Таможенный контроль
Таможенный контроль
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава I. Органы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 7
§1. Понятие
таможенного контроля. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
§2. Правовой
статус органов таможенного контроля. . . . . . . . . . . . . . . . 8
Глава II Формы таможенного контроля: . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 12
§1. Проверка
документов и сведений, необходимых для
таможенных целей. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
§2. Таможенный
досмотр и его разновидности: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1 Таможенный досмотр товаров и
транспортных средств . .
. . . 15
2.2 Личный досмотр как
исключительная форма
таможенного досмотра. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.3. Повторный таможенный досмотр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
§3. Учёт товаров
и транспортных средств.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
§4. Устный опрос
должностных и физических лиц. . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
§5. Проверка
системы учёта и отчётности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
§6. Осмотр
территорий и помещений, складов временного
хранения,
таможенных складов. . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
§7. Иные формы
таможенного контроля. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Глава III Документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля: . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 30
§1. Документы,
применяемые в качестве таможенных
деклараций. . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . 30
§2. Сведения,
указываемые в таможенных декларациях. . . . . . . . . . . . . 33
§3. Сертификат и
иные разрешительные документы
государственных
органов. . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Глава IV Ответственность за нарушения правил таможенного
контроля. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . 43
§1. Уголовная
ответственность. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
§2.
Административная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
§3.
Гражданско-правовая ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
§4.
Дисциплинарная ответственность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Приложение №1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Приложение №2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
Приложение №3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72
Приложение №4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
Приложение №5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
Приложение №6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Приложение №7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
Приложение №8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Приложение №9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Приложение №10 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79
В В Е Д Е Н И Е
Большие изменения,
произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной
России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления.
Одной из таких областей
является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником
которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала
экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное
значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических
отношений и связей.
С переходом к рыночной
экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция
таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии
экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой
опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное
законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе
российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов
государственной власти различных уровней.
Конституцией Российской
Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных
органов государственной власти, которое означает, что законодательство в
таможенной сфере ограничивается в основном федеральным уровнем. Данная норма
Конституции позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической
деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров через таможенную
границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционные положения
таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах, основным из
которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации1 и Закон Российской
Федерации “О таможенном тарифе”2 .
Согласно Таможенному
Кодексу Российской Федерации, таможенное дело в Российской Федерации составляет
таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения
через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,
взимания таможенных платежей, таможенный контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь.
Одной из целей таможенной
политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов
таможенного контроля.
Преобразования,
произошедшие в социально-экономическом строе страны, внесли изменения в
таможенное дело, в частности, в таможенный контроль.
Таможенный контроль стал
развиваться в связи с увеличением объёма деятельности в таможенной сфере,
товаро- и пассажирообмена, расширения внешнеэкономических связей России.
В связи с этим возникла
актуальная проблема организации таможенного контроля на местах. Раньше
таможенный контроль осуществлялся на таможенной границе, но с выходом
производителей на внешний рынок, возникла необходимость перенести основную
работу по контролю и досмотру грузов на внутренние таможни1 .
В 1992 году был издан
Указ Президента РФ “О неотложных мерах по организации таможенного контроля”2 , в котором
сказано, что в целях защиты экономических интересов и обеспечения выполнения
международных обязательств Российской Федерации, необходимо установить зоны
таможенного контроля, осуществить перемещение товаров и иных предметов через
установленную границу.
В дальнейшем, при
реализации этого Указа выходит Постановление Совета Министров - Правительства
РФ от 24 мая 1993 г., №4863 . В нём говорится, что государственному таможенному
комитету Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти
республик в составе Российской Федерации, краёв, областей и автономных
образований, определить границу и зону таможенного контроля, а также расположение
таможенных пунктов пропуска. Установить, что таможенное оформление товаров и
иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
производится таможенниками, в зоне деятельности которых находится отправитель
или получатель этих товаров и иных предметов.
В Постановлении также
сказано, что Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации,
Министерству культуры и туризма Российской Федерации, в пределах их
компетенции, необходимо организовать в таможенных пунктах пропуска санитарный,
ветеринарный, фитосанитарный контроль, а также контроль за вывозом предметов
искусства и иных культурных ценностей, кроме того Министерству транспорта
Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации,
Министерству связи Российской Федерации, Министерству обороны Российской
Федерации, совместно с органами исполнительной власти республик в составе
Российской Федерации, краёв, областей, следовало принять меры по обустройству
таможенных пунктов пропуска и создать условия для осуществления таможенного
контроля в населённых пунктах, имеющих прямое водное, воздушное и иные виды
сообщения с государствами СНГ.
Все это привело к
увеличению штатной численности работников таможенных органов. С 1992 по 1993
год численность работников увеличивалась ежегодно на 7.5 тысяч человек, с 1994
по 1995 год - на 4 тысячи человек.
На основании последних
данных, к октябрю 1998 года таможенные органы – это 18 региональных управлений,
163 таможни, 523 таможенных поста, 8 таможенных лабораторий, 3
представительства в странах СНГ и более 56 тысяч человек1.
Глава I. Органы таможенного контроля.
Таможенные органы
Российской Федерации определяются как органы, непосредственно осуществляющие
таможенное дело.
Орган государства
– это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом
собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной
сферы общественной науки и органически взаимодействующие с другими частями
государственного механизма, образующими единое целое1.
§1. Понятие
таможенного контроля.
Таможенный
контроль представляет собой действия должностных лиц таможенного
органа, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на
обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка
перемещения товаров и транспортных средств через границу, в
том
числе соблюдение мер нетарифного регулирования, при перемещении товаров
и
транспортных средств под определённый таможенный режим.
К
мерам нетарифного регулирования относят ограничения на ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств,
установленные, исходя из экономической политики Российской Федерации, защиту
экономической основы суверенитета Российской Федерации, выполнение
международных обязательств Российской Федерации, защиту внутреннего
потребительского
рынка. В качестве ответной меры на дискриминационные и другие ущемляющие
интересы российских лиц, акции иностранных государств и их
союзов
и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с Федеральными
законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, которые могут
выражаться в лицензировании, квотировании, установление минимальных и
максимальных цен, сертификации, разрешительной системе и другое.
При
ввозе таможенный контроль начинается с момента пересечения то-
варом
и транспортным средством таможенной границы РФ, а при вывозе - с момента
принятия таможенной декларации.
Таможенный
контроль при ввозе завершается в момент выпуска товаров и
транспортных средств, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ.
При
выпуске товаров и транспортных средств, вывозимых за пределы таможен-
ной
территории Российской Федерации, таможенный контроль завершается в момент
пересечения таможенной границы Российской Федерации.
§2. Правовой статус органов
таможенного контроля.
В соответствии с
Утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года
№1177 структурой федеральных органов исполнительной власти таможенные органы
относятся к органам исполнительной власти1.
Таможенные
органы, будучи самостоятельной составной частью системы исполнительной власти в
Российской Федерации, исключительно и непосредственно осуществляют таможенное
дело. Как и все другие органы исполнительной власти в Российской Федерации,
таможенные органы действуют под общим руководством Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации..
Путём
установленных законодательством форм и методов они выполняют свои функции и
реализуют полномочия в области перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров и транспортных средств, применяют средства таможенного
регулирования, взимают таможенные платежи, пошлины, налоги, осуществляют таможенный
контроль и таможенное оформление. Они осуществляют деятельность, которая по
своему юридическому содержанию является распорядительной. В пределах своей
компетенции они издают нормативные и другие юридические акты по таможенному
делу.
Таможенные органы
создаются, реорганизуются и ликвидируются вышестоящими органами.
Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации утверждён в
составе федеральных органов исполнительной власти Указом Президента Российской
Федерации от 14 августа 1996 года “Структура федеральных органов исполнительной
власти”1.
Положения о ГТК России должно утверждаться Президентом Российской Федерации или
по его поручению Правительством Российской Федерации, в соответствии со статьёй
8 Таможенного кодекса РФ. Ныне действующее Положение о ГТК утверждено
постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1991 г. №652. Создание, реорганизация
и ликвидация региональных таможенных управлений и таможен осуществляется ГТК
России.
Таможенные
органы представляют собой единую систему, в которую входят
Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ),
региональные
таможенные управления Российской Федерации, таможни Российской Федерации,
таможенные посты Российской Федерации. В сфере таможенного
контроля
в ГТК РФ создано управление по таможенному контролю, которое планирует
работу таможенных органов по осуществлению таможенного контроля и
организует
в этих целях взаимодействие с пограничными войсками,
санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. В
управлении разрабатываются рекомендации относительно зон таможенного контроля,
жалобы на действия должностных лиц таможенного органа. В составе управления
три отдела: отдел по созданию и развитию таможенной инфраструктуры,
отдел
по организации контроля в неторговом обороте, отдел по организации
контроля
в торговом обороте.
Также
в управлении создан отдел валютного контроля, который руководит деятельностью
подчинённых ему отделов, групп валютного контроля в таможенных органах,
созданных на местах. В отделе валютного контроля осуществляется контроль за
содержанием валютных пунктов, проверка контрактных и платёжных документов,
собирается информация о нарушениях валютного законодательства1.
Региональное
таможенное управление по вопросам таможенного контроля организует и
контролирует производство нижестоящими органами таможенного
контроля.
Оно проверяет правильное и единообразное применение правил таможенного
контроля2.
Таможни
по вопросам таможенного контроля обеспечивают правильное применение
таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных
средств
через таможенную границу Российской Федерации, организуют, координируют и
контролируют проведение должностными лицами таможни и нижестоящих
таможенных постов, проверки документов и сведений, необходимых
для
таможенных целей, таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся
исключительной формой таможенного контроля, учёта товаров и транспортных
средств3.
Таможенные
посты, входящие в единую систему, осуществляют свою деятельность
непосредственно под руководством таможни или под руководством
регионального
таможенного управления, в случае непосредственного подчинения
управлению
по вопросам таможенного контроля. Таможенные посты осуществляют
контроль
за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил,
порядка
и условий таможенного дела4.
Таможенный
контроль осуществляется отделами таможенного контроля и
таможенными постами в местах их расположения и иных местах, определяемых
законодательством
о таможенном деле. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации
предусмотрено создание зон таможенного контроля, под которым понимается
территория вдоль таможенной границы, в местах таможенного оформления, в
местах нахождения таможенного органа и иных специально определённых местах,
например, таможенные склады, склады временного хранения. .
Кодексом
также определены таможенные режимы, которые находятся в зоне
таможенного контроля, в соответствии с которыми осуществление
производственной и коммерческой деятельности, перемещение товаров,
транспортных средств через границу таких
зон и в их пределах допускаются только с разрешения таможенных органов и под их
контролем.
Можно
сделать вывод, что только таможенные органы, как органы государственной
исполнительной власти, имеют право осуществлять таможенный
контроль
в Российской федерации на основе действующего законодательства в
сфере
таможенного дела.
Глава
II.
Формы таможенного контроля.
Таможенный
контроль проводится в определённых формах, указанных в таможенном кодексе
РФ.
Используются такие формы, как:
1. Проверка
документов и сведений, необходимых для таможенных целей.
2. Таможенный
досмотр, досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, повторный
досмотр.
3. Учёт
товаров и транспортных средств.
4. Устный
опрос физических лиц и должностных лиц.
5. Проверка
системы учёта и отчётности.
6. Осмотр
территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов и
других мест, где могут находится товары и транспортные средства, подлежащие
таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой
возложен на таможенные органы.
7. Иные
формы, предусмотренные Таможенным кодексом и другими актами законодательства
РФ по таможенному делу, либо не противоречащими законодательным актам РФ.
Рассмотрим более подробно каждую форму таможенного контроля.
§1.
Проверка документов и сведений,
необходимых
для таможенных целей.
Таможенный контроль осуществляется путём проверки документов и
сведений, необходимых для таможенных целей.
Цели при таможенном контроле определяются по тем документам и
сведениям, которые передаёт лицо, перемещающее товар или транспортное средство
через таможенную границу должностному лицу таможенного органа, осуществляющему
таможенный контроль.
Указанные
документы должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары и
транспортные средства. Такими сведениями могут являться: наименование
российского получателя товаров, наименование перевозчика, краткие сведения
о транспортном средстве, такие как: вид, название, номер и другое. К
сведениям также относят обобщённое комплектование товаров и его качество.
Рассмотренные сведения необходимо предъявлять в случае, если лицо
перемещает свой товар для ведения внешнеэкономической деятельности в тех
режимах,
которые предусмотрены Таможенным кодексом.
В случае, если лицо, перемещающееся через таможенную границу РФ, не имеет
товар или багаж, или имеет его, но он предназначен для личного пользования, то
в этом случае осуществляется льготный порядок пересечения таможенной границы.
Лицо заполняет таможенную декларацию формы Т-6, где указывает, с какой целью
он выезжает за границу Российской Федерации, количество мест багажа, если он
есть, валюту и валютные ценности. Количество товаров и их вес не должны
превышать ограничений.
В
некоторых случаях, в целях выполнения законодательства Российской Федерации,
на некоторые товары требуются разрешительные документы: от Управления
Министерства культуры Российской Федерации, от Государственного комитета
Российской Федерации по связи и информации, от Госатомнадзора, от Минздрава
Российской Федерации, от Министерства сельского хозяйства Российской
Федерации, от Министерства внутренних дел, от Государственного комитета
санитарно-эпидемиологического надзора, от Банка России и других
государственных органов.
Поданные документы должны быть подлинными, иметь достоверные сведения
и правильно документально оформлены. Должностные лица таможенного органа,
принявшие документы, внимательно проверяют их на основании таможенного
законодательства и иных нормативных актов, а также с использованием
специальных технических средств. Их использование регламентировано приказом ГТК
РФ №397 от 26.06.96 г.1 , а также указанием Поволжского
таможенного управления №02-10/3 742 от 05.08.96 г2.
Для проверки подлинности таможенных документов применяются такие
технические средства таможенного контроля, как наблюдательная лупа,
микроскоп, ультрафиолетовый фонарь (он используется для идентификации подлинности
надписей, меток, знаков, оттисков печатей и штампов, банковских билетов и
других документов). Также используется прибор “Версия-М” для идентификации
водяных знаков, обнаружения следов химического вытравливания и механического
воздействия на документы. Он позволяет исследовать документы в
ультрафиолетовых, “косых” лучах на просвет. Для экспертной проверки банкнот и
ценных бумаг используется прибор “Эксперт”. Прибор “ДВС-02” используется для
линованного определения подлинности, подсчёта количества и общей суммы
долларов США. Для проверки достоверности сведений и правильного
документального оформления ГТК, региональные таможенные управления издают
приказы, указания, разъяснения по оформлению и проверке разрешительных
документов. Присылают копии этих документов, копии печатей организаций,
управлений, которые ставятся на документах, а также подписи должностных лиц,
имеющих право подписывать эти документы. Высылают списки государственных
органов, имеющих право выдавать разрешительные документы, или списки иных
учреждений или организаций..
На основании международных соглашений с участием Российской Федерации,
некоторые учреждения и организации стран дальнего и ближнего зарубежья
также имеют право выдавать разрешительные документы.
Достоверность сведений также может проверяться путём запроса в любой
другой правоохранительный орган Российской Федерации, налоговый или иной
контролирующий орган Российской Федерации.
§2.
Таможенный досмотр.
Наиболее
важной и часто используемой формой контроля является таможенный досмотр.
Таможенный досмотр проводится на основании Таможенного кодекса РФ, приказов
ГТК РФ №203 от 04.04.96 г.[1],
№21 от 18.01.94г., приказа ПТУ №150 от 27.06.96 г.2.
Таможенный досмотр делится на обязательный, который устанавливается
нормативными актами ГТК и на досмотр, производимый по усмотрению начальников
таможни и начальников таможенных постов.
2.1.
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
В обязательном порядке таможенный досмотр производится в отношении товаров,
подлежащих обложению акцизным налогом: заявленных в товаросопроводительных
документах как различного вида безалкогольные напитки, продукты питания,
табак, стекло, обувь и другие товары, близкие по наименованию к акцизным
товарам, в отношении лиц, ранее допустившими нарушения процедуры
внутреннего таможенного транзита, а также товаров, перевозимых транспортом,
принадлежащим физическим лицам.
В других случаях, досмотр производится по усмотрению начальников
таможенных постов, на основании сведений, указываемых в товаросопроводительных
и транспортных документах, а также в период основного таможенного
оформления.
Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в
фактической проверке товаров и транспортных средств, в целях установления
законности их перемещения через таможенную границу, соответствие проверяемых
товаров данным, заявленным в таможенной декларации, соответствие товаров
нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками,
выявление скрытых от таможенного контроля, либо перемещаемых без
разрешительных документов предметов, а также предметов, являющихся
контрабандой, определения наименования и кода по ТНВЭД товарная
номенклатура внешнеэкономической деятельности, определение стоимости,
количества и качества.
Досмотр
производится путём вскрытия тары и установки товаров, установления их
наименования, подсчёта количества, а при необходимости и качества товара,
путём проверки всех мест, полостей и конструктивных особенностей в
транспортных средствах и предметах, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в
которых могут быть спрятаны предметы контрабанды. Для этого применяются
прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и
агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п. Главный
принцип, используемый при производстве досмотра - его выборочность.
При выполнении таможенного досмотра таможенные органы применяют следующие
методы его осуществления: идентификационный досмотр (внешняя идентификация
товара), досмотр с пересчётом количества грузовых мест без их вскрытия, со
вскрытием всех грузовых мест, досмотр с пересчётом количества предметов в
грузовых местах, досмотр с замерами и определением характеристик товаров без взятия
проб и образцов на экспертизу (со взятием), направленный досмотр (по
выявлению тайников сокрытий контрабанды), повторный таможенный досмотр (до
выпуска товаров и после его выпуска).
Особенно детально необходимо рассмотреть метод идентификационного
досмотра. Идентификационный досмотр проводится в отношении всех партий,
ввозимых из дальнего зарубежья товаров, помещаемых под таможенный режим
выпуска для свободного обращения. Товары из стран СНГ досматриваются
выборочно, по решению начальника таможни. Не подлежат этому виду контроля
товары, перемещаемые физическими лицами в упрощённом, льготном порядке.
Идентификационный
таможенный досмотр проводится после подачи грузовой таможенной декларации в
упрощённом порядке с целью установления фактического соответствия товаров их
описанию и количеству, заявленному декларантом товаров в основных и
дополнительных листах грузовой таможенной декларации, определения страны
происхождения товаров. При проведении идентификационного таможенного досмотра
решение о выпуске товаров может приниматься только уполномоченными
сотрудниками отделов таможенного оформления и контроля, отвечающими за
документальное оформление, не участвующими в таможенном досмотре, и только
при наличии акта таможенного досмотра
Идентификационный
таможенный досмотр проводится на основании письменных поручений (см.
приложение №1). Письменные поручения регистрируются в журнале учёта актов
таможенного досмотра. Должностное лицо таможенного органа, получив
поручение на проведение идентификационного досмотра, осуществляет
фактический досмотр товаров и транспортных средств.
Результаты
досмотра, отражаемые в акте таможенного досмотра, в обязательном порядке должны
содержать:
¨
практическое описание товаров (наименование, из
какого материала изготовлены, что из себя представляют, цвет, запах и прочее);
¨
описание маркировки, нанесённой на товар и его
упаковку, определяющей страну происхождения этих товаров;
¨
количественные характеристики товаров (вес,
количество мест, количество товаров в дополнительных единицах измерения и так
далее ).
В
случае невозможности указания точных сведений, эти сведения указываются
ориентировочно.
Все
виды таможенного досмотра и результаты их проведения фиксируются на бланке
“Акт таможенного досмотра”. (см. приложение №1)
В
случае обнаружения, в акте досмотра отдельно отмечаются: наркотические
средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие,
радиоактивные и взрывчатые вещества, вооружение, огнестрельное оружие,
взрывчатые устройства, патроны к оружию и боеприпасы, ядерное, химическое,
биологическое и другие виды оружия массового уничтожения, материалы и
оборудование, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а
также предметы художественного, исторического и археологического достояния.
Акт таможенного досмотра составляется в двух экземплярах. Оба
экземпляра подписываются представителями всех заинтересованных организаций,
присутствующих при досмотре. Один экземпляр акта передаётся декларанту или
иному лицу, обладающему полномочиями в отношении досмотренных товаров.
Второй остаётся в таможенном органе.
При необходимости проведения экспертизы, в процессе досмотра, могут
отбираться пробы и образцы товаров. Взятие проб и образцов производится в
установленном порядке.
При проведении таможенного досмотра могут применяться технические средства
таможенного контроля (ТСТК), безопасные для жизни и здоровья людей, и не
причиняющие вреда товарам и транспортным средствам. Применение видов ТСТК
определяется для решения при таможенном досмотре следующих задач:
¨
проверка подлинности средств таможенной
идентификации и их наложении;
¨
поиск и обнаружение потенциальных предметов
контрабанды;
¨
идентификация материалов изделий и веществ;
¨
выполнение технологических операций при
ручном таможенном досмотре.
Необходимо отметить, что Таможенным кодексом РФ, Федеральными законами и
иными нормативными документами предусмотрено освобождение от таможенного
досмотра. Так, статья 188 Таможенного кодекса указывает, что от таможенного
досмотра освобождается личный багаж Президента Российской Федерации, а
также личный багаж, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации РФ
и членов Правительства РФ, если указанные лица пересекают границу РФ в связи с
исполнением своих депутатских или служебных обязанностей, а также военные
корабли, боевые и военно-транспортные судна и военная техника, следующая своих
ходом.
Следующим
примером может служить Федеральный закон РФ “О федеральной фельдъегерской
связи” от 16.11.94 г.1 , согласно которому не подлежат
таможенному досмотру перевозимые фельдъегерями фельдъегерской связи
отправления особой важности, совершенно секретные, секретные и иные
служебные отправления.
2.2.
Личный досмотр как исключительная форма таможенного досмотра.
Исключительной
формой таможенного досмотра является личный досмотр. Его применение
регламентировано статьёй 189 Таможенного кодекса РФ, а также инструкцией,
утверждённой Приказом ГТК РФ от 22.09.97г. №5691.
Инструкция определяет основание для проведения личного досмотра лиц,
следующих через таможенную границу РФ, либо находящихся в зоне таможенного
контроля или транзитной зоне транспорта, открытого для международного
сообщения, и его порядок, а также форму протокола о его проведении. Как было
уже сказано, личный досмотр является исключительной формой досмотра. Он
может быть произведён по решению начальника таможенного органа или
должностного лица, его замещающего. Личному досмотру может быть подвергнуто
любое физическое лицо независимо от гражданства. Не могут быть подвергнуты
досмотру:
¨
Президент РФ2;
¨
Члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы РФ3;
¨
судья Конституционного Суда РФ, за исключением
случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения
безопасности других людей4;
¨
прокуроры и следователи органов прокуратуры,
за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для
обеспечения безопасности других лиц, а также при задержании, при совершении
преступления5 ;
¨
судьи РФ, за исключением случаев проведения
личного досмотра в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи1
;
¨
сотрудники органов Федеральной службы
безопасности при исполнении ими служебных обязанностей2 ;
¨
сотрудники федеральных органов государственной
охраны при исполнении ими служебных обязанностей;
¨
лицо, обладающее иммунитетом на территории РФ
в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических отношениях 1961 года;
¨
а также иные лица, освобождённые от проведения
личного досмотра в соответствии с актами законодательства РФ и международными
договорами .
Личный
досмотр может быть проведён при наличии достаточных оснований полагать, что
физическое лицо, следующее через таможенную границу РФ, либо находящееся в
транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения или в зоне
таможенного контроля, скрывает при себе и не выдаёт товары, являющиеся
объектами нарушения законодательства РФ или международного договора РФ,
контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ. Такими
основаниями считаются соответствующие сведения, содержащиеся в заявлениях, и
сообщениях российских и иностранных лиц, в материалах, поступивших от
других таможенных органов РФ, а также непосредственное обнаружение
должностными лицами таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно
указывающих на то, что физическое лицо скрывает и не выдаёт товары.
Решение
о проведении личного досмотра определённого физического лица принимается
начальником таможенного органа или лицами, его замещающими, и оно оформляется
письменно, путём наложения резолюции на таможенную декларацию, поданной
физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо
оформляется отдельным актом. В решении должно быть указано конкретное
должностное лицо таможенного органа, которому поручено проведение личного
досмотра. Личный досмотр проводится при участии понятых, а при необходимости
специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника. Присутствие
при личном досмотре лиц, не участвующих в нём и не имеющих к нему отношения
запрещается. Лица. участвующие в личном досмотре, должны быть
совершеннолетними, и, за исключением медицинского работника, одного пола с
досматриваемым лицом. Обследование тела досматриваемого лица осуществляется
только медицинским работником. Личный досмотр должен проводиться в корректной
форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение непоправимого
вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица в пределах, необходимых
для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров.
Вред, причинённый имуществу досматриваемого лица неправомерными
действиями должностных лиц, таможенных органов, проводивших личный досмотр,
возмещается в соответствии с законодательством РФ.
Личный досмотр проводится в три этапа. Первый этап - подготовительный, он
начинается с момента объявления физическому лицу решения таможенного органа или
лица, его замещающего, о проведении личного досмотра. Лицу разъясняются его
права и обязанности в присутствии понятых, а также предлагается добровольно
выдать товары, скрытые от таможенного контроля. Во втором этапе должностное
лицо таможенного органа объявляет физическому лицу о начале непосредственного
личного досмотра, происходит досмотр вещей, одежды и тела физического лица,
их исследование при необходимости.
Страницы: 1, 2, 3
|