бесплатные рефераты

Шпоры по Госам МСХА

К действенности плана=показатели плана/факт

Кэкономичности плана=МЗ по плану/МЗ факт

К прибыльности+Ппо плану/П факт

Планы должны быть нажежными, т.е. устойчивыми и гибкими.

 

49. Политико -административный состав России.

В стране действует республиканская форма правления. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов. 21 авт респ, 1 авт обл, 10 авт округ. 2 гор фед наз,6 краев,49 област. Все субъекты равноправны, но республики обладают большей степенью самостоятельности (своя конституция, свой президент).

Федеральные округа – высший уровень политико-администат деления. Они созданы по Указу Презид РФ. 7 фед округов(фо), в кажд из них свой полномочный представитель Презид,  кот ответственен перед ним. Задача представ –контроль за исполнен решений фед орг власти, посредничество во взаимодействии президентских структур с с органами гос власти, укрепление федераль свласти (т.е экономических целей нет).ФО: 1Центральн(Москва), самый больш по числен-ти насел и ВРП. 2. Сев-Зап(СПб), 3.Сев-Кавказс(Рост-на-Д), 4.Приволжский(Нижн.Новг), 5.Уральск (Екатеринбург), 6.Сибирс (Новосибирск), 7.Дальневост(Хабаровск).

Помими названного деления существует эк районирование и проблемное районирование.

Эк районирование основано на различии территорий  по наличию ресурсов, их качеству, доступности, ведущему к различным издержкам производства, что приводит к территориальному разделению труда. Эк районы формально отображают территориальное разделение труда.

Современное изменение в полит-администрат составе происходит из-за проблем:

·         Фактическое неравенство фед округов (9 из 10 авт округ имею двойное подчинение-области и федерации в целом)

·         Фед округа не отвечают эк специализации

·         Совпадают с военнными округами

В ближайшее время объединятся Пермская обл и Коми-перм  АО в Пермский край. Ханты-Мансийский АО хочет выделиться из Тюменской обл.


50. Размещение отраслей растениеводства, животноводства и пищевой

промышленности по регионам России.

Размещение с/х –это распределение пр-ва отдельн видов пр-ии по тер-рии страны в целях наиболее эффективного использования.На размешщение сельского хозяйства влияют его особености:

·                   Сезонность производства

·                   исполь животных и растений

·                   ограниченность земли  и т.д.

При этом факторами  размещения сельского хозяйства явля:

1.            природные

2.            соц.-эк.

3.            уровень развития производственных сил (транспорт, связь и т.д.)

Основой размещения растениеводства является природное зонирование (агро-климатическое районирование) Оно использует показатели: сумма положительных температур, условия перезимовки, влажность. Основную часть Росси занимает умеренный пояс. Кроме того, есть холодный и теплый. В нутри поясов выделяют агро-климатические зоны: увлажненные и неувлажненные.

Наиболее развитыми отраслями растениеводства в Рф являются зернопроизводство, кормовые культуры. Они размещены повсеместно. Локализованы: сахар, лен-долгунец, картофель (88% производится в Европейской зоне в близи крупных городов).

Большое значение на современное размешение с.-х. оказывает сокращение посевных площадей.

Основным условием размещения животноводства является кормовая база. Среди отраслей животноводства наиболее азвиты скотоводство, птицеводство, свиноводство. При этом производство молока тяготеет к северу (сев-зав,), а производство мяса – к югу (Волго-вятский). Свиноводство- северный, центрально-ченрнозем. Овцеводство- Северо-Кавказ. Птицеводство ориентировано на зерно (особенно Цент-черн Округ, Зап Сибирь).

Факторы размещения пищевой промышленности:

А) сырье (это материалоемкие производства (сахар, масло ит.д.), нетранспортабельные продукты)

Б) потребление (тынки сбыта) это молочно-кислое производство, хлебо-булочные изделия),

В)и на сырье и на потребление.

Особенности пищевой промышленности- повсеместное размещение.


51.Региональное прогнозир и планир.

Осущ-ся с помощью разраб-ки и реализ-ии региональн прогр// разновидн-ть целев комплексн прогр, они служ инструментом регулиров и управления региональн стратегий экон,соц и н-тех развития. В СССР в системе ПИП разрабатывались следующие документы:

·                   Генеральная схема развития и размещения производственных сил на 10-15 лет.

·                   Генеральная схема расселения на 10-15 лет

·                   Генеральные планы  городов

·                   Комплексная программа НТП на 20 лет с территориальным разрезом

·                   5-летниегодовые планы по отраслям и территориям

Сейчас региональная ПИП преходит только на уровень субъектов РФ. На современном этапе территориальное планирование будет включать отечественную практику, науку и мировую практику.

В мире ПИП регулируется законами. В разных странах своя специфика. Но общие особенности:

·                   редко встречается разработка нац плланов  пространственного развития

·                   в основном планы развития регионов

·                   основным объектом территор планирования является физичексое планирование, т.е. инфраструктура, охрана окруж среды,  ит.д.

·                   чаще всего планам предшествуют прогнозы

·                   рег планы тесно связаны с бюджетной политикой

·                   планы и пронозы не дерективны (индикативны), т.е. рекомендательные.

В настоящее время в интересах регионального Пип создано Министерство рег развития. Министр – Яковлев. Этому министерству подчинены фед агенства по строительству и ЖКХ. В ГД и Совете Федерации есть комитеты по региональному развитию. В аппарате президента есть полпреды по рег развитию.

Правовая основа рег планирования – функциональная форма рег политики. Существуют «Основных положений региональной политики 1996 года. В 3 главе «Осн….» есть методы и нормы реализации региональной политики, в кот есть ПИП.

Должно планироватся:

·                   Платежеспособный спроси его региональное распределение

·                   Изучение региональных рынков

·                   Оенка фин и др. ресурсных возможностей регионов

·                   Выявлние путей и средств активизации собственного потенциала региона.

Таким образо региональное планирование выступает инструментом региональной политики.

При этом рег прогнозы нового поколения все больше оценивают финансовые отношения с центром. Внутри регионов прогнозы оценивают:

·                   Отношения между общественным и частным сектором

·                   Отношения м-у группами хоз субъектов

·                   Детальное планирование предприятий с гос собственностью

Основным методом регионального ПИП является ЭММ. Но встречаются и другие методы.




МЕНЕДЖМЕНТ И УПРАВЛЕНИЕ

 

 52. Методика анализа и проектирования структуры управления

В целом построение сисемы управления включает этапы:

·         Проектирование производственной структуры

·         Проектирование организационной структуры

·         Проетирование системы управления.

1.Ан. природных и экономических условий. В процессе ана­лиза необходимо рассмотреть общие сведения о хозяйстве: место расположения, удаленность от областного и районного центров, размещение производства и населенных пунктов по территории хо­зяйства, отразить состояние дорог и наличие средств связи, дать характеристику объектов производственного и культурно-бытового назначения. Эти факторы могут усложнять или упрощать орг-е устройство. В заключение анализа природных и экономических условий необходимо сделать выводы о соответствии специализации хозяй­ства условиям производства. 2. Ан. размеров производства (ст-ть валовой пр-ции, площадь угодий, пашни, ст-ть основных фондов, поголовье и т.д.). В результате необходимо сделать выводы и размерах производства в сельскохозяйственном предприятии в сопоставлении со средними данными по району или по передовым хозяйствам. 3. Ан. размеров произв-ных подразделений путем сравнений фактических их размеров с оптимальными для данной зоны (площадь пашни, кол-во тракторов, численность раб-ков). Оптимальность размера подразделения является условием нормальной нагрузки на руководителя и управ­ляемости подразделения. Нужно иметь оптимальные по размеру бригады во главе с бригадиром для соблюдения принципа единоначалия, устранения дублирования в работе. Определяется уровень специализации (кол-во специализированных бригад:общ.число подразделений) и концентрации пр-ва (кол-во подразделений, соответствующим оптимальным:их общ.) в раст-ве и жив-ве. Если полученные коэффициенты близки к 1, то возможен переход к от­раслевой структуре. При анализе факторов, влияющих на организационное устройст­во хозяйства, важное значение придается анализу соответствия су­ществующих форм организации труда и количества внутрихозяйственных подразделений основного производства требованиям научной его организации. От выбора форм организа­ции труда зависит оптимальный размер первичных подразделений, их количество, а также необходимость создания промежуточных подразделений. 4. Анализ размеров вторичных производственных подразделений (для определения целесообразности применения трех­ступенчатой организационной структуры). Вторичные производственные подразделения (отделения, це­хи, производственные участки) создаются, когда на определенной территории имеется как минимум 3 первичных произв-­ных подразделения, работу которых необходимо координировать. 5. Анализ производственных связей между внутрихозяйственными подразделениями (для установления связей и уровня их хозяйственной самостоятельности).  В условиях углубленной специализации и концентрации произ­водственные связи между различными отраслями комплексного
подразделения ослабевают и меняют свою форму. 6. Хар-ка технич-й оснащенности пр-ва (рост энергообеспеченности и энергооснащенности труда сопровождается укрупнением внутрихозяйственных подраз­делений, внедрением специа­лизированных отрядов и механизированных звеньев, что ведет к изменению структуры управления. Этот анализ необхо­дим для определения численности инженерного персонала по ка­тегориям, возможности перехода на индустриальную технологию производства и отраслевые формы управления. 7. На основании полученной выше информации начертить схему организационной структуры хозяйства с указанием основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, функциональ­ных служб и дать ее характеристику. 8.Проводится общий анализ организационной структуры хозяйства и предложения по ее рационализации.


 

 53. Понятие АПК как объекта управления. Органы управления АПК на разных уровнях иерархии

АПК включает: 1.Продуктовый подкомплекс: а)продовольственный комплекс(зернопродуктовый, мясомолочный, рыбопродукт-й, сахаропродукт-й, масложиропродукт-й, плодоовощной, безалког-ных и алког-ных продуктов, виноградно-винодельческий, чаепродукт-й); б)непродовольственный комплекс (эфирномасличнопродукт-й, табачнопродукт-й, хлопковопродукт-й, одежды и текстильно-трикотажный изд-й, кожевенно-обувной, лесопроизводственный); 2.Обеспечивающий подкомплекс (тракторного и общего машиностроения, агрохим., сельского и мелиоративного строительства, торговли и общепита). Особенности управления с/х: 1.Земля в с/х - не только объект, но и предмет труда, основное ср-во произв-ва (следоват-но, терри­ториальная рассредоточенность произв-ва, построение органов управления по территориаль­но-произв. принципу. 2.Территориальная рассредоточенность произв-ва затрудняют сбор и переработку информации, след-но, запаздывание принятия оперативных решений. 3.Экономическое воспроизводство в с/х переплетается с естественным и зависит от природно-климатических условий. 4.Продолжительность производственных связана с естественными биологическими процессами. 5.Сезонность производства. 6.Многообразие форм собственности и хозяйствования обусловли­вает формирование присущих им органов управления. Другие особенности управления в АПК: различия между городом и дерев­ней, традиции, обычаи населения и др.

Гос. упр-е: 1.Прямое (предполагает вмешательство в деят-ть хозяйствующего субъекта):ГУП и МУП, АО со 100% пакетом акций гос-ва, Федеральная собственность субъектов РФ в составе др.АО, кКонтрольно-исполнительные слжбы,Гос.целевые программы; 2. Косвенное (воздействие на соц.-эк. Процессы в гос. и негос. секторах эк-ми методами. Д-вие через механизмы: ценовой, налоговый, финансовый, кредитный, через цели и стратегии аграрной реформы).Федеральный уровень Принимаются решения по основным вопросам функционирования АПК. Стр-ра: 1.Законотворческая деят-ть: Президент(определение стратегии разв.АПК)-Прав-во (формирование паолитики разв. АПК, подготовка проектов законода тельных и нормативных актов, актов по реализации законов)-Комитет Совета Фед. по агр.вопр. (Подготовка проектов законодат-х актов, принятие решений по их проектам, консультирование Президента РФ)-Комитет Гос.Думы по агр.вопр. (подготовка проектов законов, рассмотрение и принятие решений по проектам законодательных актов развития АПК). 2.Отраслевой уровень: Министерство финансов (выделение АПК финансовых средств на реализацию соответствующих программ, контроль за использованием средств)-Мин.эк.развития и торговли (распределение лимитов бюджетных ассигнований и др. ресурсов (фин-вых, кредитных, материальных), контроль их использования)-орг-ция конкурсов на право исп-ния ср-в фед. Бюджета для производства работ и услуг для федеральных нужд)- Министерство имущественных отношений (ведение реестра объектов АПК, распоряжение объектами федеральной собственности)-Комиссия Правительства РФ по вопр.АПК (разработка для МСХ рекомендаций по развитию АПК, рассмотрение предложений по развитию АПК, вынесение по ним решений)-МСХ (формирование и обеспечение реализации в регионах РФ гос-й политики АПК, подготовка проектов зак-ных актов, разработка мер по формированию инфраструктуры рынка). Также Федеральная Служба земельного кадастра России, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству, Ассоциация крестьянских (фермерских) хоз-в и с/х коопе­ративов РФ, Агропромышленный союз РФ и др. Здесь определяются перспективы развития АПК, создается законодательную базу (осн. эл-ты отношения: государство-субъект хозяйствования, орган местного самоуправления-субъект хозяйствования, гос-во-собственник имущества, субъект хозяйствования-на­емный работник). Региональный уровень Администрация региона: Управление (мин-во, департамент). Задачи управления: участие в формировании и реализации федеральной и регио­нальной аграрной политики; создание условий для развития с/х произ­водства, перерабатывающей промышленности и агросервиса; развитие инфраструктуры рынка, рыночных отношений и предпринимательства на основе специализации, кооперации, ин­теграции и иных направлений; обеспечение поставок сельхозпродукции и продовольствия в региональный и федеральный фонды; укрепление ресурсной базы АПК региона (кадровой, финансо­вой, материально-технической); разработка и реализация мероприятий по воспроизводству пло­дородия почв, развитию племенного дела, семеноводства, сорто­испытания, сортообновления, производства посадочного материа­ла; содействие научно-техническому прогрессу, системе информа­ционно-консультационного обслуживания; обеспечение эффективного государственного контроля и над­зора за соблюдением требований нормативно-правовых актов, касающихся охраны труда и техники безопасности и т.д. Районный уровень Районное управление с/х и продовольствия  имеет двойное подчинение - администрации рай­она (линейное) и региональному управлению сельского хозяйства и продовольствия (функциональное). Его возглавляет начальник, кот. одновременно является зам. главы администрации района. Финансирование из районных бюд­жетов.

 

 54. Функции и структура управления с.-х. организации

Функции упр. - обособленные виды деятельности, направленные на определенную часть управляемого объекта для достижения поставленной цели. Виды: 1.Общие (выполняют­ся всеми органами управления независимо от целей и задач): анализ, планирование, организация, регулирова­ние, стимулирование, контроль и учет. Также могут классифицироваться по признакам: содержание процесса управления; принадлежность к сферам произ­водственно-хозяйственной деятельности; принадлежность к раз­л. видам управленческого труда (производственный, эконо­мический, технологический, организационный и т.д.); содержа­ние выполняемых работ и операций внутри функции управления (общее руководство, специализированное, техническое обслужи­вание). Систему взаимосвязей общих функций управления можно назвать циклом управления. Планирование решает задачи: определение направления развития произ­водства, продукции, техники и технологии; темпов роста производства, произво­дительности труда; эко­номических показателей производственно-хозяйственной деятельности и т. д. Организация - формирование управляемой и управляющей систем, определение места и роли каждого работника в системе и распределение их по подразделениям и звеньям, организация четкого взаимодействия между ними; разработка документов, регламентирующих деятель­ность аппарата управления, отдельных служб и работников, и вы­полнение всех функций в соответствии с программой. Принципы организации: специализации, пропорциональности, параллельнос­ти, прямоточности, непрерывности и ритмичности. Контроль - наблюдение, анализ и оцен­ка производственного процесса и сопоставление данных с нормами и норма­тивами. Принципы контроля: действенность (эффектив­ность), непрерывность, всесторонность, гласность, широкое учас­тие трудящихся. Регулирование - обеспечение равномерного развития всех элементов производства и управления в соответствии с целями. Учет и анализ: оперативный (основа контрольно-регулирующей функции), бухгалтерский (отражает и регистрирует обобщенные дан­ные за сравнительно большой отрезок времени), статистический (для изучения социально-экономических явлений на предприятии).2. Конкретные (отражают специализацию деятельности): оперативное управление, маркетинг, матери­ально-техническое обеспечение, техническое обслуживание, пра­вовое обслуживание, бухгалтерский учет.

Для выполнения общих функций создается аппарат управле­ния (система взаимоувязан­ных и взаимодействующих звеньев и отдельных работников, наделенных соответствующими полномо­чиями и располагающих материально-технической базой для осу­ществления эффективного управления и достижения поставленных целей), а для выполнения конкретной функции - структурные подразделения (службы, отделы).

Все функции управления с/х предприятием: функции общего (линейного), специализированного (функционального) руковод­ства и технического обслуживания.

Структура управления - совокупность управлен­ческих звеньев и отдельных работников, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. По горизонтали она делится на звенья (самостоятельные структурные
подразделения, выполняющие определенную ф-цию. В с/х предпр-ях это отделы, службы глав­ного механика, энергетика и т.д., где работники специали­зируются на выполнении группы работ или отдельных работ. По вертикали – ступени (совокупность звеньев, на­ходящихся на определенном уровне иерархии Структуры управления: 2-х, 3-х и более ступенчатые и комбинированные структу­ры.Связи по вертикали - линейные (прямы­ми), возникают между ступенями и характеризуются отношениями соподчиненности. Связи по горизонтали - между звеньями управления (отделами, службами), расположенными на одном уровне функциональные. Структуры управления: формальная и неформальная. Производственная структура - сочетание отраслей на предприятии. Организационная структура - совокупность производственных, обслуживающих и вспомогательных подразде­лений предприятия. Организационная структура определяет построение структуры управления. Отделенческую структуру характеризует производ­ственно-территориальный принцип организации (в крупных хозяйствах с многоотраслевой структурой и значительной территориальной разобщенностью производства). Отраслевая структура (одинаковые по специализации подразделения, выполняющие работы по производству однородного продукта объединяются в 1 вторичном подраз­делении). Бригадная структура – в основе территориальные и отраслевые принципы, наиболее простая, в небольших и средних хоз-вах. Комбинированная - в хозяй­ствах с многоотраслевыми подразделениями. Линейная и функциональная структура. Продуктовая структура (полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководи­телю, который несет ответственность за данный товар). Дивизиональная, ориентированная на сегмент рынка (все ее отделы группируются вокруг оп­ределенных сегментов рынка или групп покупателей). Проектная структура (временная, которая со­здается для решения конкретной задачи с целью собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников для реализации сложного проекта). Преимущества матричной структуры: дифференциация связей линейной и функциональной подчи­ненности, что делает ее адаптивной к изменениям окружающей среды.

 

 55. Организация труда руководителей и специалистов

Управленческим трудом занимается аппарат, состоящий из руководителей, специалистов и технических работников, поэтому важно определить пути снижения трудоемкости и повышения производительности управленческого труда. Организация управленческого труда - система действий по объединению, согласованию, упорядочению деятельности работников управления. Конечная цель организации в с/х - получение продукции в наибольшем количестве и наилуч. качества с наименьшими затратами. Принципы организации труда: Принцип специализации (концентрация олнородных работ в специализированном подразделении, у конкретного исполнителя). Принцип пропорциональности (необходимость установления правильных пропорций между различными частями аппа­рата управления). Принцип параллельности (одновременное выполнение различных трудовых операций с целью сокращения продолжительности цикла работ). Принцип прямоточности (кратчайший путь движения информации от места ее возникновения до места ис­пользования). Принцип непрерывности. Принцип ритмичности (требование равномерного вы­полнения всех операций).  Мероприятия: разработка рациональных форм разделения и кооперации тр., применение эффективных методов и стиля воздействия на работников; нормирование управленческого труда, применение технических средств, рационализация делопроизводства; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; создание оптимальных условий труда; повышение квалификации. Разделение тр. – важно. Его виды: технологическое, функциональное, профессиональное и квалификационное. Специализация управленческого труда предполагает его коопе­рирование, установление связей между подразделениями и отдельными исполнителями и достижение на этой основе согласованной деятельности всего аппарата управле­ния. Научно обоснованное разделение и кооперация труда закреп­ляются положениями о структурных подразделениях, должност­ными инструкциями и др. На с/х предприятиях исходный докумен­т - устав. В Положе­нии о структурных подразделениях - основные зада­чи производственного подразделения, его состав, размер и струк­тура, а также система управления им, взаимоотношения с другими подразделениями, права, ответственность; закрепление людей, техники, земли, скота и других средств производства; материаль­ное стимулирование труда. Планирование: План руководителя способствует нормальному ритму работы всего аппарата управления. Для эффективной деятельности аппарата управления должны разрабатываться индивидуальные распорядки рабочего дня, общий распорядок работы предприятия, графики взаимозаменяемости, личные творческие планы и т. д. Контроль — завершающее звено плановой и организационной деятельности руководителя. Большое внимание следует уделять мотивации управленческого труда.

 

 56. Организационно-распорядительные методы управления

(Или административные). С их помощью осуществляются регулирующие функции гос-ва. Основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют оперативно воздействовать на ход событий в процессе упр-я, ср-во волевого и конкретного воздействия (определяют цели, распорядок и сроки выполнения задач, ресурсы и условия). Для них характерно прямое и быстрое воздействие на объект; обязательность выполнения решения. 2 группы адм-ных методов: 1.Организационные (связаны с постоянным совершенствованием механизма и структуры управления, основаны на использовании административных актов и норм). 3 вида организационного воздействия: а) регламентирование (жесткий вид воздействия, исходящий из единой системы управления в стране. Сущность – юр. закрепление общих требований и правил организационного состояния и поведе­ния в отношении конкретных объектов. Различают структурное, фун­кциональное, должностное, комплексное регламентирование, ко­торые составляют систему. Объект - правовое положение с/х предприятий и его подразделений, порядок организации; разделение труда, размер и структура хоз-ва. Нормативные акты: ГК РФ, уставы, положения, учредитель­ные договоры; в различных ОПФ деятельность отделов и управленческого аппарата регламен­тируется Положением об отделах, службах и органах управления, где фиксируются: главные задачи и функции субъекта; его построение; основные документы. Служебное положение, обязанности, права и ответственность работников определяются должностными инструкциями.  Также применяется регламентирование самого процесса управле­нии. Объекты - взаимоотно­шения работников в процессе труда; дисциплина; формы стимулирования труда). б)Нормирование (воздействие путем разработки норм и нормативов, с помощью которых достига­ется пропорциональность элементов производства и труда, контроль за количеством и качеством труда). С помощью нормирования устанавливаются границы технологических, технических и организа­ционно-экономических систем с/х производства. Виды норм и нормативов: 1. Для формирования структур управления: оптимальные размеры предпр-я и его подразделений; нормы управляемости; нормативы для расчета размера структурообразующих факторов и др. 2. Для организации процесса управления: нормы выработки и времени, обслуживания, численности, технические нормативы; нормативы по технологии управления; ГОСТы по делопроизводству и др. 3. Для оценки и оплаты труда раб-ков управления: порядок аттестации руководителей и специалистов; должностные оклады; нормы отчислений в фонды материального поощрения. Некоторые нормативы – на ед.времени, др. - средство административного воздействия. Характер и сила воздействия нормирования определяются содержанием и формой. Нормативы, служащие измерителем количества и качества труда чаще доводятся в форме заданий. Достоинства: гибкость упр-ния, стимулирование самоуправления и творчества, сочетание с экономическими методами. Недостатки: снижение четкости и определенности в постановке задач, оперативности их выполнения. Эффективность зависит от научной обоснованности нормативов, полноты учета нормообразующих факторов. в)инструктирование (разработка и доведение до исполните­ля правил его поведения или перечня наставлений методи­ческого характера). По характеру действия: регла­ментирующее, которое предписывает безусловное выполнение (инструкции по технике безопасности), и методическое, позволяющее исполнителю самому разрабатывать решения, но по опр-й методике. По времени дей­ствия: долгосрочные и кратковременные. Достоинства: инструкции вносят ясность во взаимоотношения работни­ков, доводятся до исполнителя на длитель­ный срок, повышают чувство ответственности, способствуют внедрению НТП, повышают качество и эффективность ра­боты. Недостатки: нетворческое использование инструкций и рекомендаций. Формы воздействия: Приказы (издаются на гос. предприятиях только руководителями линейных служб в порядке исполнения поста­новлений и распоряжений вышестоящих органов. Это письменное или устное требование выполнить определенное задание с ука­занием сроков выполнения, используемых средств); Распоряжения (может отдавать каждое должностное лицо по вопросам, которые входят в его компетенцию. Его можно обжаловать у руководителя); Постановления (распорядительный документ коллегиальных органов); Планерки (форма оперативного распоряди­тельства на с/х предприятиях); Производственные совещания (форма оперативного распорядительства. Собрания, сове­щания и заседания - эффективные рычаги управления, т.к. позволяют информировать подчинен­ных об итогах работы, распределять задания, согласовывать сроки выполнения работ и т. д.); устные указания (отдаются руково­дителями всех уровней управления и предписывают, кто, где, когда и как должен действовать). Расширение сферы действия экономических методов в упр-нии производством требует частичного перехода от жестких методов воздействия (приказов и распоряжений) к более гибким (производственный инструктаж, рекомендации), что увеличивает самостоятельность подразделений и способствует развитию твор­чества и инициативы работников. Распорядительное воздействие больше, чем организационное, нуждается в контроле исполнения. Приказы, поста­новления и распоряжения должны быть обоснованны.

 

 57. Экономические методы управления. Их сущность и способы воздействия

эк методы - совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов в хоз-ной деятельности, ориентирующих с/х предприятия и их работников в нужном для обще­ства направлении посредством экономических рычагов и стиму­лов. Она включает рычаги: планирование (стра­тегическое, индикативное, текущее, перспективное) и прогнози­рование, стимулирование, ценообразование, финансово-кредитная система, налоги, страхование, лизинг и т. д. Они должны быть стабильными, но коррективы возможны. Ценовая политика. Цель - поддержание паритетных отношений между с/х и др.отраслями народнохозяйственного комплекса, создание условий для повышения доходности с/х производства, увеличения объемов продукции, защита отечественных товаропроизводителей от импортируемых по демпинговым ценам. Кредитная политика сегодня неэффективна,  недоступна для реального сектора АПК. Следует более широко использовать залоговые  операции, фьючерсные сделки, ипотечное, сезонное кредитование. Бюджетная поддержка обеспечивает стратегические задачи развития, направлена на выполнение важ­нейших мероприятий, связанных со стихийными бедствиями, на развитие элитного семеноводства, племенного хозяйства, а также на научное обеспечение, подготовку кадров системы АПК и т.д. Аграрный протекционизм - система гос.мероприятий, направленных на стимулирование отече­ственного производства с/х продуктов, что обеспечит защиту внутреннего рынка от импорта. Ин­струменты пошлины на ввоз импортной продукции. Материальное стимулирование — один из важнейших экономи­ческих рычагов. Личные интересы выражаются в увеличении трудового вклада работника в производство с целью получения более высокого ма­териального вознаграждения. Побудительные мотивы - стимулы. Материальное  воз­награждение работников осуществляется в соответствии с количе­ственными и качественными результатами их труда и личным вкладом в общие результаты работы предприятия. Экономические рычаги управления должны действовать в системе и способствовать стабильному функционированию АПК.

 

58. Социально-психологические методы управления. Стиль работы руководителя. Служебный этикет

Это социальная политика предприятия, определяющая взаимоотношения между работника­ми, микроклимат в коллективе. Они включают: управление групповой деятельностью и динамикой коллектива; взаимодействие коллектива и личности; мотивацию и стимулирование; психологию принятия решений; социально-психологический климат; стиль управленческой деятельности; теорию конфликтов и проблемы ведения переговоров. Цель - сплотить людей, максимально использовать их сильные стороны, а слабые сделать несущественными. Методы основаны на нравственных ценностях., вырабатываются применительно к условиям определенной культуры, отражают ее систему ценностей и нормы поведения: индивидуальные и групповые интересы, меж­личностные и межгрупповые отношения, мотивацию и управле­ние поведением человека. Для эффективного управления людьми необходима система мотивов и стимулов, создание которой невозможно без учета психологии личности. Стиль управления - типичные манера и способ поведения руководителя. Классификация:1.По 1 критерию: Авторитарный (единоличное проявление воли при наличии власти); Демократический (участие сотрудников в принятии решений); либеральный (сотрудники принимают решения сами).

Соц-псих методами м.б.:

·         Беседы, коллективные праздники, корпоративные вечеринки, ведение доски пачета, публичная похвала и.т.д.

 

 59. Оценка и аттестация кадров

Методы: биографический (исходя из анализа кадровых данных по заявлению, личному листку по учету кадров, автобиографии, документам об образо­вании, характеристике, рекомендациям и т.д. делаются логические заключения о семье, образовании,  карьере,  чертах характера и т.д.); интервьюирование (собеседование) (беседа с раб-ком «вопрос-ответ» для получения дополнительных данных о человеке; анкетирование (самооценка) (опрос с помощью ан­кеты для самооценки качеств и их последующего анализа); социологический опрос (анкетный опрос раб-ков, хорошо знающих оцениваемого человека, построение диаграммы качеств личности); наблюдение (наблюдение в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) и в рабочей обстановке методами фотографии рабочего дня или моментных наблюдений); тестирование (определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов с последующей их расшифровкой); экспертные оценки; критический инцидент (создание критической ситуации и наблюдение за поведением работника в процессе ее разрешения (конфликт, необходимость принятия сложного решения и т.п.); ранжирование (сравнение оцениваемых работников между собой другими методами и расположение их по выбранному критерию в порядке убывания или воз­растания рангов); программированный контроль (оценка проф. знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов); экзамен (зачет, защита бизнес-плана и др.); самоотчет (выступление); комплексная оценка труда (определение совокупности оценочных пок-лей качества, сложности и результативности труда и сравнение их с предыдущим пе­риодом или нормативом с помощью весовых коэффициентов); аттестация персонала (комплексный метод оценки персонала, использую­щий др. методы для опр-ния аттестационной комиссией соответствия кандида­та вакантной или занимаемой должности). Системы оценки базируются на анализе особенностей работы сотруд-в.

Важны компоненты: достоверность (совместимость результатов оценки (непротиворечивость); значимость (ориентация оценки на конкретные должностные обязанности и основание на измеримых и объективных критериях); стандартизация, практичность (д.б. эффективной, т.е. выгоды от использ-я системы оценки превышают затраты на ее разработку и применение); правомочность (соответствие системы оценки трудовому законодательству); подготовка людей, проводящих оценку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 РЕФЕРАТЫ