Социальное страхование в России
Социальное страхование в России
Московский
государственный университет экономики статистики и информатики
МЭСИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: социальное
страхование в России
Выполнил:
Научный руководитель:
Рецензент:
Допущено
к защите
Зав.
кафедрой__________
«___»___________2004г.
Москва
2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 2
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты становления
системы социального страхования в России.. 5
1.1 Сущность социального страхования. 5
1.2. История развития социального страхования. 16
1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 29
Глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите
граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска) 41
Заключение.. 58
Список использованной литературы... 63
Приложения.. 67
Введение
Современная
рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения,
важнейшим звеном которой является социальное страхование.
Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность
в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и
социальной справедливости.
К
задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из
которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц,
не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального
обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Учитывая особую
важность социального страхования, его влияние на общественные процессы,
государство во многих странах создает системы обязательного государственного
социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов
в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения
страны.
В России обязательное государственное
социальное страхование представлено тремя внебюджетными фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского страхования;
• социального страхования.
В формировании и использовании этих фондов
есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют
принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности
очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений,
плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По
экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся
к внебюджетным фондам.
Актуальность данной темы, определяется тем, что в
условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является
социальное страхование. В период социально – экономических реформ, когда
сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным
образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области
социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи
принципиально важным является изучение теоретических основ социального
страхования, а так же концептуальных подходов к законодательной базе.
Степень
научной разработанности. Теоретической и методологической основой
исследования явились труды российских социологов и ученых, исследующих
проблемы по изучаемой теме:
В ходе
работы над темой использовался анализ статистических данных и научных
публикаций.
Предметом
исследования
Объектом
исследований является
механизм формирования системы государственного социального страхования, а так
же система социальной защиты населения.
Целью
данной работы определение места и роли социального страхования в
обществе как ведущего института социальной защиты.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать
основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить
динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться
с системой государственных внебюджетных фондов;
-определить
роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан на примере г.
Пятигорска.
Структура
данной работы следующая:
-введение;
-1 часть, в
которой рассматриваются общие положения социального страхования, его
теоретические и методологические основы, история социального страхования в
России, а также система государственных внебюджетных фондов;
-2 часть, в
ней раскрываются особенности работы Государственного учреждения – Управления
ПФР по г. Пятигорску в связи с проводимой пенсионной реформой;
-
заключение;
-
приложения.
Научная
и практическая значимость работы состоит в том, что сделанные выводы и
предложения позволяют расширить степень исследований. Некоторые материалы могут
быть использованы для проведения семинаров по проблемам социального
страхования.
Поворот
в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному
потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной
политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но
исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в
соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной
рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и
нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года,
которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со
ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются
государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность»[1].
Признавая
право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно
возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для
осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию
демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что
социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано
защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом
социальная работа определяется «социальной политикой государства как
определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития
общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных
условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей»[2].
Государственное
социальное страхование - государственная система материального обеспечения
граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты
трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.
Государственное
социальное страхование находится в ведении органов законодательной и
исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную
часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему,
устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по
принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых
гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью
нуждаемости.
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ
различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных
социальных пособий.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики
государства, основа организации социальной защиты населения.
Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически
активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности,
на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное
социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами
права система материального обеспечения работников в старости в случае
временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или
потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей[3]. Государственное социальное страхование
осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов
работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из
федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Коллективное
(страхование, организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное (основанное на взаимодействии
государства и профсоюзов).
Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной
защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века
вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед
работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является
Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и
самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по
безработице.
Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках
социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным
решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании
на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды
страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и
свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и
уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две
трети суммы взносов, соответственно.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При
муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай
безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из
работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе
было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев
уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на
70 дней в течение года.
В
России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с
развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные
кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из
представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась
компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г.
законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование
работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916
г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов[4].
Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система
социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение,
осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство
самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких
размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.
Коллективное
социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако
его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом,
отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования
образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от
государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями,
форма которых устанавливается государственным социальным законодательством.
Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые
организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на
этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного
страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется
либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами
самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.
Распределение фондов коллективного страхования происходит на основе принципа
субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с
учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд.
Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а
также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут
устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны
уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на
добровольных началах или не страховаться вовсе.
Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в
целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия
социальных рисков. Условия государственного социального страхования
устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный
характер. Управление фондами государственного социального страхования
осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями,
создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.
Особенности социального страхования
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной
защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от
возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не
зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует
систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер,
направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального
и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных
законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их
безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности,
болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления
старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного
лечения и наступления других установленных законодательством социальных
страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
устойчивость
обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности
страхового обеспечения и страховых взносов;
всеобщий
обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных
лиц реализации страховых гарантий;
государственная
гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых
рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию
независимо от финансового положения страховщика;
государственное
регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность
участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах
управления системы обязательного социального страхования;
обязательность
уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов
обязательного социального страхования;
ответственность
за целевое использование средств обязательного социального страхования;
обеспечение
надзора и общественного контроля;
автономность
финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи -
работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также
граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных
видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы,
являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать
страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав
застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении
страховых случаев.
Застрахованные
лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без
гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно
обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают
отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
·
необходимость
получения медицинской помощи;
·
временная
нетрудоспособность;
·
трудовое увечье и
профессиональное заболевание:
·
материнство;
·
инвалидность;
·
наступление старости;
·
потеря кормильца;
·
признание
безработным;
·
смерть
застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на
его иждивении.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
-у
страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования
с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с
момента их регистрации страховщиком;
-у
страховщика — с момента регистрации страхователя;
-у
застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с
момента заключения трудового договора с работодателем;
-у лиц,
самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан с момента
уплаты ими или за них страховых взносов.
Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального
страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики,
создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о
конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного
социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики
осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального
страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального
страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они
не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования
изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного
социального страхования:
-
страховые взносы:
-
дотации, другие средства федерального
бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
-
штрафные санкции и пени;
-
денежные средства, возмещаемые страховщикам
в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда
застрахованным лицам;
-
доходы от размещения временно свободных
денежных средств обязательного социального страхования;
-
другие поступления, не противоречащие
законодательству Российской Федерации.
Взносы
во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым
тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они
составляют:
в
Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям -
4%;
в
Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%
в
Пенсионный фонд - 28%
Ставка единого
социального налога равна 35,6 %
С 1 января
2005 года правительством планируется снизить ЕСН до 26 процентов, да еще и
сохранить регрессивную шкалу. Это означает, что ставку 26 процентов планируют
применять при годовом доходе работника до 300 тыс. рублей, а при доходах до 600
тыс. рублей и выше 600 тыс. рублей по-прежнему платить 10 процентов и 2
процента соответственно. Как отметил Сергей Шаталов, «правительственные задумки
по единому социальному налогу потребуют существенного пересмотра системы
обязательного медицинского и социального страхования, но на наш взгляд самое
главное, чтобы в целях реализации реформирования обязательного страхования не
пострадала гарантированность права застрахованного на обеспечение по
страхованию»[5].
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты
заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда,
начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные
федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются
Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного
страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного
социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В
частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и
пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других
расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах,
позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному
страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного
социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства
РФ.
До 1917 г. социальное
страхование в России отражало европейские тенденции, но
имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями
российской истории.
В развитии социального
страхования в России можно выделить несколько периодов:
1) XVII-XIX вв. возникновение и
развитие социального
страхования как общественного института;
2)
вторая половина XIX в. - 1917 г. - принятие страховых
законов и формирование обязательного социального
страхования и
его учреждений;
3) с
1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление
социального страхования в соответствии с
политической и
экономической ситуацией в стране;
4) начало
1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного
социального обеспечения, передача социального
страхования в ведение
профсоюзов;
5) с
начала 1990-х гг. - формирование системы социального
страхования адекватного требованиям
формирующейся рыночной
экономики.
Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится
ко второй половине XIX в., когда в России
стали образовываться эмеритальные
(пенсионные) кассы.
Эмеритальная касса - это организация, в которую человек вносил
деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.
Обязательное устройство страховых
касс в России восходит к 1861 г., когда был принят
Закон "О вспомогательных товариществах". Эти
кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников,
утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.
Наряду с городской и земской медициной во
второй половине XIX в. уже существовала
фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее
значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866
г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать
рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г.,
устанавливающий ответственность работодателей при
несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость
компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть
в промышленных заведениях. Основанием права на вознаграждение
пострадавших от несчастных случаев на производстве являлось
понятие профессионального риска. Фабрично-заводская медицина
полностью зависела от владельцев фабрик и заводов. Врачи получали
жалованье от заводоуправления и должны были информировать
предпринимателей о состоянии здоровья рабочих.
Наряду с развитием фабрично-заводской
медицины во второй половине XIX в.
в России как и в других странах Европы, получает развитие
общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих,
основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые
проекты государственного социального страхования
рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального
страхования.
В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов:
"Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих";
"Об утверждении Совета по делам страхования рабочих"; "Об обеспечении рабочих на случай болезни"; "О
страховании рабочих от несчастных случаев на
производстве". Общее руководство социальным страхованием в стране
осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и
промышленности. В губерниях и крупных городах
учреждались страховые присутствия, наблюдавшие
за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись
больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч
страховых касс и около 10 товариществ.
Органом проведения
страхования на случай болезни по закону являлась больничная касса, учреждаемая на
каждом предприятии с числом рабочих не
менее 200. Мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием, это было правление и высший
исполнительный орган. Общее собрание
состояло из представителей рабочих и работодателей. Последним принадлежало 2/3 от числа голосов
представителей рабочих. В правлении
больничной кассы владелец предприятия имел на, один голос меньше, чем представители рабочих.
Средства больничных касс состояли из взносов
рабочих и предпринимателей. При этом, в соответствии с
законом, взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей.
Размер взносов устанавливался общим собранием
больничной кассы.
Основной функцией
больничной кассы была выдача пособий в случае болезни,
увечья, родов и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности
обычно выдавалось с 4-го дня заболевания, но не более
26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/2 до 1/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка. Размер пособий устанавливался общим собранием больничной кассы, которое могло принять решение о выплате пособия с первого дня нетрудоспособности.
При увечье срок выдачи пособия был меньше 13 недель.
По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами,
осуществляющими страхование от несчастных случаев.
Пособия при родах выдавались только тем работницам, которые
проработали на предприятии из менее трех месяцев, в течение
двух недель до и четырех недель после родов - в размере 1/2 полного заработка.
Наряду с помощью самим
застрахованным по решению общих собраний больничных касс
можно было оказывать помощь членам семей. При этом максимальные
расходы на все виды помощи последним не должны были
превышать 2/3 доходов кассы.
Амбулаторное лечение и
первая помощь при несчастных случаях участникам больничных касс по закону
должны были обеспечиваться за счет предпринимателя, а стационарная помощь и
родовспоможение - на общем основании. Помощь
оказывалась при заболевании с утратой
трудоспособности в течение четырех месяцев, после чего участник кассы мог получать пособие еще в течение
двух месяцев.
Врачебная помощь членам семей участников
больничных касс за счет владельцев не оказывалась, но больничные кассы в
пределах 2/3 средств имели право организовывать для них
лечебницы, чем они активно пользовались. Первая кассовая
лечебница была создана в России в 1914 г. при тульских заводах. У каждого участника больничной кассы имелось удостоверение, в котором перечислялись все члены семьи,
находящиеся на его иждивении. Врачи кассовых лечебниц
могли работать как семейные врачи.
По закону 1912 г. больничные кассы
подчинялись губернским страховым присутствиям, которые
возглавлялись губернатором или градоначальником и состояли
из 15 человек: 2 представителя рабочих, региональные
представители предпринимателей и чиновников. Страховые присутствия
подчинялись Российскому страховому совету, в состав которого входил 21 человек:
5 представителей рабочих, остальные представители
предпринимателей и чиновников.
Вокруг страховых законов 1912 г. развернулась
острая политическая борьба, в которой принимали активное участие различные
политические партии и сами рабочие. Важнейшие требования
рабочих в области социального страхования и охраны здоровья
были сформулированы в докладе Н.А.Семашко в январе 1912 г. Эта программа имела решающее значение для
создания в 1917 г. системы охраны
здоровья, которая получила название "рабочая страховая медицина".
30 октября 1917
г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд
декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917г.
– «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября – «О страховых
присутствиях и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай
безработицы»; 22 декабря – «О страховании на случай болезни».
В соответствии с
декретами началось создание рабочей страховой медицины. Больничные кассы
развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система
лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную медицинскую
помощь. Рабочая страховая медицина была относительно самостоятельна,
контролировалась лишь Народным комиссариатом труда в плане соблюдения законов,
декретов, постановлений. Создание в июле 1918 г. Народного комиссариата
здравоохранения привело к существованию двух параллельных систем
здравоохранения: рабочей страховой медицины, подчиненной Народному комиссариату
труда, и советской медицины, созданной на основе земской и городской медицины и
подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. В связи с этим было принято
решение об объединении страховой медицины с общегосударственной: 18 февраля
1919г. Совет Народных Комиссаров принял постановление "О передаче всей
лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату
здравоохранения". Рабочая страховая медицина была ликвидирована и
утверждена единая советская медицина. Одновременно проходила реформа всей
системы социального страхования, которая заменялась государственной системой
социального обеспечения. В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято
Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все
страховые органы ликвидировались.
Возрождение
социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой
экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности
на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию.
Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы
работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального
страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие
виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и
лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам
страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например,
этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую
включались все виды выплат.
Для
государственных учреждений взнос был меньше, он составлял на все виды
социального страхования 12% от фонда оплаты труда. Для государственных
промышленных предприятий взнос на все виды страхования составлял 16% от фонда
оплаты труда. Были установлены страховые тарифы трех видов: нормальный,
временный и льготный, что позволяло учитывать в системе социального страхования
интересы государства и реальное экономическое положение отдельных предприятий.
Кроме того, с помощью прогрессивных тарифов, на 25% превышающих нормальные, и
льготных тарифов, на 25% ниже нормальных, стимулировалась работа по улучшению
условий труда, уменьшению опасности и вредности производства.
Установленные
законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам
здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным
органам - для улучшения медицинской помощи застрахованным. Страховые взносы в
1925 г. давали 1/3 средств, необходимых для медицинского обслуживания
застрахованных.
После окончания
периода нэпа отдельные элементы медицинского страхования продолжали
существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых
средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды
профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом
в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального
обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР
было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет
государственного социального страхования был консолидирован в государственный
бюджет.
Страницы: 1, 2, 3
|