|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о развитии и расширении фирмы. Однако, даже предварительный анализ финансовых показателей предприятия, показывает, что в 2006 году происходит сокращение объемов продаж. Так, не смотря на то, что за анализируемый период ассортиментный перечень реализуемых товаров увеличился со 230 до 315 позиций а количество занимаемой площади возросло до 430 м2, уровень реализации снизился до 152499 тыс. руб. Основной проблемой функционирования предприятия явилось усиление конкуренции на профильном рынке, возникновение обширного числа товаров конкурентов и товаров-заменителей, продвигаемых конкурентами. В ООО «Инвенто» применяется линейная организационная структура, в соответствии с которой во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями непосредственного воздействия на объект управления. Во главе предприятия находится генеральный директор. Его решения, передаваемые сверху вниз, обязательны для всех нижестоящих уровней и реализуются через руководителей этих уровней. Недостатками такой структуры являются: высокие требования к информированности руководителя, его знаниям по всем аспектам деятельности организационной системы, перегруженность информацией, документами, контактами с подчиненными. Штат бухгалтерии состоит из трех работников: главного бухгалтера, бухгалтера и кассира. Обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерского баланса и отчетности, выведение финансовых результатов осуществляет непосредственно главный бухгалтер. В организации применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В связи с небольшой численностью работников предприятия (среднесписочная численность ООО «Инвенто» в 2007 г. составила 25 чел.) ООО «Инвенто» пользуется услугами сторонних аудиторов. 1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии. Организация бухгалтерского учета в ООО «Инвенто» осуществляется в соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Она формируется главным бухгалтером предприятия, утверждается генеральным директором и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а также элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов). Порядок формирования и оформления учетной политики для целей бухгалтерского учета регламентирован Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а для целей налогообложения - НК РФ. Согласно учетной политике, утвержденной в ООО «Инвенто» на 2006 год: 1. Учет продажи товаров 1.1.Учет продажи товаров организуется в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально – производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н и других нормативных документов. 1.2. Поступление и выбытие товаров отражается первичными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». 1.3. Оприходование поступивших товаров оформляется актом о приемке товаров. 1.4. С точки зрения разделения бухгалтерского и складского учета применяется количественно – суммовой метод. 1.5. Инвентаризация товаров осуществляется ежемесячно в конце каждого месяца. 1.6. При реализации товары списываются по продажной стоимости. Товарные отчеты составляются один раз в десять дней. 1.7. Расходы по продаже товаров списываются полностью в текущем месяце. Транспортные расходы подлежат распределению. 1.8. Синтетический учет товаров осуществляется на субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле». Торговая надбавка учитывается на счете 42 «Торговая надбавка». 2. Учет денежных средств 2.1.Организация безналичного денежного обращения в организации осуществляется в соответствии с требованиями Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». 2.2. Наличное денежное обращение организуется в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным приказом ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14-п и Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден приказом ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18). 2.3. Для учета кассовых операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88. 2.4. Синтетический учет наличных денежных средств ведется на счете 50 «Касса» без разделения по субсчетам. Синтетический учет безналичных денежных средств осуществляется на счете 51 «Расчетный счет». 3. Учет основных средств 3.1. Учет основных средств ведется в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н. Для сближения бухгалтерского и налогового учета, объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу списываются на затраты производства (расходы на продажу) по мере их передачи в эксплуатацию. 3.2. Списание объектов основных средств производится на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Для учета таких объектов применяется инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03г.N 7. 3.3. Способ отражения амортизации НМА с использованием счета 05 "Амортизация НМА". 3.4. Основные средства приходуются по цене приобретения с учетом расходов, поименованных в ПБУ 6/01. Аналитический учет основных средств ведется отдельно по каждому объекту по следующим признакам классификации: 1) по эксплуатации (основные средства, эксплуатируемые самостоятельно; основные средства, сданные в аренду); 2) по участию в основной деятельности (основные средства, используемые в процессе производства; основные средства непроизводственного характера). 3.5. Амортизация объектов основных средств начисляется нелинейным методом. К таким основным средствам относятся, в частности, легковые автомобили, дорогостоящее холодильное оборудование, торговое оборудование и пр. Преимущества применения в данном случае нелинейного метода очевидны, ведь он позволяет в первые годы эксплуатации объекта списывать в расходы большую часть его стоимости. Организация относит основные средства к соответствующей амортизационной группе в соответствии с отдельным приказом руководителя. 3.6. В случае приобретения основных средств, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. 3.7. Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства: · переведенные на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев; · находящиеся на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше двенадцати месяцев. Амортизация по расконсервированному объекту основных средств начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации. Срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. 3.8. Организация не производит переоценку находящихся на ее балансе основных производственных фондов. 4.Расходы прямые и косвенные Согласно принятой учетной политике, учет товара ведется по покупной стоимости каждой единицы. К прямым расходам относится стоимость товара, уплаченная поставщику по договору. В отношении таможенных платежей используется право, которое Налоговый кодекс РФ предоставил плательщикам · самостоятельно формировать стоимость товаров, в соответствии с которым в прямые затраты наряду с договорной ценой включаются еще и пошлины. Суммы, уплаченные на таможне, пропорционально относятся на каждую единицу импортной продукции. Покупная стоимость формируется в информационной системе автоматически при поступлении товара на склад и привязывается к бар-коду 1 номенклатурной единицы. Отдельно в системе формируется продажная цена товара - также по каждому бар-коду. При реализации система списывает на расходы себестоимость каждой проданной единицы и формирует доход по каждой единице. В данном случае более выгодно было бы признать пошлины косвенными расходами, ведь тогда можно сразу списать их на уменьшение облагаемой прибыли. Но такой путь с коммерческой точки зрения менее целесообразен. Вариант формирования закупочной стоимости, выбранный ООО «Инвенто», дает более достоверную информацию о себестоимости продукции. Эти данные важны для анализа продаж, так как дают возможность определить эффективность от реализации по всем номенклатурным единицам. В дальнейшем эти сведения используются при заключении контрактов на приобретение тех или иных товаров. По этой причине ООО «Инвенто» отказалось от налоговой экономии, тем более что ее размер был бы невелик из-за сравнительно небольших объемов импортных закупок. К тому же, благодаря включению таможенных пошлин в состав прямых расходов, были сближены бухгалтерский и налоговый учет, то есть исключены расчеты временных разниц. 5. Налог на добавленную стоимость Вычитаемый НДС определяется ежеквартально, с учетом данных декларации по налогу на прибыль. Расчет вычета подтверждается отчетностью. 6. Учет расчетов с персоналом по оплате труда 6.1. Для учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 29 декабря 2000 г. N 136 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». 6.2. Для расчетов с персоналом по оплате труда применяется расчетно- платежная ведомость по форме Т-49. На каждого работника ведется лицевой счет по форме Т-54. 6.3. Для обобщения информации о расчетах с работниками по оплате труда используется синтетический счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». 7. Учет доходов, расходов и финансовых результатов 7.1. Бухгалтерский учет доходов и расходов организуется в соответствии с требованиями Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденных приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденных приказом Минфина России от 6.05.99 г. N 33н. 7.2. Для формирования финансовых результатов используются счета бухгалтерского учета: 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки". 8. Бухгалтерская отчетность 8.1. Для составления бухгалтерской отчетности используются План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. и формы, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ № 67н от 22 июля 2003 года. 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. 2.1. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на доходы физических лиц. Налог на доходы физических лиц представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства[8,c.215]. В Российской Федерации НДФЛ является федеральным налогом и на основании ст.13 НК РФ обязателен к уплате на территории всей страны. С 1 января 2002 года НДФЛ в полном объеме остается в распоряжении региональных и местных бюджетов для выполнения поставленных перед ними социальных задач. НДФЛ является прямым налогом, поскольку конечным его плательщиком является получившее доход физическое лицо. Источником налога является специальным образом определенный доход налогоплательщика - физического лица, выраженный в денежной форме [7,c.25]. НДФЛ предполагает большой спектр налоговых льгот: изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения, скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы, возврат ранее уплаченного налога, и налоговые санкции: взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым Налоговым Кодексом и другими нормативными документами [7,c.28]. Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по декларации» и «административного (у источника)») – два последних применяются в практике взимания налога на доходы физических лиц. Из существующих трех методов взимания налога (наличного, безналичного и в виде гербовой марки) – два первых применяются в практике взимания НДФЛ [8,c.219]. Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам. Основы современного подоходного налогообложения физических лиц были заложены в России с принятием закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». После принятия этого закона существенное изменение в системе подоходного налогообложения происходили практически ежегодно, и за пятнадцатилетний период они вносились более 10 раз. Корректировке подвергались сумма необлагаемого минимума, база исчисления налога для конкретных ставок, количество ступеней в шкале ставок, максимальная ставка налога и др., но сам налог продолжал оставаться прогрессивным. Важнейшим принципом действующей в настоящее время системы налогообложения доходов физических лиц, вступившей в силу с 2001 года (гл. 23 ч.2 НК РФ - введена в действие с 1 января 2001 г. Федеральным Законом от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»), явилось равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от социальной или иной принадлежности. Ставки налога стали едины для всех налогоплательщиков Российской Федерации. Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его значение можно оценить, определив место этого налога в налоговой системе государства в целом. Удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет составил в 1999 году 13,2%, в 2000 году - 12,1% и за 2001 год - 13,1%. Стабилен и темп роста поступлений этих сумм. Так, в вышеуказанные годы темп роста составил 164,4, 148,8 и 149,2%, а в абсолютной величине – 116,5 млрд. рублей, 174,2 млрд. рублей и 255,5 млрд. рублей соответственно. Как показывают данные ФНС России, о динамике декларирования на доходы физических лиц за 2001 – 2004 г.г., за четыре года количество поданных деклараций по НДФЛ возросло на 11%, а налогооблагаемый доход - в 3,32 раза. Общая сумма дохода, заявленная налогоплательщиками в декларациях о доходах, возросла более чем втрое, с 570,5 млрд. рублей в 2001 году до 1899, 3 млрд. рублей в 2004 году. В 2004 году поступления от уплаты НДФЛ составили более 35% налоговых доходов и около 25% всех доходов бюджетов субъектов Российской Федерации [26]. В 2006 году сумма поступившего в государственный бюджет налога на доходы физических лиц составила 929, 9 млрд. рублей, что на 31,6% больше по сравнению с 2005 годом [26]. Такое повышение собираемости НДФЛ многие связывают с мероприятиями фискалов по легализации «серых" зарплат». Диаграмма 2.1 Поступления НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд.рублей) Таким образом, НДФЛ стабильно занимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюджетов. В настоящее время порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ, в которой даны определения элементов состава налога, при отсутствии которых налог не считается установленным: · налоговая база (ст. 210): · налоговый период (ст. 216); · налоговые вычеты (ст. 218, 219, 220, 221); · дата фактического получения дохода (ст. 223). В соответствии со статьей 210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. Налоговый период, согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ, - это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период по налогу на доходы физических лиц составляет календарный год. Налоговые вычеты – это суммы, на которые уменьшается объект налогообложения, выраженный в денежной форме, при определении налоговой базы для исчисления налога налоговым агентом или налоговым органом. Налоговые вычеты, действующие с 1 января 2001 года, установлены в фиксированных суммах. По ранее действовавшему Закону «О подоходном налоге с физических лиц» размеры предоставляемых вычетов зависели от размеров МРОТ. Расходы, принимаемые в качестве налоговых вычетов, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленную на дату фактического осуществления расходов. В соответствии с НК РФ плательщики налога на доходы физических лиц имеют право на следующие налоговые вычеты [14, c.162]: Схема 2.1 Вычеты по налогу на доходы физических лиц
Если сумма налоговых вычетов в данном налоговом периоде окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено главой 23 НК РФ. Дата фактического получения дохода – это день, в который необходимо исчислить налог на доходы физического лица. Для разных видов доходов он определяется по-разному [14,c.171].
Схема 2.2 Дата фактического получения доходов Согласно пункту 1 статьи 53 НК РФ, налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц установлена в виде размера процента, который следует применить к налоговой базе при исчислении суммы налога. Порядок взимания налога на доходы с физических лиц регламентируется главой 23 Налогового Кодекса РФ и составляет 13% в отношении всех видов доходов. Исключение составляют доходы, полученные в виде дивидендов (облагаются по ставке 9%), доходы лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации (облагаются по ставке 30%), доходы в виде выигрышей в конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, превышающие сумму 2000 рублей, и некоторые другие виды доходов (облагаются по ставке 35%). Ставка налога, которую надо применить при исчислении налога, зависит не от размера дохода, а от вида дохода. Статья 210 НК РФ содержит специальную оговорку, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Порядок исчисления налога на доходы с физических лиц предусматривает определение суммы налога путем умножения налоговой базы на соответствующую ставку, выраженную в долях единицы [11, c.86]. Общую формулу определения величины налога можно представить в следующем виде: (налоговая база) = (объект налогообложения в денежном выражении) – (налоговые вычеты); (налог на доходы физических лиц) = (налоговая база) х (ставка налога в процентах) / 100 [11,c.87] Пунктом 4 статьи 210 НК РФ установлено, что при исчислении налоговой базы по доходам, в отношении которых предусмотрены налоговые ставки 30% и 35%, налоговые вычеты не применяются. В таких случаях в приведенной формуле налоговые вычеты будут равны нулю. Особенностью взимания НДФЛ является то, то его могут исчислять и уплачивать как налоговые агенты, так и сами налогоплательщики. На сегодняшний день порядок уплаты НДФЛ в бюджет един для всех субъектов Федерации, его устанавливает статья 226 НК РФ. Налоговые агенты - организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в РФ перечисляют налог в региональный бюджет по месту своей регистрации и по местонахождению своих обособленных подразделений. В пункте 2 статьи 226 НК РФ содержится перечень ряда доходов, являющихся исключением из данного положения, т.е. определены ситуации, когда источник выплаты дохода не несет функции налогового агента. Это: · доходы, полученные физическими лицами от предпринимательской деятельности. Физические лица в данном случае должны быть зарегистрированы в качестве предпринимателей без образования юридического лица в установленном законом порядке; · доходы от частной практики частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии с действующим законодательством; · доходы физического лица по договорам гражданско-правового характера, заключенных с другим физическим лицом, не являющимся налоговым агентом. К таким договорам относятся договоры найма, аренды любого имущества, договор купли-продажи имущества и др.; · доходы физических лиц – налоговых резидентов РФ, полученные от источников за пределами Российской Федерации; · доходы, по которым на налогового агента не возложена обязанность удержания налога, например, при продаже физическим лицом собственного имущества; · доходы, при выплате которых у налогового агента нет возможности удержать налог (например, при выплате доходов в натуральной форме). Законодательством устанавливаются четкие правила исчисления, удержания и перечисления налога для налогового агента: · налог по ставке 13% исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, облагаемым по этой ставке; · налог по ставкам 30% и 35% исчисляется отдельно по каждой сумме дохода, начисленного налогоплательщику; · исчисление налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов; · удержание исчисленного налога производится налоговым агентом только из фактически выплачиваемых налогоплательщику денежных сумм. При этом сумма удержания не может превышать 50% от общей суммы выплаты; · если у налогового агента нет возможности удержать налог из доходов налогоплательщика, причем, в течение 12 месяцев он это сделать не сможет, то налоговый агент в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств обязан в письменной форме сообщить об этом в налоговый орган. Уплата налога за счет собственных средств налогового агента не допускается; · излишне удержанные суммы налога возвращаются налоговым агентом по письменному заявлению налогоплательщика; · не удержанные (удержанные не полностью) налоги взыскиваются налоговыми агентами с физических лиц до полного погашения задолженности. Исчисление сумм налога производится ежемесячно нарастающим итогом с начала года с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. Удержание начисленной суммы налога осуществляется при фактической выплате денежных средств налогоплательщику. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы начисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода [3, c.178]. |
|