бесплатные рефераты

Шпаргалки по аудиту

Шпаргалки по аудиту

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ















Лекции по предмету: «АУДИТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Орёл 2002 г.

 

 

 

Список лекций:

 

 

1.         Лекция №1. Тема: «Аудит    в    системе    финансового    контроля.

          Регулирование аудиторской деятельности…………………………………….3

q       Основный направления финансового контроля……………………………….3

q       Понятие      аудита      и      государственное      регулирование

          аудиторской деятельности ……………………………………….…………….7

q       Организационно-правовые основы аудиторской деятельности

          и критерии обязательного аудита……………………………………………..10

q       Права  и  обязанности  аудитора  и  экономических  субъектов.

          Порядок   заключения   договоров   на   оказание   аудиторских

          услуг…………………………………………………………………………….12

q       Стандарт  аудиторской  деятельности.  Планирование,  методы,

          доказательства,  документирование  аудиторских  проверок  и

          аудиторских заключений……………………………………………………...14



2.         Лекция №2. Тема: «Аудит годовой отчётности»……….………………….15

q       Проверка правильности составления бухгалтерского баланса……………..15

q       Проверка правильности составления формы №2………….………………...33



3.         Лекция №3. Тема: «Аудит денежных средств»..……….………………….37

q       Аудит кассовых операций…………………………………………………….37

q       Аудит операций по расчётному, валютному и прочим счётам...…………..40

q       Аудит финансовых вложений в ценные бумаги…………..…….…………..43



4.         Лекция №4. Тема: «Аудит расчётных операций»...…….………………...44

q       Аудит расчётов по счёту №60………………………………...……………...44

q       Аудит расчётов по счёту №62……………………………….……………….46

q       Аудит расчётов по счетам №68, №69…………………………….………….47

q       Аудит расчётов по счетам №70, №71 и прочих операций…………………48

q       Аудит расчётов по счёту №75………………………………………………..49

q       Аудит расчётов по счёту №76………………………………..………………49





Лекция №1

 

Тема: «Аудит в системе финансового контроля.

Регулирование аудиторской деятельности».

 

1. Основные направления финансового контроля.

2. Понятие аудита и государственное регулирование

    аудиторской деятельности.

3. Организационно-правовые основы аудиторской

    деятельности и критерии обязательного аудита.

4. Права и обязанности аудитора и экономических

    субъектов. Порядок заключения договоров на

    оказание аудиторских услуг.

5. Стандарт аудиторской деятельности. Планирование,

    методы, доказательства, документирование аудиторских

    проверок и аудиторских заключений.

_________________________________________________


1. Основные направления финансового контроля.


Аудиторская деятельности в РФ была узаконена начиная с 1995 года, а до этого существовали различные виды контроля кроме аудита.

Контроль за деятельностью предприятий до 1995 года осуществлялся по линии МинФина, ЦБРФ, ГосСтата, отраслевых министерств.

В настоящее время финансовый контроль в РФ осуществляется в нескольких формах:

1.        Государственный контроль (по уровню власти).

По линии законодательной (представительной) власти высшим органом финансового контроля является Счётная Палата Федерального Собрания РФ. Учитывая, что в настоящее время контролируются только расходы бюджетных средств, а также порядок формирования бюджета и его исполнение, то основной финансовый контроль, вне зависимости от его направлений является контроль за расходованием бюджетных средств.

Счётная палата РФ была образована на основании закона от 11.01.1995 года за №4ФЗ. Она создана а основании принятия данного закона Федеральным Собранием и подотчётному Совету Федерации.

В обязанности Счётной Палаты входит организация, контроль за своевременным исполнением доходной и расходной части бюджета – как федерального бюджета, так и по формам бюджета в федерации. Осуществляемый Счётной Палатой контроль распространяется на все государственные органы и учреждения, предприятия РФ, а также на предприятия, которые в своей деятельности используют бюджетные средства. Контроль, осуществляемый Счётной Палатой проводится как по линии исполнения бюджета РФ в целом, так и по территории РФ, особенной, что касается средств, выделенных территориями на финансирование целевых мероприятий.

Состав Счётной Палаты и её руководства утверждается Федеральным Собранием, а также планы, работы и отчёты Счётной Палаты.

Материалы проверок Счётная Палата предоставляет в Администрацию Президента и в Генеральную Прокуратуру РФ.

Счётная Палата является законотворческим органом в сфере подготовки актов, осуществляемых аудиторской деятельностью в РФ.

2.        По линии других ветвей власти формами контроля наделены:

ü        Министерство Финансов РФ;

ü        Министерство по налогам и сборам РФ;

ü        Федеральная служба налоговой полиции;

ü        Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

ü        Государственный таможенный комитет;

ü        Министерство государственного имущества;

3.        Президентский контроль (при Администрации президента РФ).

Министерство Финансов РФ – обеспечивает на территории РФ единство бюджетной политики, а также единство налоговой, валютной политики и осуществляет контролирующую и координирующую деятельность всех служб и организаций, созданных при Правительстве РФ, а также органов власти по территории РФ.

МинФин создаёт специальные департаменты, осуществляющие руководство бухгалтерским учётом и отчётности, налоговой политики, порядок продажи и использования валютной выручки, департаменты по лицензированию банковской, страховой, фондовой аудиторской деятельности и другие.

При МинФине создан Центр Аттестационной комиссии на осуществление обучения и выдачи сертификатов лицам на различные виды финансовой деятельности или финансового контроля.

МинФин регламентирует деятельность всех служб (налоговая полиция, Министерство по налогам и сборам и другие), устанавливая для них размер тарифов, сборов, процентов, квот и перечня соответствующих продуктов и сырья.

МинФин планирует деятельность государственных предприятий в ведении Правительства, а также проведение аукционной продажи государственной собственности, контролирует деятельность административных территорий через организацию органов финансового контроля.

Министерство по налогам и сборам РФ – обеспечивает формирование доходной части федеральных и региональных бюджетов. На него возложен финансовый контроль за правильность определения налогооблагаемой базы по различным видам налогов, своевременность их взыскания, контроль за органами налогового учёта по юридическим и физическим лицам.

Органы налоговой полиции – занимаются контролем за исполнением закона по сбору налогов. Они отслеживают правильность исполнения закона по отношению к юридическим лицам, следят за исполнением решений судов по хозяйственным делам, по выемке документов по возбуждению уголовных дел по результатам проверок органами финансового контроля.

Государственный таможенный комитет – обеспечивает исполнение законов по импортно-экспортным операциям, а также контроль за сбором и исчислением таможенных пошлин, движением валюты через границу, культовых ценностей, за исполнением ограничений на ввоз и вывоз различной продукции и сырья.

Министерство государственного имущества – занимается размещением государственного имущества по предприятиям, сбором дивидендов за пользование данным имуществом, устанавливает правила приватизации государственного имущества, проводит торги и размещает государственное имущество в хозяйственных субъектах через конкурсы, устанавливает тарифы за аренду государственного имущества, определяет попеременную плату, квоты на лов рыбы, вывоз редкоземельных элементов и т.д.

Особое место в осуществлении контроля занимает ЦБРФ, который занимается контролем за соблюдением банковского законодательства.

Главное контролирующее учреждение – Администрация Президента РФ, которая занимается финансовым контролем за исполнением решений Правительства через бюджеты РФ, а также за использованием выделенных средств из президентских фондов (социально-культурные фонды).

Отсутствие в настоящее время внутриведомственного контроля предполагает создание хорошо отлаженной системы аудиторской службы по РФ. Бюджетным кодексом РФ предусматривается организация обязательных ведомств контроля, коммерческих банков и других хозяйственных субъектов.

С принятием закона «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» вся сеть финансового контроля допускается через ведомственный контроль, который представляет собой внутренний аудит. Им занимаются специальные отделы. Он имеет положительные стороны в организации предварительного финансового контроля.

Учитывается, что в данном случае работают специалисты, которые хорошо знают технологию действующих предприятий, организационные особенности, особенности структуры управления, организацию бухгалтерского учёта, аналитические работы на предприятии. Они могут своевременно и качественно изыскивать внутренние ресурсы для увеличения объёма производства и продаж, а также могут обеспечивать оперативность в управлении предприятием или ликвидации негативных моментов при принятии управленческих решений.

Внутренний аудит организуется на основании решений органов управления предприятия или собрания акционеров. Если на предприятии отсутствует данный отдел, то его функции может осуществлять либо аудиторский отдел вышестоящих организаций, либо аудиторские фирмы.

Функции внутреннего аудита:

ü        наблюдение за системой учёта и исполнения положения по бухгалтерскому учёту, исполнение налогового законодательства, инструктивных указаний по бухгалтерскому учёту;

ü        изучение финансовой, бухгалтерской, оперативно-технической информации для целей управления предприятием, включающим сверку отчётов и проверку остаточных средств на счету в банке;

ü        проверка правильности заключения хозяйственных договоров, а также их эффективности и прибыльности, что особенно касается всех некоммерческих операций;

ü        проверка правильности составления учётной политики и определение её оптимального содержания для деятельности предприятия;

ü        проверка бизнес-плана и особенно финансовых планов развития предприятия;

ü        сравнительный анализ применяемых методик аудиторской деятельности на предприятии;

ü        проводит специальные исследования по норме естественной убыли, увязки проектов инновационных и инвестиционных вложений, проектов по определению рынков сбыта, оптимальное число работников, размер безубыточности продаж;

ü        организация учёта лиц, своевременное проведение проверок по их сокращению.

Все виды финансового контроля подразделены на три вида:

ü        предварительный;

ü        текущий;

ü        документарный.

Предварительный контроль проводится в виде различных экспертиз. Оперативно осуществляется непосредственно в ходе осуществления хозяйственных о торговых сделок, является обязательным для всех должностных лиц, ответственность за организацию произведённого процесса на предприятии.

Документарный контроль осуществляется по данным бухгалтерской и финансовой отчётности (констатирует потери ресурсов, неиспользованной мощности, факторы и т.д.). Этими видами контроля занимается внутренний аудит, а внешний аудит – за исполнением документарного контроля.

Таким образом, аудиторская деятельность осуществляется на основании данных бухгалтерского учёта и предоставленной финансовой отчётности. Она должна носить законодательно-доказательный характер с помощью первичных документов.

Аудит – это проверка и подтверждение правильности ведения счетов компаниями общественных предприятий. Международная Федерация бухгалтерского учёта России обозначает аудит как независимое исследование финансовой отчётности на предприятии, независимой от формы собственности.

Отличие внутреннего аудита от внешнего – 2-ой независим от руководства проверяемого предприятия и все взаимоотношения проверяющих с руководством строятся на основании договора, заключённого аудиторской фирмой с данным предприятием на осуществление аудиторской деятельности. Договор носит обязательный юридический характер и его исполнение заканчивается представлением аудиторского заключения. Вообще, аудитор означает – слушатель.


2. Понятие аудита и государственное регулирование аудиторской деятельности.


Возникновение аудиторской деятельности в Западной Европе относится к XIX веку. Наибольшее распространение она получила в ХХ веке, а в России  - в последние 10 лет.

При формировании аудиторской службы необходимо помнить, что специалисты должны обладать соответственными качествами: честность, неподкупность, профессиональная подготовка.

На сегодня аудиторская деятельность может осуществляться как предпринимателями, так и фирмами. За рубежом же все сферы поделены между аудиторскими компаниями.

В настоящее время аудиторская деятельность регламентируется по нескольким направлениям:

ü        аудиторская деятельность банков;

ü        аудиторская деятельность страховых компаний;

ü        аудиторская деятельность фондовых бирж и финансовых компаний;

ü        аудиторская деятельность, занимающаяся проверкой деятельности хозяйственных субъектов.

Всеми этими видами деятельности на российском рынке занимаются зарубежные компании.

Российские компании осваивают до 30% всех доходов от аудиторской деятельности, а зарубежные компании во всех странах мира до 50-80%.

При организации аудиторской деятельности необходимо помнить, что аудиторские фирмы занимаются и восстановлением учёта и отчётности, а также сопровождением учёта и отчётности и консультационными услугами.

В РФ было сделано несколько попыток по ведению аудита: 1-я – в 1889 году; 2-я – в 1912 году; 3-я – в 1928 году и в 1995 году.

До недавнего времени в РФ аудиторов не было, вместо них действовали контрольно-ревизионные управления (КРУ), которые действовали при министерствах, Ведомствах и Облисполкомах.

При создании аудиторской деятельности был использован иностранный опыт и впервые был создан в 1987 году. Создание аудиторского контроля в РФ осуществлялось в 90-х годах. Большую роль в формировании аудиторской деятельности в РФ сыграли временные правила аудиторской деятельности в РФ, утверждённые в 1993 году указом Президента РФ.

Государственное регулирование аудиторской деятельности до 2001 года осуществлялось согласно временным правилам осуществления аудиторской деятельности на территории РФ, а также Указом Президента «О введении временных правил по осуществлению аудиторской деятельности». Кроме того, в 1994 году была образована Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Комиссия являлась коллегиальным органом по поддержке и развитию аудиторской деятельности в условиях рыночной экономики.

В своей деятельности Комиссия подотчётна Президенту РФ. Она имеет право:

1.        Предоставить на рассмотрение  Президенту нормативные акты по регулированию аудиторской деятельности.

2.        Разрабатывать стандарты осуществления аудиторской деятельности.

3.        Направлять аудиторам и аудиторским фирмам предписания по устранению недостатков и замечаний, выявленных при проверке деятельности аудиторской компанией.

4.        Выдавать лицензии на осуществление аудиторской деятельности или их аннулирование в случае нарушений.

5.        Определять перечень высших учебных заведений и ведущих учебно-методических управлений по подготовке и переподготовке аудиторов.

6.        Принимать экзамены на получение свидетельства аудитора.

7.        Привлекать специалистов для разработок нормативно-правовых актов по осуществлению аудиторской деятельности на договорной основе.

При Комиссии создан Консультативный Совет из ведущих аудиторов страны, который корректирует и регламентирует осуществление аудиторской деятельности на территории РФ.

В конце 2001 года был принят Закон «Об осуществлении аудиторской деятельности», который в настоящее время регулирует осуществление аудиторской деятельности в РФ. В связи с этим, временные правила утратили свою силу.

Согласно постановлению СовМина и Правительства РФ аудиторская деятельность подразделяется на несколько видов и сопровождением её занимаются:

ü        МинФин РФ (аудит страховых компаний, бирж, валютных фондов, инвестиционных институтов и, кроме того, страховой деятельностью занимается Россстрахнадзор);

ü        ЦБРФ (аудит банков, кредитных учреждений).

На базе данных организаций созданы Центры Аттестационных Комиссий (целлак), которые занимаются аттестацией аудиторов и выдачей лицензий на осуществление аудиторской деятельности. Данная Комиссия утверждается по согласию с Комиссией по Аудиторской деятельности, работающей по единой программе, контролируемый МинФином РФ.

За проведённые аттестации взимается определённая плата, так же как и за лицензирование. Для осуществления аудиторской деятельности, приём экзаменов через «Целлак» проводится в межрегиональных центрах, с целью более быстрой подготовки недостающих специалистов.

При осуществлении аудиторской деятельности согласно Закона «Об аудите», работа аудиторов может осуществляться но основании индивидуальных лицензий и аудиторов, выступающих индивидуальными частными предпринимателями, так и на основании организаций аудиторских фирм. При этом в Уставе аудиторской фирмы должно принадлежать не менее 50% взносов, непосредственно, аудитора. В составе компании должно быть не менее 4-х профессиональных аудиторов.

Для осуществления аудиторской деятельности допускаются все лица, имеющие высшее и среднее экономическое образование и сдавшие соответствующие экзамены на аттестат аудитора, а также наличие лицензий. К аттестации не допускаются лица, имеющие судимость или ограниченными по суду занимаемыми определёнными должностями. Квалифицированный аттестат выдаётся МинФином РФ или ЦБРФ на 3 года. По истечению срока аттестат может быть продлён по заявлению в том случае, если нет ни каких замечаний, а если таковые существуют, то необходимо опять сдавать экзамен на осуществление аудиторской деятельности.

Аттестованный аудитор получает лицензию на осуществление аудиторской деятельности, которая может выдаваться на 1-3 года. За выдачу лицензии взимается плата в размере 10 МРОТ. За заявление необходимо заплатить 3 МРОТ.

Кроме того, при осуществлении Аудиторской деятельности в случае получения незаконных доходов, а также выявленных хозяйственных нарушений, которые по вине аудитора принесли финансовый вред проверяемой организации, то взимается штраф в размере от 500 до 1000 МРОТ.

При организации аудиторской деятельности, помимо проведения аудиторских проверок, аудиторские фирмы проводят работы по организации и восстановлению бухгалтерского учёта, по составлению деклараций о доходах, составление годовой бухгалтерской отчётности, анализу хозяйственной деятельности, оценки активов предприятий, консультации, сопровождение налогового учёта, обучение по роду своей деятельности. Всё это должно быть обязательно указано в уставных документах. Кроме данных видов деятельности аудиторские компании не могут заниматься другими видами деятельности. Согласно закона аудиторы не могут передавать сведения третьим лицам, которые они получают при проверке. Данное нарушение трактуется как – разглашение коммерческой тайны в соответствии с УКРФ.

При осуществлении аудиторской проверки следует помнить, что она невозможна, если аудиторы являются собственниками, акционерами проверяемого предприятия, либо они находятся в родственных отношениях с руководством проверяемого учреждения.

Осуществление аудиторской деятельности происходит на основании закона, но в то же время, в соответствии с ГКРФ и Конституцией РФ. При организации аудиторской деятельности все отношения аудиторской фирмы с заказчиком регламентируются на основании договора на осуществление аудиторской деятельности на коммерческой основе.








3. Организационно-правовые основы аудиторской деятельности и критерии обязательного аудита.


Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной.

Обязательная проверка – проводится аудиторской фирмой по проверке финансовой отчётности, предусмотренной законодательством.

Инициативная проверка – это проверка по решению экономического субъекта или по инициативе одного из собственником.

Согласно Постановления Правительства от 07.12.1994 года, критериями проведения обязательной проверки являются:

1.        Организационно-правовая форма экономического субъекта. ОАО независимо от числа участников и размера уставного капитала обязательно подлежит проверке.

2.        Вид деятельности экономического субъекта – обязательной проверке подвергаются: банки, кредитные учреждения, товарищества и фонды, биржи, инвестиционные компании, страховые компании, валютные и благотворительные фонды.

3.        Источники формирования уставного капитала – если в уставном капитале любого предприятия имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам, то оно подлежит обязательному аудиту.

4.        Финансовые показатели деятельности экономических субъектов – если у предприятия объём выручки от реализации продукции за год превышает 500000 МРОТ, то оно подлежит обязательному аудиту и если сумма активов предприятия на конец года превышает 200000 МРОТ.

При проверке предприятий следует помнить, что размер чистых активов предприятия должен быть больше уставного капитала.

Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов дознания, народного арбитража, прокуратуры.

В соответствии со статьёй 103 ГКРФ все АО должны публиковать свои отчётные данные в открытой печати. Поэтому проверка деятельности АО даёт возможность оценивать его деятельность, так называемого, независимого аудитора, а также правильности распределения доходов между акционерами.

В соответствии с действующим законодательством, уклонение экономического субъекта от проведения экономической проверки, влечёт за собой взыскание на основании суда штрафа от 100 до 500 МРОТ – с предприятий, уклонившихся от проверки, а с руководителей данного предприятия – от 50 до 100 МРОТ.

Все затраты, связанные с уклонением от аудиторской проверки относятся на затраты предприятия, а расходы вызванные инициативной проверкой не включаются в себестоимость и проводятся за счёт прибыли или средств инициатора.

Аудитору, проводящему проверку необходимо иметь договор, лицензию и аттестат. Завершается аудиторская проверка составлением аудиторского заключения.

Согласно закона «Об аудите», основной целью аудиторской деятельности является установление достоверной бухгалтерской отчётности, проверяемого экономического субъекта на соответствие нормативным актам и налоговому законодательству.

Кроме внешних аудиторских проверок на предприятии осуществляется ряд различных проверок в виде ревизионной деятельности экономических субъектов.

Отличительные признаки аудита от ревизии:

1.        По целям.

Цель аудита – проверка отчётности на соответствие данным бухгалтерского учёта, налоговому законодательству и нормативным актам.

Цель ревизии – нахождение недостатков, их выявление при организации финансово-хозяйственной деятельности предприятия, наказание виновных.

2.        По характеру деятельности.

Аудит – это предмет деятельности.

Ревизия – это исполнительская деятельность при выполнении указаний вышестоящих организаций.

3.        По управленческим связям.

Аудит – это горизонтальные связи и он осуществляется на добровольных началах.

Ревизия – это вертикальные связи, осуществляемые на принципе принуждения и отчётах контролирующих организаций.

4.        По практическим задачам.

Аудит – это улучшение финансовой политики, привлечение дополнительных инвесторов, кредиторов и помощь в организации оптимальной работы финансовой и экономической службы предприятия, консультирование.

Ревизия – это сохранение активности предприятия, пресечение хищений, пресечение расходований сверх нормы, профилактика злоупотреблений.

5.        По результатам проверки.

Аудит – предполагает наличие аудиторского заключения и рекомендаций по улучшению организации учёта и финансовой работы на предприятии.

Ревизия – заканчивается актом, где делаются выводы, накладываются взыскания и осуществляется передача в вышестоящие органы с разглашением информации в СМИ.

6.        По статусу.

Аудитор – это независимый эксперт.

Ревизор – работник аппарата управления фирмы вышестоящей организации или государства.

Аудит представляет собой некоторую конфиденциальную форму финансового контроля. Для развития аудиторской деятельности предлагается развивать аудит до двум направлениям: внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит – это направление на оценку деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчётности для внешних пользователей.

Внутренний аудит – это направление на организацию получения дополнительной информации по состоянию средств (активов) предприятия и пассивов для нужд управления конкретным предприятием.

Объекты внутреннего аудита – это хозяйственные операции, использование ресурсов, состояние учёта и отчётности, расчётов с налоговыми органами, валютными фондами, контроль за использованием материальных ресурсов.

Функции внутреннего аудита:

1.        Наблюдение за системой учёта или отчётности на предприятии.

2.        Изучение бухгалтерской и оперативной информации для целей управления.

3.        Проверки остатков на счетах, проведение ревизий и сверке расчётов.

4.        Проверка эффективности и результативности договоров и различных коммерческих сделок.

5.        Ознакомление с учётной политикой предприятия и её улучшение.

При осуществление внутреннего аудита на предприятии создаётся специальный отдел, составляется план работы и план проверок. Согласно плану осуществляется предварительная оценка предстоящих сделок, проверка текущих и последующих операций.

Вообще, главной задачей внутреннего аудита является сокращение издержек производства и снижение себестоимости реализованной продукции.


4. Права и обязанности аудитора и экономических субъектов. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг.


Аудиторы при осуществлении проверок имеют право:

1.        Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из конкретных условий договора и законодательства.

2.        Проверять в полном или выборочном объёме деятельность экономических субъектов.

3.        Получать по письменному запросу от 3-х лиц необходимую информацию для подтверждения данных отчёта.

4.        Привлекать на договорной основе работников других организаций, экспертов, специалистов-технологов для проведения аудиторской проверки.

Аудитор обязан квалифицированно с соблюдением законодательства проводить аудиторскую проверку. Кроме того, он обязан сохранить представленные ему документы и не разглашать их содержание без согласия собственника.

Аудиторская Палата утвердила Кодекс профессиональной этики аудитора, который включает в себя статьи по ответственности и обязательствах аудитора перед клиентом. Кроме того, кодексом не допускается личная предвзятость. Все деяния аудитора должны быть аргументированы действующим законодательством.

Проверка должна быть объективной, осуществляться по соответствующей методике, которая утверждена внутри каждой фирмы. Аудитор должен обладать достаточными знаниями, что не только находить отклонения от действующего законодательства, но и предлагать меры по улучшению финансового состояния предприятия.

Несмотря на то, что плата за профессиональные качества аудитора производится согласно договора, качество выполненной работы должно также оговариваться в договоре или соответствовать профессиональной этике аудитора. Он должен обладать компетентностью, честностью, неподкупностью, что и соответствует этике аудитора.

Согласно Кодекса аудитор должен соблюдать доверие к собственному клиенту, а также нести ответственность за сохранение конфиденциальности.

При проверке экономический субъект имеет право получать от аудитора исчерпывающую экономическую информацию. В соответствии с законом аудитор обязан приступить к аудиторской проверке только после заключения договора. При осуществление же проверке аудитор не может вмешиваться в текущую деятельность предприятия.

Если при осуществлении аудиторской проверке выявлено, что аудиторы не смогут в срок исполнить условия договора из-за плохой организации учёта и невозможности исправления учёта в короткий срок, то аудитор обязан отказаться от проведения аудиторской проверки или поручить другому аудитору проверку данного юридического лица, при этом заказчик обязан возместить убытки аудиторской фирме.

Любая аудиторская проверка осуществляется при непосредственном содействии заказчика организации по проведению аудита на предприятии.

Аудитор вправе рассчитывать на помощь всех сотрудников проверяемого предприятия.

Все этические нормы аудитора предполагают, что выявленные сведения в ходе проверки должны быть полностью конфиденциальны со стороны аудитора, независимо от размера ущерба, причинённого проверяемым предприятием.

Аудиторская деятельность регламентирована договором на оказание аудиторских услуг. В договоре отражён порядок исполнения договора, сроки, порядок оплаты услуг, указаны последствия при достижении результата работ и обязательства сторон при отказе от договора.

При необходимости указывается какие необходимы дополнительные документы, количество папок с документами, годы, за которые проводится аудиторская проверка и форс-мажорные обстоятельства.

При проверке предприятий и до заключения договора аудиторская фирма аргументирует стоимость договора, с учётом количества проверяющих и временем их работы.

При заключении договора следует помнить средний размер оплаты аудиторских услуг, действующих на рынке в данном регионе, а также заложены ли данные расходы в смету данного предприятия. Так же при заключении договора необходимо помнить, что его оплата может осуществляться как до начала, так и после начала, а также авансом. В случае вины или некачественной работы аудитора, последний несёт финансовую ответственность в размере суммы по договору.




5. Стандарт аудиторской деятельности. Планирование, методы доказательства, документирование аудиторских проверок и аудиторские заключения.


Проверка аудиторской деятельности регламентирована стандартами осуществления аудиторской деятельности, которая назначается правилами.

Стандарты – это нормативные документы, регламентированные единые требования к осуществлению и оформлению аудита.

В соответствии с действующим законодательством в настоящее время действуют следующие стандарты:

1.        Планирование аудита.

2.        Изучение и оценка систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля.

3.        Аудиторская выборка.

4.        Аудиторские доказательства.

5.        Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчётности.

6.        Документирование аудита.

7.        Разъяснение, представленных документов руководством проверяемого экономического субъекта.

8.        Порядок составления аудиторского заключения по бухгалтерской отчётности.

9.        Внутрифирменный контроль качества аудита.























Лекция №2

 

Тема: «Аудит годовой отчётности».

 

1. Проверка правильности составления бухгалтерского

               баланса.

2. Проверка правильности составления формы №2.

_________________________________________________


1. Проверка правильности составления бухгалтерского баланса.


Проверка правильности составления бухгалтерского баланса начинается с общего обзора отчетных форм. Проверяется заполнение: наименования организации, её адрес, вид деятельности, отрасль, ИНН, номер, шифры, наличие лицензий и сроки ее действия.

Вид деятельности предприятия проверяется по уставным документам в целях правильного исчисления и разграничения доходов и расходов предприятия по основной и прочей деятельности. Следующим этапом происходит проверка заполнения отчетности в разных формах на полноту их заполнения, а так же проверяется есть ли подчистки и помарки, исправления и выявляются возможные участки учета для проверки в целях обнаружения отклонений от законодательства на предмет на предмет мошенничества и прочих ошибок в учете. На основании этого происходит выявление тех участков учета, а так же видов активов и источников их формирования, которые должны быть проверены в первую очередь.

После этого происходит проверка показателей между собой и счетная проверка показателей и взаимоувязка всех показателей отчетности согласно инструкций по составлению бухгалтерской отчетности.

Основная проверка правильности составления балансов основывается на следующих моментах:

1)        Данные статей баланса на начало периода должны соответствовать данным за предыдущий период. При изменении вступительного баланса на начало года по сравнению с отчетным за предыдущий год аудитором должны быть взяты с руководства и главного бухгалтера соответствующие разъяснения по каждому из выявленных отклонений.

2)        Данные статей баланса на конец отчетного периода должны быть обоснованы результатом инвентаризации.

3)        Сумма статей баланса по расчетам (с учреждениями, финансовыми органами, поставщиками, дебиторами и кредиторами, с банком и т.д.) должны быть согласованы и оформлены соответствующими актами сверки расчетов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ