Обучение персонала промышленного предприятия (на примере ОАО «Вологодский оптико-механический завод»...
Курсы бригадиров
организовываются для коллективов, где применяется бригадная форма труда. Комплектуются
из бригадиров, кадровых рабочих, имеющих высший квалификационный разряд. Создаются
как для первичной подготовки бригадиров и кадровых рабочих, так и для повышения
их квалификации [3]. Назначение курсов – вооружить руководителей первичных
коллективов знаниями в области безопасной организации производства, работ,
трудового законодательства, прогрессивных форм организации и стимулирования труда,
рыночного механизма хозяйствования. Заканчиваются собеседованием или приемом зачета.
Повышение
квалификации связано с определенными издержками, как для предприятия, так и для
работника. Это затраты на оплату преподавателям, аренду помещений, приобретение
материалов и т.д. Поэтому повышение квалификации и обучение с отрывом от
производства, вследствие чего предприятие испытывает временные трудности,
должно быть организовано таким образом, чтобы результат от этого – более
высокий уровень производительности труда, качество продукции вследствие
освоения новых технологий, оборудования, приемов и методов труда – перекрывал издержки.
Показателями, характеризующими работу по
повышению квалификации на предприятии, являются: доля рабочих, повысивших
квалификацию, в общей численности, структура обучающихся по формам повышения
квалификации, по срокам обучения, а также доля повысивших разряд в общей численности
рабочих, повышавших квалификацию, рост производительности труда, снижение брака
и т.п.
Повышение
разрядов в первую очередь проводится рабочим, у которых более высокий уровень
теоретических знаний и профессиональный опыт, которые освоили вторые и смежные
профессии, применяют рациональную организацию труда на своем рабочем месте,
прошли обучение на производственно-экономических курсах, имеют установленное
для данной профессии и разряда общее образование или учатся в техникуме,
институте; хорошо знающие технологический процесс выполняемой работы, правила
технической эксплуатации оборудования, нормы расхода энергии. Об очередном
прохождении профессионального обучения делается запись в свидетельстве по
основной профессии и личной карточке в базе данных.
1.3.3. Повышение квалификации руководителей, специалистов
и служащих
Современное
производство предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и
навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного
персонала. Главная задача повышения квалификации руководителей – обеспечить
быстрое внедрение новых научных, технических, организационных и экономических
идей в практику деятельности предприятия. Поэтому повышение квалификации
руководителей, специалистов и служащих должно стать основной частью
государственной системы непрерывного образования с подключением системы высшего
и среднего образования страны.
Повышение
квалификации служащих и специалистов осуществляется в различных формах. Так,
это могут быть курсы на предприятиях с использованием в качестве преподавателей
и наставников как собственных квалифицированных работников, так и специалистов
со стороны. Данная форма обучения носит оперативный характер и обеспечивает
достаточную целенаправленность подготовки. Более глубокие знания по широкому
кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных
курсах при высших учебных заведениях, учебных центрах, в различных отраслевых и
межотраслевых институтах, а также на семинарах, устраиваемых специализированными
фирмами.
Повышение
квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при
соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального
использования кадров с учетом приобретенных ими знаний и навыков. Чтобы
повысить ответственность и заинтересовать кадры в непрерывном повышении своей
квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения
квалификации, аттестации, должностных перемещений и оплаты труда работников с
качеством знаний и эффективностью их практического использования [11, с.66-74].
Работа по
повышению квалификации является основной частью подготовки кадрового резерва и
потому предусматривается коллективными договорами администрации с работниками
предприятия, а сами мероприятия по повышению квалификации находят отражение в
системе планирования на предприятии.
Острой
потребностью стало улучшение связей и координации деятельности
специализированных учебных заведений и различных форм производственного
обучения. Непрерывное образование решает задачи дообучения управляющих и
специалистов, развития их профессиональных навыков, обучения новым методам и
приемам работы, переподготовки, ускорения внедрения в практику управленческих и
научно-технических новшеств, повышения уровня управления и экономической работы.
Руководитель проходит несколько этапов подготовки. Первый этап – базовое
обучение в высшем учебном заведении. Именно в рамках этой специализации
готовятся будущие специалисты по управлению производством, финансами,
маркетингу, планированию и другим функциональным дисциплинам [31, с.241].
Повышение квалификации осуществляется в двух основных формах: тренировки профессиональных
навыков и развития работников. В последнем случае обычно предполагается
подготовка к следующей должности.
Подготовка
управляющих не замыкается на вузовских программах, несмотря даже на увеличение
доли министерских программ. Виды обучения руководителей среднего и высшего
звена многообразны: самообразование, курсы различной продолжительности с
отрывом и без отрыва от производства, семинары, симпозиумы, стажировки,
аспирантура, переподготовка.
В системе
повышения квалификации на производстве существуют жесткие экономические
критерии, она ориентируется на конечный практический результат, осуществляется
тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы. Переход
к новым технологиям требует значительных затрат, связанных с обновлением
знаний, переподготовкой работников. Однако переподготовить работника дешевле,
чем заменить его.
1.3.4. Управление
профессиональным обучением кадров
Ключевым моментом
в управлении профессиональным развитием является определение в нём потребностей
предприятия. Определение потребностей в профессиональном развитии одного
рабочего требует совместных усилий отдела подготовки кадров, самого рабочего и
его руководителя. Каждая из сторон привносит своё видение этого вопроса.
Планирование программ подготовки — составная часть общего планирования
трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением
планов набора, планированием карьеры. В целях определения потребности в
обучении и планировании образования целесообразно:
• использовать результаты оценки труда и персонала, выявляющие проблемы,
с которыми сталкиваются работники;
• анализировать план технического обновления;
• оценивать специфику общих программ подготовки, которую проходят студенты
колледжей и университетов, приходящие на работу в организацию;
• диагностировать средний уровень подготовленности новых кадров.
На современных
предприятиях профессиональное обучение представляет собой комплексно
организованный непрерывный процесс, включающий в себе несколько этапов. Их
последовательность приведена в приложении Д.
С точки зрения
управления также существенно деление профессионального обучения на
производственное и теоретическое: для каждого вида применимы свои методы
регулирования и способы воздействия на обучаемых.
В
производственном обучении все работы, выполняемые рабочим любой профессии и
квалификации, делятся на несколько групп (по принципу использования одинаковых
или сходных трудовых операций или приемов). Рабочий, комбинируя типичные
операции или приемы, выполняет работу по своей специальности. Этим определяется
структура производственного обучения. В начале осваиваются разрозненные
типичные трудовые действия, приемы и операции, затем их комбинации.
В связи с этим
производственное обучение состоит из трех периодов:
1. период упражнений, когда
показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
2. период выполнение
учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и
операций выполняется ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
3. период самостоятельной
работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет
после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период
заканчивается квалификационным испытанием [38, с.42-43].
По ходу своего обучения
инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от
объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственной
обучение сопровождается теоретическим, при котором изучаются основы технических
знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и
помогающие рабочему в дальнейшем производственном росте. Они дают ему знания
технологии, понимания смысла и правил выполнения работы. Для теоретических
знаний организуются группы рабочих, обучающихся одной или родственным
специальностям. Теоретические занятия ведут квалифицированные инженеры или техники
по программе и определенному расписанию, обеспечивающему окончание теории к
моменту начала третьего периода производственного обучения [там же].
Наконец, не
последнее место в организационно-управленческом блоке обучения кадров отводится
составлению учебной программы (основного документа, определяющего
содержание, объем и целесообразную последовательность обучения). Ей
предусматривается систематическое, последовательное освоение техники и
технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть
увязка производственного и теоретического обучения.
Право на
утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру или лицу, исполняющему
его обязанности. Учебные программы разрабатываются как наиболее
квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных
началах.
Заводские программы для
рабочих, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования должны
согласовываться с технадзором. Для того чтобы обучение было для обучаемого
посильным, программа в целом и каждый ее раздел построены так, что все новое
основывается на уже известном, и обучаемый постепенно переходит от простого к
сложному.
Каждая программа содержит:
-
объяснительную
записку;
-
производственно-квалификационную
характеристику по данной профессии и квалификации;
-
тематический
план и программу теоретического обучения;
-
тематический
план и программу производственного обучения;
- перечень рекомендуемой литературы и наглядных пособий.
Обучение уже
сложившегося профессионала, работающего в организации, важно в первую очередь
для самой организации. Для успешного функционирования необходимо, чтобы
руководство осуществляло деятельность в двух основных направлениях — внешняя
адаптация и внутренняя интеграция.
Резюмируя,
стоит отметить, что перед системой управления персоналом на предприятии стоят следующие
задачи в области подготовки,
переподготовки кадров и повышения их квалификации:
1. выработка
стратегии в формировании квалифицированных кадров;
2. определение
потребности в обучении по отдельным его видам;
3. правильный
выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
4. выбор
программно-методического и материально-технического обеспечения процесса как важного
условия качественного обучения;
5. изыскание
средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с
требуемым качеством.
Существует еще
одна разновидность задач производственного обучения, которая делится следующим
образом [36, с.211]:
1. При подготовке новых рабочих:
а) привитие обучающимся
профессиональных навыков;
б) изучение наиболее рациональных
рабочих приемов на основе опыта передовых производств;
в) освоение норм выработки,
достижение качественных показателей;
г) усвоение правил техники
безопасности и промышленной санитарии.
2. При повышении квалификации
рабочих:
а) совершенствование имеющихся
навыков;
б) освоение новых, более сложных
работ и навыков;
в) освоение новой техники и
технологии, изучение передовой организации производства;
г) освоение новых методов и приемов
труда и его организации.
На основании анализа
литературных источников по названной тематике можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка и
повышение квалификации работников в настоящее время должны носить непрерывный
характер и проводиться в течение всей трудовой жизни.
2. Предприятия
должны рассматриваться затраты на подготовку персонала как инвестиции в
основной капитал, которые позволят наиболее эффективно использовать новейшие
технологии.
3. Подготовка
кадров заключается в обучении их трудовым навыкам, необходимым для
качественного выполнения работы. Для эффективности непрерывного обучения
необходимо, чтобы работники были в нем заинтересованы. Администрации необходимо
создать климат, благоприятствующий обучению.
4. Система
подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано
существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего,
спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты.
5. Обучение
полезно и нужно в трех случаях:
а) когда человек поступает на работу;
б) когда работника назначают на новую
работу;
в) когда установлено, что у работника
не хватает определенных навыков для работы.
2. Анализ системы обучения кадров
на ОАО «Вологодский оптико-механический завод»
2.1. Краткая технико-экономическая и организационная
характеристика предприятия
Объектом
исследования послужило акционерное общество открытого типа «Вологодский
оптико-механический завод». Местонахождение предприятия – европейская часть
России, г. Вологда, Вологодская область. Общая площадь завода – 201900 м2, в том числе производственная – 153500 м2. Численность работающих – 2455 человек.
ОАО «Вологодский
оптико-механический завод» входит в число наиболее современных промышленных
компаний Северо-запада России, является одним из ведущих предприятий г. Вологды.
Завод специализируется на разработке, производстве и ремонте оптико-электронных
и оптико-механических приборов для комплектования военной техники, выпускает
высокотехнологичную продукцию гражданского назначения. Система качества «ВОМЗ»
соответствует международным стандартам DIN EN ISO 9001-94 и ГОСТ Р ИСО
9001-96, что удостоверено авторитетной сертификационной фирмой TUV (Германия). Предприятие обладает
сертифицированной ЦНИИ Минобороны испытательной станцией и полевым полигоном
для контроля качества и надежности выпускаемых изделий. Продукция неоднократно
отмечалась дипломами конкурсов «Российская марка» и «100 лучших товаров
России». Изделия «ВОМЗ» широко представлены в РФ, экспортируются в страны Европы
и Юго-Восточной Азии.
О широких технологических
возможностях свидетельствует тот факт, что сегодня «ВОМЗ» располагает
исключительно разнообразной гаммой технологических переделов, позволяющих
изготавливать обширную номенклатуру сложных изделий. Перечень применяемых
технологий следующий:
§ литье под давлением
алюминиевых и латунных сплавов (объем литья в год – 200 и 10 тонн
соответственно);
§
литье, прессование
деталей из пластмассы, резины. Объемы производства:
§
литье
пластмасс – 110 т/год, прессовка пластмасс и резины (40 и 3 т/год);
§
холодно-листовая
штамповка;
§
металлическая
обработка стальных и цветных сплавов (на многоцелевых обрабатывающих центрах с
ЧПУ, токарных и фрезерных станках с ЧПУ, шлифовальных, координатно-расточных
станках и станках-автоматах);
§
термообработка
(закалка, отжиг, нормализация, отпуск, старение, обработка холодом, цементация);
§
гальванические
и лакокрасочные покрытия различных видов;
§
изготовление
печатных плат;
§
изготовление
оптических деталей (линзы, призмы, зеркала, светофильтры, сетки, клинья –
оптические покрытия с коэффициентом отражения 97%);
§
электромонтаж
– изготовление электронных узлов, жгутов, кабелей;
§
сборка
изделий и приборов;
§
сертифицированные
испытания изделий, в том числе механические, транспортные, климатические,
электрические;
§
изготовление
инструментальной оснастки.
В табл. 2.1
представлены объемы используемого заводом оборудования.
Таблица
2.1
Состав
основных фондов ОАО «ВОМЗ»
|
Наименование оборудования
|
Количество единиц
|
|
металлорежущие станки
|
2076
|
|
кузнечно-прессовое оборудование
(КПО)
|
286
|
|
деревообрабатывающее
|
15
|
|
литейное оборудование
|
23
|
|
оптическое оборудование
|
616
|
|
ВСЕГО:
|
3016
|
Завершая
технико-экономическую характеристику ВОМЗ, целесообразно обозначить основные направления
развития производства, такие как:
1) оптико-механические
приборы: прицелы для охотничьих ружей, зрительные трубы, фотообъективы,
микроскопы и т.д.; 2) оптико-электронные приборы: ночные трубы и прицелы,
бинокли, лазерные целеуказатели; 3) бытовые электроприборы:
микроволновые печи, швейные машины, сушилки, миниАТС; 4) агропромышленная
техника: коптильные установки, инкубаторы для фермерских хозяйств, минихлебопекарни,
установки для приготовления мягкого мороженого; 5) оборудование для
станкостроения: электроприводы, датчики угловых и линейных перемещений, шкафы
управления.
ОАО «Вологодский
оптико-механический завод» – это многопрофильное предприятие с разветвленной
структурой специальных подразделений. К числу его структурных единиц относятся
следующие:
§
отделы –
26
§
бюро – 3
(№№ 529, 372 и 357)
§
цеха – 12
§
производства
– 2 (№№ 101 и 128)
§
участок –
1 (№135)
Организационная структура ОАО «ВОМЗ», а именно верхние
уровни управления предприятием, схематически представлены в приложении Е.
Обеспечив
положительную динамику роста продаж, ОАО «ВОМЗ» значительную часть полученных
средств направляет на развитие заводской социальной сферы услуг. В феврале
2003г на площадях предприятия оборудован спортивно-оздоровительный комплекс.
Энергосистема завода снабжает теплом свыше 300 жилых домов и других объектов
центрального района города. Около 70 % производимого котельной предприятия
тепла ежедневно передается населению.
Одной из
постоянных статей расходов является финансирование подготовки, переподготовки и
повышения квалификации кадров завода. Особенности организации обучения
представлены в следующем разделе работы.
2.2. Организация процесса обучения кадров на предприятии
В условиях
рыночной экономики потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в
значительной степени удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки
непосредственно на производстве.
Подготовка и
повышение квалификации работников завода осуществляется на основании
специального внутреннего документа предприятия – СТП АЩВ – 00.014 – 2003,
разработанного отделом обучения кадров (отд. №627) и введенного в действие
09.04.2003. Указанный стандарт называется «Порядок подготовки и повышения
квалификации персонала» [3]. Рассмотрим его основные положения.
На заводе
установлены следующие виды профессионального обучения, обеспечивающие
непрерывность производства:
- для рабочих:
а) подготовка новых рабочих
б) обучение 2-ой профессии,
переподготовка
в) повышение квалификации рабочих
- для руководящих работников и
специалистов:
а) обучение с отрывом от производства
(семинары, курсы лекций)
б) обучение без отрыва от производства (курсы целевого назначения, лекции,
школа молодого инженера).
Подготовка новых рабочих осуществляется по профессиям
согласно перечню, утвержденному Министерством общего и профессионального
образования РФ и Минтруда и социального развития РФ. Подготовка рабочих – это
первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых учениками на предприятие
и заключившими с ним ученический договор. Для организации обучения руководитель
подразделения назначает приказом организатора производственно-технического
обучения. Сроки составляют до 6 месяцев (с учетом сложности профессии).
Подготовка производится по утвержденным учебным планам и программам,
используются индивидуальная и курсовая формы обучения. Не позднее 2-х дней
после выхода ученика на работу руководитель закрепляет за ним инструктора
производственного обучения и инженера-консультанта, оформляется трудовое
соглашение. При индивидуальной форме обучаемый изучает теоретический
курс самостоятельно, используя консультации инженера (до 20 часов). Результаты
подготовки заносятся инженером-консультантом в карточку учета теоретического
обучения (срок хранения в отделе 627 – 5 лет). При курсовой форме для изучения
теоретического курса формируются группы численностью 5-15 человек. К
обучению привлекаются специалисты с высшим и средним специальным образованием.
Производственное обучение осуществляется индивидуально на рабочих местах под
руководством квалифицированного рабочего-инструктора с образованием не ниже
среднего специального и стажем работы более 1 года. Получаемые обучающимися практические
навыки и умения заносятся в дневник учета производственного обучения (хранится
в отделе 627 5 лет). Затем обучаемый выполняет квалификационную работу, которая
должна соответствовать тарифному разряду (в соответствии с ЕТКС). Ее подбирает
мастер производственного участка. По результатам работы мастер и организатор
ПТО оформляют заключение на квалификационную работу (также хранится 5 лет в
отделе обучения завода). Все документы (карточка, дневник, заключение)
организатор ПТО за день до квалификационных экзаменов сдает в бюро 627 02. При
успешной сдаче экзамена обучаемому присваивается квалификационный разряд. Срок
обучения может быть сокращен при успешном обучении и отличных показателях
профессиональной подготовки. После оформления протокола заседания
квалификационной комиссии отдел обучения готовит проект приказа о переводе
обучившегося на работу по соответствующей профессии и разряду. Перевод
производится приказом по предприятию. Обучение по профессиям, связанным с
обследованием объектов котлонадзора и подъемных сооружений, водителей
автомобилей, организует бюро 627 02 в учебно-курсовом комбинате (УКК),
технических школах по заключаемым с ними договорам и на основании заявок
подразделений.
Обучение
вторым профессиям и переподготовка – согласно стандарту предприятия, это
обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью расширения их профессионального
уровня, выполнения необходимых работ или смены профессии высвобождаемыми
работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям.
Руководитель издает приказ по подразделению, назначается инструктор
производственного обучения и инженер-консультант. Устанавливаются сроки (до 3-х
месяцев) и плата труда рабочего в период обучения. Завершается обучение
выполнением квалификационной работы и сдачей квалификационного экзамена. На
основании протокола заседания комиссии личного заявления рабочего отдел
обучения готовит проект приказа по предприятию о переводе его по
соответствующей профессии и разряду.
Повышение
квалификации рабочих (ПК) – это профессиональное обучение,
направленное на совершенствование их профессиональных знаний, умений, навыков,
трудовой мотивации, рост мастерства по имеющимся профессиям. По утвержденным
планам и программам на предприятии проводятся следующие формы повышения квалификации:
- производственно-технические курсы
(ПТК)
- курсы целевого назначения (КЦН)
ПТК проводятся в
целях углубления и расширения знаний, умений и навыков для получения более
высоких разрядов в соответствии с требованиями производства. После обучения на
ПТК и сдачи квалификационного экзамена рабочему присваивается повышенный
квалификационный разряд. Также ПТК проводятся для рабочих, у которых
фактический уровень квалификации не в полной мере соответствует имеющемуся
тарифному разряду. Периодичность обучения составляет раз в год (в случае
отличных показателей может быть сокращена до 6 месяцев). Обучение на ПТК
проводят по курсовой и индивидуальной формам обучения. Основанием для
зачисления на курсы является личное заявление рабочего. Комплектование учебных
групп бюро 627 осуществляет из рабочих одной или родственных профессий близкой
квалификации. Численность группы – от 5 до 15 человек. При отсутствии
возможности создать группу допускается индивидуальное обучение, при котором
рабочий сам изучает теоретический курс и консультируется с
инженером-консультантом (не более 20 часов консультаций). Бюро подбирает преподавателей,
определяет режим работы учебной группы и место занятий. Результаты обучения
фиксируются в журнале учета теоретических занятий или карточке учета
теоретических занятий для индивидуальных консультаций. Ответственность за
качество проведения занятий возлагается на преподавателей. Допускается ПК при
самостоятельной подготовке. Обучение завершается выполнением квалификационной
работы и сдачей экзамена на очередной разряд.
КЦН вводятся
для изучения нового оборудования, изделий, материалов, технологических
процессов, правил технической эксплуатации оборудования, вопросов системы
качества. Группы в размере 5-15 человек, но допускается индивидуальная
подготовка. Основанием служит приказ руководителя подразделения, согласованный
с техническим директором или главным инженером, в котором указывается состав
группы, преподаватель, место и время занятий. Преподаватели, специалисты с
высшим и средним специальным образованием, заполняют журнал. Обучение завершается
сдачей зачета.
Для проведения квалификационных
экзаменов создаются заводская и цеховые квалификационные комиссии. Председателем
заводской комиссии, создаваемой приказом по предприятию, назначается главный
инженер или технический директор (их заместители). Она принимает экзамены у
рабочих с 4-го и выше разряда. Председателем цеховой квалификационной комиссии
является руководитель подразделения (или его заместитель), который принимает
экзамен у рабочих до 3-го разряда включительно. Оригинал протокола заседания
комиссии передается в группу комплектования кадров и хранится 75 лет, копия
протокола направляется в бюро 627 022 и хранится там 5 лет. На основании
протокола составляется проект приказа о присвоении соответствующего разряда.
Сведения о присвоении разряда заносятся в трудовую книжку и карточку
установленной формы.
Стажировка
молодых специалистов имеет срок до 1 года. Молодой специалист совместно с
руководителем стажировки составляет индивидуальный план стажировки и заполняет
паспорт молодого инженера. Для ускорения адаптации молодого специалиста бюро
627 02 ежегодно организует Школу молодого инженера (ШМИ), обучение в которой
обязательно. Для подведения итогов стажировки молодой специалист проходит
собеседование в комиссии под председательством технического директора.
Стажировка
руководящих работников и специалистов проводится с целью подготовки резерва кадров
руководящего звена управления. Приказом назначается руководитель стажировки и
определяется период стажировки. По окончании руководитель стажировки направляет
в отдел обучения отзыв на стажера и его отчет. Краткосрочное обучение
руководящих работников и специалистов проводится, согласно стандарту, по мере
необходимости. Основанием служит заявка руководителя подразделения,
согласованная с функциональным руководителем. Такое обучение (индивидуально или
в групповой форме) организуется на заводе или вне предприятия на договорной
основе. При направлении на обучение вне предприятия (за счет средств последнего)
с работником заключается трудовое соглашение. Для обучения на предприятии
высококвалифицированные специалисты завода разрабатывают учебные планы и программы
в зависимости от целей обучения. Преподавателей подбирают из числа
руководителей и специалистов предприятия либо приглашаются специалисты учебных
заведений и центров. Результаты обучения фиксируются в журнале учета теоретических
занятий.
Методическое
обеспечение и учебно-материальная база (учебные классы, технические
средства обучения, учебные и наглядные пособия) создаются за счет средств на
подготовку кадров. С целью стимулирования высокого качества организационной и
методической работы при подготовке и повышении квалификации цеховые
организаторы ПТО подразделений завода могут быть премированы. Ежегодно цеха,
бюро разрабатывают планы профессионального обучения рабочих, ИТР и
специалистов, исходя из потребности производства, в соответствии с нормами времени,
разрядами работ, требованиями должностных инструкций к компетентности
персонала, и перечня персонала, влияющего на качество. Отдел обучения обобщает
планы и составляет годовой план подготовки и повышения квалификации.
Выполнение годового плана – один из критериев оценки результативности процесса
«Человеческие ресурсы».
Что касается финансирования
обучения, то согласно утвержденному плану подготовки и повышения
квалификации разрабатывается смета расходов на обучение персонала. Анализ
выполнения сметы – еще один критерий оценки результативности процесса
«Человеческие ресурсы». Оплату труда рабочих, руководителей и специалистов,
направляемых на подготовку в сторонние организации, за период учебы производят
в соответствии с ТК РФ. Источником финансирования расходов на подготовку и повышение
квалификации персонала является себестоимость продукции ОАО «ВОМЗ».
Персональную
ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях
осуществляет бюро подготовки кадров предприятия. В своей деятельности начальник
бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями
вышестоящих организаций.
Организационная структура и состав отдела управления кадрами ОАО
«Вологодский оптико-механический завод»
Согласно положению «Об отделе
управления кадрами» 627.00.-01 (от 1.09. 2005 №1-033), ОУК – это
самостоятельное структурное подразделение, которое подчиняется непосредственно
генеральному директору завода. Его структура представлена на рис. 2.1.
К персоналу, влияющему на качество,
относят [2, С.7-8]:
· начальника отдела кадров;
· начальника бюро по
подготовке кадров;
· инженера II категории по подготовке кадров
(уполномоченный по системе менеджмента качества отдела кадров);
· ведущего специалиста по
кадрам.
ОУК
Рис.2.1 – Структура отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ»
В целом же
в состав отдела управления кадрами ОАО «ВОМЗ» входят:
1) начальник бюро
совершенствования управления и общественных связей;
2) психолог бюро
совершенствования управления и общественных связей;
3) начальник бюро по
подготовке кадров;
4) инженер по подготовке
кадров – уполномоченный отдела по СМК;
5) старший инспектор по кадрам;
6) специалисты по кадрам (3
человека);
7) специалист по кадрам II-ой категории.
Таким образом,
непосредственное отношение к обучению работников предприятия – к подготовке,
повышению квалификации и переподготовке кадров – имеют 9 человек.
2.3. Анализ количественного и качественного
состава работников
завода
Как было отмечено выше, численность
персонала завода составляет 2455 человек. Отдел управления кадрами, а именно
бюро обучения «ВОМЗ», ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые
повысили квалификацию, прошли переподготовку, а также учёт финансовых затрат на
эти цели.
Анализ количественного и качественного
состава работников предприятия позволит дать оценку их соответствия
потребностям, а также выявить тенденции в качественном изменении кадров. Прежде
всего, проанализируем данные по количеству работников, которые повысили
квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и на заводе
(табл.2.2).
Из данных табл.2.2
видна, прежде всего, общая положительная динамика: по сравнению с 2003 г. число обученных работников завода выросло на 11% (272 против 244 человек). Во-вторых, на
протяжении трёх лет удельный вес обученных рабочих кадров увеличивается по
отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку,
переподготовку и повышение квалификации. Благоприятная тенденция также
наблюдается в области переподготовки и получения второй профессии. Стоит
отдельно отметить существенный рост в 2005 г. числа обученных на курсах целевого назначения работников завода (206 против 100 человек в 2003 г.).
Таблица 2.2
Количество
обученных работников ОАО «ВОМЗ» в 2003-2005гг
|
Обучено человек
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
% обученных в 2005г к 2003г
|
|
новых рабочих
|
12
|
24
|
20
|
167
|
|
повышение разрядов (по рабочим)
|
55
|
64
|
18
|
33
|
|
вторая профессия
|
16
|
14
|
20
|
125
|
|
ПТК (по инженерно-техническим работникам и специалистам)
|
48
|
149
|
-
|
-
|
|
КЦН
|
100
|
-
|
206
|
206
|
|
УКК
|
13
|
9
|
8
|
62
|
|
Итого в течение года
|
244
|
260
|
272
|
111
|
Более показательными являются данные, представленные в табл.2.3 и отражающие
распределение численности всего персонала «ВОМЗ» (включая ИТР, специалистов и
руководящих работников), прошедшего обучение в 2005 году, с учетом затрат по
видам обучения.
Анализируя данные
таблицы, можно отметить, что в 2005 г. было уделено значительное внимание
повышению квалификации, причем не только рабочих кадров (57 человек или 27%).
Акцент был сделан на ИТР и специалистах, большая часть которых повышала
квалификацию без отрыва от производства (62% по данному виду обучения). Исходя
из того, что существует взаимосвязь роста производительности труда за счёт
повышения квалификации, можно предположить, что это положительно скажется на
деятельности предприятия в последующие годы. Отметим, что, в конечном счете,
можно рассчитывать не только на рост объёма выпускаемой заводом продукции, но и
улучшение ее качества, которое также напрямую зависит от повышения квалификации
персонала «Вологодского оптико-механического завода».
Основываясь на изучении
показателей финансовых расходов, можно заключить, что наиболее затратным для
ОАО «ВОМЗ» является обучение новых рабочих и рабочих за пределами предприятия
(в УКК). Поэтому число обученных таким образом не столь велико (20 и 8 человек
соответственно).
Проводимыми
исследованиями установлена связь профессиональной подготовки и текучести
кадров. По мере роста профессионального образования изменяются мотивы
текучести кадров. При низком уровне профессионального образования особенно
часты увольнения из-за нарушений трудовой дисциплины и плохих отношений с
администрацией, а также из-за неудовлетворённости характером выполняемой
работы. Наиболее подвержены текучести рабочие, не прошедшие профессиональной
подготовки; на втором месте – получившие специальную подготовку на
производстве; выпускники же ПТУ представляют собой наиболее стабильный
контингент [9, с.15-16].
Таблица
2.3
Численность
и затраты по видам обучения на ОАО «ВОМЗ» в 2005 г.
|
Виды и категории обученных
|
Количество прошедших обучение
|
Затраты на обучение одного
работника, руб
|
|
новые рабочие
|
20
|
6997
|
|
вторая профессия и
переподготовка
|
20
|
4269
|
|
повышение квалификации (групповое и
индивидуальное), в том числе:
- рабочих
- ИТР и специалистов без отрыва от
производства
- ИТР и специалистов с отрывом от производства
|
215
57
133
25
|
-
27
211
3196
|
|
обучение за пределами предприятия, в том числе:
- руководителей
и специалистов
- рабочих (УКК)
|
52
44
8
|
-
2425
5050
|
|
специалистов и руководящих работников,
в том числе:
- по вопросам СМК
|
134
108
|
нет данных
|
|
прочие статьи расходов на обучение:
- работа по
подготовке кадрового резерва руководителей среднего звена
- руководство
стажировкой специалистов (4 человека)
|
40000
6139
|
|
Итого по обучению
персонала в 2005 г:
|
441
|
1344859
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|