бесплатные рефераты

Проблемы вступления России в ВТО

В случае вступления России в ВТО, исходя из сложившихся в стране приоритетов, то есть подходов к формированию макроэкономической политики, приведших к чрезмерным межотраслевым перекосам, то экономике страны может быть нанесен очередной удар, который еще больше усугубит имеющиеся проблемы и, тем самым, обострит социально-экономический кризис.

Рассмотрим это на примере аграрного сектора, состояние которого, вследствие игнорирования его интересов, в течение длительного времени остается крайне неудовлетворительным. Так, мировой опыт показывает, что при наличии нормальных условий хозяйствования доля несостоятельных формирований аграрного сектора обычно не превышает 10-15 % [21].

Не смотря на то, что в 2006 году сельскохозяйственные предприятия и организации получили около 80млрд. прибыли, доля убыточных хозяйств составила 27%, в предыдущем году (2005) этот показатель был равен 33% (рис. 2.1).



Рис. 2.1 Удельный вес прибыльных и убыточных сельхозтоваропроизводителей (2000-2006гг). Источник: Адуков Р. Х. Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики // Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. – С.15.

По данным Росстата, на начало 2009 года, рост сельскохозяйственных организаций, обладающих признаками банкротства, значительно увеличился, что обусловлено мировым финансовым кризисом в России (рис.2.2).


Рис. 2.2 Удельный вес прибыльных и убыточных сельхозтоваропроизводителей (2006-начало 2009г). Источник: Адуков Р. Х. Проблемы приоритетности условий в различных отраслях российской экономики // Материалы сборника «Экономика АПК: проблемы и решения». – 2007. – С. 16. Данные о 2008-начале 2009 году – Росстат.


Согласно данным, приведенных на рисунке  2.2, на начало 2009 года около 80 % сельскохозяйственных организаций обладают признаками банкротства. Это свидетельствует о том, что главная причина кризиса в отрасли – неэффективность системы государственного управления отраслью.

Глубина и большая продолжительность кризиса в аграрном секторе говорят о том, что существующая система государственного управления экономикой явно не отвечает рыночным требованиям.

Основным условием обеспечения приемлемых условий хозяйствования является наличие научно-обоснованного межотраслевого баланса. Формирование данного баланса – одна из ключевых задач системы государственного управления в области экономики. Без её решения избежать возникновения диспаритета цен практически невозможно. Диспаритет же цен, в свою очередь, неизбежно ведет к экономическому, социальному, а затем и к политическому кризису [22].

Механизм зарождения кризиса в одной отрасли и его распространения на всю экономику схематично заключается в следующем.

Известно, что кризис в аграрном секторе во многом обусловлен несправедливыми отношениями между сельскохозяйственными предприятиями и формированиями других отраслей. К примеру, пользуясь своим монопольным положением, в течение продолжительного времени банки существенно завышали стоимость кредитов, предоставляемых хозяйствам, а перерабатывающие предприятия слишком явно занижали цены на закупаемую у сельхозтоваропроизводителей продукцию. Более того, даже по таким бросовым ценам рассчитывались с хозяйствами несвоевременно, или вовсе не рассчитывались[23].

Это способствовало подрыву экономики сельхозорганизаций и, тем самым, сокращению сырьевой базы перерабатывающих предприятий. Как следствие, данная практика вскоре отрицательно повлияла уже на состояние экономики самих перерабатывающих предприятий. В результате из них выжили, в основном, лишь те, которые усовершенствовали свои отношения с сельхозтоваропроизводителями, то есть построили их на более справедливой основе.

Затем, экономически ослабевшие сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия оказались не способными обновить свою техническую базу, снизили объемы закупок других ресурсов. Это негативно сказалось на экономике предприятий, производящих для них технику, оборудование и оборотные средства. В связи с этим цены на средства производства быстро стали расти. Многие это явление восприняли, лишь как желание машиностроительных и других предприятий увеличить свои прибыли. Однако, как показывает анализ, это не совсем так. Дело в том, что многократное снижение объемов реализации продукции вынуждает данные предприятия увеличивать цены на тракторы, комбайны, другую технику и оборудование. Иначе они не смогут возместить затраты, то есть выжить.

В конечном итоге, от кризиса в сельском хозяйстве в той или иной форме пострадали многие секторы экономики, включая торговый и банковский, а также бюджеты всех уровней. Вызвано это снижением покупательной способности населения, уменьшением средств предприятий на банковских счетах, ухудшением инвестиционной привлекательности производящих отраслей и т. д. Естественно, эти явления препятствуют росту конкурентоспособности предприятий торговли, банков. Поэтому вполне понятны опасения представителей банковского сектора, признающих свою неспособность работать на одном поле с зарубежными банками. Вместе с тем следует отметить, что в этом во многом виновны и сами банки, много лет «рубившие сук, на котором сидят» [24].

Нетрудно спрогнозировать, что вступление России в ВТО рано или поздно приведет к тому, что отечественным банкам придется вступить в конкуренцию с более сильными и гибкими зарубежными банками. В результате, по всей вероятности, многие российские банки станут банкротами.

Таким образом, ущемление интересов одной отрасли (в данном случае аграрного сектора) по принципу домино вызвало цепную реакцию и нанесло ущерб всей экономике России. Из этого следует, что в экономике существует такой принцип, как «кризис в одном секторе экономики приводит к кризису в других секторах». Его наличие и объективный характер объясняются тем, что национальная экономика представляет собой единый организм. Поэтому, во избежание кризиса, с помощью государственных экономических регуляторов необходимо формирование условий хозяйствования, приемлемых для всех отраслей.

Анализ зарубежного, а также передового российского опыта дает основание полагать, что доля производителя в цене готового к употреблению продукта должна составлять примерно 50 % с некоторыми отклонениями, как в сторону увеличения, так и уменьшения в зависимости от глубины переработки продукции [25].

Важно отметить, что изучая проблемы обеспечения паритетности условий хозяйствования для различных секторов экономики, можно сделать вывод, что нарушение или отсутствие научно-обоснованных межотраслевых ценовых балансов является одним из основных факторов развития инфляции.


Таким образом, из вышеизложенного следует, что секторы российской экономики могут выжить и развиваться только вместе, то есть, функционируя с учетом взаимных интересов. Однако это важное условие не учитывается при вступлении России в ВТО, что создает особую угрозу для российской экономики. Дело в том, что российский банковский сектор добился для себя льготных условий вступления в ВТО. А это, согласно правилам ВТО, о которых уже говорилось, автоматически потребует необходимость «сдачи», то есть ущемления интересов каких-то иных секторов российской экономии. Нетрудно спрогнозировать, что ими окажутся реальные сектора и, прежде всего, аграрный сектор. Это приведет к тому, что разбалансированность межотраслевых отношений в еще большей мере усилится. В результате условия хозяйствования аграрного и других реальных секторов экономики приобретут крайне жесткий характер.




2.2 Правовые проблемы присоединения России к ВТО

В связи с предстоящим присоединением России к ВТО вопрос приведения Российского законодательства в соответствие с нормами и правилами этой организации является одним из самых актуальных. При этом согласно параграфа 4 статьи XVI Соглашения об учреждении ВТО, корректировки требуют не только федеральное, но и региональные законодательства, иные нормативные акты и административные решения Правительства России и ее субъектов. В первую очередь это касается вопросов государственной поддержки производства и экспорта продукции, которые, согласно требований ВТО, строго регламентированы, ограничены и должны быть транспарентными [26].

Поэтому, ко времени присоединения к ВТО, Россией и ее регионами должны быть пересмотрены действующие и приняты новые законодательные акты, регулирующие взаимоотношения в сферах применения соглашений ВТО. Часть этих актов должна быть изменена или принята вне зависимости от состояния переговорной позиции России, в первоочередном порядке.

Другая их часть может быть принята или изменена только по результатам переговоров. Это касается законодательства, регулирующего условия доступа на рынки в сфере услуг и оказания государственной поддержки российским товаропроизводителям.

Наибольшее количество проблем и претензий к российскому законодательству у членов ВТО возникает по вопросам таможенного администрирования, стандартизации, сертификации и подтверждения соответствия, применения санитарных и фитосанитарных мер, валютного регулирования и контроля, а также защиты прав интеллектуальной собственности.

В этих целях Правительство РФ своим распоряжением в редакции от 21.06.2002г. № 832-р утвердило «План мероприятий по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО». Во исполнение Плана в настоящее время приняты новые федеральные законы, выполняющие базовые требования ВТО к законодательству РФ. Это [27]:

1.Таможенный Кодекс Российской Федерации №61-ФЗ от 28.05.03г. (введен с 01.01.2004)[28];

2.ФЗ    "О специальных, защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" от 08.12.2003 №165-ФЗ;

3.ФЗ    "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 №173-ФЗ;

4.ФЗ    "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 08.12.2003 №164-ФЗ;

5.ФЗ    "О техническом регулировании" от 24.12.2002 №184-ФЗ.

На уровне Российской Федерации по вопросам вступления страны в ВТО действуют следующие нормативно-правовые акты [29]:

·            Постановление Правительства РФ от 12.01.1996г. №17 «О межведомственной комиссии по вопросам всемирной торговой организации (ВТО)». Данное постановление определяет основные задачи комиссии, к которым относятся разработка мероприятий и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по участию Российской Федерации в работе ВТО, подготовка предложений о внесении необходимых изменений и уточнений в механизм внешнеэкономических связей Российской Федерации и законодательство Российской Федерации с целью обеспечения их соответствия принципам и правилам ВТО, принятие с учетом итогов многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО соответствующих мер по обеспечению национальных интересов Российской Федерации.

·            Постановление Правительства РФ от 19.08.2004г. №419 «Об утверждении положения о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития и ее состава».

·            Постановление Правительства РФ от 05.12.2006г. №741 «О внесении изменения в положение о комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004г. №419».

·            Распоряжение Правительства РФ от 22.02.2008г. №214-р, в соответствии с которым изменен состав комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с организацией Экономического сотрудничества и развития.

В таблице 2.1 представлены обобщенные данные о принятии и рассмотрении ФЗ РФ, отображающих вступление России в ВТО [30].









Таблица 2.1

Ход разработки и принятия федеральных законов в областях, имеющих отношение к присоединению России к ВТО


Наименование закона

Состояние и дата принятия

Дата последних изменений

ФЗ РФ «О техническом регулировании».

Принят ГД ФС РФ 15.12.2002

18.07.2009

ФЗ РФ  "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

Принят ГД РФ 08.08.01

30.12.2008

«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров

Принят ГД РФ 08.12.2003


ФЗ РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Принят ГД ФС РФ 13.07.2001

30.06.2009

ФЗ РФ «О внесении изменения в статью 20 федерального закона «Об
иностранных инвестициях в РФ»

Принят ГД РФ 25.06.2002

29.04.2008

ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Принят ГД РФ 10.07.2002

нет

ФЗ РФ «Об электронной цифровой подписи»

Принят ГД РФ 10.01.2002

нет

ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах».

Не принят

-

ФЗ РФ «О лицензировании экспорта и импорта товаров в Российской Федерации».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронной торговле».

Не принят

-

ФЗ РФ «Об электронном документе

Не принят



Источник: самостоятельный анализ законодательства

Так, например, обеспечение соответствия нормам и правилам ВТО законодательства в области применения технических барьеров в торговле (Федеральный закон “О техническом регулировании” от 30.12.02 №184) должно способствовать повышению конкурентоспособности российских компаний на внутреннем и внешнем рынке. Основные последствия, которые в принципе могут возникнуть в данной области, можно суммировать следующим образом.

Во-первых,  можно рассчитывать на упрощение процедур, связанных с ввозом и доступом иностранных товаров на рынок. Вместе с тем новое законодательство само по себе не предусматривает какое-либо нарушение баланса в обременительности процедур в пользу иностранных товаров. Предусматривается возможность более жесткого контроля за соблюдением технических требований и более жесткой ответственности за их нарушение.

Во-вторых, применение таких принципов ВТО, как недискриминация, минимизация обременительных процедур и расходов, по всей вероятности приведут к снижению административного давления на предпринимателей на внутреннем рынке. А поскольку объем производства и реализации местных товаров существенно больше, чем импортных, логично ожидать некоторого повышения конкурентоспособности тех российских предприятий, которые смогут снизить затраты на выполнение обязательных требований.

В-третьих, речь идет о более последовательной унификация технических требований в РФ и международных стандартов, руководств и рекомендаций. Теоретически это должно привести к повышению качества и конкурентоспособности российских товаров. При этом обязательства по унификации не являются безусловными. Соглашение предусматривает унификацию только тогда, когда это не противоречит национальным целям технического регулирования[31].

Благодаря тому, что будет существенно повышена степень транспарентности законодательства и процессов принятия решения, а также обеспечено формальное соответствие законодательства требованиям и правилам ВТО, создаются благоприятные условия для профилактики торговых конфликтов, связанных с применением мер технического регулирования. В особенности это относиться к применению ветеринарных, санитарных и фитосанитарных мер.

Благодаря выравниванию условий применения мер административного регулирования в РФ и конкурирующих странах (т.к. страны-конкуренты РФ на мировом рынке практически все являются членами ВТО), устраняются возможные элементы искусственного снижения конкурентоспособности российских товаров из-за существования элементов дискриминации и необоснованных ограничений во внутреннем законодательстве.

В целом эффект от упрощения и гармонизации системы технического регулирования может проявиться в следующем:

-                     упрощение и рационализация процедур подтверждения соответствия, ускорение оборачиваемости средств;

-           повышение конкурентоспособности продукции за счет более гибкой системы технических требований и гармонизации национальных и международных требований;

-           повышение инвестиционной привлекательности экономики;

-           снижение расходов и устранение дублирования в области надзора и контроля за соблюдением требований;

-           уменьшение числа документов и повышение степени прозрачности системы технического регулирования.

 По словам главы департамента торговых переговоров МЭРТ РФ Максима Медведкова, в настоящее время российское законодательство приведено в соответствие с нормами Всемирной торговой организации на 99%. Остаются лишь незначительные "недоделки", в частности, пакет поправок к законам по алкоголю, поправки к закону о таможенном тарифе, касающиеся оценки таможенной стоимости товаров, поправки к закону о таможенном сборе, изменяющие порядок его взимания, а также поправки к закону об авторском праве и смежных правах [32].

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» включает  порядок взимания таможенных пошлин и определения стоимости товара для таможенных целей в соответствие с нормами и правилами ВТО, устанавливается предсказуемый и транспарентный режим в данной области.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в «Федеральный Закон «О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции» (№ 5-ФЗ от 8.01.1998г.). Вносит изменения в статьи 3 и 4, в части устранения различий в уровнях лицензионных платежей за импорт и торговлю импортными алкогольными изделиями и за право на внутреннюю торговлю отечественными алкогольными изделиями [33].

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (№171-ФЗ от 22.11.1995г.) предусматривает автоматическое лицензирование импорта алкоголя, отменяет квотирование импорта. Направлен на совершенствование законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, приведение его в соответствие с положениями Статей XI, XII,XIX,XX,XXI ГАТТ-1994.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» вводит положения о ретроактивной охране, соответствующие требованиям Соглашения ВТО по ТРИПС, увеличивает сроки защиты авторского права до 70 лет.

 Помимо вышеперечисленных законов необходимо принять поправки еще к 30 существующим законам с тем, чтобы они соответствовали нормам ВТО.

Помимо проблем, возникающих при вступлении России в ВТО на федеральном уровне, существует ряд проблем и для каждого отдельного региона России. В этой ситуации особенно актуально обеспечить государственную поддержку депрессивных регионов такими инструментами, которые «вписываются» в режим ВТО. Сегодняшняя система федеральных трансфертов этому не соответствует. Нужно переходить на систему целевой поддержки проблемных регионов и обеспечения социальных гарантий, равнодоступных для всех граждан страны независимо от места жительства.

В условиях, когда уровень бюджетной обеспеченности граждан, живущих в разных субъектах Федерации, различается в 4-7 раз, для решения этой задачи необходимо кардинальное изменение системы межбюджетных отношений с переносом ответственности за обеспечение социальных гарантий на федеральный уровень[34].

Так же существует целый комплекс проблем, связанных с федеративным характером устройства Российской Федерации и воздействием решений руководства субъектов федерации в сфере экономики на обязательства Правительства Российской Федерации в случае подписания Россией всех соглашений Уругвайского раунда.

 Как отмечает М. Портер «В то время как базисные факторы становятся все более доступными благодаря процессам глобализации, конкурентоспособность передовых отраслей все больше определяется особыми знаниями, навыками и уровнем инноваций, которые воплощаются в квалифицированной рабочей силе и организационных механизмах. Процессы создания квалифицированных трудовых ресурсов, как и некоторые важные влияния на темпы инноваций, имеют местное происхождение. Парадоксально, но более открытая глобальная конкуренция увеличивает важность местной базы» [35].

При вступлении в ВТО (согласно Статье XXIV ГАТТ), страны-члены ВТО с федеративным государственным устройством обязаны обеспечивать соблюдение правил ВТО региональными органами власти. Значительная часть соглашений, участие в которых подразумевается при вступлении в ВТО, охватывает те области формирования внутренней экономической среды в регионах, которые зачастую не воспринимаются как внешнеторговые:

-охрана окружающей среды;

-антимонопольное регулирование;

-условия регистрации;

-поддержка местных предприятий;

-стандарты.

Процесс вступления России в ВТО и активизация переговоров по доступу на рынок вызывает необходимость тщательного анализа соответствия законодательных и нормативных актов субъектов федерации положениям и нормам ВТО. В настоящее время такая работа ведётся с большим или меньшим успехом на федеральном уровне.

Нормы ВТО учитываются при подготовке проектов новых федеральных законов, определяющих экономическую политику России. Вместе с тем сложный процесс внесения необходимых изменений в действующее законодательство практически не начат на региональном уровне. В связи с этим, после вступления России в ВТО неизбежно возникнут коллизии между законодательными и административными действиями на уровне регионов России и обязательствами Российской Федерации, что сделает Россию в целом крайне уязвимой для жалоб и протестов партнеров по ВТО. В данном случае как следствие произойдет обострение отношений региональных и федеральных органов власти [36].

Как очевидно из приведенных кратких данных, принимаются в основном законы федерального уровня, причем множество из них претерпели изменения в последние годы, многие находятся в стадии обсуждения в ГД РФ.

Таким образом, подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что учитывая, что внесение необходимых изменений в региональное законодательство это достаточно сложный процесс, требующий большого объема работы, а также информационного обеспечения органов исполнительной власти регионов, необходимо более глубокое взаимодействие между федеральными и региональными структурами законодательной и исполнительной власти.

Важно отметить то, что потребуется не просто привести региональное законодательство в соответствие, но и сориентировать органы исполнительной и законодательной власти по недопущению действий и принятию актов противоречащих обязательствам России перед ВТО.


2.3 Социально-экономические последствия вступления России в ВТО


Анализируя проблемы, связанные с вступлением России в ВТО на уровне финансового сектора российской экономики, необходимо затронуть проблемы банковской сферы. Ассоциация российских банков (АРБ) сообщила о том, что ею уже подготовлена программа «банкизации всей страны» под названием «Национальная банковская система России 2010-2020» [37].

Российские банкиры опасаются конкуренции, и в этом их можно понять. Здесь их корпоративный интерес может значительно расходиться с интересами обычных граждан. Последние очень хорошо знают, чего они хотят от банков. А именно: надежности, низких ставок по кредитам и приемлемого процента по вкладам. И еще высокого качества обслуживания.

Открытие филиалов иностранных банков в России сейчас нецелесообразно, поскольку может сильно повредить отечественной банковской системе. Н.Н. Ливенцев и Я.Д. Лисоволик считают, что низкий уровень капитализации (обеспеченности активами) крайне опасен для российской банковской системы [38].

В условиях неразвитости финансового рынка, а также достаточно радикальных изменений в макроэкономической ситуации в стране низкий уровень активов наряду с низкой степенью их диверсификации и ограниченностью проводимых финансовых операции неизбежно приводит к кризису неликвидности в банковской системе. С точки зрения конкурентоспособности российской банковской системы низкий уровень капитализации российских банков значительно ослабляет их стартовую позицию перед началом полномасштабной либерализации банковского сектора.

Как отмечают исследователи, российские банки по уровню капитализации и технологиям серьезно отстают от Запада.

В то же время иностранные банки смогут предложить клиенту более низкие ставки по кредитам. К тому же деятельность филиалов не будет подконтрольна Центральному банку РФ, что, как считают российские аналитики, периодически объявляющие о "чрезмерности" надзора со стороны Центробанка, также очень опасно [39].

Во-первых, большие, а главное, дешевые кредиты - это безусловное благо для каждого заемщика и для экономики в целом.

Во-вторых, усиление конкуренции между иностранными и российскими банками, безусловно, выльется в то, что ряд отечественных банков ее не выдержит и уйдет с рынка, а в лучшем случае будет куплен иностранными организациями или российскими крупными банками.
В связи с этим существует возможность злоупотребления своим положением иностранных компаний в банковской сфере. Имеется в виду возможность создания «фиктивных» иностранных банков, наподобие финансовых «пирамид», как это было в 90-е годы после распада СССР.

Либерализация финансового рынка, безусловно, предусматривает переходный период в течение нескольких лет, и за это время вполне можно было бы ввести дополнительные нормы и даже принять новые законы, которые способны обезопасить потребителя банковских услуг. Как известно, в Европе вопрос о создании однородной системы надзора за филиалами иностранных банков возник еще в 70-е - после банкротства нескольких крупных банков.

И для минимизации подобных рисков был создан международный орган - Базельский комитет. России ничего не мешает поступить аналогично.
Уже сейчас ситуация на российском рынке банковских услуг позволяет говорить о начале масштабной экспансии со стороны иностранных финансовых институтов. Количество банков со 100-процентным участием нерезидентов достигло 70, увеличившись за счет таких крупных игроков, как Morgan Stanley, Svenska Handelsbanken и Hansabank (данные представлены в Приложении 3)[40].

Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале, по состоянию на 1 января 2006 года, достигла 11,15% против 6,19% на начало 2005 года, то есть практически удвоилась. Эксперты отмечают, что на рынке слияний и поглощений заметно повысилась активность кредитных организаций, контролируемых нерезидентами. Покупка российских банков в современных условиях является наиболее дешевым способом наращивания розничной клиентской базы и увеличения регионального присутствия. В частности, в стратегию развития розничного бизнеса вписывается приобретение банком «Сосьете Женераль Восток» банка «Дельтакредит» и самарского Промэкбанка. Наиболее крупной сделкой на рынке слияний и поглощений с участием иностранного капитала стала покупка австрийским Райффайзенбанком 100-процентного участия в Импэксбанке (рис.2.3).

Рис.2.3 Динамика доли нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале банковской системы (%). Источник: Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  [режим доступа] – www.economy.gov.ru


Далее произведем сопоставление отраслевого анализа плюсов и минусов присоединения России к ВТО с результатами развития регионов.

Отрасли, ориентированные на экспорт – металлургия, часть химической промышленности (в том числе производство минеральных удобрений), отрасли ТЭК – потенциально выигрывают от присоединения России к ВТО. Однако большая группа отраслей пока не готова к открытию рынков, поскольку их продукция неконкурентоспособна по сравнению с ведущими мировыми производителями. К ней чаще всего относят отрасли машиностроения (прежде всего автомобильную и авиационную промышленность), легкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство (особенно животноводство), многие виды услуг (страховые, банковские, новые сетевые формы торговли)[41].

Специфика России в том, что многие отрасли, попадающие в группу риска неблагоприятных последствий при вступлении в ВТО (группа риска), локализованы в небольшом числе регионов, где они являются важнейшими отраслями специализации. Особенно велик уровень локализации автомобильной промышленности – свыше 80% всех российских автомобилей производится в двух субъектах Российской Федерации. В текстильной промышленности на долю трех субъектов приходится более 65% производства тканей. Подавляющая часть банковских и страховых услуг сосредоточена в Москве. Даже в такой территориально деконцентрированной отрасли, как животноводство, на 10 субъектов приходится более трети производства мяса в стране[42].

В результате вступления России в ВТО в тех регионах и муниципальных образованиях, где концентрируются наиболее уязвимые отрасли экономики, вероятное вследствие возросшей конкуренции сокращение производства может привести к негативным социальным последствиям – росту безработицы, снижению доходов населения, сокращению налоговых поступлений в региональные бюджеты и, соответственно, снижению государственных расходов на образование, здравоохранение и социальную защиту населения. Подобный сценарий вполне возможен, особенно при слабости защитных мер и отсутствии четкой переговорной позиции.

Повторение системного кризиса начала 1990-хгг., сопровождавшегося сильнейшим спадом производства, прежде всего в неконкурентоспособных отраслях обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, при вступлении в ВТО маловероятно. Но существенные совпадения между перечнями наиболее пострадавших в 2000г. отраслей и отраслей, попадающих в группу риска при вступлении в ВТО, заставляют задуматься об использовании накопленного опыта при прогнозировании возможных последствий вступления в ВТО для определения факторов, оказывающих стабилизирующее или дестабилизирующее воздействие на социальные процессы в регионах, и формы адаптации экономики и населения к предполагаемым изменениям[43].

В отличие от развитых стран, для России характерна сильнейшая дифференциация регионов по уровню экономического развития, что само по себе является дестабилизирующим фактором. Правда преобладающая часть субъектов Российской Федерации образует плотную группу со средними показателями. Анализ динамики переходного периода показывает, что низкий уровень развития экономики региона прямо влияет на ее устойчивость. Индексы промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдеров представлена в таблице 2.3.















Таблица 2.3

Индекс промышленного производства в регионах-лидерах и аутсайдерах в 2008 г. (2000 г. =100)

"Лидеры" –2008

2008 к 2000, %

"Лидеры" – 2007

2007 к 2000, %

Ненецкий АО

377

Ненецкий АО

87

Ленинградская область

198

Респ. Саха (Якутия)

77

Калининградская область

191

Ямало-Ненецкий АО

75

Сахалинская область

184

Респ. Хакасия

70

Белгородская область

164

Вологодская область

68

Московская область

133

Томская область

68

Ростовская область

123

Респ. Татарстан

66

Респ. Татарстан

123

Липецкая область

64

Оренбургская область

111

Белгородская область

62

Липецкая область

109

Мурманская область

59

Вологодская область

106

Самарская область

58

Тюменская область

103

Ханты-Мансийский АО

58

Ханты-Мансийский АО

102

Красноярский край

58

РФ

82

РФ

48

"Аутсайдеры" -2008

"Аутсайдеры" -2007


Ивановская область

53

Респ. Чувашия

30

Кировская область

51

Пензенская область

30

Респ. Карачаево-Черкесия

51

г. Москва

29

Псковская область

50

Респ. Калмыкия

28

Воронежская область

50

Респ. Мордовия

28

Хабаровский край

48

Хабаровский край

28

Камчатская область

46

Брянская область

27

Респ. Северная Осетия

45

Ивановская область

27

Магаданская область

43

Псковская область

27

Курганская область

40

Респ. Адыгея

26

Респ. Алтай

40

Респ. Кабардино-Балкария

26

Амурская область

37

Респ. Алтай

26

Читинская область

36

Респ. Карачаево-Черкесия

23

Еврейская авт.область

24

Респ. Дагестан

16

Респ. Калмыкия

22

Еврейская авт.область

16

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ