бесплатные рефераты

Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

        

.                                         (1.35)

Так как , то оценка  - состоятельна.

         Заметим, что последнее соотношение может быть использовано для расчета числа опытов, необходимых для получения оценок статистических характеристик с заданной точностью.

         Действительно, если вероятность какого-либо события нужно оценить так, чтобы дисперсия оценки не превосходила  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания , то требуемое число опытов определяется неравенством  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания .

         Таким образом, для расчета искомой вероятности достаточно иметь датчики равномерно распределенных случайных величин.

         Эта же технология может быть использована для создания ИМ сложных экономико-организационных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Имитационная модель библиотечной системы Обслуживания

 

2.1 Описание системы обслуживания

В библиотеке ХГЗВА предоставляются информационные услуги. Для читателей установлен 1 компьютер. На этом компьютере читатели могут войти во всемирную сеть Internet, чтобы получить актуальную информацию о конференциях, выставках, обществах, клиниках, магазинах, вузах, колледжах ветеринарного профиля. Также читатели заинтересованы в поиске полнотекстовых документов: научных статей, публикаций законов и т.п.

На этом компьютере можно воспользоваться поиском в электронном каталоге библиотечного фонда ХГЗВА. Данную возможность предоставляет внедренная АИБС “Liber”. Читатель заполняет поисковую форму в соответствии со своими потребностями. Результатом такого поиска является библиографическое описание найденных по запросу книг и их библиотечный шифр.

На компьютере установлен CD-Rom. Это позволяет читателям пользоваться программами обучающего характера.

Данные информационные услуги предоставляются бесплатно. В связи с этим наблюдается большое число желающих воспользоваться данными услугами. На возможность максимального удовлетворения информационных потребностей влияет 5 факторов:

1.                время работы библиотеки;

2.                количество компьютеров, обслуживающих читателей;

3.                количество читателей;

4.                время обслуживания читателя;

5.                время ожидания читателем;

Из перечисленных факторов представляется возможным регулирование количества компьютеров и определение среднего  времени обслуживания.

 

 

2.2 Сбор и обработка статистических данных о характере обслуживания

Для того чтобы оптимизировать работу данной библиотеки, я вместе с библиотекарями произвел статистическую выборку. В течение 2 недель с понедельника по субботу (12 дней) строго с 8-00 до 17-00 мы записывали следующую информацию о читателях, которые хотели воспользоваться информационными услугами:

1.                время появления;

2.                время обслуживания;

3.                время ожидания;

В результате обработки данных я получил следующие данные о читателях (см. табл.1, 2, 3).

 

Табл. 2.1 - Появление читателей

Интервал,  мин.

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

26

Количество, чел.

16

71

92

80

65

59

44

30

21

16

14

9

7

Всего: 524 чел.

 

Табл. 2.2 - Обслуживание читателей

Интервал,  мин.

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

Количество, чел.

2

4

5

6

8

10

15

17

22

16

9

4

2

Всего: 120 чел.

 

Табл. 2.3 - Ожидание читателей

Интервал, мин.

5

10

15

20

25

30

35

40

45

50

55

60

65

Количество, чел.

4

5

6

7

12

16

18

13

9

5

5

2

1

Всего: 103 чел.

 

Предположим, что функция плотности распределения имеет вид:

             Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания            (2.1)

Ясно, что при  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания  получаем обычное распределение Гаусса.

 

 

 

2.3 Статистическая обработка результатов наблюдений

Для оценки параметров распределения по статистическим данным используется метод максимума правдоподобия. При этом функция правдоподобия имеет вид

                  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания     (2.2)

 

Непосредственная максимизация функции правдоподобия по  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания  реализуется методом Нелдера-Мида.

Рассчитаем параметры функции плотности распределения появления читателей.

Вершины начального симплекса:

 Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Оптимизируемой функцией является (2.2), где  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания взяты из табл. 2.1.

Критерий останова:

Результат:  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Рассчитаем параметры функции плотности распределения обслуживания читателей.

Вершины начального симплекса:

 Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Оптимизируемой функцией является (2.2), где  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания взяты из табл. 2.2.

Критерий останова:

Результат:  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Рассчитаем параметры функции плотности распределения ожидания читателей.

Вершины начального симплекса:

 Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Оптимизируемой функцией является (2.2), где  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания взяты из табл. 2.3.

Критерий останова:

Результат:  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

 

2.4 Структура ИМ

Исходные данные:

1. Система планирования. Моделируется п - канальная система массового обслуживания. Каналы системы равноэффективны. Известна плотность распределения случайного времени обслуживания заявок - j(t).

2. Входящий поток заявок. На вход системы поступает случайный поток заявок с плотностью распределения случайного временного интервала между заявками y(t).

3. Ожидание в системе. Заявки, поступившие в буфер, ожидают свое обслуживание в порядке очереди некоторое время. Известна плотность распределения случайного времени ожидания заявок - ς (t).

4. Дисциплина обслуживания. Если в момент поступления заявки хотя бы один из каналов системы свободен, поступившая заявка начинает обслуживаться этим каналом. Если в момент поступления заявки свободных каналов нет, то заявка поступает в буфер, емкость которого - М заявок. Заявка, поступившая в момент, когда все п каналов заняты и буфер занят, теряется.

5. Экономические характеристики системы. За каждую поступившую заявку система получает прибыль – С0, за каждую потерянную заявку – платит штраф – С1. Стоимость эксплуатации одного канала в единицу времени Сэ зависит от производительности канала, определяемой средним временем обслуживания одной заявки Тобс по формуле

                                                     Сэ(Тэ) = а0 + а1 Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания .                                   (2.3)

Стоимость эксплуатации буфера в единицу времени Сб зависит от его емкости и рассчитывается по формуле

                                                                 Сб = bМ2/3.                                          (2.4)

При построении имитационной модели будем использовать метод особых состояний. В соответствии с ним сформируем календарь событий, отображаемый таблицей 2.1.

 

Таблица 2.4 - Календарь событий

Тип события

Наименование события

Момент наступления

события,  Методика оптимизации библиотечной системы обслуживания

Признак

0

0

Поступление очередной заявки

0

0

1

1

Освобождение 1-го канала

0

1

2

1

Освобождение 2-го канала

0

1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ