Специфика работы российских предприятий с векселями
Участвуя в
подобных операциях необходимо знать тонкости международного обращения векселя,
например, при взаимоотношениях учитывать принадлежность фирмы к стране, поскольку
как уже отмечалось в п.1.1. в мире придерживаются: ЕВЗ либо английского закона,
имеющего некоторые особенности. Так например по английскому праву [13] переводной вексель должен содержать: безусловный приказ уплатить
определенную денежную сумму, срок платежа, наименование плательщика,
наименование получателя или указание на то, что вексель оплачивается
предъявителю , подпись векселедателя-трассанта. Т.о., в отличие от ЕВЗ п.1.3.
английское право допускает отсутствие вексельной метки, даты, места выставления
векселя или места платежа, но во внешнеторговых отношениях требует указание
контракта.
2.3. Вексельное право в России (понятия, нормы и
положения)
В общем
понимании Вексель- это вид ценной бумаги, абстрактное денежное
обязательство строго установленной законом формы. Является безусловным и
бесспорным долговым документом.
Различают два
вида векселя: простой и переводный [1].
Простой
вексель- ничем не обусловленное обязательство лица, его выдавшего, об
уплате означенной суммы денег по требованию или в определенный срок
поименованному в векселе лицу или его приказу (т.е. другому указанному им лицу)
(см. Приложения 10 и др.). В процессе вексельного обращения к векселедателю и
акцептанту могут присоединиться и другие лица, например, индоссанты, передающие
векселя по индоссаменту, и авалисты. Как уже указано в п.1.1. вексельное
законодательство большинства стран основано на Женевской вексельной конвенции
1930г., к которой в свое время присоединился и СССР [1].
Согласно ФЗ "О переводном и простом векселе" от 21 февраля 1997г.[2]
в РФ вексельное обращение регулируется Положением о переводном
и простом векселе [1], введенном в действие Постановлением
Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7
августа 1937 г. (СЗ СССР, 1937 г., № 52, ст. 221).
Переводный
вексель определяют как выписанный в установленной форме документ,
который заключает в себе ничем не обусловленное предложение одной стороны,
векселедателя (трассанта), другой стороне, плательщику (трассату), уплатить в
указанный срок определенную денежную сумму третьей стороне, векселедержателю
(ремитенту). Иногда слово "предложение" заменяют словом
"приказ".
По переводному и
простому векселю вправе обязываться граждане Российской Федерации и юридические
лица Российской Федерации. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
городские, сельские поселения и другие муниципальные образования имеют право
обязываться по переводному и простому векселю только в случаях, специально
предусмотренных федеральным законом. Переводной и простой вексель должен быть
составлен только на бумаге (бумажном носителе).
Положение о
переводном и простом векселе не дает нам легального определения векселя.
Разработчики Конвенции, устанавливающей Единообразный закон о переводном и простом
векселе 1930 года не пришли к единому мнению по поводу определения векселя.
Часть первая Гражданского кодекса РФ называет виды ценных бумаг в статье 143,
но не дает определения им.
Легальное
определение векселя содержится в статье 815 Гражданского кодекса РФ . Часть первая этой статьи гласит: "В
случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель,
удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой
вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель)
выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы
денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются законом о переводном и
простом векселе".
Вексель можно
рассматривать в двух аспектах:
1) вексель как ценная
бумага;
2) вексель как воплощение
обязательства.
Вексель как ценная бумага.
Определение ценной бумаги
содержится в статье 142 Гражданского кодекса РФ. Часть первая этой статьи
гласит: "Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением
установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права,
осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении".
Из этого определения следует, что ценная бумага представляет собой:
- Во-первых,
документ, имеющий строго определенную форму и обязательные реквизиты. Форма
ценной бумаги и необходимые реквизиты определяются законом. Ценная бумага
обычно выполняется на бумажном носителе (для этих целей могут использоваться
специальные бланки с различными степенями защиты от подделок). Что касается
векселя, то он должен быть безусловно выполнен в письменной форме. Обязательные
реквизиты векселя перечислены в пунктах 1 и 75 Положения о переводном и простом
векселе:
1. Переводный вексель
должен содержать:
1) наименование
"вексель", включенное в самый текст документа и выраженное на том
языке, на котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не
обусловленное предложение уплатить определенную сумму;
3) наименование того, кто
должен платить (плательщика);
4) указание срока платежа;
5) указание места, в котором
должен быть совершен платеж;
6) наименование того, кому
или приказу кого платеж должен быть совершен;
7) указание даты и места
составления векселя;
8) подпись того, кто выдает
вексель (векселедателя).
75. Простой вексель
содержит:
1) наименование
"вексель", включенное в самый текст и выраженное на том языке, на
котором этот документ составлен;
2) простое и ничем не
обусловленное обещание уплатить определенную сумму;
3) указание срока платежа;
4) указание места, в котором
должен быть совершен платеж;
5) наименование того, кому
или приказу кого платеж должен быть совершен;
6) указание даты и места
составления векселя;
7) подпись того, кто выдает
документ (векселедателя).
- Во-вторых,
ценная бумага удостоверяет определенное имущественное право, например, право на
получение денежной суммы, право на получение имущества и т.п.
Виды прав,
которые удостоверяются ценными бумагами, определяются законом либо в установленном
им порядке. Это связано с тем, что отдельные ценные бумаги могут удостоверять
только определенные виды прав так, например, вексель может удостоверять
право на денежную сумму, но не может это делать в отношении права на получение
каких-либо вещей. Хотя истории вексельного права известны векселя с
товарным содержанием. Например, итальянский Торговый кодекс 1882 г. допускал
l’ordine in derrate - вексель, выражающий обязательство выдать известное
количество сельскохозяйственных продуктов. В настоящее время ни
континентальное, ни англо-американское вексельное право не допускает выдачи
товарных векселей.
- В-третьих,
имущественные права, удостоверенные ценной бумагой, можно осуществить или
передать только при предъявлении подлинника документа. К тому же с передачей
ценной бумаги переходят все удостоверенные ею права в совокупности. В этом мы
видим проявление двойственной природы ценных бумаг, так как можно говорить о
правах на ценную бумагу и правах из ценной бумаги. Право на ценную бумагу -это
право собственности или иное вещное право, а право из ценной бумаги -это чаще
право обязательственное. Что касается векселя, то право на вексель-это право
собственности или иное вещное право, а право из векселя- это всегда право
обязательственное. Между правами на ценную бумагу и правами из ценной бумаги
существует тесная и неразрывная связь. Для того, чтобы осуществить права,
воплощенные в ценной бумаге, необходимо использовать саму ценную бумагу.
Вексель как
воплощение обязательства.
Вексельное обязательство
можно охарактеризовать как обязательство одностороннее, абстрактное, формальное
и создаваемое односторонним волеизъявлением векселедателя. Обязательства, как и
другие гражданские правоотношения, возникают на основе определенных юридических
фактов. Эти факты принято называть основаниями возникновения обязательств.
Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве оснований возникновения
обязательств называет договоры, односторонние сделки, административные акты,
события и т.д. (статьи 8 ГК РФ). Я разделяю позицию, в соответствии с которой
основанием возникновения вексельного обязательства является односторонняя
сделка. Существуют и другие мнения по этому вопросу. Причем следует заменить,
что в качестве односторонней сделки мы рассматриваем составление векселя, иными
словами вексель, в соответствии с высказанной точкой зрения, есть сделка. А сделка
в свою очередь есть один из видов юридических фактов. Следовательно, в
высказывании о том, что вексель может быть рассматриваем в двух аспектах: как
ценная бумага и как воплощение обязательства, можно внести коррективы. Таким
образом, вексель можно рассматривать, во-первых, как ценную бумагу, во-вторых,
как воплощение обязательства, в-третьих, как сделку.
Вексельное
обязательство является односторонним Из векселя вытекает обязанность
вексельного должника уплатить денежную сумму векселедержателю, который не несет
по отношению к вексельному должнику никаких обязанностей. Напротив, являясь
кредитором, он вправе требовать оплаты векселя.
Считается, что
вексельное обязательство является абстрактным, то есть оно не зависит от хозяйственной
сделки, явившейся основанием выдачи векселя. Это обязательство ничем не
обусловлено. Должник должен оплатить вексель только потому, что последний
предъявлен к оплате. Вексельное обязательство является формальным. Оно всегда
облекается в письменную форму, притом необходимо строго соблюдать все
вексельные реквизиты, установленные законодательством. Дефект формы векселя
влечет ничтожность вексельного отношения.
Основные
источники регулирования вексельного обращения и применения векселя в качестве
средства оформления кредитно-расчетных отношений на территории Российской
Федерации и во внешнеэкономических связях. являются перечисленные в списке
литературы- [1,2,3, 5].
Рассмотрим
такие важные понятия векселя как индоссамент, акцепт и аваль [1,13].
Индоссамент.
Владелец векселя
имеет несколько принципиальных возможностей по его использованию. Наиболее
простой вариант заключается в том, чтобы сохранять этот вексель до срока
платежа, а затем предъявить его к оплате. Но этот способ имеет существенный
недостаток, связанный с замораживанием денежных средств, которые можно досрочно
получить по векселю. Второй вариант - это оплата векселем своих обязательств
перед другим предприятием, по отношению к которому держатель векселя выступает
должником. Для этого на оборотной стороне векселя пишется передаточная надпись
- заявление о передаче своих требований по векселю другому предприятию; она
называется индоссаментом (от in dosso (ит.) - на обороте). Его примерный
текст может быть следующим: "Платите приказу предприятия "Х",
находящегося по адресу.... Должности, подписи индоссанта (лица,
расплачивающегося векселем), число, печать. "Вообще, официально
утвержденных форм индоссаментов в положении о векселях не имеется, поэтому на
практике могут использоваться различные их варианты. В частности, используется
так называемый бланковый индоссамент, или индоссамент на предъявителя, при
котором на вексель может ставится надпись "Платите приказу
предъявителя".
Таких записей
может быть достаточно много (вексель может переадресовываться до наступления
срока платежа, т.е. он может покрыть несколько различных денежных
обязательств), и если на векселе для них уже не хватает места, то к векселю
присоединяется добавочный лист - аллонж. Погашение векселя может происходить
двумя путями: либо владелец векселя сам предъявляет его к оплате, либо он
обращается в свой банк с поручением принять платеж. Такое поручение называется
инкассовый индоссамент, а сама процедура взыскания банком средств по векселю -
инкассированием векселя.
Акцептованный
вексель - вексель, имеющий акцепт плательщика (трассата) на его оплату,
оформляемый надписью типа "акцептован", "принят",
"обязуюсь оплатить" или просто подписью плательщика. Последний
становится акцептантом - главным вексельным должником, отвечающим за оплату в
установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право на прямой
иск против акцептанта. Акцепт должен быть безусловным, но может быть ограничен
частью вексельной суммы (частичный акцепт).
Аваль
- это данная третьим лицом полная или частичная гарантия уплатить указанную
сумму в случае неоплаты её плательщиком. Аваль дается на векселе или на
добавочном листе. Выражается словами "считать за аваль" или всякой
иной равнозначной формулой. Для аваля достаточно одной лишь подписи. В авале
должно быть указано, за чей счет он дан. При отсутствии такого указания он
считается данным за векселедателя. Оплачивая вексель, авалист приобретает
права, вытекающие из векселя, против того, за кого он дал гарантию.
На практике, при
работе с векселем очень важным является вопрос о том, что происходит при
неоплате векселя и что необходимо делать.
Вексель должен
предъявляться к платежу либо непосредственно в день, когда он должен быть
оплачен, либо в один из двух следующих рабочих дней. При неоплате векселя в
срок отказ от платежа должен быть своевременно (на следующий день после
истечения даты платежа по векселю, но не позже 12 часов следующего дня)
удостоверен в нотариальной конторе, т.е. следует заявить протест в неплатеже
(Приложение № 2) (однако этого можно не делать, если в векселе есть оговорка
"без расходов (протеста)"). После этого в течение четырех рабочих
дней, векселедержатель может предъявить претензии индоссантам (если они были) и
выставителю векселя. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней после
получения соответствующего извещения сообщить его суть своему индоссанту;
одновременно извещаются авалисты (в данном случае действует следующее правило:
по векселю солидарно обязаны перед ремитентом все те, кто поставил на нем свою
подпись, за исключением индоссантов, поместивших слова "без оборота на
меня"). При этом держатель векселя имеет право предъявления иска ко всем
этим лицам вместе и к каждому в отдельности, причем без соблюдения
последовательности, в которой они обязались; такое же право принадлежит каждому,
подписавшему вексель, после того как он его оплатил. Если же векселедержатель
не предъявил своевременно вексель к оплате, не опротестовал его при
необходимости в соответствующие сроки, то он теряет свои права на предъявление
претензий к трассанту, всем индоссантам и авалисту (но не к самому должнику). И
в конечном счете при неоплате векселя дело передается в суд.
3. Специфика работы Российских предприятий с Векселями
3.1. Современное состояние экономики РФ.
Сегодня для оживления экономики страны необходим
значительный приток средств частных инвесторов, и прежде всего крупного
корпоративного национального капитала, сумевших наиболее успешно адаптироваться
к условиям рынка и способных обеспечить высокую отдачу от инвестируемых
средств.
Выходу российской экономики из инвестиционного
кризиса в настоящее время во многом препятствует отсутствие в стране
необходимых объемов внутренних ресурсов для накоплений. Проблема повышения
инвестиционной активности и реконструкции экономики не может быть решена только
за счет значительного увеличения масштабов государственного инвестирования
из-за высокой степени "связанности" ограниченных бюджетных инвестиций
неотложными задачами инвестиционной поддержки жизнеобеспечивающих производств и
необходимости осуществления целого ряда некоммерческих (бесприбыльных) инвестиционных
проектов социальной сферы.
В этой связи в 1998 году на первый план выходят
задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления национального
капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации
инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала,
усиление функций государства как "стратегического" инвестора,
стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности среднего и малого
предпринимательства.
Практическая реализация этих задач предъявляет
жесткие требования к режиму функционирования экономики, направлениям и
эффективности использования инвестиционных ресурсов, скорости и результативности
институциональных преобразований.
Таким образом, важнейшим условием активизации
производственной деятельности в 1998 году остается формирование в российской
экономике благоприятного инвестиционного климата, что предполагает
необходимость:
· устойчивой стабилизации и последующего оживления производства с опорой
на ныне конкурентоспособную часть производственного аппарата;
· осуществления комплекса мер по нормализации платежной дисциплины, что
позволит делать сбережения в денежной форме;
· четкого разграничения сфер ответственности федерального и местного
бюджетов, а именно:
1) выделение средств на развитие федеральной
собственности;
2) в отношении отдельных объектов, находящихся
в муниципальной собственности, — выделение средств из федерального бюджета
только в порядке софинансирования в объеме, не большем, чем предусматривается
за счет местного бюджета;
· дальнейшего последовательного снижения темпов инфляции и реальной
банковской процентной ставки до уровня, стимулирующего массовые инвестиции в
экономику;
· проведения взвешенной инвестиционной политики на фондовом рынке
обеспечивающей разумный баланс интересов секторов;
· создания благоприятного налогового режима, способствующего наращиванию
производительного капитала;
· стимулирования инвестиций в реальный сектор экономики за счет развития
системы государственных гарантий, предоставляемых частному инвестору на
приоритетных для государства направлениях инвестирования. (1)
За прошедший период 1998
года, доля валового накопления в ВВП продолжает падать и составила 11,8%
.Инвестиции в основной капитал в январе- мае 1998 г. сократились на 5,8% по
сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Инвестиционный спад
обусловлен ограниченными возможностями финансировании инвестиционных расходов
как за счет собственных, так и привлеченных ресурсов.
Процесс накопления
собственных средств предприятий, необходимых для реализации инвестиционных
программ, ограничивается ухудшением показателей финансовой деятельности:
систематическим ростом издержек производства, снижением рентабельности,
увеличением объемов взаимных неплатежей .
Коммерческие банки в
условиях крайней нестабильной ситуации на финансовых рынках и повышения
инвестиционных рисков не проявляют интереса к долгосрочному кредитованию
реального сектора. Политические факторы, связанные с обновлением кабинета
Правительства, оказывают существенное влияние на принятие стратегических
решений.
Усиливается тенденция к
снижению инвестиционной деятельности со стороны государства. В структуре
инвестиций в основной капитал по источникам финансирования доля
профинансированных инвестиционных расходов из федерального бюджета снизилась по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти в десять раз и составила
0,3%. Отсутствие финансирования государственных инвестиций с начала 1998 г.
сдерживает реализацию федеральных целевых программ и поддержку отдельных
отраслей и регионов, устойчивая работа которых важна для обеспечения
экономической безопасности и социально- экономической стабильности страны.
Строительные работы на
объектах социальной сферы в I квартале велись в незначительных объемах. При
отсутствии государственной поддержки эти объекты финансировались в основном за
счет средств регионов. Основным дестабилизирующим фактором в строительстве
продолжает оставаться проблема несвоевременного финансирования, неплатежи и
хроническая задолженность заказчиков строительным организациям за выполненные
работы. Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной и
региональных инвестиционных программ по вводу в действие важнейших объектов
социальной сферы и производственных мощностей.
Вынужденные меры по
укреплению курса национальной валюты и стабилизации ситуации на финансовом
рынке, в том числе повышение ставки рефинансирования, процента по ломбардным
кредитам и норм обязательного резервирования привели к ухудшению параметров
функционирования кредитно-финансового рынка для реального сектора экономики и
по всей вероятности инициируют спад деловой и инвестиционной активности.
Резкий взлет ставки рефинансирования ( с 30% до 150% ) и, как
следствие этого, рост цены на кредитные средства, обострение бюджетного кризиса
ввиду сокращения поступлений доходов от экспорта и недобором налогов обострит
ситуацию с финансированием бюджетных расходов на инвестиционные нужды. (2)
Сегодня наиболее значимой
проблемой для промышленности России стало реформирование предприятий . Без
финансового оздоровления, а в некоторых случаях и ликвидации ряда предприятий
экономический рост немыслим. Дело в том, что пока ценовая, налоговая и тарифная
политики рассчитаны так, что жизнеспособные предприятия оплачивают
существование неплатежеспособных коллег. Бюджетные деньги вместо поддержки
предприятий, которые могут производить конкурентоспособную продукцию, направляются
на поддержку и фактически на консервирование убыточных предприятий. (3)
Экстренный заем у
"семерки" в виде продажи евробондов на 1,25 млрд. долл. замедлил, но
не остановил девальвацию рубля. Для погашения долгов в 1998 г. Кремлю нужно 35
млрд. долл. В стране началась ажиотажная скупка валюты.
Молниеносная помощь Кремлю со стороны "семерки" в виде покупки 10
июня новых российских евробондов (на 1,25 млрд. долл.) в Люксембурге чуть
повысила платежеспособность казны. На очереди еще два транша. Общий объем
заимствований в 1998 г. объявлен в сумме около шести млрд. долл. Примерно
столько же требовалось правительству для выкупа самых горящих ГКО. Теперь
средства от "большой семерки" поступили на спецсчет в ЦБ РФ, где
ожидают еще 670 млн. долл. от МВФ. Всего для погашения гособлигаций в 1998 г.
нужно 35 млрд. долл.
Формально
покупка госбумаг выглядела приличней, чем пожарная финансовая помощь. Но экстренный
заем (срок погашения - 10.06.2003 г., купон - 11,75%, цена продажи - 98,71%,
спрэд - 650 базисных пунктов, лид-менеджер - "Голдман Сакс
интернэшнл") не улучшил ситуацию в принципе. Другие источники доходов,
необходимые для укрепления рубля, практически утеряны.
По итогам
второго квартала 1998 г. международные обязательства России, особенно с учетом
последних и предстоящих займов, намного превысили ее требования к зарубежным
контрагентам, что сильно ослабило российский дензнак. При официальном его курсе
6,10-6,15 руб./долл. (середина июня) фьючерсные котировки колебались вокруг 7,7
руб./долл., а форвардные - 9 руб./долл. Это значительно превышает верхнюю
границу валютного коридора ЦБ РФ, который прогнозирует подобное лишь после 2000
г.
В стране
начался очередной ажиотажный спрос на валюту. В июне покупки превысят, по
оценкам, 7 млрд. долл., почти в три раза больше, чем в январе 1998 г. (1)
Доходы
госбюджета составляют около трети ВВП, что ограничивает внутренние возможности
по мобилизации ресурсов. Прежде кабинет мог выполнять обязательства по текущим
операциям благодаря активному сальдо внешней торговли. В 1998 г. такие
возможности быстро уходят в прошлое. В первом квартале положительное сальдо
сократилось в четыре с лишним раза (до 1,4 млрд. долл. против 6 млрд. долл. за
тот же период прошлого года) и к концу декабря, похоже, станет отрицательным. В
основном это вызвано резко упавшими мировыми ценами на товары российского
экспорта. Так, нефть подешевела на 38%, дизтопливо - на 33%, мазут - на 44%,
газ - на 9% и т.д. В итоге экспортная выручка уменьшилась до 17,9 млрд. долл.
(против 21,1 млрд. долл. в первом квартале 1997 г.). Ценовой удар по России
оказался особенно разрушительным, поскольку продукция ТЭК, отраслей первого
передела, увеличилась до 83,8% в суммарном экспорте (против 55% в 1990 г.).
Не только
уродливая, колониальная структура экспорта привела к опасной зависимости России
от мировой конъюнктуры и соответственно внешних источников доходов. Их
иссяканию способствовала экспортная политика сырьевиков. Значительная часть
выручки укрывается за границей с помощью бартера, занижения цен, невозвратов
из-за различных форс-мажоров. За годы реформ общая сумма аккумулированных за
границей капиталов достигла, как считают, 700 млрд. долл.
Несмотря на
ухудшение конъюнктуры и спад в относительно благополучных экспортных отраслях
(от 1% до 5% до конца 1998 г.), продолжается вывоз энергоносителей, химии,
целлюлозы, древесины, металлов, пусть по самым бросовым расценкам, даже в
убыток, лишь бы удержаться на плаву, не останавливать производство, которое
потом не запустить без огромных затрат. Экспорт - единственный надежный источник
получения живых денег в условиях тотальных неплатежей внутри России. Лишь
просроченные невыплаты (около половины общей задолженности) достигли в первом
квартале 978,1 млрд. новых рублей, почти вдвое превысив текущий ВВП. (4)
Другим
каналом утечки валюты из страны и обескровливания рубля остается импорт:
намеренно завышенные цены, фиктивные авансы, оплата консалтинга и др.
Официально в январе-марте 1998 г. ввоз с учетом "челноков" вырос на 7,7%
(с 15,1 млрд. долл. в первом квартале 1997 г. до 16,5 млрд. долл.). На низкие
темпы прироста повлияло уменьшение платежеспособности, реальной емкости
внутреннего рынка из-за сокращения выпуска продукции, потребления и инвестиций.
Хотя потребности по-прежнему гигантские, в частности, на перевооружение,
модернизацию отечественной индустрии, АПК. Но российская продукция вытесняется
с рынка, замещается ввозом машин и оборудования (34%), химии (15%),
продовольствия и сельхозсырья (27%). Только за продукты питания Россия
истратила в 1991-1998 гг. свыше 50 млрд. долл., вместо того чтобы поддержать
собственных сельхозпроизводителей.
Больше нет
доходов и от международных услуг. Их баланс давно стал отрицательным. В 1997 г.
пассивное сальдо увеличилось до 5 млрд. долл. (против 1,5 млрд. в 1990 г.),
съев около трети внешнеторговой выручки. Во втором квартале 1998 г. отток
валюты увеличился по таким каналам, как транспорт (особенно водный,
автомобильный, воздушный), финансовые услуги банковского и небанковского сектора,
страхование и перестрахование, лизинг, лицензии, консалтинг. С внутреннего и
внешнего рынков продолжают вытеснять российские строительные, туристические
фирмы.
Не сбылись
надежды Кремля и Белого дома пополнить казну за счет возврата долгов и выплаты
процентов по ним со стороны 50 стран (165 млрд. долл.). В 1992-1997 гг.
поступило всего 24,6 млрд. долл. Вступление (сентябрь 1997 г.) в Парижский клуб
государств-кредиторов не помогло. В его компетенции всего треть долговой суммы
(52 млрд. долл.) , к тому же реструктурированной на 20-25 лет, и по ней не получить
больше 10-12 млрд. долл. Остальное пока недоступно, т.к. Россия лишилась
международного влияния.
Чтобы
пополнить казну, почти вдвое увеличены задания Мингосимуществу по продаже
госсобственности (15 млрд. руб.), аренде (1,4 млрд. руб.), мобилизации
дивидендов по госпакетам (1,09 млрд. руб.), до конца 1998 г. Кремль
рассчитывает получить 17,5 млрд. руб. Насколько реальны данные цифры, говорят
итоги первого квартала. Получено 464,7 млн. руб., проданы госдоли в 107
акционерных обществах (вчетверо меньше плана - 468), собрано дивидендов 4,1
млн. руб. (вместо 10,7 млн. руб.).
Не
укрепили рубль и иностранные инвестиции. В 1997 г. прямые капвложения достигли
6,2 млрд. долл. и направлялись строго избирательно, чтобы не создавать Западу
конкуренцию на мировых рынках. Вместе с портфельным приток капитала составил
24,4 млрд. долл. Но с ноября 1997 г. по март 1998 г. свыше двух третей западных
инвестиций вернулись обратно за границу. Только в первом квартале прямые капвложения
уменьшились на 14,9%, а портфельные - на 90% по сравнению с тем же периодом
1997 г.
Властям
пришлось предпринимать отчаянные усилия, чтобы при потерянных источниках
доходов найти средства для погашения и обслуживания собственных долгов (около
140 млрд. долл., не считая новых в 1998 г.). С учетом проданных нерезидентам
облигаций внешняя задолженность приблизилась к 200 млрд. долл., сделав Россию
самым крупным заемщиком в мире. И самым опасным, поскольку превышены все международные
критерии платежеспособности. Внешние обязательства превзошли пороговые 40% ВВП
(450 млрд. долл. в 1997 г.), 200% экспорта, а имеющиеся золотовалютные запасы
(14 млрд. долл. в июне) недостаточны для выкупа пакета коротких госбумаг у
нерезидентов (20 млрд. долл.) и оплаты трехмесячного импорта товаров и услуг из
дальнего зарубежья.
Если к
этому добавить ввоз наличной валюты, погашение и текущее обслуживание
облигаций, купленных иностранцами, то резервов Центробанка хватает примерно на
месяц. Почему же Запад продолжает помогать? Он ничем уже не рискует.
Предоставляемые им средства (причем втридорога и только на погашение срочных
долгов) с лихвой перекрываются доходами от осевших в зарубежных банках легально
и нелегально российских капиталов, сумасшедшей доходностью российских госбумаг,
подставивших рубль под топор девальвации. (3)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|