Техоснащение и технология торговли (шпаргалка)
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В
торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха.
Температура воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года
должна быть
в пределах 17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным нормам
скорость движения воздуха в помещениях в теплый период года может быть в пределах
от 0,3 до 0,5
м/с, в холодный — не более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к
возникновению простудных заболеваний работников магазина. Система вентиляции и отопления
должна предусматривать
равномерное распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная
влажность воздуха в холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%,
в теплый период
года она может быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть
равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало
фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров,
контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть
торгового зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10
мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной
вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют
пылесосы. Неблагоприятное
воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников,
развитию
различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры,
холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического
оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников
магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых
залов магазинов
составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания
покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации
рабочих мест
и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических
условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими
устройствами
и бытовыми помещениями.
На производительность труда работников магазина,
качество обслуживания
покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе.
Благоприятный микроклимат в коллективе предполагает доброжелательное отношение работников
друг к другу, дружную работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от
характера и стиля руководства коллективом магазина.
Билет 10
Вопрос 2.Принципы и нормы проектирования
Для строительства или реконструкции торговых объектов необходимо
наличие проектно-сметной документации.
Строительство торговых предприятий осуществляется по проектам, представляющим собой
комплекс технической и конструкторской документации, содержащей обоснование,
расчеты, чертежи,
сметы, пояснительные записки и другие материалы.
Обоснование является документом, определяющим целесообразность проектирования и строительства
конкретного предприятия. Принятые проектные
решения обосновываются при помощи
расчетов.
Чертежи
служат для графического изображения проектируемого
объекта (геометрической формы зданий, внутренней планировки, схем электроснабжения и т. д.).
Стоимость строительства объекта и лимит финансирования стройки определяется на
основе сметы. Она служит также основным документом, в соответствии с которым производятся расчеты между заказчиком и подрядчиком.
С целью получения
четкого представления о проектируемом объекте
в проекте содержится пояснительная записка, в которой даются
соответствующие пояснения относительно отдельных
частей объекта и принятых проектных решений.
Различают три вида проектов: индивидуальные,
повторно применяемые
и типовые.
Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для разового применения
при возведении уникальных зданий и
сооружений.
Некоторые
индивидуальные проекты торговых предприятий
могут быть использованы повторно.
Строительство торговых предприятий ведется в основном по
типовым
проектам. Они
разрабатываются для многократного использования при строительстве одинаковых по своему
назначению
объектов. Типовое проектирование существенно сокращает затраты и сроки проектных
работ, способствует более эффективному обеспечению единой технической политики в
капитальном строительстве,
улучшению качества проектирования. Оно является
важнейшим средством обеспечения широкого использования типовых деталей, изготовляемых при массовом строительстве.
Проектирование
предприятий торговли должно основываться
наследующих общих
принципах:
последовательности, т. е. первоначальном решении общих вопросов обоснования
целесообразности строительства, а затем уже определении основных технологических,
объемно-планировочных,
конструктивных, архитектурных и других решений;
вариантности, предусматривающей разработку нескольких вариантов проектов с целью
выбора наиболее эффективного варианта;
комплексности,
предполагающей строгую взаимоувязку всех
частей
проекта;
использовании в проектировании типовых проектов,
что позволяет
сократить затраты труда проектировщиков, снизить стоимость проектных работ и одновременно расширить применение при строительстве унифицированных деталей
и узлов, прогрессивных типовых
решений и т. д.;
применении единых норм проектирования, являющихся необходимой базой для
разработки высококачественных экономичных проектов.
Документом,
в котором содержатся основные требования к проектированию и строительству предприятий, зданий и
сооружений, являются Строительные нормы и
правила (СНиП). Этот документ
является обязательным для всех проектных, строительных и монтажных организаций.
Строительные нормы и правила состоят из пяти частей:
1.
Организация,
управление, экономика.
2.
Нормы
проектирования.
3.
Правила
производства и приемки работ.
4.
Сметные
нормы.
5.
Нормы
затрат материальных и трудовых ресурсов.
В строительстве могут применяться и региональные строительные нормы (РСН). Они
утверждаются компетентными органами управления республик, краев, областей и городов Российской
Федерации и действуют в пределах соответствующих территорий.
Одним из нормативных документов, применяемых в строительстве,
являются Строительно-технологические нормы (СТН). Они утверждаются по
отраслевому признаку производственными объединениями (концернами, ассоциациями, союзами
и т. п.) и
применяются на предприятиях и в организациях, входящих в эти объединения и союзы.
При строительном проектировании руководствуются также государственными
стандартами на строительные материалы и детали. Они являются обязательными для всех
проектных и строительных организаций. Стандартизация дает возможность ограничить число
изготовляемых типоразмеров изделий и создает условия для специализации их
производства, что особенно важно при применении сборных конструкций. Кроме того, в
строительстве
могут применяться стандарты, издаваемые предприятиями, организациями и
хозяйственными организациями (ассоциациями, концернами и т. п.).
Перечисленные нормативные документы являются
средством государственного
регулирования градостроительной деятельности. Они содержат необходимый
комплекс количественных и качественных показателей, регулирующих разработку и реализацию
градостроительной документации.
Билет 11.
Вопрос 1.
Особенности перевозки товаров водным и воздушным транспортом
Водный и воздушный транспорт играет важную роль в эффективном функционировании
единой транспортной системы страны.
Морской транспорт обладает большой универсальностью, высокой пропускной
способностью и низкой себестоимостью.
Хотя сфера применения речного транспорта ограничена,
все же он широко применяется в отдельных районах для перевозки товаров
народного потребления.
Самым скоростным является воздушный транспорт. Однако сравнительно
высокая стоимость перевозки грузов этим транспортом ограничивает его
использование для перевозки товаров народного потребления.
Организация перевозки грузов водным транспортом
регламентируется
правилами перевозок, разработанными для морского и речного видов транспорта.
На морском транспорте перевозки грузов по видам сообщения делятся на межпортовое
(между двумя морскими портами) сообщение, прямое водное (между морскими и
речными портами) сообщение и прямое
смешанное (железнодорожно-водное или автомобильное)
сообщение.
Заявки на перевозку грузов, составляемые отдельно
на перевозки в прямом и смешанном сообщениях, должны содержать сведения о грузовладельце,
а также данные об объеме перевозок в тоннах, наименовании грузов и виде упаковки, портах
отправления
и назначения.
При
сдаче груза к перевозке грузоотправитель оформляет погрузочный ордер, на основании
которого грузовая контора порта выписывает перевозочный документ — коносамент.
Если перевозка
груза осуществляется в прямом смешанном сообщении, то она оформляется выпиской
накладной и дорожной ведомости, а вместо коносамента грузоотправителю выдается квитанция, по предъявлении
которой отпускается груз в пункте назначения.
На каждое принятое к отправке грузовое место в
порту наносят
транспортную маркировку.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются силами и средствами порта за счет
отправителей и получателей.
В порту груз хранится бесплатно в течение суток. За хранение груза свыше 24 ч
взимается плата по тарифу.
В момент получения груза грузополучатель должен предъявить оригинал коносамента
и доверенность. В случае обнаружения недостачи, повреждения отдельных мест или
порчи груза получатель
обязан потребовать составления коммерческого акта.
По видам сообщений на речном транспорте перевозки подразделяются:
во внутреннем водном сообщении - - перевозки в
пределах одного
речного пароходства;
в прямом
внутреннем водном сообщении --в
границах нескольких пароходств;
в прямом
водном сообщении — с участием речного и морского транспорта.
В зависимости от объема груза, доставляемого по одному
перевозочному документу, отправки речным транспортом подразделяются на мелкопартионные
(массой не более 20 т), менее судовой нормы (сборные) и судовые.
Перевозки грузов речным транспортом могут осуществляться
большой (на грузопассажирских судах и грузовых теплоходах) и грузовой скоростью.
При предъявлении груза к отправке грузоотправитель заполняет накладную.
Для получения груза в речном порту грузополучатель
должен предъявить
накладную и доверенность.
На срок доставки груза речным транспортом оказывают
влияние вид
груза, период навигации, скорость судов и направление их движения.
На воздушном транспорте основным документом, регламентирующим перевозки,
является Воздушный кодекс Российской Федерации. На основе кодекса разработаны правила перевозок пассажиров, багажа и
грузов.
На воздушном транспорте перевозка грузов осуществляется на
основе договоров.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик
обязуется
доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его
грузополучателю, а грузополучатель обязуется оплатить воздушную перевозку груза.
При чартерных воздушных перевозках заключается договор
фрахтования воздушного судна, по которому фрахтовщик предоставляет
фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или
несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки груза.
Договор воздушной перевозки груза удостоверяется грузовой накладной, форма которой
устанавливается специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или
установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено
договором воздушной
перевозки грузов.
Погрузочно-разгрузочные работы выполняются, в
основном, силами
и средствами аэропортов. На воздушном транспорте действует такой же порядок хранения и
выдачи грузов, как и на других видах транспорта.
Вопрос 2.Оборудование
для хранения товаров
Оборудование этой группы подразделяют на следующие
подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для
хранения наливных товаров.
Для укладки и хранения тарно-штучных грузов широко применяются стеллажи и
поддоны.
Стеллажи по назначению делят на
универсальные и специальные. В зависимости от конструктивных особенностей различают сборно-разборные и
неразборные стеллажи. Сборно-разборные стеллажи собирают из унифицированных деталей и
узлов, что обеспечивает большое количество вариантов их компоновки.
Универсальные стеллажи используют для хранения различных
продовольственных и промышленных товаров в таре или на поддонах. Они бывают
полочными, клеточными, ящичными,
каркасными и гравитационными. Самыми распространенными являются полочные стеллажи, которые представляют собой несколько рядов горизонтальных полок,
укрепленных на вертикальных стойках.
В клеточных стеллажах полки разделены
вертикальными перегородками Их используют для хранения
мелкоштучных
товаров в коробках или пачках, а также для размещения товаров по сортам, видам и
другим признакам. Ящичные стеллажи служат для хранения мелкоштучных товаров -радиодеталей,
светочувствительных фотографических материалов и т. д. Ячейками в них служат
ящики. Каркасные стеллажи состоят из вертикальной металлической рамы и горизонтальной обрешетки. С
помощью перфорации в стойках можно переставлять обрешетку и изменять высоту ячейки стеллажа.
Используют каркасные стеллажи для хранения товаров на поддонах с применением средств
механизации. В гравитационных стеллажах грузовые полки наклонены и груз перемещается под
действием
своей силы тяжести.
Специальные стеллажи служат для хранения определенных товаров. Их
подразделяют на стоечные, консольные и механические стеллажи — вешала. Стоечные стеллажи
состоя! из
горизонтальной рамы и укрепленных на ней стоек. В консольных стеллажах
грузонесущая поверхность выполнена в виде консолей. На стоечных и консольных
стеллажах размещаю! для хранения длинномерные грузы (трубы, сортовой металл и т. д.). Механические
стеллажи — вешала используют для хранения верхней одежды, костюмов на
плечиках.
На выбор того или иного типа стеллажа влияет ассортимент
хранимых товаров, габариты тарных мест, используемое для об работки грузов
подъемно-транспортное оборудование.
Поддоны представляют собой устройства, предназначенные для формирования грузовых
пакетов, штабелирования и транспортирования товаров. По своему использованию они универсальны.
Изготовляются в основном из дерева. По конструкции различают плоские, стоечные и
ящичные поддоны. Плоские поддоны применяют для пакетирования товаров в ящиках, мешках и другой таре. Стоечные
поддоны имеют четыре стойки, позволяющие производить многоярусную их укладку с грузами,
которые не обеспечивают устойчивость штабеля (товары в картонных коробках и др.).
Ящичные поддоны имеют съемные или несъемные стенки. В них укладывают товары в коробках, связках, свертках и
легкоповреждаемые грузы.
Использование поддонов на складах создает необходимые условия для комплексной
механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного
использования площади и емкости складских помещений. При этом в 3-4 раза
возрастает производительность труда, в 2-3 раза сокращается простой транспортных средств.
Хранение навалочных и насыпных грузов (поваренной соли, жмыха, строительных
материалов, зерна и т. д.) осуществляют в бункерных устройствах и закромах.
Бункерные устройства представляют собой специально оборудованные вместилища для
временного хранения навалочных и сыпучих грузов.
Они бывают прямоугольной, круглой или конической формы. Сверху имеют загрузочные устройства,
снизу — высыпной люк с затвором. По материалу изготовления делятся на деревянные, железобетонные и
металлические. Могут иметь емкость от 20 до 100 м3 и более.
Закрома — отгороженные вертикальной перегородкой места для насыпки навалочных
грузов. Могут иметь ячейки, образуемые внутренними перегородками. Чаще всего встречаются железобетонные и деревянйъш
закрома.
Наливные грузы (растительные масла, нефтепродукты и т. п.) хранят в
резервуарах (баках), а также в бочках, бидонах и т. п.
Резервуары чаще изготовляют из стали. Могут
иметь емкость
5, 10, 25, 50, 75, 100 м3. Снабжены люками для замеров, чистки и ремонта, а также
приспособлениями для слива и налива нефтепродуктов и для выпуска воздуха.
Для хранения и перевозки наливных грузов могут использоваться специализированные
контейнеры массой брутто 30, 20, 10, 5 и 1,25 т.
Билет 12
Вопрос 1.
Организация и технология завоза
товаров в розничные торговые предприятия
Основанием для завоза товаров в розничное торговое
предприятие
служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают
наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое
количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем
ее заверяют печатью и направляют поставщику
для исполнения.
Товары могут доставляться в магазины и другие пункты продажи централизованным и
децентрализованным методами.
Наиболее
эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия — централизованный
завоз, при котором доставка
товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода
позволяет организовать более четкое
снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При
рационально, организованной централизованной доставке товаров эффективнее
используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки -обращения. Товары завозятся ритмично по графикам,
благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется
оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
При централизованной доставке завоз товаров в
розничную торговую
сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего
пользования. Если завоз товаров
осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и
покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Оптовые
предприятия и другие поставщики, осуществляющие
централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему
товарооборота;
рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры
поставки и
частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают
рациональные маршруты доставки товаров;
осуществляют подготовку механизмов, транспортных
средств и
оборудования экспедиционных складов и предприятий розничной торговли для рационального
выполнения операций, связанных с доставкой товаров;
устанавливают
систему материальной ответственности сторон за выполнение условий
централизованной доставки;
рассчитывают эффективность применения централизованной доставки товаров и
выявляют резервы ее повышения.
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование,
типы розничных торговых предприятий,
среднемесячный розничный товарооборот,
площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до оптовой базы или другого
поставщика.
Грузооборот определяют на основе данных о товарообороте и средней цены 1 т товара.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий
товара определяют
для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
При
определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства
товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость
ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать
образование излишних
запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и
среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Определяя потребность в завозе скоропортящихся товаров, следует также учитывать емкость имеющегося в
магазине холодильного оборудования.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго
установленным графикам, представляющим собой расписание времени отборки и доставки товаров
в магазины.
В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид
транспорта и часы доставки.
При
составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их
завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласовывают с товарополучателями.
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки товаров, разрабатываемыми
оптовыми базами. Их составление
предусматривает более эффективное
использование грузоподъемности транспортных средств и кратчайшие пути
доставки товаров. Они бывают линейные и кольцевые.
Линейные
маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По
кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых
предприятий.
Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом
территориального размещения сети
розничных торговых предприятий. С этой целью составляют карту-схему размещения
обслуживаемых оптовой базой розничных
торговых предприятий и по ней
определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами, в которых расположены
предприятия розничной торговли. При этом сначала составляют линейные маршруты, а затем формируют кольцевые. Маршруты
составляются с учетом обеспечения оптимальных показателей работы транспортных средств.
Оптовые базы, осуществляющие централизованную доставку
товаров в розничную торговую сеть, должны правильно определять потребность в
транспортных средствах и многооборотной инвентарной таре.
В основу расчетов потребности в транспортных средствах должны быть положены данные об объемах заявок
розничных торговых организаций и предприятий, грузоподъемности транспортных средств и среднем количестве рейсов.
Потребность в транспортных средствах
должна отвечать требованиям безусловного выполнения разработанных оптовой
базой графиков и маршрутов
централизованной доставки товаров. Наряду
с тарой-оборудованием для доставки товаров в розничную торговую сеть используют специальную многооборотную ящичную и
текстильную тару. При этом технологическая схема процесса товароснабжения будет отличаться от приведенной выше.
Для упрощения управления процессом товароснабжения могут быть использованы
технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов
централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается
не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины,
обслуживающей маршрут,
фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.
Успешное функционирование системы товароснабжения
розничной
торговой сети требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам
информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии.
Оперативное управление товароснабжением розничной торговой сети возлагается на
диспетчерскую службу.
Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и
оптовыми базами, осуществляющими товароснабжение. Она занимается сбором и обобщением
информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой
службе оптовой базы для принятия необходимого решения о завозе товаров.
Вопрос 2. Условия труда и санитария
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В
торговом зале и других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный воздухообмен и температура воздуха. Температура
воздуха в торговом зале и подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах
17-22°С, в теплый период — не превышать 28°С. Согласно санитарным нормам скорость движения
воздуха в
помещениях в теплый период года может быть в пределах от 0,3 до 0,5 м/с, в холодный — не
более 0,3 м/с. Превышение этих норм может привести к возникновению простудных
заболеваний работников
магазина. Система вентиляции и отопления должна предусматривать равномерное
распределение воздуха в помещениях магазина. Относительная влажность воздуха в холодный
и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период года она может быть
в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С).
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть
равномерным, достаточно интенсивным, но неослепляющим. Важно, чтобы освещение не искажало
фактический цвет товаров. Рабочие места фасовщиков, продавцов гастрономических товаров,
контролеров-кассиров должны освещаться в 1,5-2 раза интенсивнее, чем остальная часть
торгового зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать 10
мг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной
вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д., используют пылесосы.
Неблагоприятное
воздействие на организм человека оказывает шум. Он приводит к переутомлению работников,
развитию
различных заболеваний. Основными источниками шума в магазинах являются транспортеры,
холодильные и вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-технологического
оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не только на работников
магазина, но и на покупателей. Предельно допустимый уровень шума для торговых
залов магазинов
составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий труда работников торговли, повышению культуры обслуживания
покупателей способствуют также соблюдение требований технической эстетики при организации
рабочих мест
и оформлении интерьеров, а также строгое соблюдение санитарно-гигиенических
условий труда. Магазины должны располагать необходимыми санитарно-техническими
устройствами
и бытовыми помещениями.
На производительность труда работников магазина,
качество обслуживания
покупателей существенное влияние оказывает микроклимат в его коллективе. Благоприятный
микроклимат в коллективе
предполагает доброжелательное отношение работников друг к другу, дружную
работу, взаимовыручку и т. д. Он во многом зависит от характера и стиля
руководства коллективом магазина.
Факторы, влияющие на условия труда.
¨
Физический фактор:
Температура, влажность и подвижность воздуха, наличие
излучений, шума, вибрации
¨
Химический фактор:
Загрязненность воздуха вредными веществами, воздействие
агрессивных веществ (кислот, щелочей) неприятных запахов
¨
Биологический: Вирусы
некоторые виды грибков и т.д.
¨
Психофизический: нервно –
эмоциональное напряжение
Билет 13.
Вопрос 1.
Назначение и функции
складов, их классификация
Склады
представляют
собой важнейшие подразделения оптовых баз и предназначены для накопления и хранения
товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и
составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть
материально-технической базы розничной
торговли.
Большинство складов выполняет следующие основные функции:
·
получение
товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
·
накопление
товарных запасов и обеспечение надлежащих условий их хранения;
·
подсортировка и подготовка
товаров к продаже;
·
комплектование
заказов оптовых покупателей;
·
товароснабжение
розничной торговой сети.
Контроль за качеством поступающих товаров. С целью
обеспечения сохранности товарных запасов на складах создаются необходимые
условия хранения товаров с учетом самых
разнообразных физико-химических свойств.
Одной из важных функций складов является подсортировка товаров, поступающих на склады в узком
ассортименте от большого количества поставщиков. Осуществляя преобразование производственного ассортимента в торговый,
склады оптовых баз стремятся максимально удовлетворить заявки розничных торговых предприятий на завоз товаров.
Складам оптовых баз принадлежит также важная роль в подготовке товаров к продаже
и товароснабжении розничной торговой сети.
В зависимости от характера выполняемых функций склады оптовых баз подразделяют
на подсортировочно-распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного
хранения, досрочного завоза и накопительные.
Подсортировочно-распределительные
склады предназначены для накопления текущих запасов товаров.
Поскольку товары хранятся на этих
складах непродолжительное время, то к их
основным функциям следует отнести приемку товаров по количеству и качеству, подсортировку и подготовку их
к отпуску и отправку в розничную торговую сеть.
Транзитно-перевалочные
склады размещаются
на железно
дорожных станциях, водных пристанях и служат для принятия грузов на партионное хранение в
связи с необходимостью перегрузки их с одного вида транспорта на другой.
К складам
сезонного хранения относят хранилища для картофеля и овощей, а также
другие склады, на которых осуществляются
обработка и хранение товаров сезонного характера.
На складах досрочного завоза товары хранятся в
течение продолжительного
времени. Они создаются в районах Крайнего Севера и других районах, доставка
товаров в которые затруднена в определенные периоды года.
Накопительные склады осуществляют приемку мелких партий товаров от промышленных предприятий и в
виде крупнопартионных отправок направляют
их в районы потребления.
Одним из важных классификационных признаков является ассортимент товаров,
который оказывает влияние на характер выполняемых складами функций, на построение
складского технологического
процесса.
По ассортиментному признаку склады делят на
универсальные и специализированные.
Универсальные склады предназначены для концентрации широкого
ассортимента непродовольственных или продовольствен-•ных товаров. К этой группе
следует также относить склады для хранения основных групп непродовольственных и продовольственных товаров с выделением для этих
целей специальных кладовых или секций.
Такие склады составляют основную часть
складской сети потребительской кооперации.
Специализированные склады служат для хранения товаров одной или нескольких родственных товарных
групп.
Широкое разнообразие физико-химических свойств
товаров требует
дифференцированного подхода к условиям их хранения и вызывает необходимость наличия
соответствующей складской сети.
С учетом создаваемых режимов хранения склады подразделяют на общетоварные и
специальные.
Общетоварные склады являются основным видом складов в торговле и предназначены
для хранения непродовольственных и продовольственных товаров, не нуждающихся в
создании особого
режима.
К специальным складам относятся овощехранилища,
холодильники
и т. д.
Для организации и осуществления централизованного товароснабжения розничных
торговых предприятий, а также приемки поступающих на базу товаров и кратковременного их хранения
предназначены экспедиционные склады, которые занимают важное место в
технологическом процессе предприятий оптовой торговли.
К другим признакам классификации складов следует отнести этажность и высоту
складских помещений, степень механизации технологических процессов, внешние транспортные
связи.
В зависимости от этажности и высоты складских помещений различают одноэтажные
(высотой 6, 12, 16 и 32 м) и многоэтажные склады. С точки зрения наиболее
рациональной организации
технологического процесса предпочтение отдается одноэтажным складам.
По степени механизации технологических процессов склады подразделяют на
комплексно-механизированные и автоматизированные, а также склады с применением
средств малой механизации.
С учетом внешних транспортных связей бывают склады с причалами
(пристанские) и рельсовыми подъездными путями (прирельсовые). Склады, не имеющие
своих подъездных путей, называют неприрельсовыми.
В зависимости от устройства склады подразделяют на открытые, полузакрытые и
закрытые.
Открытые склады устраиваются в виде грунтовых
площадок и площадок на столбах или ленточных фундаментах. Эти склады
предназначены для хранения строительных материалов, топлива, товаров в контейнерах и
др.
Полузакрытые склады представляют собой навесы для хранения
строительных материалов и других изделий, требующих защиты от атмосферных осадков.
Закрытые склады - это одно- или многоэтажные здания, которые могут быть
отапливаемыми и неотапливаемыми (утепленные и неутепленные). Отапливаемые склады имеют
отопительное
оборудование и устройства для вентиляции воздуха. Они предназначены для хранения
товаров, требующих поддержания температуры и относительной влажности воздуха в
определенных
пределах. В неотапливаемых складах хранят товары, которые не теряют своих свойств
при температуре ниже 0°С
Билет 14
Вопрос 1.
Технико-экономические показатели работы складов. Технологические и общетехнические
требования к устройству складов
Для оценки эффективности использования складов применяется
система технико-экономических показателей.
Одним из важнейших показателей, характеризующих работу
склада, является оптово-складской товарооборот, который отражает не
только общий объем реализации товаров со склада, но и продажу их по отдельным
товарным группам.
Вторым важным показателем является грузооборот
склада, который выражается количеством переработанных тонн груза по отпуску
товаров. Может быть выражен и в других единицах (куб. мит. д.).
Годовой грузооборот склада в тоннах рассчитывается по
формуле
Гг = Тос/ Ст
где Гг — годовой грузооборот, т; Тос
— годовой оптово-складской товарооборот, млн. руб.; Ст — средняя
стоимость 1 т груза, тыс. руб
При этом эксплуатационные расходы включают затраты на
заработную плату работников склада, электроэнергию или топливо, различные
вспомогательные материалы, амортизацию и ремонт складских помещений и
оборудования, а также расходы, связанные с хранением товаров.
Производительность труда складских работников определяется
количеством тонн груза или размером оптово-складского товарооборота,
приходящегося на одного работника за какой-либо период времени (год, месяц,
смену и т. д.).
Определить эффективность использования
складской площади можно при помощи расчета оптово-складского товарооборота на
1 м2 и коэффициента полезной площади склада. Последний определяется
по формуле:
K=Sпол/Sобщ
где К -- коэффициент полезной площади склада; SПОЛ — полезная (для хранения товаров) площадь
склада, м2; Sобщ — общая площадь склада, м2.
В зависимости от типа складского помещения, его
планировки и других факторов этот показатель может иметь значения от 0,25 до
0,6. Чем выше коэффициент использования полезной площади склада, тем
эффективнее используется складская площадь.
Эффективность использования емкости склада можно определить
путем расчета коэффициента использования полезного объема склада. Он
определяется как отношение объема стеллажей и штабелей с товарами к общему
складскому объему. В зависимости от способа хранения товаров и характера груза
этот показатель может иметь значения от 0,3 до 0,5.
Определить эффективность использования средств,
затраченных на строительство склада, можно путем расчета показателей удельных
капиталовложений на единицу складской площади, единицу объема, единицу
грузооборота и оптово-складско-го товарооборота. Они рассчитываются как
отношение общей суммы капиталовложений на строительство и оснащение склада
соответственно к складской площади, емкости склада, объему грузооборота и
товарооборота.
2.Строительство складских зданий осуществляется преимущественно
из типовых сборных железобетонных элементов. Наиболее широкое распространение
получило строительство одноэтажных зданий складов, основное преимущество
которых заключается в уменьшении стоимости строительства и эксплуатационных
расходов при внутрискладской переработке грузов.
Основными конструктивными элементами складского
здания являются: фундамент, стены, опорные колонны, междуэтажные перекрытия,
полы, кровля, рампы и козырьки над ними, двери и окна.
Фундамент сооружается из прочных и долговечных материалов.
Его конструкция должна выдерживать определенную нагрузку. Для строительства
фундамента широко применяются железобетонные блоки.
Стены склада могут быть кирпичными, из железобетонных
панелей и блоков. Они должны быть достаточно прочными и выдерживать необходимую
нагрузку, обладать минимальной массой, быть огнестойкими и способными
поддерживать необходимый режим температуры и влажности воздуха.
Опорные колонны являются одним из несущих элементов
складского здания, они могут быть кирпичными, железобетонными и
металлическими.
В многоэтажных складских зданиях для междуэтажных перекрытий
применяются железобетонные панели, способные выдерживать большие нагрузки.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|