Стратегия использования человеческого потенциала на примере ОАО "АЛПИ-сити"
Исходя из результатов анализа влияния
возможностей и угроз на фирму (приложения, таблицы 3, 4) можно сделать вывод,
что на данный момент для «АЛПИ» существуют довольно неплохие возможности,
использование которых окажет на организацию положительное воздействие. Есть и
некоторые угрозы, но они не столь существенны и врядли приведут организацию к
критическому состоянию или к разрушению. Но в любом случае не стоит забывать о
том, что кое-какие угрозы все-таки существуют.
Немаловажной частью анализа микросреды
является анализ конкурентов. Для начала следует проанализировать конкурентную
среду в целом. Для этого в данном случае используется модель Портера
(приложения, рисунок 4). Из анализа можно сделать следующие выводы:
1.
Интенсивность конкуренции
внутри отрасли слабая, так как количество конкурентов остается стабильным и
финансовые и другие возможности конкурентов уступают возможностям «АЛПИ». Но
вместе с тем для «АЛПИ» увеличивается сложность ухода из бизнеса.
2.
Давление поставщиков также
невелико, так как «АЛПИ» - довольно важный покупатель для поставщиков, делающий
самые крупные заказы. Поставщиков много, следовательно и конкуренция между ними
велика. К тому же товары, предоставляемые поставщиками, не уникальны.
3.
Сила покупетелей
обусловлена в большей степени тем, что продукция стандартизирована. в остальном
же их сила низкая, так как покупателей много и товар занимает важное место в их
приобретениях.
4.
Сгроза появления новых
конкурентов на данном этапе развития бизнеса сглаживается засчет эффекта
масштаба, понимания предпочтений потребителей, значительных капиталовложений и
доступа к каналам распределения. Единственный минус в данной сфере – это
недостаток опыта и знаний.
5.
продукция практически не
уступает качетству и соимости товаров-заменителей.
Далее следует определить основных конкурентов.
Для этого используется карта стратегических групп (приложения, рисунок 2).
Основными конкурентами «АЛПИ», судя по карте стратегических групп, являются
«Каравай» и «Бигси». Далее, после того, как конкуренты определены, следует
сравнить стратегические силы организации и конкурентов. (приложения, таблица
5).
Исходя из сравнительного анализа стратегической силы организации
относительно конкурентов, можно сделат вывод, что у «АЛПИ» суммарная
стратегическая сила больше, нежели у «Каравая» и «Бигси». Следовательно,
организации стоит оставаться на том же уровне.
2.2 Внутренняя среда
Внутренняя среда организации состоит из таких
факторов, как производство, финансы, технология, маркетинг, персонал и общее
управление. В таблице 6 приложений представлена качественная оценка позиций
сильных и слабых сторон «АЛПИ-сити».
В результате анализа получаем, что основные
сильные стороны организации – это финансы, продукт, структура затрат,
материальная структура, умение торговать, способность к лидерству первого лица
организации, уровень производства, производственных рабочих, маркетинга и
качество торговой марки. Основные слабые стороны – это оргструктура,
способность к лидерству персонала организации, качество персонала, репутация
как работодателя и корпоративная культура.
3. Формулировка видения, миссии, перспективных целей
организации
3.1. Формулирование видения организации
Мы хотим стать самой большой сетью
гипермаркетов в Красноярском крае.
3.2. Формулирование миссии
Миссия «АЛПИ» заключается в обеспечении
экономического роста и решении проблем обеспечения населения Красноярского края качественной продовольственной
и непродовольственной продукцией отечественного производства посредством
производства и реализации мяса птицы и мясных полуфабрикатов, а также
реализации более 200000 наименований продукции, удовлетворяющих требованиям
стандартов. Это позволит акционерам и партнерам организации «АЛПИ» получать
оптимальную прибыль, а ее персоналу – достойное и справедливое вознаграждение.
3.3 Формулировка стратегических целей
Þ Повышение реальной заработной платы на 15% за счет снижения издержек
производства к 2008 году.
Þ Повышение эффективности работы персонала на 20 % за счет введения
современных информационных технологий в практику работы с клиентами к 2008
году.
Þ Строительство и открытие 10 гипермаркетов общей площадью 150000 кв.м
к 2010 году.
Þ Введение дополнительного набора товаров и услуг к 2007 году
3.4 Определение основных групп влияния и их интересов.
Для определения основных групп влияния и их
интересов используется матрица «Власть – интерес», отображенная на рисунке 3
приложений. На ней, в зависимости от уровня заинтересованного лица и в
зависимости от уровня степени интереса отображаются основные группы влияния. В
данном случае ими являются:
1 – Собственники
2 – топ-менеджеры
3 – персонал
4 – инвесторы
5 – государственная и
муниципальная власть
6 – потребители
7 – конкуренты
8 – поставщики
Судя по матрице, основные группы влияния – это
собственники и инвесторы. У них самые высокие уровни ЗЛ и самая высокая степень
интереса. У собственников основными интересами являются размер годового
дивиденда, рост стоимости компании, акций и имидж организации. У инвесторов же
основные интересы это гарантированная выплата процентов, низкий уровень риска,
высокая прибыль и сбалансированность инвестиционного портфеля. Обе эти группы
находятся в зоне наибольшего влияния, соответственно стоит уделять этим группам
особое внимание.
4. Выработка основных направлений действий на основе
метода СВОТ.
Для дальнейшего развития бизнеса организации
следует определить основные стратегические направления развития на основе
сопоставления результатов анализа внутренней и внешней сред. В таблице 7 приложений
сопоставлены наиболее значимые сильные и слабые стороны «АЛПИ-сити» и наиболее
важные возможности и угрозы. На основе этого сопоставления сформулированы
возможные стратегические направления развития бизнеса.
После составления СВОТ-матрицы и
формулирования возможных стратегических направлений развития бизнеса проводится
предварительный отбор стратегий и мероприятий. (приложения, таблица 8). В
данной таблице определяются потенциально возможные мероприятия, мероприятия для
непосредственной реализации, достигаемые результаты при реализации мероприятийи
сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации.
В результате отбора получаем мероприятия для
реализации, такие, как:
- Специализация на полуфабрикатах. Толчок для
этого дает изменение стиля жизни населения.
- Введение в ассортиментную группу товаров для
детей и детского питания. В 2005-2006 году в Красноярске наблюдался резкий
демографический взрыв, поэтому вполне логично, что спрос на такие товары тоже
возрастёт.
- Скидки на продукцию с истекающим сроком
годности. Данное мероприятие следует проводить постоянно во избежание проблем с
различными проверками.
- Активная рекламная деятельность.
- Обучение персонала, как основного, так и
управленческого. Сюда входит в первую очередь обучение клиентоориентированному
поведению, а так же различные тренинги и семинары по повышению квалификации.
- Совершенствование системы мотивирования. На
данный момент в «АЛПИ» наблюдается большая текучка кадров из-за плохой системы
мотивирования.
- Укрепление отношений с поставщиками
(длительные договоры, скупка поставщиков). «АЛПИ» - довольно крупная
организация, руководство которой всегда должно быть уверено в своих
поставщиках. Плюс ко всему, «АЛПИ» может себе позволить скупить некоторых из
поставщиков.
Далее следует выработка функциональных
стратегий, таких как продуктово-маркетинговая стратегия (приложения, таблица
9), производственная стратегия (приложения, таблица 10), стратегическая
программа широкого действия по персоналу (приложения, таблица 11).
1. Стратегическое управление исходит из
того, что человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное
богатство. И от того, в какой мере она сможет задействовать его потенциал,
существенно зависит ее успех в конкурентной борьбе.
2. С позиций управления нельзя говорить о
человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них
различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к
своим обязанностям, люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности
могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают окружающих
их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление
человеком в организации исключительно сложное и ответственное дело. Менеджер
любой организации, в частности и менеджеры «АЛПИ-сити», должны очень много
знать о людях, с которыми они работают, для того чтобы успешно управлять ими.
3. Проблема управления человеком в
организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой
организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он
является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него
исключительно большое влияние, либо помогая более полно раскрываться его
потенциалу, либо же подавляя его способности и желание работать
производительно, с полной отдачей. Группы играют очень важную роль в жизни
каждого члена организации.
4. Менеджмент должен учитывать этот факт в
построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого
работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как
специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы,
выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который
учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научения поведению.
1.
Биркус
В.Н., Стратегическое планирование? А зачем?// Справочник кадровика. – февраль
2005г. – № 2, стр.84
2.
Большой
энциклопедический словарь. – М., 1998.
3.
Бурмистрова
И. Переподготовка персонала: тренинги на рабочем месте// Обучение и карьера. –
2004. - № 29.
4.
Буторина
А.А., Современные тенденции в управлении персоналом// www.sansan.referats.info
5.
Виханский
О.С., Наумов А.И. Менеджмент : Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. – М.:
Гардарики, 2002. – 296 с
6.
Власова Анна,
Видение, ценности и стратегия использования человеческих ресурсов// Управление
персоналом. – 2005. - №1
7.
Непомнящий
Алексей, Алпи прирастёт супермаркетами// Коммерсант. - 2006
8.
Официальный
сайт сети гипермаркетов «АЛПИ-сити» - www.alpi.ru
9.
Фатхутдинов
Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2001. – 448 с
10.
Форумы
сети INTERNET.
Рисунок 1: «Схема планирования персонала»
|