|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава правительства РФ М.Касьянов выступая в ноябре этого года в АНХ при Правительстве РФ отметил что с ростом негосударственных университетов дающих сомнительную подготовку будующих кадров в России происходит девальвация всего академического образования. Однако в сложившейся ситуации с оплатой труда в сфере высшего профессионального образования в РФ не позволяет надеяться на измененее тенденции.
1. Обеспеченность жильем
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2001г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2002г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 2001 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров). В последние годы происходит дальнейшая децентрализация финансирования жилищного строительства. В условиях ограниченности бюджетных финансовых ресурсов основными источниками финансирования жилищного строительства остаются средства населения, собственные средства предприятий и организаций, процветают лишь коммерческие подряды на застройку площадей в цетральной части наиболее крупных городов где цена за кв.метр колеблется от 600 до 10000 долларов США. Финансовое положение большинства предприятий и организаций сложное; денежные средства на строительство жилья ограничены, поэтому население все в большей степени само ищет пути решения улучшения своих жилищных условий. Ввод индивидуальных жилищных домов осуществляется во всех городах и районах страны. Но сдерживающим фактором развития индивидуального жилищного строительства продолжает оставаться недостаток денежных средств у населения. Очень остро стоит вопрос с обеспечением жилья для офицеров-запасников Российской армии и социально не защищеных слоев населения стоящих на очереди на муниципальное жилье (прежде вего пенсионеров). По данным аналитиков одной из крупнейших строительных компаний москвы - компании “Донстрой” даже в таком относительно благопалучном регионе как Москва более 9.5 тыс людей проживает в домах с износом фондов основного капитала более 70% (по расчётным схемам одной из крупнейших строительных компании Великобритании “Lotus” данное значение для дома подлежащего немедленной реконструкции ввиду опасности для жизни человека 48%).
Заключение В конце 1999 г. произошли серьезные изменения в уровне жизни населения, которые продолжились в 2000-2003 г.г. Благоприятные тенденции вероятно положительно сказажуться и на показателях доходов и уровня жизни населения в минующем 2003 году.Уже отмечаеться реальный рост денежных доходов населения, включая забороную плату и пенсии. Адаптация к новым условиям позволила предпринимателям ряда отраслей несколько улучшить ситуацию с оплатой труда.Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику макроэкономических показателей, сохраняется значительная дифференциация населения по уровню доходов, низкая зарплата в ряде отраслей экономики, высокий уровень бедности. По некоторым прогонозам (на эту тему неоднократно высказывались крупнейшие экономисты и политики: академики РАН Абалкин, Алферов, академик РАСХН Емельянов, д-р.э.н. Ясин, лидер политической партии “Яблоко” Г.Явлинский и д.р.) если к 2005-2007 г.г. не произойдет качественных скачков прежде всего в области увеличения зарплат государственным служащим и принятие ряда целевых федеральных программ развития (прежде всего социальной сферы) Россия может столкнуться на исходе десятилетия с масшатабнейшими социально-экономическими катострофами ряд из которых может иметь необратимые последствия. Ряд грубейших просчетов властьимущих в начале-середине 90-х привела на сегодняшний день к бедственному положени большенства населения РФ. Обнародованный рядом политиков и экономистов после развала СССР курс на “оголтелую либеризацию и приватизацию” (цитата по лекции профессора Московского Государственного Социального Университета Москвина) привел к страну к тяжелейшим социально-экономическим последствиям. Один из светил западной экономической науки профессор Массачусетского технолоического института Дорнбуш не так давно на одной из конференций в Гарвардском университете отметил, что не припомнит в мировой истории рыночных отношений столь не последовательной и противоречивой денежно-финансовой политики как в новой России. Сухие данные справочника Госкомстата РФ из некоторых разделов создают впечатление о военных действиях (что в принципе соответствует действительности) ведущихся на территории страны. В 2004 г. по прогнозам продолжится повышение жизненного уровня населения. Номинальные денежные доходы населения вырастут на 26-28% и могут достигнуть по некоторым оценкам 4600-4700 млрд. рублей. Реально располагаемые денежные доходы увеличатся на 7-9%. Но по большенству оценок уровень докризисного 1997 г. по многим показательям достигнут не будет. О двукратном увеличении ВВП и вообще остаеться только мечтать. Существуют ли пути выхода из кризиса? - безусловно. Представляеться что в значительной мере решению многих социально-экономических проблем способствовали бы:
1. Более жесткая политика налогооблажения добывающих отраслей и естественных монополистов 2. Отсрочка вступления РФ в ВТО минимум на 2-3 года 3. Активная внешнеполитическая деятельность по реструктуризации внешнего долга. 4. Жесткие меры по центролизованному контролю и борьбе с коррупцией протекционизмом и финансированием оффшоров Российским сырьем 5. Принятие ряда социальных программ по для решения конкретных вопросов и поддержке ряда областей с использованием опыта стран Восточной Европы (амортизационные фонды в региональных отделения коммерческих банков с высоким рейтингом кредитоспособности налогающие обязательства на предприятия прежде всего в сфере торговли об отчислении не менее 2% от всех всех выплаченных зарплат). 6. Открытие в РФ централизованного рейтинга кредитоспособности банковских и финансово-промышленных структур (в данный момент ведуться переговоры об открытии подобной структуры при ЦБ и СБ РФ) 7. Жесткий контроль за выпуском ОФЗ и ГКО 8. Разработка ведушими экономистами стратегической государственной программы развития социальной сферы, промышленности и сельского хозяйтсва на 5-7 лет с четким ее законодательным обеспечением. 9. Четкий государственный аудит всех денежно-валютных операций в Чечне. Повышение уровня жизни населения является главной целью любого прогрессивного общества. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
Список литературы1. Байгереев М. Анализ российской бедности: причины, особенности и методика счета.// Человек и труд. – М., 2001, №8, стр 55. 2. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити-Дана, 2001. 3. Щербаков В.Н., Агеев В.М. Основы экономической теории.- М.: Винити, 2002 4. Борисов E.Ф. Экономическая Теория:.- М.: Юрайт , 2002 5. Ясин Е.Г. Российская Экономика- М.: “ГУ-ВШЭ”, 2002 6. Емельянов A. Продовольственная бедность населения РФ // Экономист 2003 №10 (Ежемесячный научно-практический журнал)М. 7. Ильин С.С, Экономика:Cправочник студента – М.: издетельство МГУ ,2002 8. Жуков В.И. Теория и Методика Социальной Работы – М.: МГСУ-Союз,2000г 9. Справочник Госкомтата РФ Россия в цифрах М., 2002г. 10. Конспект лекции профессора Москвина по экономической географии МГСУ 2002г. 11. Электронная библиотека Финансовой Академии при Правительстве РФ.
_
|
|