Проблема
миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность
беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей
части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках
найти хотя бы временную
или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс
интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей
силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений.
Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая
определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества
странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия
интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях,
так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых
потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной
и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых
межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами,
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные
внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в
разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и
возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными
рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные
мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением
«обстоятельств».
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее
непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на
международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих
стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных
потоков.
Цель: рассмотреть
условия и факторы международной миграции рабочей силы.
Задачи:
рассмотреть теорию, направления, масштабы, виды, основные понятия, а так же
механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России и
зарубежных странах.
Международное разделение труда как высшая ступень развития
общественного территориального разделения труда между странами,
предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в
отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых
ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка
международного разделения труда как обособление отдельных видов человеческой
деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию –
основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами
продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но
если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах:
международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на
основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого
труда – международной трудовой миграции.
Международная миграция рабочей силы возникла многие
столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения.
Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции
началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная
идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного
из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее
причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники
неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и
потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к
росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие
государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком
случае, не ухудшается.
Неокейнсианцы
признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического
положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют
высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея
введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать
в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в
анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала
как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что
накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического
развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из
объяснений различий в темпах экономического роста между странами.
Международная
трудовая миграция – это перемещение из одной страны в другую рабочей силы. Она
непосредственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капитала, в
значительной мере определяется внутренними закономерностями его движения, хотя
речь идет о передвижении товара «особого рода». На чем она основана?
Объективно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу
появления национальных различий в размерах заработной платы – так традиционно
принято рассматривать экономическую сущность
переселенческих движений. Но это, однако, лишь
один, пусть даже сущностный, аспект данной проблемы. Другой, реальный,
заключается в существовании органической безработицы в отдельных странах,
особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих
движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремлением продать свою
способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах
переселенцев, готовых работать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело
с миграцией рабочей силы в рамках собственно индустриальных стран, в которых есть
возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в
традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону
«классовости» и «объективности» – вместо анализа конкретной ситуации,
складывающейся в процессе общения людей в сфере международно-трудовой
деятельности.
Навряд ли
здесь нам помогут положения «капитала» при всей их кажущейся универсальности.
Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о «железном законе обнищания
пролетариата», законе классовой борьбы, да и многом другом, с чем история не
согласилась. Можно понять причины миграции трудового населения из
развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых
европейских стран в более индустриально развитые – из Турции, Испании,
Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие
экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой,
Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС, то есть
между экономически развитыми странами, находящимися на «одно-порядковом
уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни
населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические,
которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного,
экологического, психологического, правового порядков. Они будут усиливаться по
мере выравнивания уровней социально-экономического развития стран, укрепления
интеграционного потенциала, а в первую очередь в странах ЕС, и – самое главное,
– когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть первоочередной
проблемой. Все это делает проблему международной миграции рабочей силы в
развитых странах сложной, связанной отнюдь не только с собственно
экономическими факторами, но и возрастания значения таких понятий, как
«социальный комфорт», социально-политические условия, социально-культурные,
психологические и
т.д.
Массовая миграция стала
одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ
века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой,
семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы
охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих
национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и
региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в
форме трудовой миграции.
На начало 1995 г. в мире
насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если
считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то
численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн.
человек.
Международный рынок рабочей силы
существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг,
капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в
качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.
Причинами миграции рабочей
силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического
типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и
др.
Причины экономического характера
кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила
перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.
Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в
условиях заработной платы.
Существенным экономическим фактором,
определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в
некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной
трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных
корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с
капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают
свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи,
в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой
миграции.
Основу миграционных потоков
составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.
Международная трудовая миграция
поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает
ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной
трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.
В середине CIC века было отмечено самое
значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы CIC столетия произошел взрыв
эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного
голода».Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов CIC в. из Италии и стран
Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу.
Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры
в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.
Причинами широкомасштабной миграции
рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах,
безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные
условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни.
Новая волна миграции из Европы в США
отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причин следует добавить трудности
послевоенной жизни в Европе.
После 2-й мировой войны отмечают три
новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это «утечка умов»,
устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в
Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама
(1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв
рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна [1].
Если в первых двух случаях причины
были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае –
чисто экономические.
Различают
внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного
государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука
международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее
экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем
международной миграции, следующие:
·
Миграция
рабочей силы
– переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком
более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
·
Иммиграция – въезд трудоспособного
населения в данную страну из-за ее пределов.
·
Эмиграция – выезд трудоспособного
населения из данной страны за ее пределы.
·
Миграционное
сальдо –
разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
·
Реэмиграция – возвращение эмигрантов на
родину на постоянное место жительства.
В зависимости от
времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны)
выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию.
·
Постоянная
(долгосрочная) миграция характеризуетсячисленность прибывших или выбывших на
постоянное место жительства. При этом в некоторых странах иностранец начинает
считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в
стране в течение определенного периода времени.
·
Временная
(краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими
потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во
многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников
(иногда довольно значительное).
·
Маятниковая
миграция
является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой
передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к
месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте
составил менее одной недели [1].
Так же можно
отметить, что международная миграция рабочей силы может осуществляться как по
экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается
политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные
бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из
этих и многие другие неэкономические причины способны привести, и приводят к
крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же
экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по
экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые
различия в оплате труда. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты
труда в различных странах.
В результате
международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого
свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров
заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других
товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют
работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт в виде
переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной
избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает
снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с
другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению
технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и
культурного уровня.
По мере того, как развивалось международное движение
рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного
управления миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть,
- как видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места
службы на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше
время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более
изощренными механизмами, главный из них остается прежним – закон, то есть
государственный приказ.
Сложное материальное и социально-трудовое положение
мигрантов не могло не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на
первой сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята рекомендация
№2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла
о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений,
которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на
трудящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его
территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся
своей страны.
В 1926 г. была принята Рекомендация МОТ №19 «О
предоставлении в Международное бюро труда статистических и других сведений,
касающихся эмиграции, иммиграции, а также репатриации и транзита эмигрантов»
[9].
Но рекомендации – это всего лишь рекомендации. Требовался
более обязывающий документ. Им стала вступившая в действие в 1939 г. Конвенция
№66 «О трудящихся-мигрантах». Ее пересмотрели и существенно дополнили в 1949 г.
(Эта Конвенция отменена решением Международной конференции труда 30 мая 2000
г.) Фактически она была заменена Конвенцией №97 «О трудящихся-мигрантах»,
которая сохраняет свое значение до настоящего времени.
В ней говорится, что каждый член МОТ обязуется
предоставлять в распоряжение МБТ и любого другого члена Организации по их
требованию не только информацию о политике его страны в области эмиграции и
иммиграции, но и сведения о трудоустройстве мигрантов, условиях из труда и
жизни, а также о соглашениях и особых мероприятиях, принятых в стране по этим
вопросам. Статья 2 обязывает учредить компетентную и бесплатную службу помощи
трудящимся-мигрантам, принимать меры против всякой вводящей в заблуждение
пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции, обеспечивать отъезд, переезд и
прием трудящихся-мигрантов, предоставлять им самим и членам их семей
необходимое медицинское обслуживание. Страны-члены МОТ обязуется действовать
без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола и
предоставлять не менее благоприятные, чем для собственных граждан условия в
следующих областях:
-
заработная плата, рабочее время, сверхурочные работы, оплачиваемые
отпуска, ученичество и другие формы профессионального обучения;
-
обеспечение жильем;
-
социальное обеспечение (при несчастных случаях на
производстве, безработице, охране материнства, при болезни, инвалидности,
старости, смерти). Не должно быть ущемления прав мигрантов в области налогов,
сборов и судопроизводства.
Согласно Конвенции №97 услуги, оказываемые
мигрантам государственными службами трудоустройства, предоставляются бесплатно.
Когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства-члена на
территорию другого, достаточно велико, предусматривается возможность заключения
между странами соглашения в целях регулирования вопросов, предоставляющих
взаимный интерес, включая разрешение переводить в иностранную валюту любую
часть заработка или сбережений.
Данная Конвенция имеет Рекомендация №86 и три
положения: два – о вербовке, одно – о ввозе мигрантами личного имущества,
рабочих инструментов и оборудования.
Упомянутые конвенции и рекомендации
распространяются только на страны-члены МОТ. Сейчас их 174, и далеко не все они
ратифицировали Конвенцию №97. но в соответствии с последними решениями МОТ все
ее члены, принявшие Устав организации, автоматически несут ответственность за
выполнение всех конвенций.
Несмотря на наличие конвенций и рекомендаций
МОТ, регулирующих положение трудящихся-мигрантов, оно остается тяжелым,
поскольку перечисленные нормы либо выполняются в неполном объеме, либо вообще
не выполняются. Кроме того, как уже отмечалось, большое распространение
получила незаконная миграция. В силу этих обстоятельств в 1975 г. были приняты
Конвенция №143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении
трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения», Рекомендация №151 «О
трудящихся-мигрантах».
Конвенция №143 подчеркивает, что каждый член
МОТ обязуется соблюдать основные права человека в отношении всех
трудящихся-мигрантов. Страны-члены МОТ обязаны разрабатывать и осуществлять
национальную политику, направленную на содействие и гарантию равенства
возможностей в отношении труда и занятости, социального обеспечения,
профсоюзных и культурных прав, индивидуальных и коллективных свобод для лиц,
пребывающих на законных основаниях в качестве мигрантов или членов их семей. В
соответствующей Рекомендации эти вопросы рассмотрены более детально.
Вопросы защиты мигрантов находят отражение и в
других документах МОТ, посвященных различным трудовым проблемам. В частности,
в Конвенции №19 (1925 г.) «О равноправии граждан страны и иностранцев в области
возмещения трудящимся при несчастных случаях», Конвенции №82 (1947 г.) «О
социальной политике на предприятиях вне метрополии», где есть специальный
раздел IV «Положения о трудящихся-мигрантах», Конвенции №110 (1958 г.) «Об
условиях труда на плантациях», где есть раздел «Наем, вербовка и трудящиеся-мигранты»,
и наконец, в Конвенции №118 (1962 г.) «О равноправии граждан страны и
иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения [2].
В то время
как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней
торговли, практически все они применяют меры, ограничивающие международную
миграцию. Как было показано выше, миграция приводит к росту совокупного объема
производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не
равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут
перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них –
финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран.
Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или
даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с
одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны –
Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к
наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют
финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По
оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3
млн. нелегальных иммигрантов.
Практически все
государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из
общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных
работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы
государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с
перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы.
Например, в США
вопросами трудовой миграции занимаются многие федеральные органы.
Государственный департамент имеет специальное Бюро по консульским вопросам,
которое устанавливает порядок предоставления въездных виз, контролирует их
выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Служба иммиграции и
натурализации, на которую возложен контроль за соблюдением правового режима
въезда и пребывание иностранцев на американской территории, а также их
задержание и депортация, если они нарушают действующее законодательство США.
Министерство труда определяет, не окажется ли иммигрант обузой для американской
экономики, не лишит ли он какого-либо американца рабочего места. Взвесив все
обстоятельства, Служба иммиграции и натурализации может предоставить иммигранту
разрешение на проживание в США.
Примерно
аналогичные органы регулирования трудовой миграции существуют в Германии и
Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Польше и Словакии и других
странах.
Проблемы, которые
несет с собой международная миграция рабочей силы, привела к созданию широкой
системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство
государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше,
чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII века
в Англии были приняты законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за
границу. В течении XIX века многие европейские страны принимали законы,
ограничивавшие въезд нежелательных лиц. Тогда же страны стали заключать
двухсторонние конвенции, регулирующие миграцию, часть из которых действует по
настоящее время.
Законодательства
большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят
четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на
постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну
временно и/или не претендующими там, на постоянное место жительства. Несмотря на
то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране
в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической
точки зрения является регулирование трудовой миграции.
Обычно государственное регулирование осуществляется через
принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока
иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к
возвращению на родину (реэмиграции).
Одним из важных
методов регулирования иммиграции работников является заключение международных
соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит
в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Двухсторонние
соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В
обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например,
в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное ведомство
промышленности, ремесел и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим
образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган
своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и
переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.
Многосторонние
соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на
различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой
иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было
принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой
эмиграции из стран бывшего СССР.
Большинство
принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции.
Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех
категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем
остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но
обычно они относятся к данной из следующих категорий:
·
работники,
готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную
работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
·
специалисты
для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные
инженеры, банковские служащие;
·
представители
редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие
нетрадиционные методы лечения;
·
специалисты
с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
·
крупные
бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие
капитал и создающие новые рабочие места.
Проблемами
трудовой иммиграции занимаются государственные институты принимающих стран,
действующие на основе национального законодательства, а также подписанных
двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем
иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства:
министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление
выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные
органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный
законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием
иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с законом об
иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в
рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый
режим; министерство юстиции в лице своего подразделения – Службы иммиграции и
натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционного
законодательства; министерство труда определяет, не идет ли трудоустройство
иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей
страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой
профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной
методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно
предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по
специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень
образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы
(12-летний курс обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, страдающие
психическими заболеваниями. Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой
сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции
также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам,
вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не
гарантирует получения вида на жительство: например, в 1993 г. из 225 подобных
заявлений от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонен .[6].
В
большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения
министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных
навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В
некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта
его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и
профсоюзов данной отрасли.
Нормативно-правовая
база для иммиграции в большинстве принимающих стран предоставлена огромным
количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства
следующие:
·
Профессиональная
классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования
к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к
образованию считается окончание полного курса средней школы или
профессионально- технического училища, что должно подтверждаться
соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать
или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к
специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям,
предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере
рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами
специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут
потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий
необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном
образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские
дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и
бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании
слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии
принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане,
ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.