бесплатные рефераты

Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО “Уральский государственный университет – УПИ”

 

 

 

 

 

 

Факультет экономики                                              Кафедра общей

      и управления                                               экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему:

Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

 

по дисциплине:

Экономическая теория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормоконтроль                                                                                                                      

Научный руководитель                                                  Г.А.Никифорова

Курс, группа                                                                1, ЭУ - 14091

Студент                                                                       Козлова Ю.О.

 

 

 

 

                                                 Екатеринбург

2005

План работы

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы

1.1.   Понятие и виды международной миграции рабочей силы

1.2.   Масштабы и направления международной миграции рабочей силы

1.3.   Социально-экономические последствия миграции рабочей силы

1.4.   Государственное регулирование внешней трудовой миграции

Глава 2.  Международная трудовая миграция России и Европы

            2.1. Основные мировые рынки рабочей силы

            2.2. Россия на международном рынке труда

            2.3. Интеллектуальная эмиграция из России  

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины XX века.

Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому  что  у многих    есть   возможность   беспрепятственного   въезда   на   территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию  другой страны (или города) в попытках  найти  хотя  бы  временную  или  более высокооплачиваемую  работу.  Активно  происходящий  во  всем  мире   процесс интернационализации   производства    сопровождается    интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция  стала  частью  международных  экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из  одних  регионов  и  стран  в другие. Порождая  определенные  проблемы,  трудовая  миграция  обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую  силу  и поставляющим ее.

 Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается  как  в  количественных  показателях,  так  и   в   качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.

       Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.

Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию - основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда - международной трудовой миграции. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала и информации. Рабочая сила, перемещаясь, из одной страны в другую предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию. Международная трудовая миграция – один из наиболее сложных элементов в международных экономических отношениях. Это объясняется прежде всего тем, что, в отличие от товарообмена или международного движения капитала, этот процесс вовлекает живых людей.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

Размеры международной миграции рабочей силы неуклонно растут. В середине 90-х годов в мире, по оценкам экспертов, насчитывалось около 30 млн.трудящихся-мигрантов. С учётом членов их семей, сезонных мигрантов, нелегальных иммигрантов и беженцев общая численность мигрантов была выше в 5-6 раз. В 90-х годах в мире переезжало из страны в страну в поисках работы около 20 млн. чел. год. Немалую часть этих потоков составляют нелегальные мигранты.  Так, в Западной Европе насчитывается не менее 3 млн. нелегальных иммигрантов, а в США их численность оценивается в 4,5 млн. чел.

Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов  на  международном  уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран  по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.

Цель работы  – раскрыть миграцию рабочей силы как экономический феномен.

Для достижения цели решались следующие задачи:

-              раскрыть понятие и виды международной миграции рабочей силы;

-              показать масштабы и направления международной миграции рабочей силы;

-              рассмотреть социально-экономические последствия миграции рабочей силы;

-              рассмотреть государственное регулирование внешней трудовой миграции;

-              отметить основные мировые рынки рабочей силы;

-              показать положение России на международном рынке труда.

Методологической основой выполненной работы являются труды Булатова А.С., Авдокушина Е.Ф., Макконнелла К.Р. и Брю С.Л., материалы Госкомстата и т.д.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы международной миграции рабочей силы

 

1.1. Понятие и виды международной миграции рабочей силы

 

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом всё большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией рабочей силы) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты – “челноки”, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-    трудовую эмиграцию, то есть выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-    трудовую миграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Выделяют следующие виды трудовой миграции [3, с. 135-136]:

1)   безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2)   временно-постоянная, когда миграция ограничена сроком пребывания в стране выезда от одного года до шести лет;

3)   сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах одного года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хозяйство, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции является кочевничество, сохранившееся в Африке и Западной Азии;

4)   маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране, называют рабочими-фронтальерами;

5)   нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в неё на законных основаниях (по частным приглашениям, в качестве туристов и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством;

6)   “утечка умов” – международная миграция высококвалифицированных кадров (учёных, редких специалистов, иногда “звёзд” искусства, спорта).

 

 

1.2. Масштабы и направления международной миграции рабочей силы

 

Наиболее   приемлемыми   количественными   показателями   межстранового перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые  в  платежном балансе.  Нерезидентом в этом случае считается частное лицо,  находящееся  в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года,  то  в  целях статистического учета он  переклассифицируется  в  резиденты.  В  статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы,  являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

        . трудовой доход,  выплаты  занятым  –  зарплаты  и  прочие  выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу,  выполненную  для  резидентов  и  оплаченную  ими.  В  эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в  пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу  нерезидента. К  кругу  частных  лиц-нерезидентов  относятся   все   иностранные работники, находящиеся в данной стране менее  года,  в  том  числе сезонные рабочие, рабочие из  приграничных  стран,  приезжающие  в данную страну на временные заработки,  а  также  местный  персонал иностранных посольств;

        . перемещения мигрантов – оценочный  денежный  эквивалент  стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь  в другую страну.  При  этом  вывоз  имущества  эмигрантов  в  натуре показывается  как экспорт  товаров  из  страны,  а  его  оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт)  –  по  данной статье;

        . переводы работников – пересылка денег и  товаров  мигрантов  своим родственникам, оставшимся на родине. В  случае  пересылки  товаров учитывается их оценочная стоимость.

Принципиальная разница  между  статьей  «трудовые  доходы»  и  статьями «перемещения мигрантов» и «переводы работников» заключается в  том,   что  в статье «трудовые доходы» учитываются доходы  нерезидентов,  т.  е.  временно находящихся  в  данной  стране.  В  то  же  время  в  статьях   «перемещение мигрантов»  и  «переводы   работников»   показываются   доходы   и   расходы резидентов, т. е. мигрантов, которые уехали с родины и остались  за  рубежом по крайней мере сроком более чем на  год.  Эти  две  статьи  объединяются  в рамках текущих операций в группу частных неоплаченных переводов.

Частные неоплаченные  переводы  –  это  оценочный  денежный  эквивалент имуществ, перемещаемого  мигрантами  в  момент  их   отъезда  за  границу  и последующих  посылок  товаров  на  родину.  Включает   статьи   «перемещение мигрантов» и «переводы работников».

 На  практике  точно  определить,  по   какой   именно   статье   должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно  сложно.  Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные  заработки,  но  затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став  мигрантом.  И наоборот,   люди,  намеревавшиеся  эмигрировать  за  рубеж   навсегда,   чье имущество  было  зарегистрировано  как  переводы  работников,  вдруг  решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и  года.  Общее  правило,  которое действует  в  данном  случае,  заключается  в  том,   что  учет  ведется  по состоянию на момент пересечения границы, и если даже  позже  выяснится,  что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают [19, с.167-168].

Новым явлением стало постепенное стирание граней между странами, принимающими и поставляющими рабочую силу. В современных условиях всё большее число стран вовлекаются в процесс одновременной эмиграции и иммиграции населения. Например, Италия, Испания, Греция, Польша, которые ещё сравнительно недавно были только странами эмиграции, в последнее время стали принимать трудовых мигрантов. В одной только Италии насчитывается 1-1,5 млн иностранных рабочих, значительная часть которых находится в стране нелегально.

Экономический рост в этих странах привёл к созданию большого числа новых рабочих мест, а соответственно – к определённому уменьшению безработицы. Повышение благосостояния населения значительно снизило привлекательность тяжёлого, непрестижного труда для местных работников; в образовавшуюся на рынке труда этих стран нишу устремились иммигранты.

В международной миграции населения в последнее время произошли качественные изменения, обусловленные НТР; их суть состоит в значительном увеличении среди мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификацией (“утечка умов”). В последние годы на мировом рынке труда прослеживалась устойчивая тенденция к росту эмиграции высококвалифицированных специалистов [3, с. 136-137].

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями млрд. долл. и вполне сопоставимы по  масштабам  с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.

На развитые страны  приходится  примерно  9/10  всех  выплат  трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам  и  2/3  всех  частных  неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны –  только,  соответственно, 1/10 и 1/3. Это  означает, что в  развитых  странах  сосредоточена  основная доля   временных   рабочих-мигрантов,   и   что   именно   туда   эмигрируют трудоспособные  работники  из  развивающихся   стран,   включая   страны   с переходной  экономикой,  которые  становятся  там  резидентами.   В   рамках денежных  потоков,  связанных  с  трудовой  миграцией,  переводы  работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и  перемещение  мигрантов около 7%.

Направления миграционных потоков сравнительно устойчивы, причём зачастую они пересекаются. Решающее значение имеют экономические возможности принимающей страны, её вес в современном мире, иногда её исторические, географические, этнические корни.

В международной миграции рабочей силы можно выделить 5 направлений:

1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны;

2) миграция в рамках промышленно развитых стран;

3) миграция рабочей силы между развивающимися странами;

4) миграция  рабочей  силы  из  бывших  социалистических   стран   в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);

5) миграция научных работников, квалифицированных  специалистов  из промышленно развитых в развивающиеся страны.

Для развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтёров, в Швейцарии – 40% строительных рабочих.

Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для этих стран характерно такое явление, как “утечка умов”, например, из Западной Европы в США.

В последние годы растёт миграция рабочей силы между развивающимися странами. Движение происходит главным образом между новыми индустриальными странами, странами – членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами – с другой.

Существует миграция рабочей силы из развитых в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и др.), так и житейские (узнать мир попробовать свои силы и т.п.).

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия являются нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работников относятся необходимость сохранения сложившихся коллективов предприятий. Это касается прежде всего предприятий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севера России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путём подготовки местного населения, но прежде всего за счёт привлечения работников по оргнабору.

Одна из главных причин использования иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в пограничных регионах – её экономическая выгодность: отсутствие значительных транспортных расходов на доставку рабочей силы, а также существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.

Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за прозрачности российских границ со странами СНГ и либеральным иммиграционным законодательством.

В  силу  экономических  причин   основные   потоки   мигрантов   всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с  более  высокими доходами.   На   протяжении   всего   послевоенного   времени    направления международной  миграции  непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими  условиями. Вследствие  отсутствия  достоверной статистики международного  переселения  и  широкого   развития   нелегальной   миграции установить точно  иерархичность  основных  направлений  миграции  достаточно сложно.

Можно  выделить  следующие  страны  и   регионы,   являющиеся   точками притяжения мигрантов из других стран.

Иностранные рабочие составляли значительную часть рабочей силы в странах Западной Европы, % к общей численности занятых: в Люксембурге – 30,0; Швейцарии – 29,6; Германии – 8,0; Бельгии – 7,5; Австрии – 6,2; Швеции – 5,8; Франции – 5,2; Англии – 3,4 [12, с.166-167].

В настоящее время страны Западной Европы стремятся сдерживать трудовую миграцию из стран, не входящих в ЕС, по следующим соображениям:

-    необходимость внедрения трудосберегающих технологий;

-    перемещение производств, использующих работников низкой квалификации, в развивающиеся страны и государства с переходной экономикой, где оплата труда значительно ниже;

-    недовольство определённых слоёв населения, особенно рабочих невысокой квалификации, конкуренцией на рынке труда со стороны иммигрантов.

Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную  рабочую  силу  на  тяжелые  низкооплачиваемые  работы.  Рабочие приезжают  в  основном  из  соседних  арабских  стран,  а  также  из  Индии, Пакистана,  Бангладеш,  Кореи,  Филиппин.  Более   половины   рабочей   силы Саудовской  Аравии,  ОАЭ,  Катара,  Бахрейна,  Кувейта  и  Омана  составляют иностранные рабочие.

В странах Персидского залива отмечена самая высокая в мире доля иммигрантов в общей численности рабочей силы,  в %: Катар – 92, ОАЭ – 89, Кувейт – 86, Оман – 70, Саудовская Аравия – 60, Бахрейн – 51.

Одновременно в соседних странах достигнут самый высокий удельный вес экономической активности части населения, работающей за рубежом, % от общей численности населения: в Йемене – 7,3; Египте – 5,2; Турции – 4,3; Пакистане – 3,8. Ещё одним центром миграции (формально этнической, но, по сути во многом трудовой) стал Израиль, куда с конца 80-х до середины 90-х годов только из бывшего СССР прибыло около 750 тысяч человек.

Другие развивающиеся страны. Новый феномен 90-х годов –  интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки  работников направляются  в  те   страны,   которые   быстрее   продвигаются   по   пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные  рабочие  и  рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику.

 Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной  Азии  туда   значительно   увеличился   приток   иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной  Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс.  чел.  в год, - высокоразвитые государства с ВВП более 6900 долл. На душу  населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых  -  Мексика  и страны Азии [1, с. 189-191].

 

1.3. Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы

 

Международная миграция рабочей силы имеет существенные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так для принимающей страны, где имеет место приток иммигрантов. Очевидно, что человек, решивший искать себе работу в другой стране, идёт на значительный риск и должен быть готов к существенным издержкам как материального (расходы на переезд, устройство на новом мете жительства и т.д.), так и психологического плана (отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников, необходимость приспосабливаться к традициям и нравам в чужой стране и т.п.). Если человек идёт на эти издержки, значит, он рассчитывает на значительный выигрыш. Этот выигрыш также может носить разный характер, поскольку иммиграция может порождаться не только экономическими причинами. Часто иммигрант стремится к приобретению политической или идеологической свободы. В ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая “охота к перемене мест”. Однако эти политические, идеологические или психологические факторы, несмотря на все их значение в жизни людей, с трудом поддаются количественной оценке. Поэтому мы будем исходить из того, что основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы.

Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание её влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

 Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Физические лица платят разнообразные налоги – подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания. Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., сто существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведёт заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты – это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране. Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит  непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платёжный баланс страны.

Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счёт роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые всё равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным [12, с. 112-116].

Международная миграция рабочей силы имеет целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и поэтому не могут быть измерены в денежном измерении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.

Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит своё воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая “утечка умов” – эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х годов, “утечка умов” происходит либо путём выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции “утечка умов” имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счёт концентрации у себя интеллектуальной элиты.

Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.

Приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряжённости во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость [13, c.133-135].

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ