Основы менеджмента
Групповые эмоции влияют на эффективность
взаимодействия и как следствие на деятельность индивидуумов.
Групповое
мышление – это мышление отличное от индивидуального и
присущее только конкретной группе с её конкретной численностью, статусом и
ролями. Статус членов группы определяется их властными полномочиями.
Зачастую требуется
создание специальных комитетов. Комитеты могут быть целевыми и постоянными.
Целевой комитет – это группа внутри организации, которая делегирует полномочия для
выполнения какого-либо задания с определённой целью. Группа организуется временно
для достижения определённой цели. Например: реорганизация организации, контроль
за использованием средств и ресурсов, поиск резервов, повышение качества,
инновационные процессы и т.д.
Постоянный
комитет – это группа внутри организации, которая
делегирует полномочия для выполнения какой-либо постоянной функции. Например:
контроль за снижением себестоимости, контроль за качеством продукции,
длительные инновационные процессы, объём продаж и т.д.
Понятие
лидерства:
Лидерство определяется способностью оказывать влияние на
отдельные личности и группы и направлять их усилия на достижение целей
организации. Влияние – это любое поведение человека, которое вносит
изменения в поведение других людей.
Понятие власти:
Власть обуславливается возможностью человека влиять на поведение других.
Власть можно осуществлять:
1)
устрашением;
2)
убеждением;
3)
принуждением;
4)
через участие руководителя;
5)
власть, основанная на вознаграждении;
6)
власть экспертная;
7)
власть через веру разумную и слепую;
8)
власть примеров;
9)
власть с помощью закона;
10) власть на основе традиций;
11) харизма – власть, построенная не на логике, а на силе личных качеств и
способностей лидера.
Зависимость подчинённых от руководителя
|
|
Зависимость руководителя от подчинённых
|
|
Власть подчинённых над руководителем
|
|
Власть руководителя над подчинённым
|
|
Основной закон: Уровень влияния властного лица А на лицо В
равно степени зависимости лица В от лица А.
Стили лидерства могут быть автократичными,
демократичными и либеральными.
Возможны два
подхода:
—
поведенческий:
эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его
манерой поведения с подчинёнными.
—
ситуационный:
эффективность лидерства определяется ситуацией, поэтому руководитель – лидер
должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях, определяемых
заданием, внешней средой, личными качествами подчинённых и т.д.
Автократичный стиль: ориентация в принятии решений не себя, единоличная власть и
управление.
Демократичный
стиль: разделение власти, участие работников в
управлении.
Либеральный
стиль: полная свобода группы, коллегиальность в
управлении.
Существует две
теории – теория X и теория Y. Стиль руководства определяется взглядами и
представлениями данного руководителя, а представления могут быть различными.
Теория X
основывается на представлениях автократичного руководителя: а) люди не любят
трудиться; б) люди предпочитают, чтобы ими руководили (боятся брать
ответственность на себя); в) больше всего люди хотят защищённости; г) чтобы
заставить трудиться необходимо принуждение, контроль, наказание.
Теория Y
основывается на представлениях демократичного руководителя: а) труд – процесс
естественный; б) если условия благоприятные, то люди будут стремиться к
самостоятельности и ответственности; в) люди могут и будут использовать
самоуправление и самоконтроль, если они приобщены к общей цели; г) приобщение
к общей цели есть функция вознаграждения; д) интеллектуальный потенциал и
способность к творчеству используется людьми частично, следовательно,
необходимо раскрыть эти стороны в человеке.
Стиль 1 –
эксплуататорско-авторитарный: слушаю только себя,
принимаю решения только сам, основа мотивации к труду подчинённых –
фиксированный заработок и премия по результатам работ.
Стиль 2 –
благосклонно-авторитарный: хвалю за хорошо выполненную
работу, материально поощряю и наказываю не только в зависимости от формально
выполненной работы, но и учитывая усердие, инициативу, прилежность,
старательность, дисциплинированность рабочего.
Стиль 3 –
консультативно-демократический: консультируюсь с
рабочими, учитываю их пожелания и советы.
Стиль 4 – стиль,
основанный на обосновании необходимости выполнения задания, инициативы и
участия подчинённых: участие работников в управлении,
организация работниками своего труда.
Забота о
человеке
в 2
с 1 3
н
4
н с в Забота
о
производстве
Руководитель может находиться в любой из зон.
Нахождение в зоне определяет стиль руководства.
Фидлер выделил 3 системы, фактически влияющие
на поведение руководителя:
1)
Взаимоотношения между руководителем и
подчиненными (определяется доверием,
привлекательностью общения, уважением, авторитетом).
2)
Структура задания рабочего (определяется привлекательностью задания, чёткостью постановки задания,
понятностью). Задание структурировано (чётко поставлено), либо не
структурировано.
3)
Должностные полномочия руководителя (определяется объёмом законной власти).
Оказалось, что
комбинации этих факторов определяют стили поведения руководителей, его
требовательность, уровень критики подчинённого, жесткость в работе. Поведение
руководителя меняется часто не осознанно в зависимости от изменения этих
ситуационных факторов. Фидлер выявил зависимость изменения поведения
руководителя в зависимости от ситуации. Поведение руководителя он измерил через
показатель – наименее предпочтительный коллега. Уровень критики,
требовательность к коллегам, представления о своих подчинённых оказались в
прямой зависимости от этих трёх факторов. Графически он выразил это следующим
образом:
Наименее
предпочтительный
коллега
В
С
Н
1
2 3 4 5
6 7 8
Взаимоотношения Хор. Хор.
Хор. Хор. Плох. Плох. Плох. Плох.
Структурировано ли
задание Д Д Н
Н Д Д Н Н
Должностные
полномочия Сильн. Слаб. Сильн. Слаб.
Сильн. Слаб. Сильн. Слаб.
Способы
побуждения:
1)
Доверительное разъяснение цели (объяснение, зачем нужно это сделать);
2)
Оказание поддержки в работе (наставничество);
3)
Направление инициативы подчинённых;
4)
Создание новых потребностей подчинённых;
5)
Удовлетворение потребностей подчинённых (денежное вознаграждение, повышение по службе).
Суть теории состоит в том, что наибольшая
эффективность стиля лидерства (руководства) зависит от зрелости исполнителя.
Под зрелостью нужно понимать: а) способность брать ответственность на себя;
б) уметь разумно рисковать; в) опыт в работе; г) уровень интеллекта.
Образование и опыт являются вторичными факторами зрелости. Поведение
руководителя может быть ориентировано на человеческие отношения и на работу. В
зависимости исполнителей можно выбрать по графику наиболее предпочтительный
стиль.
Ориентация на человека
S3 S2
S4 S1
Зрелость работника
Высокая
Средняя Низкая
Ориентация на задачу
Низкая Средняя Высокая
S1: при
низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально,
давать чёткие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь
на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.
S2: по
мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно
переориентироваться с задачи на человека.
Граница S2 и
S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.
S4: при
высокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и
переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.
В модели Врума-Йеттона имеется 5 стилей
руководства: 1) Вы сами решаете проблему или принимаете решения на основе
имеющейся у Вас информации; 2) Информацию получаете от подчинённых, а потом
сами решаете проблему; 3) Излагаете проблему некоторым подчинённым
индивидуально, а затем, выслушав их идеи и предложения, принимаете
самостоятельные решения; 4) Излагаете проблему другим подчинённым, а потом,
после коллективного обсуждения, самостоятельно принимаете решения; 5)
Излагаете проблему группе подчинённых, а потом, после коллективного обсуждения
принимаете коллегиальное решение без Вашего влияния.
Чтобы выбрать один
из стилей руководства необходимо ответить на следующие вопросы:
1)
Значимо ли для Вас качество решения?
2)
Располагаете ли Вы достаточной информацией?
3)
Структурирована ли проблема?
4)
Значимо ли для Вас согласие подчинённых с выбранным
решением?
5)
Вероятно ли то, что автократичное руководство
получит поддержку у подчинённых?
6)
Согласны ли подчинённые с целью организации?
Мотивированы ли они?
Конфликт – это ситуация, когда отсутствует согласие между двумя или более
сторонами.
Модель конфликта:
Функциональный конфликт ведёт к увеличению эффективности работы организации (часто
возникает в рабочих спорах, полемике, на научных совещаниях и т.д.). Дисфункциональный
конфликт снижает эффективность группового сотрудничества и, как следствие,
снижает эффективность работы организации. Дисфункциональный конфликт ведёт к
враждебности между людьми, несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает
часто поступать против своей воли и разума, в пользу одной из сторон.
Типы конфликтов: а)
внутриличностный; б) межличностный; в) конфликт личность–группа; г)
межгрупповой.
Причины конфликта:
1)
распределение ресурсов;
2)
различие целей в подразделениях;
3)
разные стоящие задачи;
4)
различные представления и ценности у работников;
5)
различия в манере поведения;
6)
разный жизненный опыт;
7)
плохие коммуникации.
Структурные методы разрешения конфликтов:
–
через разъяснение требований к работе;
–
с помощью создания новых координационных и
интеграционных механизмов;
–
установление общей цели для всех подразделений и
организаций;
–
через систему вознаграждений.
Межличностные стили разрешения конфликтов:
–
уклонение от конфликта;
–
сглаживание причин конфликта;
–
принуждение одной из сторон;
–
компромисс;
–
решение проблемы.
Область компромисса
Степень внимания к себе
В
С
Н
Степень внимания к другим
Н
С
В
Часто конфликты
приводят к необходимости изменения организационной структуры. Организационное
развитие – это долговременный процесс обновления организации, её структуры,
коммуникационных связей в соответствии с новыми целями и задачами.
Организационное развитие происходит посредством организационных изменений как
правило каждые 1-5 лет. Умеренная реорганизация происходит раз в год, коренная
– раз в 4-5 лет.
Организационные
изменения происходят через:
–
изменение целей работы организации;
–
изменение структуры работы и структуры управления;
–
изменение технологии производства;
–
изменение методов решения задачи;
–
изменение кадровой политики (кого и сколько
принимать).
Управление
организационными изменениями Лерри-Грейнера:
1)
Анализ внешней среды и внешних факторов.
2)
Посредничество и переориентация внимания
руководства на новые цели, задачи, проблемы. Важно выделить критические факторы
успеха работы организации.
3)
Диагностика организации и осознание необходимости
перемен. Производится сбор информации, её обработка, подготавливается
общественное мнение. Процесс идёт сверху вниз.
4)
Нахождение нового решения и выработка обязательств
(денежные и материальные гарантии)
5)
Организационный эксперимент и выявление трудностей.
6)
Выработка стимулов к изменениям и обеспечение
согласия между людьми.
Условия успеха в осуществлении перемен в
организации:
–
необходимо разделить полномочия в руководстве
работников так, чтобы был баланс власти;
–
необходимо быстро преодолевать сопротивления
переменам (вплоть до увольнения работников;
–
необходимо организовать процесс содействия
переменам не только сверху вниз, но и снизу вверх;
–
выявление проблем организации необходимо
осуществлять с помощью независимых экспертов, консультантов.
–
перед переменами в организации необходимо её
тщательное обследование и эксперимент:
1)
необходимо поставить диагноз состояния организации
(тесты, опросы членов организации);
2)
передать результаты обследования членам этой
организации;
3)
придать гласности планируемые решения по
реорганизации;
4)
провести эксперимент в отдельных отделах и
подразделениях организации;
5)
выявить проблемы в процессе эксперимента;
6)
исправить ошибки;
7)
поэтапно преступить к реальной реорганизации.
–
нормальная социальная среда – близкий уровень
образования работающих, близкий уровень доходов, близкий уровень жизни;
–
наличие деловой культуры и этики организации
(закрепление в специальных документах норм поведения для членов этой
организации).
Причины сопротивления переменам:
1)
Страх потери функции;
2)
Страх потери заработка;
3)
Страх появления новых проблем.
Методы преодоления сопротивления:
1)
Образование, переквалификация, переподготовка
сотрудников, передача им достоверной информации о будущих организационных
изменениях.
2)
Привлечение работников к непосредственному участию
в организации перемен и принятию решений.
3)
Эмоциональная и психологическая поддержка.
4)
Переговоры, «покупка» работников.
5)
Кооптация (предоставление сопротивляющемуся лицу
ведущей роли во введении новшеств).
6)
Маневрирование (выборочное использование информации
для своей пользы).
7)
Принуждение (угроза лишения работы, продвижения по
службе и т.д.).
8)
Увольнение работников.
Стресс – это
изменённое от нормы состояние чувственно-эмоциональной сферы человека, при котором
восприятие окружающей среды и его поведенческие реакции становятся
неадекватными ситуации.
Причины стресса: а) организационный фактор
(недогрузка, перегрузка, конфликт ролей, неинтересная работа, плохие условия
работы); б) личностный фактор (семейное положение и т.п.); в) неправильное
соотношение между полномочиями и ответственностью.
Конфликт ролей: Даваемая человеку работа требует от него другой роли, не
подкрепляемая его полномочиями его власть. Взявшись за такую работу, часто
происходит «надрыв» исполнителя и как следствие «срыв».
Неопределённость
ролей: Даваемая человеку работа чётко не определена,
не ясны ресурсы для её исполнения, не понятна конечная цель. В этом случае не
понятна роль исполнителя, его полномочия и ответственность. В случае получения
отрицательных результатов на этого человека возлагается весь груз
ответственности за неудачно выполненную работу.
Очень важно видеть
ситуацию с конфликтами и неопределённостью ролей и вовремя акцентировать на
этом внимание руководства, отказывать от таких условий работы.
Для повышения
производительности труда и снижения стресса необходимо:
–
выделять приоритеты в работе;
–
научиться говорить «НЕТ»;
–
наладить отношение с руководителем;
–
не соглашаться с руководителем, когда возникает
конфликт или неопределённость ролей;
–
постоянно обсуждать с кем-нибудь свои проблемы, не
держать их в себе;
–
каждый день уметь «отключаться»;
–
быть в нормальной физической форме и знать, что
физическая нагрузка способствует снижению уровня стресса;
Рекомендации руководителя по повышению
производительности труда и снижению стресса:
—
способность, потребность и склонность Ваших
подчинённых должны быть соответственно заданы.
—
разрешайте подчинённым отказываться от выполняемых
заданий, если у них есть для этого основания.
—
используйте стиль руководства, соответствующий
конкретной ситуации.
—
обеспечивайте справедливое вознаграждение за
эффективно выполненную работу (проблема формализации нормирования труда).
—
выступайте в роли наставника, слушая, понимая и
развивая способности подчинённых, обсуждайте с ними сложные проблемы.
Эффективность деятельности организации зависит
в основном от:
—
грамотного управления трудовыми ресурсами;
—
грамотного управления производственным персоналом;
—
грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс управления трудовыми ресурсами
включает в себя:
–
планирование трудовых ресурсов;
–
набор персонала;
–
отбор персонала;
–
определение зарплат и льгот;
–
профессиональная ориентация и адаптация;
–
обучение и переобучение;
–
оценка трудовой деятельности.
В процессе планирования трудовых ресурсов
проводятся:
1)
оценка наличных ресурсов;
2)
оценка будущих потребностей;
3)
разработка программы удовлетворения потребностей
(напр. на некоторых предприятиях США проводятся регистрация трудовых навыков
работников, регистрация количества работников, обладающих такими навыками).
Анализ трудовых навыков можно проводить:
1)
с помощью наблюдения за работой;
2)
с помощью собеседования с работниками;
3)
путём заполнения вопросника;
4)
с помощью тестов.
В результате формируется на каждого работника
классификационная характеристика. В ней указывается образование, возраст, опыт
работы, навыки, знания, перспектива роста. На основании классификационной
характеристики, знаний, навыков работника обозначаются его права, обязанности,
составляются должностные инструменты или подписывается контракт.
Методы сбора
информации о работнике:
—
собеседование;
—
документы работника;
—
результаты испытаний работника;
—
тестирование работника;
—
через центры оценки.
Центры оценки – это
такие центры, в которых оцениваются способности кандидатов с помощью деловых
игр, тестов, вопросников, экспериментов. По результатам оценки назначается
зарплата (подписывается контракт), определяются дополнительные льготы,
возможность взятия дополнительных ссуд, льготы на обучение, юридические услуги,
возможность физического оздоровления, творческие отпуска и т.д., часто
назначаются льготы по принципу «самообслуживания в кафетерии», т.е. работнику
самому в определённых пределах разрешается выбирать для себя набор льгот.
Оценка результатов
деятельности осуществляется в трёх целях:
1)
административной (для повышения или понижения по
службе, перевода увольнения);
2)
информационной (для информирования руководства и
самого работника с целью его совершенствования);
3)
мотивационной (т.к. оценка – это средство мотивации
к труду).
Качество трудовой жизни влияет на
производительность труда, межличностные отношения, конкурентоспособность
организации. Качество трудовой жизни можно выразить следующими формулами:
1.
Работа должна быть интересной.
2.
Работа должна оплачиваться справедливо (любой
работник субъективно ощущает справедливость вознаграждения).
3.
Условия труда должны быть нормальными для работы.
4.
Надзор за работой должен быть минимальным.
5.
Исполнители по возможности сами должны принимать
решения.
6.
Должны быть обеспечены гарантии долгосрочной
работы и качества взаимоотношений в коллективе.
7.
Должна быть обеспечена социальная защищённость,
администрация должна по возможности предоставлять работникам какие-то льготы.
Совершенствовать организацию труда можно:
—
за счёт расширения объёма работ (много трудовых
операций с редкой их повторяемостью);
—
за счёт обогащения содержания работ;
—
через самостоятельность в планировании работ;
—
через самостоятельность в определении ритма работ;
—
через принятие решений.
Операционная
функция – это планомерные мероприятия организации по
переработке поступающих ресурсов с целью производства товаров (услуг).
Операционная
система – это система производства продукции, определённой
номенклатуры, определённых объёмов. Операционная система обычно состоит из:
–
перерабатывающей подсистемы (переработка сырья,
материалов, изделий);
–
подсистема обеспечения (снабжение);
–
подсистема планирования и контроля;
–
подсистема координации и взаимодействия.
Эффективность
производства – это показатель деятельности
производства по распределению и переработке ресурсов с целью производства
товаров. Эффективность можно измерить через коэффициент – отношение результатов
на выходе к ресурсам на входе или через объёмы выпуска продукции, её
номенклатуры.
Проект – это документации на организацию будущего предприятия. В проекте:
1)
тип будущего производства;
2)
планирование производственной;
3)
месторасположение;
4)
структура будущего предприятия:
— план всего производства;
— требуемые ресурсы;
— требуемые площади и мощность;
— компоновка производственных мощностей;
— размещение мощностей, оборудование, оргтехники;
— трассировка коммуникаций внутри производства;
— коммуникации с внешним миром.
Тип производства определяется в основном
объёмом и номенклатурой выпускаемой продукции, способностью к
перестраиваемости, непрерывности технологических процессов.
Типы производств:
1.
Опытное производство
(выпуск продукции единичном количестве или опытной партией, широкая
номенклатура в рамках какого-либо узкого направления, существует, как правило,
вместе с НИИ).
2.
Мелкосерийное производство (выпуск продукции мелкими сериями (до 1000 ед.), при этом количество
серий может быть неограниченно и определяется широкой номенклатурой).
3.
Серийное производство (выпуск
продукции различными сериями, при этом количество серий может быть небольшим,
узкая номенклатура продукции. Например, серия автомобилей среднего класса,
недорогой одежды и т.д.) Перестраиваемость такого производства происходит
сложнее, чем в мелкосерийном производстве.
4.
Массовое производство (узкая
номенклатура, большие объёмы выпуска. Например, массовое производство дешёвых
автомобилей, компьютеров, телевизоров и т.д.) Такое производство сложно
перестраивать на выпуск другое продукции.
5.
Непрерывное производство (производство непрерывное во времени. Например, угольная шахта,
нефтепереработка и т.д.).
Новые потребности на рынке определяют
производимый товар и как следствие операционную системы производства.
Потребности на рынке должны определять тип производства и соответствующую
операционную систему.
Предприятие работает
с «выраженной компетентностью» – это предприятие, умеющее быстро перестраивать
свою операционную систему под новые потребности на рынке. Для этого необходимо
достоверно спрогнозировать потенциальные потребности (провести маркетинговые
исследования), и в соответствии с этим спланировать перестройку всех
технологических производств под новые объёмы выпуска и новую номенклатуру.
Очень важно знать
«конкурентное преимущество» предприятия – это преимущество, позволяющее
привлекать и сохранять на рынке потенциальных потребителей. Данное преимущество
обеспечивается за счёт:
ü
новых технологий изготовления;
ü
новизны товара;
ü
качества и репутации товара;
ü
критического фактора успеха – конструкторской
особенности товара (напр. малолитражные двигатели, изделия с меньшими
габаритами и т.д.);
ü
ценности товара;
ü
быстрой перестраиваемости производства на новую
модификационную модель товара по истечении жизненного цикла старой модели.
Жизненный цикл
товара (продукта) – это время, за которое объёмы
продаж товара сначала растут, потом стабилизируются, а затем падают из-за
снижения спроса на него.
М1 М2 М3
Vпр Vпр
t t
М – модели товара
Жизненный цикл
процесса производства – это время роста, стабилизации
и спада объёмов выпуска производимой продукции в соответствии с прогнозируемым
жизненным циклом товара.
Быстрая
перестраиваемость производства на новую модель обеспечивается за счёт:
—
ГАП – гибких автоматизированных производств;
—
САПР – систем автоматического проектирования -
новых товаров;
—
АСУП – автоматических систем управления
производством;
—
АСУЗ – автоматических систем управления запасами;
—
интеграции процессов проектирования товаров, сокращения
сроков подготовки производства и обновления товаров.
САПР обеспечивает быстроту проектирования
новых моделей товаров, сокращает сроки подготовки производства и обновления
товаров.
АСУП обеспечивает
оперативность управления, мониторинг процессов, оптимальность принятия решений
(на основе методов линейного, нелинейного и динамического программирования).
Перед проектированием АСУП необходимо спроектировать модель самого предприятия.
Понятие модели (плана) предприятия включает в себя:
1.
Определение функциональных областей (функциональная
область производства, снабжения, сбыта, бухгалтерского учёта и т.д.).
2.
Определение процессов, входящих в эти
функциональные области (Напр. в функциональную область работы с кадрами входят
процессы найма работников, подготовки, переподготовки, оценки деятельности и
т.д.).
3.
Определение действий, входящих в процесс.
4.
Определение предметных баз данных, необходимых для
обслуживания процессов.
5.
Определение ответственности подразделений и лиц за
тот или иной процесс в организации.
Страницы: 1, 2, 3
|