будет нужно платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешние решения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы, «забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог.
Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий.
3.3 Предлагаемая Программа поддержки малого предпринимательства
На сессии городского Совета разработана и принята муниципальная Программа поддержки малого предпринимательства на 2006-2009 годы. Прогнозируемый период предусматривает дальнейшее развитие всех секторов экономики при поддержке администрации муниципального образования город Тихорецк:
-увеличение количества малых предприятий на 20%;
-увеличение численности работников по малым предприятиям на 11%;
-увеличение оборота малых предприятий на 25%;
-увеличение налоговых поступлений и платежей в бюджеты всех уровней на 11%.
Правовым основанием для принятия данной Программы являются Федеральный закон от 14.06. 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [29], Закон Краснодарского края от 23.07.2003г. №604-КЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края» [30], Постановление ЗСК от 14.12.05 №1891-п «Об утверждении краевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарской крае на 2006-2008гг». [31]
Программа представляет собой комплексный план действий по совершенствованию внешней среды для развития малого предпринимательства, оказанию финансовой поддержки субъектам малого бизнеса, совершенствованию кредитно-финансовых механизмов в сфере малого предпринимательства.
При разработке Программы учтены предложения поступившие от структурных подразделений администрации города, объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, объединений предпринимателей, организаций, взаимодействующих с малым бизнесом. Мероприятия Программы составлены в контексте с планом мероприятий по реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, а также краевым Законом о поддержке малого предпринимательства.
Предлагаемый к реализации в настоящее время комплекс мер базируется на результатах выполнения предыдущих программ государственной поддержки малого предпринимательства, по многим позициям продолжает ранее начатые проекты и учитывает реалии сегодняшнего дня.
В течение последних лет были сделаны определенные шаги по созданию условий хозяйствования субъектов малого предпринимательства. Реализация краевых и муниципальных программ государственной поддержки малого предпринимательства, принятых законов и нормативно-правовых актов краевых органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленных на поддержку малого предпринимательства, позволили стабилизировать ситуацию в малом бизнесе.
Предпринимательская деятельность позволила смягчить ситуацию на рынке труда. Для МО г. Тихорецк предпринимательство является одной из возможностей обеспечения занятости населения. Для увеличения потенциала малого предпринимательства требуется действенная поддержка со стороны государства, органов местного самоуправления, объединений предпринимателей, в сферу деятельности которых входит обеспечение интересов малого предпринимательства. Программа МО г. Тихорецк по поддержке малого предпринимательства ориентирована на сочетание прямой и косвенной поддержки малого бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки.
Целью настоящей Программы является обеспечение благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе создания современной рыночной среды, формирования эффективных механизмов его поддержки. Основными задачами, которые предстоит решить, являются:
а) формирование и поддержка на муниципальном уровне нормативно-правовой базы для обеспечения устойчивой деятельности субъектов малого предпринимательства в МО г. Тихорецк;
б) повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства;
в) повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития муниципального образования;
г) снятие административных и организационных барьеров при развитии малого предпринимательства;
д) поддержка предпринимательских проектов приоритетных направлений развития с учетом социально-экономического уровня развития МО на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий, различных форм имущественной поддержки;
е) поддержка всех видов инновационного бизнеса, молодежного предпринимательства;
ж) обеспечение информационной поддержки предпринимательства, предоставление адресной методической, консультационной, правовой, образовательной поддержки субъектов малого предпринимательства;
з) концентрация ресурсов и оптимизация их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого бизнеса, продвижения продукции малых предприятий на краевой рынок.
и) Решение поставленных задач решается с учетом приоритетных направлений развития малого предпринимательства МО г. Тихорецк, которыми являются:
к) производство товаров народного потребления;
л) переработка сельскохозяйственной продукции;
м) оказание бытовых услуг населению; жилищно-коммунальное хозяйство;
н) инновационный бизнес.
о) Реализация Программы рассчитана на 2006-2009гг., финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет следующих источников финансирования:
п) фонд поддержки предпринимательства;
р) бюджета муниципального образования;
с) краевого бюджета;
т) внебюджетных источников;
у) собственных средств предпринимателей.
Реализация мероприятий Программы может осуществляться на условиях долевого финансирования в случае выделения дополнительных средств из Краевого бюджета, фонда поддержки малого предпринимательства, а также привлечения средств внебюджетных источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства. Использования этих средств осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В связи с эти при разработке Программы объем привлеченных средств не планируется.
Разработчиками Программы по поддержке малого предпринимательства на 2006-2009гг. МО г. Тихорецк является отдел экономического развития и инвестиций администрации МО г. Тихорецк.
Координацию работы по выполнению Программы осуществляют структурные подразделения органов местного самоуправления: отдел экономического развития и инвестиций администрации МО г. Тихорецк, отдел потребительской сферы, отдел по делам молодежи; Совет по развитию и поддержке предпринимательства; Тихорецкая торгово-промышленная палата; центр содействия развитию малого предпринимательства, предпринимательские структуры, объединения предпринимателей, заинтересованные в развитии малого предпринимательства, объекты инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства.
Программа не является безальтернативным документом, жестко закрепляющим намеченные в нем меры. При улучшении общих условий хозяйствования для субъектов малого предпринимательства на федеральном уровне настоящая Программа может быть дополнена мероприятиями, реализация которых позволит изменить структуру, повысить эффективность и увеличить потенциал малого бизнеса.
Основным результатом реализации Программы должно быть развитием малого предпринимательства, сохранение и создание новых рабочих мест, увеличение количества предприятий малого бизнеса на 30%, увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса на 25%, повышение качества работы малых предприятий, повышение уровня конкурентоспособности продукции и услуг малых предприятий, формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий, обеспечивающей согласование интересов предпринимателей с объективными потребностями и возможностями экономики муниципального образования. (Приложение А)
Заключение
В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.
В дипломном проекте изучено малое предпринимательство, определена его роль, как имманентного элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Кроме того, в дипломном проекте исследовано развитие и проблемы малого предпринимательства в МО г. Тихорецк.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
а) проанализировано современное состояние и условия развития малого предпринимательства, при этом было установлено, что малое предпринимательство – это наиболее демократичный и достаточно весомый сегмент национального хозяйства, что его игнорирование зачатую приводит к дестабилизации и нарастанию кризисов в национальной экономике;
б) установлены возможности нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей, выявлено, что на сегодняшний день финансирование малого предпринимательства в России далеко не идеально, что законодательная база в этой области до конца не проработана;
в) разработана программа поддержки малого предпринимательства в МО г. Тихорецк, выявлены приоритетные области деятельности малых предприятий на территории муниципального образования, такие как общественное питание, служба проката и комиссионная служба, рекламная и выставочно-информационная деятельность, экологически ориентированные предприятия, предприятия по переработке отходов и др.;
Кроме того, в ходе дипломного проектирования были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию малого предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики малого предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи малым предпринимателям.
Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели выступают сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на безусловно существующее на бытовом уровне негативное отношение к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают малых предпринимателей как новую реальную силу.
Список использованных источников
1 Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. – М.: ВЛАДОС, 2005
2 О предприятиях и предпринимательской деятельности Федеральный Закон от 20.07.1993 №5462-1
3 Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002
4 Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.: Бизнес и банки, 2004
5 Блинов А.О. Региональные фонды и другие финансовые инструменты поддержки предпринимательства. Вопросы экономики – 1994.-№11
6 Колесов В.П. Экономика зарубежных стран. М.: 2004
7 Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. – М.: Экономика, 2005
8 Калинин В.В. Справочное пособие: Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. М.: 2004
9 Игнатов В.Г. Органы власти и поддержка малого бизнеса. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. М.:2005
10 Крапивин О.М. Особенности правового положения малого предприятия: ответы на вопросы. М.: 2005
11 Табататдзе Р.В. Организационно-экономический механизм воздействия на эффективность малого бизнеса. – М., 2002
12 Бахмудов М.М. Система государственной поддержки малых предприятий в регионе. – М., 2006
13 Аргументы и факты 2005. - №12
14 Экономический журнал 2007. - №2
15 Экономический журнал 2005. - №10
16 Экономический журнал 2006. - №5
17 Шулятива Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Деньги и кридит. – 2006. - №1
18 Бэтстоуна В.М. Российское обозрение малых и средних предприятий Бэтстоуна В.М., Широнина Г.И. – М., 2007
19 Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. – 2005 - №4
20 Экономический журнал 2007. - №4
21 Мягков П. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. Мягков П., Фесенко Е. – М., 2004
22 Блинов А.О. Экономика и организация малого предпринимательства. Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. – М.: ФОН, 2005
23 Иоффе А.И. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики. Бизнес для всех. - №10-2005
24 О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. №604
25 Архипова А.И. Экономика. – М.: Проспект, 2005
26 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2
27 Об основах налоговой системы в Российской Федерации Федеральный закон от 27.12.1991 г. №2118-1
28 О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности Федеральный Закон от 31.07.1998 г. №148
29 О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 14.06.1995 г. №88
30 О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. №604
31 Об утверждении краевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2006 – 2008гг постановление Законодательного собрания края от 14.12.2005 г. №1891-п