бесплатные рефераты

Миграция трудовой рабочей силы

Существует и ряд других причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский перевод создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской системе страны-экспортера рабочей силы.

В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику максимального поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования в предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Одним из новых явлений в этой области стало появление кооперирование мигрантов, объединение их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники складчину с целью ее дальнейшего совместного коммерческого использования. При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают в подобных случаях финансовую поддержку желающим приобрести средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически во всех странах предоставляют  эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях, обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании.

 

2.2. РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ ТРУДА.

До 90-х годов внешняя  миграция для России не имела существенного значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных – в восточные и северные районы страны (в  целях освоения их огромных природных богатств), из села – в город.

Внешняя миграция усилилась в 1993 г.  в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина. Другая состоит в дискриминации русскоязычного населения в постсоветских государствах [5].

Одна из особенностей сегодняшней России – в значительных масштабах как иммиграции, так и эмиграции. При этом в течение всего десятилетия преимущественное значение имела иммиграция из стран СНГ и Балтии. Когда в России с 1992 года началась естественная убыль населения, отчасти ее удалось компенсировать весьма значительным по мировым меркам притоком населения и рабочей силы из соседних стран. В этом отношении Россия опережала такие известные центры иммиграции, как США и Канада, хотя немного отставала от Германии.

Наибольший прирост населения России произошел за счет миграционных потоков из Казахстана и Украины. В составе мигрантов  преобладали вынужденные переселенцы и беженцы: в конце 2000 г. их численность (имеются в виду зарегистрированные) составляла около 1 млн. человек. Фактически же их было значительно больше (см. таб. №4, приложение 1).

Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская, Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республики Ингушетия и Северная Осетия - Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.

Миграционные процессы, связанные со странами дальнего зарубежья, определяются тенденцией превышения показателей эмиграции над показателями иммиграции. Общее сальдо миграции по всем направлениям за 1991-1999 гг. составило 3173 тыс. человек. Если учесть, что за этот период естественная убыль населения из-за превышения смертности над рождаемостью – более 5826 млн. человек, то можно констатировать: иммиграция позволила не менее чем наполовину восполнить общее сокращение численности населения. Хотя за последние годы число прибывающих из стран СНГ и Балтии и положительное сальдо миграции существенно сократилось, тем не менее Россия остается крупным иммиграционным центром Европы. Размеры же эмиграции в страны дальнего зарубежья существенно не меняются.

Выезжают чаще всего немцы, евреи и русские. Что касается принимающих стран, то это в основном Германия, Израиль и США. В настоящее время четверть населения Израиля – выходцы из СССР и бывших союзных республик. В 1999 году из 108,3 тыс. общего числа эмигрантов в Германию выехало 52,8 тыс. человек, в Израиль – 36,3, в США – 11 тыс. [5].

Эмиграция из России, казалось бы, не столь значительна, но ее отрицательные последствия весьма существенны: происходит утечка «умов» и «талантов». Уезжают крупные ученые, квалифицированные специалисты, известные артисты, выдающиеся спортсмены. Нередко они «увозят» не только свой личный опыт или научный потенциал, но и то, что создано и накоплено целыми коллективами, где они работали. Оценить эти потери довольно трудно, но счет, безусловно, идет на сотни миллионов долларов.

Главной особенностью российской эмиграции рабочей силы является почти 50-ти процентный возврат выехавших на заработки. С учетом того, что по оценкам Госкомстата размер трудовой эмиграции из России составляет 250 тыс. человек ежегодно, это означает, что страна ежегодно теряет от 100 до 125 тыс. человек квалифицированной рабочей силы. В то же время показатель возвращаемости из числа студентов и бизнесменов, выезжающих за границу для обучения и повышения квалификации (в среднем свыше 25 тыс. человек ежегодно), значительно ниже, чем для общего потока трудовой эмиграции, что, с учетом их возраста и современного образования, приводит к ухудшению характеристик трудового потенциала России. Тем не менее,  отмечается, что отъезжающие имели значительно более высокий уровень образования и квалификации по сравнению со средним уровнем населения страны в целом (см. табл. №2, приложение 1).

Особое значение имеют последствия трудовой иммиграции. Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли (см. табл. №3, приложение 1). Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье – Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье – Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут  в поисках работы граждане более чем 100 стран (см. табл. №1, приложение 1). Их общая численность, как уж было указано выше, достигла 250 тыс. человек, распределяясь примерно наполовину между странами ближнего и дальнего зарубежья.

Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается: многие мигранты, особенно из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.

Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья, в частности, из развитых  стран, в том числе США и Великобритании. Правовая основа данного процесса определена Указом Президента «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы». Для обеспечения прав российских граждан за границей заключены соглашения с Германией, Польшей, Словакией, Китаем, Финляндией, Швейцарией и рядом  других стран. Но это не исключает дискриминации мигрантов, нарушений международных трудовых норм и национального трудового законодательства.

Важно, что Министерство по делам федерации, национальной миграционной политики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилили внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам, помогая им получить работу и обеспечивая  приемлемые условия жизни.

Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение его общей численности.

Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в этом регионе уже не соответствует  развивающимся новым рыночным отношениям – наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности населения, ухудшение его демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Всего за счет миграции в 1992-1998 гг. районы Севера потеряли 7% населения.

Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного и в трудоспособном возрасте гораздо интенсивнее, чем пенсионеров.

В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные процессы не приняли обвального характера главным образом из-за отсутствия у населения достаточных денежных средств. Здесь  в 1991-1998 гг. величина отрицательного сальдо миграции составила 1 млн. чел.[5].

Миграционные процессы в Западной Сибири обусловлены географическим положением того региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной доступностью, развитием производительных сил и т.д. В совокупности Западная Сибирь является наиболее притягательной для мигрантов. Так, за 1992-1998 гг. сальдо миграции в этот регион было положительным и составило 300 тыс. чел.[3].

Восточная Сибирь за последние годы начала терять свое население в миграционном обмене с другими территориями. За 1992-1998 гг. отрицательное сальдо миграции составило 105 тыс. человек [3].

Что же касается XXI века, то  актуальность исследования проблем миграции и ее правового регулирования в России будет возрастать. Это обусловлено фактическим исчерпанием возможностей естественного прироста населения и трудовых ресурсов страны и ролью миграции как единственного источника поддержания и роста численности населения России.

Процесс экономического и политического размежевания бывших стран СССР, этнополитические конфликты в России, открытие границ для международной миграции вывели на первый план политические причины миграции, обусловили увеличение в миграционных потоках вынужденной миграции. В 90-е годы Правительство Российской Федерации, Федеральная миграционная служба России занимались, в основном, проблемами беженцев, вынужденных переселенцев и незаконных мигрантов. В то же время, сегодня необходима выработка стратегии государственной миграционной политики, отвечающей долгосрочным тенденциям и целям социально-экономического и демографического развития России.

Миграционная стратегия России должна учитывать возрастающую роль человеческого капитала в успешном социально-экономическом развитии страны.

По расчетам, выполненным Отделом народонаселения ООН в 2000 году, только для поддержания стабильной численности населения России в течение следующих 50 лет требуется, чтобы иммиграционный прирост населения составлял не менее 860 тыс. человек в год, т.е. 43 млн. человек за 2001-2050 гг. [13].

Согласно оценкам Госкомстата России, который опирается на худшие показатели прогноза естественного движения населения, сальдо иммиграции за 50 лет должно составлять не менее 45 млн. человек.

Согласно всем прогнозам после 2005 г. в России начнется естественная убыль трудоспособного населения, достигающая примерно 1 млн. человек в год. Труд может стать одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным ресурсом в России. Вероятно, до 2010 г. убыль трудовых ресурсов не будет сильно ощущаться, так как может быть компенсирована за счет сокращения накопленной безработицы и некоторого повышения пенсионного возраста.

Но если в России возрастет потребность в рабочей силе, то единственным, реальным источником пополнения ее населения и трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция.

Иммиграционная политика и миграционная политика в целом, по-видимому, должны иметь селективный характер, формироваться на основе прагматических демографических, экономических и геополитических интересов страны.

Участие России в процессах глобализации, ее вовлечение в международный рынок труда требует государственного регулирования миграции.

Необходимо создание условий для свободного перемещения рабочей силы в пределах России в соответствии с изменяющимися потребностями развития и размещения производительных сил страны.

Не меньшее значение имеют геополитические и военные интересы России. Усиливается иммиграционное давление на малозаселенные территории Сибири и Дальнего Востока. Сокращаются призывные контингенты.

Поэтому главными целями миграционной политики должны стать селективный отбор и активное привлечение иммигрантов, обеспечение их адаптации в российском обществе и сведение к минимуму негативных последствий миграции.

В настоящее время Россия только приступила к формированию всесторонней, научно обоснованной системы регулирования миграционных процессов. Правительством России одобрена Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Законодательное регулирование государственной миграционной политики регламентируется Федеральным законом “О занятости населения в Российской Федерации” (1991), Федеральным законом “О беженцах” (1993), Федеральным законом “О вынужденных переселенцах” (1993), Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” (1996) с изменениями и дополнениями от 10 января 2003 года; Федеральным законом “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (2002) [13].

В тоже время, следует отметить, что основы системного законодательного обеспечения государственной миграционной политики фактически сформированы только в 2003 году, после принятия Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и внесения дополнений в Федеральный закон “О занятости населения в Российской Федерации”.

Развитие правоприменительной практики в области миграционного законодательства потребуют его дальнейшего законодательного, институционального, финансового, информационного, научного и кадрового обеспечения.

В числе важнейших вопросов - распределение компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации в области регулирования миграции. Необходимо формирование региональной правовой базы регулирования миграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Миграция оказывает существенное влияние на социально–экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдокушин Е.Ф.. Международные экономические отношения. – М.: «Юристъ», 1999. – 366 с.

2.     Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. – М.:          «Международные отношения», 1999. -  416 с.

3.     Башкатов Б.И., Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда. –  М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 208 с.

4.     Биффель Г. Миграция и ее роль в интеграции Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. - №4 2002. – с.63-67

5.     Бояркин Г., Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. - №2 2003. – с. 25-27

6.     Вышегородцев М.М., А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10 2000. – с. 60-61

7.     Долгучиц Л.А. Планета иммигрантов. – М.: «Молодая гвардия», 1990. – 206 с.

8.     Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой. СПб., 1996

9.     Международные экономические отношения / Под ред. В.Е. Рыбалкина. М., 1997

10. Мировая экономика. Учебник./Под ред. Булатова А.С. – М.: Гардарика, 2001

11. Костин Л. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - №8 2001. – с. 61-64

12. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. М., 1994

13. Труд и занятость в России. Стат. cб. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001. 580 с.

14. Цапенко И., к.э.н. «Ренессанс» экономической миграции на Западе. // Вопросы экономики. - №11 2002. -  с. 108-121

15. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А.                       Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «Экзамен», 2002. – 736 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Таблица 1. -Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в России (2000 г.)

Страны

Численность, тыс. чел.

 из стран вне СНГ

106, 90

Китай

26, 20

Словакия

0, 60

из стран СНГ

106, 40

Украина

64, 10

Белоруссия

0,010

Всего

213,30

Источник: Труд и занятость в России. Стат. cб. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001. 580 с.

 

Таблица 2.- Распределение численности российских граждан за границей, по уровню образования (2000 г.)

Уровень образования

Численность, чел

высшее профессиональное

16839

среднее профессиональное

18380

среднее (полное) общее

10238

не имеют среднего (полного) общего

303

Всего

45760

Источник: http://www.ovsem.com/user/mmrsp/2.shtml

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.- Распределение численности иностранных граждан, привлекаемых на работу в России, по отраслям экономики (2000 г.)

Отрасли экономики

численность, тыс. чел.

промышленность

26, 70

сельское хозяйство

20, 10

лесное хозяйство

4, 20

строительство

83, 30

транспорт и связь

10, 70

 торговля, общественное питание

25, 90

информационно-вычислительное

0, 60

обслуживание

 

общественная коммерческая деятельность

 

по обеспечению рынка и операции с

18, 30

недвижимым имуществом

 

геологическая разведка недр, геодезия и

3, 90

гидрометео служба

 

здравоохранение, физическая культура и

0, 90

социальное обеспечение

 

финансы и кредит, страхование

0, 90

управление

0, 60

жилищно-коммунальное хозяйство

0, 10

образование, культура и искусство, наука

2, 40

другие отрасли

12, 20

Источник: http://www.ovsem.com/user/mmrsp/2.shtml

 

                                     

 

Таблица 4.-Структура миграционных потоков между Россией и странами СНГ и Балтии, 2000 и 2001 гг., тыс. человек

Страны

Иммиграция

Эмиграция

2000

2001

2000

2001

Западные страны

96,6

50,5

51,1

36,7

Белоруссия

10,3

6,5

13,3

11,1

Молдавия

11.6

7,5

2,2

1,6

Украина

74,7

36,5

35,6

24,0

Закавказье

51,1

21,1

6,5

4,9

Азербайджан

14,9

5,6

3,2

2,2

Армения

16,0

5,8

1,5

1,3

Грузия

20,2

9,7

1,8

1,4

Средняя Азия

74,2

46,8

6,8

4,7

Киргизия

15,6

10,8

1,9

1,4

Таджикистан

11,0

6,7

1,1

1,0

Туркмения

6,8

4.4

0,7

0,3

Узбекистан

40,8

24,9

3,1

2,0

Казахстан

124,9

65,2

17,9

15,2

Страны Балтии

3,5

2,6

1,1

1,0

Латвия

1,8

1,3

0,4

0,3

Литва

0,9

0,8

0,3

0,3

Эстония

0,8

0,5

0,4

0,4

Всего

350,3

186,2

83,4

62,5

Источник: http://www.sakhipa.ru/analytics/

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ