бесплатные рефераты

Таможенный контроль






























Глава IV. Ответственность за нарушение

правил таможенного контроля.


            Юридическая ответственность  -  это  важная  мера  защиты  интересов личности, общества и государства.  Она наступает в результате нарушения  предписания правовых  норм  и  проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения1 .



§1. Уголовная ответственность.


Таможенные органы,  наряду с обеспечением порядка перемещения товаров через таможенную границу, таможенных режимов, таможенного оформления и таможенного контроля,  осуществляют непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела,  защищая государственную безопасность страны,  жизнь и здоровье людей, интересы российских потребителей, пресекают незаконный оборот товаров,  изъятых из  гражданского  оборота.  В  качестве правоохранительного,  таможенный орган выступает лишь с момента получения сообщения о совершённом преступлении, либо нарушении таможенных правил. При  производстве  и  рассмотрении  дел  о  нарушении  таможенных правил должностные лица таможенного органа руководствуются  положениями  Таможенного кодекса РФ,  установившего, по существу, процессуальный порядок расследования и рассмотрения таможенных правонарушений,  а  также  нормами  Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. При обнаружении и расследовании преступлений, отнесённых к их компетентности,  они  руководствуются  нормами уголовного и  процессуального  кодекса,  законом  “Об оперативно-розыскной деятельности” и другими нормативными актами  РФ.  Правоохранительную  деятельность могут осуществлять только органы,  специально уполномоченные на это государством.

            Руководство деятельностью по пресечению правонарушений возложено на управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил ГТК РФ. Расследование правонарушений осуществляют отделы организации дознания региональных таможенных управлений и таможен.

Как правило,  таможенные  правонарушения обнаруживаются при производстве таможенного оформления и проведении  таможенного  контроля.  Прежде всего с ними сталкиваются таможенные посты. Меры взыскания, которые налагают таможенные органы за нарушения таможенных правил,  относятся к мерам государственного принуждения. Например, нарушение порядка таможенного контроля влечёт предупреждение,  либо наложение штрафа (статья 256 Таможенного кодекса).

При наложении взыскания требуется строгое соответствие  его  предписаниям закона.  Таможенный орган не может вместо указанных выше видов взыскания применять к лицу, нарушившему порядок таможенного контроля, конфискацию транспортного средства, которое отправилось без разрешения таможенного органа, поскольку мера не предусмотрена санкцией статьи 256 Таможенного  кодекса РФ.  Подобные  отступления  от требований закона служат основанием для обжалования постановления о наложении взыскания и его отмене.

Законные и  обоснованные  решения правоохранительных органов подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами.  Невыполнение их влечёт за собой дополнительные санкции для правонарушителей.

Действия правоохранительных органов могут быть обжалованы  в  административном или  судебном  порядке.  Это  положение чрезвычайно важно,  поскольку деятельность таких органов связана с преступлениями и  иными  правонарушениями, принимаемые  ими  решения  существенно  влияют  на право свободы граждан, ограничивая его. Специальный раздел Таможенного кодекса РФ посвящён обжалованию и рассмотрению решений действий или бездействия таможенных органов и должностных лиц.

В зависимости  от  характера  совершённых правонарушений в сфере таможенного контроля различают  дисциплинарную,  административную,  гражданско-правовую и  уголовную ответственность.  Наиболее жёсткими мерами воздействия определяется уголовная ответственность,  которая применяется  в  судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Таможенный кодекс  сформулировал три состава правонарушений,  которые по степени общественной опасности должны быть отнесены к преступлениям:

¨    контрабанда,  статья 219 Таможенного кодекса РФ;

¨    уклонение от уплаты таможенных платежей,  статья 220 Таможенного кодекса РФ;

¨    незаконные валютные операции и иные действия с валютными ценностями, статья 221 Таможенного кодекса РФ.       

Одним из  самых опасных преступлений в сфере таможенного дела,  отнесённого к таможенному контролю,  является контрабанда,  за совершение которой лица привлекаются к уголовной ответственности.

            Уголовным кодексом РФ1 ,  вступившим в действие с 01.01.97 г.,  выделен специальный раздел о преступлениях в сфере экономики. Среди них - пять составов, условно называемых “таможенные  преступления”, один из них - о контрабанде (статья 188 УК РФ).  В соответствии с этой статьёй, контрабандой признаётся перемещение в крупном  размере  через  таможенную границу РФ товаров или иных предметов,  скрытых от таможенного контроля, либо с  обманным  использованием  документов  или  средств  таможенной идентификации, либо  сопряжённое с недекларированием или недостоверным декларированием, статья 188 УК часть 1.  Таким образом,  для того,  чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности за контрабанду, требуется установить, что она совершена в крупном размере и теми способами,  которые перечислены в части 1 статьи 188 УК. 

Определение крупного размера контрабанды содержится в  примечании к статье 188 УК.  Таковым признаётся перемещение контрабандным способом товаров, если стоимость их превышает двести минимальных размеров оплат  труда, установленных действующим  законодательством  на  момент  совершения преступления. Перемещение товаров,  помимо таможенного контроля,  охватывает любые действия по ввозу или вывозу товаров,  минуя определённые таможенным органом места,  в которых,  прежде, чем товары будут допущены к пересечению таможенной границы должен быть проведён таможенный контроль,  в местах таможен, таможенных постов.

            Сокрытие от  таможенного  контроля  представляет собой любой способ утаивания товаров, использование тайников, специальных хранилищ, придание одним товарам вида других товаров. Обманное использование документов представляет самостоятельный способ совершения контрабанды.

            Желая незаконным  путём  провести  товар  через таможенную границу, лицо может предъявить таможенному контролю заведомо подложные  документы, либо недействительные или содержащие недостоверные сведения документы.

Примером может служить дело о контрабандном  перемещении  крупной партии товаров народного потребления, расследованное таможенниками и контрразведчиками Управления ФСБ РФ по Ульяновской области. Закупив в Китае товар на сумму 422 тысячи рублей (цены на октябрь 1998 года),  предпринимательница Ш., сопровождала груз на  арендованной  машине  до  Троицкого  таможенного  поста Магнитогорской таможни.  В  день прибытия таможенное оформление не производилось, был выходной день,  и,  не желая ждать следующего дня, Ш. решила переместить товар,  минуя пост и не составляя таможенную декларацию, а также, уклонившись от уплаты таможенных платежей,  Ш.  взяла документы у водителя на его КамАЗ,  предъявила их сотрудникам таможни и получила удостоверение ввоза транспортного средства на этот автомобиль,  скрыв наличие в нём груза. Убедившись, что  на территории поста никого нет и её действия остаются незамеченными, Ш. заявила водителю, что ею оформлены все таможенные документы на товар и на машину и им разрешён въезд на территорию России. Но через три дня, в момент разгрузки товара в Ульяновске,  предпринимательница была задержана  сотрудниками УФСБ и Ульяновской таможни, а транспортное средство и товар изъяты.    

Состав контрабанды образует  обманное  использование  средств  таможенной идентификации, пломб, печатей, идентификационных знаков и т.д.         Недекларированные или недостоверное  декларирование  означает  несообщение при таможенном оформлении сведений, либо заявление ложных сведений о перемещаемых товарах.        

Контрабанда, совершённая указанными способами, образует простой состав и наказывается лишением свободы сроком до пяти лет.

Более опасным  видом  контрабанды  является  ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с  неё  товаров,  в  отношении  которых  установлены специальные правила   перемещения  через  таможенную  границу. Это   наркотические средства, психотропные,  сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные и  взрывчатые  вещества,  вооружения,  взрывные  устройства,  огнестрельное оружие или боеприпасы,  ядерное,  химическое,  биологическое,  другие  виды оружия массового  поражения,  материалы  и оборудования,  которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.  Если эти деяния совершены тайно или с сокрытием от таможенного  контроля,  либо  с  обманным  использованием  документов или средств таможенной идентификации,  либо сопряжённые с недостоверным декларированием или недекларированием, части 2 статьи 188 УК.

            Указанные вещества и  средства,  составляющие  предмет  контрабанды, изъяты из гражданского оборота и представляют повышенную опасность.

Перечень наркотических,  психотропных,  сильнодействующих и  ядовитых веществ содержится в списках, издаваемых постоянным комитетом по контролю за оборотом наркотиков при Минздравпроме РФ,  в  соответствии  с  Единой конвенцией о  наркотических  средствах  1971 года.  Конвенцией о психотропных веществах 1971 года и Конвенцией ООН по борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Перемещение через таможенную  границу  наркотиков  и  ядовитых  веществ определено  постановлением  Правительства РФ “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических  средств,  сильнодействующих и ядовитых веществ” от 16.03.96 г.  №2781 и “Об утверждении номенклатуры наркотических средств,  сильнодействующих наркотических  веществ, на которые распространяется порядок ввоза на территорию РФ и вывоза из РФ” от 03.08.96 г. №9302 .

            Федеральный закон  “Об оружии” от 13.11.96 г.1 ,  Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.07.96 г.  раскрывает  понятие  огнестрельного  оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ.  В соответствии с содержанием в этом постановлении разъяснениями под огнестрельным оружием понимаются все  виды  боевого, служебного,  гражданского оружия, в том числе, самодельного изготовления, конструктивно предназначенного для поражения  цели  на  расстоянии  снарядом, получающем направление за счёт энергии заряда.  К ним относятся артиллерийские снаряды и мины,  гранаты, снаряды, боевые ракеты, а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления.

Под взрывчатыми веществами понимается химическое соединение и механические смеси веществ,  способные к взрыву.  К ним относятся тротил, аммонит, пластиты, дымный и бездымный порох, твёрдое ракетное топливо и т.д.2

            Не могут  быть  отнесены  к  предметам  контрабанды (при отсутствии признака крупного размера)  газовые,  сигнальные,  стартовые,  строительно-монтажные пистолеты и револьверы,  патроны (например,  сигнальные холостые),  не предназначенные для поражения цели.  Они не относятся к  огнестрельному  оружию, боеприпасам и взрывчатым веществам.

Международными нормами к оружию  массового  уничтожения  (поражения) относится такое, которые действует путём взрыва или при помощи радиоактивных материалов.  Смертоносное химическое и  бактериологическое  оружие  и любое иное оружие,  которое будет разработано в будущем, обладающее свойствами атомной бомбы или другого упомянутого выше оружия.  К  оружию  массового поражения относятся  химическое,  биологическое и ядерное оружие. Установлен запрет на провоз контрабандным способом стратегически важных сырьевых  товаров, независимо от их стоимости.  Постановлением Правительства РФ от 26.06.92г. №434 утверждён Перечень стратегически  важных  сырьевых  товаров,  экспорт которых осуществляется  предприятиями и организациями,  зарегистрированными МВЭС РФ.

            Предметом контрабанды могут быть культурные ценности,  в отношении которых действуют специальные правила.  Порядок их перемещения  через  таможенную границу  определён Федеральным Законом РФ от 15.04.93 года “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1 .  Под действие этого закона попадают  исторические ценности, предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок художественные ценности. В том числе картины, скульптуры, художественные композиции,   гравюры,  произведения  декоративно-прикладного  искусства, изделия традиционных народных художественных промыслов, редкие рукописи, архивы, включая фото-, кино-, видеоархивы.

            Рассмотрим вопрос,  является ли контрабандой провоз или попытка про- воза через таможенную границу иностранной валюты,  если она не декларирована или в декларации указана сумма меньшая, чем вывозимая.

Из диспозиции статьи 188 части 1 УК РФ следует,  что вывоз иностранной валюты данным способом не является преступлением при условии,  что  провоз валюты осуществляется не в крупном размере .

            Контрабанда относится к так называемым формальным  преступлениям, закон считает  такие преступления оконченными после совершения опасного деяния (бездействия),  независимо от наступления последствий.  Состав контрабанды налицо после совершения перемещения товаров через таможенную границу.  В остальных случаях имеет место покушение на контрабанду. Статья 18 Таможенного Кодекса связывает  момент  окончания  преступления с тем,  ввозятся товары на таможенную территорию или вывозятся с неё.  При ввозе товаров на таможенную территорию с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории РФ,  происходит фактическое пересечение таможенной границы,  и,  следовательно, контрабанда с этого момента считается оконченной.  При вывозе с таможенной территории РФ и при ввозе  товаров с  остальной  части  таможенной  территории РФ на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады перемещение через таможенную  границу совпадает с  подачей  таможенной  декларации  или совершением иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения,  соответственно вывезти, либо ввезти товары.  Например,  если лицо, намереваясь вывезти за рубеж валюту в крупном размере,  при заполнении таможенной декларации не  указал  её или указано  неверно  и  это  было  выявлено при таможенном досмотре,  налицо окончательный состав контрабанды.

            Предметом контрабанды  часто  являются наркотики.  Необходимо более внимательно рассмотреть этот вопрос.  Статья 288 часть 5 УК РФ  устанавливает уголовную ответственность за нарушения правил перевозки, пересылки, ввозе, вывозе наркотических средств  или  психотропных  веществ.  Часто  перечисленные действия образуют  самостоятельный  состав преступления.  Чтобы избежать различных подходов к квалификации таких действий,  если они связаны с  пересечением таможенной границы.  Пленум Верховного Суда РФ,  в одном из постановлений указал,  что незаконное перемещение наркотических средств, сильнодействующих и  ядовитых  веществ через таможенную территорию Российской Федерации, подлежит дополнительной квалификации по статье,  предусматривающей  ответственность за контрабанду.

При контрабандной перевозке наркотиков,  сильнодействующих и  ядовитых веществ,  точно  также как и других веществ и предметов,  изъятых из гражданского оборота,  их стоимость не имеет значения при квалификации преступления, но  весьма  важно  при  определении  общественной  опасности  конкретного преступления и для индивидуализации наказания.  Определяя их  стоимость,  суд исходит не только из количества, но и свойств наркотических средств по степени их воздействия на организм.

Перевозка или пересылка контрабандным способом природных драгоценных камней и жемчуга,  боеприпасов и взрывчатых веществ и устройств квалифицируется по  совокупности преступлений,  если в действиях лица имеется состав преступления, предусмотрено статьями 191, 220, 222, 234 УК РФ.     

Имеются примеры,  когда  отъезжающих за границу просят передать посылку для родственников или друзей, проживающих в странах, куда отправляются отбывающие из  России.  О том,  что находится в посылке,  сообщается устно,  но фактически, до момента таможенного контроля,  её  содержание  остаётся  неизвестным. Не  исключено,  что  в посылке находятся предметы,  изъятые из гражданского оборота,  или требующего специального разрешения на ввоз  или  подлежащие обязательному  декларированию.  В таких случаях возбуждается уголовное дело, проводится расследование,  задачей которого установить, был ли умысел на незаконный провоз  таких  предметов без должного оформления.  Если умысел не установлен, нет основания для привлечения к уголовной ответственности.

Повышенную опасность  представляет  контрабанда,  совершённая  неоднократно, либо должностными лицами,  либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Если совершение “простой” контрабанды наказывается лишением  свободы на срок до пяти лет, контрабанда предметов и вещей, изъятых из гражданского оборота предусматривает лишение свободы на срок от трёх до семи лет с конфискацией имущества или без неё,  то в случае контрабанды,  совершённой неоднократно или должностным  лицом,  санкция  существенно  повышена.  Виновный может быть осуждён к лишению свободы на срок от пяти до десяти лет. Возможно применение конфискации имущества.

            Наиболее опасной  является  контрабанда,  совершаемая  организованной группой.

            Преступление признаётся  совершённым  организованной  группой,  если оно совершено устойчивой группой лиц,  заранее объединившихся для  совершения одного или нескольких преступлений,  часть 45,  статья 35 УК РФ.  Лица, объединившиеся в организованную группу,  совершают наиболее  дерзкие  преступления, контрабанду наркотиков,  антиквариата.  Организованный  характер  приобретает контрабанда культурных ценностей с привлечением криминальных структур международного масштаба.

Следующим преступлением, которое можно отнести к сфере таможенного контроля,  относится незаконный экспорт технологий,  научно-технической информации и услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения,  средств его доставки,  вооружения и военной техники, и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Ответственность за эти преступления предусмотрена статьёй 189 УК РФ. Виновный в его совершении может быть оштрафован в размере от 700  до  1000  минимальных  размеров оплаты труда,  либо  может быть осуждён к лишению свободы на срок от трёх до семи лет.  Установление уголовной ответственности за указанное выше  действия обусловлены международными  обязательствами  нашей страны по нераспространению оружия массового поражения. Обязательным признаком этого преступления является нарушение требований специального экспортного контроля.

Преступление признаётся оконченным с момента фактического  перемещения через границу технологий, научно-технической информации, либо с момента оказания услуг,  которые могут быть использованы при создании оружия  массового поражения, вооружения  и  военной  техники.  Определённые  требования предъявляются к лицу,  которое может быть привлечено к уголовной  ответственности. Это  может  быть  только  то  должностное лицо - руководитель государственного предприятия,   организации,   либо   руководитель   негосударственного предприятия, организации,   которые  на  основе  лицензии  осуществляют  военно-техническое сотрудничество с иностранными партнёрами.



§2. Административная ответственность.


            Административная ответственность выражается в применении органами исполнительной власти,  в нашем случае таможенными органами,  мер административного воздействия к виновным лицам1

Таможенные правонарушения  относятся  к  административным правонарушениям. До принятия Таможенного Кодекса РФ  рассматривались  по  правилам, установленным Кодексом  РСФСР  об административных правонарушениях (КоАП) . Этим же Кодексом определялись составы нарушений таможенных  правил.  Таможенный Кодекс РФ значительно расширил перечень составов нарушений таможенных правил,  определил процедуру их рассмотрения и заложил  основы  таможенно-правовой ответственности,  которые  включают положение различных отраслей права, но в тоже время существенно от них отличаются.

            Статья 230  ТК  РФ раскрывает понятие нарушений таможенных правил. Таковыми признаются действия или бездействия  лица,  посягающие  на  установленный законодательством порядок перемещения,  таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств,  перемещаемых  через  таможенную границу РФ, на порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими,  за  которые  Кодексом предусмотрена ответственность.

            Таким образом из понятия следуют четыре основные группы  нарушений таможенных правил:

1.  нарушения,  связанные с  порядком  перемещения  через  таможенную границу товаров и транспортных средств;

2.  нарушения,  связанные с порядком таможенного контроля и таможенного оформления;

3.  нарушена,  связанные с обложениями таможенными платежами  и  их уплатой;

4.  нарушения,  связанные с предоставлением таможенных льгот и  пользованием ими, за которые Кодексом предусмотрена ответственность.

Нарушения таможенных правил включает сорок  составов  правонарушений. Рассмотрение их и наложение взысканий осуществляют таможенные органы.

Рассмотрим нарушения таможенных правил,  связанные с  таможенным контролем. К ним относятся

¨    нарушения режима зоны таможенного контроля (ст.249 ТК РФ):

¨    выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них (ст. 254 ТК РФ);

¨    перемещение товаров и транспортных средств через таможенную  границу РФ помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ).

            Кратко охарактеризуем указанные составы.  Ответственность  за нарушение режима таможенного контроля введена одновременно с понятием зоны таможенного контроля.  С созданием таких зон только с разрешения  таможенных органов и  под  их  контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности,  перемещение через границу зон таможенного  контроля и  в  их пределах товаров и транспортных средств,  а также лиц,  не являющихся сотрудниками таможенного органа (ст. 249 ТК РФ).

            Неправомерными признаются перечисленные в ст.  254 ТК РФ три  вида  деятельности по распоряжению товарами и транспортными средствами,  находящимися под таможенным  контролем, это: выдача, утрата или недоставление.

            Указанные виды деятельности признаются неправомерными в том  случае,  если  они  предприняты  в  отношении  товаров  и  транспортных средств, находящихся  под  таможенным  контролем,  а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства.

            Правонарушение, предусмотренное ст.  276 ТК РФ, представляет один из наиболее опасных  видов  посягательств в сфере таможенного дела и заключается в перемещении товаров и транспортных средств через  таможенную  границу  РФ, помимо таможенного  контроля,  т.е.  вне  определённых  таможенными органами мест или вне установленного  времени  производства  таможенного  оформления, при отсутствии  признаков  контрабанды,  если  стоимость  товара не превышает двухсот минимальных размеров  оплаты  труда.  Рассмотренные  правонарушения, связанные с  таможенным  контролем,  при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ,  следующая значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля.

            Такими являются:

¨    отправление  транспортного средства без разрешения таможенного органа РФ (ст. 256 ТК РФ);

¨    причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 257 ТК РФ);

¨    воспрепятствование  доступу  должностного  лица таможенного органа РФ на территорию и в помещения для проведения таможенного контроля (ст.  264 ТК РФ);

¨    непредставление таможенному органу РФ отчётности и несоблюдения порядка ведения учёта (ст. 265 ТК РФ);

¨    сокрытие от таможенного контроля товаров,  перемещаемых через  таможенную границу РФ (ст. 277 ТК РФ);

¨    перемещение товаров и транспортных средств через таможенную  границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ);

¨    невыполнение должностными  и иными лицами требований,  действующих в таможенном деле.

            Приведённый перечень статей очень многообразен.  Таможенные правила нарушаются при отправлении транспорта с места стоянки,  находящегося под  таможенным контролем,  но до его проведения;  при причаливании к судам, находящимся под таким контролем,  при воспрепятствовании должностным  лицам  досматривать грузы.

Между тем,  в помещении или на территории, которые намереваются осмотреть сотрудники таможни, могут находиться грузы, подлежащие таможенному контролю, документы,  необходимые для его проведения, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможню.

Обязательному учёту подлежат товары, находящиеся под таможенным контролем. Учёт ведётся в определённых формах, установленных таможенным комитетом. Проверка системы учёта и отчётности – необходимое условие проведения таможенного контроля.

Сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Однако, если их стоимость не превышает двухсот минимальных размеров оплаты труда, состав контрабанды отсутствует, лицо привлекается к ответственности по нормам таможенного законодательства, позволяющего определить взыскание в виде штрафа от ста до трёхсот процентов стоимости товаров с конфискацией, либо взыскание их стоимости. Указанное правонарушение, а также перемещение грузов с обманным использованием документов или средств идентификации, имеют достаточно широкое распространение и представляет повышенную общественную опасность.

При ввозе товаров по документам, содержащим недостоверные сведения о них, несёт ответственность лицо, перемещающее товары, при этом конфискация применяется только к товарам, сокрытым от таможенного контроля.

            Субъектами ответственности за нарушение таможенных правил могут быть:

¨      российские и иностранные граждане (физические лица), если к моменту совершения правонарушения они достигли шестнадцатилетнего возраста;

¨      должностные лица, если в из служебные обязанности в момент совершения ими правонарушений входило обеспечение выполнения определённых требований;

¨      предприятия, учреждения, организации;

¨      лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Особенностью в таможенном законодательстве является возможность привлечь к ответственности одновременно и юридическое и физическое лицо.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ привлечение к ответственности предприятий, учреждений и организаций, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не освобождает от ответственности из должностных лиц и иных работников за совершение ими нарушения таможенных правил. Особенность заключается и в том, что при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду и совершение иных преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, должностных лиц и иных работников не освобождает предприятия, учреждения и организации, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от ответственности за нарушение таможенных правил.

Если не рассмотреть эти требования, это может привести к необоснованному привлечению к ответственности, освобождение от неё, либо к неправильной юридической оценке нарушения.

При установлении факта совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами с одновременным выявления таможенным органом конкретного должностного лица или работника этого лица, который не выполнил требования, действующего в таможенном деле, и в результате этого было совершено нарушение таможенных правил юридическим лицом,  вопрос об ответственности должен решаться с учётом требований части 6 и 7 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ.

В части 6 статьи 231 Таможенного Кодекса РФ сказано “Физические лица и должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если они совершили противоправное действие или бездействие умышленно или по халатности”.

По статье 288 Таможенного Кодекса РФ, должностное лицо или иной работник юридического лица, а равно физическое лицо, выполняющее для него по договору работу, могут быть привлечены к ответственности только в том случае, если к ответственности привлечено и само юридическое лицо.

Единственным обстоятельством при котором не привлекается к ответственности юридическое лицо, если нарушение произошло в следствии непреодолимой силы, то есть при событиях таких как стихийное бедствие или военные события.

Новым также является положение об ответственности за нарушения таможенных правил военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов. Они несут ответственность на общих основаниях.

Ответственность за нарушения таможенных правил  наступает в соответствии с законодательными актами, действующими на момент совершения правонарушения, но в таможенном законодательстве применили принцип невозможности поворота к худшему, т.е. акты, устанавливающие или усиливающие ответственность обратной силы не имеет. Применение обратной силы закона основывается на конституционном положении, закреплённом в части 2 статьи 54 Конституции РФ: “Никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент его совершения не признавались правонарушением”.

При привлечении к ответственности за нарушение таможенных правил, учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность, либо отягчающие её. Смягчающими обстоятельствами являются активное способствование разрешению дела совершения правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, а также совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной имеющей ребёнка до одного года, совершение преступления вследствии стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств, либо добровольное устранение вредных последствий правонарушения.

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за нарушение таможенных правил, являются:

¨      повторное в течении года совершение нарушения;

¨      совершение нарушения лицом, ранее совершившим контрабанду или иное преступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов;

¨      совершение нарушения таможенных правил группой лиц либо в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах.

Статья 238 Таможенного кодекса предусматривает наложение взыскания за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим. Таким образом, таможенным законом определены более серьёзные последствия для лиц, нарушающих таможенные правила.

В то же время, не исключена возможность к лицам, например, впервые совершившим нарушения, незначительные по своему характеру при наличии смягчающих обстоятельств применить менее строгое взыскание, чем это предусмотрено санкцией статьи. Кроме того, при малозначительности совершённого нарушения возможно освобождение от ответственности, ограничившись устным замечанием. Закон не раскрывает понятия малозначительное нарушение. Освобождение от ответственности при таких обстоятельствах является правом, а не обязанностью таможенного органа.

За нарушение таможенных правил налагаются следующие виды взысканий:

¨      предупреждение;

¨      штраф;

¨      отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом РФ для осуществления определённых видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом;

¨      конфискация товаров и транспортных средств, которые являются непосредственными объектами нарушения таможенных правил либо имеют специально изготовленные тайники, используемые для перемещения через таможенную границу;

¨      взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил либо имеющих специально изготовленные тайники, которые использовались для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, представляющих собой непосредственный объект нарушения таможенных правил;

¨      конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Из перечисленных видов взысканий наиболее мягким является предупреждение. Эта мера в большей степени носит воспитательный характер, применяется, как правило, к лицам, виновным в совершении незначительных правонарушений либо совершившими нарушение впервые или по неосторожности. Предупреждение выносится в письменной форме. Взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения нарушения (ст. 249 ТК РФ).

Наиболее распространённой мерой взыскания является штраф. Это имущественная мера, денежное взыскание.

В соответствии со ст. 243 ТК РФ штраф устанавливается применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которым понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, - на день обнаружения правонарушения.

При наложении штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товара и транспортных средств, под стоимостью понимается их свободная (розничная) цена на день обнаружения правонарушения.

Законом предоставляется возможность варьировать принцип определения размера штрафа. В случае нарушения срока представления таможенной декларации, например, виновный может быть оштрафован в размере до десятикратного установленного размера минимальной месячной оплаты труда (ст. 256 ТК РФ).

При неправомерных операциях с товарами и транспортными средствами, помещёнными под определённый таможенный режим, применяется иной принцип определения размера штрафа – процентный. За любое нарушение предусмотрен штраф в размере от ста до двухсот процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения (ст. 276 ТК РФ). Штраф может быть применён как к физическим, так и юридическим лицам.

Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется как дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам и специалистам по таможенному оформлению в случае нарушения ими таможенных правил, если нарушения совершены в связи с осуществлением этими лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом. Этот вид взыскания характерен только для таможенного законодательства.

Конфискация как вид взыскания обращена только на те предметы, которые тем или иным образом были связаны с возможностью нарушения таможенных правил.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств является новым видом административного взыскания, впервые введённым Таможенным кодексом, и заключается в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену, в двух случаях: во-первых, в отношении товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; во-вторых, в отношении товаров и транспортных средств, которые использовались для перемещения через таможенную границу с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения, т.е. определяли способ совершения правонарушения.

Этот вид взыскания применяется как дополнительный. Однако в ст. 276 ТК РФ (перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, бывших непосредственными объектами правонарушения, является самостоятельным видом взыскания наряду со штрафом.

Законом установлены сроки наложения взыскания ща нарушения таможенных правил.

Предупреждение, штраф, отзыв лицензии или квалификационного аттестата могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения.

Для юридических лиц установлены иные сроки – взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения.

Другие виды взыскания - оба вида конфискации товаров и транспортных средств или взыскание их стоимости – налагается независимо от времени совершения или обнаружения нарушения и независимо от того, являются они основными или дополнительными взысканиями. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но если имеются основания для привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил, срок наложения взыскания исчисляется с момента получения таможенным органом решения об отказе в возбуждении уголовного дела.



§3. Гражданско-правовая ответственность.


            Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом её наступления будет возмещение вреда в формах предусмотренных санкциями гражданского права1.

            Гражданская правовая ответственность наступает тогда, когда должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного контроля может быть причинён непоправимый вред лицам, их товарам и транспортным средствам.

            Этот вред, который причинён им мог быть причинён должностным лицом таможенного органа, должен рассматриваться в гражданско-правовом аспекте, на основании Гражданского кодекса РФ. Статья 1069 ГК РФ  предусматривает ответственность за вред, причинённый органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В ней говорится, что вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе, в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.



§4. Дисциплинарная ответственность.


            Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя1 . Она является одним из видов ответственности по таможенному праву. По своей природе и характеру она является административно-правовой, но одновременно регламентируется нормами таможенного права.

            В статье 456 Таможенного кодекса сказано: “За неправомерные действия, решения или бездействия, работники таможенных органов несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с законодательством РФ”.

            За нарушение трудовой дисциплины к работникам применяются следующие дисциплинарные взыскания:

1.  Замечание.

2.  Выговор.

3.  Строгий выговор.

4.  Перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трёх месяцев.

5.  Увольнение.


Рассмотренная юридическая ответственность, является важной мерой защиты и обеспечения соблюдения правил перемещения через таможенную границу РФ всеми лицами, участвующими в сфере таможенного дела, а также должностными лицами таможенного органа, выполняющими свои функциональные обязанности. Эта ответственность является одной из гарантий стабильности в сфере таможенного дела.


























З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

            Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми Государственным таможенным комитетом.

            В настоящее время одной из первоочередных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли. Переживая серьёзные трудности, остро нуждаясь в поддержке отечественных экспертов, страна стоит перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых первоочередные – экономические.

            Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. Вместе с тем, механизм правового регулирования этой сферы таможенного регулирования (как и таможенного регулирования вообще), созданной в первые годы реформ на основе ТК 1993 года, несовершенен. Огромный массив разнородных зачастую противоречащих друг другу нормативных актов вряд ли может обеспечить  эффективную защиту интересов как государства, так и частных лиц.

            Большинство авторов признают настоятельную необходимость приведения всего массива нормативно-правовых актов по таможенному делу в целом, и по таможенному контролю – в частности – в стройную систему. Есть надежда, что этому будет способствовать принятие нового Таможенного кодекса.

            Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.

            Таким образом, таможенный контроля является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно и имеет большой потенциал развития и совершенствования.
























Литература.


Нормативные акты.


1.      Конституция Российской Федерации от 1 декабря 1993 года.

2.      Федеральный конституционный закон РФ “О Конституционном Суде Российской Федерации” от 21.07.94. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г., с. 47.

3.      Таможенный кодекс РФ от 19 июня 1993 года.

4.      Уголовный кодекс РФ от 1 января 1997 года.

5.      Гражданский кодекс РФ (часть II) от 22 декабря 95 г.

6.      Кодекс об административных правонарушениях.

7.      Закон РФ “Об оружии” от 13.11.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №51, Ст. 5681.

8.      Закон РФ “О таможенном тарифе” от 21.05.93 г. // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993 г., №31, Ст. 1221.

9.      Закон РФ “О федеральной фельдъегерской связи” от 16.11.94 г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №34, Ст. 3547.

10. Закон РФ “О статусе членов Совета Федерации и статусе депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 08.05.94г.      // Собрание законодательства РФ. 1994 г., №2, Ст. 74.

11. Закон РФ “О Прокуратуре Российской Федерации” от 17.01.92 г. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г.,      с. 207.

12. Закон РФ “О статусе судей Российской Федерации” от 26.06.92 г. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г.,     с. 46.

13. Закон РФ “Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации” от 26.06.92 г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №15,              Ст. 1269.

14. Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12.08.95г. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №33, Ст. 3349.

15. Закон РФ “Об ветеринарии” от 14.05.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1994 г., №24, Ст. 257.

16. Закон РФ “О ввозе и вывозе культурных ценностей” от 15.04.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г., №20, Ст. 718.

17. “Соглашение о принципах таможенной политики” от 13.03.98 г. // Сборник нормативных документов “Таможенное право”. Выпуск 6, М., 1998 г., с. 400.

18. Указ Президента РФ “О неотложных мерах по организации таможенного контроля” от 18.07.92 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992г., №4, Ст. 176.

19. Указ Президента РФ “О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения”. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №42, Ст. 4804.

20. Указ Президента РФ “Структура федеральных органов исполнительной власти” от 14.08.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №34, Ст. 4082.

21. Постановление Правительства РФ от 24.05.93 г. “О неотложных мерах по усилению таможенного контроля на государственной границе Российской Федерации”. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993 г., №22,           Ст. 2030.

22. Постановление Правительства РФ “О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих ядовитых веществ” от 16.03.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №13, Ст. 1350.

23. Постановление Правительства РФ “Об утверждении номенклатуры наркотических средств, сильнодействующих наркотических веществ на который распространяется порядок ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации” от 03.08.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996г., №34, Ст. 4122.

24. Постановление Правительства РФ “О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации” от 04.09.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995г., №37, Ст. 3626.

25. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе” от 16.03.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №13, Ст. 1358.

26. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которого контролируется” от 7.10.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996 г., №20, Ст. 2359.

27. Постановление Правительства РФ “Об утверждении Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта в Российскую Федерацию” от 31.10.96 г.      // Собрание  законодательства РФ. 1996 г., №46, Ст. 5249.

28. Постановление Правительства РФ “Положение о Государственном таможенном комитете РФ” от 26.12.91 г. // Таможенный вестник. 1992 г., №1, с. 1.

29. Постановление Правительства РФ “Положение о государственном ветеринарном надзоре в РФ” от 18.06.94 г. // Собрание законодательства РФ. 1994 г., №9, Ст. 1007.

30. Приказ ГТК РФ №203 “О проведении таможенного досмотра” от 04.04.96 г.     // Таможенный вестник. 1996 г., №11, с. 3.

31. Приказ ГТК РФ №397 “Об использовании средств таможенного контроля” от 26.06.96 г. // Таможенный вестник. 1996 г., №13, с. 2.

32. Приказ ГТК РФ “О заполнении и использовании грузовой таможенной декларации” от 5.07.94 г. // Сборник нормативных документов “Таможенное право”. М., 1995 г., Ст. 605.

33. Приказ ГТК РФ №314 “Положение о таможенном складе” от 10.08.93 г.            // Российские вести. 1994 г., №169, с. 5.

34. Приказ ГТК РФ №388 “Положение о временном хранении” от 7.10.94 г. // Российские вести. 19 ноября 1993 г., с. 4.

35. Приказ ПТУ РФ №150 “О проведении таможенного досмотра” от 27.06. 96 г.   // Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления (Для служебного пользования). Нижний Новгород. 1997 г., с. 83.

36. Приказ ПТУ РФ №742 “О применении средств таможенного контроля” от 05.08.96 г. // Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления (Для служебного пользования). Нижний Новгород. 1997 г., с. 72.



Литературные источники.


Учебники.

1.      Алексеев С.С. “Государство и право”. М., 1994г.

2.      Алёхин А.П., Козлов Ю.М. “Административное право”. М., 1997г.

3.      Габричидзе Б.Н. “Таможенное право”. Л., 1997г. с. 500.

4.      Овсянко Д.Н. “Государственная служба”. М., 1994г., с. 420.

5.      Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”. М., 1997г., с. 371.


Монографии.

1.      Угаров Б.М. “О таможне”. М., 1975г.

2.      Марков Л.Н. “Служба в таможенных органах”. Иркутск, 1973г.


Публикации.

1.      Зобов В.Е. “Таможенные органы”. Право и экономика, 1997 г., №17-20.

2.      “Граница на замке”. // Народная газета, 1998 г., №235-236.



Следственно-судебная практика.


1.      Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ” от 25.05.96 г. //Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996 н., №8. С. 9.


1 Ведомости Верховного Совета РФ, 1993 г., №23, Ст. 821.

2 Ведомости Верховного Совета РФ, 1993 г., №31, Ст. 1224.

1 Д.Н. Овсянко “Государственная служба”. М., 1993 г., с. 350.

2 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992 г., №4, Ст. 176.

3 Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993 г., №22, Ст. 2030.

 

 

1 Граница на замке. //Народная газета. – 1998 г., №235-236, с. 5.

1 Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, М., 1997 г., с. 380.

1 Собрание законодательств РФ. 1996 г., №34, Ст. 4082.

.

1 Собрание законодательства РФ, 1996 г., №34, Ст. 4082.

2 Таможенный вестник. 1992. №1, с. 1

1 Зобов В.Е. “Таможенные органы”. //Право и экономика. 1997 г., №17, с. 20

2 Зобов В.Е. “Таможенные органы”. //Право и экономика. 1997 г., №18, с. 24

3 Зобов В.Е. “Таможенные органы”. //Право и экономика. 1997 г., №19, с. 18

4 Зобов В.Е. “Таможенные органы”. //Право и экономика. 1997 г., №20, с. 14

.

1 Таможенный вестник 1996 года, №13, с. 2

2 Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления (Для служебного пользования). Нижний Новгород, 1997 г., с. 72.

.

[1] Таможенный вестник, 1996 г., №11, с. 3.

2 Сборник нормативных документов Поволжского таможенного управления. (Для служебного пользования), Нижний Новгород, 1997, с. 83.

1 Собрание законодательства РФ, 1995 г., №34, Ст. 3547.

1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998 г., №3

2 Конституция Российской Федерации, ч. 1, статья 91.

3 Федеральный Закон от 08.05.94 г. “О статусе членов Совета Федерации и статуса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. // Собрание законодательства РФ. 1994 г.,  №2, Ст. 74.

4 Федеральный Конституционный Закон от 21.07.94 г. №1 “О Конституционном Суде Российской Федерации”. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г., с. 47.

5 Федеральный Закон от 17.01.92 г. №2202-1 “О Прокуратуре Российской Федерации” // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г., с. 207.

1 Федеральный Закон от 26.06.92 г. №3132-1. “О статусе судей Российской Федерации”. // Сборник нормативных актов “Судебная и правоохранительная система”. М., 1994 г., с. 46.

2 Федеральный Закон от 03.04.95 г. №40 “Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации”. // Собрание законодательства РФ. 1995 г., №15, Ст. 1269.

1 Приказ ГТК №381 от 07.10.93 г., Российские вести, 19 ноября 1993 года.

2 Приказ ГТК №314 от 10.08.93 г. Российские вести, №169, 1994 года.

.

1 Сборник нормативных документов. “Таможенное право”. Выпуск 6. М., БЕК,  1998 г., с. 400.

1 Приказ ГТК №388 от 7.10.93 г. // Российские вести. 19 ноября 1993 года.

2 Приказ ГТК №314 от 10.08.93 г.//  Российские вести. №169 1994 года.

.

1 Собрание Законодательства РФ, 1995 г., №33, Ст. 3349.

1 Таможенный кодекс РФ, 1993 г. (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации 1993 г., №31, Ст. 1224).

2 Приказ ГТК от 5.07.94 г. (Сборник нормативных документов “Таможенное право”, Ст. 605, 1995 г., Москва)

1 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993 г., №24, Ст. 257.

2 Собрание Законодательства РФ. 1994 г., №9, Ст. 1007.

1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, №20, Ст. 718.

1 Постановление Правительства РФ от 4.09.1995 г., №879 “О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации” //Собрание законодательства РФ, 1995 г., №37, Ст. 3626.

Постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г., №291 “Об утверждении Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе” // Собрание законодательства РФ, 1996 г., №13, Ст. 1358.

2 “О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения”                 // Собрание законодательства РФ, 1996 г., №42, Ст. 4804.

3 “Об утверждении Положения о порядке контроля за вывозом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения, экспорт которого контролируется” // Собрание законодательства РФ, 1996 г., №20, Ст. 2359.

1 Собрание Законодательства РФ, 1996 г., №46, Ст. 5249.

1 Сборник нормативных документов “Таможенное право”. Выпуск 5, М., БЕК, 1997 г., с. 378.

1 Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, 1997 г., Москва. Изд. “Интерстиль”, С. 335.

1 Собрание Законодательства РФ, 1996 г., №25, Ст. 2954.

1 Собрание Законодательства РФ. 1996 г., №13, Ст. 1350.

2 Собрание законодательства РФ. 1996 г., №34, Ст. 4122.

1 Собрание Законодательства РФ. 1996 г., №51, Ст. 5681.

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о хищении и незаконном обороте оружия, боеприпасов м взрывчатых веществ” от 25 июня 1996 года, №5. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996 г., №8.

1 Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993 г., №20, С. 718.

1 Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, М., Изд. “Интерстиль”, 1997 г., , С. 335.

1 Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, 1997 г., Москва, Изд. “Интерстиль”, С. 355

1 Хропанюк В.Н. “Теория государства и права”, 1997 г., Москва, Изд. “Интерстиль”, С. 335


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ