бесплатные рефераты

Техоснащение и технология торговли (шпаргалка)

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года долж­на быть в пределах 17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помеще­ниях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фак­тический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны осве­щаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в возду­хе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказы­вает шум. Он приводит к переутомлению работников, разви­тию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиля­ционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупа­телей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повыше­нию культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблю­дение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины долж­ны располагать необходимыми санитарно-техническими устрой­ствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает ми­кроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работ­ников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллекти­вом магазина.

Билет 10

Вопрос 2.Принципы и нормы проектирования

Для строительства или реконструкции торговых объектов не­обходимо наличие проектно-сметной документации.

Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой комплекс технической и кон­структорской документации, содержащей обоснование, расчеты, чертежи, сметы, пояснительные записки и другие материалы.

Обоснование является документом, определяющим целесо­образность проектирования и строительства конкретного пред­приятия. Принятые проектные решения обосновываются при по­мощи расчетов.

Чертежи служат для графического изображения проектиру­емого объекта (геометрической формы зданий, внутренней пла­нировки, схем электроснабжения и т. д.).

Стоимость строительства объекта и лимит финансирования стройки определяется на основе сметы. Она служит также основ­ным документом, в соответствии с которым производятся рас­четы между заказчиком и подрядчиком.

С целью получения четкого представления о проектируемом объекте в проекте содержится пояснительная записка, в кото­рой даются соответствующие пояснения относительно отдель­ных частей объекта и принятых проектных решений.

Различают три вида проектов: индивидуальные, повторно применяемые и типовые.

Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для разового применения при возведении уникальных зданий и

сооружений.

Некоторые индивидуальные проекты торговых предприятий

могут быть использованы повторно.

 Строительство торговых предприятий ведется в основном по типовым проектам. Они разрабатываются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему назна­чению объектов. Типовое проектирование существенно сокраща­ет затраты и сроки проектных работ, способствует более эффек­тивному обеспечению единой технической политики в капиталь­ном строительстве, улучшению качества проектирования. Оно является важнейшим средством обеспечения широкого исполь­зования типовых деталей, изготовляемых при массовом строи­тельстве.

Проектирование предприятий торговли должно основываться

наследующих  общих  принципах:

последовательности, т. е. первоначальном решении общих вопросов обоснования целесообразности строительства, а за­тем уже определении основных технологических, объемно-планировочных, конструктивных, архитектурных и других ре­шений;

вариантности, предусматривающей разработку нескольких вариантов проектов с целью выбора наиболее эффективного ва­рианта;

комплексности, предполагающей строгую взаимоувязку всех

частей проекта;

использовании в проектировании типовых проектов, что по­зволяет сократить затраты труда проектировщиков, снизить стоимость проектных работ и одновременно расширить при­менение при строительстве унифицированных деталей и узлов, прогрессивных типовых решений и т. д.;

применении единых норм проектирования, являющихся необ­ходимой базой для разработки высококачественных экономич­ных проектов.

Документом, в котором содержатся основные требования к проектированию и строительству предприятий, зданий и сооружений, являются Строительные нормы и правила (СНиП). Этот документ является обязательным для всех проектных, строи­тельных и монтажных организаций.

Строительные нормы и правила состоят из пяти  частей:

1.         Организация, управление, экономика.

2.         Нормы проектирования.

3.         Правила производства и приемки работ.

4.         Сметные нормы.

5.         Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов.

В строительстве могут применяться и региональные строи­тельные нормы (РСН). Они утверждаются компетентными ор­ганами управления республик, краев, областей и городов Рос­сийской Федерации и действуют в пределах соответствующих территорий.

Одним из нормативных документов, применяемых в строи­тельстве, являются Строительно-технологические нормы (СТН). Они утверждаются по отраслевому признаку производственны­ми объединениями (концернами, ассоциациями, союзами и т. п.) и применяются на предприятиях и в организациях, входящих в эти объединения и союзы.

При строительном проектировании руководствуются также государственными стандартами на строительные материалы и детали. Они являются обязательными для всех проектных и строительных организаций. Стандартизация дает возможность ограничить число изготовляемых типоразмеров изделий и со­здает условия для специализации их производства, что особен­но важно при применении сборных конструкций. Кроме того, в строительстве могут применяться стандарты, издаваемые пред­приятиями, организациями и хозяйственными организациями (ассоциациями, концернами и т. п.).

Перечисленные нормативные документы являются средством государственного регулирования градостроительной деятельно­сти. Они содержат необходимый комплекс количественных и ка­чественных показателей, регулирующих разработку и реализа­цию градостроительной документации.



Билет 11.

Вопрос 1.

Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом

Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эф­фективном функционировании единой транспортной системы страны.

Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной способностью и низкой себестоимо­стью.

Хотя сфера применения речного транспорта ограничена, все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров народного потребления.

Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно высокая стоимость перевозки грузов этим транс­портом ограничивает его использование для перевозки товаров народного потребления.

Организация перевозки грузов водным транспортом регла­ментируется правилами перевозок, разработанными для морско­го и речного видов транспорта.

На морском транспорте перевозки грузов по видам сообще­ния делятся на межпортовое (между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и речными порта­ми) сообщение и прямое смешанное (железнодорожно-водное или автомобильное) сообщение.

Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно на пере­возки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце, а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах отпра­вления и назначения.

При сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет по­грузочный ордер, на основании которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент. Если пере­возка груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской накладной и дорожной ведомо­сти, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении которой отпускается груз в пункте назна­чения.

На каждое принятое к отправке грузовое место в порту нано­сят транспортную маркировку.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет отправителей и получателей.

В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хране­ние груза свыше 24 ч взимается плата по тарифу.

В момент получения груза грузополучатель должен предъ­явить оригинал коносамента и доверенность. В случае обнару­жения недостачи, повреждения отдельных мест или порчи груза получатель обязан потребовать составления коммерческого ак­та.

По видам сообщений на речном транспорте перевозки под­разделяются:

во внутреннем водном сообщении - - перевозки в пределах одного речного пароходства;

в прямом внутреннем водном сообщении --в границах не­скольких пароходств;

в прямом водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.

В зависимости от объема груза, доставляемого по одному перевозочному документу, отправки речным транспортом под­разделяются на мелкопартионные (массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.

Перевозки грузов речным транспортом могут осуществлять­ся большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплохо­дах) и грузовой скоростью.

При предъявлении груза к отправке грузоотправитель запол­няет накладную.

Для получения груза в речном порту грузополучатель должен предъявить накладную и доверенность.

На срок доставки груза речным транспортом оказывают вли­яние вид груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.

На воздушном транспорте основным документом, регла­ментирующим перевозки, является Воздушный кодекс Россий­ской Федерации. На основе кодекса разработаны правила пере­возок пассажиров, багажа и грузов.

На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на основе договоров.

По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязует­ся доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.

При чартерных воздушных перевозках заключается договор фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик пре­доставляет фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.

Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой устанавливается специально уполно­моченным органом в области гражданской авиации.

Срок доставки груза определяется федеральными авиацион­ными правилами или установленными перевозчиком правила­ми воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки грузов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, в основном, силами и средствами аэропортов. На воздушном транспорте дей­ствует такой же порядок хранения и выдачи грузов, как и на других видах транспорта.


Вопрос 2.Оборудование для хранения товаров

Оборудование этой группы подразделяют на следующие подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для хранения наливных товаров.

Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко при­меняются стеллажи и поддоны.

Стеллажи по назначению делят на универсальные и специ­альные. В зависимости от конструктивных особенностей раз­личают сборно-разборные и неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их ком­поновки.

Универсальные стеллажи используют для хранения различных продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают полочными, клеточными, ящич­ными, каркасными и гравитационными. Самыми распростра­ненными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок, укрепленных на вертикальных стойках. В клеточных стеллажах полки разделе­ны вертикальными перегородками Их используют для хранения

мелкоштучных товаров в коробках или пачках, а также для раз­мещения товаров по сортам, видам и другим признакам. Ящич­ные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров -радиодеталей, светочувствительных фотографических матери­алов и т. д. Ячейками в них служат ящики. Каркасные стел­лажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизон­тальной обрешетки. С помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа. Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на под­донах с применением средств механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены и груз перемещается под действием своей силы тяжести.

Специальные стеллажи служат для хранения опреде­ленных товаров. Их подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи — вешала. Стоечные стеллажи состоя! из горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В кон­сольных стеллажах грузонесущая поверхность выполнена в ви­де консолей. На стоечных и консольных стеллажах размещаю! для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические стеллажи — вешала используют для хра­нения верхней одежды, костюмов на плечиках.

На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для об работки грузов подъемно-транспортное оборудование.

Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых пакетов, штабелирования и транс­портирования товаров. По своему использованию они универ­сальны. Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и ящичные поддоны. Плоские под­доны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные поддоны имеют четыре стойки, по­зволяющие производить многоярусную их укладку с грузами,

которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в кар­тонных коробках и др.). Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связ­ках, свертках и легкоповреждаемые грузы.

Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, бо­лее эффективного использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза возрастает производитель­ность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.

Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах.

Бункерные устройства представляют собой специально обо­рудованные вместилища для временного хранения навалочных и сыпучих грузов.

Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства, снизу — высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.

Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных грузов. Могут иметь ячейки, образуе­мые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются же­лезобетонные и деревянйъш закрома.

Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в резервуарах (баках), а также в бочках, бидо­нах и т. п.

Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут иметь ем­кость 5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха.

Для хранения и перевозки наливных грузов могут использо­ваться специализированные контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т.

Билет 12

Вопрос 1.

Организация и технология завоза товаров в розничные торговые предприятия

Основанием для завоза товаров в розничное торговое пред­приятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количе­ство товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подпи­сывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.

Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и децентрализован­ным методами.

Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами постав­щика на основе заявок розничных торговых предприятий в со­гласованные сроки. Применение этого метода позволяет органи­зовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально, организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки -обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.

При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.

Оптовые предприятия и другие поставщики, осуществляю­щие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:

анализируют расположение торговой сети, группируют пред­приятия розничной торговли по типам и объему товарооборота;

рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных сред­ствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки товаров;

осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования экспедиционных складов и предприятий рознич­ной торговли для рационального выполнения операций, связан­ных с доставкой товаров;

устанавливают систему материальной ответственности сто­рон за выполнение условий централизованной доставки;

рассчитывают эффективность применения централизованной доставки товаров и выявляют резервы ее повышения.

Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование, типы рознич­ных торговых предприятий, среднемесячный розничный това­рооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, рас­стояние от магазина до оптовой базы или другого поставщика.

Грузооборот определяют на основе данных о товарообороте и средней цены 1 т товара.

Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торго­влю товарами соответствующего ассортимента при минималь­ных размерах товарных запасов.

При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

Количество заказываемых товаров должно полностью обес­печивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их прода­жу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учиты­вают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.

Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в магазине хо­лодильного оборудования.


Централизованная доставка товаров должна осущест­вляться по строго установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров в мага­зины. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наиме­нования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

При составлении графиков учитывают размещение рознич­ной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспор­та. Их согласовывают с товарополучателями.

Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами цен­трализованной доставки товаров, разрабатываемыми оптовы­ми базами. Их составление предусматривает более эффектив­ное использование грузоподъемности транспортных средств и кратчайшие пути доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых пред­приятий.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом тер­риториального размещения сети розничных торговых предпри­ятий. С этой целью составляют карту-схему размещения обслу­живаемых оптовой базой розничных торговых предприятий и по ней определяют возможные транспортные связи между несколь­кими населенными пунктами, в которых расположены предпри­ятия розничной торговли. При этом сначала составляют линей­ные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты со­ставляются с учетом обеспечения оптимальных показателей ра­боты транспортных средств.

Оптовые базы, осуществляющие централизованную доставку товаров в розничную торговую сеть, должны правильно опреде­лять потребность в транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.

В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транс­портных средств и среднем количестве рейсов. Потребность в транспортных средствах должна отвечать требованиям без­условного выполнения разработанных оптовой базой графиков и маршрутов централизованной доставки товаров. Наряду с тарой-оборудованием для доставки товаров в роз­ничную торговую сеть используют специальную многооборот­ную ящичную и текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведен­ной выше.

Для упрощения управления процессом товароснабжения мо­гут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших состав­ных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время достав­ки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Успешное функционирование системы товароснабжения роз­ничной торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торго­вом предприятии. Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на диспетчерскую службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, осуще­ствляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обоб­щением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой базы для принятия необходимого решения о завозе товаров.


Вопрос 2. Условия труда и санитария

Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года долж­на быть в пределах 17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным нормам скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное распределение воздуха в помеще­ниях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).

Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало фак­тический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны осве­щаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть торгового зала.

В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в возду­хе не должна превышать 10 мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы. Неблагоприятное воздействие на организм человека оказы­вает шум. Он приводит к переутомлению работников, разви­тию различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры, холодильные и вентиля­ционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников магазина, но и на покупа­телей. Предельно допустимый уровень шума для торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.

Улучшению условий труда работников торговли, повыше­нию культуры обслуживания покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации рабочих мест и оформлении интерьеров, а также строгое соблю­дение санитарно-гигиенических условий труда. Магазины долж­ны располагать необходимыми санитарно-техническими устрой­ствами и бытовыми помещениями.

На производительность труда работников магазина, качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывает ми­кроклимат в его коллективе. Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работ­ников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля руководства коллекти­вом магазина.

Факторы, влияющие на условия труда.

¨        Физический фактор:

Температура, влажность и подвижность воздуха, наличие излучений, шума, вибрации

¨        Химический фактор:

Загрязненность воздуха вредными веществами, воздействие агрессивных веществ (кислот, щелочей) неприятных запахов

¨        Биологический: Вирусы некоторые виды грибков и т.д.

¨        Психофизический: нервно – эмоциональное напряжение


Билет 13.

Вопрос 1.

Назначение и функции складов, их классификация

Склады представляют собой важнейшие подразделения опто­вых баз и предназначены для накопления и хранения товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-техни­ческой базы розничной торговли.

Большинство складов выполняет следующие основные функции:

·          получение товаров от поставщиков и осуществление контро­ля за их качеством;

·          накопление товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;

·          подсортировка и подготовка товаров к продаже;

·          комплектование заказов оптовых покупателей;

·          товароснабжение розничной торговой сети.

Контроль за  качеством поступающих товаров. С целью обеспечения сохранности товарных запасов на скла­дах создаются необходимые условия хранения товаров с учетом самых разнообразных физико-химических свойств.

Одной из важных функций складов является подсортиров­ка товаров, поступающих на склады в узком ассортименте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразова­ние производственного ассортимента в торговый, склады опто­вых баз стремятся максимально удовлетворить заявки рознич­ных торговых предприятий на завоз товаров.

Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в под­готовке товаров к продаже и товароснабжении розничной торго­вой сети.

В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные.

Подсортировочно-распределительные склады предназначе­ны для накопления текущих запасов товаров. Поскольку това­ры хранятся на этих складах непродолжительное время, то к их основным функциям следует отнести приемку товаров по ко­личеству и качеству, подсортировку и подготовку их к отпуску и отправку в розничную торговую сеть.

Транзитно-перевалочные склады размещаются на железно дорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в связи с необходимостью пере­грузки их с одного вида транспорта на другой.

К складам сезонного хранения относят хранилища для кар­тофеля и овощей, а также другие склады, на которых осуще­ствляются обработка и хранение товаров сезонного характера.

На складах досрочного завоза товары хранятся в течение продолжительного времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка товаров в которые затруд­нена в определенные периоды года.

Накопительные склады осуществляют приемку мелких пар­тий товаров от промышленных предприятий и в виде круп­нопартионных отправок направляют их в районы потребле­ния.

Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров, который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение складского тех­нологического процесса.

По ассортиментному признаку склады делят на универсаль­ные и специализированные.

Универсальные склады предназначены для концентрации ши­рокого ассортимента непродовольственных или продовольствен-•ных товаров. К этой группе следует также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продо­вольственных товаров с выделением для этих целей специаль­ных кладовых или секций. Такие склады составляют основную часть складской сети потребительской кооперации.

Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных групп.

Широкое разнообразие физико-химических свойств товаров требует дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия соответствующей складской сети.

С учетом создаваемых режимов хранения склады подразде­ляют на общетоварные и специальные.

Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в создании особо­го режима.

К специальным складам относятся овощехранилища, холо­дильники и т. д.

Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных торговых предприятий, а также прием­ки поступающих на базу товаров и кратковременного их хране­ния предназначены экспедиционные склады, которые занимают важное место в технологическом процессе предприятий оптовой торговли.

К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные связи.

В зависимости от этажности и высоты складских поме­щений различают одноэтажные (высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее рациональной организации технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.

По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на комплексно-механизированные и автоматизи­рованные, а также склады с применением средств малой меха­низации.

С учетом внешних транспортных связей бывают склады с причалами (пристанские) и рельсовыми подъездными путями (прирельсовые). Склады, не имеющие своих подъездных путей, называют неприрельсовыми.

В зависимости от устройства склады подразделяют на от­крытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые склады устраиваются в виде грунтовых площа­док и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и др.

Полузакрытые склады представляют собой навесы для хра­нения строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.

Закрытые склады -  это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть отапливаемыми и неотапливаемыми (утеп­ленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют отопи­тельное оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения товаров, требующих поддер­жания температуры и относительной влажности воздуха в опре­деленных пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теряют своих свойств при температуре ниже 0°С

Билет 14

Вопрос 1.

Технико-экономические показатели работы складов. Технологические и общетехнические требования к устройству складов

Для оценки эффективности использования складов применя­ется система технико-экономических показателей.

Одним из важнейших показателей, характеризующих работу склада, является оптово-складской товарооборот, который от­ражает не только общий объем реализации товаров со склада, но и продажу их по отдельным товарным группам.

Вторым важным показателем является грузооборот склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску товаров. Может быть выражен и в других единицах (куб. мит. д.).

Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по фор­муле

Гг = Тос/ Ст

где Гг — годовой грузооборот, т; Тос — годовой оптово-складской товарооборот, млн. руб.; Ст — средняя стоимость 1 т груза, тыс. руб

При этом эксплуатационные расходы включают затраты на заработную плату работников склада, электроэнергию или топ­ливо, различные вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.

Производительность труда складских работников определя­ется количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота, приходящегося на одного работника за какой-либо период времени (год, месяц, смену и т. д.).

Определить эффективность использования складской площа­ди можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на 1 м2 и коэффициента полезной площади склада. Последний определяется по формуле:

K=Sпол/Sобщ

где К -- коэффициент полезной площади склада; SПОЛ — полез­ная (для хранения товаров) площадь склада, м2; Sобщ — общая площадь склада, м2.

В зависимости от типа складского помещения, его планиров­ки и других факторов этот показатель может иметь значения от 0,25 до 0,6. Чем выше коэффициент использования полезной площади склада, тем эффективнее используется складская пло­щадь.

Эффективность использования емкости склада можно опре­делить путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он определяется как отношение объема стелла­жей и штабелей с товарами к общему складскому объему. В за­висимости от способа хранения товаров и характера груза этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.

Определить эффективность использования средств, затрачен­ных на строительство склада, можно путем расчета показате­лей удельных капиталовложений на единицу складской площа­ди, единицу объема, единицу грузооборота и оптово-складско-го товарооборота. Они рассчитываются как отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение скла­да соответственно к складской площади, емкости склада, объему грузооборота и товарооборота.

2.Строительство складских зданий осуществляется преимуще­ственно из типовых сборных железобетонных элементов. Наи­более широкое распространение получило строительство одно­этажных зданий складов, основное преимущество которых за­ключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуа­тационных расходов при внутрискладской переработке грузов.

Основными конструктивными элементами складского зда­ния являются: фундамент, стены, опорные колонны, между­этажные перекрытия, полы, кровля, рампы и козырьки над ни­ми, двери и окна.

Фундамент сооружается из прочных и долговечных материа­лов. Его конструкция должна выдерживать определенную на­грузку. Для строительства фундамента широко применяются железобетонные блоки.

Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую нагрузку, обладать минимальной мас­сой, быть огнестойкими и способными поддерживать необходи­мый режим температуры и влажности воздуха.

Опорные колонны являются одним из несущих элементов складского здания, они могут быть кирпичными, железобетон­ными и металлическими.

В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных пе­рекрытий применяются железобетонные панели, способные вы­держивать большие нагрузки.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ