бесплатные рефераты

Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам на примере ЗАО "Мобил те...











           

            







 












Схема 4. Сравнительная характеристика рассрочки и реструктуризации кредиторской задолженности.









1.3 Основы действующего законодательства реструктуризации кредиторской задолженности предприятий по федеральным налогам и сборам.


1.3.1 Условия предоставления реструктуризации   кредиторской задолженности предприятиям по федеральным налогам и сборам.

В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом  путем ее реструктуризации и создания условий для финансового оздоровления организаций Правительством Российской федерации были приняты постановление от 03.09.99 № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» [6], постановление от 23.05.01 № 410 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. № 1002» [7].

Данными постановлениями предусмотрено, что реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится:

-            в части задолженности по налогам и сборам – путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности – при подаче заявления до 1 января 2000 г., по состоянию на 1 января 2000 г. – при подаче заявления после 1 января 2000 г. и на 1 января 2001 г. – при подаче заявления после 1 января 2001 г., а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, по состоянию на 1 января 2002 г. – при подаче заявления до 1 ноября 2002 г., но не более задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о реструктуризации;

-            в части задолженности по начисленным пеням, в том числе признанным юридическим лицом к взысканию, - путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на первое число месяца подачи заявления, и при принятии решения о реструктуризации сумма задолженности по начисленным пеням увеличивается на сумму пени, начисленную за время рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию налоговым органом.

-            в части задолженности по начисленным штрафам – путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налогового органа по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации.

Данная задолженность погашается поэтапно на основании решения налогового органа и в соответствии с утвержденным графиком.

В сумму подлежащей реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет не включается задолженность, ранее отсроченная ко взысканию в соответствии с принятыми решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты обязательных платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

Постановление № 1002 (с изменениями от 23.05.01 № 410) не распространяется на задолженность, отсроченную в соответствии с Указом Президента РФ от 19.01.96 N 65, реструктурированную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.04.98 N 395, а также на пени, начисленные по состоянию на 20 мая 1996 г. на задолженность по федеральному бюджету и не взысканные на основании п.11 Указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 (если указанные пени не списаны в соответствии с приказом МНС России от 03.09.99 N АП-3-09/290).

Не подлежит реструктуризации в соответствии с настоящим постановлением задолженность, образовавшаяся по подоходному налогу, поскольку в данном случае юридическое лицо выступает налоговым агентом, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Задолженность юридических лиц по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленным пеням и штрафам за несвоевременную уплату этих налогов, предъявленным штрафам за нарушение ведения расчетов с населением с использованием ККМ и задолженность по уплате госпошлины также не может быть реструктурирована в соответствии с настоящим постановлением.

Порядок проведения реструктуризации задолженности, утвержденный постановлением N 1002, не распространяется на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие организации, кроме открытых акционерных обществ "Ангарская нефтехимическая компания", "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", "Московский нефтеперерабатывающий завод", "НОРСИ", урегулирование задолженности которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 2 июня 1999 г. № 589 «Об урегулировании задолженности нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих организаций по налогам и сборам и обеспечении полноты уплаты ими налоговых платежей в федеральный бюджет».

Кроме того, следует отметить, что, согласно данному постановлению, реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Таким образом, юридические лица, ранее получившие право на реструктуризацию задолженности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 и утратившие это право в связи с невыполнением условий реструктуризации, не могут повторно подать заявление или восстановить действие ранее принятого решения. В то же время, организации, получившие в 1999-2000 гг. право на реструктуризацию задолженности в соответствии с данным постановлением и выполняющие все условия, могут дополнительно реструктурировать задолженность по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления и принятия решения, ранее не подлежавшую реструктуризации.

Также организации, реструктурировавшие задолженность по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 05.03.97 N 294 или от 14.04.98 N 395 и обеспечившие соблюдение установленных условий и полное погашение рассроченной задолженности, имеют право реструктурировать вновь образовавшуюся задолженность согласно постановлению Правительства РФ от 03.09.99 N 1002.

Право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с постановлением № 1002 от 03.09.99, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.

Также право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, предоставленное в соответствии с данным постановлением организациям федерального железнодорожного транспорта, имущество или имущественный комплекс которых вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, переходит от даты утверждения сводного передаточного акта к единому хозяйствующему субъекту. Налоговый  орган по месту нахождения единого хозяйствующего субъекта в 2-месячный срок от даты представления сводного передаточного акта в порядке, установленном Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, формирует график погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет единым хозяйствующим субъектом.

Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), может быть предоставлено право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет только при заключении этой организацией в установленном порядке мирового соглашения с конкурсными кредиторами.

Реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.

Расчет процентов за пользование бюджетными средствами по рассрочкам, предоставляемым налоговыми органами в порядке реструктуризации (PPRRk) производится в следующем порядке [12]:

                 i = 1     SRi  x  RP       Nk  x  KDi

PPRRk =  SUM  (                    x                      ),             (1)

                 i = N         365                  100

где k = 1, 2, 3, …, m

m – количество сроков погашения задолженности, установленных графиком уплаты;

k – порядковый номер срока погашения задолженности, установленного графиком уплаты;

i = 1, 2, 3, …, n;

n – количество ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующих в соответствующем месяце (квартале);

 i – порядковый номер ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в соответствующем месяце (квартале);

SRi – i-тая ставка рефинансирования (в процентах), установленная Центральным банком РФ, действующая в соответствующем месяце (квартале);

RP – размер процента, равный ј;

365 – количество календарных дней в году (366 – если год високосный);


SRi  x  RP –  размер платы (в процентах) за пользование средствами

       365     бюджета при предоставлении рассрочек за один день при           i-той ставке рефинансирования Центрального банка РФ (с округлением до 2-х десятизначных знаков после запятой);

N – общая сумма задолженности по конкретному налоговому платежу по справке налогового органа, рассроченная к уплате. Величина N изменяет свое значение помесячно или поквартально (nk) в сторону уменьшения после погашения части задолженности (SV), в соответствии с установленным графиком:

Nk = N – (SV x (k – 1)),

где SV = N/m – единовременная сумма выплаты рассроченной задолженности по уплате налога;

KDi – количество календарных дней в соответствующем месяце (квартале) если предоставлена рассрочка и уплата производится в соответствии с установленным графиком. Величина D при предоставлении рассрочки определяется для первого срока уплаты начиная с даты предоставления рассрочки по дату первого срока уплаты, установленную графиком. По второму сроку уплаты – со дня, следующего за первым сроком уплаты, по дату, установленную графиком для второго срока уплаты, и т.д.

В случае досрочного прекращения действия рассрочки величина D корректируется в зависимости от фактического числа дней пользования рассрочкой в соответствующем периоде.

В случае, когда срок уплаты совпадает с выходным (праздничным) днем, уплата производится в первый рабочий день после выходного (праздничного) дня. В аналогичном порядке производится расчет процентов за пользование бюджетными средствами при предоставлении рассрочки по пени и штрафам. Налоговый орган на следующий день после установленного графиком срока уплаты задолженности рассчитывает за каждый истекший период и доводит до налогоплательщика в пятидневный срок суммы причитающихся к уплате процентов за пользование бюджетными средствами с указанием сроков их уплаты (не более 5 дней).

При досрочном прекращении действия рассрочки, предоставляемой налоговыми органами, указанные органы обязаны заранее уведомить налогоплательщика о том, что рассрочка будет досрочно прекращена.

В решении налогового органа о досрочном прекращении действия рассрочки указывается дата, с которой прекращена рассрочка, сумма оставшейся неуплаченной задолженности и проценты за пользование бюджетными средствами, рассчитанные до даты прекращения действия рассрочки включительно. На оставшуюся сумму недоимки по налогу производится начисление пеней начиная со дня, следующего за днем досрочного прекращения рассрочки, указанного в решении руководителя налогового органа. Оставшаяся неуплаченной сумма рассроченной задолженности и неуплаченные проценты подлежат бесспорному взысканию.


1.3.2                        Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам.

Инспекция МНС России по месту нахождения организации в 15-дневный срок со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию по форме, приведенной в приложениях № № 1, 2, 3, с прилагаемыми к нему документами должна проверить их комплектность и достоверность [10].

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организации, подавшей заявление до   1 апреля 2000 г., может быть принято при условии полного внесения ею в течение 2 месяцев до 1-го числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период, при наличии положительного заключения Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа (существовала до 2003 г. ) о способности организации осуществлять своевременно и в полном объеме уплату текущих обязательных платежей и процентов за пользование бюджетными средствами в течение всего срока погашения задолженности.

Заключение о возможности реструктуризации задолженности организации составляется ФСДН на основании анализа:

·                    финансовых показателей работы организации;

·                    состояния расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами;

·                    плана мероприятий организации по мобилизации дополнительных источников погашения задолженности в федеральный бюджет;

·                    графика погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет;

·                    мирового соглашения, заключенного организацией с ее конкурсными кредиторами и утвержденного Арбитражным судом, если в отношении этой организации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Данное заключение ФСДН России или ее территориального органа о возможности или невозможности реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать следующие выводы:

·                    о способности организации уплачивать текущие обязательные платежи и проценты за пользование бюджетными средствами своевременно и в полном объеме в течение всего срока предоставленного ей права на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам;

·                    о наличии мирового соглашения, заключенного организацией с конкурсными кредиторами, если в отношении этой организации было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

На основании анализа финансового состояния организации и состояния расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами могут быть даны рекомендации по срокам рассрочки и графику погашения задолженности. Данные рекомендации готовятся только в случае принятия ФСДН России заключения о возможности реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в отношении организаций, подавших заявления с 1 мая до 1 декабря 2001 г., а также в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, подавших заявление до 1 ноября 2002 г., может быть принято при условии полного внесения ими с начала 2001 года, а в отношении предприятий и организаций, являющихся головными исполнителями и исполнителями государственного оборонного заказа, - с начала 2002 года до    1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в сумме, равной начисленным налогам и сборам за тот же период.

При принятии положительного решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам – в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам. Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

Решение о предоставлении реструктуризации принимается руководителем инспекции МНС России по месту нахождения организации в срок не более 30 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию.

Решение о реструктуризации задолженности по обязательным платежам должно содержать:

1)       полное наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика;

2)       общую сумму задолженности перед федеральным бюджетом с указанием сумм задолженности по налогам и сборам, а также начисленным на них пеням и штрафам (в случае реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет одновреме6нно с задолженностью перед бюджетами соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования указываются суммы задолженности по каждому бюджету);

3)       график погашения задолженности организации;

График погашения задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет должен предусматривать осуществление соответствующих платежей равными долями 1 раз в квартал. (Приложения № 7, 8, 9)

4)       указание на обязанность организации осуществлять платежи в погашение задолженности (в соответствии с установленным графиком), а также текущие обязательные платежи своевременно и в полном объеме.

В случае несоблюдения организацией требования об уплате текущих платежей по федеральным налогам и сборам или несоответствия документов предъявляемым к ним требованиям налоговый орган в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении права на реструктуризацию с прилагаемыми к нему документами возвращает его без рассмотрения с указанием причины возврата.

Так как сумма пени, начисленная за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, фиксируется на дату, предшествующую дате принятия решения о реструктуризации, и при принятии решения о реструктуризации налоговый орган корректирует график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам, с учетом дополнительно начисленных пеней за период рассмотрения документов. Однако налогоплательщик имеет право внести в бюджет сумму пени, начисленную в период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, в этом случае график уплаты реструктурированной пени не корректируется при принятии решения о реструктуризации.

Со дня принятия налоговым органом решения о реструктуризации прекращается начисление пени на сумму реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также приостанавливаются меры принудительного взыскания в отношении реструктурируемой задолженности.

При одновременном проведении реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты различных уровней суммарные ежеквартальные платежи по задолженности в федеральный бюджет не могут быть меньше суммарных ежеквартальных платежей по задолженности в бюджеты других уровней.

Реструктуризация кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам, образовавшейся в результате списания денежных средств с расчетных счетов организаций в банках при отсутствии средств на корреспондентских счетах банков и по этой причине не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов, допускается в случае отзыва организациями из банков соответствующих поручений на уплату обязательных платежей с приложением документов, подтверждающих отзыв платежных поручений.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам. При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам [11].

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации производится списание половины долга по пеням и штрафам, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации – списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам.

Решение о списании задолженности по пеням и штрафам принимаются руководителем налогового органа по месту нахождения организации. Форма решения приведена в Приложении № 11. Суммы, ранее уплаченные в соответствии с графиком реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам, возврату не подлежат.

Организация утрачивает право на реструктуризацию в случаях если:

1.организацией не выполняются условия реструктуризации по задолженности по региональным и местным налогам решение о реструктуризации может быть отменено только в отношении сумм, зачисляемых в указанные бюджеты;  о принятом налоговым органом решении сообщается органу, уполномоченному принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

2.организацией не выполняются условия реструктуризации по задолженности по федеральным налогам и сборам решение о реструктуризации задолженности отменяется налоговым органом в отношении всех бюджетов.

Однако, при наличии задолженности по текущим платежам по местным и региональным налогам организация не утрачивает права на реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам. Задолженность по текущим платежам по региональным и местным налогам взыскивается налоговым органом с организации в установленном порядке.


1.3.3 Перечень документов, необходимых для реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам.

Для рассмотрения вопроса о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом организация представляет в инспекцию МНС России по месту нахождения организации следующие документы:

а) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам (приложение N 1);

б) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам (приложение N 2);

в) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам (приложение N 3);

г) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;

д) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации, подтверждающую (подтверждающие) фактическое поступление текущих платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за период с 1 января 2001 года до первого числа месяца подачи заявления (приложение N 4);

е) справку (справки) налогового органа по месту постановки на у чет организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления (приложение N 5);

ж) справку (справки) налогового органа по месту постановки на учет организации о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления (приложение N 6);

з) проект графика погашения задолженности по налогам и сборам, в случае реструктуризации задолженности по регулируемым налогам - согласованный с органом, уполномоченным принимать решения от имени субъекта Российской Федерации, на 6 лет (приложение N 7);

и) проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам на 4 года при наличии графика погашения задолженности по налогам и сборам (приложение N 8) или проект графика погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам на 10 лет при отсутствии задолженности по налогам и сборам (приложение N 9).

Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), для рассмотрения вопроса о реструктуризации задолженности также представляет в соответствующий налоговый орган мировое соглашение, заключенное с ее конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным судом.

При одновременной реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам и задолженности по региональным и местным налогам и сборам к заявлению, помимо перечисленных документов, прилагаются:

а) ходатайство органа (органов), уполномоченного принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования, о проведении реструктуризации задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по федеральным налогам и сборам.

В случае, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления принято решение о реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты с учетом Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 г. N 1002, то приложение ходатайства, указанного в настоящем подпункте, не требуется;

б) проекты графиков погашения задолженности организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих уровней, согласованные органом (органами), уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

в) справка о размере задолженности перед бюджетами соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований на первое число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию.


1.3.4 Обеспечение проведения реструктуризации кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам в налоговых органах.

В период начала реализации Постановления от 03.09.1999 № 1002 (2000 г.) основными структурными подразделениями территориальных налоговых органов, курирующими реструктуризацию явились:

-отдел принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам, 

-отдел учета и отчетности.      

При этом функции отдела принудительного взыскания недоимки по налогам и сборам носили в основном  организационно-контролирующий характер, а отдела учета и отчетности – организационно-обеспечивающий.    

Организационно-контролирующие функции заключались в следующем:    

-         прием заявлений (из 2 раздела)  

-         мониторинг оплаты текущих платежей предприятий. реструктурирующих задолженность, 

-         контроль за соблюдением погашения кредиторской задолженности согласно установленным графикам, 

-         работа с предприятиями в целях предотвращения нарушения условий реструктуризации (доведение до должностных лиц всех изменений действующего законодательства, ответы на письменные запросы предприятий по вопросам, связанным с соблюдением законодательства по рассрочке платежей и т.п.)


-         снятие с реструктуризации предприятий, завершивших проплату реструктурированной задолженности с предварительным списанием пеней  и штрафов в соответствии с действующим законодательством либо нарушивших условия реструктуризации, предусмотренные Положением от 03.09.1999 № 1002 . 

-         составление  установленной отчетности; 

-         ответы на контрольные письма вышестоящих организаций прокуратуры, налоговой полиции и других структур по вопросам задолженности предприятий, реструктурирующих задолженность.

Организационно-обеспечивающие функции предусматривали:   

-         ведение лицевых  счетов предприятий, реструктурирующих задолженность с отражением сумм погашения рассроченной задолженности, 

-         мониторинг введения задекларированных сумм текущих налоговых платежей в лицевые счета организаций камеральными отделами, 

-         сверка платежей с организациями.

После реорганизации налоговой службы проведенной в 2003 году задачи по обеспечению процедуры реструктуризации задолженности оказались возложены на следующие структурные подразделения: отдел урегулирования задолженности, отдел по работе с налогоплательщиками и отдел ввода и обработки данных. При этом общий состав функций не изменился, а изменилось их перераспределение по существующим на данное время отделам.

Так, за отделом урегулирования задолженности сохранились организационно - контролирующие функции, а организационно - обеспечивающие функции оказались перераспределены между отделом по работе с налогоплательщиками  и отделом  ввода и обработки данных.

Таким образом, отдел по работе с налогоплательщиками осуществляет сверку с предприятиями, находящимися на реструктуризации, по задекларированным начислениям и уплате текущих платежей. При этом данная сверка проводится не реже 1 раза в квартал. В случае невыполнения организацией налоговых обязательств по текущим платежам отдел по работе с налогоплательщиками незамедлительно сигнализирует о нарушениях, допущенных предприятиями в отдел урегулирования задолженности.

В отдел урегулирования задолженности предприятие предоставляет платежные поручения по оплате сумм реструктурированной задолженности в соответствии с утвержденным графиком погашения данной задолженности. Данные платежные поручения отдел урегулирования задолженности по служебной записке передает в отдел ввода и обработки данных.

Кроме того, отдел урегулирования задолженности осуществляет следующие функции: 

-    ежемесячно просматривает лицевые карточки организаций и сигнализирует налогоплательщику при появлении задолженности по текущим платежам.  Практика показывает, что данной процедуры, как правило, достаточно для того, чтобы организация приехала на сверку в отдел по работе с налогоплательщиками и с помощью налоговых органов навела порядок в лицевых карточках.

-     осуществляет работу с предприятиями по предотвращению нарушения условий реструктуризации (доведение до должностных лиц всех изменений действующего законодательства, ответы на письменные запросы предприятий по вопросам, связанным с соблюдением законодательства по рассрочке платежей и т.п.),

-       снимает с реструктуризации предприятия, завершившие проплату реструктурированной задолженности с предварительным списанием пеней  и штрафов в соответствии с действующим законодательством либо нарушивших условия реструктуризации, предусмотренные Положением от 03.09.1999 № 1002,

-     отвечает на контрольные письма вышестоящих организаций, прокуратуры, налоговой полиции (а после ее упразднения в 2003 г. – органов МВД) и других структур по вопросам задолженности предприятий,  реструктурирующих задолженность. 

Отдел ввода и обработки обеспечивает следующие участки:   

-    проверяет поступление  платежных поручений по погашению реструктурированной задолженности на счета учета доходов бюджетов и, в случае, если данные платежные поручения не разнесены в лицевые счета налогоплательщика, обеспечивает их своевременную разноску,

-     своевременную разноску задекларированных сумм текущих налоговых платежей и их проплату в лицевые счета.

Работу всех отделов, обеспечивающих и контролирующих реструктуризацию кредиторской задолженности,  курирует заместитель руководителя территориальной налоговой инспекции.

          Списание  реструктурированных пеней и штрафов в рамках действующего законодательства подведомственно руководителю инспекции или лицу, исполняющему  его обязанности. 

         Новый статус налоговой службы возлагает на инспекции федеральной налоговой службы  организацию реструктуризации и в настоящее время  не предусматривает изменение  сложившейся практики.

С 2000 г. по 2004 г. включительно  эта сфера курировалась  в Управлении Министерства по налогам и сборам по г. Москве (в настоящее время - в Управлении федеральной службы по налогам и сборам по г. Москве) отделом принудительного взыскания недоимки, доводящим  информацию, заложенную в установленных  формах отчетности до вышестоящих организаций (МНС РФ, ФНС РФ), а также до Счетной Палаты, Правительства и т.п.

Основные направления повышения эффективности контроля налоговых органов по погашению реструктурированной задолженности предприятий имеют целью, с одной стороны, поддержание установленного режима погашения реструктурированной задолженности предприятий, с другой стороны, совершенствование системы мероприятий, проводимых в рамках территориальных налоговых органов. Основные резервы совершенствования контроля налоговых органов за реструктуризацией заложены в следующих основных направлениях организации этой сферы:

-         мониторинг уплаты текущих платежей,

-         рационализация документооборота между соответствующими структурными подразделениями территориальных налоговых органов (отделами),

-          работа с налогоплательщиками на основе анализа динамики оплаты ими текущих налоговых платежей, а также обеспечения соблюдения организациями законодательных нововведений.

Для совершенствования мониторинга уплаты текущих платежей необходимо,  прежде всего, обеспечить своевременный ввод данных налоговых деклараций, а также текущих платежей в лицевые карточки по предприятиям, находящимся на реструктуризации кредиторской задолженности. Практика ревизии территориальных налоговых инспекций вышестоящими организациями  показывает, что нарушение установленных сроков отражения в лицевых карточках налогоплательщиков текущих начислений позволяет проверяющим снять с реструктуризации до 30% организаций, работающих в этом режиме.  

Практика обеспечения погашения реструктурированной кредиторской задолженности показывает, что взаимосвязь между отделами, обеспечивающими весь процесс реструктуризации и контроль за ее проведением  с одной стороны усложнена  а, с другой стороны, не обеспечивает объективной картины, отражающей уровень расчетов организаций, реструктурирующих задолженность перед бюджетом, по текущим налоговым платежам. 

Так, необходимо отметить, что отдел урегулирования задолженности и отдел по работе с налогоплательщиками фактически выполняют  ряд одних и тех же функции, в том числе,  по анализу лицевых карточек предприятий и проведению сверки текущих платежей с налогоплательщиками,  находящимися на реструктуризации.

Анализ динамики задекларированных сумм налоговых платежей, особенно оборотных, сигнализирует об изменении динамики  выручки и материальных активов предприятий. Если предприятие снижает суммы задекларированных налогов таких как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, то это  может быть снижение уровня финансовой стабильности предприятия и указывать на  угрозу срыва графика погашения реструктурированной задолженности. Здесь возникает вопрос о причине такого снижения. Либо предприятие преднамеренно скрывает реальные обороты, чтобы не отвлекать денежные средства на уплату текущих платежей, а максимально быстро погасить реструктурированную задолженность. Либо у предприятия на самом деле возникают серьезные финансово-производственные проблемы, которые могут привести к отмене реструктуризации и к критическому состоянию финансовой устойчивости. Данные для анализа динамики состояния расчетов предприятий с бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, их оборотов и т.п.  могут быть получены от камеральных отделов и отделов выездных проверок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ