Основы менеджмента
Основы менеджмента
Основы менеджмента.
Конспект лекций.
Содержание:
Введение. Основные понятия.............................................................................................................................................. 5
Принятие решения в организации..................................................................................................................................... 7
Организация взаимодействий
муниципальными подразделениями и другими субъектами. 10
Построение организации..................................................................................................................................................... 11
Мотивация в менеджменте.................................................................................................................................................. 12
Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14
Производственная группа =
Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14
Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14
Руководство: власть и личное
влияние................................................................................................................... 15
Понятие баланса власти...................................................................................................................................................... 15
4 системы в стиле лидерства
Лайнерда...................................................................................................................... 16
Решетка стилей лидерства Блейка
и Мутона......................................................................................................... 16
Ситуационная модель Фидлера....................................................................................................................................... 17
Теория «жизненного цикла». Поля
Херси и Кена Бланмара.......................................................................... 17
Модель принятия решений
Врума-Йеттона............................................................................................................... 18
Конфликт. Управление конфликтом
в организации........................................................................................ 18
Понятие стресса......................................................................................................................................................................... 21
Обеспечение эффективной
деятельности организации............................................................................... 22
Управление производством.
Основные понятия............................................................................................... 24
Цепь производственных
потребностей потребителя...................................................................................... 25
Автоматизированные склады и ГПС............................................................................................................................ 26
Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28
Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28
Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29
Планирование материальных потерь
по системе MRP.................................................................................... 29
Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................... 29
Управление производительностью
(комплексный подход)..................................................................... 30
Сетевые графики......................................................................................................................................................................... 32
Поиск резервов
производительности труда.......................................................................................................... 34
Способы поиска резервов производительности труда................................................................................ 35
Оптимальное управление трудовой
нагрузкой.................................................................................................. 37
Имитационное моделирование в
менеджменте.................................................................................................. 38
Интенсивное и экстенсивное
развитие организации..................................................................................... 39
Введение. Основные понятия.
Организация – это открытая система
взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.),
работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём
распоряжении ресурсы:
1) финансовые ресурсы;
2) материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
3) людские ресурсы;
4) информационные ресурсы;
5) временные ресурсы.
Управление – это процесс распределения и
движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее
разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Адаптивное
управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде)
управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся
ситуации.
Организации бывают формальными
и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с
заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют
заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные
организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов,
симпатий и т.п.
Существуют так
называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.
Дерево иерархии:
Высшее звено управления
Среднее звено управления
Низшее звено управления
Соответственно
руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев
управления.
Внешние
факторы (экономические, психологические, культурные)
Цели,
задачи
Результаты
Ресурсы
Искусство менеджера заключается в том, чтобы
при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат.
Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.
Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).
Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги
в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не
занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от
менеджера.
Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией
работ с комплексом ресурсов.
В теории менеджмента
существуют следующие школы управления:
1)
Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;
2)
«Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его
чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы
производительности труда;
3)
«Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные
бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;
4)
«Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе.
Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности.
Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими,
психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;
5)
«Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация
управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.
Существует несколько
подходов в управлении:
1)
процессный подход:
управление рассматривается как процесс, например планирование, организация,
мотивация, контроль;
2)
системный подход: обозначаются цели, задачи в
показательной форме, строится дерево цели:
система
разбивается на подсистемы, организация на подразделения;
3)
ситуационный подход:
анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях,
исследуется динамика изменения этих результатов.
Существует
внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное
окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими
целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и
власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели,
государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и
нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический
прогресс, состояние экономики, политический фактор.
Качество управления
зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации
могут быть:
–
по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);
–
по восходящей (команда с низшего уровня на высший);
–
коммуникации между подразделениями, секциями,
отделами;
–
коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;
–
коммуникации между руководителями;
–
неформальные коммуникации (на основе дружеских
отношений);
–
невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).
Решение – это результат или действие,
произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым
(прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать
решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы
принятия решений.
Процесс принятия
решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три
альтернативы А1, А2, А3, имеются условия,
которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.
Пример:
вероятность 0,6 вероятность 0,4
Р1 Р2
А1
5 3
А2
4 1
А3
2 1
Балл обозначает
эффективность.
Показатель:
Е1=5*0,6+3*0,4=4,2
Е2=4*0,6+1*0,4=2,8
=> Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.
Е3=2*0,6+1*0,4=1,6
Если вероятность
наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то
применяют критерии из теории игр:
1)
Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк
матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают
максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная
альтернатива – max max aij;
2)
Правило пессимиста (консервативного игрока):
Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда
необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают
минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное; б) min
max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего
максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из
выбранных максимальных выбирают минимальное;
3)
Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила
оптимиста и пессимиста.
α*max
max aij+(1-α)*max min aij
где α – коэффициент значимости;
4)
Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают
средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему
определяется альтернатива.
Применяя эти
правила, уходят от наихудших результатов.
Пример:
х1
3х
1х 4х
6х
2х 5х
7х
х2
1)
Фиксируем множество Парето.
2)
Из множества выделенных объектов выделяем те,
которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины
х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.
3)
Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для
этого применяем предыдущий метод.
Для принятия решений часто используются:
1)
теория массового обслуживания;
2)
методы линейного программирования;
3)
методы нелинейного программирования;
4)
метод динамического программирования;
5)
анализ безубыточности;
6)
причинно-следственное моделирование (позволяет
определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный
результат);
7)
измерение общественного мнения (измеряя
общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той
или иной фирмы);
8)
измерение мнения торговых агентов.
Выгоды от
использования информации могут быть:
В
В В
PЭ
PЭ PЭ PЭ – расход энергии.
Э
∆Р РР(PЭ)
Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее
управлять такой системой.
Планирование делится
на стратегическое, оперативное и рабочее.
Стратегия – это план
для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется
причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое
планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1
года.
Стратегия
планирования делится на:
1)
Стратегическое планирование ограниченного роста (от
достигнутого + инфляция).
2)
Стратегия планированного роста (назначается прирост
%).
3)
Стратегия сокращения (сокращение функций
организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и
т.д.).
Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение
цели.
При реализации
стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика
– это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику
целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры,
завоевание общественного мнения, и т.д.).
Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.
Правило планирования
– это соответствие вопроса и ответа.
Бюджет
организации – метод распределения ресурсов для
достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.
Часто используется
метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих
событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.
Прогнозирование
делится на краткосрочное и долгосрочное.
Краткосрочное планирование:
Vпродаж
dx
t
Мы сглаживаем
известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания
α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого
α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное
абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток
времени для оптимального варианта.
Краткосрочное
прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой
скоропортящихся товаров.
Долгосрочное прогнозирование:
Долгосрочное
прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.
5
Vпродаж
3
усреднённый тренд
4
1 2
t
Основным недостатком является то, что при
усреднении ряд укорачивается.
Организация
взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования
ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование
– это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность
– это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и
предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это
ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с
документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и
влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие
– один начальник на n подчинённых.
Типы полномочий:
1)
Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными
решениями штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;
2)
Рекомендательные – полномочия экспертов,
аналитиков, помощников и т.п.;
3)
Обязательное согласование штаба с линейными
руководителями;
4)
Параллельные – с правом отклонения решения
линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;
5)
Функциональные – предлагают или запрещают
какие-либо действия;
6)
Линейные – внутри аппарата.
Основными являются
линейные полномочия.
Принцип
соответствия: полномочия и власть должны
соответствовать уровню ответственности за выполнение задач
.
Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями
команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным
подбором кадров.
Департаментализация
– процесс деления организации на части с определением
задач, прав и обязанностей.
Типы структур
организаций:
1)
Функциональная (деление по функциям).
2)
Дивизиональная (организация делится на дивизионы по
типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).
3)
Структуры, ориентированные на покупателей
(универмаг, центры обслуживания).
4)
Адаптивная и органическая (структура, быстро
приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).
5)
Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не
думая о взаимосвязи с другими субъектами).
6)
Проектная организация – это временная структура для
решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.
7)
Матричная организация – это организация, которая
обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных
проектов.
8)
Организация конгломератного типа – это структура
смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум,
ассоциация, союз, и т.д.).
9)
Централизованная организация – это многоуровневая
иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи
команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.
10) Децентрализованная организация – это организация с автономными
подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и
питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с
центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у
автономии.
Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений;
достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого
подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ
подразделений.
Классификация
структур управления:
а) Линейная структура управления:
б) Линейно-функциональная структура:
в) Линейно-штабная структура:
Причины организации штаба: 1) для организации
выпуска новой продукции; 2) для реализации инновационных проектов; 3) для
реализации стратегии повышения качества, и т.д.
г) Матричная структура.
Остальные структуры – комбинация предыдущих.
На выбор структуры управления влияют: 1)
стоящие задачи; 2) имеющиеся в наличии ресурсы; 3) окружающая среда
(поставщики, конкуренты), и т.д.
Мотивация – процесс побуждения к труду.
Теории мотивации:
1)
«Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей
природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким
образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость
постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за
хороший труд.
2)
«Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека действовать, работать.
3)
«Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе труда.
Разновидности
теории:
1)
«Теория мотивации Врума»:
Мотивация =
Ожидаемые * Ожидаемое * Ценность
результаты вознаграждение вознаграждения
2)
«Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно
так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми.
3)
Осознание своей
роли в процессе труда
|
|
Способности,
особенности человека, его характер
|
|
Степень
удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения
|
|
Внутреннее вознаграждение
|
|
«Модель Портера-Лоулера»:
Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории
справедливости.
Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по
полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение.
Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и
получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание
своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его
характер.
Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи
усилия с ценностью вознаграждения.
Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.
Потребности: 1) Первичные (физиологические);
2) Вторичные (психологические).
Потребности по
Маслоу:
Потребность
в
самовыражении
Потребность
в
уважении
Социальные
потребности
Потребность
в безопасности и уверенности
в
будущем
Физиологические потребности
Переход с уровня на уровень снизу вверх.
Человек может остановиться в развитии на каком-то одном уровне.
Теория
потребностей Макклелинда:
Существует 3 группы
потребностей: 1) Потребность во власти; 2) Потребность в успехе; 3)
Потребность в причастии к какому-либо делу.
Человек в процессе
своего личностного роста переходит из одной группы в другую.
Закон результата:
Степень удовлетворения, полученная при достижении
цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем.
Гурцберг предложил
свою двухфакторную модель:
—
Первый фактор – численнический фактор: политика
фирмы, администрация, условия работы, заработок, степень контроля за работой,
межличностные взаимоотношения.
—
Второй фактор – мотивационный фактор: успех,
передвижение по службе, признание, уважение, возможность самостоятельно
принимать решения, рисковать, возможность творческой работы.
Групповая
динамика – это изменение поведенческих реакций
индивидуумов в зависимости от состава группы, изменение поведения группы в
зависимости от изменения поведения индивидуума (индивидуумов). Группа
характеризуется: а) числом членов; б) статусами; в) ролями членов группы.
Группы делятся на формальные и неформальные. Группы можно разделить на группы
руководителей и группы исполнителей (работников).
Хорд-Торнский эффект показал важность
психологической совместимости членов группы, важность оптимального числа членов
группы, важность социальных факторов. Всё это повлияло в эксперименте на
производительность труда.
Страницы: 1, 2, 3
|