Международная миграция рабочей силы: причины и последствия
Подавляющее большинство научной интеллигенции бывших советских республик
говорило на русском языке, который был языком межнационального общения, а для
многих – родным языком. Однако теперь русский язык полностью утратил статус
официального. Даже на Украине, теснейшим образом связанной с Россией в
историко-культурном плане, предусмотрено изъятие русского языка из употребления
не только в органах государственной власти, но и в учреждениях науки. Это
лишило представителей русскоязычной интеллигенции возможности участвовать в
научной и культурной жизни нового зарубежья.
Далеко не все представители русскоязычной научной интеллигенции,
общероссийской культуры смогли интегрироваться в социальную, культурную и
политическую жизнь новых независимых государств, адаптироваться к местной
культуре. И, как следствие, - массовая эмиграция русскоязычной интеллигенции из
стран нового зарубежья.
В общественном мнении отношение к эмиграции лиц, занятых в научной
сфере, различно. Одни считают, что поскольку наука в нашей стране не
востребована, а престиж её – невысок, то люди поступают правильно, уезжая из
России. Ибо эмиграция даёт учёным возможность полнее реализовать свой научный
потенциал, а также лучше устроить собственную жизнь и жизнь своей семьи.
Другие относятся к эмиграции учёных безразлично, третьи – с осуждением,
считая её изменой родине в тяжёлое для неё время.
И среди исследователей диапазон мнений о социокультурных последствиях
эмиграции учёных достаточно широк. Согласно мнению одних, интеллектуальные
потери не так уж велики, ибо страну покидают далеко не самые талантливые люди в
области науки, а те, кто умеет устраиваться. Другие, и их большинство полагают,
что за рубеж уезжают в основном не заурядные работники науки, а специалисты.
Поэтому их эмиграция означает реальную утрату для национального достояния
России – страна теряет тех, кто способен внести реальный вклад в развитие
мировой цивилизации. Высказывается также суждение, что эмиграция учёных
пополняет “стратегические запасы” специалистов богатых стран Запада на много
лет вперёд. А Россия как бы помогает им и, в первую очередь, США, сохраняющим
позиции научной сверхдержавы. Согласно мнению третьих, эмиграция учёных – это
следствие процессов глобализации, проявляющихся в размывании межгосударственных
границ, нормализации наших связей с мировым научным сообществом и компенсации
информационной самоизоляции от Запада за десятилетия тоталитарного строя.
В странах Запада рынок насыщен интеллектуальной рабочей силой, на
сегодняшний день возможности абсорбции зарубежной фундаментальной наукой
российских учёных практически исчерпаны. К примеру, в США рынок труда
перенасыщен, в первую очередь, в области математики, политических наук,
социологии. В результате уровень безработицы среди учёных достаточно велик
(среди математиков – 4,0% , среди социологов – 3,2%). К тому же наши учёные
отличаются меньшей гибкостью в отношении перемены профессии, им труднее
адаптироваться к формам и методам научной работы в зарубежных коллективах.
Обращает на себя внимание и то, что отечественные учёные, особенно
занятые в гуманитарных науках, являются носителями особой культуры, специфики
российского мышления. Удаляясь от своей интеллектуальной среды, за границей они
нередко теряют творческий потенциал.
О возможности возврата учёных, покинувших Россию, говорит и наличие
языкового барьера. Велик процент тех, кто владеет языком страны выезда с
большим трудом или совсем его не знает.
Вероятность безвозвратной эмиграции учёных резко снижает то
обстоятельство, что и в благополучных странах Запада идёт сокращение
финансирования науки, и она переживает не лучшие времена. Уже сейчас зарубежные
исследователи отмечают, что, например, в США инвестиции в научные исследования
сократились. Западные страны озабочены и введением ограничительного
законодательства для защиты от массовой иммиграции учёных.
В нашей стране, для того чтобы вернуть уехавших учёных на родину, до сих
пор ничего не сделано. И это несмотря на то, что высокий уровень эмиграции
учёных чреват пагубными последствиями для страны в целом. Эмиграция работников
науки приносит России огромные убытки. По прогнозам Комиссии по образованию
Совета Европы, ежегодные убытки нашей страны в результате научной эмиграции за
последние десять лет составляют 50-60 и более миллиардов долларов.
Восстановление же разрушающегося интеллектуального потенциала потребует немало
времени и ещё больше средств.
Эмиграция учёных приводит к резкому замедлению приоритетных направлений
науки, то есть тех направлений, которые соответствуют мировым стандартам,
особенно в фундаментальной науке. В результате усиливается научно-техническое
отставание от стран Запада, снижается конкурентоспособность России на
международном рынке.
Значительную часть учёных, эмигрирующих из России, составляют мужчины.
Это, несомненно, ведёт к существенному изменению демографического облика науки,
её феминизации и, следовательно, однобокости развития. Ныне среди работников
науки женщины составляют более половины. Если классифицировать науку по
“признаку пола”, то сейчас в нашей стране социальные и гуманитарные науки
являются в основном “женскими”.
Весьма примечательно, что в значительной своей части Россию покидают
молодые представители науки. В результате научная эмиграция ведёт к старению
работников науки, уже принявшему угрожающие масштабы. Та, ныне каждый второй
доктор наук имеет возраст 60 и более лет, кандидат наук – 50 лет, академик – 70
лет, член-корреспондент – почти 66.
Согласно прогнозу специалистов, после 2015 года в российской науке – и,
прежде всего фундаментальной – не останется высококвалифицированных
специалистов моложе 50 лет. Образуется вакуум между представителями старшего
поколения отечественной науки и молодыми. Российская наука просто лишается
среднего слоя, состоящего из учёных в возрасте 35-45 лет, наиболее
работоспособных и профессионально активных.
Конечно, можно затормозить научную эмиграцию из России, но положить ей
конец невозможно. Это объективный процесс. Наука имеет свои собственные законы
развития. К ней не применимы идеологические и политические ограничения.
Необходимо устранить или хотя бы минимизировать возможные негативные
последствия научной эмиграции из России.
Представляется, что этому в состоянии способствовать государственная
политика, направленная на то, чтобы основными причинами научной эмиграции были
не экономические и политические, а чисто научные, исследовательские. Речь идёт
о создании государством достойных условий для жизни и творческой деятельности
учёных, о повышении их престижа и статуса в обществе. В зависимости от уровня
квалификации оплата труда учёных должна превышать среднюю заработную плату в
экономике в 2 и более раза.
Предотвращению научной эмиграции из России в определённой мере может
способствовать и привлечение к работе в нашей стране известных западных учёных.
В результате процесс миграции учёных станет не односторонним (из России на
Запад), а двусторонним процессом обмена специалистами, как это происходит в
развитых странах мира. Однако это предполагает наличие у нас высокого уровня
жизни, а также создание нормально функционирующего общества, предъявляющего
спрос на научные идеи.
Представляется, что сдерживанию процесса научной эмиграции из России
может способствовать национальная научная политика, направленная на
реформирование науки; а именно, сокращение исследований до уровня,
соответствующего нынешнему состоянию экономики страны, реальным потребностям
российского общества; предоставление государством средств на финансирование тех
направлений исследований, которые отвечают научным приоритетам страны и
функционирование которых жизненно необходимо для сохранения научного потенциала
России. Вместе с тем, что не менее важно, сохранению потенциала отечественной
науки могла бы способствовать государственная программа по поддержке научных
школ и талантливых учёных, особенно молодых, с которыми связано будущее науки в
XXI веке
[21, с.366-368].
Заключение
Исходя из выше
изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного
населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное
причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции
(выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию
уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный
объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного
использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
2.
Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются
частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов
(выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые
представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого
мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и
денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта,
происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за
рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах,
получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением
иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.
3.
Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на
основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих
рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных
соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие
финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока
иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к
возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют
селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных
иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации,
образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и
географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд,
временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через
оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих
мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи
странам массово эмиграции.
Список литературы
1. Булатов
А.С. Мировая экономика: Учеб. М.: Юрист, 1999. 734 с.
2. Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. М.: Юрист, 1999. 366 с.
3. Амвросов
В.А., Аракелова К.А., Богданов А.С. Курс экономической теории: Учеб. М.: Моск.
гос. ин-т международных отношений, 1996. 624 с.
4. Вартазарова
Л.С., Кривов В.Д., Климантова Г.И. Россия в глобализующемся мире: Учеб. М.:
Экономика и социология, 2002. 356 с.
5. Курс
экономической теории: Учеб. / Под ред. М.Н. Чепурина и Е.А. Киселёвой. Киров:
АСА, 2002. 832 с.
6. Гаврилова
Г.В. Международная экономика: Учеб. для вузов М.: Высшая школа, 1999. 133 с.
7. Елова
М.В., Муравьёва Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: Учеб. М.: Логос, 2000.
248 с.
8. Красинец
Е., Кубишин Е, Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию: Учеб. М., 2000. 95
с.
9. Лях Т.Б.
Регулирование международной трудовой миграции: Учеб. М.: Внешнеэкономический
бюллетень, 2003. 465 с.
10.
Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учеб. пособие. СПб.:
Питер, 2003. 448 с.
11.
Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика:
Учеб. / Под ред. Сидоровича А. В.: Дело и сервис, 1999. 271 с.
12.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2004.
837 c.
13.
Рахимов Р., Нурмахмадов М. Внешняя трудовая миграция и
политика занятости: Учеб. М.: Общество и экономика, 2002. 354 с.
14.
Соколова О.В. Экономика международной миграции: Учеб. М.:
Международный университет, 2001. 455 с.
15.
Устинов И.Н. Мировая торговля: Стат. энцикл. справ-к. М.:
Экономика, 2002. 45 с.
16.
Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело,
1999. 864 с.
17.
Фомин С. Глобализация и её последствия для России: Учеб.
М.: Молодая гвардия, 2002. 266 c.
18.
Фомичев В.И. Международная торговля: Учеб. пособие. СПб.:
СПбУЭФ, 1999. 41 с.
19.
Ходов Л.Т.Последствия международной миграции рабочей силы
для России: Учеб. М.: Внешнеэкономический бюллетень, 2002. 494 с.
20.
Щетинина В.Д. Правила рынка: Учеб. М.: Международные
отношения, 1994. 352 с.
Приложение
Таблица 1
Доходы от экспорта рабочей силы у
основных стран – поставщиков трудовых ресурсов
|