Вступление стран мира во Всемирную торговую
организацию (ВТО) и игра по ее правилам - это вызовы XXI века, которые Россия
не может не принять, чтобы не потерять потенциально конкурентоспособные отрасли
нашей страны и активизировать международное сотрудничество с другими странами.
Актуальность исследования.
Вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных
вопросов экономической политики. Об актуальности исследования ряда проблем,
связанных с вступлением России в ВТО говорит то, что обсуждение данного вопроса
в прессе, а часто и среди профессионалов, фокусируется на узком круге вопросов,
связанных с выбором конкретных условий вступления, а именно определения тарифов
и субсидий по отдельным товарам или группам товаров.
По мнению отдельных экономистов, вступление в
ВТО приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие
конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и
последствия вступления. Именно поэтому проблемам, возникающим как до вступления
России в ВТО, так и проблемам, которые могут возникнуть после вступления в ВТО,
стоить уделить особое внимание в рамках данного дипломного исследования.
Объектом исследования в данной дипломной работе является Всемирная торговая
организация, эволюция ее деятельности, специфика функционирования, нормы и
правила ВТО.
Предмет исследования - проблемы
вступления России в ВТО.
Цель дипломной работы –
комплексный анализ проблем вступления России в ВТО на современном этапе.
Задачи исследования. Для
достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие,
цели и принципы Всемирной торговой организации;
- проследить историю создания ВТО;
- изучить порядок вступления и
основные этапы переговорного процесса России и ВТО на современном этапе;
- произвести анализ проблем вступления России в
ВТО;
- исследовать проблему
паритетности условий вступления секторов российской экономики в ВТО;
- охарактеризовать правовые проблемы
присоединения России к ВТО;
- оценить
социально-экономические последствия вступления России в ВТО;
- выявить кадровые и
информационные проблемы вступления России в ВТО;
- сформулировать преимущества
и перспективы России от вступления в ВТО.
Теоретической и методологической
основой дипломной работы являются базовые
положения экономической теории по проблемам международного экономического
сотрудничества, представленные в трудах российских и зарубежных специалистов:
Бойченко А., Бородай А., Дорохина Ф., Зубенко В., Кобякова А., Колесова В.,
Коллонтай В., Котлобовского И., Кузнецова В., Кулакова М., Омэ К., Осьмовой М.,
Пороховского А., Скотта П., Шишкова Ю., Эльянова А., Эченике В., Багвелла К.,
Броадмана Г., Кастельс М., Кругмана П., Лайрда С, Маркусена Дж., Мессерлина П.,
Портера М.,Рутенфорда Т.,Савана К., Тарра Д.,Франкеля Дж., Хекмана Б., а также
труды российских специалистов, освещающих вопросы деятельности ВТО и процесс
вступления России в эту международную организацию, таких как Бузгалин А.,
Герчикова И., Глазьев С, Дюмулен И., Земницкий А., Киселев С, Кондратьев В.,
Назаренко В., Щеглов К., Юдаева К.
Проблеме вступления России в ВТО посвящается
большое количество публикаций во всех передовых средствах массовой информации, а также Интернет-ресурсах и
научной литературе. Среди крупных разработок по данной тематике следует
отметить ряд современных работ следующих исследователей: Андрианов В.Д., Адуков Р. Х.,
Афонцев С., Бордачев Т.В., Грицаенко Е.А., Горбунова О.А., Минченкова И.В., Дынникова
О.В., Долгов C.И., Дюмулен И.И., Иванова
С.В., Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д., Музыка Л. Л., Новиков В., Оболенский В., Портанский
А.П., Приходько С.В., Ремчуков К.В., Савченко Л., Смагин Б.И., Неуймин С.К., Халевинская
Е.Д., Чернышева Н.А и пр.
Структура работы
представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением,
списком использованных источников и литературы, приложением.
1)
Принципе наибольшего благоприятствования (РНБ),
который означает предоставление иностранным товарам и иностранным поставщикам
услуг таких же условий на внутреннем рынке государства-участника, какие
предоставляются иностранным товарам и иностранным поставщикам услуг из третьих
государств-участников. То есть, речь идет о недискриминации между товарами
(работами, услугами) из различных стран-участниц;
2)
Принципе национального режима, который
предполагает, что странам-участницам не следует применять менее благоприятный
режим в отношении иностранных товаров и услуг, чем тот, который применяется в
отношении отечественных аналогичных товаров и услуг. В то же время в отношении
услуг возможно сделать определенные изъятия, которые дадут национальным
поставщикам услуг более льготные условия деятельности на рынке;
3)
Принципе транспарентности, который является
ключевым в юридической системе ВТО. Хотя формально он закреплен только в
Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), этот принцип пронизывает
всю систему Соглашений в рамках ВТО. Он означает, что для обеспечения доведения
до сведения иностранных поставщиков товаров (работ, услуг) всей информации,
касающейся торговли соответствующими товарами (работами, услугами) в данной
стране, страны обязаны публиковать документы, содержащие нормы права, которые
регулируют данные правоотношения. Кроме того, каждая страна обязуется создать
информационный центр, где другие страны-члены могут получить информацию о
законах и постановлениях, действующих в соответствующих секторах экономики.
Принцип транспарентности является международно-правовым выражением принципа
неприменения неопубликованных нормативных правовых актов, на котором основаны
правовые системы всех цивилизованных стран мира.
Таким образом, подытоживая общую характеристику
ВТО как важнейшей экономико-политической организации мирового сообщества, можно
сделать вывод, что ВТО является международной организацией, основной целью которой
является создание на основе единых правовых норм торговой системы, при которой
предприятия стран-членов ВТО могут торговать друг с другом на основе
справедливой и свободной конкуренции. Каждая страна стремится вступить в ВТО
для получения определенных экономических выгод и повышения
конкурентоспособности свои товаров.
Попытки
создать Всемирную торговую организацию были предприняты сразу по окончании
Второй мировой войны. Люди, которые этим занимались, ясно представляли, что
такой важный участок международного экономического общения, как международная
торговля, не может существовать без общепринятых правил движения на мировом
рынке.
В
1947-1948 гг. был создан проект, устав полной международной торговой
организации. В разработке этого проекта участвовали и наблюдатели от Советского
Союза. Он был частью послевоенной организации мира. Политическая организация
мира - это Организация Объединенных Наций, а экономическая должна была
состоять из трех главных элементов, два из которых уже существовали -
Международный валютный фонд и Всемирный банк. Третий элемент создан не был.
Этого не произошло по вине Соединенных Штатов Америки [6].
Второй
раз создать международную торговую организацию пытались в 1955 г. Сделать это
не удалось опять из-за американцев.
В 1964
г. инициативу проявил Советский Союз. Тогда из-за сопротивления западных стран
нам реализовать эту попытку полностью не удалось. Была создана лишь
квазимеждународная торговая организация, которая называется Конференция ООН по
торговле и развитию. Она действует и сегодня.
Только
в 1987 г. начались многосторонние торговые переговоры, из которых выросла
Международная торговая организация.
В ходе
Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров стран-участниц ГАТТ
1986-1994 гг. был подписан ряд Соглашений, которые стали юридической базой для
создания Всемирной торговой организации - ВТО. Правительства согласовали
условия доступа к рынкам с тем, чтобы позволить бизнесу превратить торговые
уступки в новые торговые возможности.
В 1990
г. Советский Союз стал наблюдателем в Генеральном соглашении по тарифам по
торговле, из которого выросла Всемирная торговая организация. Чтобы стать
полноправным членом организации, были сделаны необходимые шаги, то есть Россия
в этом отношении продолжает путь, а не начинает.
Цель
создания ВТО - обеспечение функционирования системы мировой торговли на
основе единых правил таким образом, чтобы рынки оставались открытыми и чтобы
доступ на них не мог быть нарушен введением внезапных и произвольных
ограничений на импорт. В то же время страны-члены ВТО имеют право на введение
защитных антидемпинговых и компенсационных мер для ограничения доступа на свой
рынок[7].
Введение
таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной
отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Тем не
менее, деловые сообщества во многих странах до сих пор не до конца осведомлены
о преимуществах торговой системы ВТО. Основная причина этого - огромная
сложность системы, что до сих пор мешает деловым людям получить от нее выгоду и
осмыслить ее положения и правила. В то же время малоизвестно, что эта правовая
система не только коммерчески выгодна производителям и торговым предприятиям,
но и предоставляет им большие права.
Она создана для реализации постановлений,
принятых на последней стадии переговоров о либерализации торговли в рамках
ГАТТ, которые получили известность как Уругвайский раунд и продолжались с 1986
по 1993. К июлю 1995 членами ВТО стали 96 стран и две зависимых территории, к
январю 1998 - 150 государств, на которые приходится более 95% мировой торговли.
В их числе Соединенные Штаты, Канада, Япония, большинство государств Западной
Европы и многие страны Восточной Европы, Азии, Латинской Америки и Африки.
В настоящее время (октябрь 2008 г.) полноправными участниками ВТО
являются 153 государства, причем, только 25 из них стали новыми членами [8] (Приложение
2).
Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее
большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства
СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус
наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО,
ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой
ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие
развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Таким образом, подводя итоги
изучения истории создания и развития ВТО, можно сделать следующие выводы.
Дата начала существования ВТО как преемницы ГААТ- 1995 года. С
этого самого момента ВТО начинает активно расширяться, пополняясь новыми
странами-участниками. Активизируется и рост числа стран-наблюдателей. По
состоянию на конец 2008 года ВТО включает в себя 153 страны-участниц и более
тридцати стран – наблюдателей.
История
отношений России с ВТО насчитывает уже почти двадцать лет.
Но несмотря на это, четкого понимания экономических выгод
и потерь России от присоединения к организации как не было,
так и нет. Ясно лишь, что выиграют экспортеры небиржевых сырьевых товаров
(рынки биржевых товаров правилами Всемирной торговой организации
не регламентируются).
Анализируя различные
нормативно-правовые акты, а так же научную и учебную литературу, следует
отметить, что процедура присоединения к Всемирной торговой организации состоит
из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс
занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках
специальных рабочих групп (РГ) происходит детальное рассмотрение на
многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После
этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства
страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как
правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами
РГ. В рабочей группе по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех
основных торговых партнеров[9].
Прежде всего, переговоры
касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет
готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются в
двусторонних Протоколах по доступу на рынки товаров и услуг), а также по
формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из
членства в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).
В свою очередь присоединяющаяся
страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО,
что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. Хотя,
например, Китай не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме.
В случае противоправных
действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет
обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС),
решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне
каждым участником ВТО.
В соответствии с установленной
процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на
рынки и условия присоединения оформляются следующими официальными документами[10] :
- Докладом Рабочей группы, где
изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на
себя по итогам переговоров;
- Списком обязательств по
тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
- Перечнем специфических
обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
- Протоколом о присоединении,
юридически оформляющим достигнутые договоренности на дву- и многостороннем
уровнях.
Одним из главных условий
присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального
законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в
соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе
присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом
страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей
Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства
становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама
страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Круг вопросов, рассматриваемых российской
Рабочей группой является стандартным для всех присоединяющихся стран и
сформулирован следующим образом: «Изучить заявку Правительства Российской
Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи
XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать
проект Протокола о присоединении»[11].
Первое заседание Рабочей группы
по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило
на основе «Меморандума о внешнеторговом режиме», который был представлен
Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы,
заданные странами-членами по Меморандуму. В сентябре 1995 г. состоялось
заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного
процесса по присоединению России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения
были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного
процесса по присоединению России к ВТО. Все прошедшие годы переговорный процесс
то активизировался, то приостанавливался в связи с определенными политическими
и экономическими проблемами.
На современном этапе, в 2007-2009 гг., основой для проведения переговоров являются документы и
предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках
процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем
направлениям [12].
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания»)
ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре
внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит
после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по
условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми
членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в
такие переговоры.
В рамках уже достигнутых российской
делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания»
таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в
настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из
ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
Уровень таможенной защиты сельского
хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров,
а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин
на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской
Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо
птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс
2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты [13].
Импортные таможенные пошлины на
промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный
уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в
настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано,
в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти
показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют
соответственно 14,8 %, 11,5 % и 2,9 % [14].
2. Переговоры по
сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы
допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так
называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня
экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих
вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием
членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы
(ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других
заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный
характер.
22 апреля 2008 г. состоялась
очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой
прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по
«янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам
поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг [15].
23 апреля и 18 июня 2008 г. в
переговорах по сельскому хозяйству принял участие Министр сельского
хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в
поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув
необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского
хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год)[16].
По итогам встреч было принято
решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода
на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.
3. Переговоры по доступу на рынок
услуг имеют своей целью согласование
условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К
настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.
По итогам завершившихся переговоров
Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155
секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России
предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на
российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим
законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных
услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при
необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных
поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять
в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих
обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект
Доклада РГ – ключевого документа, в котором будут изложены права и
обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас
работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого
документа.
В июне-июле 2008 г. состоялось
многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО,
объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с
делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в
области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и
фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось
восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по
результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам
таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты
внутреннего рынка и другим вопросам[17].
Очередная версия Доклада РГ по
присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008
г. состоялось многостороннее обсуждение этого документа.
Вопросы присоединения России к ВТО
постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и
законодательной власти Российской Федерации.
В августе 1997 г. была образована
Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004
года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной
торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и
сотрудничества, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого
органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция
Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции
российской стороны [18].
Основным элементом работы на
внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение
российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с
нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по
экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал
Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным
инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из
основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных
органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам,
связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой
деятельности в этой сфере.
Таким образом, в течение 2001 - 2008 годов состоялось более 380 мероприятий
(круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке
экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех
федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия
были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов
Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В
течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов
Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
Общие выводы независимых экспертов
показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из
секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть
проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако
влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей
ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической
погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние
мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на
российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты
сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО
будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в
России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на
внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения
внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.
Как
очевидно из СМИ и большого количества научных публикаций, проблема вступления
России в ВТО стала одной из наиболее обсуждаемых в последнее
время на политических и научных форумах, в средствах массовой
информации. В ходе этих дискуссий, как правило, высказываются радикально
противоположные мнения. Судя по публикациям, сторонники и противники
вступления страны в ВТО подразделяются в зависимости
от их принадлежности к той или иной отрасли экономики.
В секторах
монопольного типа, то есть в так называемых олигархических отраслях,
каковыми являются нефтяная, газовая, металлургическая, электроэнергетическая
и частично химическая, больше тех, кто ратует за вступление
в ВТО. Банковский сектор тоже «за», но на льготных условиях, так
как считает, что не сможет конкурировать с зарубежными банками,
оказывающими для клиентов более разнообразные и дешевые услуги [19].
Противниками
членства России в ВТО, в основном, являются производящие отрасли,
которые принято называть реальными секторами экономики. К таким отраслям,
прежде всего, относятся машиностроительный, авиастроительный
и агропромышленный комплексы. Они слишком ослабли в ходе реформ
и не в состоянии конкурировать с зарубежными фирмами.
Однако следует учитывать, что именно состояние этих отраслей определяет уровень
развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы
данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую
базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее
её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу.
Возможно,
со временем на «расчищенную» от российских предприятий
экономическую площадку придут зарубежные инвесторы со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Однако этому процессу может помешать рост социальной
напряженности в стране, который будет усиливаться по мере развала
упомянутых ранее и других реальных секторов экономики [20].
В спорах
по поводу вступления в ВТО противники форсирования данного процесса
обоснованно отмечают недостаточную прозрачность позиций российской стороны
на переговорах. Действительно, руководство страны не освещает
в должной мере условия вхождения в ВТО, а также возможные
позитивные и негативные последствия от членства в ней.
Во всяком случае, не излагаются научно-обоснованные аргументы,
базирующиеся на конкретных расчетах, которые убедили бы общество
в целесообразности принимаемых Правительством России мер в данной области.
Это, как минимум, дает основание полагать, что интересы России
на переговорах с руководством ВТО отстаиваются в недостаточной
мере.
Среди
множества вопросов, касающихся проблемы приемлемости условий вступления России
в ВТО, одним из наиболее актуальных является выбор приоритетов.
Вызвано
это тем, что по правилам ВТО любая льгота, предоставленная одной стороне
по какому-либо вопросу, сопряжена с необходимостью уступок
в чем-то ином. Иначе говоря, если России несколько уступили,
к примеру, на рынке нефтепродуктов, то от неё обязательно
потребуют уступок на рынке других товаров.