бесплатные рефераты

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров

82

124

26

31,2

4

Состояние по списку на конец года

1256

962

1003

79,0

5

Среднесписочная численность рабочих кадров

1391

1109

982

70,5

6

Коэффициент оборота по приёму стр2:стр5

0,05

0,1

0,3

1

2

3

4

5

6

7

Коэффициент оборота по выбытию стр3:стр5

0,23

0,2

0,22

8

Коэффициент текучести

Стр3.1+3.2+3.3+3.4

Стр5

0,29

031

0,24

Из данных таблицы 2.5 видно, что общее положение на предприятии в 1997 году улучшилось по сравнению с 1996 годом. Если в 1996 году по сравнению с 1995 годом было принято на предприятие на 42 человека больше, то в 1997 году было принято на 190 человек больше, чем 1996 году. Это свидетельствует о том, что в 1997 году экономическое положение предприятия начинает стабилизироваться.

Коэффициент текучести в 1997 году уменьшился на 22,6 % по сравнению с 1996 годом. Следовательно, на предприятии повышается стабильность рабочих кадров.

Анализируя причины текучести рабочих кадров на заводе им. Кирова, можно отметить, что большое их количество покидает предприятие из-за неудовлетворительной заработной платы. В 1997 году по этой причине уволилось на 24 человека больше, чем в 1996.

Однако, имеют место и положительные моменты. Так, увольнений в связи с неинтересной работой в 1997 году на 18 человек меньше, чем в 1996 году, в связи с переездом на другое предприятие меньше на 5 человек, в связи с нарушением трудовой дисциплины на 13 человек меньше.

Руководству предприятия и бюро по подготовке кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова следует добиваться снижения коэффициента текучести. Для этого необходимо повышать уровень образования рабочих кадров и степень их квалификации.

Количественные показатели структуры рабочих кадров не позволяют в достаточной степени судить о потребностях предприятия в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

Наиболее наглядно эту потребность можно определить с помощью профессионально-квалификационной структуры рабочих кадров.

Проанализируем средний разряд работ по основному производству на заводе им. Кирова и средний разряд рабочих (табл. 2.6).

Таблица 2.6

Средний разряд работ и средний разряд рабочих основного производства на заводе им. С. М. Кирова за 1995-1997 года.

Наименование

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1997 г. к 1995 г. (+,  –)

Средний разряд рабочих на начало года

3,44

3,5

3,56

0,12

Средний разряд рабочих на конец года

3,5

3,56

3,68

0,18

Средний разряд рабочих

3,47

3,53

3,62

0,09

Средний разряд работ по основному производству

3,59

3,64

3,7

0,11

Из данных таблицы 2.6 видно, что на протяжении 1995, 1996 и 1997 годов средний разряд работ по основному производству выше среднего разряда. Но в тоже время разность между средним разрядом работ и средним разрядом рабочих уменьшается из года в год. В 1995 году она равна 0,12, в 1996 году – 0,11, в 1997 году – 0,08. Следовательно, необходимость в повышении квалификации рабочих кадров уменьшается.


Рассчитаем число рабочих, которым следует повысить квалификацию. Это определяется по формуле:

где Чр.к  – численность рабочих, которым необходимо повысить квалификацию;

Чр.о.п – общая численность рабочих по основному производству;

Рработ – средний разряд работ;

Ррабочих – средний разряд рабочих

Чр.к 1995 = (3,59-3,47) х 1256 =150 человек

Чр.к 1996 = (3,64-3,53) х 962 = 105 человек

Чр.к 1997 = (3,7-3,62) х 1003 = 80 человек.

Из данных расчёта следует, что необходимость в повышении квалификации рабочих кадров в 1997 году уменьшилась по сравнению с 1995 годом почти в 2 раза или на 70 человек.

В механическом цехе № 3 Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова основными рабочими профессиями являются профессия токаря и шлифовщика. Удельный вес токарей к общей численности рабочих цеха составляет 25,3 % или 18 человек, а удельный вес шлифовщиков – 17 % или 12 человек. Общая численность рабочих механического цеха № 3 составляет 71 человек. Рассмотрим профессионально-квалификационную структуру рабочих кадров механического цеха № 3.

Таблица 2.7

Распределение рабочих кадров механического цеха № 3 по профессиям и разрядам в 1997 г.

Наименование профессии

Кол-во, чел.

разряды

Не имеет

I

II

III

IV

V

VI

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Токарь

18




4

3

8

4

Шлифовщик

12



7

1

4



Ученик токаря

2

2

-

-

-

-

-

-

Ученик шлифовальщика

1

1

-

-

-

-

-

-

Слесарь механосборочных работ

5




1

3


1

Оператор станков с ЧПУ

4




1

3



Ученик оператора станков с ЧПУ

1

1

-

-

-

-

-

-

Термист

4



1

1

1

1


Зуборезчик

4



1

3




Ученик зуборезчика

2

2

-

-

-

-

-

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Фрезеровщик

3




1

2



Ученик фрезеровщика

1

1

-

-

-

-

-

-

Заточник

3




1

1

1


Кузнец

2





2



Зубошлифовщик

2



1

1




Электромонтёр

2




1



1

Машинист

2




1

1



Протяжник

1







1

Стропальщик

1





1



Нагревальщик металла

1






1


ВСЕГО:

71

7

10

16

21

10

7

С помощью данных, приведённых в таблице 2.7, проанализируем соответствие среднего разряда работ и среднего разряда рабочих по профессиям токаря и шлифовальщика.

Токари:

Из данных расчёта видно, что средний разряд работ ниже среднего разряда рабочих. Так как квалификационный уровень токарей выше требований производства, то у рабочих может утрачиваться интерес к работе, так как отсутствует возможность реализации знаний и способностей. В итоге может снизиться интенсивность и производительность труда.

Шлифовщики:

Из расчёта следует, что средний разряд работ шлифовщиков выше среднего разряда рабочих. Необходимо рассчитать численность шлифовщиков, которым необходимо повысить квалификацию.

Ч = (3,1-2,75)х12 = 4 человека.

В механическом цехе № 3 необходимо повысить квалификационный уровень 4 шлифовщикам.

В современных условиях под воздействием научно-технического прогресса изменяется квалификационная структура рабочих кадров. В основе изменений лежат качественные сдвиги в совокупном общественном труде, выражающимся в сокращении сферы приложения простого и соответственно значительном расширении сферы приложения сложного труда. Этот процесс протекает как в форме перехода рабочих к более сложным видам труда в рамках соответствующих профессий, так и в форме увеличения численности и удельного веса рабочих таких профессий, которые связаны преимущественно с трудом более высокой сложности, что требует более высокой квалификации рабочих.

Сложившаяся структура рабочих кадров позволяет распределить их по четырём направлениям: неквалифицированные, малоквалифицированные, квалифицированные, высококвалифицированные. К первой группе относят рабочих без разряда и рабочих I разряда, ко второй – II разряда, к третьей – III-IV разрядов, к четвёртой – V-VI разряда.

Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации приведена в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Группировка рабочих кадров механического цеха № 3 по уровню квалификации.

Квалификационные группы

Количество человек

Удельный вес группы в % к общей численности цеха

Неквалифицированные

7

9,9

Малоквалифицированные

10

14,1

Квалифицированные

37

52,1

Высококвалифицированные

17

23,9

ИТОГО:

71

100

Из данных таблицы 2.8 видно, что наибольший удельный вес приходится на долю квалифицированных рабочих, он составляет 52,1 %.

Неквалифицированные рабочие – это ученики токаря, шлифовщика, фрезеровщика, оператора станков с ЧПУ, которые после обучения должны сдать экзамены м повысить свой квалификационный разряд.

В механическом цеху № 3 значительную долю занимает группа высококвалифицированных рабочих, её удельный вес к общей численности рабочих цеха составляет 23,9 %.

2.3. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на предприятии.

Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, действующая на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова осуществляется на основании стандарта предприятия составленного на основании «Типового положения о непрерывном профессионально-экономическом обучении» (Приложение 5). Эта система устанавливает формы и методы подготовки, переподготовки рабочих кадров, повышения квалификации, формирования у них высокого профессионализма, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях.

Персональную ответственность за организацию и учебно-методическую работу на предприятиях осуществляет бюро (отдел) по подготовке кадров предприятия. В своей деятельности начальник бюро руководствуется действующим законодательством, приказами и указаниями вышестоящих организаций.

На предприятии организуются следующие виды обучения рабочих, обеспечивающие его непрерывность:

·        подготовка новых рабочих;

·        переподготовка (переобучение ) рабочих;

·        обучение рабочих вторым (смежным) профессиям;

·        повышение квалификации рабочих.

В условиях рыночной экономики потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах в значительной степени удовлетворяются за счёт их подготовки и переподготовки непосредственно на производстве. На заводе им. С. М. Кирова отдел кадров и бюро по подготовке кадров ведёт учёт числа обученных кадров, работников, которые повысили квалификацию, прошли переподготовку или стажировку, а также ведёт учёт затрат на эти цели.

Проанализируем данные по количеству рабочих кадров, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку в учебных заведениях и непосредственно на предприятии (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Профессиональное обучение рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова за 1995-1997 г. г.

Наименование

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1997 г. в % к 1995 г.

1

всего работников, которые повысили квалификацию, прошли подготовку и переподготовку

127

104

125

98,4


из них:

рабочие

63

58

74

117,5

2

повысили квалификацию всего

93

52

76

81,7


из них:

рабочие

29

6

25

86,2


в том числе:

в учебных заведениях

7

1


на предприятии

22

5

25

113,6

3

прошли профессиональную подготовку и переподготовку всего

34

52

49

144,1


из них:

рабочие

34

52

49

144,1


в том числе:

обучено в первую

3

7

3

100


обучено другим (смежным) профессиям

18

32

19

105,5


переподготовлено

13

13

27

207,7

4

обучено в связи с сокращением

21

18

Из данных таблицы 2.9 видно, что на протяжении трёх удельный вес рабочих кадров при подготовке, переподготовке и повышении квалификации увеличивается по отношению к общему количеству работников предприятия, прошедших подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В 1995 году удельный вес рабочих составлял 49,6 % , в 1996 году – 55,7 %, в 1997 году – 59,2 %. Это увеличение происходит в основном за счёт профессиональной подготовки и переподготовки.

Анализируя данные таблицы 2.9, можно отметить, что в 1997 году повышению квалификации рабочих кадров было уделено значительное внимание по сравнению с 1996 годом. Так, удельный вес рабочих к общему числу в 1996 году составил 11,5 %, а в 1997 году – 32,8 %. Это окажет в свою очередь результат на деятельность предприятия, так как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счёт повышения квалификации. А если возрастёт производительность труда, то увеличиться и объём выпускаемой продукции. с повышением квалификации рабочих кадров улучшается качество выпускаемой продукции.

Более подробно остановимся на вышеперечисленных формах обучения, действующих на предприятии.

Подготовка новых рабочих на производстве – это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии. Они обязаны пройти курс обучения в соответствии с программой профессионально-экономического обучения. Подготовка новых рабочих на производстве проводится по курсовой и индивидуальной формам обучения.

При курсовой подготовке теоретическое обучение рабочих осуществляется в учебной группе. Численность групп устанавливается от 10 до 30 человек. Сроки обучения до 6 месяцев. Типовые учебные планы, учебные программы по предметам общетехнического и экономического курса для подготовки новых рабочих разрабатываются по профессиям научно-методическим центром профессионально-технического обучения, а также а объединении в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и утверждаются главным инженером или его заместителем.

В конце обучения новый рабочий выполнит пробную работу в соответствии с требованиями тарифно-квалификационного справочника и обязан сдать цеховой квалификационной комиссии экзамен на право получения квалификационного разряда.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) обязателен для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства Республики Беларусь.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова применяется ЕТКС выпуск 2, утверждённый постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16.01.85 года № 17/2-54 и от 23.06.86 № 234/14-55, а также сборник «Дополнения и изменения к выпуску 2 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», утверждённый Постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по труду и социальной защите населения от 26 ноября 1994 года № 100.

ЕТКС содержит следующие разделы: «Литейные работы», «Сварочные работы», «Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы», «Кузнечно-прессовые и термические работы», «Механическая обработка металлов и других материалов», «Металлопокрытие и окраска», «Эмалирование», «Слесарные и слесарно-сборочные работы».

ЕТКС предназначен для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих.

ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, сгруппированные в разделы по производствам и видам работ. Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих, помещённые в ЕТКС, разработаны с учётом требований научно-технического прогресса, научной организации труда, расширения применения бригадных форм организации и оплаты труда, а также возрастающих требований к качеству продукции, уровню общего образования и специальной подготовки рабочих.

Тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих разработаны применительно к шестиразрядной тарифной сетке, за исключением отдельных случаев. Разряды работ установлены по их сложности, как правило, без учёта условий труда. В необходимых случаях условия труда учитываются путём установления повышенных тарифных ставок, утверждаемых соответствующими органами.

Тарифно-квалификационные характеристики, приведённые в справочнике, содержат описания основных, наиболее часто встречающихся работ по профессиям рабочих. Конкретное содержание, объём и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте устанавливаются на предприятиях, в организациях технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами.

В тарифно-квалификационных характеристиках профессий рабочих многих разделов ЕТКС приведены примеры работ, относящиеся к данному разряду. В тарифно-квалификационных характеристиках всех профессий имеется раздел «Должен знать».

В случаях, когда в справочнике предусматривается несколько разрядов по той или иной профессии, а следовательно, и тарифно-квалификационных характеристик, рабочий более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в тарифно-квалификационной характеристике присвоенного разряда, должен обладать знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками рабочих более низкой квалификации этой же профессии. Поэтому те работы, которые приведены в тарифно-квалификационных характеристиках более низких разрядов, в характеристиках более высоких разрядов, как правило, не указываются.

Тарификация работ на предприятии производится на основе тарифно-квалификационных характеристик. При этом тарифицируемая работа сопоставляется с соответствующими работами, описанными в тарифно-квалификационных характеристиках, и с типовыми примерами работ, помещёнными в справочнике или в дополнительных перечнях примеров работ, помещёнными в справочнике примерами.

Вопрос о присвоении или повышении разряда рабочему рассматривается квалификационной комиссией предприятия, цеха на основании заявления рабочего и представления руководителя с соответствующего подразделения.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова учёт рабочих по профессиональному составу, а также записи во всех документах о работе производится только по наименованиям профессий рабочих, указанных в ЕТКС.

При индивидуальной подготовке обучаемый изучает теоретический курс самостоятельно и путём консультаций у преподавателя, а производственное обучение проходит индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного рабочего – инструктора производственного обучения на рабочем месте.

Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих на производстве проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде. По предприятию сроки обучения новых рабочих устанавливаются согласно приведённого ниже перечня (табл. 2.10).

Таблица 2.10

Сроки обучения новых рабочих на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова.

Наименование профессий

Общий срок не более, месяц

1

2

Слесарь механосборочных работ

5

Слесарь-ремонтник

5

Слесарь-инструментальщик

5

Слесарь по сборке металлоконструкций

4

Слесарь-электрик

5

Слесарь-электромонтажник

5

Токарь

5

Токарь-затыловщик

5

Токарь-карусельщик

5

Токарь-полуавтоматчик

4

Токарь-расточник

5

Токарь-револьверщик

4

Заточник

5

Сверловщик

3

Шлифовщик

4

Фрезеровщик

5

Строгальщик

4

Оператор станков с ЧПУ

4

Резчик металла

4

Резьбошлифовщик

5

Резьбонарезчик

3

Гальваник

3

Маляр

4

Водитель электрокары

3

1

2

Водитель погрузчика

5

Машинист крана

5

Стропальщик

2

Кузнец на молотах и прессах

5

Лаборант химического анализа

5

Термист

5

Термист на установках ТВЧ

5

Обрубщик

3

Формовщик машинной формовки

5

Формовщик ручной формовки

5

Электрогазосварщик

6

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова предпочтение отдаётся индивидуальной подготовке новых рабочих, так как данный метод требует меньшего количества материальных затрат.

Следующий вид обучения рабочих кадров, действующий на предприятии – переподготовка (переобучение) рабочих. Он организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, например, из-за сокращения численности рабочих мест, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учётом потребностей производства.

В 1997 году на предприятии ни один человек не прошёл переподготовку в связи с сокращением числа рабочих мест, это свидетельствует о складывающейся стабилизации работы предприятия.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям – это обучение лиц, уже имеющих профессию, с целью получения новой профессии с начальным либо более высоким уровнем квалификации. Это обучение рабочих организуется для расширения их профессионального профиля, повышения мобильности и приспосабливаемости к изменяющимся условиям труда, приобретения новых навыков. Этот вид обучения является актуальным в современных условиях хозяйствования. Но на предприятии в 1997 году обучено смежным профессиям было на 13 человек меньше, чем в 1996 году. Причиной этого снижения является недостаточное количество денежных средств на переподготовку рабочих кадров.

Повышение квалификации рабочих – это обучение, направленное на последовательное совершенствование профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

На предприятии повышение квалификации рабочих осуществляется по двум направлениям, а именно, повышение квалификации в учебных заведениях и непосредственно на предприятии. Повышение квалификации в учебных заведениях может проходить с отрывом и без отрыва от производства.

На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова предпочтение отдаётся повышению квалификации непосредственно на предприятии, так как выделяется мало средств для повышения квалификации в учебных заведениях.

Обучение рабочих по повышению квалификации непосредственно на предприятии осуществляется:

·        на производственно-экономических курсах;

·        на курсах целевого назначения;

·        в школах передовых приёмов и методов труда;

·        на курсах бригадиров.

Производственно-экономические курсы создаются в целях углубления и расширения профессиональных и экономических знаний, умений и навыков рабочих для получения более высоких тарифных разрядов, в соответствии с требованиями производства. Комплектование учебной группы осуществляется, как правило, из рабочих одной или родственных профессий близкой квалификации на основании заявления рабочих и рекомендаций руководителей цехов, участка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ