Учетная политика предприятия (rtf)
Главным при использовании бухгалтерских
счетов является характер операции, ее правовое решение, определяемые
законодательством или иными документами правового характера, а также цели,
поставленные перед администрацией организации собственниками.
Так, в плане счетов бухгалтерского учета
по счету 26 «Общехозяйственные расходы» в пояснениях к его применению сказано,
что «указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет
счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг) в порядке, регулируемом
соответствующими нормативными актами».
Это означает, что организацией данная
норма может применяться только в том случае, когда она предусмотрена
отраслевыми указаниями по учету себестоимости продукции (работ, услуг). Если же
таких указаний для организации определенных сфер деятельности нет, то и норма
не должна применяться.
То есть план счетов бухгалтерского учета
в системе нормативных документов необходимо все-таки рассматривать как документ
третьего уровня, а не второго, что избавит организации от возможных ошибок при
его применении.
Не умоляя значения нормативных
документов, относящихся к документам первых трех уровней, необходимо
остановиться на рассмотрение очень важных для организации документов четвертого
уровня.
В странах с рыночной экономикой документы
такого характера разрабатываются фирмами и определяют для всех входящих в них
хозяйственных структур порядок ведения бухгалтерского учета, который в основной
своей части составляет коммерческую тайну.
В нашей отечественной практике (в период
существования СССР) такого рода документы разрабатывались для организаций
общесоюзными и отраслевыми министерствами и ведомствами и были, с одной
стороны, - обязательными к исполнению всеми предприятиями и организациями СССР,
с другой стороны, - открытыми для всех пользователей этой информации.
В настоящее время организациям необходимо
самостоятельно или с помощью профессиональных организаций разработать для
индивидуального применения систему организации бухгалтерского учета, которая,
базируясь на нормативных документах государственных органов и учитывая форму
собственности и сферу деятельности данной организации, определяла бы порядок
ведения бухгалтерского учета для данной организации.
Данная система должна включать в себя
организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности, начиная с порядка
документирования фактов хозяйственной деятельности и заканчивая порядком
использования чистой прибыли и представления данных для отчета администрации
организации перед собственниками по итогам деятельности за год.
Организации необходимо в своей системе
бухгалтерского учета определиться с составом формируемой и раскрываемой
информации, открытой для внешних пользователей и публикации, а также составляющей
коммерческую тайну организации.
Обобщая сказанное, можно констатировать
основную цель бухгалтерской отчетности как предоставление пользователям
своевременной и полезной для них информации.
Информация, сформированная с
использованием разных правил бухгалтерского учета, удовлетворяет потребности
пользователей не в равной степени. Организация при планировании должна,
используя различные правила бухгалтерского учета, учитывать интересы
пользователей.
При ведении бухгалтерского учета
допускаются в установленных случаях отклонения от общих принципов
бухгалтерского учета. Любое такое отклонение, а также его причины должны быть
отражены в примечаниях к отчету наряду с оценкой влияния такого отклонения на
показатели активов, пассивов, финансовое положение и прибыль или убыток
организации.
1.2.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 -
основа для составления учетной политики предприятия.
#G0
Настоящее Положение устанавливает основы
формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной
политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений)
(пункт в редакции, введенной в действие с 3 марта 2000 года #M12293 0 901755103 79 4294967262 3233935677 77 1758332815
3464 642380743 377006919приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года
N 107н#S - см. #M12293
1 901756799 77 579027207 1758332789 1407469192 2245837443 805089735 2704722132
4предыдущую редакцию#S).
Для целей настоящего Положения под учетной
политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения
бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей
группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета
относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности,
погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации,
способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров
бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и
приемы.
Настоящее Положение распространяется:
в части формирования учетной политики - на
организации, независимо от организационно-правовых форм;
в части раскрытия учетной политики - на
организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично
согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо
по собственной инициативе.
Филиалы и представительства иностранных
организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать
учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения
иностранной организации, если последние не противоречат Международным
стандартам финансовой отчетности.
Учетная политика организации формируется
главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе настоящего Положения и
утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
рабочий план счетов бухгалтерского учета,
содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты
учета и отчетности;
формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не
предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы
документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов
и обязательств организации;
методы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология
обработки учетной информации;
порядок контроля за хозяйственными
операциями;
другие решения, необходимые для
организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики
организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского
учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых
законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по
конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения
бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется
разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных
положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика
подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной
документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета,
избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого
января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного
документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и
иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс),
независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную
учетную политику в соответствии с настоящим пунктом до первой публикации
бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав
юридического лица (государственной регистрации).
Аудиторы, хорошо представляющие себе
негативные последствия неграмотной учетной политики, рекомендуют организации
привлекать к работе по формированию учетной политики не только своих
специалистов, но и сторонних консультантов,— налоговых юристов, аудиторов,
финансовых аналитиков, экономистов.
Руководствуясь новым Положением, главный
бухгалтер, видимо, должен в совершенстве владеть методологией и инструментарием
прогнозных расчетов экономических и налоговых последствий отдельных элементов
учетной политики.
Что касается изменений в учетной политике, то
если в ПБУ 1/94 изменениям в учетной политике был посвящен один пункт, то в
новом ПБУ 1 /98 — целый раздел. Нововведением, не имевшим ранее аналогов в
российском учете, следует признать п. 21 и 22 нового Положения.
Если следовать требованию корректировки
бухгалтерской отчетности предыдущего года (входящих остатков по балансу
отчетного года] в соответствии с изменением учетной политики в отчетном году
без внесения соответствующих записей в бухгалтерские регистры, это может
привести к существенному расхождению данных учета (Главной книги] и отчетности
(баланса). Последствия подобного расхождения пока невозможно оценить, однако
можно предположить, что контролирующие органы такого расхождения не поймут.
Видимо, именно возможное расхождение данных
учета и отчетности при изменении учетной политики вынудило разработчиков
Положений (стандартов] российского учета исключить из нового Положения по
ведению бухгалтерского учета, вступившего в силу, как и ПБУ 1/98, с 1 января
1999 г., требование идентичности данных учета и отчетности.
В пункте 35 прежнего Положения о бухгалтерском
учете содержались подобные требования: «Информация, содержащаяся в
бухгалтерской отчетности, основывается на данных синтетического и
аналитического учета. Данные вступительного баланса должны соответствовать
данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий
отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года
причины следует объяснить».
Впервые в практике учета филиалы и
представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской
Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в
стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат
международным стандартам финансовой отчетности.
Аналогичная норма содержится в Положении по
ведению бухгалтерского учета, где для филиалов и представительств иностранных
организаций предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет исходя из
правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если
последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.
Подобное расширение прав филиалов и
представительств иностранных юридических лиц может иметь определенные (пока
труднопрогнозируемые) последствия.
Во-первых, руководитель (глава представительства)
и главный бухгалтер должны быть хорошо знакомы как с правилами ведения
бухгалтерского учета в стране нахождения иностранной организации, так и с
международными стандартами финансовой отчетности.
Во-вторых, сложно представить себе реакцию проверяющих
представительства налоговых инспекторов, наверняка не знакомых с правилами
ведения бухгалтерского учета всех иностранных государств. Мало вероятно, что
контролирующие органы хорошо разбираются в международных стандартах финансовой
отчетности; они не смогут дать заключение о соответствии бухгалтерского учета в
представительствах этим стандартам.
Более подробно порядок ведения бухгалтерского
и налогового учета рассмотрен в Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня
1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».
Так, согласно п. 3 этой Инструкции постоянные
представительства иностранных юридических лиц в Российской Федерации ведут
регистры бухгалтерского учета; журналы, Главную книгу, оборотные ведомости,
кассовую книгу и другие как самостоятельные хозяйствующие субъекты.
Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при условии, что
они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые сроки.
По требованию налоговых органов должно также представляться описание учетной
системы [учетная политика), включающее информацию, касающуюся:
порядка начисления амортизации основных
средств и нематериальных активов;
оценки готовой продукции, производственных
запасов и незавершенного производства;
бухгалтерских стандартов, Плана счетов и их
кодов и др. Счета следует вести таким образом, чтобы декларации, ведомости,
формы, предусмотренные названной Инструкцией, могли быть составлены в
соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством Российской
Федерации и данной Инструкцией.
В большей части нормативных актов,
регулирующих налогообложение организаций, либо упоминаются собственно счета
бухгалтерского учета, либо даются ссылки на отдельные показатели бухгалтерской
отчетности. Таким образом, представительства иностранных юридических лиц
вынуждены вести бухгалтерский учет согласно российским правилам, на что прямо
указывает и Закон о бухгалтерском учете [ст. 4).
Неизменность
учетной политики необходима для обеспечения сравнимости данных о финансовом
состоянии организации и итогах ее деятельности за определенный отчетный период
времени по отношению к другому аналогичному периоду времени либо к показателям
деятельности других организаций.
Учетная политика организации позволяет
реализовать организации определенные финансовые задачи, поставленные перед ее
администрацией собственниками:
-
минимизация
уплачиваемых налогов;
-
привлечение
средств инвесторов;
-
другие цели.
Выбор учетной
политики должен быть обоснованным, с тем, чтобы в конкретных условиях
деятельности организации она наилучшим образом обеспечивала реализацию
поставленной задачи и предоставление информации о финансовом положении и
результатах деятельности организации.
Способы учета
отдельных операций, являющихся для организации элементами учетной политики,
утверждаются приказом организации.
Изменения в учетной политике возможны,
если они целесообразны с точки зрения реальности отражения хозяйственных
процессов и финансовых результатов.
Внесение изменений в учетную политику
может производиться в случаях:
-
смены
собственников;
-
реорганизации
организации (слияние, разделение и тому подобное);
-
изменения
законодательства (гражданского, налогового), влияющего на условия
хозяйствования организации;
-
изменения
методологии бухгалтерского учета в системе нормативных документов;
-
разработки
новых способов бухгалтерского учета.
Рассмотрим
отдельные способы (методы) оценок и учета имущества организации и отдельных
операций, составляющих отдельные элементы учетной политики.
К оценочным элементам учетной политики, в
частности, относятся:
-
порядок
определения норм износа (амортизации) основных средств;
-
порядок
определения срока амортизации нематериальных активов;
-
оценка
товарно-материальных ценностей при их выбытии;
-
оценка товаров
полученных – с учетом или без учета скидок;
-
оценка
незавершенного производства: по полной фактической себестоимости; по
нормативной (плановой, договорной) стоимости; по прямым затратам; по стоимости
сырья, материалов и полуфабрикатов;
-
оценка
государственных и иных аналогичных облигаций – по номинальной стоимости либо по
стоимости приобретения.
К прочим элементам учетной политики, в
частности, относятся:
-
применяемая
форма счетоводства бухгалтерского учета;
-
система первичного
учета (формы первичной учетной документации, порядок и сроки проведения
инвентаризаций, применение норм и нормативов и другое);
-
применяемый
План счетов бухгалтерского учета – полный (типовой) либо рабочий;
-
состав
расходов будущих периодов, сроки и порядок их списания;
-
образование и
виды резервов предстоящих расходов и платежей;
-
состав затрат
на производство, порядок списания косвенных расходов;
-
порядок
признания выручки от реализации продукции (работ, услуг) – «по оплате» либо «по
отгрузке»;
-
определение
финансового результата по строительным, научным и иным аналогичным работам, с
длительным циклом их производства – в целом за объект либо по определенным
этапам;
-
образование
оценочных резервов;
-
использование
чистой прибыли – непосредственно по мере расходования денежных средств или
путем образования специальных фондов.
Выбор и применение способов и
методов, составляющих элементы учетной политики, предусматривает соблюдение
следующих требований.
1.
Непрерывность
деятельности организации (правило функционирующего предприятия). Требование
заключается в том, что организация предположительно будет продолжать свою
деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения в ликвидации или
сокращении масштабов своей деятельности.
2.
Требование
осмотрительности. В соответствии с данным требованием организация проявляет
большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов
(создание обеспечения для всех известных обязательств), чем возможных доходов и
активов. В данном случае бухгалтер испытывающий сомнения по поводу того, в
какой оценке должны быть отражены в учете те или иные активы или пассивы
организации, обязан проявлять осторожность и выбрать такую процедуру учета, при
которой произошла бы минимальная переоценка величины активов и дохода. При этом
не допускается создание скрытых резервов.
Требование осмотрительности
предполагает следующее.
Активы не должны быть завышены – это
предусматривает:
-
отражение
прибыли, реально выявленной на конец отчетного периода:
-
необходимость
в образовании определенных резервов, в том числе резервов предстоящих расходов
и платежей, но только предусмотренных нормативными документами РФ.
Издержки и
пассивы не должны быть занижены – необходимо учесть все ожидаемые обязательства
и потенциальные убытки, возникшие за отчетный или за предыдущие финансовые
годы.
3.
Приоритет содержания перед формой. Указанное
требование предусматривает отражение организацией в бухгалтерском учете фактов
хозяйственной деятельности, исходя не только из их правовой формы, но и из
экономического содержания фактов и условий хозяйствования. В том случае, если
организация в силу национального законодательства не может руководствоваться
при отражении отдельных хозяйственных операций экономическими соображениями,
она освещает последствия этого в пояснениях к бухгалтерской отчетности.
4.
Требование непротиворечивости. Это требование
заключается в соблюдении тождества данных:
-
аналитического учета оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета на первое число каждого месяца;
-
показателей бухгалтерской отчетности данным
синтетического и аналитического учета;
-
экономического содержания аналогичных статей
бухгалтерской отчетности на конец предыдущего отчетного периода и на начало текущего
отчетного периода.
5.
Последовательность применения учетной политики.
Предполагается, что принятые учетные решения применяются последовательно от
одного года к другому.
6.
Допущение временной определенности фактов
хозяйственной деятельности. Факты хозяйственной деятельности предприятия
относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в
бухгалтерском учете), в котором они имели место, независимо от фактического
времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
7.
Допущение имущественной обособленности предприятия.
Имущества и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и
обязательств собственников этого предприятия и других юридических лиц.
8.
Требование рациональности. Рациональное и экономное
ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и
величины предприятия.
Подводя итоги,
хочется еще раз обратить внимание собственников, руководителей и бухгалтеров
организаций на богатство выбора элементов учетной политики и возросшие
требования к документированию хозяйственных операций.
Формальное
отношение к подготовке ежегодного приказа по учетной политике организации может
привести к убыточности ее деятельности и негативным налоговым последствиям.
ГЛАВА 2. Принципы формирования учетной
политики предприятия.
2.1. Влияние
на учетную политику условий хозяйствования предприятия.
При общей
методологической основе бухгалтерского учета при реорганизации учета на каждом
отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию
бухгалтерского учета на данном предприятии:
·
формы собственности на
средства производства и другое имущество предприятия,
·
разнообразие видов
предпринимательской деятельности,
·
отраслевая специфика,
·
структура предприятия и
др.
В условиях многообразных
форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях
по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях
основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме
того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать
прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков.
У предприятий других
форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме
прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи
ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие
поступления, не противоречащие законодательству.
Все это вызывает
особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с
учредителями, акционерами и инвесторами.
Создание совместных
предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные
стандарты, так как отношения между предприятием с участием иностранного
капитала, иностранными инвестициями и его финансовыми кредиторами существенно
меняются с выходом его на международные рынки. В этом случае при организации
учета на предприятии возникает необходимость удовлетворять информационные
запросы не только российских, но и внешних кредиторов за рубежом.
Налоговое
законодательство выдвигает требование ведения раздельного учета затрат по
разным видам деятельности или видам продукции (работ, услуг), но собственно
методология распределения накладных (косвенных) расходов нормативным порядком
законодательно не закреплена, и каждая организация имеет свою методику, которая
является одним из элементов учетной политики.
В соответствии с п.3
ст.5 Закона о бухгалтерском учете организации самостоятельно формируют учетную
политику. Учетная политика – это выбранная ею совокупность способов ведения
бухгалтерского учета: первичного наблюдения; стоимостного измерения, текущей
группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
При формировании учетной
политики по конкретному направлению (вопросу) организации и ведении
бухгалтерского учета выбирают один способ из нескольких, допускаемых
нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования
бухгалтерского учета в РФ. Если способ ведения бухгалтерского учета по конкретному
вопросу таким образом не установлен, то организация сама разрабатывает
соответствующий способ исходя из иных Положений по бухгалтерскому учету.
На организацию учета на
предприятии оказывает влияние и отраслевая специфика. В зависимости от
отраслевой специфики в организации бухгалтерского учета следует обращать
внимание на объекты бухгалтерского учета, определяющиеся хозяйственной
деятельностью предприятия.
На организацию учета на
предприятии оказывает влияние структура самого предприятия, то есть наличие
филиалов, представительств, дочерних предприятий и др., выделенных на отдельный
(самостоятельный) баланс. В этих условиях необходимо организовать учет расчетов
с этими подразделениями, составлять сводную консолидированную отчетность.
При формировании учетной
политики головного подразделения организации, имеющей филиалы или
представительства, одновременно происходит формирование учетной политики всех
обособленных структурных подразделений; другими словами, они идентичны.
При составлении сводной
бухгалтерской отчетности организации, имеющей дочерные или зависимые общества,
должна применяться единая учетная политика в отношении аналогичных статей
имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной
организации и дочерных обществ. Если при составлении бухгалтерской отчетности
какого-либо дочерного общества применялась учетная политика, отличная от
применяемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до
объединения отчетность дочерного общества приводится в соответствие с учетной
политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.
Предприятию
предоставлено право осуществлять внешнеэкономическую деятельность. В этом
случае должен быть организован учет экспортно-импортных и валютных операций.
Кроме производственных
подразделений, на предприятии могут быть непромышленные производства и
хозяйства. Их наличие требует разделения учета промышленных и непромышленных
хозяйств. Это необходимо для определения себестоимости промышленной продукции и
продукции и услуг непромышленных хозяйств, а также для контроля за сметами
расходов.
В зависимости от
величины предприятия по-разному организуется структура бухгалтерской службы.
2.2.
Организационно-технические и методические аспекты учетной политики.
Организационно-технический раздел приказа об учетной политике может включать в
себя решение следующих вопросов.
Организация
учетной работы
Согласно статье 6 Закона о бухгалтерском учете, в зависимости от объема учетной
работы бухгалтерский учет в организации может осуществляться: бухгалтерией как
самостоятельным структурным подразделением; бухгалтером, принятым по трудовому
договору и состоящим в штате организации; специальной профессиональной
организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером специалистом,
ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
В
качестве приложения 1 «Организация учетной работы» к приказу об учетной
политике могут приводиться: Положение о бухгалтерской службе, должностные
инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией
или бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные
документы.
Положение о бухгалтерской службе, а также должностные инструкции работников
бухгалтерии оформляются по общей схеме и, как правило, включают в себя шесть
разделов: общие положения; функции; права и обязанности; ответственность;
взаимоотношения (служебные связи); организация работы.
Вопросы
функционирования филиалов (структурных подразделений)
Возможность выделения филиалов и иных обособленных структурных подразделений на
отдельный баланс вытекает из содержания пункта 33 Положения по ведению
бухгалтерского учета. Выделение целесообразно в случае территориальной
обособленности структурных подразделений или обособленности их
производственного и коммерческого процессов.
При
наличии у организации обособленных подразделений необходимо также определиться
относительно уровня централизации учетных работ: при централизованной форме вся
учетная работа проводится централизованной бухгалтерией, при децентрализованной
форме на местах функционируют свои учетные подразделения.
В
качестве приложения 2 к приказу об учетной политике могут приводиться Положения
о филиалах (обособленных подразделениях) или выписки из них по вопросам,
касающимся организации учета.
Очень
часто допускается ошибка, когда организация, имеющая филиалы и практикующая
распределение расходов между головной организацией и филиалами, не оговаривает
в учетной политике порядок документального подтверждения такого
перераспределения. Например, если расходы произведены головной организацией, но
часть их относится к деятельности филиала, последнему необходимо иметь комплект
документов, исключающий вопросы со стороны территориального налогового органа,
где фактически расположен и осуществляет деятельность филиал, относительно
подтверждения этих расходов. Такой комплект наряду с распорядительным
документом головной организации об отнесении части затрат на филиал должен
содержать надлежащим образом заверенные копии оправдательных документов
(договоров, счетов в адрес головной организации), подтверждающих первоначальные
расходы головной организации, и экономически обоснованный расчет по их
распределению.
Также
необходимо учесть, что с вступлением в силу с 1 января 1999 года части первой
Налогового кодекса РФ филиалы и представительства российских юридических лиц
исключаются из состава налогоплательщиков. С 1 января 1999 года обязанность по
уплате налогов и сборов возлагается на юридические лица, создавшие данные
филиалы и представительства (Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ «О
введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Таким
образом, число налоговых споров, возникающих в результате перераспределения
между головной организацией и ее филиалами затрат, прибыли, имущества и иных
объектов налогообложения в пределах одного юридического лица, по объективным
причинам должно уменьшиться.
Разработка
рабочего плана счетов
В соответствии
со статьей 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктом 9 Положения по
ведению бухгалтерского учета каждая организация должна на основе утвержденного
Минфином России Плана счетов бухгалтерского учета разработать собственный
рабочий план, в котором следует предусмотреть счета, необходимые для ведения в
организации синтетического и аналитического учета. При этом следует иметь в
виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в
утвержденном Плане счетов, могут вводиться только по согласованию с Минфином
России. Основанием для введения таких счетов может служить появление новых
видов имущества, обязательств и т.п.
Разработанный организацией рабочий план счетов целесообразно привести в
приложении 3 к приказу об учетной политике.
Примерные
формы первичных учетных документов
В
соответствии с Законом о бухгалтерском учете организации обязаны оформлять
хозяйственные операции только с помощью первичных учетных документов,
утвержденных в установленном порядке. С 1 января 1999 года в действие вводятся
новые унифицированные формы первичных учетных документов:
-
по учету труда и его оплаты, основных средств и
нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся
предметов, работ в капитальном строительстве (утверждены постановлением
Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а);
-
по учету работы строительных машин и механизмов,
работ в автомобильном транспорте (утверждены постановлением Госкомстата России
от 28 ноября 1997 года № 78);
-
по учету кассовых операций (утверждены
постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года № 88) и т.д.
Согласно пунктам 8 и 13 Положения по ведению бухгалтерского учета, приказом об
учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов,
применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены
типовые (унифицированные) формы. Такие формы первичных документов должны
содержать следующие реквизиты: наименование документа; код формы; дату
составления; наименование организации, от имени которой составляется документ;
содержание хозяйственной операции; измеритель хозяйственной операции (в
натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных
за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные
подписи указанных лиц и их расшифровки.
В зависимости от
характера операции и требований нормативных актов в первичные документы могут
быть включены дополнительные реквизиты.
Разработанные
организацией формы первичных учетных документов с краткими указаниями по их
заполнению рекомендуется привести в приложении 4 к приказу об учетной политике.
Перечень лиц,
имеющих право подписи первичных учетных документов
Согласно пункту 3
статьи 9 Закона о бухгалтерском учете и пункту 14 Положения по ведению
бухгалтерского учета, перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных
документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным
бухгалтером.
Данный перечень
целесообразно разработать применительно к должностям, а не к определенным
фамилиям (лицам) и привести его в приложении 5 к приказу об учетной политике.
Разработка
порядка организации документооборота
Пунктом 3 статьи
6 Закона о бухгалтерском учете и пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского
учета предусмотрено, что организация должна утвердить правила документооборота.
Документооборот
в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня
работ, выполняемых каждым структурным подразделение, а также всеми
исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
График
документооборота с необходимыми пояснениями рекомендуется привести в приложении
6 к приказу об учетной политике.
Выбор формы
бухгалтерского учета и технологии обработки учетной информации
В соответствии с
пунктом 8 и 19 Положения по ведению бухгалтерского учета организация
самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, то есть совокупность
учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций.
Формы регистров
бухгалтерского учета, самостоятельно разработанные организацией, целесообразно
привести в приложении 7 к приказу об учетной политике.
Использование
форм стандартных регистров, разработанных Минфином или иными уполномоченными
органами, подкрепляется ссылкой на номер и дату соответствующего документа:
письмо Минфина СССР от 8 марта 1960 года № 63 «Об инструкции по применению
единой журнально-ордерной формы счетоводства» (с учетом Рекомендаций по
применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях, приведенных
в письме Минфина России от 24 июля 1992 года № 59); приказ Минфина России от 3
ноября 1993 года № 122 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в
учреждениях и организациях, состоящих на бюджете» и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|