Социальное страхование в России
Данная система
социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с
начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и
интеграции в государственный бюджет.
Финансы
социального обеспечения и социального страхования включали: государственный
бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального
страхования; Союзный фонд социального обеспечения колхозников; Союзный фонд
социального страхования колхозников; социальные фонды государственных
предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах
социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла
95%.
Недостатками
этой системы были отсутствие четкой специализации и
перекрестное финансирование между фондами.
Например, в 80-х
гг. в доходах Государственного фонда социального страхования страны доля
страховых взносов предприятий составляла 38%, субсидий из союзного бюджета -
61%. Около 70% общих расходов этого
фонда направлялось на выплату пенсий, 30% - на выплату социальных пособий и другие нужды. Кроме того, распределение средств Фонда социального страхования по
различным направлениям, исключая
выплату пенсий, находилось в компетенции профсоюзов.
Управление системой социального обеспечения и
страхования было сложным и
бюрократизированным. Оно включало, кроме союзного парламента и правительства, союзный Комитет по труду и социальным вопросам, министерства социального
обеспечения союзных республик,
союзный и республиканские Советы социального обеспечения колхозников, профсоюзы и органы местного самоуправления в области социального обеспечения.
В течение последних 30 лет в
бывшем Советском Союзе численность и доля населения,
получающего пенсии и социальные пособия, постоянно
увеличивалась - с 10,1% в 1960 г. до 16,9 в 1970 г. и 18,8% в 1980 г.,
достигнув 20,4% в 1987 г. Это явилось причиной роста доли
расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны:
с 6,8% в 1960 г. до 7,9 в 1970 г., 10,1 в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. Потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4%) в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. Уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их
рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных
рисков.
Таким образом, в плановой
экономической системе социальное страхование существовало в
качестве подчиненного элемента государственной системы социального обеспечения,
зависимого от общего состояния бюджета страны.
С ростом дефицита государственного
бюджета, который достиг в 1991 г. 20% валового национального продукта, старая система социального обеспечения и страхования не могла уже существовать.
Либерализация цен в 1992 г., кризис
системы государственного здравоохранения (с общими расходами менее 3,0% в ВВП) и развитие рынка труда
с появлением безработицы потребовали
радикальной реформы системы социального обеспечения и страхования в России.
Социально-экономические
условия реформы. Переход Российской Федерации от "государственного
социализма" к рыночной экономике начался в сложных условиях.
Дезинтеграция бывшего Советского Союза в
1991 г. повлекла за собой разрыв экономических связей между бывшими республиками, и рост иммиграции из новых государств в Россию.
Системный экономический и политический
кризис, проявился в сокращении производства (более чем на
50% за 1991-1995 гг.), инфляции и снижении жизненного уровня
населения (на 50% за 1991-1995 гг.). Политическая ситуация в России
характеризовалась нестабильностью, острой
борьбой между законодательной и исполнительной
властью. Серьезную опасность несут сепаратистские тенденции, которые
дают о себе знать в отдельных регионах.
Не преодолены кризис неплатежеспособности
российских предприятий и бюджетный кризис, В середине
1995 г. объем неплатежей промышленности достиг 250 трлн.
руб., или 6% валового внутреннего продукта. Дефицит федерального бюджета в
1992-1993 гг., составлял более 20%, в 1994 г. - 10,4%, в 1995 г. - около 8%
валового внутреннего продукта. Общий дефицит финансового
баланса Российской Федерации (включая госбюджет и
государственные внебюджетные фонды) достиг 9,9% валового внутреннего продукта в
1994 г. и около 7,3% валового внутреннего продукта в 1995
г. Финансовый кризис в промышленности и на кредитном рынке,
бюджетный дефицит и рост государственного долга вызывают финансовые
проблемы в социальной сфере. Начиная с 1992 г. уровень финансирования
социальной сферы из государственного бюджета составляет
от 40 до 70% от потребностей.
Продолжается социально-демографический
кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности.
Численность населения России в 1993 г. в сравнении с 1992
г. сократилась на 300 тыс. человек в 1994 г. - на 920 тыс.
человек, в 1995 г. - на 435 тыс. человек. Средняя продолжительность
жизни в России сократилась с 69,2 лет в 1990 г. до 69,0
лет в 1991 г., 67,9 лет в 1992 г., с 66 лет в 1993 г. до 64-х в
1994-1995 гг. Уровень смертности возрос до 15,6 промилле в 199? г.
Либерализация цен в 1992 г.
вызвала открытую инфляцию с высоким ростом уровня потребительских цен. В
результате реальные доходы большинства населения сократились,
и только 10% граждан живут сегодня лучше прежнего. Более 1/3
населения живет за чертой бедности, 10% - за чертой
нищеты (физиологического минимума). Неблагоприятная
санитарно-эпидемиологическая обстановка вызвала рост
инфекционной заболеваемости (дизентерия, туберкулез, дифтерия, тиф, сифилис). Впервые за последние 25 лет в России имели место эпидемии дифтерии и холеры. Переход к рыночной экономике в условиях спада производства и структурных реформ вызвал появление открытой безработицы место "всеобщей занятости" в условиях "государственного социализма".
Проблемы безработицы становятся все более
актуальными. В 1991 г. было
зарегистрировано 62 тыс. безработных, в 1992 г.
578 тыс., в 1993 г. - 836 тыс., в 1994 г. - 1,7 млн., в
1995 г. - 2,4 млн.
человек. Но реальный уровень безработицы гораздо выше: в
1992 г. -
3,6 млн., в 1993 г. - 4,1 млн. человек. К концу 1994 г.
уровень полной
безработицы достиг 5.3 млн. человек, или 7,3% активного
населения, к
началу 1996 г. - 6,5 млн. человек. В некоторых регионах
России уровень
безработицы составляет более 15%. Кроме
того, частичная
безработица возросла к концу 1994 г. до 5 млн. человек[6].
Положение на российском рынке труда
усложняется из-за массовой иммиграции из бывших союзных
республик. В течение 1993-1996 гг. число вынужденных иммигрантов в Российскую
Федерацию составило 4,4 млн. человек. Таким образом,
экономические и социально-политические условия осуществления рыночных реформ неблагоприятны.
Главные задачи включают, помимо достижения
экономической стабилизации, сокращение уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимость установления социального мира и стабильности в стране на основе создания новой системы социальной защиты населения при обеспечении минимальных социальных гарантий всем гражданам.
Социальная политика России в переходный период.
Наиболее сложная задача - нахождение оптимального
сочетания экономической и социальной политики.
Либеральная политика Правительства РФ в 1992 г. вызвала массовую нищету населения и деградацию социальной сферы, рост забастовочного движения и обострение политической борьбы. В конце 1992 г. социальные министерства Российской Федерации разработали "Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992-1993 гг.".
Важнейшие принципы социальной политики включают: всеобщность в сочетании с дифференцированным
подходом к различным группам
населения; активный и адресный характер; динамизм и гибкость; социальное партнерство; разграничение компетенций между федеральными, региональными
органами власти и местным
самоуправлением; использование научно обоснованных
социальных нормативов.
Главные направления социальной политики: формирование
системы социальной защиты населения, в том числе
создание минимальных социальных гарантий (зарплата,
пенсии, социальные пособия и услуги); реформирование
социального обеспечения на принципах социального
страхования и социальной помощи; формирование трехуровневой
пенсионной системы (государственная социальная пенсия,
государственная трудовая пенсия и частная пенсия);
реформирование государственного социального страхования на принципах единства в обеспечении минимальных страховых социальных гарантий, дополняемых негосударственным социальным
страхованием. В области занятости были сформулированы задачи осуществления активной политики занятости в переходный период. В области здравоохранения давалось направление на сочетание мер
социальной профилактики с переходом к медицинскому страхованию граждан России.
Реализация "Основных принципов и
направлений социальной политики..." предполагала разработку целевых
социальных программ: поддержки занятости, социального
страхования, здравоохранения, социальной помощи и др.
В 1993 г. была утверждена программа
"Развитие реформ, и стабилизация российской
экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ
социальной защиты населения данная программа ставила следующие
задачи:
·
ускорение формирования
законодательства в области социальной защиты населения;
·
улучшение соотношения между уровнем пенсий,
социальных пособий и прожиточного минимума;
· реализация
пенсионной реформы для повышения эффективности пенсионного
обеспечения;
· формирование региональных
систем образования и переподготовки безработных граждан в структуре федеральной
службы занятости;
·
разграничение между, видами социальной
помощи: отделение
тех, которые связаны с бедностью, от других: введение
единого пособия по малообеспеченности вместо ряда
социальных выплат;
·
определение и законодательное установление
объема социальных услуг, гарантируемого государством населению на бесплатной и льготной основе.
В области здравоохранения: улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в
стране, обеспечение населения и
медицинских учреждений медикаментами по доступным ценам, приоритет финансирования программ
социальной и медицинской
профилактики.
Переход к обязательному медицинскому
страхованию планировался в программе в течение двух-трех
лет, по мере готовности регионов.
Социальная политика в Российской Федерации,
помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия
новой Конституции. Российский
парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях,
КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ,
Основы законодательства РФ в области здравоохранения,
культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения
РФ, о медицинском страховании граждан
в РФ, о социальной защите инвалидов,
о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.
Вопросы социальной политики
являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов.
Важнейшая цель государственной социальной политики -
стабилизация жизненного уровня российских граждан.
Общий объем государственных социальных расходов
(бюджетных и внебюджетных) в 1994 г. составлял
18% ВВП.
Формирование современной
системы социального страхования в России включает создание государственных
внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных
рисков.
Они обеспечивают защиту конституционных
социальных прав граждан в условиях
рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от
22 декабря 1990 г. в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.
ПФР обеспечивает:
§
аккумуляцию страховых взносов и
финансирование расходов,
предусмотренных Положением о нем;
§
контроль за своевременным и полным
поступлением в ПФР
страховых взносов, за правильным и рациональным
расходованием его
средств;
§
международное сотрудничество по вопросам,
относящимся к
компетенции ПФР;
§
проведение научно-исследовательской
работы в области государственного пенсионного страхования.
ПФР может принимать участие
в финансировании программ социальной защиты пожилых и
нетрудоспособных граждан.
Средства ПФР направляются на:
• выплату
государственных пенсий;
• выплату
пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
• оказание
материальной помощи престарелым и
нетрудоспособным гражданам;
• обеспечение
деятельности ПФР.
В России осуществляется
постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной,
суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности
осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время
используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой
деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых
ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется
по установленным государством тарифам и нормативам.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
Закон "О медицинском страховании
граждан
в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и
направлен на повышение
ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с
1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного
социального страхования и реализуется
посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и
региональных).
Согласно
закону, граждане России имеют право на:
•
выбор страховой медицинской организации,
свободный выбор
медицинского учреждения и врача;
•
медицинскую помощь на всей территории России;
•
предъявление иска страхователю, страховщику
и медицинскому
учреждению на возмещение ущерба пациенту.
Для
выполнения задач по обязательному медицинскому
страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Средства ФОМС направляются
на:
·
финансирование
ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;
·
осуществление
финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;
·
выравнивание
ресурсов городов, районов для проведения ОМС;
·
направление
финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;
·
создание
финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;
·
текущее
содержание.
Фонд социального
страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Основные задачи фонда:
·
обеспечение гражданам государственных
пособий, санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников и членов их
семей;
·
участие в разработке и реализации
государственных программ
охраны здоровья работников;
·
осуществление мер, обеспечивающих финансовую
устойчивость
фонда;
·
разработка предложений о размерах тарифа
страховых взносов;
·
подготовка и повышение квалификации
специалистов системы
государственного социального страхования;
·
сотрудничество с аналогичными фондами других
государств и
международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства ФСС направляются на:
·
выплату
пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам,
вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при
усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора
лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости
гарантированного перечня ритуальных услуг;
·
оплату
дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с
детства до достижения им возраста 18 лет;
·
оплату
путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
·
частичное
содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
·
частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
·
частичное
содержание детско - юношеских спортивных школ;
·
оплату
проезда к месту лечения и обратно;
·
создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
·
обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
·
проведение
научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны
труда;
·
участие в
финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального
страхования.
В
соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному
пенсионному обеспечению:
пенсия за
выслугу лет;
пенсия по
старости;
пенсия по
инвалидности;
социальная
пенсия.
По
старости. Право на трудовую
пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины,
достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет
страхового стажа.
Размер базовой
части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.
Сумма базовой
части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660
рублей в месяц.
Размер трудовой пенсии
по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.
По
инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления
инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III,
II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Размер базовой части
трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения
способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:
1) при III степени - 900 рублей в месяц;
2) при II степени - 450 рублей в месяц;
3) при I степени - 225 рублей в месяц.
Сумма базовой части и
страховой части трудовой пенсии по инвалидности не может быть менее 660 рублей
в месяц. Размер
трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.
По случаю
потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют
нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия
назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего
кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье
умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в
установленном порядке.
Размер базовой части
трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым
сиротам) - 450 рублей в месяц (на каждого ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 225 рублей в месяц
(на каждого члена семьи).
Размер трудовой пенсии
по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Размер трудовой пенсии по
случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей в месяц.
Пенсия за
выслугу лет. Пенсию
за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с
повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические
работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают
пенсию за выслугу лет по специальному закону.
Пособие по
временной нетрудоспособности. В 2004 году работнику, который в последние 12 календарных
месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически менее трех
месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не
превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда,
установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в
установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, -
минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
В настоящее время размер пособия
установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа:
· до 5 лет – 60 процентов
заработка;
· от 5 до 8 лет – 80 процентов
заработка;
· от 8 лет и свыше – 100
процентов фактического заработка, но не более 11.700 рублей.
Пособие по
временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве или
профессиональных заболеваниях выплачивается в размере 100% средней
заработной платы без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При
этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.
Пособие
при рождении ребенка. Единовременное пособие при
рождении ребенка установлено с 1 января 2002 года в размере 4500 рублей. В
случае рождения двух и более детей единовременное пособие выдается на каждого
ребенка.
Пособие по беременности и родам. В 2004 году пособие по беременности и
родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за
последние 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению отпуска по
беременности и родам, в размере 100% среднего заработка.
Размер пособия по
беременности и родам не может превышать 11.700 рублей.
Оплата
дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами
и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Статьей 262 Трудового
кодекса РФ предусмотрено предоставление работнику четырех дополнительных
оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами
и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Оплата
каждого дополнительного выходного дня производится
в размере дневного заработка.
Единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки
беременности (до 12 недель) С 1 января 2002 года размер данного пособия
устанавливается в твердых суммах – 300 рублей.
Пособие на
период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет. С 1 января 2002 года размер
пособия установлен в твердых суммах – 500 рублей в месяц.
Ежемесячные
пособия на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах - до окончания
учебного заведения)-70 рублей.
Пособие на
погребение. установлено
в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1
января 2001 года размер пособия установлен в твердых суммах – 1000 рублей.
Право на
социальную пенсию имеют
постоянно проживающие в Российской Федерации:
инвалиды,
имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в
том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;
дети-инвалиды;
дети в
возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей
одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;
граждане из
числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет
(соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;
граждане,
достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие
права на трудовую пенсию.
Социальная
пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно
мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой
работы.
Социальная
пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
1) гражданам
из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет
(соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности
к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям
в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100 процентов размера
базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших
возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры
социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой
деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной
пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут
быть менее 470 рублей в месяц;
2) инвалидам
с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II
степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III
степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих
родителей, и детям умершей одинокой матери - 100 процентов размера базовой
части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1
статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации";
3)
инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, -
85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной
Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для
граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но
не менее 400 рублей в месяц.
Размеры
пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном
отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих
в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР
или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены
районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением
соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в
указанных районах (местностях). При этом, если установлены разные коэффициенты,
применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников
непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на
новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета
районного коэффициента.
Социальное страхование является формой социальной защиты
экономически активного населения от различных рисков, связанных с
потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности
возмещения ущерба. Особенностью социального страхования
является его финансирование из специальных внебюджетных
фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при
поддержке государства.
Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых
выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.
Понятие
социального страхования охватывает различные
формы (государственного, или обязательного,
и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода
социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.
Особенность социальных рисков состоит в
крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий
для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости,
преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе
социального страхования
выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.
Организация
социального страхования в рыночной экономике базируется
на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и
наемных работников; компенсация
потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и
рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования -
страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической
эффективности и социальной
справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.
С развитием общества место и роль социального страхования
значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения
обязательным социальным страхованием, переходом страны от
государственного социального обеспечения к современной системе
социальной защиты населения, развитием демократии и усилением
социальной защиты важнейших прав человека, расширением
программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и
стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости
и ростом реальных доходов населения.
Пенсионное
обеспечение в условиях рыночных преобразований и кризиса экономики становится
важной социальной гарантией для человека. Пенсионное законодательство
преломляется в условиях района, выходя на нужды конкретного человека с его
характеристиками. Специфика пенсионного обслуживания в отдельных территориях
зависит от социально-экономических и климатических условий проживания,
демографии, народнохозяйственных функций, отраслей спецификации, миграционных
потоков и т.д.
Социальная
значимость пенсионного обеспечения г. Пятигорска определяется тем, что оно
затрагивает жизненные интересы 25% населения города.
По статистическим
данным наличное население города на начало 2003 года составило 183400 человек,
на одного пенсионера города приходится 0,6 работающих, в то время, как в
недалеком прошлом этот показатель равнялся 2 и более. При устойчивой тенденции
роста естественной убыли численность населения обеспечивается только
миграцией.
Нестабильная
социально-экономическая обстановка в различных регионах Российской Федерации, в
том числе военные действия в Чеченской республике и республиках бывшего СССР,
повлекли за собой поток вынужденных переселенцев и беженцев.
На 1 января 2003
года в Государственном учреждении – Управлении ПФР по г. Пятигорску (далее ГУ
УПФ РФ) зарегистрировано и находится на обслуживании 46209 граждан, из которых
получают трудовые пенсии:
-
по
возрасту – 41083 человека;
-
по
инвалидности – 5044 человека;
-
по случаю
потери кормильца – 1913 человек;
-
за
выслугу лет – 675 человек.
Получателями
социальных пенсий являются 2150 человек.
Пенсионеры –
военнослужащие 170 человек.
Из общего количества пенсионеров женщины
составляют 29633 человек или 65%.
На учете
в управлении состоит 2604 участника Великой Отечественной войны, из них –
инвалидов ВОВ – 698 человек, вдов участников ВОВ – 260 человек, инвалидов
участников ликвидации Чернобыльской катастрофы – 20 человек, Героев
Социалистического труда – 2 человека.
По состоянию на 1
января 2003 г. в ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску состоит на учете 45623 получателей
пенсий. В системе персонифицированного учета зарегистрировано на отчетную дату
132796 человек.
По состоянию на
1 января 2003 г. состоит на учете 12880 плательщиков единого социального
налога, в том числе:
5661- юридических
лиц;
7219-
индивидуальных предпринимателей
В течение 2002 г.
зарегистрировано плательщиков – 2067, в том числе:
893- юридических
лиц;
1174-
индивидуальных предпринимателей
За тот же период
снято с учета 5100 плательщиков, в том числе:
1344- юридических
лиц;
3756-
индивидуальных предпринимателей.
В течение года
рассмотрено 13129 заявлений о назначении и перераспределении пенсии, в том
числе:
- вновь назначено
2651 пенсий
- произведено
9062 перерасчета.
За 2002 г.
произведено 1305 документарных проверок с выходом по юридическому адресу
предприятия, в результате документарных проверок выявлено, что по 763 гражданам
представлены недостоверные сведения для назначения или перерасчета пенсии,
кроме того, произведено 90 документарных проверок на предприятиях города на
предмет обоснованности включения работы в льготный стаж, где проверено 309
профессий.
В связи с
проводимой пенсионной реформой было принято на устном приеме 48130 человек. Это
обязало в Управлении и на консультационных пунктах организовать ежедневный
прием граждан, а также прием граждан дежурным специалистом в субботу в здании
Управления. Специалистами Управления проводилась большая разъяснительная работа
через средства массовой информации:
1. В газете
«Пятигорская правда» опубликовано 25 статей, в газете «Бизнес КМВ» - 3 статьи,
в которых разъяснялись условия назначения пенсий по новому пенсионному
законодательству, разъяснялся порядок определения права на повышение пенсии
лицам, пострадавшим от политических репрессий, об информационном обмене с
застрахованными лицами, об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии, об определении расчетного пенсионного
капитала индивидуальных предпринимателей и лиц в найме у предпринимателей.
2. За год было 13
выступлений на радио «Провинция», 5 выступлений по телевидению. В основном
освещались вопросы разъяснения проводимой пенсионной реформы, ряд дополнений и
разъяснений, внесенных в закон № 27 -ФЗ от 01.04.1996 г., о
федеральном законе №167 – ФЗ от 15.12.2001 г.
3. В Управлении
работает «телефон горячей линии». В течение года респондентами задано 324
вопроса, касающихся повышения пенсий, их перерасчета по новому
законодательству, повышения пенсий «северянам», инвалидам и др.
В
течение декабря 2002 г. специалистами Управления проводилась большая
подготовительная работа для приема индивидуальных сведений застрахованных лиц
от работодателей. За месяц проведен 21 семинар, где присутствовало 1587
представителей от работодателей.
Страницы: 1, 2, 3
|