бесплатные рефераты

Основы менеджмента

Основы менеджмента










 

 

 

 

 

Основы менеджмента.

Конспект лекций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

























































Содержание:

Введение. Основные понятия.............................................................................................................................................. 5

Принятие решения в организации..................................................................................................................................... 7

Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.         10

Построение организации..................................................................................................................................................... 11

Мотивация в менеджменте.................................................................................................................................................. 12

Понятие групповой динамики......................................................................................................................................... 14

Производственная группа = Руководитель + Подчинённый....................................................................... 14

Модель Команса......................................................................................................................................................................... 14

Руководство: власть и личное влияние................................................................................................................... 15

Понятие баланса власти...................................................................................................................................................... 15

4 системы в стиле лидерства Лайнерда...................................................................................................................... 16

Решетка стилей лидерства Блейка и Мутона......................................................................................................... 16

Ситуационная модель Фидлера....................................................................................................................................... 17

Теория «жизненного цикла». Поля Херси и Кена Бланмара.......................................................................... 17

Модель принятия решений Врума-Йеттона............................................................................................................... 18

Конфликт. Управление конфликтом в организации........................................................................................ 18

Понятие стресса......................................................................................................................................................................... 21

Обеспечение эффективной деятельности организации............................................................................... 22

Управление производством. Основные понятия............................................................................................... 24

Цепь производственных потребностей потребителя...................................................................................... 25

Автоматизированные склады и ГПС............................................................................................................................ 26

Планировка в производстве............................................................................................................................................... 28

Нормирование труда................................................................................................................................................................ 28

Планирование выпуска продукции............................................................................................................................. 29

Планирование материальных потерь по системе MRP.................................................................................... 29

Учётно-плановые графики Ганта................................................................................................................................... 29

Управление производительностью (комплексный подход)..................................................................... 30

Сетевые графики......................................................................................................................................................................... 32

Поиск резервов производительности труда.......................................................................................................... 34

Способы поиска резервов производительности труда................................................................................ 35

Оптимальное управление трудовой нагрузкой.................................................................................................. 37

Имитационное моделирование в менеджменте.................................................................................................. 38

Интенсивное и экстенсивное развитие организации..................................................................................... 39

 




















































Введение. Основные понятия.


Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:

1)    финансовые ресурсы;

2)    материальные ресурсы (оборудование и т.п.);

3)    людские ресурсы;

4)    информационные ресурсы;

5)    временные ресурсы.

Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.

Адаптивное управление – это приспосабливающееся к новой обстановке (окружающей среде) управление с изменением планов и моделей в зависимости от складывающейся ситуации.

Организации бывают формальными и неформальными. Формальные организации строятся в соответствии с заранее заданной структурой управления. В формальных организациях действуют заранее запланированные связи между подразделениями, людьми и т.д. неформальные организации образуются и действуют спонтанно, на основе личных контактов, симпатий и т.п.

Существуют так называемые уровни управления – это уровни в дереве иерархии.


Дерево иерархии:

Высшее звено управления



 


Среднее звено управления



 



Низшее звено управления

 

 

 

 

Соответственно руководители делятся на руководителей высшего, среднего и низшего звеньев управления.

           Внешние факторы (экономические, психологические, культурные)

Объект управления

 
Цели, задачи                                             

                                                                     Результаты

 


    Ресурсы







Искусство менеджера заключается в том, чтобы при изменении внешних факторов получить заранее запланированный результат. Важно, чтобы цель была поставлена в цифровой, показательной форме.

Предприниматель – это организатор чего-то нового (идеи, товара и т.п.).

Бизнесмен – это человек, имеющий своё дело. Бизнесмен может один вложить деньги в какое-либо мероприятие, ценные бумаги, инвестировать проект и т.д., не занимаясь рутинной работой в этом деле. Последнее замечание отличает его от менеджера.

Менеджер – это человек, работающий в организации и занимающийся организацией работ с комплексом ресурсов.

В теории менеджмента существуют следующие школы управления:

1)              Классическая (традиционная) школа управления: Рабочий представлялся как орудие труда в целях максимизации прибыли;

2)              «Доктрина человеческих отношений» (30-40гг.): Учитываются психологические факторы работника, его чувства, эмоции, взаимоотношения с коллективом. В этом стали видеть резервы производительности труда;

3)              «Эмпирическая школа управления»: Основывается на практике управления. Представители – крупные бизнесмены, менеджеры, получившие определённый результат в своей деятельности;

4)              «Школа социальных систем»: Внимание акцентируется на взаимоотношении человека в коллективе. Исследуется процесс формирования рабочих групп оптимальной численности. Исследуется корреляция – статистическая связь между этническими, психологическими, возрастными, половыми факторами и производительностью труда;

5)              «Новая школа управления»: Основывается на математических методах экономики. Реализация управления на базе вычислительной техники, компьютерных сетей и т.д.


Существует несколько подходов в управлении:

1)          процессный подход: управление рассматривается как процесс, например планирование, организация, мотивация, контроль;


2)          системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме, строится дерево цели:











система разбивается на подсистемы, организация на подразделения;


3)          ситуационный подход: анализируются результаты деятельности организации в различных ситуациях, исследуется динамика изменения этих результатов.

Существует внутренняя среда организации, внешняя среда организации и международное окружение. Внутренняя среда определяется структурой самой организации, стоящими целями и задачами, технологиями производства, распределением полномочий и власти. Внешняя среда – это поставщики ресурсов, конкуренты, покупатели, государство и его структуры. К внешней среде относится культура морали и нравственности, религиозные особенности народа, профсоюзы, научно-технический прогресс, состояние экономики, политический фактор.























Качество управления зависит в большой степени от связующих процессов или коммуникаций. Коммуникации могут быть:

–        по нисходящей (команды с высшего уровня на низший);

–        по восходящей (команда с низшего уровня на высший);

–        коммуникации между подразделениями, секциями, отделами;

–        коммуникации типа: руководитель – рабочая группа;

–        коммуникации между руководителями;

–        неформальные коммуникации (на основе дружеских отношений);

–        невербальные коммуникации (жесты, мимика и т.д.).



Принятие решения в организации.


Решение – это результат или действие, произведённое на основе анализа информации и ведущее к планируемым (прогнозируемым) результатам в работе организации. Необходимо учиться принимать решения в условиях неопределённости и риска. Существуют специальные методы принятия решений.

Процесс принятия решений может быть формализован. Например, предположим, что имеются три альтернативы А1, А2, А3, имеются условия, которые могут произойти или не произойти в будущем: Р1, Р2.

Пример:


                         вероятность 0,6                          вероятность 0,4

                                   Р1                                                 Р2


А1                                5                                                  3

А2                                4                                                  1

А3                                2                                                  1


Балл обозначает эффективность.

Показатель:

Е1=5*0,6+3*0,4=4,2

Е2=4*0,6+1*0,4=2,8            => Еmax=Е1 => Первое решение оптимально.

Е3=2*0,6+1*0,4=1,6


Если вероятность наступления условия определить сложно (или Р1=Р2=0,5), то применяют критерии из теории игр:

1)      Правило оптимиста (азартного игрока): Из строк матрицы выбирается максимальные элементы, из выбранных максимальных выбирают максимальное, по нему определяется оптимальная строка и оптимальная альтернатива – max max aij;

2)      Правило пессимиста (консервативного игрока): Возможны две комбинации: а) max min aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего наименьшего элемента. В каждой строке выбирают минимальный элемент, из выбранных минимальных выбирают максимальное;  б) min max aij – применяется, когда необходимо уйти от наихудшего максимального элемента. В каждой строке выбирают максимальный элемент, из выбранных максимальных выбирают минимальное;

3)      Правило Гурвица: аддитивная комбинация правила оптимиста и пессимиста.

         α*max max aij+(1-α)*max min aij

        где α – коэффициент значимости;

4)      Правило Лапласа: в строках матрицы рассчитывают средние элементы, из рассчитанных средних выбирается максимальное и по нему определяется альтернатива.


Применяя эти правила, уходят от наихудших результатов.

Пример:

    х1

          3х

  

          1х   4х   6х


          2х   5х   7х

                                     х2

1)      Фиксируем множество Парето.

2)      Из множества выделенных объектов выделяем те, которые находятся на правой верхней границе множества (3,4,6,7), у них величины х1 и х2 максимальны. 3, 4, 6, 7 – множество Парето.

3)      Из этого множества выделяем одно оптимальное. Для этого применяем предыдущий метод.

Для принятия решений часто используются:

1)      теория массового обслуживания;

2)      методы линейного программирования;

3)      методы нелинейного программирования;

4)      метод динамического программирования;

5)      анализ безубыточности;

6)      причинно-следственное моделирование (позволяет определить, насколько каждый из факторов производства влияет на конечный результат);

7)      измерение общественного мнения (измеряя общественное мнение можно определить критические факторы успеха в работе той или иной фирмы);

8)      измерение мнения торговых агентов.

Выгоды от использования информации могут быть:

В                                         В                                         В

 







                            PЭ                                       PЭ                                     PЭ         PЭ – расход энергии.

                               Э













                                                                             ∆Р                                                   РР(PЭ)


Чем площадка ∆Р уже, тем сложнее управлять такой системой.

Планирование делится на стратегическое, оперативное и рабочее.

Стратегия – это план для обеспечения миссии и достижения долгосрочных целей. Миссия определяется причиной её существования, связанной с потребностями общества. Стратегическое планирование обычно осуществляется на срок от 1 до 5 лет, оперативное – до 1 года.

Стратегия планирования делится на:

1)      Стратегическое планирование ограниченного роста (от достигнутого + инфляция).

2)      Стратегия планированного роста (назначается прирост %).

3)      Стратегия сокращения (сокращение функций организаций, объёмов производства, продаж, персонала, финансов, аппарата и т.д.).


Тактика – это целенаправленное и запланированное действие, направленное на достижение цели.

При реализации стратегических и оперативных планов очень важно вести правильную политику. Политика – это искусство, возможно, один из способов влияния на ход или динамику целенаправленного процесса различными средствами и методами (переговоры, завоевание общественного мнения, и т.д.).

Процедура – последовательность действий в конкретной ситуации.


Правило планирования – это соответствие вопроса и ответа.


Бюджет организации – метод распределения ресурсов для достижения цели. Бюджет состоит из двух статей – расходной и доходной.

Часто используется метод управления по целям, который заключается в прогнозировании будущих событий и разработке ряда мероприятий в целях совершения этих событий.

Прогнозирование делится на краткосрочное и долгосрочное.

Краткосрочное планирование:

 


  Vпродаж

 

 

 

 

                                        dx




                                                                                  t


Мы сглаживаем известный статистический ряд с моделированным рядом с коэффициентом сглаживания α. Ищем отклонения dx. Суммируем эти отклонения. Повторяем это для другого α. Находим теоретический ряд с оптимальным α, при котором суммарное абсолютное отклонение минимально. Делаем прогноз на следующий промежуток времени для оптимального варианта.

Краткосрочное прогнозирование оправдывается в розничной торговле с большой номенклатурой скоропортящихся товаров.

 

Долгосрочное прогнозирование:

Долгосрочное прогнозирование заключается в определении тенденций статистического ряда.

                                                           5

   Vпродаж

                                                                  3

 


                                                                                                             усреднённый тренд

                                                                                                 4

                                1                      2



                                                                            t


Основным недостатком является то, что при усреднении ряд укорачивается.


Организация взаимодействий муниципальными подразделениями и другими субъектами.


Организация взаимодействий осуществляется с помощью полномочий, делегирования ответственности, власти, согласований, принципов единоначалия, аппарата. Делегирование – это передача полномочий и ответственности за выполнение задачи. Ответственность – это обязательность выполнения задачи, закреплённая документально и предусматривающая санкции за просчёты и ошибки. Полномочия – это ограниченные права использования пяти видов ресурсов в соответствии с документальными нормами. Власть – реальная способность действовать и влиять на ситуацию. Можно иметь власть, но не иметь полномочий. Единоначалие – один начальник на n подчинённых.

Типы полномочий:

1)      Аппаратные (штабные) – связаны с колинеальными решениями  штаба или какого-либо аппарата, обычно ограниченные консультативно;

2)      Рекомендательные – полномочия экспертов, аналитиков, помощников и т.п.;

3)      Обязательное согласование штаба с линейными руководителями;

4)      Параллельные – с правом отклонения решения линейного руководства, служат для уравновешивания власти и исключения ошибок;

5)      Функциональные – предлагают или запрещают какие-либо действия;

6)      Линейные – внутри аппарата.

Основными являются линейные полномочия.


Принцип соответствия: полномочия и власть должны соответствовать уровню ответственности за выполнение задач

 

.

Построение организации.


Бюрократия – это чётко отлаженная форма разделения труда с иерархией власти и цепями команд в организации с зафиксированными нормами поведения и профессиональным подбором кадров.

Департаментализация – процесс деления организации на части с определением задач, прав и обязанностей.

Типы структур организаций:

1)      Функциональная (деление по функциям).

2)      Дивизиональная (организация делится на дивизионы по типу выпускаемой продукции, по регионам и т.д.).

3)      Структуры, ориентированные на покупателей (универмаг, центры обслуживания).

4)      Адаптивная и органическая (структура, быстро приспосабливающаяся к меняющимся условиям потребности на рынке).

5)      Механическая (каждый субъект решает свою задачу, не думая о взаимосвязи с другими субъектами).

6)      Проектная организация – это временная структура для решения конкретной задачи, реализации какого-либо проекта.

7)      Матричная организация – это организация, которая обеспечивает однотипное управление и последовательности работ для разных проектов.

8)      Организация конгломератного типа – это структура смешанного типа, возникающая в зависимости от ситуации (прим.: консорциум, ассоциация, союз, и т.д.).

9)      Централизованная организация – это многоуровневая иерархическая структура, управляемая из центра посредством скалярной цепи команд, оставляющая за собой большую часть полномочий.

10)  Децентрализованная организация – это организация с автономными подразделениями, независимыми и хозяйствующими, как правило, самостоятельно и питающееся частью ресурсов из центра; взаимодействие и распределение прибыли с центром регулируется с помощью договоров и контрактов. Основные полномочия – у автономии.


Интеграция – это процесс достижения единства усилий всех подразделений; достижение цели одного подразделения зависит от достижения цели другого подразделения. Таким образом, наблюдается взаимозависимость результатов работ подразделений.


Классификация структур управления:

Начальник цеха 3

 

Начальник цеха 2

 

Начальник цеха 1

 

Директор

 
а) Линейная структура управления:



















Начальник участка 1

 

Начальник участка 2

 

Начальник цеха 2

 

Охрана труда

 

Главный энергетик

 

Начальник цеха 1

 

Президент

 
б) Линейно-функциональная структура:













Штаб

 

Президент

 

Начальник участка 2

 

Начальник участка 1

 

Начальник цеха 2

 

Охрана труда

 

Главный энергетик

 

Начальник цеха 1

 
в) Линейно-штабная структура:














Причины организации штаба: 1) для организации выпуска новой продукции;  2) для реализации инновационных проектов;  3) для реализации стратегии повышения качества, и т.д.


г) Матричная структура.

Остальные структуры – комбинация предыдущих.

На выбор структуры управления влияют: 1) стоящие задачи;  2) имеющиеся в наличии ресурсы;  3) окружающая среда (поставщики, конкуренты), и т.д.

Мотивация в менеджменте.


Мотивация – процесс побуждения к труду.

Теории мотивации:

1)              «Политика кнута и пряника»: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.

2)              «Содержательная теория мотивации»: Потребности заставляют человека действовать, работать.

3)              «Процессуальная теория мотивации»: Мотивация возникает в процессе труда.

Разновидности теории:

1)      «Теория мотивации Врума»:

Мотивация = Ожидаемые  *       Ожидаемое    *    Ценность

                      результаты     вознаграждение    вознаграждения

2)      «Теория справедливости»: Люди субъективно ощущают справедливость вознаграждения за труд. Важно так оплачивать труд, чтобы сгладить возникающие ощущения между людьми.

3)     

 

Осознание своей роли в процессе труда

 

Способности, особенности человека, его характер

 

Степень удовлетворения, чувство компетентности, самоуважения

 

Затраченные усилия

 

Полученные результаты

 

Внутреннее вознаграждение

 

Внешнее вознаграждение

 
«Модель Портера-Лоулера»:

















Модель представляет собой синтез теории ожидания и теории справедливости.

Из схемы видно, что затраченные усилия влияют на результаты; по полученным результатам человек получает внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешние и внутренние вознаграждения влияют на будущие затраченные усилия и получаемые результаты. На получаемые результаты также влияют: а) осознание своей роли в процессе труда; б) особенности, способности человека, его характер.

Внешнее вознаграждение – оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия с ценностью вознаграждения.

Внутреннее вознаграждение – похвала, продвижение по службе и т.д.



Потребности: 1) Первичные (физиологические);  2) Вторичные (психологические).


Потребности по Маслоу:

 




Потребность

в

самовыражении

 


Потребность

в уважении

 


Социальные потребности

 

 


Потребность в безопасности и уверенности

в будущем

 

Физиологические потребности

 



Переход с уровня на уровень снизу вверх. Человек может остановиться в развитии на каком-то одном уровне.


Теория потребностей Макклелинда:

Существует 3 группы потребностей: 1) Потребность во власти; 2) Потребность в успехе;  3) Потребность в причастии к какому-либо делу.

Человек в процессе своего личностного роста переходит из одной группы в другую.


Закон результата: Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем.

Гурцберг предложил свою двухфакторную модель:

—         Первый фактор – численнический фактор: политика фирмы, администрация, условия работы, заработок, степень контроля за работой, межличностные взаимоотношения.

—         Второй фактор – мотивационный фактор: успех, передвижение по службе, признание, уважение, возможность самостоятельно принимать решения, рисковать, возможность творческой работы.



Понятие групповой динамики


Групповая динамика – это изменение поведенческих реакций индивидуумов в зависимости от состава группы, изменение поведения группы в зависимости от изменения поведения индивидуума (индивидуумов). Группа характеризуется: а) числом членов;  б) статусами;  в) ролями членов группы. Группы делятся на формальные и неформальные. Группы можно разделить на группы руководителей и группы исполнителей (работников).


Производственная группа = Руководитель + Подчинённый

 

Хорд-Торнский эффект показал важность психологической совместимости членов группы, важность оптимального числа членов группы, важность социальных факторов. Всё это повлияло в эксперименте на производительность труда.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ