|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
содержание, а недостающие средства выплачиваются из бюджета города. Именно из этих затрат складывается большая часть рассматриваемых расходов. В последние годы рассматриваются различные пути их снижения. Основным из них является проведение жилищно-коммунальной реформы, по окончании которой плата за жилье и коммунальные услуги с граждан будет взиматься в размере 100%. Это позволит исключить из бюджета Москвы подавляющую часть расходов по эксплуатации жилищного фонда. В результате высвободится значительная сумма денежных средств, которые могут быть направлены на финансирование учреждений образования, здравоохранения, проведение социальной политики и т. п. Однако реформу ЖКХ в настоящее время можно провести лишь частично. Следовательно, и расходы по эксплуатации жилищного фонда могут быть снижены лишь незначительно, т. к. они во многом зависят от упомянутой реформы. Следующая по размеру, хотя и значительно отстающая от рассмотренной выше, статья – «Капитальный ремонт жилищного фонда». Как видно из табл. 2.2, расходы по этой статье классифицируются по различным направлениям проведения ремонта. Очевидно, что сумма расходов по этой статье зависит от состояния жилищного фонда в округе: чем больше старых домов, нуждающихся в ремонте, тем больше расходы. Расходы по статье «Капитальный ремонт жилищного фонда» снизятся, когда будет отремонтирована основная часть старых домов. Ускорить решение этой проблемы можно, направляя освобождающиеся средства на их капитальный ремонт. В результате, снизить расходы по рассмотренной статье и перераспределить средства можно будет в течение более короткого периода времени. Довольно значительная доля бюджетных средств выделяется на финансирование статьи «Содержание объектов внешнего благоустройства». Ее структура такова: 83% составляют расходы на уборку города, 16% - на текущий ремонт дорог и 1% - прочие расходы. Значительное сокращение расходов по какому-либо из этих направлений будет невыгодным, т. к. при уменьшении финансирования эти функции городского хозяйства будут выполняться в неполном объеме. Повышение затрат на автоматизацию также невыгодно, т. к. отдача от вложенных средств будет незначительной. Таким образом, расходы на финансирование содержания объектов внешнего благоустройства правильнее всего оставить без изменений. Итак, основными направлениями оптимизации структуры расходов на ЖКХ являются снижение расходов на эксплуатацию жилищного фонда и направление свободных средств на капитальный ремонт. 2.2.1.2. Структура финансирования образовательных учреждений На финансирование расходов в области образования ежегодно направляется около 40% всех средств бюджета Москвы. Поэтому снижение расходов по этой статье может повлиять на общую сумму расходов бюджета. Структура расходов бюджета Москвы по ЮАО на финансирование образования представлена в табл. 2.3 и на рис. 2.3 [31]. Наибольшую долю в этих расходах занимают расходы на содержание школ – 45%. Значительная часть средств приходится также на финансирование деятельности детских дошкольных учреждений – 28%. На третьем месте – статья «Оказание социальной помощи населению» (12%). На долю каждой из остальных статей расходов на образование приходятся относительно небольшие суммы, снижение которых не может значительно повлиять на общую сумму расходов. Такая ситуация объясняется структурой системы образования в России: школы являются массовыми учебными заведениями, и для содержания необходимого их количества нужны значительные денежные средства. Большинство школ в России являются государственными, поэтому эти средства чаще всего предоставляются за счет бюджета. Это касается и детских дошкольных учреждений – средств родителей для их содержания недостаточно, поэтому они в значительной степени финансируются за счет бюджета. Средства, выделяемые | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 2.3Расходы на финансирование образовательных учреждений в 2003 г. (руб.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование статьи расходов |
Ассигнования на отчетный период |
Кассовые расходы |
Остаток на конец периода |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание детских дошкольных учреждений - всего, в том числе: |
1 089 908 400,00 |
1 089 908 262,53 |
137,47 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
493 458 800,00 |
493 458 800,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукты питания |
237 466 000,00 |
237 466 000,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
196 530 200,00 |
196 530 200,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
162 453 400,00 |
162 453 262,53 |
137,47 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание школ-детских садов, школ начальных, неполных средних и средних - всего, в том числе: |
1 766 627 300,00 |
1 766 623 060,33 |
4 239,67 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
1 105 998 600,00 |
1 105 995 222,58 |
3 377,42 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукты питания |
6 591 000,00 |
6 590 952,37 |
47,63 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
269 097 900,00 |
269 097 740,01 |
159,99 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
384 939 800,00 |
384 939 145,37 |
654,63 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание вечерних школ - всего, в том числе: |
12 640 300,00 |
12 640 298,79 |
1,21 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
8 086 000,00 |
8 086 000,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
2 419 900,00 |
2 419 900,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
2 134 400,00 |
2 134 398,79 |
1,21 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание школ-интернатов - всего, в том числе: |
58 313 600,00 |
58 313 450,72 |
149,28 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
25 568 500,00 |
25 568 500,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукты питания |
8 046 800,00 |
8 046 800,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
6 878 100,00 |
6 878 100,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
17 820 200,00 |
17 820 050,72 |
149,28 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продолжение таблицы 2.3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование статьи расходов |
Ассигнования на отчетный период |
Кассовые расходы |
Остаток на конец периода |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание учреждений по внешкольной работе с детьми - всего, в том числе: |
90 761 000,00 |
90 760 946,65 |
53,35 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
58 080 000,00 |
58 080 000,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
8 881 400,00 |
8 881 400,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
23 799 600,00 |
23 799 546,65 |
53,35 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание детских домов - всего, в том числе: |
33 305 900,00 |
33 305 855,19 |
44,81 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
15 462 500,00 |
15 462 500,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукты питания |
5 442 400,00 |
5 442 400,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
3 549 100,00 |
3 549 100,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
8 851 900,00 |
8 851 855,19 |
44,81 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание профессионально-технических училищ - всего, в том числе: |
185 726 500,00 |
185 726 441,58 |
58,42 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
89 082 400,00 |
89 082 400,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
продукты питания |
47 165 000,00 |
47 165 000,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
32 149 800,00 |
32 149 800,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
17 329 300,00 |
17 329 241,58 |
58,42 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на содержание прочих учреждений в области образования - всего, в том числе: |
230 891 200,00 |
230 890 853,20 |
346,80 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда с начислениями |
64 783 100,00 |
64 783 100,00 |
0,00 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата коммунальных услуг |
6 822 600,00 |
6 822 602,67 |
2,67 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прочие расходы |
159 285 500,00 |
159 285 150,53 |
344,13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расходы на оказание социальной помощи населению |
465 945 800,00 |
465 945 111,64 |
688,36 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого расходов на образование |
3 934 120 000,00 |
3 934 114 280,63 |
5 719,37 |
на содержание прочих учреждений в области образования незначительны по двум причинам: во-первых, некоторых учреждений (например, детских домов) немного, поэтому при достаточном финансировании каждого из них общая сумма средств незначительна; во-вторых, многие учреждения профессионального образования действуют на платной основе и обеспечивают свою деятельность за счет собственных средств.
Поэтому самое большое значение с точки зрения расходования бюджетных средств имеют расходы на финансирование работы школ и детских дошкольных учреждений. Рассмотрим структуру каждой из этих двух статей, чтобы определить, по каким направлениям и насколько эффективно расходуются бюджетные средства.
Основную часть расходов на содержание школ – более 60% - составляют расходы на выплату заработной платы и уплату налога с нее. 15% выделяемых средств приходится на оплату коммунальных услуг. Расходы на покупку продуктов питания крайне незначительны и составляют менее 1% в сумме расходов на образование. Оставшиеся 22% составляют прочие расходы, к которым относятся расходы на приобретение материалов, канцелярских товаров, текущий и капитальный ремонт зданий и т. д.
Такое распределение средств позволяет обеспечивать работу школы, однако его трудно считать эффективным. Прежде всего, значительная доля средств выделяется на оплату коммунальных услуг, в то время как на приобретение необходимых материалов, учебников и т. п. средств часто не хватает. Поэтому целесообразно было бы перераспределить средства между этими статьями: снизить расходы на оплату коммунальных услуг и освободившиеся средства направить на покупку материалов. Уменьшить расходы на оплату коммунальных услуг можно путем предоставления школам различных льгот в этой сфере. Для этого необходимо пересмотреть структуру расходов на ЖКХ, выделить свободные средства и направить их на предоставление льгот школам.
Снижение расходов на содержание школ не представляется возможным. Наоборот, школы нуждаются в дополнительном финансировании, на которое можно направлять остатки по другим статьям.
Структура расходов на содержание детских дошкольных учреждений несколько отличается от рассмотренной выше. Во-первых, значительно меньше доля средств, направляемых на оплату труда, что связано с меньшим количеством персонала. Во-вторых, существенная часть расходов приходится на оплату продуктов питания – это объясняется режимом работы дошкольных учреждений. Но доля расходов на оплату коммунальных услуг и в этом случае достаточно высока. Поэтому в данном случае также выгодно перераспределить средства в пользу других статей (например, увеличить расходы на оплату труда).
Таким образом, основным направлением оптимизации расходов по статье «Образование» является снижение расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и направление освободившихся средств на повышение заработной платы персоналу, приобретение материалов, продуктов питания и т. п.
2.2.1.3. Структура финансирования расходов на содержание учреждений здравоохранения
В общей сумме расходов бюджета Москвы по ЮАО расходы на здравоохранение составляют относительно невысокую долю (около 8%). Однако сэкономленные по этой статье средства могли бы составить существенную сумму в абсолютном выражении, и позволили бы профинансировать мероприятия в других областях.
Структура расходов бюджета на финансирование учреждений здравоохранения в 2003 г. представлена в табл. 2.4 и на рис. 2.4 [32]. Подавляющая доля средств (74%) направляется на финансирование амбулаторных лечебных учреждений (поликлиник и т. п.) Суммы финансирования остальных групп расходов значительно меньше – так, на содержание больниц выделяется всего 12% расходов.
Расходы на финансирование учреждений здравоохранения в 2003 г.
(руб.)
Наименование статьи расходов
Ассигнования на отчетный период
Кассовые расходы
Остаток на конец периода
Содержание больниц - всего, в том числе:
82 145 000,00
82 144 999,95
0,05
оплата труда персонала с начислениями
38 481 000,00
38 481 000,00
0,00
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
12 382 700,00
12 382 700,00
0,00
продукты питания
11 342 000,00
11 342 000,00
0,00
оплата коммунальных услуг
9 209 900,00
9 209 900,00
0,00
прочие расходы
10 729 400,00
10 729 399,95
0,05
Содержание амбулаторных лечебных учреждений - всего, в том числе:
519 768 300,00
519 750 571,89
17 728,11
оплата труда персонала с начислениями
60 724 000,00
60 724 000,00
0,00
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
158 128 500,00
158 128 500,00
0,00
продукты питания
103 899 000,00
103 899 000,00
0,00
оплата коммунальных услуг
77 203 398,00
77 185 700,00
17 698,00
прочие расходы
119 813 402,00
119 813 371,89
30,11
Содержание домов ребенка - всего, в том числе:
39 333 000,00
39 333 000,00
0,00
оплата труда персонала с начислениями
29 650 000,00
29 650 000,00
0,00
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
280 000,00
280 000,00
0,00
продукты питания
3 464 000,00
3 464 000,00
0,00
оплата коммунальных услуг
2 137 000,00
2 137 000,00
0,00
прочие расходы
3 802 000,00
3 802 000,00
0,00
Содержание санаториев - всего, в том числе:
24 230 700,00
24 230 700,00
0,00
оплата труда персонала с начислениями
12 345 000,00
12 345 000,00
0,00
Наименование статьи расходов
Ассигнования на отчетный период
Кассовые расходы
Остаток на конец периода
медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы
295 000,00
295 000,00
0,00
продукты питания
3 468 000,00
3 468 000,00
0,00
оплата коммунальных услуг
3 999 100,00
3 999 100,00
0,00
прочие расходы
4 123 600,00
4 123 600,00
0,00
Содержание прочих учреждений здравоохранения - всего, в том числе:
27 613 000,00
27 572 809,00
40 191,00
оплата труда персонала с начислениями
9 810 000,00
9 810 000,00
0,00
оплата коммунальных услуг
1 220 000,00
1 220 000,00
0,00
прочие расходы
16 583 000,00
16 542 809,00
40 191,00
Оказание социальной помощи населению
9 170 000,00
9 170 000,00
0,00
Итого расходов на здравоохранение
702 260 000,00
702 202 080,84
57 919,16
Эта структура объясняется тем, что большинство лечебных учреждений Москвы – амбулаторные. Поэтому средства, выделяемые на их финансирование, составляют наибольшую долю. Рассмотрим более подробно структуру финансирования по этому направлению.
В структуре расходов на содержание амбулаторных лечебных учреждений наибольшую долю – 30% - составляют расходы на приобретение медикаментов, перевязочных материалов и т. п. Далее следуют прочие расходы – проведение текущего и капитального ремонта, оплата различных услуг, покупка хозяйственных материалов и т. п. Средства, выделяемые на финансирование каждой из составляющих этой статьи, незначительны, однако в сумме расходы довольно существенны. Далее в порядке убывания следуют статьи «Продукты питания», «Оплата коммунальных услуг» и «Оплата труда персонала с начислениями».
Основываясь только на этих данных, трудно сказать, насколько эффективна структура расходов на содержание амбулаторных лечеб-ных учреждений. Ее анализ можно провести путем сравнения со структурой расходования средств по другим учреждениям здравоохранения. В качестве объекта для сравнения рассмотрим структуру расходов бюджета на содержание больниц. Первое, что следует отметить – значительная доля расходов на медикаменты и приобретение продуктов питания в амбулаторных учреждениях по сравнению с больницами. Возможно, что расходы по этим статьям несколько завышены.
Очень незначительны средства на оплату труда персонала. Целесообразно увеличить расходы по этому направлению за счет экономии средств по рассмотренным выше статьям.
Кроме того, возможно снижение затрат на оплату коммунальных услуг путем предоставления льгот (по аналогии с учебными заведениями). Однако это требует внесения существенных поправок в законодательство.
Таким образом, сокращение финансирования по статье «Здравоохранение» вряд ли возможно. Однако можно перераспределить средства, оценив эффективность их использования в каждом конкретном учреждении.
2.2.1.4. Структура финансирования расходов на осуществление
социальной политики
Расходы по статье «Социальная политика» составляют незначительную долю в общей сумме расходов – менее 10%. Однако эта статья очень важна с точки зрения выполнения территориальными органами власти своих функций, т. к. обязанности по оказанию социальной помощи населению возлагаются в основном на региональные органы власти и органы местного самоуправления.
Структура расходов на социальную политику по ЮАО представлена в табл. 2.5 и на рис. 2.5 [33]. Средства на оказание социальной помощи выделяются конкретными учреждениями, что и отражено в таблице.
Наибольшая доля расходов – 74% - приходится на осуществление социальной политики в области образования. Эти средства направляются на оказание социальной помощи, выплату пособий, предоставление различных льгот и т. п.
Довольно значительная часть расходов (25%) приходится на осуществление социальной политики Управлением социальной защиты населения (УСЗН) ЮАО. Основной задачей УСЗН является оказание социальной помощи населению, поэтому все осуществляемые им расходы направляются на финансирование статьи «Социальная политика».
Около 1% средств выделяется на оказание социальной помощи населению учреждениями здравоохранения – как правило, это предоставление различных льгот при получении медицинской помощи. Наименьшую долю (менее 1%) в общей сумме расходов составляют расходы на проведение Префектурой ЮАО молодежной политики.
Изменения в структуре расходов на проведение социальной политики можно осуществить по следующим направлениям. Во-первых, необходимо перераспределить средства в пользу УСЗН ЮАО, т. к. оно является главным органом осуществления социальной политики. Во-вторых, часто говорят о необходимости увеличения финансирования программ в области молодежной
Расходы на финансирование мероприятий в области социальной политики в 2003 г.
(тыс. руб.)
Наименование статьи расходов
Кассовые расходы за 2003 г.
Мероприятия в области социальной политики, осуществляемые Префектурой ЮАО - всего, в том числе:
1 736
государственная поддержка в области молодежной политики
1 736
Мероприятия в области социальной политики, осуществляемые Управлением здравоохранения ЮАО - всего, в том числе: