·
Ограничение
личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие
требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы,
психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны
представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским
учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское
обследование. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не
допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических
заболеваний. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное
медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.
Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от
отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он
колеблется в пределах 20-40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в
буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских
Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20-45 лет.
Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к
политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется
социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и
политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в
страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного
типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за
уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. В
соответствии с законом США въезд в страну закрыт:
1.
Иностранцам,
которые имеют заразные болезни, психические заболевания, представляющие
опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами;
2.
Иностранцам,
осужденным в связи с уголовным преступлением, имевшим в прошлом две и больше
судимостей с общим сроком приговора более 5 лет лишения свободы, приезжающим
для занятия проституцией или изобличенным в занятии проституцией в течение
последних 10 лет, изобличенным в перевозке наркотиков или совершившим
преступление на территории США;
3.
Иностранцам,
целью въезда которых в США являются шпионаж, саботаж, нарушение правил
экспорта, свержение американского правительства, участие в террористических
акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с коммунистическими
и другими тоталитарными партиями; иностранцам; иностранцам, которые в
сотрудничестве с нацистской партией Германии принимали участие в преследованиях
других лиц по расовым, национальным и политическим причинам; иностранцам,
занимающимся геноцидом;
4.
Иностранцам,
которые не могут содержать себя и будут обузой для американского общества
(потребуют выплат бюджетных пособий);
5.
Иностранцам,
которые не получили разрешения Департамента труда на занятие квалифицированной
или неквалифицированной работой в США, и иностранцам, окончившим иностранные
медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США на право занятие
врачебной деятельностью;
6.
Иностранцам,
депортированным из США в течении последнего года, которые пытались получить
визу путем подлога или искажения информации, которые помогали другим
иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона.
По
американскому закону лица, состоявшие в коммунистических и других тоталитарных
партиях, могут быть допущены на территорию страны только в случае, если
представят доказательство, что причастность к упомянутым организациям не была
добровольной, имела место до достижения данным лицом 16-летнего возраста,
объяснялась необходимостью заработать на жизнь, прекратилась не менее чем за 2
года до подачи ходатайства (для партии, осуществляющей руководство в данном
иностранном государстве, - не менее чем за 5 лет)[6].
·
Количественное
квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их
максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей
экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе
всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную
долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках
отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном
предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих
в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким
методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно
определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают
правоохранительные органы.
·
Экономическое
регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения,
обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических
лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу
только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения
определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право
иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей
страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих
денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству
некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное
предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для
руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица,
состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем
хозяйстве.
·
Временные
ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают
максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по
истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от
компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую
для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов,
предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в
ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение
нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в
принимающую страну.
·
Географические
приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов,
законодательно устанавливает географическую и национальную структуру
иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд
иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в
предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках
географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из
разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая
структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на
не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных
национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой
диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за
предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее
количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул
определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в
лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет,
тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее
разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки
приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня,
Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны,
кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз
(только Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной
Америки и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки,
Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы участвовать в лотерее,
сообщение о которой публикуется в газете многих стран мира, достаточно просто к
определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый центр
письмо, сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и
детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи.
Эти данные закладываются в компьютер, который затем и делает случайную выборку
потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не означает, что виза выдается
автоматически. Все равно требуется подать заявление, предоставить набор
требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных
формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл.
·
Запреты. Явные и
скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах
о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо
перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя.
Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей,
в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым
доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения
специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение
иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется,
запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается
полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка
иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто
помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное
проникновение в страну считается преступлением. За его совершение
предусматриваются депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение.
Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией,
большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное
посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также
считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они
могут вести к разорению некоторых небольших фирм и предприятий.
В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в
наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных
стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию
выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер
реэмиграции следующие:
·
Программы стимулирования реэмиграции. Они
включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации
незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим
вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды)
принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных
пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В
некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о
его желании покинуть принимающую сторону, а в других – через некоторое время
после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия
лишало иммигранта права вновь въехать в принимающую страну. Выплаты пособия
осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или
пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на
работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает
дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные
расходы оказывались весьма значительными в результате необходимости создания
электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий.
Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.
·
Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В
качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину,
правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают
программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ,
получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более
высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес
со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по
той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение
работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов
предпочитали сохранить свои существующие, пусть и низкооплачиваемые, работы в
развитых странах, чем реэмигрировать на родину и пытаться там найти лучшую
работу.
·
Программы экономической помощи странам массовой эмиграции.
Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об
инвестициях части переводов работников на родину и части государственных
средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы
стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия приобретали форму
кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта
форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ и Турции. В ряде случаев новые турецкие
компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом
притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из
Турции [7].
Несмотря на активные действия правительств принимающих
стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных
целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на
родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ.
Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства
стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и
не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.
Итак, государственное регулирование международного рынка
труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран
и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и
межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через
принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока
иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к
возвращению на родину (реэмиграция).
ГЛАВА 2.УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2.1. ФАКТОРЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ.
Исторически, как
засвидетельствовал в своем наставлении Михаил Ломоносов, международная миграция
– явление далеко не новое. В условиях неразвитости статистики и пограничной
системы потоки международных мигрантов на протяжении нескольких столетий вообще
не фиксировались государственными органами. Да и сегодня определить точно
объемы международного перемещения этого важнейшего фактора производства
представляется довольно-таки сложным делом.
Проблема
международной трудовой миграции в настоящее время существует в двух аспектах:
во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые; во-вторых,
миграция между развитыми странами. Резервуаром международной миграции первого
типа в значительной мере остается классическое «аграрное перенаселение» в РС.
Это находит свое наглядное проявление, например, в миграции крестьян и
полупролетариатов из пограничных штатов Мексики в США, из ассоциированных
членов ЕЭС в эти страны. Дело, однако, не исчерпывается избыточным крестьянским
или полу крестьянским населением. Огромные масштабы приобрела миграция из
развивающихся стран специалистов высшей квалификации («утечка умов»). Этот
фактор серьезно обескровливает развивающиеся страны и одновременно подпитывает
развитые государства в части экономики огромных объемов средств, объективно
необходимым для обеспечения специалистами новых направлений индустриального
развития. В 70-80-е годы удельный вес иностранцев среди инженеров в США
составил более 10%, врачей – более 20%.
В середине
XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной
миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из
Ирландии в США.
Новая волна
миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы.
После 2-й мировой
войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это
устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в
Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама
(1974-1975 гг.), а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком
этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского
бассейна [4].
В Европе после
2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно
интенсивные процессы миграции рабочей силы. Рабочая сила из Испании,
Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно
развитых стран Европы.
Можно выделить 5
направлений международной миграции рабочей силы:
1)
миграция
из развивающихся в промышленно развитые страны;
2)
миграция
в рамках промышленно развитых стран;
3)
миграция
рабочей силы между развивающимися странами;
4)
миграция
рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны
(сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые);
5)
миграция
научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в
развивающиеся страны.
Для
промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран
означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми
работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а
иногда просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты
составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В
Бельгии они составляют половину всех шахтерев, в Швейцарии – 40% строительных
рабочих.
Международная
миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с
неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно
развитых стран характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в
США.
Особо следует
отметить международную миграцию рабочей силы в рамках стран ЕС. В ЕС
принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС” (подписанная 9 декабря
1989 г.).
В разделе I
“Хартии” записано: 1) “Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного
перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям,
обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем”;
2) “свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое
занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся
трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране”.
В “Хартии”
декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется
ее социальным обеспечением.
По мнению
некоторых специалистов, воплощение принципов свободного перемещения внутри ЕС
может привести к тому, что высококвалифицированные кадры, инженеры могут
концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные
работники окажутся менее мобильными.
Результатом
миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские
предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на
условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
В последние годы
растет миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным
образом это миграция между новыми индустриальными странами и странами арабских
эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и иными развивающимися
странами – с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно
был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран
Юговосточной Азии. Активно импортировал рабочую силу Сингапур. В Кувейте и
Саудавской Аравии, например, было занято до 1 млн. человек рабочих из Йемена.
Существует
миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В
основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран
Европы и Северной Америки в развивающиеся страны.
Особо следует
сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших социалистических стран, а
также в СНГ. В свое время бывший СССР импортировал рабочую силу из
Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства к
числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным
данным, в Росси трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом
рабочей силы из Китая имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на
территорию России. По некоторым оценкам российских специалистов, существует
“опасность колонизации” российского Дальнего Востока и Сибири его
многонаселенным соседом. Большой приток рабочей силы отмечается в столице
России. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран мира.
Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного
транспорта [13].
В середине
90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего
зарубежья:
Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой миграции чисто экономические –
рабочие из этих стран едут на заработки. Основные экспортеры рабочей силы в
Москву: Украина – 32% от общей численности работающих иностранцев, Турции –
22%, СФРЮ – 8%, Молдова – 4%, Беларусь – 3% [15].
Одна из самых
главных причин использование иностранной рабочей силы из стран ближнего
зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего –
низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие
существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции.
Наиболее
актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из
стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных
трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за “прозрачности” российских
границ со странами СНГ и либерального иммграционного законодательства.
Помимо
миграции рабочей силы существует проблема беженцев и вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7
млн. человек в республиках бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.)
места своего постоянного проживания. В России, по различным оценкам, находятся
от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на
территории России незаконно, а количество беженцев и вынужденных переселенцев
из стран СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ
проживает около 25 млн. русских. При неблагоприятной экономической и
политической конъюнктуре в этих странах многие из них также могут оказаться в
числе мигрантов.[11]
В силу экономических причин основные потоки мигрантов
всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более
высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления
международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими
условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного
переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно
иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся
точками притяжения мигрантов из других стран.
ü
США, Канада, Австралия. Будучи наиболее
экономически развитой страной современного мира, США является основным
направлением миграции как низкоквалифицированной, так и
высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше
иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки
низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих
латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные
работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную
Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д. Приток иммигрантов в США и
Канаду в середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США
легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек в
год. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.
ü
Западная Европа. Наиболее развитые
западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз,
притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран
(Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего
Востока. Стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик
бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний
западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически
сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную
Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более
того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок
рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами
Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
ü
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого
региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые
низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских
стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины
рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана
составляют иностранные рабочие.
ü
Другие развивающиеся страны. Новый феномен
90-х годов – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран.
Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются
по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и
рабочие на сборные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к
югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины
притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году
около 1 млн. египтян покинули Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской
Аравии и около 500 тыс. палестинских рабочих покинули Кувейт, куда на их место
приехали рабочие из Индии и Египта.
ü
Новые индустриальные страны. В связи с бурным
развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток
иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае
Южной Кореи и Малайзии [8].
Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс.
человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу
населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых -
Мексика и страны Азии.
Как было указанно выше, к факторам, оказывающие влияние на
международную миграцию можно отнести такие показатели как экономический и
неэкономический. К причинам неэкономического типа относятся: политические,
национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического
характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран.
Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более
высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие
национальных различий в условиях заработной платы.
Существенным экономическим фактором,
определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в
некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной
трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных
корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с
капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают
свой капитал в трудоизбыточные регионы.
Так же к фактору можно отнести и
развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному
развитию международной трудовой миграции.
Что же касается государства, то оно
благоприятно относится к миграции рабочей силы. Но только
государства-экспортёры, потому что экспорт рабочей силы приносит им от
переводов средств
мигрантов на родину, выступающие в роли своеобразной платы за экспортируемый
товар – рабочую силу. По принятой статистике Международного валютного фонда
терминологии доходы от экспорта рабочей силы - это положительное сальдо по
статье «частные невостребованные переводы», размер которого служит
характеристикой показателя экспортной специализации в этой области.
Расчет среднего ежегодного дохода за последние 10 лет
(1990-2000 гг.) от экспорта рабочей силы этой группы стран показал, что лишь у
18 стран (Буркина-Фасо, Венгрия, Гана, Новая Зеландия и др.) из числа ведущих
государств-экспортеров рабочей силы он составил меньше 500 млн. долл. У 4 стран
(Алжир, Бангладеш, Иордания, Колумбия) этот показатель колеблется от 500 млн.
до 1 млрд. долл. ежегодного дохода. В группу стран, среднегодовой доход которых
от экспорта рабочей силы в настоящее время превышает 1 млрд. долл., входит 15
стран [14].
Исследования показывают, что реальные поступления в
национальный доход страны-экспортера рабочей силы по оценкам в два раза выше
декларированных, поскольку мигранты, как правило, возвращаясь на родину,
привозят с собой ценности и сбережения.
По данным Международного валютного фонда по средней норме
прибыльности экспорт товаров приносит в среднем доход 20%, экспорт услуг – 50%.
Так, например, экспорт рабочей силы является главным источником валюты для
Югославии, являющейся ведущим мировым экспортером трудовых ресурсов. В 90-е
годы ее доходы по этой статье в среднем ежегодно составляли по 10 млрд. долл.
Из них в виде переводов трудящихся за рубежом своим семьям страна получала 3,5
млрд. долл., и около 7 млрд. долл. по возвращению мигрантов [12].
Расчеты показывают, что валютный эффект экспорта рабочей
силы в 10 раз превышает валютный эффект лот поступлений по товарному экспорту.
В последнее десятилетие наиболее высокими темпами (свыше 10% в среднем за год)
поступления по этой статье росли в развивающихся странах. По мнению М.М.
Вышегородцева и А.В. Сиденко, эта тенденция сохранится и в дальнейшем.
Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды долларов
ежегодно, многие государства поддерживают подобную экспортную специализацию,
ставшую для многих не только единственным источником валютных поступлений, но и
катализатором социальной стабильности, не требующей в этом случае
государственных средств. Кроме того, по мнению специалистов, развитие экспорта
рабочей силы улучшает положение национальной валюты. Так, например, Турция и
бывшая Югославия могли сделать свою валюту конвертируемой в значительной
степени благодаря тому, что их платежные балансы ориентировались на пополнение
за счет трудовых переводов из-за рубежа.