|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
За три года число больниц уменьшилось на 0,4 (или на 3,6%), число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений возросло на 0,9%, число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий увеличилось на 2,6%, а число фельдшерско-акушерских пунктов понизилось на 0,4%. Не смотря на вышеуказанные данные объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 2001 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 1672 тыс., то в 2002 г.– 1653 тыс. В то же время, как ни странно положение с числом больничных коек за период 2000-2002 гг. по сравнению с концом 90-х даже несколько поправилось (2000-116, 2001-115, 2002-117) но это легко объясняеться отрицательной динамикой прироста населения. Почти такая же ситуация сложилась и с амбулаторно-поликлиническими учреждениями. По сравнению с 2000 г. в 2001 г. было введено в действие на 21268 посещений в смену, то в 2002 г. – на 3506, или на 16,5% больше. А если сравнить 2001 г. с 2000 г., то замечается значительное понижение ввода амбулаторно-поликлинических учреждений, то есть в 2001 г. было 27997 посещений в смену, что на 11,5% больше чем в 2002 г. Однако даже некоторые положительные тенденции в увеличении больничных площадей (или скорее тенденция к падению их сокращения) не улучшила пока катастрофической оплаты труда медицинских работников – по данным Мин.Здрава. РФ в 2002 г. сотрудники врачи государственных учереждений здравоохранения получали среднюю зарплату в 2129 руб. при том что многие из них испытывают проблемы с получением и этих мизерных сумм. По словам профессора УГТУ д-р э.н. А.Ильшева – именно сложившаяся в области охраны здоровья ситуация в стране, а не проблемы с занятостью, коррупцией или с ЖКХ уже к 2005 г. способны вызвать в некоторых облостях России необратимые социальные катаклизмы.
3 Оценка предоставления услуг учреждениями образования
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети Таблица 10 Государственные дневные общеобразовательные учреждения ( на начало года) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2000 |
2001 |
2002 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Число общеобразовательных учреждений, тыс. |
68.804 |
68.594 |
65.662 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: начальных |
15,7 |
15,4 |
14,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
основных |
14,2 |
14,0 |
12,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
средних (полных) |
36,4 |
36,5 |
36,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Данные таблицы показывают, что с 2000 г. по 2003 г. в России число дневных общеобразовательных школ сократилось на 1.5 тыс. Наиболее интенсивно идет процесс закрытия начальных (5,1%) и основных (3,8%) школ, что не скажешь о средних школах – темп прироста равен 1,1%, а в общеобразовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья ситуации стабильна в течении трех лет.
Многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются.
Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.
В последние годы положение стало трудным и с детскими дошкольными учреждениями. Данные о развитии их сети представлены в таблице 11.
Таблица 11
Динамика числа школьных учреждений
2000
2001
2002
1
2
3
4
Число дошкольных учреждений тыс.
56,6
53,9
51,3
В том числе в городах и поселках городского типа
31,0
29,6
28,6
В сельской местности
25,6
24,3
22,7
С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на
5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2002 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.
Ситуация с высшими учебными заведениями несколько лучше в период с 2000\1 по 2002\3 г.г. их число не только не уменьшилось но даже увеличилось. Однако произошло это в основном из-за прироста негосударственных высших учебных заведений. Министр Образования РФ В.Филипов выступая в 2002 г. перед студентами Московсково Государственном Университета Инженерной Экологии отметил что по его данным более 40% негосударственных вузов не имеют аккредитации Мин.Образования РФ , а не менее 7% предастваляют квалификацию в облатстях не входящих в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования РФ. По данным Таблицы 12 видно что в период с 1993\4 по 2002\3 число студентом очников негосударственных вузов возросло более чем в 6.5 раз.
Таблица 12
1993/
94
1995/
96
1997/
98
1998/
99
1999/
2000
2000/
01
2001/
02
2002/
03
Число высших учебных заве-дений - всего
626
762
880
914
939
965
1008
1039
в том числе: