|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из таблицы видно, что для событий 2 и 3 допустимо опоздание на одну единицу времени – это резерв времени. Для других событий это недопустимо. События, которые имеют резерв времени, равный нулю, находятся на критическом пути. 3) Вычисление минимальных и максимальных сроков начала и окончания работ: Прим: На графике в скобках около события показаны значения минимального и максимального времени наступления события. - минимальное время начала работ, равное минимальному времени наступления предшествующего работе события (первая цифра в скобках около события, от которого идёт стрелка). - максимальное время начала работ, равное разности максимального времени наступления последующего за работой события и времени работы (вторая цифра в скобках около события, к которому идёт стрелка, минус величина t). - минимальное время окончания работ, равное сумме минимального времени наступления предшествующего работе события и времени этой работы (первая цифра в скобках около события, от которого идёт стрелка, плюс величина t). - максимальное время окончания работ, равное максимальному времени наступления последующего за работой события (вторая цифра в скобках около события, к которому идёт стрелка). Резерв времени - разность- или -. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Виды работ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Время работ |
3 |
7 |
5 |
3 |
5 |
6 |
3 |
2 |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
0 |
0 |
0 |
3 |
7 |
3 |
6 |
12 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
0 |
2 |
4 |
7 |
6 |
9 |
12 |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
7 |
5 |
6 |
12 |
9 |
9 |
14 |
13 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
7 |
7 |
7 |
12 |
12 |
12 |
14 |
14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резерв |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
3 |
3 |
0 |
1 |
Из таблицы видно, что для работ 2, 5, 8 резерв времени равен 0. Следовательно, эти работы лежат на критическом пути. Критический путь – это путь, на котором работы имеют нулевой резерв.
Реально на практике продолжительность работ, фактическое их состояние могут изменяться. При этом может изменяться и ожидаемое время наступления события, окончания работ и критический путь. Зная критический путь, руководство может сосредоточиться на тех работах, которые являются решающими с точки зрения сроков окончания всех работ.
Последовательность работы с сетевыми графиками:
1) Определение критического пути.
2) Поиск сокращенного времени работ на этом критическом пути.
3) Пересчёт графика.
4) Повторение предыдущих этапов; с учётом фактического состояния дел стараемся минимизировать резервы времени.
На практике:
1) Решение задач с помощью ЭВМ.
2) Графики составляются для нескольких целей. Соответственно, самое позднее время – это время достижения всех конечных целей, для которых рассчитан сетевой график.
3) С помощью сетевых графиков можно рассматривать варианты распределение других ресурсов (материальных, денежных и т.п.).
4) Сетевой график может рассматриваться с вероятностями наступления тех или иных событий, выполнения тех или иных работ. Основа методики остаётся той же.
В – выручка. Р – рентабельность. ОР – объем ресурсов.
ОП – объём продаж. ИЦ – изменение цены. УИ – удельные издержки.
Ц – цена. З – затраты.
П ИЦ
Р Р
t t
1
П
Из графиков видно, что в варианте А рост рентабельности достигнут за счёт производительности, а в варианте Б – за счёт изменения цены. Каждой компании важно знать, за счёт чего изменяется рентабельность работы.
Способ А: Через анализ потерь работы подразделений.
Этап 1: Формулируются показатели эффективности труда.
Этап 2: Ведётся ежеквартальный учёт этих временных показателей.
Этап 3: Каждому показателю присваивается своя значимость с приведением всех потерь к 100%.
Этап 4: Анализируется динамика потерь в прошлом и текущем кварталах, делаются соответствующие выводы и принимаются организационные решения.
Способ Б: Через анализ временных рядов производительности.
Этап 1: Выявляется динамика производительности работы во времени коллектива из n человек.
Этап 2: Ищутся факторы, повлиявшие на изменение этой динамики.
Этап 3: По результатам анализа кривой производительности для коллектива из n человек рассчитывается будущая производительность для мелких групп исполнителей.
Этап 4: По рассчитанной производительности нормируется труд мелких групп исполнителей, планируется будущая работа.
Этап 5: Производится строгий контроль за планом исполнения.
Способ В: Через анализ временных рядов издержек.
Этап 1: Выявляется динамика издержек по следующим показателям: сырьё и материалы, услуги, затраты на работников, прибыль до уплаты налогов, затраты капитала, выявляется их процентовка.
Этап 2: Рассчитываются следующие отношения для каждого момента времени:
1.
2.
3.
4.
Добавленная стоимость = Стоимость проданных товаров (услуг) – Стоимость приобретенных товаров (услуг)
Этап 3: Строятся динамики этих отношений во времени.
Этап 4: Ищутся резервы для повышения добавленной стоимости и снижения затрат. (Влияние на динамику этих отношений).
Повышать добавленную стоимость можно:
1) за счёт дополнительных стараний компании в области НИР, НИОКР, повышая тем самым конкурентоспособность товара, его новизну и ценность.
2) за счёт дополнительных стараний компании в области технологий, повышая технологичность товара, его надёжность и качество.
3) дополнительными стараниями компании в области производства, снижая потери сырья и материалов, процент брака, повышая культуру производства.
4) дополнительными стараниями компании в области маркетинговых исследований (сегментация рынка, выявление потенциального спроса, совершенствование методов распространения товара, организация оптимальной системы торговли, за счёт рекламных кампаний и т.п.).
5) изменяя структуру управления компании, изменяя её информационную архитектуру, тип управления, снижая издержки на управленческий аппарат, влияя тем самым на производительность, рентабельность и качество продукции.
Способ Г: С помощью анализа показателей работы на одного работника.
Этап 1: Выявление следующих динамических показателей на одного работника:
1. Объём продаж.
2. Прибыль до уплаты налогов.
3. Затраты к добавленной стоимости.
4. Прибыль до уплаты налогов к добавленной стоимости.
5. Затраты на капитал к добавленной стоимости.
Этап 2: Выявленные динамики показателей для подразделения А, сравниваются с аналогичными для подразделения Б. Далее принимаются решения о сокращении или пополнении подразделений, ликвидации, добавления или изменения функций подразделений и кадрового состава, функций и материальной поддержки.
Способ Д: С помощью мониторинга отдач на чистые активы.
Этап 1: Рассчитываются следующие отношения:
1. 2.
Этап 2: Строится точка, соответствующая рассчитанным текущим отношениям (точка ОНЧА).
Этап 3: Планируются новые инвестиции и вложения, прогнозируется изменение положения точки на графике (прогнозируются новые отдачи с капитальных активов и с вложений в трудовые ресурсы).
Этап 4: Фиксируются реальные отдачи и сравниваются с ранее запрогнозированными.
Этап 5: Делаются соответствующие организационные выводы, принимаются организационные решения, планируются новые инвестиции и вложения, прогнозируются новые отдачи.
Цель мониторинга – достичь максимальных отдач с капитальных активов и трудовых ресурсов. Это соответствует правой верхней зоне на графике. При этом отдача с чистых активов и трудовых ресурсов будет максимальна.
ДС/СКА
3
2 Б 1
А ДС/ЗТР
Как видно из рисунка в подразделениях 3 и 2 согласно прогнозу повысится ОНЧА благодаря инвестициям как в капитальные активы, таки трудовые ресурсы. Однако подразделение 3 предполагает вложить больше средств в трудовые ресурсы, чем подразделение 2. Для подразделения 1 показатель ОНЧА будет приблизительно на одном уровне, так как отдача с вложений в трудовые ресурсы падает, а отдача с вложений в капитал равнорастёт. На рисунке заштрихованный прямоугольник – максимальная отдача с трудовых ресурсов и с капитальных активов.
Управление трудовой нагрузкой заключается в:
— планировании нагрузки (на основании нормированного труда).
— выполнении планов по нагрузке с оперативным принятием решений по недогрузке и перегрузке.
— контроле за выполнением планов.
Рабочая нагрузка
(количество работников)
170
150
130
t
Из графика видно, что 150 работников могут выполнять работу 170-и и 130-и человек. В первом случае рабочая нагрузка увеличивается, во втором уменьшается.
Когда возникает перезагрузка можно:
1) арендовать дополнительный персонал для выполнения работ;
2) использовать имеющихся работников и платить им за сверхурочные работы;
3) продавать сверхурочные операции.
При недогрузке можно:
1) продавать время простоя для выполнения других работ;
2) получать дополнительную нагрузку;
3) переключить персонал на выполнение других работ.
Японская стратегия развития фирмы в основном базируется на:
— повышении ценности товара;
— повышении его качества.
Ценность товара характеризуется отношением его характеристик к его цене. Качество товара становится критическим фактором успеха фирмы.
У японцев кружки качества решают не только проблемы качества, но и другие проблемы.
Nпп
Проблема
Значимость, %
1
Качество продукции
22
2
Эффективность производства (произв-сть, рентабельность)
12
3
Издержки производства
11
4
Использование (загрузка) оборудования
10
5
Моральный (психологический) климат в коллективе
10
6
Контроль за производством
9
7
Дисциплина, прогулы
8
8
Безопасность труда
4
9
Обучение персонала
3
10
Прочие проблемы
11
Принцип работы кружков качества:
1. Добровольность вступления.
2. Добровольность выбора проблемы.
3. Необходимость предварительного обучения перед вступлением в кружок.
4. Добровольность объединения в кружках.
5. Руководитель кружка может назначаться администрацией или выбираться членами самого кружка.
Обучение ведётся на 4-х уровнях:
1. Менеджеры и профессиональные руководители.
2. Координаторы работ.
3. Руководители кружков качества.
4. Члены кружков качества.
Обучение перед вступлением в кружки качества основывается на следующих вопросах:
ü Предпосылки и мотивационные аспекты возникновения проблемы
ü Предание труду творческого характера
ü Постановка проблем и методов их разрешения
ü Анализ и методика решения проблемы
ü Методы управления
ü Примеры хозяйственных ситуаций, приобретение навыков управления, деловые игры
Имитационное моделирование в менеджменте применяют в бизнес планировании, управлении производством, анализа безубыточности и т.д.
Примеры:
1. Имитационное моделирование при составлении бизнес планов.
Этап 1: имитируются объёмы продаж во времени относительно тренда.
Vпр Тренд должен соответствовать или жизненному циклу товара или какой-либо стратегии развития объёмов продаж.
t
Этап 2: имитируется динамика цен во времени на какой-либо вид товара.
Ц
t
Этап 3: имитируется динамика себестоимости во времени на единицу товара.
Сед
t
Зная все эти графики можно построить графики выручки, затрат, прибыли и рентабельности во времени. В более сложных случаях ищется корреляционная зависимость между ценой и объёмом продаж. По результатам анализа корреляционных прямых эластичности спроса имитируются во времени цены и объёмы продаж. Далее рассчитываются полные затраты, прибыль и рентабельность.
Бизнес план должен быть объективным и не преукрашивать ситуацию
2. Имитационное моделирование в управлении производством.
Имитационное моделирование в управлении производством применяется для планирования загрузки и ремонта оборудования.
Частота выхода из строя
Часы работы
Зная будущие часы выхода из строя оборудования можно в среднем планировать закупку запасных частей, ремонт, профилактику, обслуживание и т.п.
3
Эффект
I II
2 4
Ресурсообеспечение
1 5
I – показывает, что имеется недостаток ресурсного обеспечения (топливо, сырьё, материалы и т.д.).
II – показывает, что имеется избыток материалов (сырьё, оборудование, рабочая сила и т.д.).
Всё это ведёт к увеличению затрат на приобретение, содержание, хранение и, как следствие – к снижению эффекта. Наиболее благополучная ситуация когда предприятие попадает в точку 3 или около неё. В этом случае эффект максимален, а ресурсное обеспечение максимально по своему объёму.
Любая организация может построить свою оптимизационную кривую по итогам прошлой работы. Оптимизационные кривые можно строить для какого-то одного момента времени, или для одного периода времени. Со временем рост потребностей приводит к увеличению объёмов производства и соответственно к росту дополнительных ресурсов. Соответственно должен быть выше и эффект.
Эmax B
∆Эmax А t2
t1
Р
∆Ропт
Соответствие параметров ∆Ропт и ∆Эmax обуславливает направление экономического роста. Если ∆Эmax>∆Ропт, то производственная система по интенсивному пути. Если ∆Эmax<∆Ропт, то производственная система развивается по экстенсивному пути. Если ∆Эmax=∆Ропт, то наблюдается пограничная ситуация.
Оптимальное управление заключается в том, чтобы целенаправленно, планомерно перемещаться из точки А в точку В с условием, что ∆Эmax>∆Ропт.
3 2
1
1 – экстенсивное развитие организации – эффект растёт медленнее, чем расход ресурсов.
3 – интенсивное развитие организации – эффект растёт быстрее ресурсного обеспечения.
2 – пограничная ситуация.
Области, находящиеся под каждой кривой определяют все возможные множества вариантов развития организации (над 2 – интенсивное развитие, под 2 – экстенсивное). Переход из области экстенсивного развития в область интенсивного развития требует реализации комплекса экономико-организационных и научно-технических мероприятий.
Управление усложняется если ∆Р мала (см.стр.9).