бесплатные рефераты

Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

 

1.5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции

 

Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Причём если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не только не смягчаются, но даже становятся более жёсткими.

Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).

Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется поср0едством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возрасти, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

-    уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;

-    первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

-    налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

-    ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу [3, с. 140-141].

Проблемами трудовой иммиграции занимаются  государственные  институты принимающих стран, действующие на основе национального  законодательства, а также  подписанных  двухсторонних  и  многосторонних  соглашений.  Обычно  в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три  государственных ведомства: министерство иностранных дел,  ведающее  через  свое  консульское управление выдачей въездных виз,  министерство  юстиции  в  лице  службы  по иммиграции или иные органы пограничного контроля,  которые  непосредственно исполняют  определенный законом режим въезда, и   министерство   труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с  законом  об  иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в   рамках которого действует   Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый  режим;  министерство  юстиции  в лице своего подразделения  –  Службы  иммиграции  и  натурализации,  главная задача  которой  –  претворять в жизнь все положения иммиграционного законодательства; министерство труда определяет, не идет ли  трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан  своей страны. Поощряется иммиграция  лиц  со  стажем  работы  по  специальности  и высокой профессиональной  подготовкой,  которая  оценивается  по  специально разработанной методике. Иммигрант  должен  в  течение  последних  пяти  лет, непосредственно предшествующих его приезду в США,  иметь  минимум  два  года стажа работы по специальности, требующей  минимум  двухгодичной  подготовки.

Минимальный уровень образования иммигрантов  должен  соответствовать  уровню американской  школы  (12-летний  курс  обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями.  Состояние  здоровья должно   быть   подтверждено справкой   сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз  выдается  иностранцам,  вложившим  в  экономику  США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует  получения  вида на  жительство:  например,  в  1993  г.  из  225   подобных   заявлений   от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено.

       В большинстве  стран  разрешение  на  въезд  иммигранту  выдается  на основании подписанного контракта  с  нанимателем  о  его  трудоустройстве  и заключения министерства труда о том, что данная  работа,  поскольку  требует специальных навыков или по другим причинам, не может  выполняться  местными рабочими.  В  некоторых  странах   перед   выдачей   разрешения   на   въезд потенциального  иммигранта его  работодатель   обязан   получить   согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

       Нормативно-правовая база для  иммиграции  в  большинстве  принимающих стран  предоставлена  огромным  количеством  законов  и  подзаконных  актов.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

- профессиональная классификация. Законодательства всех  принимающих стран устанавливают жесткие  требования  к  уровню  образования  и стажу  работы  по   специальности.   Минимальным   требованием   к образованию считается окончание полного курса  средней  школы  или профессионально- технического училища, что  должно  подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом  необходимо подтверждать  или  оценивать  в  принимающей  стране  на   предмет соответствия требований к специалисту в  соответствующей  сфере  в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по  данной специальности в стране – экспортере рабочей  силы.  Приоритет  при найме  на  работу  отдается  принимающими  странами  специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по  специальности.  Могут потребовать  также  и  рекомендательные  письма.  Для  большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в  виде  диплома  о высшем или специальном образовании;

- ограничение  личного  характера.   Разумеется,   законодательство принимающих  стран  предъявляет  жесткие  требования  к   состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные  вирусом  СПИД.  Иммигранты  обязаны представить  справку  о  состоянии  своего   здоровья,   заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти  специальное медицинское обследование. В США  в  соответствии  с  иммиграционным актом  1990  г. не допускаются  наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается  законодательством  в зависимости от отрасли промышленности, в которой  они  намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах  20-40  лет. Наконец, чрезвычайно серьезными  являются  законодательные требования   к политическому  и  социальному  облику  иммигранта,  которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения  социальной  и  политической  стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой  другой  партии  тоталитарного  типа.  Чаще  всего законодательно запрещено  иммигрировать  лицам,  ранее  судимым  за уголовные преступления,  членам  террористических  и  профашистских организаций [5, с.112-114];

 - большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в  рамках  всей  экономики  в целом, определяя максимальную  долю  иностранной  рабочей  силы  в числе  всех  трудовых  ресурсов;  в  рамках  отдельных   отраслей, определяя максимальную долю иностранных  рабочих  в  числе  всех занятых  в  данной  отрасли;  в  рамках  отдельных предприятий, определяя  максимальную  долю   иностранных   рабочих   на   одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.  Количественное  квотирование является весьма жестким методом государственного  регулирования импорта рабочей силы  и  обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением  которых  надзирают  правоохранительные органы;

- экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах  фирмы  имеют право нанимать  иностранную  рабочую  силу  только  по  достижении определенного  объема  оборота  и  продаж   или   после   внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право  иммигрировать,  только  если  они  готовы  инвестировать  в экономику принимающей страны определенную законом сумму,  доказать легальность  происхождения  этих  денег  и  создать   определенное количество рабочих мест. По законодательству  некоторых  стран за оформление иммиграции и  трудоустройство  на  местное  предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы  предоставляются  для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица,  состоятельным  иностранцам,  готовым  использовать  труд местных граждан в домашнем хозяйстве;

-временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они  должны  либо  покинуть принимающую  страну,  либо  получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших  в  принимающей  стране  статус  стажеров  или  студентов, предусматриваются жесткие правила, не  позволяющие  продлить  свое пребывание  в  ней,  требующие  обязательного  выезда  на  родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну;

- географические приоритеты. Практически каждая страна,  принимающая иммигрантов, законодательно   устанавливает   географическую   и национальную  структуру  иммиграции.  Она  обычно  регулируется  с помощью количественных квот на въезд иммигрантов  из  определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать  между  представителями  из  разных стран  из  одного  географического  региона.  В   США, например, географическая  структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы  на   не  дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в  соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы  в  США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее.

Чем больше была иммиграция из данной  страны  за  предыдущие  пять лет, тем меньше квота этой страны в  лотерее.  В  1996  финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них  на все страны Африки приходилось 20200 виз, Азии  –  6837  виз  (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин,  Вьетнама  и  Южной  Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз  (только  Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна –  2589  виз  (все  страны,  кроме  Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской  Республики).  Для  того  чтобы участвовать в лотерее, сообщение о которой  публикуется  в  газете многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо,  сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и  детях, обратный адрес и страну,  гражданами  которой  являются  участники лотереи. Эти данные закладываются в  компьютер,  который  затем  и делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш  в лотерее не означает, что виза выдается  автоматически. Все  равно требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов,    необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.

Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о  профессиях,  которыми  иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли  или специальности, в  которых  работать  иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив,   устанавливают перечень отраслей   или специальностей, в которых могут работать только  граждане  данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно  для любых  передвижений  иммигранта,  изменения  специальности,  смены места  роботы   требуется  получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и  отказать  в  его  выдаче.

Разумеется,   запрещена   нелегальная   иммиграция,   которая    в большинстве  стран  пресекается  полицейскими  методами,  которые, правда, далеко не всегда эффективны.

Законодательно  устанавливаются   санкции   за   нарушение   порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так  и  на  тех, кто помогает им незаконно въехать  в  страну  или  нанимает  их  на  работу. Незаконное  проникновение  в  страну   считается   преступлением.   За   его совершение предусматриваются  депортация,  денежные  штрафы  и/или  тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается  повторной депортацией,  большим  денежным  штрафом   и   более   длительными   сроками заключения. За незаконное посредничество или  наем  на  работу  нелегального иммигранта,  которые  также   считаются   преступлением,   предусматриваются настолько  крупные  штрафы,  что  они  могут  вести  к  разорению  некоторых небольших фирм и предприятий.

        В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят  в наплыве иммигрантов  главную  причину  безработицы,  правительства  многих  западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные  меры  по  стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных  государственных мер реэмиграции следующие:

- программы стимулирования реэмиграции. Они включают  широкий  круг мероприятий,  начиная  с  мер   по   принудительной   репатриации незаконных   иммигрантов   до   оказания   материальной    помощи  иммигрантам, желающим вернуться на родину.  В  западноевропейских странах  (ФРГ,   Франция, Нидерланды) принимались   программы материального поощрения  реэмиграции,  предусматривающие  выплаты выходных пособий при добровольном  увольнении  иммигрантов  и  их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались  при одном  только  заявлении  иммигранта  о  его   желании  покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время  после  его фактического  возвращения  домой.  Причем получение   выходного пособия    лишало иммигранта права повторно  въехать  в  принимающую страну.  Выплаты  пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном  фонде в результате  отчислений  предприятием,  нанявшим  иммигранта  на работу.  Хотя  считалось,  что  такой  способ  финансирования  не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета,  на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате    необходимости создания электронной системы государственного учета   иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой;

   - программы  профессиональной  подготовки  иммигрантов.  В  качестве средства, которое  могло  бы  побудить  иммигранта  вернуться  на родину, правительства отдельных стран (Франция,  ФРГ, Швейцария) рассматривают программы     профессионального     образования иммигрантов. По  логике  этих программ, получив  образование  в развитой  стране,  иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую  и  престижную  работу,  что  и   побудит   их вернуться на родину. Однако  интерес  со  стороны  иммигрантов  к участию в  таких  программах  оказался  довольно  низким  по  той причине,  что  приобретение  специальности  само   по   себе   не гарантировало получение работы по этой специальности  на  родине.

Поэтому  большинство  иммигрантов  предпочитали  сохранить   свои существующие, работы в развитых  странах,  чем  реэмигрировать  и пытаться найти лучшую работу на родине;

  - программы экономической  помощи  странам  с  массовой  эмиграции.

Развитые страны  заключают  соглашения  со  странами экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств  в  создание  новых  предприятий  в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы  для реэмигрантов. Такие  предприятия  принимали  форму  кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с  Турции.  В  ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

        Несмотря на активные действия  правительств  принимающих   стран, большинство программ стимулирования  реэмиграции  не  достигли  поставленных целей: при  некотором  увеличении  реэмиграции  в  начале  их  осуществления отъезд иностранных рабочих на родину резко  уменьшался  по  мере  того,  как сокращалось финансирование  программ.  Однако  главной  причиной  их  низкой эффективности является то, что правительства стран,  экспортирующих  рабочую силу, просто не заинтересованы в ее  реэкспорте и не  предпринимают  должных усилий по сокращению эмиграции.

        Итак,  государственное  регулирование  международного  рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран  и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе  межгосударственных  и межведомственных соглашений между ними. Регулирование  осуществляется  через принятия финансируемых из  бюджета  программ,  направленных  на  ограничение притока  иностранной  рабочей  силы  (иммиграции)  либо  на   стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция) [22, с.198- 202].

 

 

 

Глава 2. Международная трудовая миграция России и Европы

 

2.1. Основные мировые рынки рабочей силы

 

В ряде стран целые отрасли зависят от импорта рабочей силы. Исследования, проведённые в Дюссельдорфе (Германия), показали, что в результате отъезда иностранных рабочих уменьшается объём строительных работ, закроются многие сады, ясли, школы, прекратятся работы транспортной уборки мусора. Другие показательные данные: во Франции эмигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3 – в автомобилестроении, в Бельгии – 1/2 горняков, в Швейцарии – 2/5 всех строительных рабочих и т.д.

Для большинства развивающихся стран – экспортёров рабочей силы прекращение таких связей означало бы потерю важнейшего источника валютных поступлений, подчас превышающих доходы от внешней торговли, туризма и т.д. Так, например, в Египте эксплуатация Суэцкого канала в начале 80-х годов давала прибыль в 970 млн. долл., туризм – 600 млн. долл., а денежные переводы эмигрантов 3,1 млрд. долл. В такой стране, как Йеменская Арабская Республика, сумма переводов превосходила поступления от экспорта в 100 раз.

Миграция рабочей силы – явление сложное, неоднозначное, требующее пристального изучения в контексте тенденций развития мировой экономики, во взаимосвязи с другими процессами и явлениями современной экономической жизни общества.

В мире эмигрировали в поисках средств существования 60-70 млн., а в поисках найма в начале 80-х годов ежегодно эмигрировали 19,7 – 21,7 млн. человек.

Число иностранных рабочих, насчитываемых в Западной Европе, - 4,1 – 6,5 млн., в США – 5 – 6,5 млн., в Латинской Америке – 3,5 – 4 млн., в странах Ближнего Востока и Северной Африки – 2,8 млн., Западной Африки – 1,3 млн.

В межгосударственном передвижении в основном участвовала молодёжь, как правило, до 25 лет – пригодная к самым тяжёлым физическим работам. По данным МОТ, удельный вес молодых людей достигал в середине 70-х годов: в ФРГ – 37,9%, в Швейцарии – 38,9, во Франции – 40,2, в Нидерландах – 40,2, в Люксембурге – 43,5, в Швеции – 45, в Бельгии – 49,8% общего числа иностранных работников.

В тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается не престижной для квотной рабочей силы, доля иностранцев велика и доходит порой до 7%.

Однако в последнее время наблюдается некоторые сдвиги в структуре занятости иностранной рабочей силы. Наряду со снижением занятости иностранцев в сталелитейной промышленности, металлообработке, автомобилестроении произошёл рост в сфере услуг, в финансовых учреждениях и торговле.

По прогнозам Немецкого федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этой группировки будут неохотно вербовать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Увеличение числа рабочих мест с вредными и опасными условиями труда объективно создаёт предпосылки для использования иностранной рабочей силы и в дальнейшем [13, с 134-135].

 

2.2. Россия на международном рынке труда

 

Вхождение России как равноправного партнёра в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, Россия лишь в начале 90-х годов осознала возможности экспорта своей рабочей силы.

Миграционные потоки рабочей силы формировались и продолжают формироваться в подавляющем объеме за счет населения развивающегося мира. Главный мотив — разница в уровнях оплаты труда в странах-донорах и странах-реципиентах, достигающая нескольких десятков раз. Массовый приток иммигрантов из стран третьего мира, с одной стороны, позволил сгладить остроту проблемы нехватки дешевой рабочей силы в “непрестижных” сферах национальной экономики раз витых стран, но с другой — создал массу социально-экономических проблем.

В настоящее время вне родных стран трудится почти 3% населения мира, а в развитых государствах иммигранты составляют более 6% населения. Лидерами по привлечению иммигрантов в качестве рабочей силы являются страны Западной Европы (табл. 1).

По данным Госкомстата, валовая миграция (включающая россиян, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Россию) за 1992— 2002 гг. превысила 9.8 млн. чел. (табл. 2). При этом за все годы реформ миграционное сальдо в стране было положительным, превысив в 2002 г. 3.5 млн. чел. Максимальным этот показатель был в 1994 г. - 810 тыс., затем он стал снижаться — с 502 тыс. в 1995 г. до 78 тыс. в 2002 г. При этом решающий вклад в формирование положительного миграционного сальдо внесла иммиграция из стран бывшего СССР — итоговое превышение числа въехавших в Россию из республик СНГ и Балтии над выехавшими из нее в эти страны в 1992—2002 гг. составило 4.7 млн. чел. с пиковым показателем также в 1994 г. — 915 тыс. Затем он снизился до 612 тыс. в 1995 г. и 124 тыс. в 2002 г. Миграционное сальдо со странами дальнего зарубежья было отрицательным — в 1992—2002 гг. из России эмигрировало на 1.2 млн. чел. больше, чем иммигрировало.

С принятием Закона “О занятости населения в Российской Федерации” (1991 г.) всем гражданам России предоставлено право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя себе работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 году может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 годах среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления, около 10 тыс. российских граждан. Какая-то часть выезжала за рубеж по “своим каналам”. Так что миллионы выезжающих работников из России – это пока только прогноз и предположения (график 1).

Максимальный отток рабочей силы за границу пришёлся на 1990 год – 103,5 тыс. человек (до середины 80-х годов выезжало лишь 3 тыс. человек). В середине-конце 90-х годов эмиграционный поток колеблется на уровне 100-115 тыс. отъезжающих в год. Поток эмигрантов не возрастает в результате существующих систем квотирования  приёма эмигрантов за рубежом. Поэтому численность этого потока не сможет превышать 0,1 процента  населения России в год.

Эмиграционная миграция из России определяется следующими факторами. Во-первых, более высоки уровнем жизни в зарубежных развитых странах и выгодными условиями труда, предлагаемыми там. Во-вторых, численность выезжающих будет ограничена ёмкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием за рубежом российских дипломов о высшем образовании, языковом барьером. Поэтому выезжать будет высококвалифицированная и наиболее мобильная часть населения.

К числу положительных факторов экспорта рабочей силы относят следующие:

-снижение давления на внутренний рынок труда;

-минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

-уменьшение безработицы;

-финансовые поступления от мигрантов;

-повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан Правительство РФ предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств – участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов, и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортёров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры. Так, по прогнозам германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% - в промышленности, 50% - в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрять новые трудосберегающие технологии и активнее использовать труд женщин.

Вместе с тем, несмотря на определённые сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчётами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчётам экономистов, для охвата 10 процентов основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн человек, получая ежегодно 10-20 млрд долл.[1, с.195-198]

 

2.3. Интеллектуальная эмиграция из России

 

Негативное развитие ситуации в российской экономике ведёт к тому, что наука перестаёт быть востребованной обществом. Причины современной эмиграции учёных тесно связаны с общим кризисом науки в России, вызванным, в первую очередь, резким сокращением вложений в науку (в 12 раз за 10 лет). Как показывает опыт передовых в научно-техническом отношении стран, доля государственных ассигнований на науку не может опускаться ниже 2% от валового национального продукта – в противном случае происходит деградация этой важной сферы жизни общества. У нас в 2003 году государственные ассигнования на науку составили 0,31% ВНП, между тем как ещё недавно этот показатель в нашей стране был одним из самых высоких в мире.

Ныне в ведущих странах мира наука является объектом пристального внимания государства, выступающего в качестве основного источника её финансирования. Бюджетное финансирование обеспечивает от 1/3 до 1/2 национальных научных расходов, и от 1/2 до 2/3 расходов на фундаментальные исследования. Так, например, в Китае руководство страны понимает, что без фундаментальной науки страна не сможет занять достойное место на мировом рынке высоких технологий, и вкладывает туда огромные средства. Согласно исследованиям ОЭСР, Китай сегодня вышел на третье место в мире по объёмам расходов на развитие науки. В 2001 году они достигли 60 миллиардов долларов, что меньше, чем в США (282 миллиарда) и Японии (104 миллиарда), но уже больше, чем в ФРГ и во Франции (54 и 30 миллиардов долларов соответственно).

В России же ситуация иная. Несмотря на наметившийся в последнее время экономический рост, расходы, выделяемые на финансирование науки, занимают более чем скромное место в бюджете страны. Реальный объём финансирования науки в нашей стране составил в 2003 году не более 35,5 миллиарда рублей (около 1,2 миллиарда долларов). Совершенно очевидно, что российский бюджет не ориентирован на научный прогресс.

Одной из важных причин эмиграции учёных является политика в области заработной платы. В связи с рыночными реформами в результате имущественной дифференциации не только резко снизился уровень жизни учёных, но и просто поставлено под вопрос их существование; о создании приемлемых условий для активной творческой работы нет даже и речи. Последнее десятилетие – время, когда усилия подавляющей части учёных были направлены на поиск путей выживания.

В ведущих странах с развитой экономикой интеллектуалы являются уважаемой частью общества. В США и Японии средний размер оплаты труда в науке в два раза выше, чем в народном хозяйстве в целом. Даже в близких к нам пост социалистических странах Центральной и Восточной Европы, осуществляющих радикальные рыночно демократические преобразования, несмотря на падение роли науки, реальная заработная плата и уровень жизни учёных выше, чем в России.

У нас, как известно, заработная плата в науке ниже прожиточного минимума и значительно отстаёт от средней заработной платы по стране в целом. Необходимо учитывать при этом, что для многих отечественных учёных заработная плата является основным источником дохода и, следовательно, одним из главных факторов, определяющих благосостояние. В большинстве своём они получают заработную плату, которая не обеспечивает ни достойного уровня жизни, ни приемлемого социального положения. Немалая часть учёных просто вынуждена искать источники дохода за пределами науки.

Ещё совсем недавно во многих бывших республиках СССР русские учёные занимали видные позиции, и их доля в науке являлась достаточно высокой. Исключение  составляли лишь страны Балтии, где в сфере науки ведущую роль играли представители титульной национальности. Например, для Литвы на протяжении многих лет было характерно слабое представительство русских среди интеллигенции, занятой в гуманитарных науках. Развал Советского Союза привёл к разрушению единого научного пространства, распаду академий наук в бывших союзных республиках, исчезновению в них научных школ, являющихся по сути российскими, разрыву исторически сложившихся связей. За пределами России оказались миллионы наших соотечественников, немало среди них было и учёных. Создание новых независимых государств, принятие законов о государственном языке и гражданстве, резкое обострение межнациональных отношений, вызванное политическим экстремизмом, антирусские настроения, проявляющиеся не только на бытовом, но и на государственном уровне, радикально изменили статус русскоязычной интеллигенции, в том числе и научной. Она оказалась в сложнейшей ситуации.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ