Фин-ое пред-во—
особый вид пред-ва, в к-ом объектом сделки явл специф товары — деньги, валюта,
цен бумаги. Пред-ль м.выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя
фин ценностей (активов). Например, если предприниматель им свобод деньги,
валюту, ЦБ, он м.их продать или предоставить в долг за опред-ую плату и под
опред-ый %. В роли таких пред-лей выступ банки и др кред учреж-я. Сх пред-и
м.приобретать ЦБ с целью получ-я опред дохода — дивидендов (%) и прибыли от
реал-и бумаг на фин р-ке по более высокой курсовой цене. Специфич видом фин
предп-ва явл-ся выпуск и продажа ЦБ самим предп-лем. Получ-ые в рез-те
продажи ЦБ ср-ва направ-ся на развит-е осн пр-ва, т.е. произ-ное пред-во. Одним
из осн фак-ров фин пред-ва я ур-нь разв-я фин р-ка, а также нал-е необх
законодат базы.
Д/реализации
реш необх соблюд логику. Выдел этапы: 1.Зарождение идеи (Исследование
сложившейся на р потребит спрос). М исследов разн методами, но обычно
использсов-ть мет, т к д.б. учтено воздейсти\вие ф-ров на спрос.Если С
П- рынок не насыщен дан товаром,можно выход на него. ПС –не им
смысла. 2. Оценка идеи на реальность ее осущ-я.На эт этапе важно выбрать
не только вид деят-ти,но и t ее начала. Надо оценить,куда
выход на р.На эт эт предпр устанавлив,на сколько монополизиров отр,найдется ли
д/него ниша на эт р. Следует оц-ть конъюнктуру р-ка. 3.Проведение необх
расчетов(сколько треб рес,где,у кого и на каких услов их приобрести).
Спрогнозиров цену на предлагаем товар. Важно,чт даже при min цене была обеспеч П.Т.е. и с издержками-при max
изд-абс П. След учит-ть и др ф-р, влияющий на размер П, — собствен расходы
пред-ля. Желат-но сд-ть многовариантные расчеты этих расходов и наиб
приемлемый вар-т включ в бизнес-план. 4.Экспертная оценка выполнен
расчетов-ТЭО-тех-эк обоснование. ТЭО вкл в себя несколько сводных табл, к-ые
дают представление о наиб важных пок-лях, влияющ на принятие пред-го реш-я. К
их числу относятся: балансовая прибыль, ЧП (за вычетом налогов), ур-нь
рентаб-ти, срок окуп-ти инвестиций и др. ТЭО явл основой для разраб
бизнес-плана и позвол пред-лю аргументир-но убедить партнеров, спонсоров,
инвесторов в том, что его проект позвол эф-но вклад-ть ср-ва и получ
достаточную П, а это крайне важно при инвес-нии ср-в во вновь созд-мые пред-я.
5.Принятие
предприним реш-я –требует обоснование в 1 док-те-
бизн-плане. Состоит из 12 разделов:
1.
Резюме
2.
Общая характеристика предприятия
3.
Хар-ка товаров и услуг
4.
Рынки сбыта
5.
Конкуренция и др. внешние факторы
6.
Стратегия маркетинга
7.
Производственный план
8.
Организационный план (хар-ка управляющих и
персонала, организационная схема, кадровая политика)
9.
Юридич план
10.
Оценка рисков
11.
Финансовый план
12.
Стратегия финансирования.
34. Методы оценки предприним рисков,их исп-е в
предприним д-ти д/прогнозирования вероятн-ти и уровня риска.
Риск - непредвиденая предприним-лем опасность,кот способств возникновению
потерь,угрожает реализ поставлен целей и обусловлено случ хар-ром принятых
решений. Виды р: 1. мат-тех 2.профильно-технич 3.снабженч-сбытов
4.производствен 5.инвестицион 6.кредитн р 7.процентн 8.валютн 9.управленч 10.маркетинг
11.эк-правов 12.политич р.
Для оценки предпр-го риска используют статист-й, эксперт-й, расчетно-аналит-й
методы.
Суть статист-го
метода –анализир-ся
статистика потерь, имевших место
в аналогичных видах предпр-ой деят-ти, и устан-ся частота проявления опред-ых ур-ней потерь. Если статис-ий
массив достаточно представителен, то частоту возник-я данного ур-ня потерь можно приравнять к
вероят-ти их возник-ния и на этой основе построить кривую вероятностей потерь, кот-я и есть искомая
кривая риска.
Разделив число
случаев, в кот-х имел место данный ур-нь потерь, на общ. число случаев, можно устан-ть частоту возник-я потерь данного ур-ня. Далее,
допуская, что вер-ть
возник-ия таких потерь близка к частотам их проявления, строят график частот и кривую прогнозируемых
вероятностей потерь с
учетом хар-ра этой кривой.
Д/ применения
статис-го метода треб-ся значит-ый массив исх-й. инф-ии. При отсутствии такого массива применяют экспертный метод, кот-ый
м/б реализован путем
обработки мнений опытных предпр-лей или специалистов. Опытный, знающий человек
способен интуитивно или по аналогии оценить, каков наиб. вероятный ущерб применительно к конкретному виду предпр-ва. Опр-ют частоту оценок как частное от деления числа экспертов, высказавших
данную оценку, на общее число экспертных оценок. Это позволяет построить график частот и на его основе воспроизвести кривую
вероятности потерь.
При использ-ии
экспертного метода надо учитывать, что оценка риска в значит-ой мере зависит от
индивидуального восприятия
человека и прежде всего от того, тяготеет ли он к успеху или опасается неудачи.
Расчетно-аналиттеский
метод постр-я кривой
распред-я вероятностей
потерь и оценки на этой основе показателей предпр-го риска основан на эл-тах
теории игр, которые в принципе применимы ко всем видам предпр-го риска. При
принятии предпр-их реш-й в этом
случае использ-ся матем-ие методы.
Д/сниж вероят-ти р необх: 1-знать общ и
конкр причины дан вида р; 2-оценить вер-ть появл р; 3-опред обст-ва, в кот
возник р; 4-выяснить альтернативн направля д-ти пр-я; 5-сопоставить выгоду и
риск,присущие предприним реш. По степ возник-я р различ: 1-допустимый эк
р(угроза потери больш частиП от деят-ти пр-я в целом или опред ее вида).
2-критич риск (угроза потери всей Выручки). 3.абсолютн(угр банкротства и потери
всего имущ-ва). Меропр против осн форм р: 1-страхование; 2-изучение
рынка; 3-изучен клиентов; 4текущ контроль затрат; 5-исп-е залога при
кредитов-я; 6-диверсификация р –наличие неск торгов каналов,р сбыта.7-изучение
конкурентов; 8-эф стимулир д-ти р-ков,от кот завис снижение р.
Этапы процесса управления р:1-выяснение р. 2.Оценка р. 3.Выбор
методов управл р: *уклонение от р-если оч серьезн и крупн р: -отказ от 1
вида р не влечет за соб возникнов др более высок уровня р, -ур-нь р намного
выше Ур-ня доход-ти пр-я, -фин потери по дан виду р пр-ль не м возместить за
счет соб ср-в; *Принятие р на себя-значит ч предприним сознательно берут
р на себя и заним бизнесом до тех пор, пока убытки от непредвиденных
последствий не привод к невосполнимым потерям. *Передача или трансферт
р: -заключ-е договора факторинга(его предмет-кредитный риск пр-ля,кот
передается коммерч банку или специализир факторинг фирме); -заключ догов
поручит-ва- поручитель обязыв перед кредитором 3-его лица отвечать за исполн-е
обяз-ва должником полностью или частич; -передача рисков поставщ сырья и
матер(предм передачи –р,связ с порчей или потерей имущ-ва); -перед р путем
заключ биржевых сделок (осущ путем хеджирования,при этом стороны заключ
контракт,в кот указыв специфич положение относительно передачи р). *Мет
страхов. *Распределение р-ков с др участниками,заинтересов в успехе сделки.
*Диверсификация: предприним д-ти,портфеля цен бум,программы реальн
инвестиров-я. 4. Применение методов 5.Оценка резул.
35. Диагностика кадрового потенц пр-я.
Диагн включает: *определние оценочн признаков; *выбор
методов из измер-я; *оценка достигнут ур-ня и отклонение от норм, план или
общепринят заданий; *выявление основн ф-ров, вызв-х изменение и учет их
влияния; *прогноз основн тенденций. Птенциал пр-я –сов-ть его кадр,матер и фин
возм-тей, исп-х д/пр-ва и реализ пр-ии (раб,усл), а также для получ-я высоких
эк и фин рез-в д-ти пр-я. Основн мет Д: -экспертн, -бальный, -фактич ан-з
(ЭММ), -машин. эмитацион моделир-е.Д м. проводится в виде комплексн исслед или
поэтапно.
Анализ
соц развит кол-вапомогает обосновать меропр, необход д/укрепления
кадров потенц. С эт целью осущ-т детально соотв-вие намеченного состава осн
групп раб-ков фактич потреб-ти. На с/х пр-ии необх анализир обеспеч-ть кадрами
кажд профес,выяснить причины недобора (избытка)раб-в той или иной проф-и. На
обеспеч-ть и слабообеспеч-ть кадров и эф-ть их исп-я влияет внешн и внутрен
движен раб силы. Движ характериз-ся системой абсолютн и относит пок-лей. Д/оц
соотнош-я принятых и увол раб-ков примен пок-ли: -k
оборота=увол по собствен жел и по др причин/среднегод числен раб; k стабильн=кол-во раб, проработавш целый год/сргодов числ раб; k текучести кадров=кол-во уволивш по соб жел и за наруш трудов
дисципл/сргодов числ раб. Причины текучести: -неудовлетвор-ть з/пл, -плохие
условия тр, -удал-тьраб от жилья, -необесп-ть соц-бытов условиями. При ан кадр
потенц след изучить потери рабоч t: по вине раб, по
прир-климатич, по организ. На основе ан –конкретн меропр-я, предотвращ потери
раб t и улучш исп-я кадров потенциала. След исследов-ть
профес-демографич состав по возр группам и проф-м за 3-5 лет. След-т
разработать план на ближ и отдален перспективу на основе факта –по повыш общ
образов-я его жителей. Заверш Д кадр потенц расчетом необх д/финансир-я
мероприятий по соц развит пр-я. Опред-т также потреб-ть и источники (собств
ср-ва, кредиты банка, целевое финансир-е).
36. Диагностика технического потенциала предприятия
Диагн включает: *определние оценочн признаков; *выбор
методов из измер-я; *оценка достигнут ур-ня и отклонение от норм, план или
общепринят заданий; *выявление основн ф-ров, вызв-х изменение и учет их
влияния; *прогноз основн тенденций. Птенциал пр-я –сов-ть его кадр,матер и фин
возм-тей, исп-х д/пр-ва и реализ пр-ии (раб,усл), а также для получ-я высоких
эк и фин рез-в д-ти пр-я. Основн мет Д: -экспертн, -бальный, -фактич ан-з
(ЭММ), -машин. эмитацион моделир-е.Д м. проводится в виде комплексн исслед или
поэтапно.
Тех
пот –часть произв пот-ла с/х пр-й –это сов-ть имеющ в наличии машин,оборуд,числ-ть
механиз-ров,обсл-х эту технику. Это сис-ма «человек+машина» опр-т уров необх
квалиф-ии раб-в, их занятость,влияет на разм опл тр,уров трудоемк-ти и др пок.
Из-за снижен техн потенц затягив-ся посевн раб,отток квалифицир кадров. Гос
помощь по приобр техн сниж и сост 7% от потреб-ти. На основ этого анал м дать
оценку ур-ня обеспеч-ти и исп-е техн потенц, выявить узкие места и разр-ть орг
меропр по внедр-ю комплексн мех-ции произв процессов в с/х отраслях. Анализ
предполаг разр-ку текущ и перспективн планов по внедрен в пр-во нов техники и
передов технол. Кажд пр-е д.б. нацелено на перевооруж-е ведущих отраслей. 1из
форм гос помощи в обесп-ии техникой – лизинг.
37. Диагностика производственного потенциала
предприятия
Диагн включает: *определние оценочн признаков; *выбор
методов из измер-я; *оценка достигнут ур-ня и отклонение от норм, план или
общепринят заданий; *выявление основн ф-ров, вызв-х изменение и учет их
влияния; *прогноз основн тенденций. Птенциал пр-я –сов-ть его кадр,матер и фин возм-тей,
исп-х д/пр-ва и реализ пр-ии (раб,усл), а также для получ-я высоких эк и фин
рез-в д-ти пр-я. Основн мет Д: -экспертн, -бальный, -фактич ан-з (ЭММ),
-машин. эмитацион моделир-е.Д м. проводится в виде комплексн исслед или
поэтапно.
Биоллогич потенц
–основная часть произв пот с.-х. предприятия. Представл породами жив-х и птицы,
сортами к-р,кот располагает пр-е д/пр-ва с/х продукции. Кажд с/х пр-е д. дать
эк оценку биологич рес-в и разр-ть стратегию восстановл-я,развития и исп-я биол
потенц. Факт уровень исп-я биол потенц находит ограждение в ур-ти и прод-ти. Их
надо анализировать в длительн динамике по усреднен показ-лям. Источн роста явл
увеличение посевов,занятых высокоурож сортами к-р. Меропр по улучш земель
недостаточны. В РФ 11 уник пород КРС,24 пор кур,8 пород свиней.
Помимо
биолгического производственный потенциал включает кадровый и технический, а
также финансовый.
Диаг-ка
фин п-ла пред-я включ: экспресс диаг-ка текущего состояния пред-я; оц стр-ры
баланса и диаг-ка банкротства; оц рыночной позиции пред-я; диаг-ка запаса фин
прочности. Осн рез-том диаг фин сост м.б. ответ на вопрос – может ли пред-е погасить
свои долги.
1.
экспресс-диагност текущ сост. Осн рез-т – вернет ли пр-е взятые деньги? Для
этого рассм-ся ср-ва погашения кредита. Партнерам по догов отн-м важны фин
уст-ть,независим-ть пр-я,спос-ть маневриров-я собств ср-ми.При анализе: *k роста валюты баланса сопоставл с k роста выр-ки и
П от финанс д-ти. *оценка платежеспос-ти: ОбАк<(Собст Капитал*2) – ВнеобАкт.
2.оценка стр-ры баланса и Д банкротства. Отличит особ-ть пр- АПК:
-недостаток собств обор капит, -низкая платежеспос-ть, -высок V бартерных операций, -высок ст-ть кредитн рес-в. Баланс удовлетв, если
есть значит откл-я от величины след пок-лей: Kтек
ликв=(ОбА-Расх буд пер)/Краткосрочн обязат-Дох буд пер –Резервы предсоящ расхи
платеж(>2), Кобесп об ср=ДВыр/Ср/год ст-ть ОбС(>0,1), рост СК(отсутствие
колебаний). 3.Оц рыноч позиций. 4.Д запасов фин устойч-ти пр. Кфу=(Долгоср
обяз + Соб капит)/Б, >0,6-показыв,какая часть активов финансир-ся за сч
устойчивых источников, Ккапит=(Долгоср обяз +Краткоср)/Капит и резервы:
ск-ко заемн ср-в пр-е привлекло в расч на 1 руб ср-в,влож в активы. Кавт=Капит
и рез/Б=0,4-0,6: показ уд вес собств капит в валюте бал. Кманевр соб капит=(Капит-внеоб
акт)/Капит: какая часть СК использов д/формир ОбА. Кфин=(К-ВнА)/ОбА: как
часть ОбА финансир за сч собств источн.
Запас фин
прочности = (Выр-ка(В) – бузубыточный объем
продаж(Тв))/В*100, где Тв=В*А/МД, где А - постоянные затраты, МД –маржинальный
доход. МД= П+А или МД=В-Р, где Р-переменные затраты.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
И ПЛАНИРОВАНИЕ
39. Сущн-ть пронгозир-я как экономич
категории.
Классиф-я экон прогнозов.
Эк прогн- научно обоснованное суждение о
возможных состояниях объектов в будущем и(или) об альтернативных путях и сроках
их осуществления.
1 по
масштабн-ти объекта прогн-я:-глобальные (рассм
наиболее общ тенденции и законом-ти эк-ки в миров масшт), -макропрогнозы (служ
для прогн-я общ тенденций на уровне страны), -межотраслев, -межрегиональн
(д/предсказания разв-я комплексов н/х в разрезе республик, р-в), -регионал
(разв отд р-в), -развития н/х комплексов (предвидение технич, технологич и организацион
взаимосвязи), -отраслевые, -микропрогн (по видам продуктов).Более широк примен
нах комплексные прогнозы.
2 по
горизонту прогнозирования:-долгосроч (5-15л), -среднеср (1-5л), -краткоср (от 1 мес до1 года),
-оперативные (до1мес) дальнесрочные – свыше 20 лет
3 по
времени осуществ-я:-пр в реал масштабе врем (пров-ся относит-но объектов, кот быстро
меняют свои хар-ки), -этапный прогн (принятие пргнозн реш-й в теч-иие 1 этапа
ЖЦ, а реализацию – в теч-е другого), -неогранич по врем принятия реш-я (без
указ конкр срока).
4по цели
прогн -на основе творческого видения будущ
(базир на утопич/антиутопич описании будущ), -поисковые (имеют объективн анализ
историч закономерн; принц: от настоящ к будущ), -нормативные (предпол провед-е
исследов-е от будущ сост-я к настоящ – когда невозможно использов поисковое
прогн; примен качествен показ-ли), -комбинирован (с использ поисковых и и нормативн
приемо).
5 по спос
представл-я-точечный (предпол единств наиболее
вероятн значение прогнозируемого пок-ля), -интервальн (предсказ велич показ в
определ интервале
6 по
хар-ру прогноз-я-пассивные (пердполаг, что
р-н, предприятие не могут активно воздействов на своё будущее, на внешн среду),
-активн (наоборот), -вариантный (связ с неопредел-ю внешн среды=> предполаг
разр-ку неск вар-тов разв-я), -инвариантн (разр в 1 вар-те, рассч на высок
степень определ-ти внешн среды), -частные, обобщающие, пессимистич, оптимистич.
7 по
степени формализации условий– учитыв-ся знания объекта: -интуитивн (на уровне предчуств),
-предметные (с пом формул, выдел высок, средн, низк степ формализ усл-й).
40. Основные теории планирования,их экономич
сущность.
Зарождение современ теории прог и пл относ к нач 20-х гг.До этого в
большинстве стран делались попытки использовать в планировании прогнозную (генетическую)
концепцию, основоположниками кот стали Кондратьев,Базаров,Громан идр.Сущность
ее заключ в отождествлении пл и прогн. Т.е. без прогноза нельзя планировать.
Первым теоретиком этой концепции был Кондратьев, в наст t
эта конц нашла применение в виде одной из сторон индикативн планир. Праллельно
сней в Германиибыла директивная система планирования. В РФ она существовала до
1992 года. Сейчас она сохранилась на локальных уровнях.
На глобаль уровне
она превратилась в инликативную систему. Индикативная система схожа с
генетичско, но доработана на основе рыночных отношений.
Индикативная
система включает совокупность процедур формирования методологии составления
планов на основе многоступенчатой итерации и относительного равнооправия всех
участников.
Итерация –
процедура, включающая совокупность более мелких процедур (циклов).
Таким образом
индикативное планирование отличается следующими особенностями:
1.
Относительное равноправие всех участников.
2.
Подразумевает включение в планирование всех
работников организации.
3.
Согласовывает менеджмент планирования верхнего и
нижнего уровня.
4.
Включает все задачи (от эк до соц.)
5.
Доступно для народа.
41. Интуитивные методы прогнозир,их сущн и классиф.
Классиф: Индивидуальн:
1интервью-предполаг частн беседу с экспертом. Заранее разраб-ся
прогр в виде вопросов по перспективн разв-ю объекта, эксперт дает заключения по
самым разным проблемам. 2аналитич записки-эксперт индивидуально проводит
все необход разработки по анализу и прогнозиров-ю объекта,имеет доступ к
необход информ-ии. 3построение сценариев//описание возможн последов-ти
событий, кот связыв настоящ и будущее. Сценарий готов-ся
высококвалифицированным экспертом,обычно д/долгосрочн планир-я.Сценарий м.б.
оформлен в письмен виде,в нем устанавлив-ся вероятная последов-ть
прогнозируемого проц-са и последов-ть наступл-я возможн событий,исх из
ситуации,кот сложил в наст t. Его цель- определ генеральн
или стратегич направл-е разв-я события. 4.анкетирование: анкета д.б.
разработана с применением стандартизирован терминологии, д.б. смыслов
определен-ти в формулировке, удобной д/автоматизиров обр-ки. Коллективн:
1.мозговой атаки-формир-ся группа 6-12 чел (желат не знакомых др сдр) во
главе с ведущим. 2.мет комиссий(круглого стола)-выбир-ся комиссия,в
рамках кот согласуются мнения экспертов с целью выраб-ки единого мнения.3.мет
Дельфы-проводятся анкетные опросы экспертов,кот не знают др др и не
общаются.Статист оценка предполаг усредненную оценку прогноза показ-лей дан
проблемы. 3.мет дерева целей основн задача разбивается на
подзадачи,д/нее исп-т матемтеория графов идр.Граф-фигура,сост из точек –вершин
и ребер.В дереве целей вершины им количеств оценку(к-т относит важности),сумма
которых на определ уровне=1. 4матричн мет исп в случ прогнозир-я больших
сис-м, ее представл в форме матрицы д/анализа перекрестного влияния: в нач
дается прогноз разв-я компонентов во t,потом выявл-ся
перекрестное влияние одних событ на др. Интенсив-ть воздейств-я м определ-ся в
%,баллах идт.5.эвристическое прогнозир-е основыв на обощении суждений
спец-тов в узких областях знаний.
42.Формализиров мет прогнозир,их классиф.
прогнозн
экстрапаляция-сост в анализе изменений объектов
исслед-я во t и распространение выявленных закономерностей
на будущее.Исх информ-я –временные ряды.Хорошо примен д/ср/срочн
прогнозир.Условия: текущ период измен-я показ-лей м.б. охарактеризов трендом;
основн условия, определяющие показ-ли в текущ периоде, не претерпят существ
изменен в будущ; отклонения фактич значен показ от линии тренда нося случ хар-р
и распредел-ся по нормальн закону.Дел на: 1.прост экстрапол-предполаг
расчет простого среднего значен показ-ля, кот закладыв-ся в основу краткосрочн
прогноза. (но только при r>0.7)2.аналитич выравнив-е динамич рядов-нахождение
математич ф-ии,кот наиболее точно описыв тенденцию изменений. Необх выбр форму
кривой,отраж тенденц, определ показ-ли,дающ качеств хар-ку тенденции изменений,
оценить доставерность прогнозн расчетов. 3.мет экспоненциального сглаживания
(при r от 0,3 до 0,7) выравнив-е сильно
колеблющихся динамич рядов в целях послед прогнозир-я. Позвол давать обоснован
прогнозы на основании рядов динамики и обеспечив большой учет показ-лей,
достигнут в последн годы. 4 мет скользящих средних позволяет отвлечься
от колебаний временного ряда. Определ величину интерв (Рmin=2, Рmax=N-1, n-длина рассматриваем времен ряда)скольжения,обеспечив погашение случ
отклонений во времен ряду. Методы моделиров-я. 1.экономич моделир
Модель-мера,образец –условн образ объекта исследов-я соц и экономич процессов.
Предполаг выделение существ харак-к объекта и детальн формализ-ю его эл-тов.
Выдел: -структурн мод, -сетевое моделиров-е, -имитационные модели. 4.статистич
моделиров-е на основании одного уравнения регрессии и на основе сис-мы
уравнений регр. Следует: -уточнить качеств взаимосв исслед показ-ля, -предлож
наиб вероятн хар-р связей м/ду завис пок-ми, -провести технич проверку статист
данных, -подобрать наиб приемл матем уравнение. 5.ЭММ: -детерминиров
мод,реш с пом симп-мет, -линейно-динамич –на базе линейн мод, им
блочно-диагональн стр-ру, -нелин –исп-ся завис-ти люб вида, -стохастич мод –в
них часть или все парам задаются случ величинами. 6.теории распознав образ.
7.теор катастроф (скачкообразн измен,возник в виде внезапн ответа сис-мы на
возникающ изменен внешн усл). 8.теор нейросетей-сеть с конечн числом
слоев из однородн Эл-тов.
43. Методы прогнозир разв-я АПК и регион продуктов
подкомплексов.
АПК-экономич
сис-ма, объединяющая с/х произв-во с др отраслями. Методы прогнозир АПК:
1.балансовый м-бал//равновесие двух сторон, им вид
табл,сост из 2 частей: приходн и расход. Виды: -материальн: установление материальн
и веществ пропорций на уровне предприятия,региона,страны (в га,т,м,шт).
–стоимостн: все величины выраж в денежн форме. –трудовые.
–натурально-стоимостн: расчеты провод-ся параллельно в стоимостн и натур выраж.
–статистические: составл на год,они дают некоторые представления о динамике
экономич явлений. Также выдел бал зем угодий,энергетич,финанс. 2.программно-целевой
исп д/разраб-ки целев программ. Основыв на выборе цели функционирования объекта
и разраб-ке д/него неск вар-тов экономич и социальн прогр развития. 4.нормативн
мет базир-ся на нормативн базе планир, кот включ сов-ть норм (обоснован
мера предельн или min допустим величины показ-ля плана
конкретного хоз-ва: N естеств убыли, затрат мет
ресурсов,труда,зарпл идр) и нормативов(обобщенные величины затр раб t,мат и ден рес-в,установл аналитич и расчетн путем на 1га,1гол). 5.расчетно-конструктивн
и ЭММ основан на разраб-ке различн вар-тов тех-экономич к-тов, мат-ден
затр, балансовой увязке отраслей и эл-тов пр-ва. Предлож Чаяновым. Также
примен мет системн анализа, построения сценариев,вся сов-ть экспертн и
формализован мет. При разраб-ке гос прогнозов и целев прогр АПК обычно
подраздел на 3 сферы: 1сф-отрасли промышлен-ти,обеспечивающ с/х,пищев и
мясо-молочн промышлен-ть и заготовит сис-му ср-вами пр-ва: -тракторн и с/х
машиностроение,машиностр д/легк и пищев пром-ти, -химич пром(минер удобр и
СЗР); -микробиологич; -комбикормовая пр. 2сф-непосредственно с/х
произ-во(р+ж),агрохимич,ветерин-санитарн обслужив,лесное хоз. 3сф- сов-ть отрасл
и произ-в,обеспеч заготов,транспортир,хранен и перераб: легк промышлен,заводы
по первичн перераб-ки льна,шерсти,мехового сырья,мукомольно-крупян
пром,предприятия торговли и общепитания. Обслуживание процесса воспроиз-ва во
всех сферах АПК осущ-ся отраслями инфраструктуры.Все 3 сферы АПК требуют
сбалансиров-ти м/ду собой,что м.б. достигнуто с помощью единого программного
планиров-я. При прогнозиров-ии развития АПК след обратить внимание на 3
группы важн пропорций (балансов): 1гр-показыв соотношение м/ду потребностью
в аграрн пр-ии и произв-вом конечн пр-ии.2гр котролир соотношение ресурсного и
инвестицион комплексов. 3гр характериз соотношения м/ду основными сферами и
отраслями АПК. Эти расч требуют больших объемов вычислений, поэт использ ЭВМ
ЭММ. В наст t не разработана методика единого стратегич
планир развит АПКНа глобальн уровне планир-я АПК в основу д.б. полож разраб
целев прогр,на обл Ур-не –общая постановка задачи по прогнозиров-ю раздел-ся на
отдельн задачи (модули): по разр-ку целев комплексн прогр; по развит и размещению
и отрасл и обл предприятий; разраб-ки балансов пр-ва и потребления пр-ии.
Д/этого использ ЭММетоды-задачи по оптимизации производств стр-ры и увязке ее с
перераб-кой пр-ии.
44. Опыт прогнозир и планир в развит капиталист
странах.
Широкое разв-е регионального и отраслевого прогноз-я
наблюдается в США. Каждое крупное пред-е стремится точнее определить
свои перспективы. Поэтому прогноз-ем занимаются в МСХ США, университетах и на
опытных станциях, используя экономико- математические м-ды и ЭВМ. Американские
исследователи все прогнозы подразделяют на 3 группы. В 1 группу положены
экстраполяционные м-ды, т.е. перенос сложившейся тенденции на будущее( в
будущем разв-е будет происходить по тем же з-нам , что и в настоящем). Основой
разработки прогнозов 2 группы явл максимальная точность наступления событий в
будущем. При разработке прогнозов 3 группы возникает необх-ть в формировании
модели идеального будущего. Особое внимание при прогнозировании разв-я
сельского х-ва США уделяется спросу, производству и ценам.
Министерство с-х Канады прогнозирует цены на
основные виды с-х продукции по отдельным странам с широким исп-ем
математических и эк-ких моделей.
В Великобритании прогнозы с-х пр-ва и ежегодные
балансы продовольствия составляются с учетом внутренних потребностей, внешних
рынков и ур-ня мировых цен. Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы
разв-я внешних рынков с-х продукции. В прогнозировании разв-я с-х пр-ва в этих
странах участвуют министерства сельского х-ва и научно-исследовательские
институты. Во Франции при прогнозировании исп-ются два важнейших
подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические м-ды и модел-е
будущего разв-я сельского х-ва.
В АПК Чехии и Словакии главным в план-и явл
хозяйственный договор.
Все крупные японские фирмы имеют плановые отделы;
подготовка планов централизована, план-е осуществляется сверху-вниз. Временной
горизонт план-я – 5 лет, прогноз-я- 15. Процесс план-я включает 4 стадии:
формулировка предпосылок. Уточнение проблем. Долгосрочная стратегия, среднесрочные
и краткосрочные планы. Особо следует подчеркнуть . что в Японии , как и во
Франции . существует сист общенационального прогноз-я, иногда её называют
индикативным план-ем. Общепризнано , что основой японского бизнеса явл
планомерность. Всякое действие включает три операции: план-е, само действие и
контроль. Большое внимание уделяется всем видам планов, особенно
стратегическим. Особое внимание обращается на квалификацию плановика и
коллективный разум людей, принимающих участие в план-и.
Прогноз-ем разв-я мирового сельского х-ва занимается ООН
и ФАО.
45. Индикативн планир в рыночн отношений.
//появилось в 80-х гг на базе генетич планир-я. Индикативное
план-е (от лат. «indicator» – указатель) – недирективное, советующее,
ориентирующее план-е на государственном уровне. Это сп-б регулирования эк-ких
процессов с помощью определения рекомендуемых целей разв-я пр-ва и создания
государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые
соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.
Индикативный
тип план-я осуществляется на базе государственной собственности. Органы
государственной власти и упр-я конкретизируют в плане свою стратегию и
приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры,
темпов роста пр-ва и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций
и др. Он также исп-ется как основной инструмент упр-я, однако меняется набор
средств реализации планов. Этот тип план-я предполагает исп-е прямых и
косвенных эк-ких регуляторов, (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты
и др.) ориентирующих субъектов р-ка на выполнение поставленных целей,
реализацию плановых индикаторов.
В условиях индикативного план-я плановые документы содержат лишь общие
контуры прогноза относительно желаемого разв-я эк-ки в целом, а также фиксируют
реш-я о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах
госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координация использования
государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение реш-й хозяйствующих
субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного план-я
важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деят-ть по
«синтезированию» разрабатываемых конкурирующими фирмами микропланов (программ).
Во-вторых, оно не м. не охватывать проблем выработки адекватной
общенациональному плану финансово-кредитной политики. В-третьих, индикативное
план-е призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного
разв-я со средствами их достижения.
Сис-ма
индикаторов: 1. опережающ: V поставки продов тов в
фед,регион продов фонды, уров цен на разл акции,кол-во лицензий,цены.
2совпадающ: отраж реальн сост экон: ВНП в сопост ценах, VВП
в АПК, V личн дох насел,уров безработ итд. 3.
запаздывающ-отстает от сложивш коньюктуры рынка: производит-ть тр, непогашаемые
займы в сопост ценах.
46. Система гос прогноз,программ и планов соц-эк
развит РФ.
Гос прогн и
разраб-ка прогр осущ в соотв-вии с ФЗ «О гос прогнозир и прогр соц-эк разв РФ».
В соотв с этим зак Прав-во РФ разработ необх нормативн-правов
акты,ответственность за разраб-ку и реализ прогн возлож на Минэкономразвития
РФ, кот заним-ся разраб и обоснов аспектов внутрен политики гос-ва,реализ
внутрен политики гос-ва,разр прогн,ФЦП и планов. Основн виды прогнозов: Глобальн-рассматрив
наиб общие тенденции и закономерности эк-ки в миров масштабе, макропрогн-д/прогнозиров
общих тенденций на уровне страны, структурные- для предсказания развития
комплексов нар хоз-ва в разрезе регионов, их отдельн соц и производств сфер, региональн-предсказ
разв отдельн регионов страны. Прогнозир-е народохоз комплексов
–предвидение технич,технол и организ взаимосвязи, отраслев-по отрасл
н/х. Комплексн-составл в виде общ прогнозов развития нац эк-ки в
целом,по регионам,отраслям. По t: долгосрочн (5-10л), среднеср (1-5л), краткоср (1 мес-1год),оперативн
(до1 мес). По t осуществления:-в реальн масштабе: проводится относит объектов,кот быстро
меняют свои хар-ки. –этапный прогн: предполаг принятие прогнозн решений
в теч 1 этапа ЖЦ,а реализацию –в течение другого. –неогранич по t: составл без укеаз срока. По цели прогнозир: -поисковое прогн-е
им в св основе объективн анализ историч закономерн-тей, принцип: от настоящего
к будущ.Основ на экстрапал тенденц. –нормативное пр предполаг проведен исследов
от будущ (нормативн) состояния к настоящ. –интервальный предсказыв величину
показателя в определ интервале,наприм,цены сниз на 5-10%. По хар прогнозир: -пассивный:
предпол, что регион,пр-е не мог активно воздействов на св будущ(внеш ср).
–активный –самые активные действия пр-я,региона на вн ср. –вариантный: связ с
неопредел-ю вн ср,предполаг разр неск вар-тов развит. –инвариантн: разраб-ся в
1вар-те,т.е. расчит на высок определенность вн ср. По хар-ру прогноз:
-частн,-обобщ,-пессимистич,-оптимистич. В РФ гос прогнозир соц-эк разв
осущ на долгосрочн персп (10-летн пер и уточн 1раз в 5лет). На осн этого прогн
обосновыв вар-ты развит РФ,определ цели и пути и ср-ва их достиж. Концепция
соц-эк разв РФ -определ спос трактовки вероятн соц-эк проц в об-ве и стратег
их разв. Ср/ср прогн соц-эк разв (3-5л) разр в соотв с ФЗ и публикуется.
Президент после вступл в должн в 1ом послании излагает спец раздел,посвящ
концепции с-э р: общ хар-ка современ сост нац эк-ки, стратегич цели и
приоритеты политики гос на срср персп. Исходя из предлож Презид конц Прав-во
разраб программу с-э р на срср пер. Ее разделы: -оценка итогов сэр за предыд
пер и хар-ка сост эк, -макроэк полит, аграрн полит, инвест и структ,регион экон
пол. Разработан прогр направл в Госдуму и Сов Фед. Краткоср гос прогн:
Презид ежег обращ к ФСобр с посл,в кот содерж анализ выполнения срср прогр разв
и ее уточнен на предстоящ год. Прав-во в Госдуму представл проект бюдж + итоги
соц-эк разв, прон с-эр на предст год, перечень ФЦП,проекты ФЗ идр. Прав-во осущ
ежемес мониторинг выполн прогр. Прогн,конц,прогр разраб
орг-ии,пр-я,НИИ,отраслев министерства.
47.Методы экономич оценки приоритетности критериев
прогнозир и планир.
1. Основные критерии эффективности. С одной
стороны, критерии эффективности должны обладать социальной направленностью, а с другой — обеспечивать расширенное устойчивое воспроизводство.
Социальную эффективность в определенной степени характеризует показатель, рассчитанный как
отношение валового дохода к среднегодовой численности работников. Народно-хозяйственное благосостояние образуют разнокачественные показатели, которые не
имеют общих единиц
измерения. При построении
ЭММ обычно формируют колич и
кач взаимосвязи и систему
целей. В общей системе целей необходимо выделять основную. В целевом блоке любой экономико-математической задачи формируется
критерий оптимальности, который по своему содержанию должен отражать с
качественной и количественной сторон целевую направленность модели задачи.
В настоящее время на любом
уровне прогнозирования формируется множество целей. Поэтому возникла проблема
строгого подбора для них соответствующих технико-экономических показателей.
В системе планирования должна
использоваться совокупность критериев. Цели в планировании разнокачественные,
а поэтому и критерии также разнокачественные, что затрудняет их сопоставимость
по результатам решения.
Выбор наиболее приемлемого
варианта перспективного развития района, или выбор предпочтительного критерия
оптимальности, может быть произведен с использованием трех основных методов:
коэффициентов относительной эффективности, метода Р. Мантойффеля и графическим
методом. Коэффициенты – стоимость ВП, прибыль,
рентабельность. Они потом складываются в суммарный показатель относительной
эффектиности (по разным вариантам на максимум). По этому методу оценки
локальных критериев оптимальности приоритет имеют критерии максимума прибыли и
максимума рентабельности.
Сущность метода
Мантойффеля
заключается в определении разницы между наименьшим значением и остальными
значениями динамического ряда. В последующем определяется процентное
отношение разностей к наибольшей разности в строке. По максимуму суммы
процентов по экономическим показателям, оценивающим критерии оптимальности,
выбирается наиболее предпочтительный из них.
Более простой метод — графический.
При построении графиков по трем осям в разных масштабах откладываются
рассматриваемые экономические показатели по вариантам решения задач с
различными критериями оптимальности. Площадь образуемых треугольников на
графике в относительной степени может характеризовать экономические результаты
решения задачи по тому или иному критерию. На графике легко сравнивать оценки
планов при различных критериях оптимальности, но на его построение требуется
много времени.
48. Оценка эффек-ти и надеж-ти программ уст развития
сельских территорий.
Устойчивость развития сельских территорий – стабильное
соц-эк развитие , не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный
прогресс общества.
Принципы при прогнозировании устойчивого развития:
1.
Максимальное использование ресурсов в сельской
местности
2.
Развитие села ка единого соц-эк, культур,
территориального комплекса
3.
Расширение связи села с городом
4.
Разработка гос сырьевых программ
5.
Стимулирование развития партнерства между сельскими
муниципалитетами и гос-м
6.
Бережное отношение к земель ресурсам
7.
Свобод доступ всех категорий сельских жителлей к
ресурсам страны.
8.
Экологически щадящий режим
Устойчивость прогнозов зависит от их качества и условий
выполнения.
Исследования показывают, что
устойчивость планового показателя можно характеризовать коэффициентами корреляции,
автокорреляции, величиной остаточной Вариации, средним коэффициентом роста по
годам, а также размахом колеблемости относительно рассчитанного тренда.