бесплатные рефераты

Организация и управление Внешнеэкономической деятельностью (ВЭД)

¯       период поставки;

¯       оказывает влияние на систему внешнеторговых расчетов;

¯       оказывает влияние на систему таможенных платежей (пошлины импорта/экспорта, налоговую систему).

В конечном итоге, цена определяет позиции контрагента. Позиции экспортера/импортера в системе ценообразования всегда противоположны, и это приводит к тому, что их интересы при установлении цены, интересы в учете ценообразующих факторов влекут за собой специфический подход к процессу фиксации сделки.

Цены могут быть твердыми (т.е. при подписании контракта фиксируются конкретной величиной и не подлежат изменению до конца сделки). Они, как правило, характерны для продажи стандартных товаров и продукции, «каталожных» товаров (повторяющиеся в производстве), отличающихся регулярностью с точки зрения производства и поставок на внешние рынки, характеризующиеся качественной характеристикой. При установление цены на специфические товары (которые производятся по заказу покупателя в соответствии с технической сметой) велика вероятность ошибок при подсчете, особенно если затраты определяются со стороны покупателя (когда он, делая заказ, сам рассчитывает расходы). Такая изменяемая цена предполагает приблизительную оценку в контракте, предполагает ее последующую корректировку в рамках ее защитной оговорки в зависимости от изменения отдельных условий. Одновременно, тогда в контракте указывается период/дата последующей фиксации, т.е. когда окончательно будет учтена цена.

Есть другие методы фиксации цен: когда цены фиксируются в виде скользящих или индексных. Скользящие цены возникают тогда, когда значительная часть контрактных поставок не подлежит подсчету с точки зрения предварительных издержек [например, элемент сырья, рабочая сила, амортизационные расходы]. Она предполагает, что предварительная оценка цены будет корректироваться в зависимости от того, как будет меняться какая-то часть издержек. Скользящие цены являются распространенной практикой в системе торговли готовой продукции, особенно нестандартной.

Индексные цены – это прогнозные цены. Они предполагают, что первоначальный уровень цены (в %) будет меняться исходя из изменения индексов цен (чаще всего, за основу принимается индекс мировых цен).


Тема № 6. «Выбор экспортной стратегии предприятия-экспортера в зависимости от характера экспортной продукции».

Технологический процесс выхода на внешний рынок экспортеров-производителей и других участников ВЭД.

                ВЭД предполагает преодоление различного рода препятствий, которые имеют место в системе государственного регулирования ВЭД в России, т.е. препятствия внутреннего характера. Кроме того, технологический процесс выхода на внешний рынок, который имеет место в рамках ВЭД, является продолжением тех работ, которые сформулированы в рамках экспортной стратегии предприятия и вытекают их технологии создания экспортного продукта и процессов его продвижения к иностранному покупателю. Технологический процесс выхода на внешний рынок, как и любой другой технологический процесс, предполагает строгую последовательность шагов и процедур, которые необходимо реализовать внутри страны, прежде чем выйти на внешний рынок. Поэтому условно под технологическим процессом выхода на внешний рынок можно/следует подразумевать всю совокупность процедур, которые совершают участники ВЭД по собственной инициативе с целью выхода на внешний рынок, но в рамках установленной государственной регламентации внешнеторговых процессов.

                Предпринимаемые участником ВЭД действия в рамках технологического процесса выхода на внешний рынок продолжаются до момента установления им контакта с иностранным партнером на предмет заключения внешнеторговой сделки. Все действия в рамках технологического процесса попадают под законодательство в области ВЭД или под административные процедуры, выраженные в различных нормативно-технических документах: или ограничивающих действия участников ВЭД, или предусматривающих разрешительный характер их действий.

1)       Первоначальной работой в рамках технологического процесса выхода на внешний рынок является изучение экономико-организационных условий осуществления ВЭД на российском рынке.

2)       Следующее направление – изучение системы государственного регулирования как в сфере ВЭД в целом, так и в рамках той товарной номенклатуры ВЭД, которая является базой/предметом экспортного производства и предметом будущих экспортных сделок.

3)       Выявление/изучение особенностей планирование внешнеторговой деятельности и внешнеторговых операций по выбранной товарной номенклатуре ВЭД. В рамках этого вопроса разрешается и другая задача: рассмотрение возможности/целесообразности привлечения внешнеторгового посредника, а также содействующих организаций для разработки отдельных этапов международной коммерческой сделки.

4)       Реализация вопросов по выбору уполномоченных банков, которые:

§          могут стать каналами прохода внешнеторговых платежей;

§          могут взять на себя гарантии таможенных платежей;

§          могут выступить агентами валютного контроля.

Выбор уполномоченных банков еще связан и с вопросами открытия рублевых и валютных счетов участников ВЭД при этом учитывая, что такими банками могут выступать представители коммерческих банков российской системы, однако гарантами по линии таможенных платежей могут быть только те коммерческие банки, которые числятся в специальном реестре Таможенного комитета РФ. Это связано с тем, что к системе уполномоченных банков перед таможенными органами допускаются те банки, которые отвечают определенном критерию капитализации и могут взять на себя финансовые обязательства по покрытию расходов своих клиентов в случае их неплатежеспособности.

Привлечение уполномоченных банков связано с процедурой открытия валютных счетов за рубежом, что требует получения дополнительной лицензии ЦБ на проведение такой процедуры. Вопросы, связанные с выбором уполномоченного банка и открытием счетов, влекут за собой определенные временные затраты, которые необходимо учитывать в процессе внешнеторговой сделки.

В рамках технологического процесса выхода на внешний рынок может возникнуть вопрос, связанный с созданием специализированного подразделения в лице внешнеторговой фирмы в составе экспортно-ориентированного предприятия. Создание внешнеторговой фирмы целесообразно, когда:

o         экспортер-производитель производит достаточный объем экспортной продукции;

o         поставки этой продукции на внешний рынок предполагают быть регулярными;

o         затраты в виде комиссионных и агентских процентов внешнеторговым посредникам значительно выше, чем оплата специалистов в рамках собственной внешнеторговой фирмы.

Создание таких подразделений предусматривает передачу им всех организационно-экономических функций, а также оперативно-коммерческих функций в рамках внешнеторговой деятельности. При создании внешнеторговой фирмы решается также вопрос о предоставлении полномочий руководителям такого подразделения не только на осуществление ВЭД, но и на подписание внешнеторгового контракта.

                Несмотря на то, что внешнеторговая фирма является составной частью внешнеторгового предприятия, ее учреждение и дальнейшая деятельность строится на основании разработанных уставов, что тоже требует определенного временного периода.


Реализация ключевых пунктов конкурентно-ценовой работы.

                Логическим последствием технологического процесса является решение вопроса, связанного с преодолением тех нетарифных ограничений по вывозу экспортной продукции, учитывая, что практика государственного регулирования ВЭД в России преимущественно использует систему нетарифных ограничений в системе экспорта в виде контингентирования, квотирования, лицензирования. Помимо этого: контингентирование, квотирование и лицензирование занимают 30 дней, а если еще присутствует и особый порядок экспорта, то он занимает n-ое количество времени. Участникам ВЭД необходимо рассмотреть вопросы, связанные с получением лицензий, квот, а также разрешения (в рамках особого порядка экспорта), которые затем требуют еще подтверждения лицензиями.

                Только после того, как у экспортера появляется возможность для получения разрешительных документов, он переходит к следующему этапы по установлению непосредственного контакта с иностранным партнером, где могут присутствовать переговоры, процедуры, связанные с подготовкой проекта контракта, и завершается процесс контрактацией.

                Наиболее сложная работа в рамках технологического процесса выхода на внешний рынок – это изучение законодательной и нормативной базы по регулированию и регламентации внешнеторговых процессов в соответствии с той номенклатурой, которая является предметом экспортных сделок. Нарушение последовательности в рамках технологического процесса может привести к тому, что сроки установления контакта с иностранным партнером, проведения переговоров, согласования условий сделок могут значительно определить по времени работы по выбору уполномоченных банков и получению разрешительных документов, и в результате (как часто бывает на практике) неопытные экспортеры теряют не только эффективность сделки, но и иностранного партнера.

                Необходимо учитывать, что технологический процесс выхода на внешний рынок в рамках его этапов будет еще корректироваться с учетом организационных форм работы на внешнем рынке, существующих в системе международной торговли, которые, в свою очередь, зависят от предмета сделки.


Выбор варианта выхода на внешний рынок с готовой продукцией.

                Необходимо учитывать, что готовая машинно-техническая продукция подразделяется, чаще всего, на 7 основных групп, исходя из формы работы на внешнем рынке:

1.        Технически сложная продукция крупных производственных предприятий, научно-производственных объединений или межотраслевых производственных объединений [гибкие автоматизированные производства (химическое, нефтехимическое оборудование)];

2.        Конечная продукция среднетехнической сложности [с/х транспортная техника, автомобили, дорожно-строительная техника, станки];

3.        Крупное оборудование инвестиционного характера [силовое энергооборудование – сварочные линии, электропечи, бумагоделательные машины];

4.        Комплектующие изделия, которые не имеют самостоятельного применения [высоко- и низковольтная аппаратура, блоки и системы управления технологического производства, блоки и системы контроля технологического производства];

5.        Товары массового потребления; технически простые изделия, имеющие самостоятельное применение в эксплуатации и продукция общепромышленного применения [инструменты, измерительные приборы, кабели и т.д.];

6.        Продукция, производство которой обеспечивается исключительно по заказам покупателей. Чаще всего, ее производство обеспечивается на основе технологической специализации производства или в рамках производственной кооперации с иностранным партнером [в частности, продукция металлургической промышленности, результат литьевых работ, металлообработки];

7.        Продукция, которая изготавливается на основе глубокой переработки сырьевых материалов [металлокерамические изделия, специальные виды подшипников для конкретных механизмов, быстрорежущие инструменты с использованием драгоценных камней, магниты].

Определяющим фактором при продаже технически сложной продукции на внешний рынок является сложность ее установки, наладки и эксплуатации, что влечет за собой при продаже:

·          предоставление специализированных услуг (инжинирингового характера); услуг предпродажной подготовки; услуг гарантийного обслуживания;

·          обучение персонала страны-покупателя.

Процесс продажи такой продукции требует широких технических знаний продавца.


Тема № 7. «Характеристика методов регулирования внешнеторговой деятельности в международной практике».

Экономические методы регулирования внешнеторговой деятельности за рубежом.

                В системе международной торговли в числе методов регулирования внешнеторговых процессов преимущественное значение имеют экономические методы. Это вытекает не только из объектов международной практики и условий, но и и международных многосторонних соглашений, действующих в системе мировой торговли и которых придерживается абсолютное большинство стран ее участников. Основным соглашением такого порядка по регулированию/регламентированию внешнеторговых процессов является ГАТТ. ГАТТ – это комплекс документов, регламентирующих не только перемещение внешнеторговых потоков, но и условия, в которых производятся товары, услуги и работы в рамках конкретных стран. Основное значение этих международных соглашений состоит в создании равноправных одинаковых условий участия в мировой торговле на принципах ее либерализации, т.е. открытие границ национальных рынков, доступа на них для иностранных производителей и распространения на них тех же самых условий, в которых работают производители.

                Вторая цель соглашения – это создание одинаковых конкурентных условий, исключая дискриминацию и протекционизм. Третье условие соглашений: разработанные условия для внешнеторговой деятельности на мировом рынке и методы их регламентирования носят унифицированный характер. Степень унификации в равной мере касается национальных методов/практики регулирования внешнеторговой деятельности исходя из тех принципов, которые действуют в международной системе. Поэтому для стран-участников ВТО присущи общие принципы регулирования/регламентирования, использования методов и инструментов воздействия на внешнеторговые операции, в рамках которых имеет гармонизированный состав документов и процедуры, которые вытекают из методов регулирования и регламентирования.

                В системе международной торговли воздействие на внешнеторговую деятельность обеспечивается по 2м направлениям, исходя из которых сформулированы методы и инструменты.

Механизм воздействия на внешнеторговую деятельность

        регулирование                                               ГАТТ                                           регламентирование

воздействие с помощью                                                                                                        использование нетарифных

экономических методов                                                                                                                      ограничений

       экономические                                                                                                           административные

         инструменты                                                                                                                  инструменты

                По своей сути, государственное регулирование внешнеторговой деятельности означает степень вмешательства Правительства в сферу внешнеторговой деятельности и во внешнеэкономическую деятельность предприятий и организаций (хозяйствующих субъектов). От степени вмешательства зависит уровень конкуренции, свобода действий участников ВЭД, результаты внешнеторговой деятельности. Государственное регулирование через экономические методы означает косвенное воздействие на эти процессы внешнеторговой деятельности через экономические инструменты финансового характера, которые воздействуют в основном на цену и, таким образом, оказывают влияние на результат внешнеторговой операции.

                Регламентирование означает прямое вмешательство в сферу ВЭД государства путем принятия различных административных решений, направленных на ограничение или связанных с системой контроля в этой области. Нетарифные ограничения с точки зрения рыночных условий в меньшей степени отвечают международным принципам ведения международного бизнеса и предпринимательской деятельности, т.к. носят непредсказуемый характер и не имеют под собой объективной экономической основы, необходимости контроля или введения каких-то ограничений.

                Поэтому в положениях ГАТТ преимущество отдается системе регулирования международной деятельности (т.е. экономическим методам) и одновременно ограничивает возможность использования системы регламентации внешнеторговой деятельности. Многие методы нетарифных ограничений запрещены к использованию, за исключением отдельных ситуаций экономического плана, которые возникают у государства. Кроме того, использование нетарифных ограничений по положениям ГАТТ предусмотрено в качестве дополнительного элемента системы регулирования, т.е. когда экономических методов воздействия становится недостаточно. В числе экономических методов основным является таможенно-тарифное регулирование импортных операций. Другой метод – это стимулирование национальных экспортеров-производителей с помощью финансово-кредитных инструментов и системы страхования. Еще один метод –  это влияние инструментов валютного рынка на экспортно-импортные операции.

                Если таможенно-тарифная система является результатом национальной внешнеторговой стратегии и по сути стимулирование экспортеров так же, то инструменты валютного рынка в меньшей степени подчиняются стратегическим направлениям, поскольку они являются результатом функционирования международных валютных рынков и внутренних с учетом статуса национальной валюты (с точки зрения конвертируемости).

                Весь состав инструментов по 3 методам оказывает влияние на цену экспортных/импортных товаров, изменение которой формирует соотношение конкурентоспособности и уровень конкурентоспособности импортного товара на внутреннем рынке, а экспортного – в момент поставки его на внешние рынки.

                Инструменты нетарифных ограничений вытекают из тех нормативных актов, с помощью которых государство предпринимает попытки ограничения и контроля в международной практике, в основном, по импорту и в отдельных странах – по экспорту. Соответственно, инструменты нетарифных ограничений никакой экономической основы не имеют: они изменяются по мере необходимости по составу, по срокам использования, в то время как экономические инструменты носят постоянный характер.

                В числе других многосторонних соглашений следует назвать ряд таможенных конвенций, которые разрабатываются в рамках Совета Таможенного Сотрудничества: они формируют одну из групп нетарифных ограничений внешнеторговой деятельности в части таможенных формальностей, которые всегда имеют место в составе ВЭД и внешнеторговой деятельности:

v      Конвенция Киото 1963 г. по упрощению таможенных процедур, которые жестко регламентируют процесс таможенных формальностей, их состав, процедуры временные рамки, язык документа.

v      Конвенция по книжке МДП в рамках международных перевозок автотранспортом, транзитом, которая направлена на унификацию состава процедур, подходы к таможенному оформлению, диктует процедуру транзита через страны и формализует книжку МДП, заменяет грузовую таможенную декларацию и фактические способствует исключению процедур декларирования.

Еще одно соглашение, входящее в основу формирования системы регулирования/регламентирования: Брюссельская конвенция по гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1986 г. (конвенция ГС) – значение этой конвенции очень большое, она связана с разработкой единых международных классификаторов, на основе которых формируются конвенционные таможенные импортные тарифы. Эти классификаторы способствовали введению единой международной кодовой системы по всей совокупности товаров, работ и услуг, которые реализуются на мировой рынке.

Другая форма воздействия на внешнеторговую деятельность – это международные документы, которые регламентируют процессы в системе внешнеторговых расчетов: это Международное унифицированное правило по документарному аккредитиву и Международное унифицированное правило по инкассо, Унифицированное правило по банковским гарантиям; система ИНКОТЕРМС-2000, которая регламентирует базисные условия внешнеторговых сделок, т.е. вырабатывает общие подходы с точки зрения перераспределения издержек и системы ответственности по страховым рискам между экспортерами и импортерами. В систему рисков и перераспределения издержек  вписывается и система выбора транспортных средств для перевозки, т.е. большинство базисных условий на это ориентировано.

Перечисленные документы (унифицированные правила и ИНКОТЕРМС) разработаны Международной Торговой Палатой. Их отличие от других: их редакция периодически меняется по мере того, как объективно изменяются условия международной торговли. Те страны, участники международной торговли, которые участвуют в таких многосторонних международных соглашениях, свою национальную систему регулирования/регламентирования основывают на их положениях. Потому абсолютное большинство стран (154) работают на мировом рынке на унифицированной системе (176-178 стран, работающих на мировом рынке). Также имеются двусторонние соглашения между странами.

Механизм воздействии на внешнеторговую деятельность

=

многосторонние международные соглашения

+

двусторонние торгово-экономические соглашения

+

национальная система

Двусторонние соглашения связаны в основном с какими-то специфическими подходами к режиму наибольшего благоприятствования. Есть соглашения регионального характера.


Состав системы таможенно-тарифного регулирования.

                По набору инструментов является самым многочисленным. Главным инструментом являются таможенные тарифы, виды которых отличаются:

○         могут быть экспортными или импортными;

○         с точки зрения формирования: конвенционные, преференциальные и двусторонние (автономные);

○         с точки зрения структуры: простые (одноколонные) и сложные (многоколонные).

В рамках ГАТТ действуют исключительно конвенционные таможенные тарифы – это импортные тарифы, т.е. тарифы, касающиеся перечня импортных товаров. Они считаются конвенционными, т.к. формируются в рамках ГАТТ, где разработан единый уровень ставок импортных пошлин, единый подход к разработке структуры тарифа и использования гармонизированной системы при его формировании. Такие конвенционные тарифы в рамках ГАТТ имеют одноколонный, простой принцип построения, указывая на то, что ставка импортной пошлины относительно конкретной товарной позиции по своему уровню должна быть одинакова независимо от страны происхождения товара.

Сложные таможенные тарифы, в основном, характерны для автономных тарифов, т.е. когда они формируются в рамках конкретного государства без учета требований зарубежного партнера и требований ГАТТ. Именно для таких тарифов характерно использование сложных, многоколонных тарифов.

Помимо таможенных тарифов и пошлин включаются еще инструменты, которые тесно взаимосвязаны с основными инструментами. Основные инструменты:

1.       Таможенные тарифы.

2.       Таможенные пошлины – они отличаются по способу фиксации в таможенном тарифе:

§         адвалорные (в процентах к таможенной стоимости);

§         специфические (в денежном выражении [€] по отношению к физическому объему груза);

§         смешанные = адвалорные + специфические (для ограниченной товарной номенклатуры);

§         специальные (адвалорные, которые имеют несколько значений для одного и того же товара с учетом сезона их ввоза).

По размеру и по уровню в международной системе торговли пошлины разделяются на максимальные, средние и минимальные. Уровень пошлин устанавливается исходя из национальной экономики страны, потребностей внутреннего рынка, степени защиты национального производства. Максимальные пошлины устанавливаются в отношении тех товаров, производство которых имеется внутри страны, чтобы ограничить ввоз иностранной продукции. Минимальные пошлины, наоборот, устанавливаются в отношении той товарной номенклатуры, в которой нуждается рынок, для привлечения импортных потоков. Средняя ставка касается импортной продукции, которая параллельно может поставляться с учетом недостаточного производства такой же продукции внутри страны.

                Одной из характеристик таможенных тарифов в международной практике является их трехуровневый характер/принцип – это означает, что в рамках одной товарной группы не должно быть более 3х уровней ставок импортных пошлин. В рамках одной товарной группы в России может быть до 7 уровней ставок!!!

                В рамках международной системы торговли у конвенционных тарифов имеет место предельный уровень размера ставок (12,5%). Параллельно с изменением состояния экономик средний уровень ставок в рамках национальный тарифов стран-участниц ВТО меняется.

За рамками импортных тарифов в международной практике применяются еще и другие пошлины помимо сезонных. Они определяются каждый раз индивидуально при наступлении определенной ситуации (антидемпинговые пошлины и компенсационные). Эти пошлины устанавливаются судебными и арбитражными органами исходя из ущерба, который наносится иностранными поставщиками. При антидемпинговых пошлинах ущерб равен демпингу, который наступает, если цена экспортного товара меньше трансакционной цены - это цена, которая формируется на рынке страны-экспортера и равна фактическим издержкам. Антидемпинг в системе международной торговли очень жесткий, т.к. демпинг противоречит либерализации и добросовестной конкуренции. Меры, связанные с погашением ущербов в рамках антидемпинга связаны и с …(?).

При компенсационных пошлинах ущерб рассчитывается исходя из суммы нанесенного урона или национальному производителю, или в целом национальному рынку, или системе управления какой-то области. Сумма урона определяется Международным арбитражным судом, ее должен погасить экспортер в рамках компенсационной пошлины (она может превышать объем поставок).




Другие элементы таможенно-тарифной системы:

1.       Гармонизированная система описания и кодирования товаров – э то классификационная схема, которая является основой построения всех таможенных тарифов. Гармонизированная система базируется на Брюссельской конвенции 1986 г. (вступила в силу в 1988 г., принята 150 странами).

Гармонизированная система носит многоцелевой характер: она отражает многоцелевую товарную номенклатуру, которая представлена в целом на мировом рынке. Этот многоцелевой товарный признак объясняется тем, что в основу классификации вложена совокупность товарных признаков:

○         степень технической обработки;  

○         назначение в процессе импорта;

○         вид материала и сырья;

○         значимость в системе мировой торговли и потребления.

Классификационная схема отвечает потребностям таможенных и статистических органов, и она отвечает принципам предпринимательской деятельности и производства (используется в транспортно-экспедиторских операциях, в системе создания технических барьеров в рамках нетарифных ограничений импорта). Использование данной классификационной схемы позволяет более детально определить уровень импортно1 пошлины, независимо от страны происхождения.

Принцип построения гармонизированной системы основан на цифровых кодах и описании товаров в составе 6 подразделений, т.е. в составе разделов, групп, подгрупп, товарных позиций, подпозиций, субпозиций. Наиболее крупными подразделениями выступают разделы (из числится 21 в Гармонизированной системе); они выполняют вспомогательную функцию, служат для удобного пользования гармонизированной системой. Их цифровое значение не входит в рабочий код.

Главными рабочими подразделениями в гармонизированной системе служат все остальные, начиная с групп (94) à подгрупп  (33 – так же, как и разделы не имеют цифрового обозначения) à позиции (1241) à подпозиции (3553 – не имеют цифрового обозначения) à субпозиции (5019).

Классификационная схема, которая положена в основу таможенного тарифа имеет сквозное цифровое кодирование, состоящее из 6 цифр, каждая пара которых имеет свое прочтение: первые 2 цифры – группа; следующие 2 цифры – место товара внутри группы (товарная позиция); последние 2 цифры – субпозиция (место внутри товарной позиции).

По цифровой дифференциации ставки каждой группы устанавливаются импортные пошлины. Гармонизированная системы учитывает уровень экономического и технологического развития стран-производителей и обозначает разные обязательства для групп стран. Для развитых стран эти обязательства сводятся к применению 6-значной степени дробности (и для таможенных тарифов, и для таможенной статистики). Для развивающихся стран классификационная система ограничивается 4-значным уровнем, с обозначением только группы и товарной позиции.

Также гармонизированная система допускает  возможность дальнейшей товарной классификации в пределах субпозиции, если этого требуют национальные интересы. Описания подразделов субпозиций в системе тарифов разных стран неодинаковы, но большинство (15% стран) используют 6-значную систему [в России – многозначная система (8-ми, 6-ти, 4-х)].

Гармонизированная система:

§         дала возможность не только более точно определять ставку пошлины в виде изъятия части цены на таможенной границе государства, но и значительно ускорить процедуру таможенного оформления;

§         позволила с помощью компьютерных систем и других новейших технологических программ создать Мировой Таможенный Банк Данных;

§         позволила обеспечить систему контроля за продвижением товара в системе мировой торговли;

§         повысила скорость обработки данных на таможне;

§         повысила достоверность информации в системе экспортных/импортных потоков;

§         обеспечила возможность отработки дифференциальных технологий в системе реализации продукции на мировом рынке с учетом таких факторов, как категория товаров, мера принадлежности его к перемещающим лицам;

§         установила уровень унификации таможенных процедур и технической обработки данных в рамках конкретных стран.


2.       Режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

РНБ имеет ряд важный значений в составе таможенно-тарифной системы:

*         позволяет использовать систему льгот для ввозимой продкуции по сравнению с базовой ставкой импортной пошлины;

*         является элементом внешнеторговой таможенной политики страны-импортера;

*         в режиме РНБ воплощен и реализуется принцип либерализации международной торговли, т.к. РНБ направлен на снижение дискриминации.

РНБ имеет законодательное обоснование в международной торговле, отраженное в 3-ей статье ГАТТ. Условиями предоставления данного режима являются торговые соглашения между странами одно-, двух- или многостороннего характера. Также некоторые страны, такие как США, применяют РНБ автоматически ко всем странам, которые не прописаны в законодательстве США.

РНБ тесно связан с национальным режимом, который также предоставляет определенные льготы по импортным пошлинам для ввозимой продукции. Страны, которые попадают под эти режимы, пользуются преференциальными ставками, которые ниже базовых, чем в импортных тарифах, на величину, которая устанавливается национальным режимом. Размер ставок в рамках РНБ может снижаться от 20-40%. РНБ предполагает систему взаимных уступок стран-партнеров, что тоже дает возможность снизить импортные пошлины, но уже в двухстороннем порядке.

Особым исключением из РНБ является Общая система преференций (ОСП), которая действует с 1971 г. на основании решения ООН. Она предполагает снятие дискриминации в отношении развивающихся и слаборазвитых стран и предоставления им конкурентных возможностей на мировом рынке.

В рамках ОСП действуют 2 списка:

1. Развивающиеся страны.

2. Слаборазвитые страны.

В отношении 1го списка должен действовать РНБ. В отношении 2го списка предполагается, что ставка импортной пошлины должна быть равна 0, т.е. беспошлинный  ввоз. Для того, чтобы туда попасть, требуется подтверждение страны происхождения. Процесс подтверждения страны-происхождения – это элемент системы таможенно-тарифного регулирования.

Страна происхождения подтверждается сертификатом формы А, который является унифицированным международным документом. Этот сертификат выдается страной-экспортером или подтверждается консульством страны-экспортера. По положениям ГАТТТ страной происхождения является страна, где экспортный товар был произведен полностью или где была обеспечена его сборка более, чем на 50%. В случае недостоверности этого документа или если нельзя подтвердить страну происхождения, в некоторых странах базовая ставка импортной пошлины автоматически увеличивается в 2 раза.

В национальной практике некоторых стран есть процедуры, которые разрешают повторно подтверждать сертификат происхождения.


3.       Таможенная стоимость ввозимого товара (его оценка).

Таможенная оценка регламентируется 7ой статьей ГАТТ - кодекс таможенной стоимости. Таможенная оценка необходима для определения базовой основы начисления импортной пошлины и определения других видов таможенных платежей. Смысл данной статьи: таможенная стоимость должна основываться на фактической стоимости ввозимой продукции, которая складывается за счет трансакционной цены и суммы издержек. Таможенная стоимость не может определяться на базе производственных фиктивных оценок, на основе стоимости национальной продукции страны-импортера и поэтому в состав таможенной стоимости входит цена, по которой данный товар или аналогичный ему товар предполагается к продаже в конкретном месте и в конкретное время на условиях свободной конкуренции и путем тех форм и методов купли-продажи, которые используются в международной торговле.

Кодекс таможенной стоимости устанавливает методику определения, в составе которой было установлено 6 методов определения таможенной стоимости: 5 из них – для участников ВЭД-импортеров; а 6-0й – для таможенных органов (резервный), которым они могут воспользоваться в том случае, когда первые 5 методов отклоняются таможенными органами.

Таможенная стоимость является базой начисления для всех таможенных платежей. Таможенная стоимость указывает на реальную цену импортируемого товара. Таможенная оценка осуществляется в соответствии с ГАТТ, что указывает на унифицированный подход к этой проблеме.

Кодекс ГАТТ по таможенной стоимости установил единообразную и нейтральную систему оценки импортируемых товаров для таможенных целей, запрещая тем самым производственный характер таможенной оценки товаров и фиктивные показатели.

Принцип таможенной оценки основан на цене сделки и именно этот принцип является основным методом определения таможенной стоимости. Цена сделки – это реально уплаченная или подлежащая оплате стоимость за импортируемый товар. Однако в цену сделки может включаться целый ряд дополнительных издержек покупателя, а также продавца на протяжении всего процесса продвижения товара к импортеру. К ним относятся:

*         комиссионные и агентские расходы посреднических структур;

*         брокерские расходы;

*         расходы на лицензированное вознаграждение;

*         издержки, связанные со стоимостью упаковки;

*         самого процесса упаковки;

*         расходы, связанные со стоимостью контейнеров, в которых перевозится груз;

*         экспедиторские, разгрузочные, складочные, транспортные расходы.

Вся совокупность возможных расходов распределяется на 4 группы:

1.        Расходы экспортера-производителя (производственные расходы).

2.        Все другие издержки экспортера, которые имели место до момента пересечения таможенной границы страны-экспортера (страхование, льготы, квоты).

3.        Расходы, связанные с перемещением грузов между таможенными границами страны-экспортера и страны-импортера (транспортные расходы и связанное с ними страхование).

4.        Издержки, которые могут иметь место в стране-импортере.

Основной метод, который используется кодексом ГАТТ из возможных 6 методов определения таможенной стоимости, - это оценка таможенной стоимости по цене сделки с ввозимым товаром. Все остальные методы используются в строгой последовательности, в которой они зафиксированы в кодексе, и в том случае, если этот метод не удовлетворяет требованиям таможенных органов. Кодекс также определяет, в каких случаях заявители таможенной стоимости (декларанты) могут использовать 1ый метод. В числе таких критериев названы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ