Учетная политика предприятия (rtf)
Разработка
номенклатуры учета материально-производственных запасов
Необходимость
разработки такой номенклатуры в разрезе наименований и (или) однородных групп
(видов) для последующей организации учета материально-производственных запасов
следует из пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом
Минфина России от 15 июля 1998 года № 25н.
Разработанную
номенклатуру рекомендуется привести в приложении 8 к приказу об учетной
политике организации.
Порядок
проведения инвентаризации имущества и обязательств
Согласно пункту 3
статьи 6 Закона о бухгалтерском учете, а также пунктам 8 и 26 Положения по
ведению бухгалтерского учета, при формирования учетной политики утверждается
порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.
Организацией
утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения,
перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация
товаров в торговой организации может проводиться ежемесячно, а инвентаризация
основных средств – один раз в три года. Организации следует решить, в какие
сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов
баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах.
Положение о
проведении инвентаризации оформляется в виде приложения 9 к приказу об учетной
политике.
Внутренняя
отчетность организации
В соответствии с
пунктом 3 стать 6 Закона о бухгалтерском учете и пунктом 8 Положения по ведению
бухгалтерского учета организация должна определить состав и формы внутренней
отчетности, периодичность и сроки ее составления и предоставления, лиц,
ответственных за ее составление, а также потенциальных пользователей этой
отчетности.
Положение о
внутренней отчетности организации может быть оформлено в виде приложения 10 к
приказу об учетной политике.
Оформление
других решений, необходимых для организации и ведения учета
Приказ об учетной
политике организации может также содержать ссылки на другие внутренние
положения, регламентирующие бухгалтерский и налоговый учет, оформляемые в виде
приложений к данному приказу. В качестве приложений к приказу об учетной
политике могут выступать:
-
разработанная организацией номенклатура дел,
формируемых в бухгалтерской службе, с указанием срока их хранения;
-
положения, закрепляющие требования главного
бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению
в бухгалтерию необходимых документов и сведений ( как это предусмотрено п. 3
ст. 7 Закона о бухгалтерском учете);
-
сроки и порядок выдачи наличных денежных средств
под отчет сотрудникам, оформления отчетов по их использованию (п. 11 Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом
Центрального банка РФ от 4 октября 1993 года № 18);
-
порядок использования ККМ или бланков строгой отчетности
в случае ведения денежных расчетов с населением за наличный расчет (Закон РФ от
18 июня 1993 года № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением», постановление Правительства от 7
августа 1998 г. № 904 и т.д.);
-
выписки из положений, регламентирующих формы и
системы оплаты труда в организации, работу с персоналом (в части, имеющей
отношение к начислению заработной платы, компенсаций работникам и иным вопросам
ведения бухгалтерского учета) и т.д.
В
методическом разделе приказа об учетной политике отражаются методические
вопросы учетной и налоговой политики организации как совокупность способов
ведения бухгалтерского и налогового учета.
Выбор метода определения выручки от реализации продукции
(работ, услуг)
В соответствии с пунктом 13 Положения о
составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552 (далее Положение о
составе затрат), выручка от реализации продукции (работ, услуг) в целях
налогообложения прибыли определяется либо по мере поступления денежных
средств, либо по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчетных
документов.
Согласно статье 8 Закона РФ от 6 декабря 1991 г. №
1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», выручка при исчислении этого налога
также может определяться либо «по оплате», либо «по отгрузке».В отношении
остальных налогов, базой для исчисления которых является выручка от реализации
продукции (работ, услуг), специальных норм в законодательстве не содержится.
Однако на практике избранный организацией метод определения выручки применяется
и при исчислении других налогов, начисляемых исходя из выручки (налога на
пользователей автодорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы и т.д.)
Избранный метод определения выручки от реализации
распространяется не только на реализацию продукции (товаров, работ, услуг), но
и на реализацию основных средств и прочих активов. Что касается
внереализованных доходов, то и они учитываются для целей налогообложения по
мере начисления, то есть независимо от факта поступления денежных средств.
В настоящее время выбор метода определения выручки от
реализации в целях налогообложения – один из важнейших вопросов
учетно-налоговой политики. При исчислении выручки в целях налогообложения «по
отгрузке» упрощается ведение налогового учета, выручка определяется по данным
бухгалтерского учета методом начисления, исчезает необходимость проведения
сложных налоговых корректировок. Однако при наличии большой дебиторской
задолженности этот вариант приводит существенному отвлечению оборотных средств
организации в налоговые платежи.
Следует отметить, что моментом формирования для целей
налогообложения выручки «по оплате» помимо поступления денежных средств
считается исполнение контрактов (других договорных отношений) на основании
договора об отступном, с применением векселей, договора новации, переуступки
права требований и т.п.
При отражении выручки от реализации продукции (работ,
услуг) в бухгалтерском учете в первую очередь следует учитывать условия
договора: если договором предусмотрен момент перехода права владения,
пользования и распоряжения товарами только после оплаты (зачета взаимных
требований) либо после выполнения обязательств обеими сторонами ( например, по
договору мены), то и выручку следует формировать по моменту выполнения всех
договорных условий независимо от содержания приказа об учетной политике (п. 3.1
Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности,
утвержденной приказом Минфина России от 12 ноября 1996 года № 97). Покупатель, приобретающий
продукцию по договору с особыми условиями перехода права собственности, не
имеет права приходовать материальные ценности на баланс до их оплаты (зачета
взаимных требований, встречного исполнения обязательств по договору мены).
Данное положение, регламентирующее порядок
формирования выручки от реализации в бухгалтерском учете, до 1 января 1999 года
не имело подтверждения в налоговом законодательстве. Это давало возможность
налоговым органам не принимать во внимание условия договора при определении
выручки от реализации в целях налогообложения.
В пункте 1 статьи 39 части первой Налогового кодекса
РФ впервые дается определение реализации товаров (работ, услуг), отсутствующее
в действующем до 1 января 1999 года налоговом законодательстве. Реализацией
товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе ( в том числе
обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары или
результаты выполненных работ одним лицом другому лицу, а в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом РФ, и на безвозмездной основе.
Таким образом, реализация товаров (работ, услуг)
имеет место в момент перехода права собственности на товар (результат
выполненных работ) от одного лица к другому. В соответствии с действующим
гражданским законодательством стороны договора своим соглашением могут
установить отличный от общеустановленного момент перехода права собственности
(например, определить его конкретной датой либо указанием на событие).
Из изложенного следует, что с 1 января 1999 года
налогоплательщик имеет достаточные основания путем внесения соответствующих
условий в договор изменять момент реализации товара (работ, услуг) для
определения выручки от реализации как в бухгалтерском учете, так и для целей
налогообложения.
Методика корректировки себестоимости реализованной
продукции организациями, учитывающими выручку для целей налогообложения «по
оплате»
Метод определения выручки от реализации «по оплате»
или «по отгрузке» определяет также порядок формирования себестоимости
реализованной продукции.
В соответствии с пунктом 3 информационного письма
Президиума ВАС РФ от 14 ноября 1997 года № 22 «Обзор судебной практики
применения законодательства о налоге на прибыль» момент учета затрат по
производству и реализации продукции в целях налогообложения прибыли должен
совпадать с моментом учета выручки от реализации. Иначе говоря,
налогоплательщик не вправе уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на
затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), выручка от
реализации которых не включена в доходную часть (то есть не получена). В этом
случае необходима соответствующая корректировка себестоимости продукции (работ,
услуг) для целей налогообложения.
Такая корректировка не вызывает затруднений у
организаций, ведущих пообъектный (позаказный и т.п.) учет себестоимости. В
случае ведения затрат котловым способом организации необходимо определиться с
методикой корректировки себестоимости продукции (работ, услуг). В условиях
отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей решение подобных вопросов,
разработанная организацией методика должна быть экономически обоснованной.
Следует отметить, что торговые организации до
проведения вышеуказанной корректировки должны распределить суммы транспортных
расходов и процентов за банковский кредит, собранные на счете 44 «Издержки
обращения», между реализованными товарами и остатком нереализованных товаров.
Установление лимита отнесения предметов МБП
Согласно действующему законодательству, к МБП
относятся предметы стоимостью не более 100-кратного размера МРОТ ( для бюджетных
организаций – 50-кратного размера МРОТ). С 1 января 1999 года руководителю
организации предоставлено право устанавливать меньший лимит отнесения
приобретенных ценностей к МБП данный вывод следует из пункта 50 Положения по
бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98).
Порядок начисления амортизации основных средств.
В настоящее время порядок начисления амортизации по
основным средствам в бухгалтерском учете и для целей налогообложения
различаются. В бухгалтерском учете предполагается выбор для каждой группы
однородных объектов одного из следующих способов6
-
линейный способ;
-
способ уменьшаемого
остатка;
-
способ списания стоимости
по сумме чисел лет срока полезного использования;
-
способ списания стоимости
пропорционально объему реализованной продукции (работ, услуг).
Срок полезного использования основного средства
определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к учету исходя из
технических условий его эксплуатации, норм, установленных централизованно, или
других условий, определенных в пункте 4.4 Положения по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств» (ПБУ 6/97), утвержденного приказом Минфина России от 3
сентября 1997г. № 65н.
При начислении амортизации на основные средства для
целей налогообложения следует руководствоваться подпунктом «х» пункта 2
Положения о составе затрат, согласно которому в себестоимость продукции
включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных
производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке.
По мнению налоговых органов, утвержденными нормами
следует считать Единые нормы амортизационных отчислений на полное
восстановление основных производственных фондов народного хозяйства СССР,
установленных постановлением Совмина СССР от 22 декабря 1992 года № 1072 (п.6
письма Госналогслужбы России от 27 октября 1998 г. № ШС-6-02/768). Данные нормы
предусмотрены в основном для линейного способа начисления амортизации, за
исключением некоторых групп основных фондов (например, по некоторым категориям
автомобильного транспорта амортизация начисляется в зависимости от их пробега).
Таким образом, начисление амортизации в бухгалтерском
учете и для целей налогообложения будет совпадать только в случае совпадения
способов начисления амортизации (то есть использования организацией линейного
способа) и определения срока полезного использования исходя из централизованных
норм.
Ввиду того что Единые нормы амортизационных
отчислений в настоящее время не отменены и во избежание споров с налоговыми
органами при несовпадении амортизации, начисленной в бухгалтерском учете и
принимаемой для целей налогообложения, организациям рекомендуется производить
корректировку налогооблагаемой прибыли.
В дополнение необходимо отметить, что малые
предприятия могут применять ускоренную амортизацию. В этом случае действующие
нормы амортизации увеличиваются в два раза и (или) производится дополнительное
списание до 50% от первоначальной стоимости основных средств в первый год их
эксплуатации.
С 1 октября 1998 года возможно применение понижающих
коэффициентов к установленным нормам без каких-либо ограничений (постановление
Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 627 «Об уточнении порядка расчета
амортизационных отчислений и переоценке основных фондов»).
Порядок начисления амортизации нематериальных активов
Начиная с 1999 года по нематериальным активам (за
исключением организационных расходов, товарных знаков, знаков обслуживания и
других нематериальных активов, по которым погашение стоимости не производится)
амортизация начисляется одним из двух способов.
-
линейным (исходя из норм,
исчисленных организацией на основе срока полезного использования объекта);
-
способом списания
стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг).
Согласно подпункту «ц» пункта 2 Положения о составе
затрат, в себестоимость продукции (работ, услуг) включается амортизация
нематериальных активов по нормам, расчитанным организацией исходя из
первоначальной стоимости и срока полезного использования (но не более срока
деятельности организации). Иначе говоря, для целей налогообложения возможен
только один способ начисления амортизации по нематериальным активам (исходя из
срока их полезного пользования). Таким образом, с 1 января 1999 года между
амортизацией, начисленной в бухгалтерском учете, и амортизацией, учитываемой
для целей налогообложения, возможны расхождения.
В ряде случаев организациями допускаются ошибки при
начислении амортизации по нематериальным активам. Так, бухгалтеру необходимо
учитывать, что при отсутствии внутренней документации, устанавливающей срок
полезного использования нематериального актива, у организации нет достаточных
оснований для начисления амортизации, учитываемой для целей налогообложения
прибыли. Также в некоторых случаях срок полезного использования нематериальных
активов устанавливается организацией в пределах одного года, в то время как,
согласно пункту 55 Положения по ведению бухгалтерского учета, к нематериальным
активам относятся права, используемые в хозяйственной деятельности в течение
периода, превышающего 12 месяцев.
Порядок начисления амортизации МБП
С 1 января 1999 года организациям предоставляется
право выбора одного из трех способов погашения стоимости находящихся в
эксплуатации МБП (п. 51 Положения по ведению бухгалтерского учета):
-
линейный;
-
процентный;
-
способ списания стоимости
МБП пропорционально объему выпущенной продукции.
Применение одного из способов по конкретному предмету
производится в течение всего срока его использования.
Амортизация МБП включается в себестоимость продукции
в соответствии с пунктом 6 Положения о составе затрат. При этом различий между
бухгалтерским и налоговым учетом не существует.
Бухгалтеру следует учитывать, что при изменении
учетной политики с начала нового финансового года изменение способа начисления
амортизации по конкретному предмету, переданному в эксплуатацию, в период его
использования не допускается (п.23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет
материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденного приказом
Минфина России от 15 июня 1998г. № 25н). Все изменения в учетной политике по
данному вопросу применяются к вновь приобретаемым и передаваемым в эксплуатацию
МБП.
Порядок списания МБП стоимостью в пределах 1/20
лимита
Согласно пункту 51 Положения по ведению
бухгалтерского учета, МБП стоимостью не более 1/20 установленного лимита за
единицу могут списываться в расход по мере их отпуска в производство и
эксплуатацию. При утверждении учетной политики следует подтвердить такой способ
списания МБП.
В большинстве способов при списании в расход МБП стоимостью
в пределах 1/20 лимита организации не отслеживают движение таких предметов и не
оформляют акты на их списание. В случае проведения проверки налоговыми органами
выяснить судьбу таких МБП и их фактическое использование в процессе
производства не предоставляется возможным. Это дает основание проверяющим
исключить сумму затрат по их приобретению из себестоимости продукции (работ,
услуг). Между тем пункт 51 Положения по ведению бухгалтерского учета прямо
предусматривает организацию надлежащего контроля за движением списанных в
расход МБП в целях обеспечения сохранности этих предметов при их эксплуатации.
Установление метода оценки потребленных
производственных запасов
Начиная с 1999 года в соответствии с пунктом 58
Положения по ведению бухгалтерского учета израсходованные материальные ресурсы
(сырье, материалы, топливо и т.п.) разрешается отражать в учете одним из
четырех методов оценки запасов, применяемых по каждому конкретному
наименованию:
-
по себестоимости каждой
единицы (для запасов, используемых в особом порядке, содержащем драгоценные
металлы, камни, которые не могут обычным образом заменять друг друга);
-
по средней себестоимости,
определяемой в конце каждого месяца по каждому виду (группе) материальных
запасов;
-
по себестоимости первых
по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
-
по себестоимости
последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод
ЛИФО).
Выбор метода оценки может оказать существенное
влияние на конечный финансовый результат деятельности организации, особенно в
условиях инфляции. Так, применение метода ФИФО приводит к снижении
себестоимости продукции (работ, услуг) и завышению стоимости остатков
материально-производственных запасов. Метод ЛИФО в тех же условиях увеличивает
себестоимость продукции (работ, услуг) и снижает стоимость остатков
материально-производственных запасов.
Оценка товаров в розничной торговле
Пункт 60 Положения по ведению бухгалтерского учета
предусматривает возможность для организаций, занятых розничной торговлей, вести
учет товаров по покупным или по продажным ценам (то есть с использованием счета
42 «Торговая наценка»).
С учетом внесения изменений и дополнений в Инструкцию
Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты
налога на добавленную стоимость» торговым предприятиям, а также предприятиям
общественного питания следует уделить особое внимание вопросам организации
раздельного учета товаров, облагаемым НДС по разным ставкам (10 и 20%).
Учет общехозяйственных расходов
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом
Минфина СССР от 1 ноября 1991 года № 56, предусмотрены два варианта учета
общехозяйственных расходов.
Первый вариант предусматривает распределение
расходов, учтенных на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании
отчетного периода между калькулированными объектами. В этом случае сальдо по
счету 26 списывается на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное
производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
Второй вариант основан на принципе калькулирования не
полной себестоимости, а только прямых затрат по отдельным объектам.
Общехозяйственные расходы при этом относятся непосредственно на счет 46 «Реализация
продукции (работ, услуг) и не участвует в формировании себестоимости отдельных
объектов учета.
Способ распределения косвенных расходов
При однопрофильной деятельности организации базой для
распределения косвенных расходов могут быть: прямая заработная плата
производственных рабочих, прямые материальные затраты, общая сумма прямых
затрат, выручка от реализации продукции (работ, услуг) и т.д. Как правило,
метод распределения косвенных расходов определяется отраслевыми методическими
рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции
(работ, услуг).
При многопрофильной деятельности организации
(например, осуществление производственной и посреднической деятельности) выбор
базы распределения косвенных расходов зависит от того, по одинаковым или по
разным ставкам налога на прибыль облагается доход, полученный от разных видов
деятельности. В первом случае выбор базы производится аналогично однопрофильной
деятельности. Во втором случае базой распределения косвенных расходов должна
быть выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная от разных видов
деятельности (п.2.10 Инструкции Госналогслужбы России от 10 августа 1995 года №
37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и
организаций»).
Методика ведения раздельного учета затрат
Определение данного элемента учетной политики
актуально прежде всего для организаций, реализующих продукцию (работы, услуги),
как облагаемую, так и не облагаемую налогом на добавленную стоимость, так как
льготу по НДС можно применить только при наличии раздельного учета затрат по
производству и реализации льготируемой и не льготируемой продукции (работ,
услуг).
Методика раздельного учета затрат в настоящее время
не разработана как на законодательном, так и на инструктивном уровне.
Возможность самостоятельного определения налогоплательщиком такой методики
подтверждена позицией Минфина России и сложившейся судебно-арбитражной
практикой.
В качестве примера можно привести письмо Минфина
России от 5 июня 1997 года № 04-03-08, согласно которому «одним из методов
ведения раздельного учета затрат может быть их распределение пропорционально
объему продукции, облагаемой и не облагаемой налогом на добавленную стоимость,
в общем объеме реализации за отчетный период при условии оформления такого
порядка организационно-распорядительным документом».
Налогоплательщик как заинтересованная в получении
льготы сторона обязан принять все необходимые меры для обеспечения раздельного
учета затрат.
Оценка незавершенного производства
В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению
бухгалтерского учета незавершенное производство в массовом и серийном
производстве может отражаться:
-
по фактической и
нормативной (плановой) производственной себестоимости;
-
по прямым статьям затрат;
-
по стоимости сырья,
материалов и полуфабрикатов.
Одной из наиболее распространенных ошибок является
отсутствие разграничения затрат отчетного периода между завершенной и
незавершенной производством продукцией (работами, услугами). Так, в некоторых
случаях организации осуществляют списание всех расходов, произведенных в
отчетном периоде, в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» без их
распределения. В результате этого завышается показатель себестоимости
реализованной продукции (работ, услуг) и искажаются финансовые результаты
деятельности организации.
Учет финансовых результатов при выполнении
долгосрочных договоров
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий предусматривает два
варианта ведения учета при выполнен㠸и работ долгосрочного характера:
-
с применение счета 36
«Выполненные этапы по незавершенным работам»;
-
без применения счета 36.
Учет курсовых разниц
Согласно пунктам 14 и 15 Положения о составе затрат,
положительные и отрицательные курсовые разницы включаются соответственно в
состав внереализованных доходов и расходов, учитываемых при налогообложении
прибыли.
Пункт 4.3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет
имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной
валюте» (ПБУ 3/95), утвержденного приказом Минфина России от 13 июня 1995 года
№ 50, предусматривает два варианта учета курсовых разниц:
-
непосредственно на счете
80 «Прибыли и убытки» по мере принятия их к учету;
-
на счете *№ «Доходы
будущих периодов» с единовременным их списанием в конце года на счет 80.
При последнем варианте курсовые разницы в течение
отчетного года не влияют на финансовые результаты деятельности организации.
Перечень создаваемых резервов
Согласно пункту 72 Положения по ведению
бухгалтерского учета, в целях равномерного включения предстоящих расходов в
издержки производства или обращения отчетного периода организация может
создавать резервы на:
-
предстоящую оплату
отпусков работникам;
-
выплату ежегодного
вознаграждения за выслугу лет;
-
выплату вознаграждения по
итогам работы за год;
-
ремонт основных средств;
-
производственные затраты
по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства и т.д.
при принятии учетной политики организация определяет:
создавать ли резервы и какие именно либо не создавать.
Помимо этого организация может создавать резервы
сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за
реализованную продукцию (п.15 Положения о составе затрат), а также резерв под обесценение
вложений в ценные бумаги (п.45 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Другие элементы учетной политики
Приказ об учетной политике может содержать и решение
других методических вопросов, регламентирующих бухгалтерский учет организации.
К таким вопросам, в частности, относятся:
-
порядок отражения в учете
процесса приобретения материалов и МБП (с использованием или без использования
вспомогательных счетов 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16
«Отклонение в стоимости материалов»;
-
выбор метода оценки
готовой продукции (по фактической или нормативно (плановой) себестоимости);
-
порядок списания расходов
и доходов будущих периодов;
-
вопросы создания фондов
за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения и
т.д.
Внесение изменений и дополнений в учетную политику
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о
бухгалтерском учете изменения в учетной политике могут иметь место в случаях:
-
реорганизации (слияния,
разделения, присоединения) организации;
-
смены собственников
организации;
-
изменения нормативной
базы или законодательства по бухгалтерскому учету;
-
разработки новых способов
ведения учета (как Минфином России так и самой организацией)
-
иного существенного
изменения условий деятельности организации.
Согласно вышеуказанному закону, в целях
сопоставимости данных бухгалтерского учета все изменения в учетной политике
должны вводиться с начала финансового года.
Исключения из этого правила возможны в случаях, если
нормативными актами по бухгалтерскому учету вводятся новые нормы, которым
придается обратная сила.
Во всех остальных случаях учетная политика
организации должна быть неизменна в течение года. При этом, формируя учетную
политику, необходимо предусмотреть возможные изменения условий хозяйствования и
учетные последствия таких изменений. Например, малому предприятию, принимающему
решение о начислении ускоренной амортизации, в приказе об учетной политике
следует оговорить последствия выбытия организации из состава субъектов малого
предпринимательства в случае изменения численности работников.
Согласно пункту 4 статьи 13 Закона о бухгалтерском
учете, об изменениях в учетной политике на следующий отчетный год организация
должна сообщать в пояснительной записке, представляемой в составе годовой бухгалтерской
отчетности.
Следует особо оговорить, что действующим
законодательством не запрещено внесение дополнений в учетную политику в течение
отчетного года в случае, если организация упустила какие-то моменты при ее
первоначальном формировании, изменила виды осуществляемой деятельности, а
также в случаях, когда у организации появляются новые участки бухгалтерского
учета. Например:
-
открывается филиал, и
необходимо решить вопросы отражения внутрихозяйственных вопросов;
-
появляются наряду с
нельготируемыми также льготируемые обороты по НДС, и организации необходимо
определить методику ведения раздельного учета затрат и т.п.
В этих случаях внесение дополнений в учетную политику
в течение отчетного года вполне законно и обоснованно.
ГЛАВА 3. Взаимосвязь учетной
политики с бухгалтерской отчетностью.
3.1. Бухгалтерская отчетность: состав, содержание,
принципы формирования.
Бухгалтерская отчетность – это совокупность форм
отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления
внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении
организации в форме удобной и понятной для принятия этими пользователями
определенных деловых решений.
В соответствии со статьей 13 III
главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» все организации «… обязаны
составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую
отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных
организаций, состоит из:
-
бухгалтерского баланса;
-
отчета о прибылях и
убытках;
-
приложений к ним,
предусмотренных нормативными активами;
-
аудиторского заключения,
подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в
соответствии с Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;
-
пояснительной записки».
В этом же законе отмечено, что пояснительная записка
к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об
организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и
предшествующий ему год и т.д.
Эта статья российского закона соответствует
международному стандарту бухгалтерского учета № 5 «Данные финансовых отчетов» (IAS
–5-77). В нем сказано, что финансовые отчеты составляются помимо прочего, и для
удобства оценок и принятия финансовых решений. Если в отчете нет ясности и
четкости, на его основе невозможно выносить ответственные решения и суждения.
Это в полной мере должно относиться и к сведениям, содержащимся в российской
бухгалтерской отчетности.
В стандарте № 5 в п.9 указано, что в финансовых
отчетах должны содержаться соответствующие цифры за предшествующий период. Это
несомненно повышает аналитичность отчетов. Однако в российской бухгалтерской
отчетности этому пункту соответствуют только формы № 1 и 2, а формы № 3,4,5 не
содержат сведений прошлого периода, что затрудняет проведение анализа
финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Бухгалтерская отчетность в России представляет
интерес для двух групп внешних пользователей:
1)
непосредственно
заинтересованных в деятельности организации: существующие и потенциальные
собственники организации; кредиторы; поставщики и покупатели; государство (в
лице налоговых органов); служащие на данном предприятии.
2)
Непосредственно
незаинтересованные в деятельности организации: аудиторские службы; консультанты
по финансовым вопросам; биржи ценных бумаг; законодательные органы; юристы;
пресса и информационные агентства; торгово-производственные ассоциации;
профсоюзы.
К внутренним пользователям отчетности относятся
высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней,
которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных
решений и эффективность структуры капитала, составляют прогнозные формы
отчетности, оценивают возможности структурной реорганизации.
В состав бухгалтерской отчетности включаются:
a)
бухгалтерский баланс –
форма № 1;
б) отчет о прибылях и убытках – форма № 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о
прибылях и убытках:
-
отчет о движении капитала
– форма № 3 (годовая)
-
отчет о движении денежных
средств – форма № 4 (годовая);
-
приложение к
бухгалтерскому балансу – форма № 5 (годовая)
Страницы: 1, 2, 3, 4
|