Специалист
(кроме медицинского работника) и переводчик не должны присутствовать в
помещении, в котором проводится личный досмотр, во время обследования тела
досматриваемого лица, а также в то время, когда лицо находится в нательном
белье, либо без одежды. Производство фото-, киносъёмки и видеозаписи в это
время в указанном помещении не допускаются. На третьем, завершающем этапе
личного досмотра, происходит документальное оформление личного досмотра. Составляется
протокол личного досмотра (см. приложение №2). Протокол подписывают:
должностное лицо, проводившее личный досмотр, понятые, иные лица,
привлекавшиеся к проведению личного досмотра, физическое лицо, в отношении
которого проводится личный досмотр.
По
результатам личного досмотра может быть возбуждено уголовное дело или
заведено дело о нарушении таможенных правил. В том случае подлинник протокола
личного досмотра приобщают к материалам дела, либо уголовного, либо о
нарушениях таможенных правил, а копия остаётся в таможенном органе.
2.3.
Повторный таможенный досмотр.
Таможенный контроль осуществляется не только в процессе таможенного
оформления, но и после выпуска товаров и транспортных средств. В соответствии
со статьёй 193 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль может проводиться
вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств в любое время,
если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения
законодательства РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные
органы. Они вправе проверять наличие товаров и транспортных средств,
проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в
таможенной декларации, проверять коммерческие документы и другую информацию,
относящуюся у внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с
данными товарами и транспортными средствами. На практике проводится как
плановый так и внеплановый таможенный контроль. В плановом порядке
осуществляется валютный контроль за поступлением валютной выручки, за условно
выпущенными товарами и другое. При внеплановом контроле таможенные органы
вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный
таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации,
проверять документы, имеющие отношение к данным товарам. Так, повторный
таможенный досмотр может проводиться в любое время, в целях выявления
фактов недостоверного декларирования товаров, прошедших таможенное оформление,
уклонений от уплаты таможенных платежей или совершение иных таможенных
правонарушений.
Основанием
для принятия решения о проведении повторного таможенного досмотра после выпуска
товаров и транспортных средств могут быть любые сведения о наличии
нарушения законодательства РФ или международного договора РФ, контроль за
исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.
Повторный досмотр вне мест таможенного оформления или вне мест
нахождения таможенного органа проводится таможенными нарядами. При его проведении
должностные лица таможенных органов имеют право проверять наличие товаров и
транспортных средств, перепроверять сведения, указанные в таможенной
декларации и других документах, необходимых для таможенного контроля,
проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к
внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами и
транспортными средствами после их выпуска, а также осуществлять другие
действия, предусмотренные таможенным кодексом РФ.
§3.
Учёт товаров и транспортных средств.
Формой таможенного контроля является также учёт товаров и транс-
портных средств. Так, товары и транспортные средства, перемещаемые через
таможенную границу РФ, как при ввозе, так и при вывозе, помещаются на
склад временного хранения (СВХ) или в таможенный склад (ТС). Товары и
транспортные средства подлежат обязательному учёту. Формами учёта являются
книги учёта и таможенный документ учёта. Владелец СВХ и ТС обязан вести
“Книгу учёта товаров и транспортных средств” в соответствии с Положением о
временном хранении1 и Положением о таможенном складе2
. Книга ведётся по календарным годам. . Книга должна быть предварительно
прошита, пронумерована, сброшюрована и скреплена подписью начальника
таможни, либо лица, его замещающего и печатью таможни. Таможенный документ
учёта товаров и транспортных средств ведётся таможней. В качестве такого
документа используется краткая декларация (см. приложение №3). Грузовая
таможенная декларация, документы, составленные с использованием бланка
ГТД, транспортные товаросопроводительные документы, вручаемые таможне при
предоставлении товаров и транспортных средств. На таможенном документе учёта
проставляется два оттиска штампа, в котором указана надпись “Товар принял -
Товар выдал”.
При
принятии на хранение или выдаче со склада товаров и транспортных средств
оформляется “Краткая декларация” с отметкой “товар принял - товар выдал”, и
заверяется личной номерной печатью инспектора таможни. При учёте товаров,
фактическое помещение которых на СВК не происходит, в графе “Примечания”
“Книги учёта товаров и транспортных средств” делается отметка “Учёт без
помещения на СВК”. Аналогичная отметка делается на товаросопроводительных
документах.
Владелец
СВК или ТС обязан вести единый учёт товаров и транспортных средств и единый
учёт регистрационных номеров, справок в хронологическом порядке.
§4.
Устный опрос должностных и физических лиц.
Одной
из форм таможенного контроля является устный опрос физических и должностных
лиц. Так, таможенным кодексом установлено, что товары и транспортные
средства подлежат декларированию. Допускается письменная и устная форма
декларирования. Устное декларирование, как правило, возможно при таможенном
оформлении ручной клади и багажа пассажиров. Если в ручной клади или багаже
пассажиров есть товары, в отношении ввоза или вывоза которых установлены
ограничения, то в этом случае необходима письменная форма декларирования. Также
на основании международного договора Совета глав правительств Российской
Федерации, республик Белоруссия, Казахстан, Киргизия, принимается форма и порядок
декларирования товаров1 , не предназначенных для
производственной или иной коммерческой деятельности, перемещаемых
физическими лицами, постоянно проживающими в этих республиках в письменной
форме не производится , за исключением товаров, запрещённых к ввозу и вывозу
в соответствии с законодательством РФ.
§5.
Проверка системы учёта и отчетности.
В качестве формы таможенного контроля применяется также проверка системы
учёта и отчётности.
Товары
и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, находящиеся
на складе временного хранения, а также заявленные в режиме таможенного склада
и находящихся там, подлежат строгому учёту и отчётности со стороны таможенных
органов.
На
основании Таможенного кодекса РФ, владельцы складов обязаны вести учёт и
представлять таможенному органу РФ отчётность о хранящихся товарах и
транспортных средствах.
Мы уже рассмотрели ранее вопрос об ведении учёта и отчётности, там
таможенными органами ведётся специальный журнал, на основании записей,
сделанных и отмеченных в журнале, таможенные органы проводят учёт и
отчётность. В положении о временном хранении1 сказано,
что владелец склада временного хранения обязан предоставить отчёт о
хранящихся или находящихся на хранении товаров и транспортных средств
ежеквартально до 10 числа месяца следующего за отчётным. По письменному
требованию уполномоченного должностного лица таможни владелец СВК обязан
предоставить отчёт в течении 7 дней со дня предъявления требования. В
Положении о таможенном складе 2 сказано, что владелец склада обязан не
реже одного раза в три месяца предоставить отчёт о хранящихся на его складе
товарах и транспортных средствах. .
В таможенном кодексе РФ указано, что таможенные органы РФ вправе
проводить инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под
таможенным контролем.
§6.
Осмотр территорий и помещений, складов
временного
хранения, таможенных складов.
Следующей формой таможенного контроля является осмотр территорий и помещений
складов, свободных таможенных зон, транспортных средств и других мест, где
находится или могут находится товары и транспортные средства, подлежащие
таможенному контролю. Основанием для проведения таможенного контроля
является Таможенный кодекс РФ, а также приказы и указания ГТК РФ.
Под таможенным осмотром понимается действие таможенного органа,
заключающееся в проверке помещений и других мест, где находятся или могут
находиться товары и транспортные средства, исследование внешнего вида
транспортного средства или грузовых помещений, тары, либо упаковка груза на
предмет установления законности их перемещения через границу и выполнение
таможенных формальностей. В местах таможенного оформления таможенные органы
производят осмотр транспортных средств как непосредственно перед выгрузкой
товаров и проведением досмотра, так и после выгрузки.
Целью осмотра является контроль за надлежащим оборудованием транспортного
средства, выявление внешних признаков наличия скрытых тайников, определения
способа осуществления досмотра, сохранность средств идентификации и т.п.
Осмотр предполагает проверку, обозрение внешнего вида грузов, предметов,
транспортных средств без вскрытия упаковки, тары, без нарушения целостности
товаров.
§7.
Иные формы таможенного контроля.
К
иным формам таможенного контроля относятся контролируемая поставка,
организация и проведение которой регламентируется Таможенным кодексом РФ,
статьями 227, 228, 229, Законом об оперативно-розыскной деятельности в РФ1
.
Контролируемая поставка - это система согласованных между собой
оперативно-розыскных мероприятий и иных действий таможенных и других
компетентных органов одной или нескольких стран для пресечения незаконного
международного оборота предметов, ввоз, вывоз и транзит которых запрещён
международным, либо национальным правом стран - участников операции и
выявление лиц, имеющих отношение к такому обороту
.
Решение
о проведении операции “контролируемая поставка” в соответствии со статьями
227, 228 Таможенного кодекса РФ принимается ГТК РФ с последующим уведомлением
прокурора.
Контролируемые
поставки подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние - это обнаружение
контрабанды или получение соответствующей информации правоохранительными
органами страны назначения, после чего принимается решение о координации
совместной деятельности. Примером может служить дело, расследованное
Нижегородской таможней, которое приводится в одном из информационных документов
ПТУ ТФ 01.05.96г. В процессе таможенного досмотра МПО №63333 вал. №1327,
следующего из города Актюбинск, республики Казахстан в адрес города Арзамас,
Нижегородской области, сотрудники таможенного поста “Постовой” обнаружили
вещество растительного происхождения, общим весом 600 грамм. Экспресс-анализ
показал, что данное вещество является наркотиком - марихуаной. Было принято
решение о проведении операции по методу контролируемой поставки. без замены
наркотиков. В соответствии со статьёй 227 ТК РФ ГТК, разрешено проведение
вышеуказанной операции совместно с ФСБ. В процессе проведения операции
были определены её участники, а также осуществлялись оперативно-розыскные
мероприятия по месту жительства получателя. Совместная внутренняя
контролируемая поставка прошла успешно, лица, кому предназначена посылка,
задержаны.
Внешние
- это обнаружение контрабандного товара или получение оперативной информации
за пределами страны назначения, которые принимают решения о координации
проведения операции с правоохранительными органами стран назначения.
Примером внешней контролируемой поставки может служить дело также
расследованное Нижегородской таможней.
Так,
по сведениям ПТУ РФ, правоохранительными органами республики Казахстан, была
получена оперативная информация о том, что МПО №526, отправителем которой
является гражданин республики Казахстан, вложен в количестве 1194 грамма
вещества. Экспресс-анализ показал наличие наркотического вещества - марихуаны.
Получатель - одна из жителей Нижегородской области. Было решено провести
операцию по методу “контролируемая поставка”, на проведение которой, в
соответствии со статьёй 227 ТК, было получено разрешение ГТК РФ. К проведению
“контролируемой поставки” были подключены сотрудники УФСБ по Нижегородской
области, Самарской таможни и ООБТП управления. После прибытия МПО на
таможенный пост “Постовой” она была изъята. Наркотик на другое вещество не
заменялся. По месту жительства получателя проводились оперативные мероприятия,
получатель задержан. По данному факту возбуждено уголовное дело.
Из выше изложенного следует, что операции по методу “контролируемой
поставки” проводятся при наличии следующих условий:
¨
обнаружение предметов, запрещённых к ввозу.
вывозу, провозу;
¨
наличие любой информации из различных
источников о возможном ввозе, вывозе и провозе предметов, являющихся объектами
контрабанды;
¨
наличие данных получателя контрабандного товара.
Рассмотрев вопрос о формах таможенного контроля, можно сказать, что
перечисленные формы позволяют наиболее полно и точно выполнить возложенные на
таможенные органы функции и задачи по защите экономической безопасности России
и по соблюдению установленного порядка перемещения товаров и транспортных
средств через границу Российской Федерации. Должностные лица таможенного
органа могут использовать как одну форму контроля, так и несколько, исходя
из целесообразности их проведения. Перечисленные формы контроля являются
такой юридической мерой воздействия, как принуждение.
Глава
III.
Документы и сведения, необходимые
для
таможенного контроля.
Лица,
перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу РФ,
либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные
органы РФ, обязаны предоставить этим органам документы и сведения, необходимые
для таможенного контроля1 .
§1.
Документы, применяемые в качестве таможенных деклараций.
К
числу таких документов относятся таможенные декларации. Основной формой
таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых участниками
внешнеэкономической деятельности, является грузовая таможенная декларация2
, заполненная на бланках основного листа формы ТД-1 (см. приложение №1) и
бланках добавочного листа формата ТД-2 (см. приложение №4). Вместо добавочных
листов, в отдельных случаях, могут использоваться описи товаров в виде
спецификаций, упаковочных листов и списков. Они используются при
декларировании отдельных видов товаров, в отношении которых не взимаются
пошлины и налоги, а также, к которым не применяются меры экономической
политики, при декларировании товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и
технической помощи, при декларировании товаров, происходящих из государств -
участников СНГ и ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенным
режимом выпуска для свободного обращения, при декларировании товаров, ввозимых
на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с программой
обеспечения жильём уволенных в запас или отставку российских военнослужащих
за счёт безвозмездных субсидий, представленных Правительством США.
Также, одновременно с предоставлением таможенному органу грузовой
таможенной декларации, подаются документы, являющиеся неотъемлемой частью,
письменные заявления лица, перемещающего товары и транспортные средства,
при декларировании кино- и видеофильмов, созданных в странах, не входящих в
СНГ, при вывозе на таможенную территорию РФ, при декларировании товаров,
ввозимых из РФ для обеспечения производственной деятельности российских
предприятий, связанных с добычей минеральных ресурсов на земельных участках
территории иностранного государства, которые находятся в соответствии с РФ,
судовая грузовая декларация, при декларировании не в порту, а в иных местах
продукции морского промысла, справка, при декларировании алкогольной и табачной
продукции иностранного производства, карточка транспортного средства или шасси
транспортного средства при декларировании ввозимых авто-, мототранспортных
средств, прицепов к ним, подлежащих регистрации в государственной
автомобильной инспекции МВД России и шасси транспортного средства,
принадлежащим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
В
качестве таможенной декларации при заявлении таможенного режима транзита через
территорию Российской Федерации, используется документ контроля за доставкой
товаров, заполненный на бланках ДКД 1 (см. приложение №5) и бланках
дополнительного листа ДКД 2 (см. приложение №6). При декларировании некоторых
товаров и транспортных средств в качестве таможенной декларации лицами, на
которых возложено представление товаров и транспортных средств таможенному
органу могут быть использованы документы, такие как: письменные заявления,
судовые документы, письменные обязательства, а иных случаях -
товаротранспортные, транспортные, коммерческие, а также таможенные декларации
специальной формы.
Письменные
заявления могут использоваться при декларировании товаров, таможенная
стоимость которых менее суммы, эквивалентно 100 евро включительно, и в
отношении которых не применяются меры экономической политики, при
декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях,
таможенная стоимость которых не превышает 100 евро.
Судовой
документ, такой как бортовая книжка, используется при декларировании ввозимых
на таможенную территорию Российской Федерации авиационных, горюче-смазочных
материалов, необходимых для эксплуатации воздушных судов, и находящихся в
конструктивно-предназначенных для этого ёмкостях воздушных судов, при
декларировании продукции морского промысла, ввозимых на таможенную территорию
РФ.
Письменные
обязательства произвольной формы используются при декларировании профессионального
оборудования, временно вывозимых с таможенной территории Российской Федерации
российскими юридическими лицами, являющимися редакциями средств массовой
информации, осуществляющими производство и выпуск периодических печатных
изданий теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, иных форм
распространения средств массовой информации, на срок не более шести месяцев.
Транспортные
документы сопровождают перемещение товаров через таможенную границу. При
перевозке железнодорожным, автомобильным, водным,
воздушным
транспортом используются накладные и другие документы, предусмотренные
транспортными уставами и кодексами.
К
торговым документам относятся: контракты, счета, фактуры, спецификации,
упаковочные листы, составляемые поставщиками товаров. Все эти документы
используются в следующих случаях: при декларировании товаров, перемещаемых
через границу между Российской Федерацией и республикой Казахстан и товаров,
перемещаемых между Российской Федерацией и республикой Беларусь и Киргизией при
декларировании товаров, таможенная стоимость которых менее суммы,
эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не применяются
меры экономической политики, при декларировании транспортных средств,
осуществляющих международные перевозки пассажиров или товаров, при
декларировании порожних вагонов, цистерн, контейнеров и перевозных
приспособлений, принадлежащих российской железной дороге.
Специальная
форма таможенной декларации используется при декларировании товаров, вывозимых
вагонами-ресторанами и ввозимыми вагонами-ресторанами иностранных государств в
международных сообщениях.
Также
лицо, перемещающее товары или иные документы и представление которых
возложено на это лицо, в качестве временной таможенной декларации может
использовать письменную заявку. Письменная заявка используется:
¨
при декларировании товаров, предназначенных
для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооружённых конфликтов;
¨
при декларировании авиационных горюче-смазочных
материалов, предназначенных для обеспечения нормальных условий эксплуатации
воздушных судов, совершаемых международные полёты, и загружаемых на таможенной
территории Российской Федерации.
При
декларации товаров и транспортных средств, не предназначенных для производственной
или иной политической деятельности, и перемещённых через таможенную границу РФ
физическими лицами, в качестве таможенной декларации принимаются документы,
такие как: заявление физического лица (см. приложение №7), учётная карта для
получения таможенных льгот.
При
следовании через таможенную границу Российской Федерации физических лиц,
достигших 16-летнего возраста, и вещи которых подлежат таможенному контролю,
в таможенный орган представляется таможенная декларация формы Т-6 (см. приложение
№6).
Перечисленные
документы являются на сегодняшний момент исчерпывающими и все они принимаются
таможенными органами в качестве таможенной декларации.
§2.
Сведения, указываемые в таможенных декларациях.
В
грузовой таможенной декларации, документе контроля за доставкой товаров,
письменном заявлении, судовых документах, товаротранспортных, транспортных, в
документах специальной формы, должны быть такие сведения, как страна
отправления, либо страна назначения, наименование и адрес российского
отправителя, либо получателя товаров, сведения о перевозчике, при необходимости
его адрес, сведения о транспортном средстве (название морского или речного
судна, номер рейса и торговый номер воздушного судна, номер железнодорожного
вагона, регистрационный номер дорожно-транспортного средства, номера
транспортных документов, наименование, количество мест и вес, брутто или
нетто, товаров, стоимость товаров, средства идентификации).
В
некоторых документах, таких как грузовая таможенная декларация, указываются
расчёты и суммы по таможенным платежам, указываются сведения о товарах или
транспортном средстве, подлежащим сертификации, также в них указывается дата
отправления и составления документов, если это необходимо, то указываются гарантии
банка, а также и другие сведения. В письменных обязательствах должны
содержаться сведения о наименовании организации или учреждения, количестве и
стоимости оборудования, дате ввоза или вывоза, подписи должностных лиц и
печати организаций. В письменных заявлениях необходимы сведения о
количестве, весе, марке, стоимости материалов или товаров, наименовании
организации или учреждения, отправляющего товар, дата подачи заявки и срок её
окончания, подписи должностных лиц и печати. В документах, которые подаются
таможенному органу физическими лицами, перемещающих товары и транспортные
средства, не предназначенные для производственной или иной коммерческой
деятельности, должны быть сведения, которые позволили бы определить, что эти
товары и транспортные средства не предназначены для производственной или
коммерческой деятельности. Также указываются все сведения, о лице, не
являющимся индивидуальным предпринимателем, или являющимся переселенцем или
беженцем, такие как: где проживает, его адрес, сведения о количестве,
стоимости товаров. Если перемещается транспортное средство, то указываются все
сведения о транспортном средстве, если есть льготы, указываются основания их
применения.
При
пересечении таможенной границы Российской Федерации физических лиц, в
декларации Т-6 указываются сведения:
¨
фамилия, имя, отчество лица;
¨
цель поездки;
¨
гражданство;
¨
количество багажа и ручной клади;
¨
количество валюты, драгоценностей;
¨
товары, временно ввозимые или вывозимые;
¨
товары, запрещённые к ввозу и вывозу.
§3.
Сертификат и иные разрешительные документы
государственных
органов.
Дополнительные
условия установлены и для товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Перечень ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих
обязательной сертификации, утверждается Госстандартом РФ. Документом,
подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является
сертификат (см. приложение №8), выданный по правилам системы сертификации и
составленный на русском языке. Сертификат может являться также
свидетельством о признании зарубежного сертификата и заменяет его на
территории Российской Федерации.
При
отсутствии сертификата, товары, подлежащие обязательной сертификации, не могут
быть выпущены за пределы Российской Федерации и должны быть помещены на
склад временного хранения.
При выпуске с территории России товаров, подлежащих обязательной
сертификации, представление в таможенные органы Российской Федерации
сертификатов необходимо, если они попадают под определённые режимы.
При
проведении таможенного контроля товаров, подлежащих обязательной
сертификации, декларант обязан, наряду с другими документами, предоставить в
таможенный орган сертификат по установленной форме. При таможенном контроле
используется заверенная копия сертификата, которая должна быть изготовлена
способом, воспроизводящим его форму и содержание. Копия может быть заверена
нотариусом, либо органом, выдавшим сертификат, либо консульским учреждением
Российской Федерации.
Нотариус заверяет сертификат путём совершения удостоверительной
надписи. Копии сертификатов соответствия, используемые при таможенном
оформлении ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих
обязательной сертификации, могут быть заверены нотариусом Российской
Федерации. Допускается использование при оформлении копии сертификатов
соответствия. заверенных нотариусом иных государств. Такими государствами
являются республика Армения, республика Беларусь, республика Казахстан,
Украина, республика Узбекистан, республика Таджикистан, Туркменистан, а также
страны, с которыми Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи.
Орган, выдавший сертификат, заверяет его путём проставления подлинной подписи
руководителя этого органа, либо лица, его замещающего, с её расшифровкой и
подлинной печатью.
При
проведении таможенного контроля должностными лицами таможенного органа РФ
проводится проверка сведений, содержащихся в сертификате. Он проверяется на
наличие подписи и печати на документе, которые сверяются с имеющимися
образцами, проверяются полномочия органа на выдачу сертификата (сравниваются
с имеющейся информацией обо всех центрах по стандартизации России),
проверяется соответствие ввозимых товаров по сертификату, количество товаров,
указанных в сертификате и заявленных в грузовой таможенной декларации, срок
действия сертификатов - он должен быть действительным на момент выпуска
товара, а также иных сведений, необходимых для таможенного контроля. При
наличии достаточных оснований таможенный орган может потребовать от
декларанта подтверждения факта выдачи сертификата на товар, ввозимый на
территорию России.
В отношении определённого вида товаров, предусмотрено проведение,
наряду с таможенными, других видов контроля, таких как ветеринарный, сани-
тарный
и иные.
Таможенный контроль таких товаров проводится с представлением в
таможенный орган документа, выданного уполномоченным государственным органом, с
разрешением на перемещение товаров через таможенную границу. Так, ветеринарное
свидетельство выдаётся на товары животного происхождения и живых животных
пограничным контрольным ветеринарным пунктом, кроме того, на местные
продукты необходимо предоставить заключение Департамента санэпидемнадзора.
Эти требования выполняются на ввоз товаров. Если происходит вывоз таких
товаров, то необходим ветеринарный сертификат.
Эти положения выполняются на основании Таможенного кодекса РФ, Закона РФ
№4979-1 от 14.05.93 г. “О ветеринарии”1 , “Положения о
государственном ветеринарном надзоре в РФ”, утверждённого постановлением
правительства РФ №708 от 19.06.94 г2 .
В
одном из информационных документов ГТК РФ содержится следующий пример. Из
средств массовой информации республики Казахстан представительству таможенной службы
Российской Федерации при таможенной службе республики Казахстан стало
известно, что органами налоговой полиции в принятом с КНР городе Жаркенте
задержано транспортное средство, зарегистрированное в КНР, на которое,
согласно документам, оформленных таможней “Хоргос” республики Казахстан,
осуществлялась перевозка китайской лапши и кетчупа. При проведении досмотра
транспортного средства было установлено, что за ящиками с китайской лапшой
находилось 20 тонн мяса крупного рогатого скота, которые не были указаны в
товаросопроводительных и таможенных документах. Сотрудниками налоговой
полиции весь груз был передан ветеринарной службе, которая в свою очередь
провела лабораторные исследования мяса и установила, что оно заражено
возбудителем “сибирской язвы”. В последующем, данный груз был сожжён на одном
из заводов.
Учитывая,
что мясо, заражённое “сибирской язвой” легко преодолело таможенный и
ветеринарный пограничный контроль и фактически беспрепятственно ввезено на
территорию Казахстана, следует предположить, что существует опасность ввоза в
дальнейшем мяса, заражённого опасными для здоровья человека болезнями как в
Казахстан, так и транзитным путём через территорию Казахстана в Россию.
Разрешительные
документы на право перемещения культурных ценностей оформляется в форме
свидетельства (см. приложение №9). Таможенный контроль проводится на основании
Закона РФ №4806-1 от 15.04.93 г. “О ввозе и вывозе культурных ценностей”1
, Таможенного кодекса РФ, приказов государственного таможенного комитета.
На
основании этих документов заранее проводится экспертиза и оформление
свидетельств на право вывоза из РФ следующих категорий предметов:
¨
предметы антиквариата;
¨
произведения современного искусства;
¨
филателистические материалы;
¨
предметы, связанные с историей науки и техники;
¨
предметы автомототехники;
¨
предметы космонавтики и авиации;
¨
печатные издания;
¨
все виды оружия;
¨
архивные материалы;
¨
предметы различных религиозных видов;
¨
музейные экспонаты;
¨
театральный реквизит;
¨
музыкальные инструменты,
то есть
предметы, относящиеся к историческим, художественным и археологическим
ценностям.
Экспертиза
и оформление свидетельств производится в территориальных управлениях
Министерства культуры РФ.
Свидетельство должно иметь печать Министерства культуры РФ и подписано
уполномоченными и должностными лицами.
Списки лиц и копии подписей и печатей имеются на всех пограничных таможенных
постах.
Наряду
с документами, рассмотренными нами ранее, законодательством предусмотрены
специальные документы при экспортно-импортных операциях, в отношении
продукции военного и двойного назначения, наркотических, психотропных и
озоноразрушающих веществ и изделий на их основе и другое. Устанавливается
особый порядок перемещения таких товаров через таможенную границу Российской
Федерации. Этот порядок перемещения устанавливается в целях защиты национальных
интересов и обеспечения безопасности РФ, выполнения международных
обязательств, в которых участвует Россия, и выражается в ведении
соответствующих мер государственного регулирования, установления
количественных ограничений на ввоз и вывоз данной продукции, подготовке и
выдаче заключений компетентных органов о возможности ввоза и вывоза товаров,
лицензировании.
Эти
вопросы регулируются указами Президента России и постановлениями Правительства
РФ1
.
В
качестве примера можно привести порядок вывоза товаров и технологий двойного
назначения, осуществляемый в соответствии с Указом Президента РФ №1268 от
26.08.96 г.2 и постановлением Правительства РФ
№1172 от 07.10.96 г.3 Экспорт данных товаров производится под
контролем, проводимым в нескольких направлениях. Он предусматривает
согласование проектов международных договоров РФ, регламентирующих передачу
товаров и технологий двойного назначения, подготовку и выдачу заключения о возможности
вывоза таких товаров, лицензирование.
Проекты
международных договоров РФ подлежат обязательному согласованию с комиссией по
экспортному контролю РФ при Правительстве РФ, МВЭС и МИД.
Экспорт товаров и технологий двойного производства осуществляется по
разовым лицензиям, выдаваемым МВЭС РФ. Основанием для оформления лицензии
является заключение комиссии по экспортному контролю о возможности экспорта
этих товаров. Срок действия лицензии устанавливается исходя из условий
конкретной сделки.
Вывоз
товаров и технологий двойного назначения, являющихся носителями сведений,
составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с
российским законодательством о государственной тайне.
Имеются
особенности порядка контроля за ввозом и вывозом лицензированных товаров.
Лицензирование является одной из форм нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности. Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются
законодательством РФ.
Действующий
порядок лицензирования определён Положением о порядке лицензирования экспорта
и импорта в РФ, утверждённого Постановлением Правительства РФ №1299 от
31.10.96 г.1 и иными правовыми актами Российской
Федерации.
Лицензия
выдаётся участнику внешнеэкономической деятельности в одном экземпляре,
подлежит регистрации в установленном порядке в таможне по месту его
нахождения, его юридическому адресу, до фактического перемещения через
таможенную границу РФ и является документом. необходимым для таможенных
целей при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную
границу РФ в соответствии с таможенным режимом, помещение под которые
допускается только при условии предоставления лицензии МВЭС России .
Лицензирование
является ограничением на ввоз в Россию, предусмотренным статьёй 21
Таможенного кодекса РФ. Частью второй указанной статьи предусмотрено, что
если такие ограничения установлены, то таможенными органами осуществляется
выпуск товаров, попадающих под ограничение, при условии выполнения
определённых требований, то есть при предоставлении лицензии.
Таможенными
органами, расположенными в месте ввоза товаров в Россию, проводится контроль
за перемещением товаров через таможенную границу.
Нормативными
актами ГТК России могут быть оговорены конкретные случаи, в которых
требуется безусловное предоставление в таможенном органе в месте ввоза
товаров на таможенную границу РФ копий зарегистрированных лицензий как,
например, в случаях, предусмотренных требованиями приказа ГТК России №46 от
06.02.97 г. “О мерах по упорядочению ввоза на таможенную территорию РФ спирта
этилового и водки”1.
При регистрации оригинала лицензии отделом нетарифного и экспортного контроля
таможни владельцу лицензии для этих целей необходимо выдать её копию на
основании его письменного заявления, в количестве, равном числу таможен,
расположенных в местах ввоза товаров в РФ, сведения о которых должны быть
указаны в заявлении. На лицевой и оборотной сторонах каждой из таких копий,
в правом верхнем углу делается отметка “Копия в таможню для пограничного
контроля”, заверяемая подписью и личной номерной печатью должностного лица
отдела нетарифного и экспортного контроля.
В
случае внесения изменений на лицевой или оборотной стороне лицензии таможня,
выдавшая лицензию, информирует о внесённых изменениях таможни, в которые были
направлены копии лицензии, в том числе и для пограничного контроля. В целях
оперативности и во избежание необоснованных простоев внешнеторговых грузов в
пунктах приёма на границе допускается передача такой информации, а также
информации о выданных копиях лицензии для пограничного контроля, по
оперативным каналам связи.
Также, на основании Таможенного кодекса, для проведения таможенного
контроля, таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных
учреждений сведения об операциях и состоянии отчётов лиц, перемещающих товары и
транспортные средства через таможенную границу РФ
.
Другие правоохранительные органы по собственной инициативе, либо по
запросу, информируют об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного
контроля. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться
лицами не менее трёх лет.
Рассмотренные
выше вопросы о документах и сведениях, которые необходимы для таможенного
контроля, а также о специальных разрешительных документах Государственных
органов РФ, является одним из важнейших в практической работе должностных
лиц таможенного органа при перемещении товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации.