|
||||||||||||||||
за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по формуле 1.1: Кбо = Р / Ч, (1.1) где Кбо – коэффициент бюджетной обеспеченности; Р – расходы бюджета за период; Ч – численность населения региона в данном периоде [43]. Преимуществом этого показателя является простота расчетов. Недостаток состоит в том, что даже при высоком коэффициенте бюджетной обеспеченности средства могут расходоваться неэффективно (например, если значительные суммы средств расходуются на финансирование действующих в регионе органов власти). Кроме того, этот показатель характеризует эффективность расходов в основном с социальной точки зрения. Поэтому для повышения эффективности расчетов в составе расходов можно учитывать только расходы по социальным направлениям – на социальную политику, здравоохранение, образование и т. п. 3.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе роста ВРП Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете мультипликатора, который показывает, соотношение прироста ВРП к приросту бюджетных расходов и рассчитывается по формуле 1.2: Мр = DВРП / DР, (1.2) где Мр – мультипликатор бюджетных расходов; DВРП – изменение ВРП в рассматриваемом периоде; DР – изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде. Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т. к. в этом случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост ВРП [53]. Каждый из рассмотренных показателей характеризует эффективность бюджетных расходов с какой-либо одной точки зрения, поэтому их целесообразно рассматривать в комплексе. Все расчеты с их использованием на основе данных по Южному административному округу (ЮАО) г. Москвы приведены в разделе 2. Выводы Теоретическая база по вопросам территориальных финансов достаточно обширна. В трудах известных экономистов подробно рассмотрены расходы территориальных бюджетов: их сущность, содержание, направления. Однако вопросы эффективности использования бюджетных средств, которым посвящена данная работа, подробно не рассматриваются. Таким образом, существует необходимость изучения расходов территориальных бюджетов с точки зрения эффективности их осуществления. 2. Анализ расходов бюджета Москвы по ЮАО 2.1. Структура финансовой системы Москвы Как и другим субъектам Российской Федерации, Москве необходимы денежные средства для обеспечения деятельности органов власти, жилищно-бытовой и социально-культурной инфраструктуры и т. п. Источником этих средств является бюджет города. В процессе исполнения бюджета принимает участие ряд учреждений, которые образуют финансовую систему Москвы. Задачами органов финансовой системы являются разработка и реализация единой бюджетно-финансовой политики Правительства Москвы, исполнение бюджета Москвы, контроль за расходованием бюджетных средств, краткосрочное бюджетное прогнозирование и др. Главным принципом функционирования финансовой системы является казначейский метод исполнения бюджета Москвы [34]. Финансовая система Москвы состоит из органов власти разных уровней: подразделений центральных органов исполнительной власти и территориальных органов представительной и исполнительной власти. Основное звено финансовой системы Москвы – это Департамент финансов и его десять филиалов – финансово-казначейские управления (ФКУ) административных округов [12]. Департамент финансов подчиняется непосредственно Правительству Москвы. В его структуру, кроме ФКУ, входят Московское городское казначейство и другие управления и отделы [9]. При формировании доходов бюджета Москвы важную роль играют территориальные подразделения Министерства по налогам и сборам. В процессе бюджетного планирования принимают участие подразделения Министерства экономического развития РФ. Московская городская Дума рассматривает и принимает бюджет города на следующий год и другие нормативно-правовые акты в бюджетной сфере. Контрольно-счетная палата Москвы – это главный орган контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Правительство Москвы и подведомственные учреждения непосредственно осуществляют исполнение бюджета и разрабатывают основные направления бюджетной и финансовой политики, являясь, таким образом, главным элементом финансовой системы города [8, 44]. Все звенья финансовой системы Москвы связаны друг с другом и образуют определенную структуру. В данной работе рассматривается бюджет Москвы по ЮАО. Он представляет собой не самостоятельный бюджет, а часть регионального бюджета. Основную роль в его исполнении играет ФКУ ЮАО. В процессе исполнения бюджета ФКУ выполняет ряд законодательно определенных функций. К ним относятся: Ø краткосрочное планирование средств бюджета Москвы на территории ЮАО; Ø учет доходов бюджета Москвы по ЮАО; Ø финансирование расходов; Ø контроль за целевым использованием бюджетных средств и др. Определение эффективности расходов бюджета не входит в число основных задач ФКУ, однако получаемых им данных вполне достаточно для ее оценки [11]. Экономическая ситуация в ЮАО характеризуется следующими показателями. В 2003 г. на территории округа функционировало 122 промышленных предприятия, 75 из которых были прибыльными. Объем производства вырос на 4,3% по сравнению с уровнем 2002 г., средняя заработная плата в промышленности – на 28,4%. Бюджет на 2003 г. был выполнен на 100% [25]. Таким образом, наблюдается положительная динамика социально-экономического развития ЮАО. Подобные процессы происходят и в других административных округах Москвы, что свидетельствует об экономическом росте в регионе. Следовательно, выводы, сделанные в данной работе по отношению к ЮАО, справедливо применить к любому административному округу Москвы. 2.2. Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО 2.2.1. Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры Одним из показателей эффективного расходования бюджетных ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т. п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем структуру расходов, осуществляемых из бюджета Москвы на территории ЮАО, и исполнение бюджета по расходам в 2003 г. Данные об исполнении расходной части бюджета Москвы по ЮАО приведены в табл. 2.1 [49]. Структура расходов (на основе данных о фактическом финансировании) проиллюстрирована рис. 2.1. Основная доля расходов бюджета Москвы по ЮАО приходится на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (в данном случае – 40%). Также значительную долю (38%) составляют расходы на образование. Это связано с тем, что большинство учреждений в этих сферах финансируются исключительно из территориальных бюджетов. Далее в порядке убывания следуют расходы на здравоохранение (8%) и социальную политику (7%). В целом по этим направлениям было израсходовано более 90% средств. По данным табл. 2.1, бюджет за 2003 г. исполнен на 100,3%, т. е. расходы в целом профинансированы в достаточном объеме. Следует отметить, что расходы по социально важным статьям: «Образование», «Культура», «Здравоохранение», «Социальная политика» профинансированы в размере 100%. В качестве положительного явления можно отметить экономию расходов по статье «Управление» в размере 0,9 %. Она возникает в основном за счет экономного расходования средств, выделенных на выплату заработной платы (например, применения регрессивной шкалы единого социального налога). | ||||||||||||||||
Таблица 2.1 Финансирование мероприятий, предусмотренных финансовыми ресурсами ЮАО за 2003 г. (тыс. руб.) |
||||||||||||||||
Направление финансовых ресурсов |
Уточненный план финансирования |
Фактическое финансирование |
% выполнения |
Остаток финансирования |
||||||||||||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
3689942,2 |
3689924,7 |
100,0 |
17,5 |
||||||||||||
в т. ч.: жилищное хозяйство |
2860376,8 |
2860359,9 |
100,0 |
16,9 |
||||||||||||
коммунальное хозяйство |
829565,4 |
829564,8 |
100,0 |
0,6 |
||||||||||||
Охрана окружающей природной среды |
48036,4 |
48035,1 |
100,0 |
1,3 |
||||||||||||
Расходы по благоустройству прилегающих к кладбищам территорий |
1200,0 |
1200,0 |
100,0 |
0,0 |
||||||||||||
Управление |
262360,9 |
259923,5 |
99,1 |
2437,4 |
||||||||||||
Образование по учреждениям культуры |
57528,1 |
57528,1 |
100,0 |
0,0 |
||||||||||||
Образование |
3468174,2 |
3468169,2 |
100,0 |
5,0 |
||||||||||||
Культура |
93381,9 |
93381,8 |
100,0 |
0,1 |
||||||||||||
Здравоохранение |
693090,0 |
693032,1 |
100,0 |
57,9 |
||||||||||||
Социальная политика |
636655,0 |
636536,9 |
100,0 |
118,1 |
||||||||||||
в т. ч.: учреждения соц. обеспечения |
150026,0 |
149909,0 |
99,9 |
117,0 |
||||||||||||
социальная помощь |
475723,0 |
475722,3 |
100,0 |
0,7 |
||||||||||||
молодежная политика |
1736,0 |
1735,6 |
100,0 |
0,4 |
||||||||||||
прочие мероприятия в области социальной защиты |
9170,0 |
9170,0 |
100,0 |
0,0 |
||||||||||||
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований |
31830,4 |
31244,0 |
98,2 |
586,4 |
||||||||||||
Бюджетная ссуда |
1282,1 |
32307,3 |
2519,9 |
-31025,2 |
||||||||||||
Прочие расходы |
59932,0 |
59931,7 |
100,0 |
0,3 |
||||||||||||
ИТОГО |
9043413,2 |
9071214,4 |
100,3 |
-27801,2 |
||||||||||||
Расходы по организациям городского подчинения |
1919848,7 |
1915910,4 |
99,8 |
3938,3 |
Также наблюдается значительный процент экономии по статье «Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований». Она связана с возвратом субвенций на зарплату, т. к. было достаточно собственных средств.
На основе данных об исполнении бюджета за 2003 г. можно, в некоторой степени, судить об эффективности использования бюджетных средств. В целом по бюджету и по наиболее значительным расходным статьям не наблюдается как существенного перерасхода средств, так и недофинансирования. С этой точки зрения, расходы бюджета в 2003 г. осуществлялись эффективно, т. к. план финансирования мероприятий за счет ресурсов ЮАО был выполнен с высокой степенью точности. Однако в этом случае необходимым условием является составление прогноза в соответствии с эффективностью финансирования из бюджета различных отраслей хозяйства.
Более подробный анализ эффективности бюджетных расходов на основе их структуры можно провести по каждой отдельной статье. Следует иметь в виду, что бюджет Москвы по ЮАО имеет социальную направленность, поэтому целесообразно рассмотреть статьи «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение», «Социальная политика». Расходы по ним наиболее значительны, поэтому даже незначительный процент экономии средств отразится на общем итоге расходной части бюджета. Экономия средств по другим статьям, доля которых в общей сумме незначительна, не скажется существенно на общей сумме расходов.
Проведя такой анализ, можно определить, долю каких статей расходов можно снизить и насколько, а какие, наоборот, необходимо увеличить. Таким образом, получим оптимальную структуру расходов бюджета Москвы по ЮАО.
2.2.1.1. Структура финансирования жилищно-коммунального хозяйства
Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – это основная часть расходов бюджета Москвы по ЮАО. Поэтому экономия средств по этой статье позволит существенно снизить общие расходы бюджета или перераспределить их в пользу тех статей, которые особенно нуждаются в финансировании.
Структура расходов на ЖКХ в 2003 г. представлена в табл. 2.2 и на рис. 2.2 [30]. Наибольшая доля расходов – 54% - приходится на статью «Расходы по эксплуатации жилищного фонда». В нее входят затраты на содержание и обслуживание жилых помещений, а также расходы на их благоустройство, предусмотренные целевой программой «Мой двор, мой подъезд». 22% расходов составляют затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, 16% - на содержание объектов внешнего благоустройства (текущий ремонт дорог, уборка города и т. п.). Доли остальных статей в общей сумме расходов незначительны, и их изменение существенно не повлияет на сумму расходов по статье. Следует отметить, что все расходы на ЖКХ, особенно на капитальный ремонт, жестко контролируются, поэтому случаи нецелевого использования бюджетных средств в этой области сведены к минимуму. Таким образом, уменьшить расходы можно только путем снижения затрат по отдельным статьям.
Прежде всего, следует рассмотреть статью «Расходы по эксплуатации жилищного фонда». Эти расходы состоят из двух частей: 21% расходов приходится на реализацию программы «Мой двор, мой подъезд» и 79% - на эксплуатацию жилищного фонда.
Программа «Мой двор, мой подъезд» предусматривает финансирование мероприятий по внешнему благоустройству жилых помещений и прилегающих к ним территорий и действует в каждом административном округе Москвы. Расходы на реализацию программы можно несколько уменьшить, если оптимизировать закупки материалов и определить оптимальное сочетание стоимости и качества работ. Однако сэкономленные таким образом суммы будут незначительными, и оптимальным направлением их использования станет финансирование других мероприятий программы «Мой двор, мой подъезд».
Расходы по эксплуатации жилищного фонда намного более существенны. Как известно, плата граждан за жилье не покрывает всех расходов на его
(руб.)
Наименование статьи расхода
Ассигнования на отчетный период
Кассовые расходы
Остаток финансирования
Восстановительный ремонт зеленых насаждений
21 806 400,00
21 805 508,20
891,80
Учет и ведение реестра зеленых насаждений
4 685 000,00
4 684 750,60
249,40
Другие расходы по содержанию зеленых насаждений
21 545 000,00
21 544 794,50
205,50
Итого содержание зеленых насаждений
48 036 400,00
48 035 053,30
1 346,70
Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд"
435 002 300,00
435 001 753,62
546,38
Другие расходы по эксплуатации жилищного фонда
1 606 010 500,00
1 606 009 838,24
661,76
Итого эксплуатация жилищного фонда
2 041 012 800,00
2 041 011 591,86
1 208,14
Расходы на капитальный ремонт и замену лифтов, установку устройств безопасности, капитальный ремонт объединенных диспетчерских систем
316 172 100,00
316 172 082,82
17,18
Расходы на реконструкцию систем газоснабжения
83 672 200,00
83 665 706,62
6 493,38
Расходы на ремонт электрохозяйства
63 729 900,00
63 729 295,84
604,16
Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд"
8 601 200,00
8 600 560,09
639,91
Расходы на проектирование, приобретение и монтаж систем видеонаблюдения
22 682 300,00
22 682 299,99
0,01