|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 3. Матрица «Власть – интерес» 1 – собственники 2 – топ-менеджеры 3 – персонал 4 – инвесторы 5 – государственная и муниципальная власть 6 – потребители 7 – конкуренты 8 - поставщики Таблица 7. SWOT-анализ. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Сильные стороны 1. Стабильное финансовое состояние 2.низкий уровень себестоимости 3. хорошая метериальная структура 4. высокий уровень маркетинга, широкая рекламная деятельность 5. привлекательность торговой марки 3 |
Слабые стороны 1. Нечеткая орг.структура 2. Низкая квалификация работников 3. Слабая мотивация персонала 4. Плохая репутация как работодателя 5. Нразвитая корпоративная структура 6. Низкий уровень менеджмента |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возможности 1. Рост доходов организации 2. Снижение цен у поставщиков 3. Рост спроса 4. Возможность предложить больше товара 5. Расширение ассортимента |
- открытие новых гипермаркетов в различных городах края; - закупка большего кол-ва товаров у поставщиков; - увеличение объёмов предлагаемой продукции, в частности полуфабрикатов; - специализация на полуфабрикатах; - введение в ассортиментную группу товаров для детей и детского питания. |
- совершенствование орг.структуры с учетом интересов поставщиков и клиентов; - обучение, тренинги для основного персонала (продавцы); - совершенствование системы мотивирования; - конкурсы, аттестация управленческого персонала; - развитие корпоративной культуры (праздники, мотивация); - приглашение в организацию квалифицированных, опытных и креативных менеджеров. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Угрозы 1. Рост цен на поставки, снижение их уровня 2.непонимание покупателем необходимости нового товара 3. Рост таможенных пошлин для ввоза товара 4. наложение штрафов за просроченную продукцию |
- оказание влияния на поставщиков (выставление своих условий засчет своей выгодности для поставщиков); - активная рекламная деятельность; - незначительное повышение цен; - скидки на продукцию с истекающим сроком годности. |
- обучение основного и управленческого персонала клиентоориентированному поведению; - активная рекламная деятельность; - скидки, акции; - укрепление отношений с поставщиками (длительные договоры, скупка поставщиков). |
Таблица 8. Предварительный отбор стратегий и мероприятий
SWOT-матрицы для реализации
Стратегические мероприятия
Достигаемые результаты при реализации мероприятий
Сложности и риски реализации мероприятия
Отнесение мероприятия в перечень
(знак +)
Мероприятия для реализации
Потенциально
возможные мероприятия
1
2
3
4
5
Стратегии SO
1. Открытие новых гипермаркетов в различных городах края;
2. Закупка большего кол-ва товаров у поставщиков;
3. Увеличение объёмов предлагаемой продукции, в частности полуфабрикатов;
4. Специализация на полуфабрикатах;
5. Введение в ассортиментную группу товаров для детей и детского питания.
Расширение доли рынка.
Рост доходов организации.
Привлечение большего количества покупателей.
Привлечение группы потребителей, ведущих активный и «быстрый» образ жизни.
Рост доходов организации.
Высокая стоимость строительства новых гипермаркетов, необходимость вложения большого количества средств.
Риск появления большого количества просроченной продукции в ситуации неверного исчисления нужного объёма закупок.
- | | -
Риск потери большого количества такой продукции из-за недолгого срока хранения полуфабрикатов.
Риск неправильного подбора товаров для детей, неверного выбора поставщика.
+
+
+
+
+
Стратегии ST
1. Оказание влияния на поставщиков (выставление своих условий засчет своей выгодности для поставщиков);
2. Активная рекламная деятельность;
3. Незначительное повышение цен;
4. Скидки на продукцию с истекающим сроком годности.
Получение контроля над своими поставщиками, выявление самых надёжных поставщиков и долгосрочные контракты с ними.
Формирование положительного имиджа среди потребителей, привлечение большего количества потребителей.
Рост доходов организации без нанесения ощутимого вреда кошелькам покупателей.
Уменьшение объёмов просроченной продукции.
Риск потери выгодных поставщиков, угроза ухудшения имиджа организации в глазах существующих и потенциальных поставщиков.
Высокая стоимость качественной рекламы.
Риск потери такого конкурентного приемущества, как низкие цены.
Потеря некоторого количества предполагаемой прибыли засчет снижения цены на часть имеющегося товара.
+
+
+
+
Стратегии WO
1. Совершенствование орг.структуры с учетом интересов поставщиков и клиентов;
2. Обучение, тренинги для основного персонала (продавцы);
3. Совершенствование системы мотивирования;
4. Конкурсы, аттестация управленческого персонала;
5. Развитие корпоративной культуры (праздники, мотивация);
6.
Приглашение в организацию квалифицированных, опытных и креативных менеджеров.
Укрепление положительного имиджа компании в глазах поставщиков и клиентов.
Более высокий уровень качества основного персонала, формирование положительного отношения потребителей к компании.
Снижение текучести кадров, формирование у персонала желания работать в организации.
Совершенствование качества управленческого персонала.
Формирование у персонала приверженности к организации.
Совершенствование управления персоналом в организации, повышение имиджа организации как работодателя в глазах потенциальных работников.
Отсутствие квалифицированных специалистов в сфере управления организацией.
Высокие дополнительные затраты на обучение и тренинги.
Недостаток средств.
Недостаток квалифицированных специалистов в области управления персоналом, высокие затраты.
Большое количество работников, сложность охвата всех категорий персонала.
Высокие затраты на оплату труда таких работников, риск непонимания со стороны имеющегося персонала.
+
+
+
+
+
+
Стратегии WT
1. Обучение основного и управленческого персонала клиентоориентированному поведению;
2. Активная рекламная деятельность;
3. Скидки, акции;
4. Укрепление отношений с поставщиками (длительные договоры, скупка поставщиков).
Формирование положительного отношения клиентов к организации, положительного имиджа организации в целом.
Формирование положительного имиджа организации, привлечение новых покупателей и, как следствие, рост доходов организации.
Привлечение большего количества потребителей.
Получение контактов с надёжными поставщиками, отлаженная система поставок.
-
Высокие затраты на дорогостоящую качественную рекламу.
Риск потери некоторой части запланированной прибыли в случае малой заинтересованности потребителей.
Риск ошибки в выборе поставщиков.
+
+
+
+
Таблица 10. Производственная стратегия.
№
Наименование стратегических позиций
Стратегические цели
Стратегические указания
Конкретные действия и мероприятия
1
Производственные мощности (фокусирование по параметрам)
сфокусировать производственные мощности по следующим параметрам:
а. Оптимально максимальная загрузка мощностей производственных фондов (ограничение – состав и производительность оборудования)
б. Приоритетный выпуск наиболее востребованных рынком продуктов и дозагрузка мощностей другими продуктами по остаточному принципу (ограничение – обеспечение сырьем в должном количестве).
в. Размещение видов продукции (ассортимента) и создание запасов (ограничение – заявки сбыта и прогноз маркетологов).
изучить, разработать и утвердить план фокусировки производственных мощностей на 2007год.
Согласовать все позиции документа «Требования к производственным мощностям предприятия на 2007-2008 гг.» до 31.12.2006г.
1.1, изучить, 1.2 – разработать план фокусировки мощностей – 1.01.2007.
1.3 – утвердить план фокусировки мощностей до 15.01.2007.
1.1
География размещения
1.2
Продуктовые группы
1.3
Общность технологии
1.4
Стадия жизненного цикла продукта
1.5
Объем производства
1.6
Производительность (по конкретным мощностям и группам оборудования)
1.7
Другие параметры
2.
Технологические процессы
использование наиболее эффективных имеющихся на производстве технологий и внедрение новых, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли.
создать подразделение по разработке и внедрению новых технологий и рецептур, механизм его работы, вовлекающий в равной степени со специалистами– технологами финансистов и маркетологов.
- определить производственные возможности, произвести переналадку оборудования до 31.07.2007.
- изучить проблему и разработать решение автоматизации процесса выпуска мясных полуфабрикатов и хлебобулочных изделий на имеющемся оборудовании без значительных капитальных вложений.
- изучить проблему возникновения возможного брака и снизить его до минимума.
3
Вертикальная интеграция
Перейти к регрессивной вертикальной интеграции
Провести обсуждение и официальное утверждение стратегического плана по получению контроля над поставщиками
Провести переговоры с основными и самыми важными поставщиками;
Выбрать поставщиков для скупки;
Подписать договоры о покупке поставщиков.
4
Масштаб производства традиционных продуктов
Увеличить масштабы производства традиционных продуктов
Изучить спрос на традиционные продукты, рассчитать объёмы производства
Провести маркетинговое исследование спроса на традиционные продукты;
Исходя из анализа рассчитать предполагаемые объемы производства традиционной продукции
5
Масштаб производства новых продуктов
Увеличить масштабы производства новых продуктов, в частности полуфабрикатов
Изучить спрос на новые продукты, рассчитать объёмы производства
Провести маркетинговое исследование спроса на новые продукты;
Провести исследование отношения потребителей к новым продуктам;
Исходя из анализов рассчитать предполагаемые объемы производства новой продукции
6
Использование производственного персонала
эффективное использование производственного персонала для выполнения производственной программы.
обязать службу персонала сохранить имеющийся кадровый потенциал и обеспечить комплектацию рабочими основное производство.
1. – определить конкретных специалистов, уход которых приведет к невосполнимым кадровым потерям. Внести их в золотой фонд, с целью закрепления до 31.12.2007.
2. - поставить задачу службе персонала обеспечить набор рабочих и разработать меры по снижению текучки персонала, его стимулированию и эффективной оплате до 31.12.2007.
7
Управление качеством производства
выпуск продукции с качеством, удовлетворяющим потребителей и позволяющим удерживать конкурентное преимущество.
организовать интегрированную систему контроля за качеством на производстве.
1. - организовать комитет потребительского качества и его работу до 1.01.2007.
2. - перейти на более высокий стандарт качества.
8
Производственная инфраструктура
обеспечение общей эффективности производства и снижение затрат на него.
разработать программу оптимизации производственной инфраструктуры
1. - обязать службу главного инженера изучить возможности улучшения производственной инфраструктуры и предложить пути их реализации – до 1.03.2007.
2. - разработать и утвердить программу оптимизации производственной инфраструктуры – до 1.03.2007.
9
Взаимоотношения с поставщиками и другими партнерами по кооперации
установление долгосрочных, устойчивых и взаимозависимых отношений с поставщиками на основе выгоды и доверия
формирование конкурентного подхода к построению отношений с поставщиками оборудования и вспомогательных материалов.
1. – определить стратегически важных поставщиков и политику отношений с ними – до 1.03.2007.
2. - определить перечень и количество необходимых продуктов – до 31.12.2006.
3. - произвести исследования рынка поставщиков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей производства и закупок на конкурсной основе с оптимальным соотношением цена/качество – с 1.01.2007 и постоянно.
4. - разработать и внедрить эффективную систему снабжения предприятия до 1.01.2007.
10
Управление производством
создать эффективную систему координации производства с высоким качеством менеджмента:
повысить эффективность управления производством и его взаимодействие с другими подразделениями.
1. – внедрить систему оперативного планирования и контроля материальных затрат в 2007г..
2. - внедрить процедуру оперативного недельного планирования выпускаемой продукции и плана продаж к 1.03.2007.
Таблица 11. Персонал: стратегическая программа широкого действия
Вид решения
Цели
Конкретные программы действий
стратегические
тактические
1. Отбор, расстановка и продвижение кадров
Повышение квалификации действующего персонала посредством обучения для достижения необходимого положения в будущем
Формирование для всех категорий персонала индивидуальных планов повышения квалификации
План повышения квалификации персонала (по всем категориям).универсальные программы обучения.
Анализ профессиональных навыков, которые требуются в будущем. Корпоративные программы по тренингу менеджеров организации.
2. Оценка персонала
Превращение системы оценки в систему «тренер-обучение»
Превращение системы оценки в инструмент повышения эффективности менеджмента
Проведение семинаров по вопросам карьеры при совместном участии начальников и подчиненных. Семинары по коррекции текущего функционирования (по конкретным участкам работы организации). Семинары по взаимоотношениям внутри персонала. Семинары по развитию менеджмента. Семинары по клиентоориентированному поведению для всех категорий персонала, в особенности для продавцов.
3. Система вознаграждения персонала (компенсаций)
Реализация принципа дифференцированного вознаграждения
Углубление дифференциации вознаграждения среди всех категорий персонала
Семинары для специалистов высшего уровня управления, связанные с оценкой деятельности и вознаграждением. Система поощрения за качество работы и оказываемых услуг. Вознаграждение за правильное обслуживание. Система поощрения за обеспечение роста прибыли. Программа по бонусам и премированию акциями организации.
4. Развитие менеджмента персонала
Увеличить долю рынка, улучшить обслуживание, повысить качество и производительность
Подготовить менеджеров к текущим изменениям бизнеса
Программы развития для менеджеров высшего звена. Семинары, посвященные развитию персонала на корпоративном уровне. Тренинги по навыкам управления в малых группах и больших группах. Проекты по кадровому росту организации. Сохранение системы бездефектного функционирования.