Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров
В настоящее время необходимо уделять
внимание профессиональному развитию рабочих кадров на предприятии. В основу
развития рабочих кадров на предприятии должна быть положена концепция, согласно
которой знания и квалификация рабочих рассматриваются как принадлежащий им и
приносящий доход капитал, а затраты средств на приобретение знаний и навыков
как инвестиции в него.
Исходя из данных анализа количественного и
качественного состава рабочих кадров на Гомельском станкостроительном заводе
им. С. М. Кирова было установлено, что положение с подготовкой,
переподготовкой и повышением квалификации рабочих кадров требует дальнейшего
совершенствования. Руководство предприятия не придаёт значения основным элементам
теории человеческого капитала. Повышение квалификации на предприятии носит
формальный характер.
Неформальное обучение на предприятии должно
производиться индивидуально и основываться на понимании кого учить, чему учить
и как учить. Это означает, что отдел кадров и бюро по подготовке кадров
Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова должны
владеть информацией о том, насколько полны и актуальны знания по профессии у
каждого работника, чтобы определить следует ли его обучать и чему именно. Необходимо
определять также, каковы личные способности каждого рабочего к обучению, то
есть какой материал и в какой форме его подачи данный рабочий сможет усвоить
быстрее и легче. Нужно определить также методы, средства и место обучения
(курсы, факультеты повышения квалификации, производственное обучение).
Для того, чтобы учесть всё вышеизложенное
при обучении на заводе им. С. М. Кирова, следует применять индивидуальный
подход. Для этого считаем целесообразным увеличить штат по подготовке кадров,
который на сегодняшний день составляет два человека. Необходимо чтобы бюро по
подготовке кадров было оснащено современным персональным компьютером. Создать в
базе данных автоматизированной системы специальную программу по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров. На основе базы данных автоматизированной
кадровой системы завести отдельный файл на каждого работника, куда будут
заноситься все данные, связанные с его обучением. Это означает, что
недостаточно отражать в нём только данные формального характера – о сроках,
формах, местах, продолжительности и стоимости обучения каждого рабочего.
Следует отражать также более скрытые неформальные данные, как например, степень
актуальности его знаний по профессии, области, в которой он менее силён, недостатки
деятельности и поведения, способности к обучению и тому подобные сведения,
получаемые преимущественно путём социально-психологических исследований.
Следовательно, на заводе им. С. М. Кирова необходимо начать проводить
социально-психологические исследования. Система повышения квалификации, чтобы
быть эффективной, должна основываться на сборе информации «снизу», со стороны
самих работников.
На предприятии определение степени
актуальности знаний рабочих должно производиться раздельно по их профессиям. Это
связано с тем, что разные профессии по-разному вписываются в рамки
научно-технического процесса: некоторые из них теряют свою актуальность,
некоторые её приобретают, причём темпы того и другого также существенно
различаются по профессиям. Внутри каждой из них период устаревания знаний
обычно принимается равным жизненному циклу изделия или процесса, разработка
которых составляет содержание труда рабочих. Переход к разработке изделий или
процессов нового класса существенно снижает степень соответствия профессиональных
знаний рабочих требуемому уровню и делает необходимым либо повышения их
квалификации, либо их полную переподготовку.
Бюро по подготовке кадров завода им. С. М.
Кирова необходимо учитывать, что эффективность управления профессиональным
развитием рабочих на предприятии предполагает учёт мотивационной составляющей
выбора профессии с тем, чтобы отдавать предпочтение тем лицам, которые выбирали
её, исходя из своих склонностей и способностей, а не по конъюнктурным
соображениям. Только работающие по призванию люди могут принести Гомельскому
станкостроительному заводу им. С. М. Кирова наибольшую пользу, полностью
реализуя свой творческий потенциал в процессе труда. При этом они приносят пользу
не только предприятиям, но и самим себе, так как работа по призванию повышает
удовлетворённость трудом и, следовательно, его эффективность. Кроме того, лица,
которые выполняют работу, отвечающую их интересам и способностям, как правило,
не намерены её менять, даже несмотря на те трудности, с которыми они
сталкиваются в условиях перехода к рынку.
Считаем, что на заводе им. С. М. Кирова
следует проводить опрос рабочих, в какой области они хотели бы повысить свою
квалификацию. Учёт мнения самих рабочих об уровне и динамике их профессиональных
знаний позволит бюро по подготовке кадров планировать повышение их квалификации
«снизу», с их рабочего места, что даст возможность вести речь об индивидуальном
подходе к их профессиональному развитию. А это, в свою очередь, позволит
преодолеть формальный характер обучения, точнее определять его содержание и
сроки, сложность и место обучения, более обоснованно подойти к формированию учебных
групп.
По нашему мнению на Гомельском
станкостроительном заводе им. С. М. Кирова целесообразно создать
под руководством бюро по подготовке кадров отдел профессионального развития
рабочих кадров.
Профессиональное развитие рабочих – это последовательность
должностей, занимаемых работником на одном и том же предприятии (Рис. 3.1).
Рис. 3.1 Профессиональное развитие рабочего Гомельского станкостроительного завода
им. С. М. Кирова.
В современном мире предприятия видят в
развитии своих рабочих один из основополагающих факторов собственного успеха.
Думаю, что на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова необходимо
применение планирования и управления профессиональным развитием рабочих кадров.
Внедрение этого процесса может быть достигнуто благодаря совместной работе
руководства предприятия, бюро по подготовке кадров и самих рабочих предприятия.
Планирование профессионального развития
состоит в определении целей развития рабочего и путей, ведущих к их достижению.
Реализация плана профессионального развития предполагает, с одной стороны,
профессиональное развитие рабочего, то есть приобретение требуемой для занятия
желаемой должности квалификации за счёт профессионального обучения, стажировок,
посещения курсов повышения квалификации, а с другой – последовательное занятие
должностей, опыт работы на которых необходим для работы в целевой должности.
Развитием профессионального роста называют
те действия, которые предпринимает рабочий для реализации своего плана.
Планирование и управление профессиональным
развитием требует от рабочего и предприятия определённых дополнительных усилий,
но в то же время предоставляет ряд преимуществ как самому рабочему, так и
предприятию, на котором он работает.
Так, при внедрении процесса планирования и
развития профессионального роста на заводе им. С. М. Кирова для рабочих это
будет означать:
·
потенциально более высокую степень
удовлетворённости от работы на предприятии, предоставляющей ему возможности
профессионального роста и повышении уровня жизни;
·
более чёткое видение личных профессиональных
перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
·
возможность целенаправленной подготовки к будущей
профессиональной деятельности;
·
повышение конкурентоспособности на рынке труда.
·
Завод им. С. М. Кирова получит следующие преимущества:
·
мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих
свою профессиональную деятельность с данным предприятием, что повышает
производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;
·
возможность планировать профессиональное развитие
работников и всего предприятия с учётом их личных интересов;
·
планы профессионального развития отдельных рабочих
в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном
обучении;
·
группу заинтересованных в профессиональном росте,
подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые
должности.
На Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова целесообразно
было бы использовать следующую систему управления развитием профессионального
роста рабочих кадров (Рис. 3.2).
Рис. 3.2. Процесс планирования и развития профессионального роста.
Данная модель партнёрства по планированию и
развитию профессионального роста предполагает сотрудничество трёх сторон – рабочего,
его руководителя и бюро по подготовке кадров. Рабочий несёт ответственность за
планирование и развитие собственного профессионального роста. Руководитель
выступает в качестве наставника. Его поддержка необходима для успешного
профессионального развития, поскольку он распоряжается ресурсами, управляет
распределением рабочего времени, аттестует рабочего.
Бюро по подготовке кадров играет роль
профессионального консультанта и одновременно осуществляет общее управление
процессом профессионального развития на предприятии.
После приёма на работу специалисты бюро по
подготовке кадров должны проводить обучение нового рабочего основам
планирования и профессионального развития, разъяснять принципы партнёрства,
ответственность и возможности участвующих в нём сторон. Обучение преследует две
основные цели: первая – сформировать заинтересованность рабочих в
профессиональном развитии; вторая – предоставить им инструменты для начала
управления собственным профессиональным развитием.
Следующим этапом
является разработка плана профессионального развития. Рабочий должен определить
собственные профессиональные интересы и методы их реализации, то есть
должность, которую бы он хотел занять в будущем. После этого он должен сопоставить
собственные возможности с требованиями к интересующим его должностям и определить,
является ли данный план профессионального развития реалистичным, и, если да, то
подумать, что ему необходимо для реализации этого плана. На данном этапе
рабочий нуждается в квалифицированной помощи со стороны бюро по подготовке
кадров и собственного руководителя, прежде всего, для определения собственных
возможностей и недостатков, а так же методов развития. Для этого на заводе им.
С. М. Кирова необходимо провести специальное тестирование для определения
сильных и слабых сторон рабочих кадров, результаты которого окажут существенную
помощь в планировании профессионального развития.
Реализация плана
профессионального развития зависит, прежде всего, от самого рабочего. При этом
необходимо иметь в виду весь набор условий, делающих возможным реализацию этого
плана:
·
результаты работы в занимаемой должности. Успешное
выполнение должностных обязанностей является важнейшей предпосылкой продвижения;
·
профессиональное и индивидуальное развитие. Рабочий
должен не только пользоваться всеми доступными средствами профессионального
развития, но и демонстрировать вновь приобретённые знания, навыки и опыт;
·
эффективное партнёрство с руководителем. Реализация
плана профессионального развития в огромной степени зависит от руководителя,
который формально и неформально оценивает работу рабочего и его потенциал,
является важнейшим каналом связи между рабочим и высшим руководством
предприятия, принимающим решения о продвижении;
·
заметное положение на предприятии. для продвижения
в организационной иерархии необходимо, чтобы предприятие знало о существовании
рабочего, его достижениях и возможностях.
Важнейшим
компонентом процесса управления профессиональным развитием является оценка
достигнутого прогресса, в которой участвуют все три стороны: рабочий, руководитель,
бюро по подготовке кадров.
При внедрении
процесса планирования и управления профессиональным развитием на заводе им. С.
М. Кирова оценка должна проводиться один раз в год (возможно вместе с аттестацией
рабочих) в ходе встречи рабочего и руководителя, а затем должны подтверждаться
бюро по подготовке кадров. Оценивается не только прогресс в реализации плана,
но и реалистичность самого плана в свете произошедших за минувший год событий,
эффективность его поддержки со стороны руководителя. Результатом обсуждения
становится скорректированный план профессионального развития.
Руководству и
бюро по подготовке кадров Гомельского станкостроительного завода им. С. М.
Кирова следует учитывать, что отсутствие управления профессиональным развитием
вызывает неудовлетворительность рабочих, повышенную текучесть кадров,
ограничивает способность предприятия эффективно заполнять вакантные должности.
В тоже время они должны обратить внимание на то, что практика применения
профессионального развития на других предприятиях показывает, что затраты на
создание системы профессионального развития оказывают положительное влияние на
прогресс предприятия в длительной перспективе.
В зарубежных
фирмах обучению работников придаётся огромное значение. Причём оно является
составным элементом общей системы работы с кадрами, которая предусматривает не
только их подготовку и повышение квалификации, но отбор, аттестацию, продвижение
по службе и стимулирование. Важнейшим направлением совершенствования системы
формирования кадров является увязка планирования и управления персоналом со
стратегией хозяйственной деятельности, повышением её эффективности в целом.
Образование и
профессиональная подготовка имеют огромное значение для повышения
эффективности производства. Быстрые технологические изменения требуют поддержки
и расширения профессиональной подготовки без отрыва от производства. Многие программы
обучения и профессиональной подготовки осуществляются самими фирмами. Но
большая их часть основана на сотрудничестве производства с учебными
заведениями или профессиональными училищами. Подобное взаимовыгодное
сотрудничество позволяет стажёрам получать полезные навыки в процессе
производства или проведения НИОКР. Некоторые традиционные формы
профессиональной подготовки, например, ученичество, доказали свою
жизнеспособность благодаря использованию новых, необычных для них инструментов.
Речь идёт о некоторых гибридных формах, при которых непосредственная передача
навыков сочетается с теоретической подготовкой.
К ученичеству
относятся весьма серьёзно во многих западноевропейских странах и в Северной
Америке. В таких странах, как Германия, Австрия и Швейцария, ученичество, или
двойная система, охватывает по крайней мере три четверти соответствующих возрастных
групп[19].
По швейцарской
системе ученики после 10 лет школьной подготовки получают работу на
производстве в той сфере, которую они выбрали. Имеется около 300 профессий – от
кузнеца до банковского клерка, - которые предлагаются швейцарским ученикам. Три
– четыре дня в неделю они проводят на производстве под руководством квалифицированного
мастера. В остальные дни занимаются в бесплатных центрах профессиональной
подготовки изучая технологию, иностранные языки, математику и т. д. Такие
одновременные занятия на производстве и в школе принято называть двойной
системой. По прошествию двух – трёх лет слушатели сдают экзамен, который и
завершает их ученичество.
Данная система
выгодна для предприятий. Они получают достаточное количество учеников, экономят
на оплате, могут отобрать лучших для постоянной работы по завершении программы
обучения. Причём здесь при удачном сочетании теории и практики вырабатываются
способность приспосабливать знания и навыки к требованиям производства, привычка
хорошо работать и ощущать себя мастером. Нам представляется, что применение
двойной системы обучения было бы целесообразным на Гомельском
станкостроительном заводе им. С. М. Кирова, так как она не требует
больших материальных затрат, что имеет немаловажное значение для данной
экономической ситуации на предприятии. Так же при этой системе налаживается
тесная связь между школой и предприятием, и выпускники школ будут конкурентоспособными
на рынке труда.
В зарубежных
фирмах внутрифирменное обучение и повышение квалификации рабочих кадров –
важнейшая задача служб кадров. Они осуществляют методическое обучение этой
работы, непосредственно участвуют в организации обучения, оценке, отборе
рабочих кадров, планировании карьеры работников, оказании практической помощи линейным
руководителям в работе с подчинёнными.
В некоторых
службах кадров организуются самостоятельные отделы обучения, которые
занимаются производственной подготовкой, обучением инструкторов, мастеров, техников,
рабочих, разрабатывают учебные материалы, субсидируют обучение по индивидуальным
программам, осуществляют связь с другими учебными центрами.
В США в системе
повышения квалификации на производстве существуют жёсткие экономические
критерии, они ориентируются на конечный практический результат, осуществляется
тщательный контроль и обязательно оценивается эффективность каждой программы (в
том числе и стоимостная). Повышение квалификации осуществляется в двух основных
формах – тренинга (тренировки профессиональных навыков) и развития работников.
В последнем случае обычно предполагается подготовка (переподготовка) работника
к следующей профессии (должности). Огромная часть программы рассчитана
непосредственно на обучение профессиональным навыкам, необходимым для выполнения
профессиональных функций (тренинга работника). Цель тренинга всегда конкретна –
устранение разрыва в фактической и ожидаемой отдаче от работника, получение
немедленного эффекта от вложенных средств через повышение производительности
труда и качество производимой продукции.
Рассмотрим
примеры применения тренинга на некоторых зарубежных компаниях.
Пример 1. Компания «Сименс» демонстрирует применение
практически общей германской системы образовательного и профессионального
тренинга на уровне фирмы. «Сименс» - одна из крупнейших корпораций в мире, в
штате которой в 1989 г. числилось 300 тыс. человек. Состав работников с годами
значительно менялся. По сравнению с 1962 г. доля обученных рабочих возросла с
23 до 34 %, профессиональных инженеров – с 10 до 20 %, а доля полуобученных
рабочих сохранилась на уровне 44 %[20].
Инвестиции в
обучение и тренинг составили 300 млн. немецких марок и распределились
соответственно между «голубыми воротничками», специалистами и коммерческими сотрудниками
как 80 %, 7 % и 13 %. Затраты на продолжающих обучение и тренинг в технических
областях, на ЭВМ, в сферах производства и менеджмента составили 460 млн. марок.
Ежегодно
компания проводит 17 тыс. образовательных курсов всех типов (примерно 4 млн.
человеко-часов занятий). Каждый год в них принимает участие более 40 % работников.
О гибкости
программ и управления в области тренинга свидетельствует то, что каждый год
примерно четверть всех курсов устаревает и заменяется другими. При этом в образовании
всё более преследуются «надтехнические» цели, поддерживаются такие качества,
как потребность учиться, стремление знать проблемы компании и участвовать в
корпоративной и творческой деятельности. Эти качества рассматриваются как
ключевые для овладения новыми технологиями.
Пример 2. Компания «Моторола» прошла путь от использования программ тренинга до
создания собственного университета и соответственно обратила свой 7-миллионный
бюджет в 120-миллионные ежегодные капитальные вложения в образование.
Десять лет тому
назад компания нанимала рабочих для выполнения заданий, точно определённых и не
требующих особой подготовки. Если машина ломалась, рабочие поднимали руки,
подходил аварийный мастер и фиксировал неполадку. Контроль качества представлял
собой элементарный процесс выбраковки, выявления дефектов перед отгрузкой
продукции. Большинство рабочих обучались своей профессии, наблюдая, приобретая
опыт методом проб и ошибок.
Первый шаг
внедрения тренинга – означал обучение основам математики и навыкам в области
коммуникаций (причём предполагалось, что основы этих знаний заложены в школе
или колледже).
Затем пришлось
переоценить критерии подхода к корпоративному тренингу и образованию, дабы не
отстать и приспособиться к изменениям. Рабочим пришлось как следует разобраться
в содержании выполняемых ими операций и возможностях используемого
оборудования. В компании пришли к выводу, что в новых условиях нужны не инструкции
сами по себе, а компетентность. Компания в настоящее время рассчитывает на то,
что её рабочие знают оборудование и сумеют самостоятельно справиться с
несложным ремонтом. Теперь управление качеством видится как процесс, который
позволяет избежать дефектов. Это – общий стиль поведения, единый как для
охранников и секретарей, так и для производственных рабочих.
Из рассмотренных
выше примеров можно сделать вывод, что тренинг рабочей силы – основная задача
системы обучения и, что именно производство – наиболее подходящее место для
проведения тренинга.
Необходимость
внедрения тренинга (профессионального развития) на Гомельском станкостроительном
заводе им. С. М. Кирова очевидна в современных рыночных отношениях.
В развитии
внутрифирменного обучения за рубежом большую роль играет тесная зависимость
между уровнем образования, профессиональным статусом и уровнем жизни работника.
Так, в США в среднем почти половина изменений величины заработка у каждого
работника (разницы между низшим и высшим уровнем заработка в течении трудовой
жизни) определяется базовым и трудовым обучением. Обучение на производстве значительно
влияет на заработную плату. У лиц, получивших такое образование, заработок
увеличивается примерно на 25 %, не говоря уже о возможности продвижения по
службе или получения более выгодной работы[21].
Влияние этого фактора более длительно. Так, если воздействие школьного
образования ощущается в течение 8 лет, то обучение на рабочем месте – в течение
13.
В крупных
зарубежных фирмах отделы подготовки кадров, как правило, обеспечивают менее
половины объёма формального обучения, в основном оно осуществляется непосредственно
на рабочем месте. Это – кружки качества, целью которых является повышение
квалификации, обучение передовым методам производства. Их работа начинается с
систематического обучения всех его членов качественной работе, причём сюда
входит весьма широкий круг вопросов – организация и технология производства,
его экономика, различные аспекты управления (методы статистического контроля
качества и регулирования технологических процессов, функционально-стоимостного
анализа, обсуждение проблем и принятие решений, сбор и анализ производственной
информации), анализируются производственные процессы и хозяйственные ситуации.
Руководители кружков – инженеры, управляющие, дают профессиональные советы,
консультируют, при необходимости ведут занятия по конкретным темам. Обучающиеся
обеспечиваются необходимой информацией, обмениваются опытом. В затраты на
организацию такого вида подготовки входят также оплата расходов на проезд и проживание
участников семинаров, приглашение внешних консультантов, расходы на учебное
оборудование, методические пособия и материалы.
По нашему мнению
на заводе им. С. М. Кирова можно использовать опыт зарубежных фирм по
организации кружков качества на предприятии. Этот метод подготовки и повышения
квалификации рабочих кадров является наиболее доступным для предприятия, так
как не требует больших материальных затрат. Также положительным моментом этого
метода является то, что он имеет массовый характер повышения квалификации
рабочих кадров, и обучение рабочих происходит без отрыва от производства.
Особое внимание
обучению непосредственно на производстве уделяется при профессиональной
подготовке молодых рабочих и начинающих руководителей. Это особенно характерно
для Японии, где выпускники университетов и кадровые рабочие, имеющие общеобразовательную
подготовку, получают профессиональные знания преимущественно уже на
производстве. Например, молодые выпускники японских университетов, прежде чем
получить назначение на управленческую должность, работают несколько лет в
заводских цехах в качестве рабочего или мастера. Подобная практика повышает
техническую компетентность, облегчает понимание будущими специалистами –
руководителями реальных проблем производства. Многие исследователи считают, что
именно за счёт эффективно организованного производственного обучения японские
фирмы достигли значительных успехов[22].
Обучение на рабочем месте имеет преимущество
и для обучающегося, и для нанимателя, и для экономики в целом. Оно более гибко
по сравнению с академическими формами, непосредственно увязывается с
деятельностью рабочей группы, организационной культурой, стратегическими
целями, характером продукции и рыночным положением предприятия, более
непосредственно направлено на повышение эффективности, качества, быстрое
реагирование на экономические и технические изменения и тем самым усиление
конкурентоспособности. Поэтому Гомельскому станкостроительному заводу
им. С. М. Кирова на современном этапе и в перспективе следует уделять
большое внимание обучению кадров на рабочем месте. Руководству предприятия и бюро
по подготовке кадров необходимо изучать передовой опыт зарубежных стран в
подготовке рабочих кадров и по возможности внедрять его на предприятии.
Проблемы подготовки, переподготовки и
повышения квалификации рабочих кадров, способных конкурировать в условиях
рыночных отношений, по ряду важных причин приобретает ныне особую актуальность.
Во-первых, сказываются неблагоприятные тенденции на рынке рабочей силы.
Современное производство предъявляет всё более жёсткие требования к
профессиональным качествам рабочих кадров. Идёт сокращение численности рабочих
мест. Во-вторых, обостряется конкуренция за рабочие места внутри трудовых коллективов.
Идёт объективный процесс отторжения рабочих кадров с низкими профессиональными
качествами. В-третьих, профессиональное образование и квалификация в личностном
плане не просто выступают выступают характеристиками того или иного рабочего,
но и становятся для него гарантией социального благополучия, условием его
конкурентоспособности на рынке труды.
Проведя анализ количественного и
качественного состава рабочих кадров и их соответствия потребностям Гомельского
станкостроительного завода им. С. М. Кирова, было установлено следующее: на конец
1997 года наблюдалось незначительное увеличение численности по некоторым категориям
занятых по сравнению с 1996 годом. Так, ППП увеличился на 38 человек или на 2,6
%, численность рабочих возросла на 77 человек, что составляет 4,26 %. Число
руководителей увеличилось на 7 человек или на 3,34 %. Это свидетельствует о
том, что на заводе появилась возможность по созданию новых рабочих мест.
Анализ возрастной структуры рабочих
кадров предприятия показал, что на заводе наибольшая процентная доля (35,5 %)
приходится на численность рабочих, находящихся в возрасте от 40 лет до 49 лет и
она продолжает увеличиваться за счёт сокращения доли группы 25-29 летних
рабочих. Это может в будущем отрицательно повлиять на ухудшение возрастной
структуры работников Гомельского станкостроительного завода им. С. М.
Кирова. Руководству предприятия и бюро по подготовке кадров необходимо уделять
внимание тому, какими методами и приёмами они в дальнейшем смогут привлекать на
завод молодёжь.
Проведя анализ уровня образования,
следует отметить, что большую долю 87,9 % составляют рабочие со средним
специальным и неполным средним образованием. Отсюда возникает проблема более длительного
промежутка времени для выхода рабочих на более высокий уровень квалификации.
Проведённое изучение движения рабочей
силы позволило выявить причины текучести кадров. Так, в 1997 году по сравнению
с 1996 годом коэффициент текучести снизился на 0,07, но его показатель ещё не
достаточно мал, чтобы говорить о стабильности рабочих кадров на предприятии.
Следовательно, необходимо повышать уровень образования рабочих кадров и степень
их квалификации, так как существует тесная взаимосвязь между уровнем
образования и текучестью рабочих кадров.
Количественные показатели структуры
рабочих кадров не позволяют в достаточной степени судить о потребностях
предприятия в их подготовке, переподготовке и повышении квалификации. Наиболее
наглядно эту проблему можно определить с помощью изучения профессионально-
квалификационной структуры рабочих.
Анализ среднего разряда работ по
основному производству на заводе им. С. М. Кирова и среднего разряда рабочих
показывают, что существует проблема в несоответствии среднего разряда работ и
среднего разряда рабочих. Так, в 1995 году эта разница равна 0,12, в 1996 году
0,11, в 1997 году 0,08. Рассчитано, что необходимо повысить квалификацию в 1997
году 80 рабочим.
На примере механического цеха № 3
Гомельского станкостроительного завода им. С. М. Кирова была рассмотрена профессионально-квалификационная
структура рабочих кадров и проведён анализ соответствия среднего разряда работ
и среднего разряда рабочих по профессиям токаря и шлифовщика. Было установлено,
что средний разряд работ шлифовщиков выше среднего разряда рабочих на 0,35.
Следовательно, необходимо повысить квалификационный уровень 4 шлифовщикам. Но
существует ещё и проблема по профессии токаря. Квалификационный уровень токарей
выше требований производства на 0,61. Следовательно, у рабочих может
утрачиваться интерес к работе, так как отсутствует возможность реализации знаний.
Изучение подготовки, переподготовки и
повышения квалификации по их формам показывает количество рабочих кадров
повысивших квалификацию и прошедших подготовку и переподготовку в учебных
заведениях и непосредственно на заводе им. С. М. Кирова. Так, в 1997 году
повысило квалификацию 76 человек, из них 25 человек составили рабочие, прошли
профессиональную подготовку и переподготовку 49 человек и все из числа рабочих
профессий. Анализ показал, что удельный вес рабочих, повысивших квалификацию, к
общему числу, повысивших квалификацию в 1996 году составил 11,5 %, а в 1997 г –
32, 8 %. Это окажет положительное воздействие на деятельность предприятия, так
как существует взаимосвязь роста производительности труда рабочих за счёт повышения
квалификации.
При расчёте влияния повышения
квалификации на рост производительности труда выявлено, что наибольшего роста
производительности труда предприятие достигло в 1997 году (17,7 %).
Проведённое исследование организации
подготовки переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров на Гомельском
станкостроительном заводе им. С. М. Кирова позволило разработать основные
направления по их совершенствованию, а именно:
1.
Улучшение работы по профессиональной ориентации молодёжи
и незанятого населения.
2.
Налаживание деловых отношений между Гомельским
станкостроительным заводом им. С. М. Кирова и профессионально-техническим
училищем № 78.
3.
Применение модельной системы обучения.
4.
Разработка и использование на практике договорных
форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
5.
Увеличить штат бюро по подготовке кадров на предприятии.
6.
Оснастить бюро по подготовке кадров современным
персональным компьютером и создать в базе данных автоматизированной системы
специальную программу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации
рабочих кадров.
7.
Проводить опрос рабочих, в какой области они хотели
бы повысить свою квалификацию.
8.
Создать под руководством бюро по подготовке кадров
отдел профессионального развития рабочих кадров.
9.
Использование зарубежного опыта.
Улучшение работы по профессиональной
ориентации учащихся ПТУ и школ и налаживание более тесного контакта между
Гомельским станкостроительным заводом им. С. М. Кирова и ПТУ № 78 может иметь
положительные результаты. Во-первых, заводу необходимы молодые
высококвалифицированные рабочие кадры. Во-вторых, привлечение на завод
выпускников ПТУ позволит снизить коэффициент текучести кадров, так как
выпускники ПТУ представляют собой более стабильный контингент. В-третьих,
возможно сокращение срока выхода на более высокий уровень квалификации рабочих,
получивших профессиональную подготовку с системе ПТУ, что в свою очередь ведёт
к увеличению производительности труда.
Применение модульной системы обучения
позволит быстрее реагировать на отрицательную смену технологий, потребности
рынка труда, так как эта система более гибкая, чем традиционная. система предусматривает
индивидуальный подход, тесный психологический контакт между обучающим и
обучаемым, что позволит выявить способности последнего. Модульная система
обучения обеспечивает большую эффективность с точки зрения качества
приобретаемых навыков, не требует больших затрат.
Увеличение штата бюро по подготовке
кадров на Гомельском станкостроительном заводе им. С. М. Кирова позволит
проводить более детальный анализ количественного и качественного состава
рабочих кадров, выявлять их наклонности и желания, учитывать мнение самих
рабочих об уровне и динамике их профессиональных знаний.
Оснащение бюро по подготовке кадров
современным персональным компьютером позволит применить индивидуальный подход к
каждому рабочему. Создав базу данных автоматизированной кадровой системы, можно
будет завести отдельный файл на каждого работника, куда будут заноситься все
данные, связанные с его обучением.
Создание отдела профессионального
развития кадров – один из основополагающих факторов успешной деятельности
предприятия. Планирование и управление профессиональным развитием предоставляет
ряд преимуществ как каждому рабочему, так и предприятию, на котором он
работает.
Так, при внедрении процесса планирования и
развития профессионального роста на заводе им. С. М. Кирова для рабочих это
будет означать:
·
потенциально более высокую степень
удовлетворённости от работы на предприятии, предоставляющей ему возможности
профессионального роста и повышении уровня жизни;
·
более чёткое видение личных профессиональных
перспектив и возможность планировать другие аспекты собственной жизни;
·
возможность целенаправленной подготовки к будущей
профессиональной деятельности;
·
повышение конкурентоспособности на рынке труда.
·
Завод им. С. М. Кирова получит следующие преимущества:
·
мотивированных и лояльных сотрудников, связывающих
свою профессиональную деятельность с данным предприятием, что повышает
производительность труда и снижает текучесть рабочей силы;
·
возможность планировать профессиональное развитие
работников и всего предприятия с учётом их личных интересов;
·
планы профессионального развития отдельных рабочих
в качестве важного источника определения потребностей в профессиональном
обучении;
·
группу заинтересованных в профессиональном росте,
подготовленных, мотивированных сотрудников для продвижения на ключевые
должности.
На заводе им. С. М. Кирова можно
использовать опыт зарубежных фирм по организации кружков качества, применение
двойной системы обучения. Эти примеры выгодны для предприятия, так как они не
требуют больших материальных затрат, а также у учеников вырабатывается
способность приспосабливать знания и навыки к требованиям производства,
привычка хорошо работать и ощущать себя мастером.
1.
Закон о занятости
населения Республики Беларусь.
2.
Положение о
государственной службе занятости Республики Беларусь.
3.
Типовое положение о
непрерывном профессиональном обучении рабочих.
4.
Концепция профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и
незанятого населения Республики Беларусь.
5.
Ахапкин Н. Ю.
Профессиональное обучение рабочих кадров на белорусских предприятиях //
Общество и экономика, 1997, № 7-8.
6.
Батышев С. Я. Подготовка
рабочих кадров. – М.: Экономика, 1992. – 248 с.
7.
Бережная И. А. Оценка
знаний как элемент стратегии среднего профессионального образования // Специалист,
1997, № 2.
8.
Ванкевич Е. В.
экономические проблемы становления рынка труда. – Мн.: ООО «Мисанта», 1996. –
68 с.
9.
Выпускник перед выбором
пути. Под ред. Басова Е. М. – Мн.: Нар. асвета, 1992. 239 с.
10.
Горелов Н. А. Экономика
трудовых ресурсов. – М.: Высш. шк., 1992. – 208 с.
11.
Калецкий Э. проблемы
совершенствования системы непрерывного образования технических кадров // Мастерство,
1995, № 3.
12.
Кайнова С. В. Модульная
система обучения // Человек и труд, 1998, № 2.
13.
Минервин И.
Внутрифирменное обучение рабочих // Экономист, 1993, № 2.
14.
Пилипенко Н. М.
Формирование квалифицированных рабочих кадров. – М.: Экономика, 1991. – 176 с.
15.
Профессиональная
ориентация учащихся: Учеб. пособие. Под ред. А. Д. Сазонова. – М.: Просвещение,
1993. – 223 с.
16.
Пути совершенствования
подготовки рабочих кадров для станкостроительной промышленности Республики
Беларусь в условиях формирования рыночных отношений. – Гомель.: Бел ГУТ, 1994.
– 156 с.
17.
Сенченко И. Т. Повышение
квалификации рабочих на производстве. – М.: Педагогика, 1992. – 112 с.
18.
Сидоров В. А. Образование
и подготовка кадров в условиях новой технической реконструкции. – М.: Высш.
шк., 1994. – 271 с.
19.
Служба занятости –
выпускникам школ // На рынке труда, № 2, февраль, 1998.
20.
Совершенствование
организации труда и подготовки кадров: Сб. науч. тр. – Свердловск, 1992. – 140
с.
21.
Степашков Н. К.
профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское,
1993. – 168 с.
22.
Торкал Алфтан. Воздействие
технологических изменений на характер и организацию подготовки работников //
Человек и труд, 1993, № 2.
23.
Шекшня С. В. Управление
персоналом современной организации. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез»»,
1997. – 336 с.
24. Экономика трудовых ресурсов. Под общ. ред. В.
Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк., 1991. – 160 с.
[1] Бережная И. А. Оценка знаний как элемент стратегии среднего
профессионального образования // Специалист, 1997, № 2, с. 9.
[2] Торкал Алфтан. Воздействие технологических изменений на характер и
организацию подготовки работников // Человек и труд, 1993, № 2, с. 106.
[3] Кирилюк Л. Е. Состояние, проблемы и перспективы развития средних
специальных учебных заведений Республики Беларусь // Специалист, 1997, № 1, с.
2.
[4] Калацкий Э. Проблемы совершенствования системы непрерывного
образования технических кадров // Мастерство, 1995, № 3, с. 30.
[5] Шекшил С. В. Управление персоналом современной организации. – М, : ЗАО
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336 с.
[6] Шекшил С. В. Управление персоналом современной организации. – М, : ЗАО
«Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 1997. – 336 с.
[7] Сидоров В. А. Образование и подготовка кадров в условиях новой
технической реконструкции. – М.: Высшая шк., 1994. – С. 248.
[8] Сидоров В. А. Образование и подготовка кадров в условиях новой
технической реконструкции. – М.: Высшая шк., 1994. – 271 с.
[9] Сидоров В. А. Образование и подготовка кадров в условиях новой
технической реконструкции. – М.: Высшая шк., 1994. – 271 с.
[10] Е. С. Гуртовой Совершенствование организации труда и подготовки
кадров. Сборник научных статей. «социально-экономическая эффективность
подготовки кадров». – Свердловск, 1992. – С. 87.
[11] Гуртова Е. С. Социально-экономическая эффективность подготовки
кадров// Совершенствование организации труда и подготовки кадров. Сборник
научных трудов. – Свердловск, 1992. – 140с.
[12] Экономика трудовых ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк.,
1991. – 160 с.
[13] Экономика трудовых ресурсов. Под ред. В. Д. Арещенко. – Мн.: Выш. шк.,
1991. – 160 с.
[14] Степаненков Н. К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие.
–Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
[15] Степаненков И. К. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. пособие.
– Мн.: Университетское, 1993. – 168 с.
[16] Служба занятости – выпускникам школ // на рынке труда, № 2, февраль,
1998.
[17] Ахапкин Н. Ю. Профессиональное обучение рабочих кадров на белорусских
предприятиях/ Общество и экономика, 1997, № 7-8.
[18] Кайнова С. В. Модульная система обучения// Человек и труд, 1998, № 2.
[19] Торкал Алфтан. Воздействие технологических изменений на характер и
организацию подготовки работников // Человек и труд, 1993, № 3, с. 106.
[20] Торкал Алфтан. Воздействие технологических изменений на характер и
организацию подготовки работников // Человек и труд, 1993, № 2, с. 106.
[21] Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих// Экономист, 1993, № 2. –
С. 82.
[22] Минервин И. Внутрифирменное обучение рабочих// Экономист, 1993, № 2. –
С. 85.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|