Организация и управление Внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)
-
брать на себя таможенные
формальности;
-
обеспечивать контейнерные
перевозки;
-
заниматься грузовой
отправкой товаров или продукции, которая требует документального сопровождения
и гарантийного, санитарного и ветеринарного надзора.
Огромное
значение принадлежит страховым компаниям, которые обеспечивают защиту рисков,
возникающих в процессе транспортировки грузов, и берут на себя определенную
меру ответственности. Они осуществляют страхование грузов при всех видах
перевозок.
Еще одна
группа – консультационные и инженеринговые фирмы. Они, чаще всего, привлекаются
при реализации крупных внешнеэкономических контрактов, поскольку такие компании
имеют возможность оказывать услуги по целому ряду отраслей. При это они
специализируются на привлечении подрядчиков, что, в целом, необходимо при
продвижении машинно-технической продукции на внешний рынок. Параллельно
инженеринговые компании экспортируют лицензии и ноу-хау в рамках поставляемой
машинно-технической продукции. Занимаются консультированием импортеров
(заказчиков) в рамках испытаний, …, наладки продукции.
Еще одна
группа – Торгово-промышленная Палата. Это негосударственная и некоммерческая
общественная организация, которая объединяет российские предприятия и
производителей и обслуживает их интересы, связанные с проведением
внешнеторговых операций на внешнем рынке. Оказывает помощь по освоению новых
форм работы на внешнем рынке благодаря тому, что они участвуют в деятельности
зарубежных компаний и международных организаций [в том числе входят в состав
смешанных торговых палат] – это позволяет накапливать огромный массив
информации о внешних рынках, о потенциальных конкурентах и партнерах, и
устанавливать связи с этими партнерами. Они оказывают содействие в процессах,
проходящих в международных коммерческих арбитражных судах – это дает
возможность устанавливать контакты на самых разных уровнях. Занимаются
предоставлением разного рода информации ценового характера и номенклатурного. В
рамках Торговой палаты создана самая крупная ассоциация российских экспортеров.
Тема № 3. «Участники ВЭД на
территории иностранных государств».
Все рассмотренные ранее субъекты ВЭД
работают в РФ, однако расширение экономической деятельности в РФ и появление
новых организационно-правовых форм хозяйствования вызвали необходимость
развития заграничного аппарата субъектов ВЭД на территории иностранных
государств. В настоящее время можно выделить несколько организационных форм, в
рамках которых работают субъекты ВЭЛ за рубежом:
1.
Торговые представительства
РФ за границей.
2.
Представительства
российских экспортно-ориентированных предприятий и организаций за рубежом.
3.
Смешанные общества с
участием российских структур на территории других государств.
4.
Технические центры,
технико-экономические бюро и демонстрационные залы российских производственных
предприятий (экспортной продукции) за рубежом.
5.
Представительства
содействующих организаций за рубежом (представительства ассоциаций
внешнеэкономического сотрудничества).
6.
Оффшорные центры и
компании.
1. Торговое представительство является представительным государственным органом,
способствующим реализации внешней торговой политики, а также обеспечивающим
права представителей внешней экономической сферы за рубежом. Право на открытие
торговых представительств вытекает из международных двусторонних
торгово-экономических соглашений и договоров. Основные задачи:
Þ представление государственных интересов по
вопросам ВЭД;
Þ обеспечение защиты национальных внешнеторговых
интересов;
Þ содействие развитию и ВЭС (по линии
государства), и ВЭД РФ (по линии хозяйственных субъектов);
Þ осуществление наблюдения за исполнением
внешнеторговых договоров и соглашений.
Конкретные целевые задачи, которые представляют интерес
для участников ВЭД:
·
изучение общих
экономических условий рынка страны пребывания;
·
изучение механизма
регулирования внешнеторговых операций;
·
изучение конъюнктуры
товарных рынков;
·
изучение законодательства
во внешнеторговой сфере;
·
изучение краткосрочных и
среднесрочных направлений развития внутренних рынков этих стран и их экономики.
На основе изучения этих направления в торговом представительстве формируется
информационная база, которая может быть представлена участникам ВЭД в рамках
развития экспортной стратегии. Торговые представительства обязаны получать
информацию от российских субъектов ВЭД, работающих в этих странах, по различным
направлениям этой деятельности.
Торговые представительства подчиняются Министерству
экономического развития и торговли (МЭРиТ).
Торговые представительства работают
теперь не во всех странах, их осталось примерно 1/3.
Поэтому они существуют не только в качестве самостоятельных структур, но и в
качестве отделов Посольств. Создаются отделения в крупных городах и центрах
других стран от лица первого представительства, расположенного в крупном
международном регионе. С учетом унифицированной международной системы, в том
числе и в области внешнеторговых поставок/документооборота, на торговые
представительства возложена одна из функций участия в процессах
государственного регулирования ВЭД, в частности, торговые представительства
обязаны оформлять/подтверждать такой коммерческий документ, как инвойс
(товаросопровождающий документ). Кроме того, они подтверждают сертификаты
происхождения товаров, которые необходимы при импортных поставках иностранной
продукции в рамках установленных импортных пошлин в соответствии с режимами
наибольшего благоприятствования или общими регионами преференций,
принадлежность к которым страны-производителя дает возможность пользоваться
пониженной ставкой импортных пошлин, чем в импортном, или вообще осуществлять
беспошлинный ввоз.
2. Представительства российских
экспортно-ориентированных предприятий и организаций за рубежом имеют важное значение для участников ВЭД.
Представителями являются российские производители работ и услуг. Сюда же входят
специальные внешнеэкономические организации МЭРиТ, представители других
посредников, агенты посредников и российских производителей, большое число
составляют представительства содействующих организаций (банки, страховые
компании, транспортные компании, рекламные компании). Наиболее активную работу
за рубежом ведут производители экспортной готовой продукции, которые
сопровождают товарные поставки инжиниринговыми услугами. Представительства за
рубежом имеют:
o
производственные
объединения по добыче и переработке сырья (около 30);
o
представительства
рыбоперерабатывающей промышленности;
o
представительства … горнорудной промышленности;
o
станкостроительные
объединения (2 шт.);
o
представительства страховых
компаний (не более 4);
o
банковские
представительства (6 штук).
3. Смешанные общества с участием российских структур на
территории других государств.
Наиболее многочисленную группу имеют смешанные общества от лица экспортеров-производителей
готового оборудования и транспортных средств. СО за рубежом имеют не только
ярко выраженную отраслевую принадлежность, но под их эгидой также действует ряд
многосторонних компаний и значительная группа торгово-коммерческих смешанных обществ
(ТКСО). ТКСО функционируют как представительства машинно-технических
объединений, занимающихся реализацией с/х техники и авто. Поэтому в состав их
деятельности входит доработка, а также комплектация ремонтных работ, которая
является логическим продолжением процесса производства такой продукции,
поставляемой на экспорт.
4. Технические центры, технико-экономические бюро и
демонстрационные залы российских производственных предприятий (экспортной
продукции) за рубежом. Бюро
создаются предприятиями-производителями экспортной продукции на территории
других стран, в основном машинно-технического направления. Они создаются как
представительства/филиалы внешнеэкономических отраслевых объединений. Их
основное назначение: решение задач не только по повышению эффективности
внешнеторговых сделок в стране сбыта, но и повышению качества и
конкурентоспособности. Они занимаются:
-
рекламной деятельностью;
-
продвижением не товарные
рынки новых видов экспортной продукции;
-
развитием производственных
коопераций с иностранными партнерами;
-
содействием в организации
технического обслуживания уже проданного машинного оборудования.
Однако у них особенность с точки зрения
целесообразности их создания: они создаются по согласованию с торговыми
представительствами (если они создаются по согласованию с МЭРиТ) и принцип их
создания и функционирования строго подчиняется международным договорам, а также
правовым нормам национального законодательства.
5. Представительства содействующих организаций за
рубежом (представительства ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества). Содействующие организации создают свои
филиалы/отделения за рубежом с целью активизации/оказания практической помощи
участникам ВЭД по нескольким направлениям:
-
в вопросах комплексного
изучения международных товарных рынков;
-
в вопросах правового и
финансового обеспечения внешнеторговых сделок;
-
в вопросах создания рекламы
с учетом требований международной практики;
-
в вопросах разработки
рекомендаций;
-
по повышению качества и
конкурентоспособности экспортных предприятий.
Кроме того, на месте они оказывают помощь в поиске
иностранных партнеров. Они также занимаются оказанием помощи в освоении новых
форм и направлений ВЭД, научно-технического сотрудничества, совместного
предпринимательства, производственной кооперации и специализации. Предоставляют
помощь в оказании торговых посреднических услуг. Реально эта помощь может
выражаться путем издания специальных справочников по специфике товарных рынков,
информационных сборников и бюллетеней, методической литературы и методологических
подходов по вопросам организации ВЭД.
6. Оффшорные центры и компании создаются на территории других стран. В течение
последних 10 лет (с 1992 г.) стали занимать большое место в сфере ВЭД.
Оффшорные центры – страны, регионы стран или групп стран, отдельные города, где
разрешено нерезидентам (к которым относятся иностранные юридические и
физические лица) вести с их территории международную
предпринимательскую деятельность. Им разрешено обеспечивать эту деятельность в
льготных режимах (по линии налогового, регистрационного, валютного,
таможенного, административного режима0. Оффшорные компании, в отличие от
центров – это нерезиденты как юридические лица, которые зарегистрировались в
этих центрах. Они являются весьма удобным средством минимизации налоговых платежей
и безопасности хранения капиталов. Занимаются укрытием экспортной валютной
выручки по экспортным поставкам. Оффшорные центры являются местом создания
фиктивных компаний и партнеров по линии импортных поставок в Россию для
перекачки валютных средств в срок будущих, предполагаемых поставок. В конечном
итоге оффшорные центры и компании в силу своего происхождения и положения
являются местом для «бегства» капитала и «отмывания» финансовых средств. В
оффшорных центрах размещается ряд холдингов российских компаний, которые
учреждаются с единственной целью – избежать высокого налогообложения.
Наибольшее число подобных холдингов размещено на территории Лихтенштейна (там
20.000 иностранных холдингов), Люксембурга (около 2.000 иностранных холдингов),
Нидерландов (…) [Швейцария – 10.000
иностранных холдингов, но российских нет].
Тема №4.
«Организационно-экономические функции в составе ВЭД предприятия».
Эта часть функциональной деятельности
ВЭД является одной из составляющих внешнеэкономической экспортной стратегии
производителей экспортной продукции. Данное направление экспортной стратегии
предприятия предполагает выполнение комплекса профессиональных работ, связанных
с изучением будущих рынков сбыта экспортной продукции.
В рамках стандартных типовых методик
реализации этих вопросов, находятся следующие направления:
1. Изучение экспортно-товарных рынков,
соответствующих профилю товарной номенклатуры ВЭД предприятия. В рамках
этих исследований особое внимание уделяется изучению конъюнктуры внешних рынков
и критериев ее колебания:
-
спроса;
-
предложения;
-
числа потенциальных
конкурентов, импортеров (потребителей);
-
цен;
-
форм и методов продаж и
других критериев
2. Работа по изучению маркетинговых параметров,
в результате чего можно прогнозировать интенсивность спроса в рамках одного и
того же товарного ряда и с учетом уровня конкурентоспособности.
3. Изучение маркетинга однородных или аналогичных
товаров, которые могут заменить спрос и коммерческие характеристики в
рамках одной товарной группы.
4. Значительное место отводится изучению
экспортных цен и установления их уровня, исходя из конкретных форм
продажи на мировом рынке, а также в рамках базисных условий поставок по
конкретным внешнеторговым сделкам.
5. Работа по изучению обстоятельств на выбранном
рынке иностранного партнера с позиции государственного/национального
регламентирования импортных потоков (ввоза иностранной продукции).
Следует изучить, какие существуют ограничения на импортную продукцию на
предполагаемом рынке сбыта.
6. Обеспечивается работа по поиску иностранного
партнера, установлению с ним деловых контактов и определению его деловой
репутации (деловое реноме) и его финансовой устойчивости и платежеспособности.
7. Далее ведется работа по рекламе (обеспечение
внешнеторговой рекламы по мере необходимости).
8. Вопросы, связанные с оценкой возможности
самостоятельного выхода на внешний рынок и самостоятельных поставок своей
продукции, в результате чего может возникнуть вопрос о необходимости
привлечения посредников, если сам экспортер не может сам произвести весь
комплекс работ.
9. Подготовка поставок и сделки + процесс
переговоров с помощью внешнеторговых посредников [как вариант:
привлечение таможенного брокера для реализации работ по таможенному обеспечению
ВЭД]. В качестве посреднических структур может рассматриваться необходимость
привлечения транспортных и экспедиторских компаний, которые будут обеспечивать
перевозку.
Еще один
комплекс работ - обеспечение технологического процесса выхода на внешний рынок
внутри страны. Технологический процесс охватывает комплекс процедур,
которые необходимо преодолеть экспортеру у себя в стране в рамках существующей
системы государственного регулирования ВЭД, прежде чем подписать контракт с
иностранным партнером. Этот процесс предполагает строгую последовательность
прохождения различного рода процедур:
-
необходимость регистрации в
таможенных органах;
-
необходимость выбора
уполномоченного банка для последующих внешнеторговых расчетов, для оформления
обязательного паспорта сделки в рамках валютного контроля, для обеспечения
гарантий по таможенным платежам.
Учитывая, что выбор уполномоченного банка
регламентируется государством, всем участникам ВЭД (экспортерам и импортерам)
необходимо руководствоваться Государственным реестром таких банков, который
формируется в системе таможенных органов. В рамках технологического процесса
возникает вопрос по открытию валютно-рублевых счетов (как у себя, так и за
рубежом), что требует дополнительного времени, связанного с получением лицензии
ЦБ.
Очередной этап
– это ознакомление с законодательной и нормативной базой по регулированию и
регламентированию внешнеторговых операций. В рамках регулирования необходимо
изучить принципы таможенно-тарифного регулирования, состав этого метода и
способы воздействия на экспортные операции. Необходимо ознакомиться со
способами регламентирования экспорта, учитывая, что меры нетарифных ограничений
в отношении экспорта носят преимущественный характер [это вопросы, связанные с
лицензированием; получением квот на вывоз; процедура, связанная с особым порядком
экспорта, который распространяется на значительную часть экспортируемых из РФ
товаров]. Эти и другие меры ограничительно-разрешительной системы экспорта
требует дополнительного резервирования времени на получение разрешений и
документов, подтверждающих право на вывоз.
Вывод:
все это ограничивает возможности экспортера по ускорению подготовки
внешнеторговых сделок с иностранным контрагентом и согласованию
валютно-финансовых и экономических условий контрактов. Поэтому только после
ознакомления с методами государственного регламентирования экспортер может
ориентироваться на работу с иностранным партнером, т.е.:
-
устанавливать контакт;
-
проводить переговоры;
-
формировать экономические
условия сделки;
-
производить расчет
экспортной цены;
-
выбирать формы расчета и
способы платежа от иностранного контрагента;
-
формировать проект
внешнеторгового контракта.
Имея на руках все необходимые документы, экспортер на
основе проведения различных этапов переговоров (как правило, 3 этапа: цены,
базисные условия поставок, валютно-финансовые условия сделки), весь
технологический процесс заканчивает контрактацией (подписанием контракта с 2х
сторон). Технологический процесс выхода на внешний рынок предусматривает
изучение и подготовку условий для внешнеторговой сделки.
Тема №5. «Организационно-экономические
функции (продолжение)».
I этап осуществления работы, связанный с ознакомлением с
международными рисками и рынками иностранных партнеров.
В рамках этого этапа
экспортно-ориентированные предприятия и внешнеторговые посредники, сферой
деятельности которых является именно этот комплекс функций, изучают исходные
данные для первичного анализа рынка. Эта работа строится на отработанных
международных методиках, которая определяет последовательность
изучения/первичного анализа рынка и основные позиции, подлежащие такому
анализу. Первичный анализ международных рынков и рынков иностранных партнеров
дает возможность принять последующее решение по целесообразности оперативного
планирования процессов внешнеторговой деятельности. В рамках первичного анализа
внешних рынков рассматривается 8-10 основных позиций, каждая из которых
устанавливает значение характеристики на основе использования весовых
функций/коэффициентов. Исходя из международной методики, применяют
соответствующий предел весовых коэффициентов от –2 до +2 [-2; -1; 0; +1; +2].
1.
Прежде всего необходимо
оценить торгово-политическую обстановку регионального или национального
товарного рынка. Это делается на основе установления наличия существующих
торговых или торгово-экономических соглашений со страной предполагаемого
импортера или группой стран, на территории которой сосредоточен международный
региональный рынок. Это оценивается по 4 коэффициентам, соответствующим или
отсутствию торговых контактов (а значит и отсутствию торговых договоров между
странами), что указывает на самую неблагоприятную ситуацию для экспортера,
поскольку правовая основа регламентирования ввоза продукции будет базироваться
исключительно на принципах национальной системы государственного регулирования.
Крайне неблагоприятная ситуация для экспортера оборачивается в том случае, если
его страна не является членом ВТО, что влечет за собой не только возможность
использования строгих мер завоза, но и дискриминационных мер – такая ситуация
оценивается коэффициентом «–2». Другая ситуация – наличие торговых договоров
при отсутствии/крайне ограниченных контактах между экспортерами/импортерами
этих стран (коэффициент «-1»). В случае, если имеются активные торговые
контакты в рамках существующих торговых соглашений, ситуация указывает на более
благоприятные позиции для экспортера (коэффициент «+1»). Самая выгодная
ситуация для экспортера – наличие устойчивых торговых долговременных связей
между странами на основании ежегодных протоколов о внешней торговле в рамках
межгосударственного осуществления торговых отношений (коэффициент «+2»).
2.
Выяснение интересующих
ограничений на внешнюю торговлю в стране-импортере. Самая жесткая позиция –
наличие запретов (эмбарго) на поставку ряда товарной номенклатуры ВЭД на
внутренний рынок страны-импортера. В противоположность этой позиции будет
говорить высказывание о режиме наибольшего благоприятствования для
страны-экспортера. Может иметь место и другая ситуация: отсутствие ограничений
на ввоз соответствующей товарной номенклатуры – это достаточно благоприятная
позиция для экспортера.
3.
Уровень конкуренции на
рынке предполагаемого иностранного партнера. Этот уровень оценивается по 3м
показателям: сильная, средняя, слабая.
4.
Требования, выдвигаемые к
качеству иностранной продукции. Эти требования обычно оценивают из существующих
критериев на мировом рынке, т.е. степень качественных характеристик товаров на
мировом рынке берется за основу сравнения. Таким образом требования страны
могут быть более высокими, чем средние, или, наоборот, ниже уровня мировых
стандартов. Для экспортера является наиболее благоприятной та позиция, когда
требования страны более низкие, чем мировой стандарт.
5.
Условия сбыта и
организационные формы продаж на рынке иностранного партнера. Такие условия
рассматриваются исходя из степени монополизации иностранного рынка. Если
наблюдается излишняя монополизация со стороны нескольких компаний или фирм, то
такая ситуация влечет ряд негативных последствий для экспортера, поскольку
ухудшает его конкурентные возможности. В случае, если на рынке страны-импортера
функционирует множество фирм и компаний (особенно из сферы среднего и малого
бизнеса), это позволяет рассчитывать на возможность благоприятного преодоления
конкуренции при разработке соответствующей стратегических шагов поведения экспортера
в противовес.
6.
Изучение отношений на рынке
страны-импортера, которые складываются в потенциальными покупателями. Эта
характеристика рынка оценивается по 4м позициям. Самое неблагоприятное значение
для экспортера имеет информация об отсутствии в предыдущий период
внешнеторговых отношений с покупателями или импортерами этой страны. Эти
отношения могут характеризоваться незначительными объемами внешнеторговых
закупок; как эпизодические деловые связи между контрагентами. Наиболее
привлекательной позицией является наличие устойчивых коммерческих связей между
иностранными партнерами. Фактически эта позиция позволяет определить степень
риска на рынке импортера (коммерческие, финансовые, страховые риски).
7.
Существование
внешнеторговой рекламы (оценка эффективности ее действия). Ее эффективность
рассматривается с позиции того, какие есть возможности в стране-импортере по
обеспечению каналов проведения рекламы, по предоставлению каналов. Если реклама
на таком рынке используется крайне редко, это говорит об очень низкой
эффективности рекламы. Могут иметь место и другие характеристики, но их число
незначительно. Наиболее благоприятная позиция (высокая эффективность) – есть
все условия и все средства для ее проведения и осуществления.
8.
Возможность получения
статистической информации о рынке и стране-импортере. Если статистическая
информация практически отсутствует, то это не дает никаких гарантий экспортеру
объективно оценить ситуацию в целом и по отдельным интересующим его позициям.
Фрагментарная и ненадежная статистическая информация тоже влечет за собой
невозможность правильной прогнозной и текущей оценки рынка. В случае
регулярного … объема информации экспортер
может рассчитывает на то, что ему удастся правильно оценить внутренний рынок и
характер его функционирования. В случае наличия статистической информации
экспортер старается оценить ситуацию в области формирования экспортных цен и
других позиций.
Вывод:
в целом, в результате первичного анализа на основе суммирования данных
коэффициентов экспортеру удается получить первый ответ для принятия решения о
последующем, более детальном изучении ситуации на этом рынке, в частности, по
вопросу изучения потенциальных конкурентов, группы потенциальных покупателей,
способах их взаимодействия с иностранными партнерами, их предпочтения во
внешнеторговых сделках и т.д.
На следующем этапе анализа при
положительно оцененной ситуации ведется работа в рамках оперативного
планирования в рамках представленных внешнеторговых операций, т.е. конкретный
позиционный план исследования выбранного рынка.
Основными позициями этого плана являются:
¯ определение емкости выбранного рынка;
¯ исследование динамики и структуры спроса
покупателей;
¯ изучение практики деятельности конкурентов на
этом рынке;
¯ проведение конъюнктурного и прогнозного
исследования сбыта продукции на данном рынке.
В числе этих вопросов основной задачей по изучению
рынка для экспортера считается нахождение потенциальных покупателей и
определение их возможностей с … других
объемов закупок с их стороны; по выявлению условий и предпочтений приобретения
иностранной продукции с тем, чтобы выработать собственную стратегию по
реализации экспортной продукции и определение прогнозных оценок по увеличению
ее производства и объемов продажи на данном рынке.
Сначала необходимо оценить емкость рынка.
Этот показатель предполагает … установление или определение количества
реализуемого товара за определенный период, исходя из объемов национального
производства страны-импортера, их экспортных поставок и импортных закупок.
Изучение емкости рынка возможно только на основе статистических данных
(внутренних и внешних). Более реальную картину может дать промышленная
статистика (данные об объемах промышленного производства в рамках отрасли
национального производства). Немаловажное влияние на состояние емкости рынка
оказывает характер расчетов между продавцами и покупателями. Использование
системы наличных расчетов будет указывать на относительно слабую насыщенность
рынка, слабую интенсивность потребления.
Есть 2 формы
международных расчетов:
-
наличные расчеты (авансы;
система открытого счета; банковские переводы – все эти формы слабо защищены);
-
система кредитования … (является самой прогрессивной формой,
указывающей на ускоренную оборачиваемость средств, активную работу
продавцов/покупателей, т.к. система кредитования предполагает в основном
коммерческое кредитование, когда экспортеры и импортеры кредитуют друг друга;
влечет другие формы расчеты – инкассо, аккредитив, вексельные платежи; является
показателем высокого уровня конкуренции; наличие в меньшей степени рисков для
экспортера).
Из объемного круга вопросов, которые рассматриваются в
рамках определенного планирования, наибольшее внимание обращается на
определение уровня спроса и степени потребности по конкурентной товарной
номенклатуре, а также исследование характера конкуренции и изучение способов
сбыта продукции на рынке.
В рамках оперативного планирования
экспортно-ориентированное предприятие сосредотачивает свое внимание на 3х
направлениях: изучение конъюнктурных колебаний рынка, которые позволяют предприятию-экспортеру
разработать стратегию своего поведения с позиции планирования объема продаж, с
позиции определения уровня экспортных цен и с позиции определения предпочтений
покупателей-импортеров по формам покупки, внешнеторговым расчетам, по критериям
технологического порядка экспортной продукции и начальным критериям. В то же
время комплекс этих направлений дает возможность разработать стратегию
улучшения параметров конкурентоспособности своей продукции.
Конъюнктуры внешних рынков в системе
международной торговли представляют собой экономическую ситуацию, которая
определяется несколькими факторами:
-
соотношением спроса и
предложения экспортной продукции;
-
соотношением между
товарными запасами;
-
уровнем цен.
Главными конъюнктурными параметрами являются соотношение
спроса и предложения + цена экспортной продукции [трансакционная цена – это
цена на рынке импортера].
Наибольшее внимание в рамках анализа
спроса и потребления уделяется динамике этих показателей, а также изменению их
тенденций и выявлению факторов, оказывающих влияние на динамку. В рамках
изучения спроса и предложения максимум внимания сосредотачивается на
появлении/присутствии конкурирующих товаров, а также на определении степени
интенсивности внедрения их на рынок. Результаты по таким характеристикам можно
получить из официальных статистических источников страны-импортера; на основе
таможенной статистики по объемам ввоза. Кроме того, рассматриваются формы и
методы продаж продукции, поскольку они оказывают серьезное влияние на ее
динамику. Существенное влияние оказывает характер поведения оптовых и
экспортных цен не только в стране-импортере, но и в стране-производителе такой
продукции, который занимает твердые позиции на экспортных рынках. На основе
полученной информации составляются конъюнктурные среднесрочные прогнозы,
которые позволяют определить отдельные числовые характеристики по
предполагаемым объемам поставки.
Серьезным моментом в изучении
конъюнктурных параметров является определение продуктовых границ товарного
рынка и его условно-географических границ, что дает возможность изучить
конкретные обстоятельства работы на этих рынках и методы государственного
регламентирования импортных потоков, и, в конечном итоге, прогнозировать объемы
финансовых издержек в рамках внешнеторговой сделки, прогнозировать ее
эффективность.
Для определения параметров внешних
товарных рынков необходимо иметь сведения о составе продавцов и покупателей, а
также о взаимозаменяемости товаров (аналогичных и идентичных), которые входят в
одну и ту же товарную группу. В основе определения продуктовых границ внешних
товарных рынков лежит процедура формирования/выявления товарной группы, что
позволяет расценивать определенные сектора рынка как единый товарный рынок.
Понятие аналогичных и идентичных товаров положено в основу определения
таможенной стоимости ввозимых на иностранный рынок товаров. Кодексом ГАТТ по
таможенной стоимости из 6 методов 2м отводятся определение стоимости ввозимых
товаров по сравнению с аналогичными и идентичными, когда не удается установить
фактическую стоимость ввозимых товаров.
При определении составляющих товарного
рынка устанавливают также принадлежность к соответствующей классификационной
группе в рамках Международной Гармонизированной Системы Описания и … товаров.
Классификаторы в этой системе используются для построения таможенных тарифов.
Основой для выявления идентичных и
аналогичных продуктов являются специальные товарные словари, которые были
разработаны в рамках специальной Брюссельской конвенции 1986 г. Кроме того,
определение конъюнктурных характеристик изучения товара основано и на других
его свойствах:
·
уровень новизны;
·
условия потребления и
эксплуатации;
·
уровень удовлетворения
спроса;
·
потребительские свойства.
Рассматривается также группа товарозаменителей в рамках
одной и той же группы, которая замещает удовлетворение спроса. Определение
продуктовых границ дает возможность экспортеру:
1)
выявить наличие барьеров
взаимозаменяемости;
2)
определить издержки по
перемещению в рамках таких границ;
3)
определить изменения
колебания спроса в составе секторов такого рынка;
4)
определить доступность
транспортных средств в процессе перемещения покупателя к продавцу;
5)
дает возможность определить
дополнительные расходы/издержки, связанные с транспортировкой,
пределы/отклонения которых по максимум не должны превышать 5%.
Кроме того, рассматривается сохранность уровня качества
и потребительских свойств в процессе транспортировки, которая в
пределах/границах одного товарного рынка не должна меняться. Также
рассматриваются системные административные ограничения на ввоз иностранной
продукции. В целом, эти позиции должны свидетельствовать о том, что уровень цен
в рамках одной товарной группы не отличаются резкими колебаниями.
Географические границы товарного рынка
определяются несколькими составляющими:
-
экономическими условиями
купли-продажи, совершения внешнеторговых сделок;
-
административными
барьерами, которые могут ограничить возможность участия продавцов и
покупателей, а значит, не способствуют формированию конкурентных условий
совершения внешнеторговой сделки.
Географические границы определенного товарного рынка
рассматриваются, исходя из равной степени доступности товаров в его секторах.
В рамках выделения товарных и
географических границ следующим этапом является работа по определению
потенциальных конкурентов экспортера, а также поиск иностранного партнера для
будущей сделки. В системе международной торговли отработано много специфических
особенностей, а также методик по определению выбора торгового партнера – контрагента. В частности, большая часть методологических подходов
предпочитает выбор контрагента в зависимости от предполагаемого типа
внешнеторговой сделки. Поскольку экспортная сделка может быть:
o
компенсационной;
o
лизинговой;
o
бартерной;
o
арендной
и т.д. (всего насчитывается до 20 типов
внешнеторговых сделок)
Также, чаще всего, к выбору
иностранного контрагента подходят исходя из предмета сделки. Предметом сделки в
рамках ГАТТ, ООН может быть сырье, готовая продукция, полуфабрикаты, и каждая
группа предполагает конкретный набор товарных позиций. В любом случае на 1ое
место выдвигается вопрос/задача по определению благоприятных экономических
условий для совершения сделки страны-импортера, и по появлению
торгово-экономической базы, способствующей установлению оптимальных базисных
экономических и финансовых условий взаимодействия.
Предпочтение
при выборе внешнеторговых контрагентов должно отдаваться той стране-импортеру,
с которой по линии межгосударственных отношений существует договорная система.
Предпочтению отдается импортеру той страны, со стороны которой отсутствуют
дискриминационные меры по отношения к стране-экспортеру.
Второй момент
при выборе контрагента – это изучение различных аспектов деятельности
контрагентов:
-
характер деятельности
фирмы/предприятия;
-
ее уровень (экономический,
технологический, финансовый);
-
правовой статус фирмы
контрагента;
-
формы собственности, в
рамках которых она функционирует;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|